Николай II. Семья и престол. Тула

Николай II. Семья и престол. Тула

in Музей/Новости 3705 views

В филиале Исторического музея в Туле 21 апреля 2023 г. откроется выставка «Николай II. Семья и престол», по­свя­щён­ная по­след­не­му рос­сий­скому им­пе­ра­то­ру, 155 лет со дня рож­дения и 105 лет со дня гибели которого исполняется в 2023 году.

Экспозиция носит историко-до­ку­менталь­ный характер. На материалах из собрания ГИМ (в основном – хро­никальной фото­графии) показаны все этапы жизни российского монарха. Император и члены его семьи испытывали тёплые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры и снимали как друг друга, так и близких лиц. Государя почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, зафиксировавшие чуть ли не каждый день его правления (основная заслуга принадлежала ателье «К.Е. фон Ган и Кº» и его владельцу при­дворному фотографу А.К. Ягельскому). В коллекции музея хранится более 750 снимков из жизни российского императора. Ряд фотографий происходит из дворцов в Царском Селе и Петергофе, из личных покоев царской семьи, что придаёт им мемориальный статус.

Выставка акцентирует две темы, как бы про­тивопоставляя их друг другу: «Николай II – глава империи» и «Николай II – глава семьи». В первом – официальном – разделе показаны снимки, запечатлевшие императора во время встреч с главами иностранных государств (королем Великобритании Эдуардом VII, императором Германии Вильгельмом II, президентами Франции Феликсом Фором и Арманом Фальером); торжеств по случаю 200-летия Санкт-Петербурга и 100-летия Отечественной войны 1812 года; проведения парадов и полковых празд­ников; освящения храмов и памятников; а также в годы Русско-японской войны и Первой мировой войны. Значительное место отведено показу двух важнейших династических событий – коронации императора Николая II (1896 год) и празднования 300-летия дома Романовых (1913 год).

Во втором – семейном – разделе выставки представлены снимки, связанные с личной жизнью императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Центральное место уделено царским детям – великим княжнам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии и цесаревичу Алексею, един­ственному сыну монаршей четы, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей царской семьи. В этом же разделе на уникальном по своей полноте фотографическом комплексе показано пребывание императора Николая II и его семьи в Ливадии в 1911, 1912 и 1913 годах.

На выставке также можно будет увидеть живописные портреты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, написанные Г. М. Манизером и А.В. Маковским; акварели А.И. Шарлеманя, Н.Н. Каразина и Н.С. Матвеева с эпизодами из жизни царской семьи; собственноручные рисунки императрицы Александры Федоровны; уникальные исторические документы, в том числе автографы всех представителей царской семьи; мундиры императора Николая II и цесаревича Алексея.

Эмоциональная доминанта всего проекта – небольшой зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены семь стел с фотографическими портретами императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, цесаревича Алексея, великой княжны Ольги, великой княжны Татьяны, великой княжны Марии и великой княжны Анастасии, расстрелянных в доме Н.Н. Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В центре этого миниатюрного памятного зала помещена уникальная мемория – рама-реликварий с портретом и прядью волос цесаревича Алексея.

Выставка дополнена выдержками из дневника императора Николая II и цитатами современников, близко знавших государя и его семью: великого князя Александра Михайловича, великой княгини Ольги Александровны, наставника цесаревича Алексея П. Жильяра, князя Ф.Ф. Юсупова, посла Франции в России М. Палеолога, обер-гофмейстерины императорского двора Е.А. Нарышкиной, начальника канцелярии Министерства императорского двора А.А. Мосолова, министра иностранных дел С.Д. Сазонова, фрейлины императрицы Александры Фёдоровны А.А. Вырубовой.

Понимая всю противоречивость и неоднозначность личности императора Николая II, мы не беремся судить о его роли и месте в истории нашей страны, но предоставляем такую возможность посетителям выставки, которые смогут «взглянуть» на жизнь российского монарха и его семьи как бы через объектив фотокамеры. Надеемся, что экспозиция в филиале Исторического музея в Туле станет достойным поводом почтить память последнего российского государя, более века назад принявшего мученическую смерть, и позволит хоть ненадолго затихнуть непрекращающимся спорам вокруг его имени.

Куратор выставки  — Евгений Лукьянов.



Сергей Львович Левицкий (1819–1898). Великий князь Николай Александрович Санкт-Петербург. 1871. Альбуминовый отпечаток. ГИМ
Сергей Львович Левицкий (1819–1898). Великий князь Николай Александрович
Санкт-Петербург. 1871. Альбуминовый отпечаток. ГИМ

Великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II, родился 6 мая 1868 года в семье цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) и цесаревны Марии Федоровны, урождённой принцессы Датской

Фернан Демулен (1853–1914). Портрет императора Николая II. 1896. ГИМ
Фернан Демулен (1853–1914). Портрет императора Николая II. 1896. ГИМ

Коронация императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны состоялась 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.

«14 мая [1896 года]. Вторник. [Москва]. Великий, торжественный, но тяжкий в нравственном смысле для Аликс, Мама и меня день! С 8 ч. утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в ½ 10. Погода стояла, к счастью, дивная; Красное крыльцо представляло сияющий вид. Все, что произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается на всю жизнь!!! Вернулись к себе в половину второго»

Из дневника императора Николая II

Адольф Иосифович Шарлемань (1826–1901). Поклон c Красного крыльца. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896 г. ГИМ
Адольф Иосифович Шарлемань (1826–1901). Поклон c Красного крыльца. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896 г. ГИМ

На Красном крыльце, позади императорской четы, изображены: цесаревич Георгий Александрович, великие князья Михаил Александрович, Владимир Александрович, Сергей Александрович, Алексей Александрович, Александр Михайлович, Константин Константинович и великий герцог Гессенский Эрнст-Людвиг, брат императрицы Александры Фёдоровны.

«Выйдя из-под балдахина, Их Императорские Величества стали подниматься на Красное крыльцо. С каждой ступенью становились Они виднее и виднее кипевшему внизу народу, покрывавшему, точно живой мостовой, Соборную площадь.

Вот, наконец, Царь и Царица достигли верхней площадки и троекратно, по древнему обычаю, поклонились народу. В момент этого дорогого русскому сердцу приветствия коронованных Царственных хозяев восторженное настроение достигло высшего напряжения. Со слезами на глазах народ посылал благословения молодой Чете и неудержимым “ура” заглушал звон колоколов и гром пушек…»

Из «Коронационного сборника»

Василий Семёнович Розанов (?–?). Иллюминация Спасской башни во время торжеств по случаю коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. 1896. ГИМ
Василий Семёнович Розанов (?–?). Иллюминация Спасской башни во время торжеств по случаю коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. 1896. ГИМ

«14 мая [1896 года]. Вторник. [Москва]. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване Великом, и затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье».

Из дневника императора Николая II

Лев Сергеевич Левицкий (1847–1914) Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна во время костюмированного бала в Зимнем дворце Санкт-Петербург. 1903. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ
Лев Сергеевич Левицкий (1847–1914). Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна во время костюмированного бала в Зимнем дворце. Санкт-Петербург. 1903. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года – маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нас запечатлёнными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остаётся самым известным праздником в Санкт-Петербурге периода правления Николая II.

Идея провести костюмированный бал родилась у императрицы Александры Фёдоровны перед новым 1903 годом. Бал, приуроченный к 290-летию Дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, император Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл), а императрица Александра Фёдоровна – в костюм царицы Марии Ильиничны.

Доска в память закладки императорской яхты «Александрия». Санкт-Петербург. Торговый дом В.И. Морозова. 1903. Серебро, эмаль, литье, чеканка, гравировка, золочение. ГИМ
Доска в память закладки императорской яхты «Александрия». Санкт-Петербург. Торговый дом В.И. Морозова. 1903. Серебро, эмаль, литье, чеканка, гравировка, золочение. ГИМ

«Александрия» – последняя из 16-ти паровых императорских яхт, построенных начиная с 1851 года для Балтийского и Черноморского флотов.

16 августа 1903 года в Санкт-Петербурге состоялась официальная закладка паровой яхты, предназначенной для императора Николая II, к тому времени уже стоявшей на стапеле Балтийского завода. На церемонии присутствовали сам монарх, а также императрицы Александра Фёдоровна и Мария Федоровна, королева Греции Ольга Константиновна, великий князь Алексей Александрович, начальствующий состав Морского министерства и руководство Балтийского завода. Яхта должна была заменить доживавшую свой век первую «Александрию», спущенную на воду ещё в 1851 году. Через 13 дней после закладки 29 августа 1903 года яхта была спущена на воду и сразу же причислена к гвардейскому экипажу, а в 1904 году была включена в состав кораблей Балтийского флота. Предыдущая «Александрия» была исключена из состава Балтийского флота в конце 1906 года.

Последней по счету императорской яхтой вторая «Александрия» де-факто стала в 1907 году после аварии яхты «Штандарт», которой обычно пользовалась семья императора Николая II. На «Александрии» последний император дважды принимал Р. Пуанкаре, в первый раз в июне 1912 года, когда тот был премьер-министром Франции, а во второй раз в июле 1914 года – уже в качестве президента Франции.

Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Царское Село. 1903. Коллодионовый отпечаток. ГИМ
Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Царское Село. 1903. Коллодионовый отпечаток. ГИМ

«Великие княжны были прелестны своей свежестью и здоровьем. Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплочённых дружбой. Последняя не мешала их личной самостоятельности и, несмотря на различие темпераментов, объединяла их живой связью. Из начальных букв своих имен они составили общее имя: «ОТМА». Под этой общей подписью они иногда делали подарки или посылали письма, написанные одной из них от имени всех четырех».

Из воспоминаний П. Жильяра

«Маленькие великие княжны ни с кем не общались и обычно вели себя, как маленькие дикарки. Их общительность выражалась лишь в детском кокетстве с офицерами яхты «Штандарт» или выздоравливающими их госпиталя».

Из воспоминаний Е.А. Нарышкиной

«Четыре девочки росли в окружении большого числа слуг, но, несмотря на материнскую опеку, в основном были предоставлены самим себе. Ни у кого из них никогда не было подруги-ровесницы».

Из воспоминаний А.А. Мосолова

Генрих Матвеевич Манизер (1847–1925) Портрет императора Николая II. 1905. ГИМ. Император изображён в мундире лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батальона. ГИМ
Генрих Матвеевич Манизер (1847–1925)
Портрет императора Николая II. 1905. ГИМ

Император изображён в мундире лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батальона.

Ателье «Боассонна и Эгглер» (работало в 1902–1917 гг.). Императрица Александра Фёдоровна с цесаревичем Алексеем Николаевичем. Санкт-Петербург. 1906. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ
Ателье «Боассонна и Эгглер» (работало в 1902–1917 гг.). Императрица Александра Фёдоровна с цесаревичем Алексеем Николаевичем. Санкт-Петербург. 1906. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ

«Цесаревич был одним из самых прелестных детей, какого можно себе представить с прекрасными светлыми кудрями и большими серо-голубыми глазами, оттенёнными длинными загнутыми ресницами. Он имел свежий розовый вид совершенно здорового ребенка, и, когда улыбался, на его полных щеках вырисовывались две маленькие ямочки».

Из воспоминаний П. Жильяра

«Алексей Николаевич был центром тесно сплочённой семьи, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. Сестры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображённым; это был луч солнца, освещавший и вещи, и окружающих».

Из воспоминаний П. Жильяра

«Жизнь Алексея Николаевича была одной из самых трагичных за всю историю царской семьи. Он был прелестный, ласковый мальчик, самый красивый из всех детей. Родители с раннего детства его очень баловали, исполняя малейшие капризы. И это понятно, так как видеть постоянные страдания маленького было очень тяжело: ударится ли он головкой или рукой о мебель, сейчас же появлялась огромная синяя опухоль, указывающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания».

Из воспоминаний А.А. Вырубовой

  • Мундир детский мичмана Гвардейского экипажа (с эполетами) Российская империя. 1908 г. ГИМ

Мундир принадлежал цесаревичу Алексею Николаевичу.

  • Мундир фельдмаршала армии Великобритании (парадный) Великобритания. 1916. ГИМ. Мундир принадлежал императору Николаю II. 18 декабря 1915 года король Великобритании Георг V назначил императора Николая II фельдмаршалом британской армии

Мундир принадлежал императору Николаю II.

18 декабря 1915 года король Великобритании Георг V назначил императора Николая II фельдмаршалом британской армии.

«19 декабря [1915 года]. Суббота. [Могилев]. … Получил от Georgie [Георга V] сообщение о моем назначении фельдмаршалом английской армии».

Из дневника императора Николая II

«16 февраля [1916 года]. Вторник. [Могилев]. … В 7 часов принял генерала Paget [Пэджета], который привёз мне от Georgie [Георга V] фельдмаршальский жезл».

Из дневника императора Николая II

Семён Яковлевич Коган (работал в начале XX века). Вид на новый Большой императорский дворец в Ливадии. Ялта. 1911. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ
Семён Яковлевич Коган (работал в начале XX века). Вид на новый Большой императорский дворец в Ливадии. Ялта. 1911. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ

Новый Большой императорский дворец в Ливадии был построен архитектором Н.П. Красновым в 1910–1911 годах. Первый приезд царской семьи в новый дворец состоялся 20 сентября 1911 года. Впоследствии император Николай II и его семья приезжали во дворец всего трижды: весной 1912 года, осенью 1913 года и весной 1914 года.

Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Император Николай II около убитого оленя. Царское Село. 1912 г. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ. Император Николай II и охоты в Беловеже и Спале
Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Император Николай II около убитого оленя. Царское Село. 1912 г. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ. Император Николай II и охоты в Беловеже и Спале
Алексей Иванович Савельев (1883–1923) Посещение императором Николаем II музея «Дом бояр Романовых» в Знаменском монастыре в Москве 25 мая 1913 года. Москва. 1913 г. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ. 24–27 мая 1913 года императорская семья находилась в Москве по случаю 300-летия дома Романовых
Алексей Иванович Савельев (1883–1923)
Посещение императором Николаем II музея «Дом бояр Романовых» в Знаменском монастыре в Москве 25 мая 1913 года. Москва. 1913 г. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ. 24–27 мая 1913 года императорская семья находилась в Москве по случаю 300-летия дома Романовых

24–27 мая 1913 года императорская семья находилась в Москве по случаю 300-летия дома Романовых.

«25 мая [1913 года]. Суббота. [Москва]. Поехал в Знаменский монастырь и осмотрел дом Романовых. Вернулся домой в 5 ¼».

Из дневника императора Николая II

Александр Владимирович Маковский (1869–1924). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1914. ГИМ
Александр Владимирович Маковский (1869–1924). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1914. ГИМ

Императрица Александра Фёдоровна, урожденная принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, родилась 25 мая 1872 года в семье принца Гессенского Людвига (будущего великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV) и принцессы Гессенской Алисы, урождённой принцессы Сак­сен-Ко­бург-Гот­ской, второй дочери королевы Великобритании Виктории.

Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна и цесаревич Алексей Николаевич в Ливадии 19 апреля 1914 года. Царское Село. 1914. Коллодионовый отпечаток. ГИМ
Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна и цесаревич Алексей Николаевич в Ливадии 19 апреля 1914 года. Царское Село. 1914. Коллодионовый отпечаток. ГИМ

«В день “Белого цветка” императрица отправлялась в Ялту в шарабанчике с корзинами белых цветков; дети сопровождали ее пешком. Восторгу населения не было предела. <…> В этот день цесаревич и великие княжны ходили по улицам Ялты и собирали средства на борьбу с туберкулезом: жители покупали у детей белую ромашку, таким образом, жертвуя деньги для больных»

Из воспоминаний князя А.А. Вырубовой

Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Императрица Александра Федоровна со старшими дочерьми среди раненых офицеров Царскосельского Дворцового лазарета. Царское Село. 1914. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ
Ателье «К.Е. фон Ган и Кº» (работало в 1891–1916 гг.). Императрица Александра Федоровна со старшими дочерьми среди раненых офицеров Царскосельского Дворцового лазарета. Царское Село. 1914. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ

Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов императрица Александра Фёдоровна организовала особый эвакуационный пункт, куда входило 85 лазаретов для раненых воинов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах. Многие из лазаретов были сооружены на собственные средства императрицы. Ее старшие дочери возглавили комитет помощи солдатским семьям (Ольга Николаевна) и беженский комитет (Татьяна Николаевна). Освящение первого в Царском Селе Дворцового лазарета состоялось 10 августа 1914 года.

Императрица Александра Фёдоровна вместе со старшими великими княжнами прошла курс сестер милосердия военного времени, который им преподавала главный врач Царскосельского Дворцового госпиталя княжна В.И. Гедройц – выдающийся хирург (первой в истории медицины стала делать полостные операции), поэт, писательница. Потом они поступили рядовыми хирургическими сестрами Царскосельский Дворцовый лазарет и тотчас же приступили к работе по перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, государыня и её дочери, как каждая операционная сестра, подавали стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносили ампутированные ноги и руки, перевязывали раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины госпиталя во время войны.

Пётр Адольфович Оцуп (1883–1963) Император Николай II, генерал от инфантерии М.В. Алексеев и генерал-майор М.С. Пустовойтенко в Царской Ставке в Могилеве 15 сентября 1915 года Петроград. 1915. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ
Пётр Адольфович Оцуп (1883–1963). Император Николай II, генерал от инфантерии М.В. Алексеев и генерал-майор М.С. Пустовойтенко в Царской Ставке в Могилеве 15 сентября 1915 года. Петроград. 1915. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ

23 августа 1915 года император Николай II прибыл в Ставку в Могилеве, где принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего.

«15 сентября [1915 года]. Вторник. [Могилев]. Чудный день. После доклада снялся там же с Алексеевым и Пустовойтенко».

Из дневника императора Николая II

Алексеев Михаил Васильевич (1857–1918) – генерал от инфантерии (1914), начальник штаба Верховного главнокомандующего (18 августа 1915 – 10 ноября 1916, 17 февраля – 11 марта 1917, 30 августа – 9 сентября 1917), Верховный главнокомандующий (11 марта – 21 мая 1917).

Пустовойтенко Михаил Саввич (1865–?) – генерал-майор (1913), генерал-лейтенант (1916), и. д. генерал-квартирмейстера штаба Верховного главнокомандующего (30 августа 1915 – 6 декабря 1916).

 

 

  • Письмо императора Николая II министру иностранных дел С.Д. Сазонову. Санкт-Петербург. 14 июля 1914. ГИМ

Письмо написано за несколько дней до начала Первой мировой войны 1914–1918 годов.

Сергей Дмитриевич,

Я вас приму завтра в 6 час.

Мне пришла мысль в голову, и чтобы не терять золотого времени – сообщаю её вам.

Не попытаться ли нам, сговорившись с Францией и Англией, а затем с Германией и Италией, предложить Австрии передать на рассмотрение Гаагского трибунала спор ее с Сербией.

Может быть минута еще не потеряна до наступления уже неотвратимых событий.

Попробуйте сделать этот шаг сегодня – до доклада, для выигрыша времени. Во мне надежда на мир пока не угасла.

До свидания.

Николай

14 июля 1914 г.

Дмитрий Романович Вассерман (1878–1937). Григорий Ефимович Распутин. Москва. 1916. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ
Дмитрий Романович Вассерман (1878–1937). Григорий Ефимович Распутин. Москва. 1916. Желатино-серебряный отпечаток. ГИМ

«Его внешность мне не понравилась с первого взгляда; в ней было что-то отталкивающее. Он был среднего роста, коренастый и худощавый, с длинными руками; на большой его голове, покрытой взъерошенными спутанными волосами, выше лба виднелась небольшая плешь, которая, как я впоследствии узнал, образовалась от удара, когда его били за конокрадство. На вид ему было лет сорок. Он носил поддёвку, шаровары и высокие сапоги. Лицо его, обросшее неопрятной бородой, было самое обычное, мужицкое, с крупными, некрасивыми чертами, грубым овалом и длинным носом; маленькие светло-серые глаза смотрели из-под густых нависших бровей испытующим и неприятно бегающим взглядом. Обращала на себя внимание его манера держаться: он казался непринуждённым в своих движениях и вместе с тем во всей его фигуре чувствовалась какая-то опаска, что-то подозрительное, трусливое, выслеживающее. Настороженное недоверие светилось и в его прозрачных глубоко сидящих глазах».

Из воспоминаний князя Ф.Ф. Юсупова

«Пока он говорил, я внимательно следил за выражением его лица и заметил, что в этом мужицком лице было действительно что-то необыкновенное. Меня все больше и больше поражали его глаза, и поражающее в них было отвратительным. Нe только никакого признака высокой одухо­творён­ности не было в физиономии Распутина, но она скорее напоминала лицо сатира: лукавое и похотливое. Особенность же его глаз заключалась в том, что они были малы, бесцветны, слишком близко сидели один от другого в больших и чрезвычайно глубоких впадинах, так что издали самих глаз даже и не было заметно, – они как-то терялись в глубине орбит. Благодаря этому, иногда даже трудно было заметить, открыты у него глаза или нет, и только чувство, что будто иглы пронизывают вас насквозь, говорило о том, что Распутин на вас смотрит, за вами следит. Взгляд его был острый, тяжелый и проницательный. В нем, действительно, чувствовалась скрытая нечеловеческая сила.

Кроме ужасного взгляда, поражала еще его улыбка, слащавая и вместе с тем злая и плотоядная; да и во всем его существе было что-то невыразимо гадкое, скрытое под маской лицемерия и фальшивой святости».

