Ответы Андрея Хазина на вопросы Ч. 2

in Зарубежные награды/Интервью 3804 views

Продолжение беседы с Андреем Хазиным называется «Ответы Андрея Хазина на вопросы. Часть 2». Но это название хотелось бы изменить по одной простой причине: Андрей Леонидович Хазин Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2017 № 94 «Об утверждении состава Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам» включён в состав Комиссии.

Несмотря на ответственное назначение, Андрей подготовил ответы на вопросы, заданные по результатам опубликованного интервью. И любезно предоставил прекрасные фотоизображения невероятных артефактов собственного собрания.

Поэтому, публикуя обещанную вторую часть ответов на вопросы наших коллег, поздравляем Андрея с новым назначением  и надеемся, что включение в Комиссию по государственным наградам даёт нам повод для очередного интервью.

Андрей, поздравляю! Интересной работы!

С уважением

Главный редактор
Алексей Сидельников 

Ответы Андрея Хазина на вопросы. Ч. 1

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, Президент Российской академии художеств З.К. Церетели, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Е.Ю. Гагарина, коллекционер, академик РАХ А.Л. Хазин с сыном Арсением. На открытии выставки «Рыцарские ордена Европы», музей-заповедник «Московский Кремль»
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, Президент Российской академии художеств З.К. Церетели, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Е.Ю. Гагарина, коллекционер, академик РАХ А.Л. Хазин с сыном Арсением. На открытии выставки «Рыцарские ордена Европы», музей-заповедник «Московский Кремль»

Прислали рассылку: Интервью с Хазиным. Круто! Оказалось три интервью! А вот вопрос: может появилось чтото новое в рыцарской коллекции или на подходе?

А.Х.: Спасибо! Коллекционер не только «чахнет» над уже собранной коллекцией, но всегда пребывает в поиске! Очень важна работа по систематизации коллекции, но в тот момент, когда собрание перестает пополняться, увы, оно «умирает». В этом смысле очень тяжело работать над коллекциями государственных музеев: закон не предусматривает какой-либо возможности отчуждения предметов, попавших в Музейный фонд. Между тем, многие лакуны серьезных собраний можно заполнить лишь путем обмена, например, дублирующих экземпляров, на необходимый. Для государственного музея такой путь закрыт. Еще одна проблема государственных собраний — запрет на участие в аукционах. А как же тогда  работать над совершенствованием госколлекций? Музейные работники часто делают невероятные вещи, договариваясь о дарении в свои собрания, выкупе партнерами на аукционах необходимых предметов и дальнейшем их жертвовании в музеи и т.д. Но, конечно, основные пути для пополнения коллекций им закрыты.

Его Величество король Испании Хуан Карлос и Андрей Леонидович Хазин
Его Величество король Испании Хуан Карлос и Андрей Леонидович Хазин
Цепь ордена Золотого Руна (Ordre de la Toison d’or) со знаком. Испания. Мадрид (?), первая треть XX в. Серебро; штамп, гравировка, золочение, монтировка. Цепь — 95х2,9, знак — 3,4х2,5. Коллекция А.Л. Хазина
Знаки ордена Золотого Руна (Ordre de la Toison d’or). Испания. XIX-XX вв. Золото, серебро; штамп, литьё, эмаль, гравировка, золочение, ткачество, монтировка. Коллекция А.Л. Хазина

Есть у государственных музеев и серьезные преимущества. Расскажу о двух событиях: во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина в Музей ордена Почетного легиона и рыцарских орденов в Париже переданы образцы (оригиналы, sic!) знаков всех современных российских государственных наград! Руководитель Администрации Президента России передал их в Елисейском дворце своему визави, после чего эта поразительная коллекция заняла свое место, причем наиболее почетное, в Музее. Особенно красиво и с огромным уважением к России выглядят, в частности, две цепи ордена Св. апостола Андрея Первозванного, выставленные непосредственно рядом друг с другом — современная и та, которая была вручена более столетия назад Президенту Республики Пуанкаре! В целом наши награды заняли самое почетное место в Музее — вот прекрасный пример настоящего позиционирования страны!

Вторым подобным примером можно назвать передачу Швецией Государственному Эрмитажу в долгосрочную безвозмездную аренду образцов всех шведских государственных наград! Надеюсь, скоро мы все сможем насладиться экспозицией выдающейся коллекции наград Эрмитажа! Ведь даже та часть, которая была выставлена в Константиновском дворце несколько лет назад, производила весьма серьёзное впечатление!

У частных коллекционеров степеней свободы, конечно, значительно больше. В первую очередь — это участие в аукционах, обмены, приобретения у членов бывших владетельных домов наград их предков.

