Что мы видим на картине

in Музей 2190 views

Мы много пишем о портре­тах муж­­чин. А се­год­ня нас по­­про­­си­ли на­пи­сать о кар­ти­не, на ко­то­рой изобра­же­на жен­щи­на. Что мо­жет на­пи­сать не искусствовед о картине? Па­ра строк ва­ше­му вни­манию.

Выставка «Романтический класси­цист. Пётр Басин», открыв­шая­ся 30 нояб­ря в Третья­ков­ской га­ле­рее в Лав­ру­­шин­­ском пе­реул­ке, зна­ко­мит со мно­гими работами художника. Вы­ставка ка­мерная, не является боль­шой по размаху, но может быть названа важной для зрителей, по­казывающей работы Петра Басина, имя которого, к огорчению, не столь известно, как например, имя его современника Карла Брюллова. Есть вещи, которые ранее встречать не приходилось, а есть те, что давно нравятся.

Смотрим картину Петра Басина

Пётр Васильевич Басин (1793-1877) — рус­­ский жи­во­пи­сец. Его талант рас­цвёл бли­же к концу эпо­хи им­пе­ратора Александра I, а раскрыл­ся и ук­ре­пился во время пра­вления импе­ратора Николая I — жанровые кар­тины, работы на исто­ри­ческие те­мы и порт­реты сде­лали его ака­демиком и про­фес­сором Им­пе­ра­торской акаде­мии художеств. Он много тру­дился, украшая интерьеры зда­ний и церквей. Именно ему доверили росписи в Исаакиевском соборе в Санкт-Пе­тер­бурге и Храме Христа Спа­сителя в Москве (правда, он успел разработать только эскизы). В 1860-х Пётр Басин был уже слишком академичен и устарел со своими клас­сическими принципами рисова­ния, как и многие авторы, например, тот же Брюллов.

Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ
Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ

Всё же из всего представленного объёма произведений обратим ваше внимание на небольшое полотно «Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой» (ранее называлась «Портрет неизвестной с де­вочкой. 1822», но, к счастью, атрибутировано Светланой Степановной Степано­вой — искусствоведом, старшим науч­ным сотруд­ником отдела живописи XVIII — первой половины XX века Государственной Третьяковской гале­реи). Работа выполнена в 1823 году и при­вле­кает взгляд красочным изобра­жением молодой женщины в центре композиции и маленькой девочки слева, протягивающей букет.

Женщина на картине — это Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854), в девичестве Лобанова-Ростовская, фрей­лина и кавалерственная да­ма. Мария Яковлевна была замужем за Кириллом Александровичем На­рышкиным (1786-1838). Девочка на картине их дочь Александра, будущая светская львица и модница. Уже сейчас, пятилетней, она одета по примеру матери, не забыв перчатки, как важный атрибут одежды состоятельного класса.

Александре поэт Михаил Юрьевич Лермонтов посвятит такие строки в 1840-м году:

К портрету

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе её темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.

А в Марию Яковлевну с юности был влюблён Сергей Григорьевич Волконский, генерал-майор, будущий декабрист. Если бы у них сложились отношения более близко, то она, возможно повторила бы судьбу жены Волконского — Марии Николаевны Раевской (1806-1863), дочери генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского (1771-1829), героя Боро­динского сражения (батарея Раев­ского): после ареста и ссылки декабриста в Сибирь, она последовала за ним, что определило её дальнейшую судьбу.

Мария Яковлевна одета в белое платье рубашечного покроя в гре­ческом стиле с высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и выделяется поясом. Платье дополнено высоким круглым ворот­ником и красным платком на шее, обращающим на себя внимание. На голове капор, украшенный цветами, но без излишества. Серый плащ спасает от ветра, а некий чёрный предмет с отделкой, напоминающий небольшое покрывало или накидка, наброшен на руку.

Пока ничего особенного не видим. Но по­пробуем изменить взгляд на полотно, условно разделив его на части. Может что-то увидим другое. Это не атри­буция. Извините, если насочиняем, но не со зла.

Давайте ещё раз посмотрим на кар­тину, где женщина в центре, а ре­бёнок слева. Но почему чувствуется диссонанс с правой стороной, где за оградой виден парк с качающимися под ветром деревьями, с пылью, но, по большому счёту, это пустая часть картины. Просто показ парковой территории, уточнение сюжета или нужно чем-то занять место на кар­тине? Но так ли это?

Ожидать от художника компози­ционных ошибок не приходится, зная как он всегда организовывает про­странство. Это можно увидеть на кар­тинах и рисунках, расположенных ря­дом. Рассмотрим полотно через приз­му символов, которые Басин навер­няка знал.

Мария Яковлевна была меценаткой и помогала художникам. Среди них был Карл Брюллов, ну и одним был Пётр Басин. А чтобы помогать нужно узнать достаточно близко. Обычно это обоюдное узнавание. Зачем она вообще помогала художникам? Дело в том, что она создавала себе жизнь, отличную от той, которой жила.

Что могло быть известно художнику? Он знал семейные драмы Марии Яковлевны: бессмысленную деспо­тичность мужа и материнское горе — смерть первой дочери. У неё есть сын Лев (1809-1855) и скоро будет ещё один — Сергей (1819-1855), но они не из сегодняшнего рассказа.

Первое, на что обратим внимание — цветы. Цветы в живописи — это вообще особый язык, который столь многообразен и широк, что его и не будем конкретно разбирать. Но обратим внимание на упомянутый красный мак. А мак, с периода романтизма, символизирует тоску, грусть, ностальгию.

Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)
Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)

Казалось бы какая грусть у ребёнка? Но вспомните, что по русской православной традиции принято поминать умерших (может и чёрная накидка не просто так изображена?), что и делалось с регулярностью, которая могла со­провождаться рассказами об ушед­шем. Если представить, что мать рассказывала маленькой Александре о сестре Наташе (а она обязательно говорила о первой дочери!), то не составит труда представить, что младшая девочка любит старшую сестру, даже если её и не помнит. Но помнит и не забывает мать. Неслучайно на её шляпке мы видим три маковых цветка и васильки, которые в разное время означали скорбь и стойкость перед горем, ну и долгую любовь.

Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)
Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)

Девочка протягивает красный цветок. Красные цветы, как мы уже от­метили, символизируют глубокие чувства. А какие ещё они могут быть к матери?

Кстати, такой же цветок мы можем видеть на картине Петра Басина «Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре рядом с бюстом супруга», написанной в 1831 году (Го­сударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Там уже понятный траур и открытая тоска Елизаветы Алексеевны по умершему в 1825 году императору Александру I. Поэтому художник точно знал, что изображает и почему.

Но кому протягивает ребёнок цветы? Точно не матери. Да. И она сама на них даже не смотрит. Обязательно обратите внимание, что у ног Александры лежит ещё один букет рядом с перчаткой. А упавшая перчатка символизирует встречу с близким человеком.

Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)
Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)

А на поясе не часы ли? «Часы в живописи не всегда полны глубокого смысла, но никогда не изображаются просто так» (так написал в ин­тересной брошюре «Зачем художники рисуют часы» коллега KLOK). А разве часы не символизируют быстро­течность времени? Для матери быстротечность заметна как не для кого.

Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)
Басин П.В. Порт­рет М.Я. На­рыш­киной с до­черью Алек­сандрой. 1823. Холст, масло. 52,5 х 37,8. ГТГ (Фрагмент)

Смотрим правую часть картины. За оградой ветер. Деревья качаются. Ветер поднимает пыль. Ветер гонит по небу облака. Ветер символичен. Он символизирует дух, он вселенский, неосязаемый, бестелесный, библей­ский. А облака — граница между мирами, нечто ирреальное. А также облака могут означать ожидаемое изменение в жизни.

Теперь представьте, что неожиданная встреча близким человеком, кого дав­но не видели, с тем, кого мы любим, но  неосязаемым… И девочка протяги­вает цветок сестре, которую предста­вляет подросшей, не ушедшей.

И вот сейчас получается, что на кар­тине изображены фрейлина Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854), её дочь Александра Кирилловна Нарыш­кина (1817-1856), в замужестве Ворон­цова-Дашкова, но на картине не изображена, но подразумевается, как невидимый, Наталья Кирилловна Нарышкина (1812-1818) — не забытый член семьи.

Алексей Сидельников
Главный редактор

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

30 ноября 2024 — 11 мая 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Романтический классицист. Пётр Басин

Что расскажет портрет великого князя

Рама для картины

__________________

Обсуждение в Телеграмм >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы