Андрей Леонидович Хазин
Андрей Леонидович Хазин

Андрей Хазин. 50 лет!

in Интервью/Новости 4699 views

Первого февраля отмечает пятидесятилетие со дня рождения академик Андрей Хазин — известный учёный, в т.ч. и фалерист, и один из активных авторов журнала «Sammlung/Коллекция».

От нашего журнала и от имени коллекционеров поздравляем юбиляра и желаем неуклонного пополнения коллекции, здоровья и отдыха!

Андрей Леонидович не любит праздновать дни рождения, но, тем не менее, мы очень хотели поздравить его, и немного поговорить о коллекционировании. Разговор разобьём на несколько частей. А сегодня, приятная новость от Андрея Хазина… Но дальше он продолжит сам.

Андрей, наши поздравления!

Алексей Сидельников
Михаил Тренихин

Как было принято говорить в советское время: «К юбилею идём с новыми трудовыми свершениями». К сожалению, так же, как невозможно завершить ремонт, а можно его волевым усилием прекратить, так и я, наконец, после восьми или даже девяти лет работы, решил пользуясь случаем, издать текущее состояние книги, которую  пишу про западноевропейские наградные системы. Сейчас из этого образуется четырёхтомник «Наградные системы западноевропейских империй».

Андрей Хазин «Наградные системы западноевропейских империй»

Надо сказать, что получились четыре довольно пухлых тома. Мне кажется, что тема сама по себе  крайне интересна. И так получилось, что в течение многих лет работа увеличивалась и увеличивалась за счёт того, что в ней описаны не только каждый орденский институт и высшие кресты (про медали, титулы и чины там речи не идёт), не только их знаки с вариантами изготовления и  типами, но даны иллюстрации каждого знака, аверсов, реверсов, некоторых деталей и т.д., а также способов ношения при различных типах одежды, наградная практика и вручение нашим соотечественникам. Как правило, вещи из моей коллекции,  если же их у меня не было, то запрашивались коллекции музейные или королевские, — надо сказать, что в книге есть предметы и из Музеев Кремля, и из британской Королевской коллекции, многих других известнейших собраний, кстати, изображения некоторых предметов ранее никогда не публиковались.

Очень важно, что для каждого наградного института и даже для каждой степени (и удивительно, что удалось всё найти!) есть фотографии способов ношения соответствующих знаков. Если фотографий не существует в силу раннего происхождения предметов, то представлены портреты — живописные или гравированные. В случае же  наличия  церемониальных одежд, то и их тоже.

Поиск изображений кавалеров был очень объемной работой, в силу того, что в моем собрании  портретов крайне ограниченное количество — это не есть предмет моего коллекционирования. Хотя довольно большое количество таких изображений есть в книгах — но на большинство из на них есть владельческие права.

Пользуясь случаем, выражаю  благодарность коллективу издательства «Символы» за вклад в организацию  издания, в том числе и за юридическое оформление прав на использование соответствующих изображений.

Размеры поисков были обусловлены и желанием представить способы ношения знаков при различных формах одежды —  военных мундирах, придворной одежде, гражданской форменной одежде, повседневной, предназначенной для священнослужителей. Если  же институция предназначена для женщин или в том числе для женщин, то представлены изображения кавалерственных дам со знаками. Учитывая, что некоторым наградным институциям сотни лет, а некоторые  прекратили существование сотни лет назад (как, например, Орден Рабынь Добродетели), то понятно, что довольно сложно было найти эти изображения. Но, слава Богу, эта работа завершилась успехом.

Работа эта, в каком-то смысле, пионерская: изданий, объединяющих все аспекты бытования наградных знаков, существования наградных институтов, изображений знаков, церемониальных одежд, изображений способов ношения знаков,  списки кавалеров, взаимосвязи и взаимовлияние различных наград и наградных систем, ранее, видимо, не предпринималось . Немаловажно, что в книге рассмотрено,  каким образом награждались россияне.

Весьма интересное поле исследований — наградная практика. Достаточно подробно описана наградная практика по всем орденским институтам и высшим наградным крестам основных западноевропейских империй. Это бесконечно интересная история,  рассмотренная через сравнение законов развития общества. Тенденции в разных странах никто не сравнивал ранее, в т.ч. и в иноязычной литературе. Эти процессы шли с небольшим сдвигом по времени, в Британии первыми: расширение социальной базы, изменение функции орденской системы: от  придания статуса к наградной. Расширение империй, появление в качестве социальной базы для награждений  новых этнических и религиозных, профессиональных  групп. Выясняется, что вдруг в течение короткого времени, в основном в XIX веке, членами выдающихся по статусу орденских институтов начали становиться люди, у которых за одно поколение до них предки не могли быть даже и представлены в качестве членов этих орденов. Например, люди не аристократического происхождения, ученые или лица, не принадлежащие к государственной религии.

Продолжение следует.

Надеюсь, что читателям будет интересно ознакомиться с этой книгой. Её особенностью является то, что она очень богато иллюстрирована, высокое качество полиграфии и, в каком-то смысле книга служит продолжением шеститомнику про русские награды, который мы издали несколько лет тому назад.

Тарелки производства Императорского фарфорового завода

Ещё одним приятным событием стал выпуск Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ) первой партии орденских тарелок с изображением знаков из моего собрания. Начали с серии, посвящённой британским наградам. Первые двенадцать предметов выходят сейчас. Часть тиража, как это и принято,  будет нумерованная. Буду дарить эти произведения искусства своим друзьям, а какая-то часть, по-видимому,  пойдёт в свободную продажу.

Для меня большая радость, что ИФЗ, лучший производитель не только в нашей стране, но один из выдающихся в мире, взялся за эту работу. Важно, что до революции российские орденские сервизы изготовлял именно этот завод.

Надо отметить, что в советское время у Ломоносовского фарфорового завода, как тогда его называли,  также была традиция (не столь развитая, как в дореволюционное время) создавать вещи, связанные с фалеристикой. И уже в постсоветское время у завода было несколько проектов, например, связанных с кн. Дмитрием Романовым, довольно известным фалеристом: были выпущены шесть тарелок с изображением орденов, эскизы которых он нарисовал. Также был создан «Гвардейский сервиз», в работе над которым мне посчастливилось принять участие. К сожалению, не обошлось без курьезов: например, наличие в комплекте, носящим называние «Гвардейский» знака Матери-героини.

Итак, Императорский фарфоровый завод вернулся к орденской теме и мы делаем Британскую «линейку», после которой планируются Прусская, Австрийская, ордена Святого Престола и серия «Великие ордена Европы». Понятно, что венцом такой работы могли бы стать орденские серии, связанные с советскими и российскими наградами. Это было бы очень здорово и в смысле популяризации фалеристики.

И спасибо за поздравления!

Андрей Хазин

 

Страсть коллекционера. Андрей Хазин

Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Перейти К началу страницы