Собственно к вопросу: в течение нескольких лет удалось собрать все цепи шведских орденов (за исключением, конечно, I-го типа ордена Вазы), а также знак ордена Меча в виде собственно меча (как у Александра I  и Барклая-де-Толли). Собственно, этот меч и цепь ордена Серафимов — редчайшие предметы по гамбургскому счету!

Армейские золотые Крест и медаль (Army Gold Cross and medal , 1808—1814), шитая звезда рыцаря-командора ордена Бани. Великобритания. Золотой крест на шейной ленте, Золотая медаль «За Пиренеи» на ленте-колодке (малая), Золотая планка за Св. Себастьян на ленте-колодке с пряжкой, на ложементе. Награды принадлежали подполковнику королевской артиллерии сэру Джону Даеру. Лондон, 1813—1814). Коллекция А.Л. Хазина

 Каким образом проходит экспертиза наград? Кто её осуществляет? Как выглядит подтверждение соответствия?

А.Х.: Спасибо за исключительно актуальный вопрос! Каждый коллекционер — в первую очередь сам судья своим предметам, или тем, которые он хотел бы приобрести. Лично я стараюсь быть максимально консервативным, часто не принимаю решения о приобретении до полного выяснения провенанса. При этом иногда пользуюсь услугами сложных технических экспертиз. И при наличии малейшего сомнения — советуюсь, советуюсь и советуюсь! А мои друзья и коллеги часто советуются со мной. Так что составляем своего рода консилиум.

Когда готовилась выставка «Рыцарские ордена Европы» в Музеях Кремля, предметы из моей коллекции подвергли жесточайшему отбору, несколько экземпляров, которые я хотел бы выставить, и в оригинальности которых не имею никаких сомнений, в экспозицию не попали, причем именно по той причине, что могли бы быть вопросы. Представители Королевской коллекции столь же внимательно, если не сказать жестко, подошли к отбору предметов из моей коллекции для выставки — рядом с предметами из коллекции Ее Величества не может быть спорных экземпляров! По некоторым предметам процесс принятия решения занимал недели, если не месяцы, в результате решили: всё, что под даже самым маленьким вопросом, не выставлять. На мой взгляд, это очень правильный путь.

Цепь Княжеского ордена Дома Гогенцоллернов со знаком, с мечами, за военные заслуги. Реверс. Королевство Пруссия. Берлин, вторая половина XIX — начало XX в. Серебро; штамп, эмаль, золочение, монтировка. Цепь — 94х2,9, знак — 7,6х5,1. Коллекция А.Л. Хазина

Довольно часто мне приходится выступать экспертом по подлинности и в музеях, не только отечественных. Самое поразительное, что среди и простеньких, и выдающегося качества подделок, попадаются оригинальные шедевры, которые изначально многими воспринимались именно копиями! Об этом мы уже говорили.

Главный совет — «учите матчасть». Недавно на рынке появилась цепь ордена Подвязки — мечта моей жизни! Сделана прекрасно! Анализ металла и эмали соответствует заявленному времени создания вплоть до мельчайших примесей, клейма правильные. Но две мелкие детали искусствоведческого характера (это только то, что мы заметили, после них дальнейшее изучение стало неинтересным) указывают на то, что вещь поддельная!

Знак рыцаря Большого креста ордена Марии Терезии на ленте, со звездой. Реверс. Австро-Венгрия. Принадлежала эрцгерцогу Рудольфу (1858—1889). Вена, фирма C.F. Rothe, 1866—1872. Серебро, муар; штамп, золочение, эмаль, гильошировка, ткачество, монтировка. Знак — 5,6х5,4; звезда — дм. 5,7; лента — 130х6,7. Коллекция А.Л. Хазина

Можно ли узнать, не доводилось ли Андрею Хазину участвовать в разработке наградных знаков, в т.ч. знаков премий? Видел варианты эскизов Почётного знака лауреата Государственной премии Российской Федерации художника Евгения Ухналаева и утвердили явно самый сухой и неинтересный. 

А.Х.: Участвовал, и не раз! К знакам, и государственных наград, и премий государственного значения, всегда приковано пристальное внимание и специалистов, и общества. Надо вспомнить, что при учреждении Сталинской премии, которая в процессе эволюции и стала нынешней Государственной, никаких знаков для лауреатов предусмотрено не было, и лишь через несколько лет были установлены знаки, форма которых долгое время была образцовой — маленькая горизонтальная колодка, обтянутая красной тканью, и круглый медальон, для Сталинской премии — с его профилем и лавровой ветвью, для Ленинской впоследствии — с профилем Ленина, и для Государственной — с серпом и молотом. Кстати, аналогичная ситуация была и со знаком для звания Героя Советского Союза — с 1934 по 1938 гг. привычной нам Золотой Звезды не существовало. Только при подготовке празднования 60-летия Сталина было принято решение о введении звания Героя Социалистического Труда и специального знака к нему. Тогда (формально, даже  немного  раньше),  установили Золотую Звезду и для Героев Советского Союза, ретроспективно вручив её здравствовавшим на то момент Героям. Тем же, кто к тому времени уже погиб, Звезда не вручалась: например, дважды Герой Советского Союза Грицевец Звезд не имел.

