Между Ветхим и Новым

Между Ветхим и Новым

in Новости музеев 949 views

Выставка является пер­вым по­ка­зом не­дав­но посту­пив­шей в со­бра­ние Музея имени Андрея Рублёва иконы «Сретение Гос­под­не». В основе её сюжета – еван­гель­ский рас­сказ о при­не­се­нии Мла­ден­ца Хрис­та на со­ро­ко­вой день пос­ле рож­де­ния в Иеру­са­лим­ский храм, как то­го тре­бо­ва­ли древ­ние за­ко­ны и обы­чаи. Там Его встре­тили пра­вед­ный ста­рец Си­меон и про­ро­чи­ца Ан­на, уз­нав­шие в Мла­ден­це Иисусе обещанного Спасителя. Это событие понималось в хрис­тианстве как ме­та­фо­ри­чес­кая встре­ча — по-сла­вянски «сретение» — Ветхого и Нового Заветов.

Между Ветхим и Новым.
Памятники XVII–XVIII веков из
Музея имени Андрея Рублёва
и Государственного исторического музея

В названии выставки подчёрк­нут ха­рактер­ный для русских па­мятни­ков пет­ров­ского времени переход от «ветхой» сред­не­ве­ковой ху­до­жественной традиции к евро­пеи­зиро­ванной эстетике Но­вого времени: композиция иконы, созданной в первой четверти XVIII столетия, значительно отличается от ви­зантийских и древнерусских изводов и восходит к за­пад­но­евро­пей­скому образцу. Им является гравюра того же сюжета, входящая в состав иллюстраций новозаветной части Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1650 году и ныне хранящейся в собрании Государственного исторического музея. Этот популярный западноевропейский кодекс был целиком составлен из гравированных иллюстраций событий Священной истории с краткими подписями. Гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» выполнена по рисунку выдающегося фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса.

Сретение Господне. Первая четверть XVIII века. Москва, Оружейная палата. Дерево, темпера. Собрание Музея им. Андрея Рублёва
Сретение Господне. Первая четверть XVIII века. Москва, Оружейная палата. Дерево, темпера. Собрание Музея им. Андрея Рублёва

Несмотря на большую по­пу­ляр­ность Биб­лии Пис­ка­то­ра, став­шей «настольной книгой» русских иконописцев во второй половине XVII – первой половине XVIII века, гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» копировалась редко. Икона «Сретение Господне» из собрания музея — одно из наиболее ран­них и полных ее воспроиз­ве­де­ний в отечественной иконописи синодального времени. Образ, созданный в эпоху правления Петра I, впервые будет представлен широкой публике, как и хранящийся в Государственном историческом музее экземпляр Библии Пискатора.

Принесение Младенца Христа во храм. Анонимный гравер мастерской Класа Янсона Висхера по гравюре Жака де Би с оригинала Мартена де Воса. Около 1646 года. Бумага, гравюра на меди. Собрание Государственного исторического музея
Принесение Младенца Христа во храм. Анонимный гравер мастерской Класа Янсона Висхера по гравюре Жака де Би с оригинала Мартена де Воса. Около 1646 года. Бумага, гравюра на меди. Собрание Государственного исторического музея

Куратор

Куратор выставки: Юлия Устинова – за­ведующий сек­тором стан­ковой и мо­ну­ментальной живописи научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублёва.

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
31.01.2025

Редакция благодарит Дарью Шведову за пос­тоянное любезное внимание и сотрудничество!



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центральный музей древне­рус­ской куль­ту­ры и искусства имени Андрея Рублёва — му­зей рус­ского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе ко­то­рых началась реставрация  Спасо-Андро­никова монастыря. Официаль­ное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Кол­лекция состоит из бо­лее чем тринад­цати тысяч икон XII—XX веков, фре­сок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, пред­метов медного худо­жественного литья, шитья, изразцов, а так­же архео­логических находок.

До 1949 года в музее не было директора — из-за прово­димой религиоз­ной поли­тики советских властей многие канди­даты отказывались занимать пост. Однако благодаря ини­циативе началь­ника главного управления по охране памят­ников мини­стер­ст­ва культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.

Основное выставочное про­стран­ство рас­поло­же­но в церк­ви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

6 февраля – 9 марта 2025 года

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе

Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Крепость трёх измерений

Крепость трёх измерений

Вы­ста­воч­ный проект на пло­щад­ке Му­зея со­вре­мен­ной ис­то­рии Рос­сии, под­го­тов­лен­ный Му­зеем-за­по­вед­ни­ком ис­то­рии Даль­не­го
Перейти К началу страницы