Третьяковская галерея представляет первую персональную выставку работ художника, который оставил заметный след в русской культуре как исторический живописец и создатель многочисленных работ для храмов.
Жанровое разнообразие произведений мастера, хранящихся в собрании Третьяковской галереи, позволяет познакомиться со всеми гранями его таланта. Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют прекрасное владение рисунком и живописной техникой, наблюдательность и тонкий художественный вкус их автора.
- Басин П.В. Портрет М.Я. Нарышкиной с дочерью Александрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ
- Басин П.В. Портрет С.Ф. Щедрина. 1822. Холст, масло. 46 х 37. ГТГ
Художник проявил мастерство блестящего рисовальщика в своих композициях с многофигурными сценами, когда находился в пенсионерской поездке в Италии. Рисуя пейзажи, жанровые сценки и портреты, он переживал романтическое воодушевление от памятников искусства и природы Италии. Стилевые качества романтизированного классицизма отличают выразительные образы Сильвестра Щедрина и М.Я. Нарышкиной с дочерью. В Петербурге главной сферой деятельности художника стала монументальная церковная живопись, которую он сочетал с преподаванием в Академии художеств. Наиболее масштабные работы Басина были связаны с Исаакиевским собором, где художник оформил два придела и завершил неоконченные росписи К.П. Брюллова.
- Басин П.В. Вечерние облака. Окрестности Рима. 1820-е. Бумага на холсте, масло. 24,7 х 32. ГТГ
- Басин П.В. Чердак здания Академии художеств. Около 1831. Холст, масло. 63,5 х 80,2 . ГТГ
Своеобразным откликом на увлечение эпохи интерьерным жанром стало полотно «Чердак здания Академии художеств». В картине «Отдых Святого семейства на пути в Египет» художник проявляет мастерство композиции и тонкое колористическое чутьё, создавая жизненно убедительную жанровую сцену, проникнутую возвышенной гармонией и благородством. Творчество Петра Басина получило признание современников, но в свете тенденций 1860-х годов его художественные принципы стали восприниматься не отвечающими духу времени.
Куратор
Куратор: Светлана Степанова
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 25.11.2024
Пётр Васильевич Басин
Пётр Васильевич Басин (25 июня [6 июля] 1793, Санкт-Петербург, Российская империя 16 [28 июля 1877, там же) — русский живописец, один из лидеров петербургского академизма николаевской эпохи, ассоциируемый с романтической традицией, педагог; мастер исторической картины и церковный декоратор, также работал как портретист и жанрист. Академик (с 1830) и профессор (с 1836; заслуженный профессор с 1856) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1861).
29 ноября 2024 года
- Басин П.В. Портрет М.Я. Нарышкиной с дочерью Александрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ
- Басин П.В. Портрет С.Ф. Щедрина. 1822. Холст, масло. 46 х 37. ГТГ
- Басин П.В. Вечерние облака. Окрестности Рима. 1820-е. Бумага на холсте, масло. 24,7 х 32. ГТГ
- Басин П.В. Отдых Святого семейства на пути в Египет. 1842-1843. Холст, масло. 57,7 х 72. ГТГ
- Басин П.В. Альбано. Вид на Монте-Каво. Начало 1820-х. Холст, масло. ГТГ
- Басин П.В. Чердак здания Академии художеств. Около 1831. Холст, масло. 63,5 х 80,2 . ГТГ
- Басин П.В. Портрет графини В.М. Сиверс. Между 1843 и 1854. Лист из альбома Дондуковых-Корсаковых. Картон, графитный карандаш. ГТГ
- Басин П.В. Портрет художника Филипсона. Между 1819 и 1823. Бумага, итальянский карандаш. ГТГ
- Басин П.В. Перенесение мощей святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. 1847. ГТГ. Эскиз росписи западного люнета в приделе Св. Александра Невского. Бумага, сепия, кисть, перо, графитный карандаш
- Басин П.В. Смерть Плиния 1820-е. Эскиз неосуществлённой картины. Бумага, белила, кисть, перо, сепия. ГТГ. В мае-июле 1821 года Басин в обществе полковника А.И. Лорера и графа Н.Д. Гурьева совершил путешествие из Рима в Неаполь, посетил Помпеи и Геркуланум — античные города, ставшие жертвой извержения Везувия в 79 году н. э., раскопки которых активно велись с XVIII века.
Рисунок является эскизом к картине, задуманной художником под впечатлениями от этой поездки и от чтения «Писем» римского государственного деятеля и литератора Плиния Младшего (61 -между 113 и 115 гг. н. э).
В послании к историку Тациту (середина 50-х-около 120 г. н. э.) он описал смерть своего дяди, писателя-эрудита, автора «Естественной истории» Плиния Старшего (между 22 и 24 гг. н. э. — 24 или 25 августа 79 г.н.э.).
Во время извержения Везувия Плиний Старший командовал флотом и находился в Мизене на берегу Неаполитанского залива. Получив от друзей сообщение с просьбой помочь им выбраться из зоны бедствия, он привел корабль в Стабии — портовый город, ближайший к Помпеям, в 15 км от извергающегося вулкана. Там он задержался: ждал, когда сменится ветер и утихнет море, чтобы отплыть, успокаивал паникующих местных жителей и с интересом естествоиспытателя наблюдал вблизи редкий природный катаклизм. Плиний Младший пишет, что дядя был слаб здоровьем, и смерть его наступила от удушья, вызванного токсичными сернистыми испарениями вулканических газов.
Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский переулок, 10
30 ноября 2024 — 11 мая 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________