Нынешние знаки лауреатов Государственной премии (но не Государственной премии им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова), конечно, имеют корни в дореволюционной традиции. На мой взгляд, они лаконичны, но несут необходимую символику. Мы говорили в интервью о важнейшем качестве, которое должно быть присуще наградным системам — консерватизме. Важно, чтобы знаки и госнаград, и лауреатов значимых премий были узнаваемы. Полагаю, нынешний вариант — достаточно удачный, и стоит его сохранять долгое время неизменным — общество должно знать его не хуже, чем знак советских времён!

Вена. Арсенал. Награды австрийского (и российского) фельдмаршала графа Радецкого
Вена. Арсенал. Награды австрийского (и российского) фельдмаршала графа Радецкого

Не реставрирует ли Андрей свои артефакты, если предмет очень редкий (хотя всё увиденное в его каталоге — раритеты) и в люксе достать для коллекции невозможно?

А.Х.: Спасибо за еще один концептуальный вопрос! У разных музейных работников и разных коллекционеров к реставрации предметов иногда диаметрально противоположные подходы! Что касается меня, я не люблю трогать вещи в принципе. Ну, максимум обеспылить (в особенности, перед фотографированием). Но иногда вопрос становится неотвратимо! Так при подготовке выставки в Кремле, мы поняли, что цепь ордена Почётного легиона (ее можно с большой долей уверенности атрибутировать, как принадлежавшую «Маленькому принцу», сыну Наполеона III) просто физически невозможно выставить в силу того, что она уже рассыпалась на отдельные детали. В своё время (видимо, еще при жизни мальчика-владельца) цепь подверглась кустарному ремонту — звенья соединяли простой проволокой, которая уже тоже была в плохом состоянии. Позолота во многих местах сходила. В общем — беда! Вот её специалисты Музеев Кремля отреставрировали!

Вообще школа научной реставрации у нас, что признается практически всеми европейскими музейщиками, самая сильная. Немного центров осталось, но то, что умеют делать и делают в тех же Кремлевских Музеях — невероятно! Причем там работают и с живописью, и с деревом, и с металлом, и с тканями, да со всем! Несколько лет назад была выставка, посвященная искусству реставрации — работы специалистов Музеев Кремля. Это даже не на грани фантастики, а за ней!

Благородный орден Белого оленя Св. Губерта (нем. Der sehr edle Orden vom Weißen Hirschen Sancti Huberti). Знак рыцаря I степени. Единственный прусский орден, девиз которого помещён на ленте («Vive le Roy et ses chasseurs» («Да здравствует король и его охотники»)). Королевство Пруссия. Германия, конец XIX – начало XX в. Недрагоценный металл, гранат, кость, золотые нити, муар; штамп, литьё, золочение, шитьё, ткачество, монтировка. Знак – 6х3,8 (с короной); крепление – 9,8х3,8; лента – 78х3,8. Коллекция А.Л. Хазина

Можно ли узнать отношение уважаемого Андрея к наградам Белого движения. Чтото нравится?

А.Х.: В белых армиях были разные подходы к наградам. Колчак восстановил наградную систему имперского времени (и получил орден Св. Георгия III-го класса, а Каппель, например, — и IV-го, и III-го), а на Юге крестами Георгиевскими награждали, а орденами — нет, считая, что орден Св. Георгия за войну против соотечественников давать нельзя!

Знаю частные собрания, где собраны все известные мне награды Белого движения (включая знаки ордена Св. Николая I-го класса со знамёнными навершиями и скобами). Думаю в год 100-летия начала Гражданской войны мы увидим все эти наградные системы в экспозиции главных музеев страны на выставках, посвященных этой скорбной дате.

Андрей Леонидович, в интервью были затронуты наградные системы различных государств и временных периодов. Но по наградам Японии не увидел ничего. А ведь это один из относительно закрытых, дорогостоящих и сложных в пополнении коллекций, но достаточно интересных разделов коллекционирования. Вот, например, комплект Высшего Ордена Хризантемы (который Вам интересен) в 2009 году был ориентирован по цене 7,5 — 9,5 млн. йен. Около 5 млн. руб. во курсуДанная тема Вам насколько интересна? Можно ли ожидать 4-5-6 части, где Вы затронете и эту тему?

