За службу и храбрость

in Музей/Награды Российской империи/Награды РФ 6614 views

Крупными музейными проектами, приуроченными к юбилею Военного ордена Святого Георгия, отмечен 2019-й год.

Раннее мы уже писали о выставке «Храбрейшим из храбрых. К 250-летию учреждения Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия» в Выставочном зале федеральных архивов (12 апреля — 16 июня 2019). Недавно в ГМЗ «Царицыно» открылась выставка одной картины «Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой» (18 августа 2019 — 12 января 2020). Но совершенно незаслуженно мы обошли вниманием выставку «За службу и храбрость» в музее-заповеднике Коломенское. Экспозиция открылась 10 июля и продолжит работу до 13 октября, поэтому мы надеемся на то, что данный обзор заинтересует коллег и сподвигнет на посещение выставочного проекта.

Реконструированный дворец Алексея Михайловича, воссозданный в 2010 году по сохранившимся планам и обмерам. Коломенское

 

Выставка в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском (Москва)

Итак, прежде всего, хочется отметить, что выставка в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича не похожа на ту, которая проходила в Выставочном зале федеральных архивов. И это уже явный плюс — разность подхода и оформления при одинаковой теме. Среди участников выставки — музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Музей-панорама «Бородинская битва», Российский национальный музей музыки, ГМЗ «Царицыно», Галерея «Русские палаты», коллекционер Андрей Леонидович Кусакин (с которым бы хотелось познакомиться!), хорошо знакомые нашим читателям коллекционеры Татьяна и Сергей Подстаницкие. При этом вся экспозиция, выдержанная в тёмно-красном цвете при приглушённом освещении, расположилась в двух небольших залах.

Выставка «За службу и храбрость». Первый зал. На переднем плане портрет императрицы Екатерины II из собрания ГМЗ «Царицыно»

Встречает гостей парадный портрет Екатерины Великой из собрания ГМЗ «Царицыно» неизвестного художника (согласно данным хранителя С.Ю. Парчак). Любопытно, что коллеги из Коломенского атрибутировали работу как полотно кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735—1808), хотя и оставили это под вопросом.

Ф.С. Рокотов (?). Портрет императрицы Екатерины II. Вторая половина XVIII в. Холст, масло, 204,8х143,5 см. Фрагмент. Собрание ГМЗ «Царицыно»
Неизвестный художник. Портрет В.Я. Чичагова (фрагмент). СПб. Конец 1790-х-начало 1800-х. Холст, масло. Собрание Т.А. и С.А. Подстаницких

Интересным и правильным ходом можно назвать включение в экспозицию образцов иконографии образа Святого Георгия. Икон и меднолитой пластики немного, но эта часть чрезвычайно лаконична.

Выставка «За службу и храбрость». Первый зал. Иконы

Документы. Куда же без них. Вроде бы сразу внимание обратит в основном человек, работающий в архивах. Но посмотрите, какие автографы! Какие персоны!

Доклад кавалерской думы ордена Святого Георгия гроссмейстеру ордена императрице Екатерине II о поднесении на высочайшее рассмотрение списков сухопутных и морских офицеров, просящих пожалования орденом за выслугу лет. Подписи-автографы А.Г. Орлова-Чесменского, адмирала С.К. Грейга, князя Г.А. Потёмкина, князя Н.П. Репнина и др. СПб, 1782. Бумага; скоропись. РГАДА

О том, как выглядела наградная система Российской империи напоминают гравюры из собрания А.Н. Кусакина. Красивые и одновременно информативные.

Витторио Ренери (1797-1869). Ордена России. Италия. 1820-е. Бумага; гравюра на меди, акварель. Собрание А.Л. Кусакина
Фр. Мальте. Российский герб и орденские знаки. Из «Иллюстрированного ручного атласа географии и статистики» Т. Бромме. Германия, Штудгарт. Типография Крайса и Хофмана. 1862. Бумага, цветной оттиск, тушь. Собрание А.Л. Кусакина

Нельзя не вспомнить и о героях войны 1812 года. Интересным открытием стали живописные миниатюры на эмали нашего современника Владимира Ивановича Михайлова из собрания Музеев Московского Кремля. Целая большая серия конца 1980-х — начала 1990-х годов, практически Военная галерея Зимнего дворца в миниатюре! Правда, хочется отметить, что таблички с именами грубоваты по отношению к деликатно выполненной живописи.