Из воспоминаний князя Ф.Ф. Юсупова

«Хотя я часто бывала у брата и в его семье, Распутина я видела лишь дважды. Он действительно выглядел как «обычный» простой крестьянин. Единственное в его внешности, что произвело на меня особое впечатление, были глаза. Большие, бледно-голубые, с длинными ресницами, и над ними толстые брови. Когда он смотрел на тебя, у него была привычка сначала прищуриваться, и затем неожиданно широко распахивать глаза, от чего казалось, что они становятся все больше и больше. После этого он начинал всматриваться в тебя широко открытыми глазами, словно пронзая тебя насквозь и читая все твои сокровенные тайны. У него действительно были необычные глаза».

Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны

Рама-реликварий с прядью волос и портретом цесаревича Алексея Николаевича. Автор портрета – художник В.К. Гулевич. Белград. Начало 1940-х. Бронза, дерево, стекло, бумага, акварель. ГИМ
Рама-реликварий с прядью волос и портретом цесаревича Алексея Николаевича. Автор портрета – художник В.К. Гулевич. Белград. Начало 1940-х. Бронза, дерево, стекло, бумага, акварель. ГИМ

В Государственном историческом музее хранится уникальная реликвия – прядь волос цесаревича Алексея Николаевича (1904–1918), происходящая из Музея памяти императора Николая II, существовавшего в Белграде в 1936–1944 годах. Небольшая прядь, буквально пара десятков русых волосков, поступила в белградский музей в 1940 году от князя Николая Владимировича Орлова (1896–1961), которому она досталась от следователя по особо важным делам Омского окружного суда Николая Александровича Соколова (1882–1924), занимавшегося делом о расстреле императорской семьи в Екатеринбурге. Как известно, в 1920 году Н.А. Соколов вывез материалы царского дела во Францию, где продолжил следствие. После его кончины документы и некоторые ключевые вещественные доказательства попали в руки князя Н.В. Орлова, на протяжении нескольких лет оказывавшего материальную помощь следствию и лично Н.А. Соколову.

В самом начале 1940-х годов, видимо, по заказу Музея памяти императора Николая II, прядь волос цесаревича Алексея Николаевича была монтирована в своего рода реликварий – массивную бронзовую золочёную раму, украшенную рельефными изображениями романовских грифонов и акварельным портретом наследника в форме Августейшего Атамана всех Казачьих Войск, исполненным жившим в Белграде известным русским художником-эмигрантом Всеволодом Константиновичем Гулевичем (1903–1964).

После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, при посредничестве Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при СМ РСФСР, большая часть экспонатов белградского Музея памяти императора Николая II была вывезена в СССР и передана в Государственный исторический музей.

В 2015–2017 годах по просьбе Государственного исторического музея в Институте общей генетики РАН под руководством доктора биологических наук профессора Е.И. Рогаева была проведена экспертиза волос. Полученные данные с высокой долей вероятности указывают на принадлежность исследованного образца волос представителю материнской линии императрицы Александры Федоровны (митохондриальный тип женской линии английской королевы Виктории), в частности, цесаревичу Алексею Николаевичу.

  • Письмо императора Николая II министру внутренних дел А.Г. Булыгину. Петергоф. 22 мая 1905. ГИМ. Петергоф. 22 мая 1905. ГИМ

Письмо написано в разгар Первой русской революции 1905–1907 годов.

Александр Григорьевич,

Возвращаю прошение ваше об увольнении от должности. Мы живём в России, а не в какой-нибудь республике, где министры ежедневно подают прошения об отставке.

Когда Царь находит нужным уволить министра, тогда только последний уходит со своего поста.

Мое доверие к вам нисколько не поколеблено; вы мне еще нужны и поэтому вы останетесь.

Николай

22 мая 1905 г.

 

Николай II. Семья и престол. Тула


Евгений Лукьянов,

старший научный струдник
Отдела изобразительных материалов ГИМ
Куратор выставки

Государственный исторический музей

Филиал Исторического музея в Туле

г. Тула, Музейный квартал, улица Металлистов, д. 10

Дополнительная информация: +7 (4872) 773165

22 апреля — 11 сентября 2023 г.

Николай II: семья и престол

Свобода, Равенство и Братство в ГИМ

Драгоценные ордена из собрания Исторического музея в Туле

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Музей шоколада

Музей шоколада

Сегодня по при­гла­ше­нию «Му­зея ис­то­рии шо­ко­ла­да и ка­као» (МИШКа) по­се­ти­ли кон­фе­рен­цию, по­свя­щён­ную
Перейти К началу страницы