В конце ноября 2024 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвящённая 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, прошедшего долгий жизненный и творческий путь от смелых футуристических экспериментов 1920-х годов, к романтике послевоенной поры и, наконец, беспредметным композициям и космической серии рисунков в контексте эпохи 1960-х—1980-х годов.
«ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!»
Выставка и цикл лекций и концертов к выставке работ Александра Лабаса
Я был рождён удивительно точно во времени, мне этот век подходит как ни один другой.
Александр Лабас
«Дух музыки» сопутствовал Лабасу всю жизнь. Обладая абсолютным слухом, он слышал музыку во время работы, подобно Кандинскому и Чюрлёнису. «Моя живопись – это симфония. Только симфония цвета» (Лабас, 1960-е). Союз живописи и музыки (цвета и звука) в мироощущении художника подсказал идею музыкально-просветительского проекта «Время, вперёд!», объединившего цикл из трёх лекций и шести концертов. Проект вдохновлен не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и красота земной природы — таков неполный список тем «музыкального контрапункта». Цель проекта — раздвинуть временные и географические рамки выставки, показать связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века. Автор идеи, куратор и ведущий цикла — музыковед Юлия Де-Клерк.
Первая лекция «Апология движения. Урбанизм. Индастриал. 1920-е» посвящена удивительному времени, когда интеллектуальный и технический пафос индустриальной культуры сочетался с особым явлением массового сознания 1920-х годов – «радостью бытия», «гимном машинерии», верой в красоту футуристических конструкций. В музыке появился новый предмет звукоизобразительности – Машина, во всем комплексе акустических и визуальных проявлений. Более того, эта машина «одушевлялась» её создателями.
Вспоминая 1920-е Лабас писал: «В те годы я был очень увлечён современным городом, новой техникой, авиацией, движением — хотя всё было тогда в зачаточном состоянии, но я смотрел в будущее». Подобно поэтам-футуристам и представителям музыкального авангарда, Лабас искал способы отразить «бег времени», ощущение расширяющегося Пространства, динамику и ускорение XX века. Наука и искусство максимально сблизились. «Тогда было много разговоров о теории относительности Эйнштейна, совершившей поворот в науке. Мы проявляли огромный интерес к этой теории…», — вспоминал художник в Дневнике. Открытия в области физики раздвинули представления о Времени и Пространстве, в этом контексте остро встала проблема Будущего. Исследователь футуризма Р.В. Дуганов писал о новом понимании Природы: «… эстетика футуризма с его машинностью, урбанизмом, рационализмом … была эстетикой природы. Природа для футуристов — “не храм и не мастерская”, она —энергия». «Музыка XX века должна напоминать современный автомобиль», — полагал Сергей Прокофьев, для которого основным критерием являлась стихия неукротимого движения. «Многозвучный, яростный топот» «Весны священной» И. Стравинского, её пронзительная звучность и остинатные ритмы возвестили приход некалендарного XX века. От «фабрики модернизированных лубков» (Л. Сабанеев) тянутся нити к советскому музыкальному авангарду 1920-х — «Симфонии гудков» А. Авраамова, «Рельсам» В. Дешевова, «Заводу» А. Мосолова и балету «Стальной скок» С. Прокофьева, многочисленным примерам «музыкального конструктивизма». Увлечение урбанистикой и машинерией было общеевропейским трендом, отдали ему дань и члены молодой французской «Шестёрки». А. Онеггер воплотил в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство, пытаясь с помощью оркестровки вызвать зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Поиски нового звучания музыки Будущего привели к созданию новых инструментов. Так физик и музыкант Лев Термен изобрёл первый электромузыкальный инструмент терменвокс, а Иосиф Шиллингер написал для него аэрофоническую поэму — «музыку воздуха и металла».

Два концерта цикла — «Perpetuum mobile» и «Гимн машинерии» фактически являются продолжением и «иллюстрацией» первой лекции, их программы включают знаковые сочинения композиторов эпохи «музыкального футуризма» и «конструктивизма» — Э. Сати, Д. Мийо, Ф. Пуленка, членов АСМ В. Дешевова, Л. Половинкина и А. Мосолова, «русских европейцев» С. Прокофьева, И. Стравинского, американца в Париже Дж. Антейла, а также представителей второго авангарда — венгра Д. Лигети и американца Ф. Ржевски.
Вторая лекция «Бунтари и пророки Новой музыки» знакомит слушателей с творчеством выдающихся композиторов XX века, новаторов, совершивших революцию в области эстетики и музыкального языка, искавших новые «звуки» и шире — новый музыкальный континуум — К. Дебюсси, А. Скрябин, А. Шёнберг, И. Стравинский и О. Мессиан — определили пути развития музыкальной культуры XX и XXI века. Лекцию завершит концерт «Краски и звуки» из сочинений «первооткрывателей» и их последователей.

Синтез искусств был не только приметой времени, но и «лейтмотивом» всего творчества Лабаса. Музыка и живопись, синтез цвета и звука стали основой его метода, по определению самого художника, главными оставались «цветовой строй, цветовая поэзия и симфония красок». В поздний период, когда Лабас вернулся к абстрактной живописи, он создал цикл «симфонических композиций», демонстрирующих его постоянный интерес к синестезии и кругообразному движению, напоминающих о практике символистов и авангарда начала XX века: В. Кандинского, А. Скрябина и А. Шёнберга. Лабас говорил о себе как о принципиальном новаторе. На фоне «борьбы с формализмом и абстракционизмом» он поставил задачу описать и проанализировать на холсте движение звука. Клод Дебюсси – первый композитор, обративший внимание на «колористическую» природу музыкальных созвучий, которого по праву можно считать предтечей сонористики, писал в начале XX века: «нет ничего музыкальнее солнечного заката!». А его младший современник Игорь Стравинский констатировал: «Если бы звучания Дебюсси можно было обратить в краски, то его сочинения заняли бы в Лувре самое почетное место». Мистик и творец «светозвука», Александр Скрябин утверждал: «Вся музыка и всё вообще должно быть погружено… в световые волны, купаться в них». Убежденный новатор и разрушитель классических правил, создатель атональности, а затем и додекафонной системы Арнольд Шёнберг был уверен: «Искусство — это всегда Новое Искусство…». Оливье Мессиан, ещё один творец собственной музыкальной системы композиции, сочетал интеллектуальную мысль с красочной экзотикой и пантеизмом, изощренность Востока с рациональностью Запада. Фактически все левые художники, бредившие новыми формами искусства, поисками нового языка, стремились обрести свободу творчества, чтобы создавать искусство Будущего.
Природа — одна из главных тем творчества Лабаса. Его пейзажи полны чувственной красоты, а описания возвращают нас к звукописи. Невольно вспоминаются творения Дебюсси и Чюрлёниса, Веберна и Мессиана. В начале XX века интерес к Природе и ее тайнам был подкреплен открытием Востока, с его необычным колоритом, новыми красками и ритмами, существенно обогатившими европейский словарь. У Лабаса также можно встретить ориентальные мотивы. Концерт «Магия Востока» охватывает почти все страны и континенты, куда устремилась фантазия европейских композиторов: от Персии и Китая до Мадагаскара, Средней Азии и Индии, от импрессионистов до американского минимализма 1960-х. В программе прозвучат сочинения К. Шимановского, М. Равеля, И. Стравинского, Т. Райли и других авторов. Специально для этого концерта композиторы И. Юсупова и И. Холопов делают транскрипции нескольких сочинений.

Тема войны прошла через жизнь и творчество Лабаса и его великих современников. Концерт «Пушки и музы» непосредственно связан с фактами биографии художника, эвакуацией в Ташкент, где также находились Д. Шостакович и его младший современник М. Вайнберг. В воспоминаниях Лабас рассказывал, как, пользуясь случаем, внимательно зарисовал черты лица спящего Шостаковича в вагоне, идущем в эвакуацию. В программу концерта вошли два знаменитых фортепианных Квинтета — Д. Шостаковича, созданного накануне страшной катастрофы и М. Вайнберга, написанного в 1944 году, когда война ещё не стала историей.
Третья лекция «Космос как предчувствие» также непосредственно связана с «небесными странствиями» в творчестве Лабаса и посвящена космогонии в музыке от грандиозных и одновременно утончённых композиций А. Скрябина до экспериментальных опусов А. Шнитке, или К. Штокхаузена. Когда-то русский философ, родоначальник космизма Н. Фёдоров писал: «…Искусство начинается вместе с человеком на земле и совершается в небе». Этот тезис нашёл яркое воплощение в творчестве Скрябина, утверждавшего: «<…> весь космос, вся вселенная должны стать выражением и воплощением единой музыкальной деятельности, если хотите музыки самого бытия». Завершением лекции и цикла станет просмотр первого научно-фантастического фильма «Космический рейс» (1935) В. Журавлёва — о путешествии советских людей на Луну, консультантом которого был сам К. Циолковский. К этой легендарной ленте в 1998 году современный композитор, один из лидеров «новой волны» И. Юсупова написала ретро-футуристический саундтрек.
Лабас всегда был заворожен небесным пространством и не только мечтал о полетах, но летал на аэроплане в начале 1920-х, вспоминая, как «перестал ощущать время». В 1935 году он создаёт футуристические панно «Город будущего» и «Полет на Луну», а в поздних рисунках 1980-х прикасается к теме Космоса с присущей ему фантазией и воображением.
В проекте примут участие известные отечественные музыканты-исполнители и композиторы, среди них Сергей Каспров, Юрий Фаворин, Арсений Тарасевич-Николаев, Алиса Тен, Екатерина Кичигина, Олеся Ростовская, Олег Худяков, Родион Замуруев, Ираида Юсупова, Игорь Холопов, ансамбли «Студия новой музыки», «Сlassica Plus», Струнный квартет ансамбля «Солисты Москвы» и другие.
Пресс-служба музея "Новый Иерусалим" 4.02.2025
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви»
29 ноября 2024 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвящённая 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей «Новый Иерусалим», Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций. Межмузейный выставочный проект организован при участии Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) и наследницы авторского права художника Ольги Бескиной-Лабас.
На выставке Александра Лабаса в Новом Иерусалиме будут показаны почти все основные произведения художника 1920-х — нач.1930-х годов, самого яркого и впечатляющего периода его творчества, его ключевые шедевры. Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем. Это взгляд в будущее и проект строительства нового мира
Александр Балашов научный консультант проекта
Впервые выставка, посвящённая Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы. Экспозиция заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополняют абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.

Куратором выставки «Невесомость» выступила искусствовед Ксения Новохатько, научным консультантом проекта — искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов. Архитектурно-художественное решение выставки создали театральные художники, лауреаты многочисленных театральных премий Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок. Экспозицию дополняет оригинальное звуковое сопровождение, созданное музыкальной лабораторией «Антифон».
В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни. Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия.
Ксения Новохатько искусствовед, куратор выставки
Главная тема творчества Александра Лабаса — сотворение нового мира, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов, классиков итальянской аэроживописи или своих коллег по группе ОСТ, Лабас воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь — неизвестную, многоликую, завораживающую. Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлечённым не техникой или скоростью самой по себе, а неизвестным ранее самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций. Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.

Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной».
Куратор
Куратор выставки Ксения Новохатько.
Пресс-служба музея "Новый Иерусалим" 28.11.2024
Музей «Новый Иерусалим» занимает более 10.000 кв. м. выставочных площадей. Обладает уникальными историческими экспонатами, дополненными мультимедийными технологиями. Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190.000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции.
Приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVIII–XIX веках. Широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.
Музей «Новый Иерусалим»
Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1
29 ноября — 25 мая 2025 г.
Купить билет в музей «Новый Иерусалим»
Встреча с художником Марко Бравура в музее «Новый Иерусалим»
_________________