Владимир Иванович Михайлов. Портреты героев войны 1812 года. Ленинград. Конец 1980-х — начало 1990-х гг. Медь, камень, живописная миниатюра на эмали. Музеи Московского Кремля
Владимир Иванович Михайлов. Портреты героев войны 1812 года М.И. Платова и П.П. Коновницына. Ленинград. Конец 1980-х — начало 1990-х гг. Медь, камень, живописная миниатюра на эмали. Музеи Московского Кремля

Второй зал начинается с парадного портрета императора Николая I. К сожалению, не удалось вспомнить, из чьего собрания данная работа.

Выставка «За службу и храбрость». Второй зал. Портрет императора Николая I

Показанные произведения охватывают весь императорский период и последующие события вплоть до Гражданской войны и эмиграции. И немного уже Российскую Федерацию.

Прекрасные образцы георгиевского оружия представила Галерея «Русские палаты». Очень интересно было бы познакомиться с сотрудниками галереи (и сделать более подробный материал).

Георгиевское оружие. Сабля пехотная офицерская образца 1913 года. Франция, Клингенталь. Фабрика «Куло и Ко». 1916. Шашка. Россия, Кавказ, с. Кубачи. Начало ХХ в. Шашка драгунская офицерская образца 1881/1909 г. Златоуст. Златоустовская оружейная фабрика. 1910-е. Галерея «Русские палаты»
Георгиевское оружие. Шашка. Россия, Кавказ, с. Кубачи. Начало ХХ в. Орден святого Георгия на иноверца (нехристианина). Галерея «Русские палаты»

К слову, сами орденские знаки и звезда представлены современными образцами (1992), выпущенными Санкт-Петербургским монетным двором. Правда, знака первой степени показано не было. Зато удалось сфотографировать всё в неплохом качестве и в одном масштабе.

Напротив выставлен прекрасный карандашный рисунок Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Великий князь Константин Николаевич (1827-1892). Портрет унтер-офицера (георгиевского кавалера). СПб (?). 6 декабря 1838. Бумага; карандаш. ГАРФ

Из дореволюционных наград представлены только два Георгиевских креста. При этом один из них, экспонат из Российского национального музея музыки (неожиданно!), имеет интересную историю. Кавалер завещал свою награду Ф.И. Шаляпину, который в годы ПМВ содержал на свои средства два лазарета для нижних чинов в Москве на 15 коек и в Петрограде на 30 коек. Кстати, в этикетке указано, что это — литьё, что является ошибочным, поскольку капитульные Георгиевские кресты выпускали методом штамповки.

Георгиевский крест 4-й степени №566457. СПб, 1915. Российский национальный музей музыки. Кавалер завещал свою награду Ф.И. Шаляпину, который в годы ПМВ содержал на свои средства два лазарета для нижних чинов в Москве на 15 коек и в Петрограде на 30 коек.
Фрачный знак Георгиевского креста 3-й степени. Россия. Начало ХХ в. Собрание Т.А. и С.А. Подстаницких

Нельзя не вспомнить и о фотографиях Георгиевских кавалеров. Кстати, тема среди коллекционеров популярная. Мы об этом писали раннее.

Выставка «За службу и храбрость». Фотографии георгиевских кавалеров

Богато оформленные рукописные книги по случаю столетнего юбилея Ордена Святого Георгия встречались и раннее. Но в этот раз удалось рассмотреть ювелирный декор, который выполнен на чрезвычайно высоком уровне.

Выставка «За службу и храбрость». В центре рукописная книга «Военный орден Святого великомученика и победоносца Георгия, 1769—1869 годы». СПб, 1869. ГАРФ
«Военный орден Святого великомученика и победоносца Георгия, 1769—1869 годы». СПб, 1869

 

Гражданская война и эмиграция нашли отражение в нескольких работах, которые привлекли внимание.

Е. Агафонов. Доброволец Партизанского генерала Алексеева пехотного полка Ванда Овчарова. Россия. 1919. Бумага; акварель, карандаш. ГАРФ. Служила в нестроевой роте 1-го Офицерского генерала Маркова полка Добровольческой армии. Награждена знаками отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода, Георгиевским крестом 4-й степени и Георгиевской медалью 4-й степени
Пьер Виктор Робике (1879-1951). Генерал Александр Павлович Кутепов с офицером Марковского полка. Франция. 1920-е-1930-е. Бумага; акварель. Собрание Т.А. и С.А. Подстаницких. С этой акварели в 1930-е годы в Париже была издана почтовая открытка

Впрочем, о лихолетье русской смуты напомнили не только акварели… но и ноты! Слышали когда-нибудь о молитве георгиевцев для мужского хора? А между тем, такая молитва есть, о чём напоминает экспонат Российского национального музея музыки.

Христофор Николаевич Гроздов (1854-1919). Молитва георгиевцев: Для мужского хора a capella. Петроград. Типография П.И. Юргенсона. 1917. Бумага, печать. Российский национальный музей музыки. Слова молитвы составлены центральной делегацией Союза георгиевских кавалеров. Союз был создан в начале 1917. Региональные отделения союза выступали на стороне Временного правительства. После Октябрьской революции союз был запрещён на территории Российской советской республики, но продолжал действовать на территории Белого движения и в эмиграции.

Настольные медали рассматривать подробно не станем, хотя несколько экспонатов сфотографировать удалось.

Василий Сергеевич Баранов (1815—1885). Медаль в память учреждения ордена Святого Георгия 26 ноября 1769 года (фрагмент). С оригинала И.Б. Гасса. СПМД, 1843-1867. Музеи Московского Кремля
Иоганн Фридрих Фолькарт (1750-1812) Медаль в честь графа Алексея Григорьевича Орлова (фрагмент). С медали И.Б. Гасса. Нюрнберг. 1770. Бумага; гравюра на меди. Собрание А.Л. Кусакина

Очень жаль, что не оказалось фотографии с этикеткой на данный предмет. Но, если не изменяет память, произведение находится в собрании Музеев Московского Кремля. Хотелось бы указать точные данные, возможно, кто-нибудь подскажет?

Выставка «За службу и храбрость»

Почему-то, глядя на эту табакерку, вспомнились строки неофициального гимна:

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!

Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.

Стон Синила раздае́тся,
Днесь в подсолнечной везде,
Зависть и вражда мяте́тся
И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.

Зри, премудрая царица!
Зри, великая жена!
Что Твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Оживляются одной.

Конечно, небольшой заметкой всю выставку не охватить. А предметы тянет рассматривать и рассматривать.

Подытоживая, хочется ещё раз рекомендовать выставку для посещения всем, кто неравнодушен к русской истории и наградной системе. А организаторов поздравить с успешным проектом! Автор концепции и куратор — А.В. Топычканов, координатор — А.В. Сабенина, дизайн — И.В. Пейда, хранитель — Н.А. Дроздова.

Кстати, на форуме «Фалеристика.инфо» готовится выпуск памятного знака к 250-летию Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Ещё можно записаться на приобретение. Тираж составит не более 100 штук.

Заместитель главного редактора журнала Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

Проблемы коллекционирования

По следам георгиевских кавалеров

Храбрейшим из храбрых

Екатерина Великая с георгиевской лентой

Атрибуция портрета генерала из Эрмитажа

Николай II: семья и престол (ГИМ)

Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)

Георгий на саксонца в Петербурге. Андрей Пустоваров

Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа

Основные отличия ЗОВО от ГК

Награды Императорской России

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы