Пётр Басин

Романтический классицист. Пётр Басин

in Новости музеев 786 views

Третьяковская галерея пред­став­ляет пер­вую пер­со­наль­ную вы­став­ку ра­бот ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ос­та­вил за­мет­ный след в рус­ской куль­ту­ре как ис­то­ри­чес­кий жи­во­пи­сец и соз­да­тель мно­го­чис­лен­ных ра­бот для храмов.

Жанровое разнообразие произ­ве­де­ний мас­тера, хра­ня­щих­ся в со­бра­нии Третья­ков­ской га­лереи, поз­воляет по­зна­ко­миться со всеми гра­нями его та­ланта. Ра­боты, пред­ставлен­ные в экс­по­зиции, де­мон­стрируют прекрасное владение рисунком и живописной техникой, наблюдательность и тон­кий художественный вкус их автора.

Художник проявил мастерст­во бле­стя­щего ри­соваль­щика в своих ком­позициях с многофигурными сцена­ми, когда находился в пен­сионерской поездке в Италии. Ри­суя пейзажи, жанровые сценки и портреты, он переживал романтическое вооду­шев­ление от памят­ников ис­кусства и при­роды Италии. Стилевые качества романтизированного классицизма от­личают выразительные образы Силь­вестра Щедрина и М.Я. На­рышкиной с дочерью. В Петербурге главной сферой деятельности художника стала монументальная церковная живопись, которую он сочетал с пре­подаванием в Академии художеств. Наиболее масштабные работы Басина были связаны с Исаакиевским собором, где художник оформил два придела и завершил неоконченные росписи К.П. Брюллова.

Басин П.В. Отдых Святого семейства на пути в Египет. 1842-1843. Холст, масло. 57,7 х 72. ГТГ
Басин П.В. Отдых Святого семейства на пути в Египет. 1842-1843. Холст, масло. 57,7 х 72. ГТГ
  • Басин П.В. Вечерние облака. Ок­ре­стности Рима. 1820-е. Бумага на холсте, масло. 24,7 х 32. ГТГ
  • Басин П.В. Чердак здания Акаде­мии художеств. Около 1831. Холст, масло. 63,5 х 80,2 . ГТГ

Своеобразным откликом на увлече­ние эпохи интерьерным жанром стало полотно «Чердак здания Академии художеств». В карти­не «Отдых Святого семейства на пути в Египет» художник проявляет мастер­ство композиции и тонкое колорис­тическое чутьё, создавая жизненно убедительную жанровую сцену, про­никнутую возвышенной гармонией и благородством. Творчество Петра Басина получило признание современ­­ников, но в свете тенденций 1860-х годов его художественные принципы стали восприниматься не отвечающими духу времени.

Куратор

Куратор: Светлана Степанова

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
25.11.2024

Пётр Васильевич Басин

Пётр Васильевич Басин (25 июня [6 июля] 1793, Санкт-Петер­бург, Российская империя  16 [28 июля 1877, там же) — русский живописец, один из лидеров петербургского академиз­ма николаевской эпохи, ассоциируе­мый с романтической традицией, педагог; мастер исторической карти­ны и церковный декоратор, также ра­ботал как портретист и жанрист. Ака­демик (с 1830) и профес­сор (с 1836; за­слу­жен­ный про­фес­сор с 1856) Им­пе­ра­тор­ской Ака­демии художеств, дей­ст­вительный статский советник (1861).



29 ноября 2024 года

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ
  • Басин П.В. Вечерние облака. Ок­ре­стности Рима. 1820-е. Бумага на холсте, масло. 24,7 х 32. ГТГ
  • Басин П.В. Отдых Святого семейства на пути в Египет. 1842-1843. Холст, масло. 57,7 х 72. ГТГ
Басин П.В. Деревья. Конец 1820-х. Бумага, масло. ГТГ
Басин П.В. Деревья. Конец 1820-х. Бумага, масло. ГТГ
  • Басин П.В. Альбано. Вид на Монте-Каво. Начало 1820-х. Холст, масло. ГТГ
  • Басин П.В. Чердак здания Акаде­мии художеств. Около 1831. Холст, масло. 63,5 х 80,2 . ГТГ
Карл Георг Август Петцольд (1796-1859). Портрет П.В. Басина. 1840-е. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть. ГТГ
Карл Георг Август Петцольд (1796-1859). Портрет П.В. Басина. 1840-е. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть. ГТГ
  • Басин П.В. Портрет графини В.М. Сиверс. Между 1843 и 1854. Лист из альбома Дондуковых-Корсаковых. Картон, графитный карандаш. ГТГ
  • Басин П.В. Портрет художника Филипсона. Между 1819 и 1823. Бумага, итальянский карандаш. ГТГ
  • Басин П.В. Перенесение мощей святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. 1847. ГТГ. Эскиз росписи западного люнета в приделе Св. Александра Невского. Бумага, сепия, кисть, перо, графитный карандаш
  • Басин П.В. Смерть Плиния 1820-е. Эскиз неосуществлённой картины. Бумага, белила, кисть, перо, сепия. ГТГ. В мае-июле 1821 года Басин в обществе полковника А.И. Лорера и графа Н.Д. Гурьева совершил путешествие из Рима в Неаполь, посетил Помпеи и Геркуланум — античные города, ставшие жертвой извержения Везувия в 79 году н. э., раскопки которых активно велись с XVIII века.
    Рисунок является эскизом к картине, задуманной художником под впечатлениями от этой поездки и от чтения «Писем» римского государственного деятеля и литератора Плиния Младшего (61 -между 113 и 115 гг. н. э).
    В послании к историку Тациту (середина 50-х-около 120 г. н. э.) он описал смерть своего дяди, писателя-эрудита, автора «Естественной истории» Плиния Старшего (между 22 и 24 гг. н. э. — 24 или 25 августа 79 г.н.э.).
    Во время извержения Везувия Плиний Старший командовал флотом и находился в Мизене на берегу Неаполитанского залива. Получив от друзей сообщение с просьбой помочь им выбраться из зоны бедствия, он привел корабль в Стабии — портовый город, ближайший к Помпеям, в 15 км от извергающегося вулкана. Там он задержался: ждал, когда сменится ветер и утихнет море, чтобы отплыть, успокаивал паникующих местных жителей и с интересом естествоиспытателя наблюдал вблизи редкий природный катаклизм. Плиний Младший пишет, что дядя был слаб здоровьем, и смерть его наступила от удушья, вызванного токсичными сернистыми испарениями вулканических газов.


Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

30 ноября 2024 — 11 мая 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Что мы видим на картине

Передвижники в Третьяковке

__________________

 Обсуждение в Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Перейти К началу страницы