Мы много пишем о портретах мужчин. А сегодня нас попросили написать о картине, на которой изображена женщина. Что может написать не искусствовед о картине? Пара строк вашему вниманию.
Выставка «Романтический классицист. Пётр Басин», открывшаяся 30 ноября в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, знакомит со многими работами художника. Выставка камерная, не является большой по размаху, но может быть названа важной для зрителей, показывающей работы Петра Басина, имя которого, к огорчению, не столь известно, как например, имя его современника Карла Брюллова. Есть вещи, которые ранее встречать не приходилось, а есть те, что давно нравятся.
Смотрим картину Петра Басина
Пётр Васильевич Басин (1793-1877) — русский живописец. Его талант расцвёл ближе к концу эпохи императора Александра I, а раскрылся и укрепился во время правления императора Николая I — жанровые картины, работы на исторические темы и портреты сделали его академиком и профессором Императорской академии художеств. Он много трудился, украшая интерьеры зданий и церквей. Именно ему доверили росписи в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге и Храме Христа Спасителя в Москве (правда, он успел разработать только эскизы). В 1860-х Пётр Басин был уже слишком академичен и устарел со своими классическими принципами рисования, как и многие авторы, например, тот же Брюллов.
Всё же из всего представленного объёма произведений обратим ваше внимание на небольшое полотно «Портрет М.Я. Нарышкиной с дочерью Александрой» (ранее называлась «Портрет неизвестной с девочкой. 1822», но, к счастью, атрибутировано Светланой Степановной Степановой — искусствоведом, старшим научным сотрудником отдела живописи XVIII — первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи). Работа выполнена в 1823 году и привлекает взгляд красочным изображением молодой женщины в центре композиции и маленькой девочки слева, протягивающей букет.
Женщина на картине — это Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854), в девичестве Лобанова-Ростовская, фрейлина и кавалерственная дама. Мария Яковлевна была замужем за Кириллом Александровичем Нарышкиным (1786-1838). Девочка на картине их дочь Александра, будущая светская львица и модница. Уже сейчас, пятилетней, она одета по примеру матери, не забыв перчатки, как важный атрибут одежды состоятельного класса.
Александре поэт Михаил Юрьевич Лермонтов посвятит такие строки в 1840-м году:
К портрету
Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе её темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.
А в Марию Яковлевну с юности был влюблён Сергей Григорьевич Волконский, генерал-майор, будущий декабрист. Если бы у них сложились отношения более близко, то она, возможно повторила бы судьбу жены Волконского — Марии Николаевны Раевской (1806-1863), дочери генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского (1771-1829), героя Бородинского сражения (батарея Раевского): после ареста и ссылки декабриста в Сибирь, она последовала за ним, что определило её дальнейшую судьбу.
Мария Яковлевна одета в белое платье рубашечного покроя в греческом стиле с высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и выделяется поясом. Платье дополнено высоким круглым воротником и красным платком на шее, обращающим на себя внимание. На голове капор, украшенный цветами, но без излишества. Серый плащ спасает от ветра, а некий чёрный предмет с отделкой, напоминающий небольшое покрывало или накидка, наброшен на руку.
Пока ничего особенного не видим. Но попробуем изменить взгляд на полотно, условно разделив его на части. Может что-то увидим другое. Это не атрибуция. Извините, если насочиняем, но не со зла.
Давайте ещё раз посмотрим на картину, где женщина в центре, а ребёнок слева. Но почему чувствуется диссонанс с правой стороной, где за оградой виден парк с качающимися под ветром деревьями, с пылью, но, по большому счёту, это пустая часть картины. Просто показ парковой территории, уточнение сюжета или нужно чем-то занять место на картине? Но так ли это?
Ожидать от художника композиционных ошибок не приходится, зная как он всегда организовывает пространство. Это можно увидеть на картинах и рисунках, расположенных рядом. Рассмотрим полотно через призму символов, которые Басин наверняка знал.
Мария Яковлевна была меценаткой и помогала художникам. Среди них был Карл Брюллов, ну и одним был Пётр Басин. А чтобы помогать нужно узнать достаточно близко. Обычно это обоюдное узнавание. Зачем она вообще помогала художникам? Дело в том, что она создавала себе жизнь, отличную от той, которой жила.
Что могло быть известно художнику? Он знал семейные драмы Марии Яковлевны: бессмысленную деспотичность мужа и материнское горе — смерть первой дочери. У неё есть сын Лев (1809-1855) и скоро будет ещё один — Сергей (1819-1855), но они не из сегодняшнего рассказа.
Первое, на что обратим внимание — цветы. Цветы в живописи — это вообще особый язык, который столь многообразен и широк, что его и не будем конкретно разбирать. Но обратим внимание на упомянутый красный мак. А мак, с периода романтизма, символизирует тоску, грусть, ностальгию.
Казалось бы какая грусть у ребёнка? Но вспомните, что по русской православной традиции принято поминать умерших (может и чёрная накидка не просто так изображена?), что и делалось с регулярностью, которая могла сопровождаться рассказами об ушедшем. Если представить, что мать рассказывала маленькой Александре о сестре Наташе (а она обязательно говорила о первой дочери!), то не составит труда представить, что младшая девочка любит старшую сестру, даже если её и не помнит. Но помнит и не забывает мать. Неслучайно на её шляпке мы видим три маковых цветка и васильки, которые в разное время означали скорбь и стойкость перед горем, ну и долгую любовь.
Девочка протягивает красный цветок. Красные цветы, как мы уже отметили, символизируют глубокие чувства. А какие ещё они могут быть к матери?
Кстати, такой же цветок мы можем видеть на картине Петра Басина «Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре рядом с бюстом супруга», написанной в 1831 году (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Там уже понятный траур и открытая тоска Елизаветы Алексеевны по умершему в 1825 году императору Александру I. Поэтому художник точно знал, что изображает и почему.
Но кому протягивает ребёнок цветы? Точно не матери. Да. И она сама на них даже не смотрит. Обязательно обратите внимание, что у ног Александры лежит ещё один букет рядом с перчаткой. А упавшая перчатка символизирует встречу с близким человеком.
А на поясе не часы ли? «Часы в живописи не всегда полны глубокого смысла, но никогда не изображаются просто так» (так написал в интересной брошюре «Зачем художники рисуют часы» коллега KLOK). А разве часы не символизируют быстротечность времени? Для матери быстротечность заметна как не для кого.
Смотрим правую часть картины. За оградой ветер. Деревья качаются. Ветер поднимает пыль. Ветер гонит по небу облака. Ветер символичен. Он символизирует дух, он вселенский, неосязаемый, бестелесный, библейский. А облака — граница между мирами, нечто ирреальное. А также облака могут означать ожидаемое изменение в жизни.
Теперь представьте, что неожиданная встреча близким человеком, кого давно не видели, с тем, кого мы любим, но неосязаемым… И девочка протягивает цветок сестре, которую представляет подросшей, не ушедшей.
И вот сейчас получается, что на картине изображены фрейлина Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854), её дочь Александра Кирилловна Нарышкина (1817-1856), в замужестве Воронцова-Дашкова, но на картине не изображена, но подразумевается, как невидимый, Наталья Кирилловна Нарышкина (1812-1818) — не забытый член семьи.
Алексей Сидельников Главный редактор
Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский переулок, 10
30 ноября 2024 — 11 мая 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________