Маркиза де Помпаду́р — Жанна Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 1721-1764) благодаря своему уму и внешним данным в 1745 году стала фавориткой французского короля Людовика XV и продержалась практически 20 лет до момента своей смерти. Эта женщина вертела королём и политикой Франции по своему усмотрению поражая Европу и вводя в негодование французов. Она легко меняла французских политиков, замещая своими знакомыми. При этом оставаясь не только любимицей короля, но и многих людей искусства.
Нам интересно, что она не имея хорошего образования не только была хозяйкой уважаемого и посещаемого известнейшими авторами литературного салона, но и сама научилась разбираться в искусстве, предпочитая стиль рококо в живописи, скульптуре, архитектуре, мебели, посуде и т.д.

Сохранилось множество портретов маркизы, которые, дают представление о внешности маркизы, но к нашему сожалению, традиционно не могут дать точного облика. В то время заказать портрет могли только богатые люди. При этом они неизменно обращаясь к лучшим авторам и получали портреты, выполненные с применением обязательных художественных стандартов, так называемых иконографических схем. Для маркизы де Помпадур это не имело значения: она разбиралась в живописи и знала правила изображения, определяющие и некоторое отхождение от оригинала, некоторые обязательные позы модели, предметы, формирующие общую идею полотна. При этом обычно один портрет служил образцом для других, поэтому и наблюдается схожесть лиц, жестов, заложенных аллегорий и т.д., хотя что-то добавляется или убирается из изображения-образца.
Подробно останавливаться на судьбе маркизы мы не станем, хотя вся её жизнь может превосходить фантазию Дюма, являясь настоящим захватывающим приключенческим романом. Вот вам пара штрихов к характеру этой дамы. Она стала некоронованной королевой Франции, происходя из семьи, выходцу из которой никак не грозило даже близко оказаться к королевскому двору. А второй момент — это её характер. Когда по состоянию здоровья и настоянию врачей ей пришлось прервать близость с королём, она стала готовить ему наложниц, воспитывая их, направляя и выгодно отдавая замуж. Этим она контролировала ситуацию и продолжала оставаться необходимой королю.
На проходящей выставке «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» в музее В.А. Тропинина обращает на себя, находясь среди живописных полотен, выставленная для осмотра мелкая столовая тарелка. В центре тарелки мы видим женский портрет в окружении трёх амуров. На этом остановимся, просто чтобы порассуждать над увиденным.
В центре тарелки изображена изящная женщина, портрет которой атрибутирован как портрет маркизы же Помпадур. Три упомянутых амурчика изображены на резервах, то есть не закрашенном белом фоне основного материала, и расположены равносторонним треугольником по краям тарелки, что довольно часто можно встретить.

Амурчики — занимают место на внешнем кольце тарелки. Они часть необходимого декора, дополняющего общее изображение. Но они разные. Может быть они несут и смысловую нагрузку? Итак, предположим.
Один амур играет с птицей, опираясь на клетку. Может быть он символизируем полученную свободу?
Другой амур греется у костра. Возможно, здесь важен огонь, а это уже возрождение и взлёт, как у Феникса.
Третий амурчик в руках держит книгу или стопку листов. Предположим, что это намекает на знания.
Свобода, возрождение и знания — этого в жизни сумела добиться мадам де Помпадур.
Возвращаясь к портрету видим жёлтую розу у женщины в волосах. А жёлтые цветы — это разлука и тоска. А роза на платье — это уже добродетель.
Общий набор предметов словно намекает, что изображение на тарелке, а значит и всём сервизе, должно подразумевать конец отношений маркизы и короля, но сохранение власть над ним, а также все своих пристрастий. И, самое важное, она сохранила всеобщий интерес к себе.
Но что можно сказать об основном цвете тарелки? Он явно необычный и запоминающийся, словно бы розовый, и пурпурный, и красный, и фиолетовый — непростой.
Как мы выше упомянули Мадам де Помпадур разбиралась во многих вещах, в т.ч. она понимала толк в фарфоре, отдав предпочтение изобретённому в Севре (Sevres, предместье Парижа) в 1757 году необычному цвету краски — Rose Pompadour — это так называемый розовый основной цвет.
Будучи постоянной заказчицей севрского фарфора, маркиза удостоилась, что этот цвет был назван именно в её честь.
Автором такого цвета для фарфора является химик Жан Элло (Jean Hellot), являвшийся главным разработчиком важных пяти цветов палитры Севра XVIII века, включая Rose Pompadour, а также Bleu Céleste (Небесно-голубой), Bleu en Lapis (Тёмно-синий с оттенком фиолетового), Jaune jonquille (Севрский жёлтый) и Vert pomme (яблочно-зелёный); Элло имел серьёзное понимание материалов, используемых в рецепте фарфора, в т.ч. сложной технологии нанесения глазури.
Чтобы создать Rose Pompadour требовалось наличие Кассиева пурпура — пигмент яркого красного цвета, получающийся при смешении солей золота с хлоридом олова. Использовался краситель с XVII века в окраске «рубинового стекла» и глазировке фарфора. Элло однако добавил в реакцию коллоидное золото, что сделало цвет более нежным и розовым.

Вообще привязанность Маркизы де Помпадур к Севру была такова, что она, желая получить расположение короля Людовика XV к Севру, заказала фарфоровые цветы, которыми украсила внутренний сад, поразив короля совершенством и подобием фарфоровых цветов и настоящих. Подобные цветы стали важной продукцией фабрики. Сегодня можно их встретить в музеях и частных собраниях. Маркиза всё же сумела добиться своего и, основанной в 1740 году фабрике, в 1759 году король даже разрешил называться Королевской фабрикой.
Напомним, что сервиз был изготовлен не в конце отношений маркизы и короля, а в начале ХХ века. Всё в том же знаменитом Rose pompadour.
Любопытно, что в 1757 году на фабрику в Севре пришёл скульптор Этьен Морис Фальконе́ (Étienne Maurice Falconet), почти сразу замеченный Маркизой де Помпадур, поставившей его директором. Фальконе́, уже после смерти маркизы, уедет в Россию, где прославится как автор памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге.

Напоминаем, что по четвергам в Тропининском музее проводятся кураторские экскурсии, которые отлично помогут понять экспозицию.
Мария Кузнецова искусствовед, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Музея В.А. Тропинина Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
2 января — 27 апреля 2025 г.
Купить билеты в Тропининский музей
__________________