Министерство культуры Российской Федерации и Музей современной истории России представляют выставку «Царская забава». Экспозиция объединит архивные документы, редкие книжные издания, исторические карты, картины и гравюры, костюмы и модели паровозов из музейных коллекций, библиотек и государственных архивов. Рассказ об истории создания первой в стране пассажирской железной дороги дополнят мультимедийные инсталляции.
Ботман Е.И. Николай I. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Москва
- Будкин Ф.О. Портрет Николая I. Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург
- Неизвестный художник. Великий князь Константин Николаевич. Россия. Вторая четверть XIX века. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Санкт-Петербург
- Джордж Доу. Великий князь Михаил Павлович. Россия. 1824. Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург
Выдринский Марк Львович (по медали 1837 года медальера Кенига). Памятная медаль, выпущенная в честь открытия Царскосельской железной дороги. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург
- Премацци Луиджи. Зал ожидания в Отделении почтовых карет и брик (станции почтовых дилижансов) на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург. 1848. Государственный исторический музей. Москва
- Премацци Луиджи. Кузница и каретный сарай Отделения почтовых карет и брик (станции почтовых дилижансов) на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург. 1848. Государственный исторический музей. Москва
Латунные билеты, применявшиеся в первые годы на Царскосельской железной дороге. Санкт-Петербург. 1840-е. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург
Билеты для проезда изготавливались из латуни (из называли «жестянками»). Они многократно использовались, что не требовало от администрации затрат на из воспроизводство. Проезд в вагоне 1-го класса от столицы до Царского Села стоил 75 копеек серебром, в вагоне 2-го класса — 50, 3-го — 35, 4-го — 20 коп. Тарифы на Царскосельской дороге, установленные в 1838 году, существенно не менялись до 2-й половины 1870-х годов.
Куратор Ольга Барковец о выставке
Выставка готовилась недолго, всего четыре месяца. А я делаю обычно выставки год-полтора. на выставке представлены предметы и документы, которые предоставили Государственный исторический музей, Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Царское Село, Петергоф и Павловск. Выставка может быть названа уникальной и по присутствию музеев, и по показанным редчайшим документам.
Тема, конечно, очень специфическая. Она сосредоточена в определённых музеях. Государственный Эрмитаж дал в цифровом виде несколько экспонатов, которые мы запросили. Ну и без документов эту тему очень сложно раскрыть, даже содержательную часть контента надо строить на архивных документах. Поэтому помог Государственный архив Российской Федерации г. Москвы и Российский Государственнй исторический архив г. Санкт-Петербург.
Ольга Барковец, куратор выставки
Приятно, что обратили внимание на документы, размещённые для ознакомления. Я историко-архивист по образованию, поэтому привычно читаю рукописные документы XIX века, не скажу, что практически любой почерк, — Николая Первого читать сложно, а Александру Фёдоровну вообще невозможно, — писарский — вообще проблем нет. Но мои коллеги не все могут, не говоря о неспециалистах. Поэтому у документов размещены отпечатанные цитаты, чтобы посетители могли понять, почему данный документ взят в экспозицию.
Причиной выставки, в первую очередь, стала дата — 185 лет железных дорог. РЖД с большим пиететом относится к своей истории, истории железной дороги, и также приняло участие.
Выставка историческая, поэтому соблюдается историческая канва от создания железной дороги — это начало выставки, а конец нашей истории — кабинет Николая Первого, который сначала сомневался «строить — не строить», а потом принял решение и сам лично отслеживал все бюрократические этапы и изменения связанные с постройкой железной дороги. Император проехал лично 12 апреля 1838 года, и после это стал каждый день, — и не только он, а и вся семья стала ездить. Прошло всего каких-то четыре года и принято решение о постройке Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Соответствующий документ также представлен на выставке.
Планов на продолжение выставки у нас пока нет, но периоды царствований Александра Второго и Александра Третьего — важные этапы в развитии российских железных дорог.
Беседовал главный редактор журнала "Коллекция" Алексей Сидельников
Рапорт главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа П.А. Клейнмихеля в Правительствующий сенат о решении Александра II «в память о сооружении Санкт-Петербурго–Московской железной дороги повелением в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича и во внимании, что путь этот по своему устройству достоин носить имя Высочайшего основателя его», повелел именовать Санкт-Петербурго–Московскую железную дорогу «Николаевской железной дорогой». 8 сентября 1855 г. Российский государственный исторический архив. Санкт-Петербург
Дневник Великого князя Константина Николаевича за 1836 г. Государственный архив Российской Федерации. Москва
- Шарлемань И.И., автор оригинала. Музыкальный вокзал в Павловске. Бал по случаю 25-летия Царскосельской железной дороги. Литография Тимма Василия Фёдоровича. Санкт-Петербург. 1862. Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург
- Фридрих фон Мартенс. Автор оригинала гравёр Фредерик. Музыкальный вокзал в Павловске. Россия. 1838-1844. Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург
Гагарин Г.Г., автор оригинала. Цыганский хор в Москве [Ильи Соколова]). 1830-е [1910-е]. Почтовая открытка. Государственный музей А.С. Пушкина. Москва
Выставка описывает строительство первой в России пассажирской железной дороги — от Санкт-Петербурга до Царского Села и Павловска. Торжественное открытие дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года, а в Павловске был возведен первый вокзал (англ. vauxhall — публичное увеселительное заведение) – роскошный дворец c ресторанами и музыкантами. К сожалению, был разрушен во время Второй мировой войны. Посетители узнают, каких позиций на такой масштабный проект придерживались государственные деятели первой половины XIX века и почему Россия, будучи великой мировой державой, долго не решалась начать строительство железных дорог и как в итоге было принято окончательное утвердительное решение.
Важная часть экспозиции посвящена поездкам Николая I по Царскосельской железной дороге. Поначалу её считали «царской забавой», но благодаря воле императора первые 26 километров пути положили начало железнодорожной сети современной России.
Модель Павловского вокзала
- Штакеншнейдер А.И. Павловск. Вокзал. Главный фасад. Разрез центрального корпуса. Россия. 1844. Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург
- Штакеншнейдер А.И. Павловск. Вокзал. План. Россия. 1844. Государственный музей-заповедник «Павловск». Санкт-Петербург
Платок сувенирный. Выпущен в честь открытия Санкт-Петербурго–Московской железной дороги. 1851. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург
- Электромагнитный стрелочный аппарат Б.С. Якоби со штепсельным передатчиком. 1843. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург
- Часы каменный со скульптурной группой. Франция. Париж, XIX в.
- Сервиз кофейный на две персоны. Франция. Севр. XIX в. Государственный центральный музей современной истории России. Москва
Проект «Царская забава» объединяет одноименные выставки в Государственном центральном музее современной истории России (Москва) и в Музее железных дорог России (Санкт-Петербург).
Генеральным партнером выступает Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Благодарим Надежду Красилову за оперативную помощь в подготовке материала.
Музей современной истории России
Москва, Тверская, 21
3 ноября 2022 г. — 3 февраля 2023 г.
Купить билет в Музей современной истории России
Пресс-служба Музея современной истории России 2.11.2022
__________________
>>><<<