А.Х.: Спасибо! Японская наградная система, созданная при императоре Мэйдзи, особенно интересна тем, что существует до сих пор (с некоторыми изъятиями). Ордена Хризантемы, Золотого Коршуна, Цветов павловнии, Драгоценной короны, Культуры — потрясающе интересные предметы! В Москве находится в частных руках одна из наиболее полных коллекций японских орденских знаков, причем в вариантах изготовления!!! Там имеется даже знаки I-го класса ордена Золотого Коршуна (42 награждения, многие посмертно, плюс три императора). Завораживающее зрелище! Если авторы настоящего ресурса пригласят еще раз — с удовольствием расскажу и о японский, и о китайской (цинской), и о многих других наградных системах. Краткие рассказы мои об этом можно посмотреть на сайте «Эха Москвы», где много лет имею еженедельную передачу про ордена — там есть и про все японские. Записи они выкладывают.

Вена, Арсенал. Мундир императора Франца Иосифа. Правый для зрителя знак в колодке петличных наград — знак ордена Св. Георгия Победоносца IV класса
Вена, Арсенал. Мундир императора Франца Иосифа. Правый для зрителя знак в колодке петличных наград — знак ордена Св. Георгия Победоносца IV класса
Цепь ордена Золотого Руна со знаком. Австро-Венгрия. Принадлежала герцогу Пармскому. Франция, фирма Halley, XIX в. Серебро; штамп, эмаль, золочение, монтировка. Цепь — 120х2,5; знак — 3,4х2,5. Коллекция А.Л. Хазина

А как сейчас представляют к гос. наградам?

А.Х.: Спасибо за исключительно актуальный вопрос!

Система представления к награждению государственными наградами в общих чертах выглядит следующим образом: коллектив, в котором работает кандидат на награждение (т.е. организация, где находится трудовая книжка, т.н. «основное место работы»), проводит собрание, на котором происходит первичное выдвижение. Далее эта организация заполняет наградной лист, и начинается процесс согласования. В качестве согласующих инстанций выступают муниципальные органы, органы госвласти субъекта Федерации, полномочный представитель Президента в Федеральном округе, которые при необходимости инициируют дополнительные согласования. После этого глава субъекта Федерации направляет документы в Администрацию Президента, где с ними работает Управление по государственным наградам. Там также собираются необходимые согласования, включая, например, профильный федеральный орган исполнительной власти.

Исключением из указанной схемы формально являются действительные члены и члены-корреспонденты государственных Академий Наук (РАН, РАХ, РАО, а ранее — РАСХН и РАМН, теперь вошедшие в состав РАН). Для них порядок таков: Президент Академии направляет представление напрямую на имя Президента Российской Федерации.

Иностранцев имеет право представлять к награждению госнаградами только Министерство иностранных дел РФ.

За деталями, отсылаю Вас к прекрасным сборникам нормативных актов, касающихся всех сфер наградной деятельности, изданных Управлением по государственным наградам Президента Российской Федерации. Там и сам механизм подробно описан, даны образцы наградных листов и т.п., а также приведены статуты госнаград, в т.ч. основания для награждения конкретными наградами.

Звезда Великого и Немецкого Магистра Тевтонского Ордена (Deutcher Ritter-orden). Принадлежала эрцгерцогу Ойгену (Евгению). Австро-Венгрия. Вена, фирма Vinzenz Mayer’s Söhne, конец XIX — начало XX в. Золото, серебро; 9,7х8,7. Коллекция А.Л. Хазина

___________________________________________

Предмет из сервиза, принадлежавшего кавалеру ордена Св. апостола Андрея Первозванного с мечами, фельдмаршалу светлейшему князю Барятинскому
Предмет из сервиза, принадлежавшего кавалеру ордена Св. апостола Андрея Первозванного с мечами, фельдмаршалу светлейшему князю Барятинскому
Звезда ордена заслуг перед Прусской короной. Орден учрежден в 1901 г. Звезда серебряная с позолотой. Коллекция А.Л. Хазина
Орден заслуг перед Прусской короной. Учрежден в 1901 г. I-й тип — знак золотой, II-й (три награждения) — знак серебряный. Коллекция А.Л. Хазина
Знак ордена заслуг перед Прусской короной со звездой. Учрежден в 1901 г. I-й тип — знак золотой. Звезда серебряная с позолотой. Коллекция А.Л. Хазина

Ответы Андрея Хазина на вопросы. Ч. 1

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы