Зодчие В.И. Баженов и М.Ф. Казаков: путь на медаль

in История/Фалеристика 1498 views

Архитекторы на медалях и монетах – частое ли это явление? Могли ли удостоиться они такой чести в XVIII веке? Встречались ли зодчие Баженов и Казаков на памятниках медальерного искусства? Насколько портретны советские медали? Как стать символом награды и причём тут искусствоведы? Обо всём этом наш фалеристическо-историографический обзор.

Мюнцкабинетом (нем. Münzkabinett, от нем. Münze – монета) – называют помещение для размещения нумизматической коллекции.[1] Это же название имеют и специальные шкафчики для монет и медалей. Возникновение мюнцкабинетов относится к эпохе Возрождения. Такие коллекции показывали вкус и образованность их владельца. Со временем они распространились по всей Европе. Первый мюнцкабинет в России был создан при Императорской академии наук при Петре I (кабинет Петра Великого), когда для кунсткамеры в 1721 году в Гамбурге был приобретён «Ледеров медальный кабинет», а также 150 серебряных вызолоченных медалей. В 1727 году в его состав вошло «знатное число монет и медалей», переданное от Императорского двора. Коллекция возрастала частью пожертвованиями, частью приобретениями, частью конфискациями. В Москве богатые мюнцкабинеты имелись при Московском университете (основан в 1895 году), Московском обществе истории и древностей Российских. Это, конечно, не считая значительных частных собраний.

Собственно, благодаря таким коллекциям и зарождались в России такие вспомогательные исторические дисциплины, как нумизматика и фалеристика[2]. Но если первая, изучающая историю монетной чеканки и монетного обращения, крепко сформировалась как дисциплина в XIX веке, то вторая, изучающая ордена, медали и нагрудные знаки (и отделившаяся из нумизматики) – только во второй половине XX века.

«Во всех государствах, монеты появлялись гораздо раннее медалей, требующих уже известной степени совершенства в художниках. В Италии, стране раннего развития искусств, встречаются первые медали около половины XV века; но медали эти были не выбитые, а литые: с помощью резца доделывалось то, чего нельзя было достигнуть при скудных средствах тогдашнего искусства, ибо самые необходимые машины были неизвестны. Искусство выбивать медали является в Европе гораздо позже, а именно, в первой половине XVI века, в ту эпоху, когда стали чеканить монеты, известные под названием талеров».[3]

Сразу отметим, что под медалями в сегодняшнем разговоре будут иметься в основном памятные, которые многие называют «настольными» – с большим диаметром. Такое название идёт как противопоставление медалям наградным, носимым на орденских лентах на груди (хотя и тут следует отметить, что ушки для ношения появляются на постоянной основе только во второй половине XVIII века).

В связи с тем, что сегодня нас интересуют персоны архитекторов Василия Баженова и Матвея Казакова, творивших с последней четверти XVIII до начала XIX века, обратимся к медальерному искусству времени Екатерины Великой. «Из времён Императрицы Екатерины II заслуживают особенного внимания медальеры Егер (Jæger) и упомянутый выше Вехтер (Wæchter). Они образовали двух учеников, приобревших известность: Самулила Юдина и Тимофея Иванова. Третий, заслуживающий уважения художник того же времени, был Гасс (Gass); под его руководством образовался Мейснер (Meisner). В конце царствования Императрицы является трудолюбивый медальер К. Леберехт (C. Leberecht); большое число медалей его же работы встречается и в последующие два царствования».[4]

Однако, при штудировании издания «Собрание русскихъ медалей, изданное по высочайшему повелению Археографическою коммиссиею» найти медалей, посвящённых Баженову и Казакову не удалось. И это не случайно. Как правило, на отечественных медалях изображали монарха, либо же «достопамятных мужей Русских», к коим относились государственные деятели и полководцы: граф Григорий Орлов-Чесменский, барон Григорий Аш, Иван Бецкой, Прокофий Демидов, «Русский Ахилл» барон Отто Вейсман, граф Пётр Румянцев, князь Григорий Потёмкин-Таврический, Александр Ланской, адмирал Самуил Грейг, граф Александр Суворов, Фёдор Ушаков, граф Николай Шереметев, граф Александр Строганов и т.д.

Памятная медаль «На возобновление [закладку] Кремлёвского дворца [по проекту В.И. Баженова] в Москве 1 июня 1773 года». Санкт-Петербургский монетный двор. Медальер Тимофей Иванов (оригинал). Изображение: auction-imperia.ru.
Памятная медаль «На возобновление [закладку] Кремлёвского дворца [по проекту В.И. Баженова] в Москве 1 июня 1773 года». Санкт-Петербургский монетный двор. Медальер Тимофей Иванов (оригинал). Изображение: auction-imperia.ru.
Памятная медаль «На возобновление [закладку] Кремлёвского дворца [по проекту В.И. Баженова] в Москве 1 июня 1773 года». Санкт-Петербургский монетный двор. Поздняя копия XIX века Василия Владимировича Алексеева (1822–1901). Изображение: auction.conros.ru
Памятная медаль «На возобновление [закладку] Кремлёвского дворца [по проекту В.И. Баженова] в Москве 1 июня 1773 года». Санкт-Петербургский монетный двор. Поздняя копия XIX века Василия Владимировича Алексеева (1822–1901). Изображение: auction.conros.ru

А если уж речь шла об архитектуре, то медали (и наградные, и памятные) посвящали постройкам: закладке, строительству, реставрации. Например, медаль «На возобновление Кремлёвского дворца в Москве 1 июня 1773 года. На аверсе поясное, обращённое вправо изображение императрицы в малой короне и орденской ленте. На обороте – дворец, освещаемый солнцем возле реки. Что же это за изображение? Во время царствования Екатерины II дворец в Кремле признали не соответствующим величию империи, хотя общий ансамбль крепости воспринимали как исторический памятник. В 1759 году вышел указ о сохранении кремлёвских стен и башен. Тем не менее уже через девять лет В. И. Баженов предложил проект нового дворца, предусматривавший снос некоторых зданий XV–XVII веков без учёта их исторической значимости. По проекту Баженова ансамбль должен был занять всю приречную территорию и спускаться к берегам Москвы-реки. Под его руководством снесли обветшалые Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова с Верхним набережным садом, все монастырские подворья, за исключением Троицкого, корпус Приказов, а также галерею Оружейной палаты, возведённую по проекту Д. В. Ухтомского в 1764 году. 1 июня 1773 года состоялась торжественная закладка нового дворца. К этому событию и была отчеканена медаль с изображением проекта Баженова. Однако вскоре после начала строительных работ южная стена Архангельского собора покрылась трещинами, фундамент храма стал проседать. И крупномасштабное строительство признали нецелесообразным, приостановив работы к 1775 году. Стены и башни начали восстанавливать через год под руководством архитектора М. Ф. Казакова, а Архангельский собор укрепили контрфорсами.

Екатерина II и Павел Петрович в Царицыно

Иван Иванович Реймерс, 1818–1868 (модель); Василий Владимирович Алексеев, 1822–1901 (резчик). Медаль «Архитектору Константину Андреевичу Тону – русские художники. В память пятидесятилетнего юбилея». 1865. Изображение: forum.faleristika.info
Иван Иванович Реймерс, 1818–1868 (модель); Василий Владимирович Алексеев, 1822–1901 (резчик). Медаль «Архитектору Константину Андреевичу Тону – русские художники. В память пятидесятилетнего юбилея». 1865. Изображение: forum.faleristika.info

Хотя, нельзя сказать, что архитекторы вообще не попадали на медали. Так, например, Константин Тон на пятидесятилетие был удостоен отдельной медали от русских художников. Но это уже 1865 год, эпоха историзма. Да и популярность Тона была велика. И медали не обошли его творения.

Медальер Павел Петрович Уткин (1808–1852). Медаль «На закладку Храма Христа Спасителя в Москве». 1838. Санкт-Петербургский монетный двор. Изображение: forum.faleristika.info. Наградная серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года». 1813. Изображение: catalog.sammlung.ru
Медальер Павел Петрович Уткин (1808–1852). Медаль «На закладку Храма Христа Спасителя в Москве». 1838. Санкт-Петербургский монетный двор. Изображение: forum.faleristika.info. Наградная серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года». 1813. Изображение: catalog.sammlung.ru
Медальеры Павел Павлович Кубли, 1817–1882 (аверс), Авенир Гиршевич Грилихес, 1822–1905 (реверс). Серебряная наградная медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя». 1883. Санкт-Петербургский монетный двор. Изображение: catalog.sammlung.ru
Медальеры Павел Павлович Кубли, 1817–1882 (аверс), Авенир Гиршевич Грилихес, 1822–1905 (реверс). Серебряная наградная медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя». 1883. Санкт-Петербургский монетный двор. Изображение: catalog.sammlung.ru

В 1839 году совершилась торжественная закладка задуманного грандиозного храма Христа Спасителя, в присутствии Императора Николая Павловича и Наследника Цесаревича Великого князя Александра Николаевича. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, возглавлял церемонию. В память торжества закладки храма была выбита медаль, на лицевой стороне которой окруженное сиянием Всевидящее Око. Надпись по окружности: «Не нам не нам, а Имени Твоему. 1812 год» (кстати, это повторение аверса и реверса наградной медали в память Отечественной войны 1812 года). На оборотной стороне посередине общий вид храма Христа Спасителя. По окружности надпись: 3авещал Императ. Александр I. начал исполнение Николай I. 1838. Под рисунком: слева – сочинил К. Тон, а справа — резал П. Уткин.

Медаль «Храм во Имя Христа Спасителя начат воссозданием в лето 1994 от Рождества Христова». 1994. Московский монетный двор. Изображение: forum.faleristika.info
Медаль «Храм во Имя Христа Спасителя начат воссозданием в лето 1994 от Рождества Христова». 1994. Московский монетный двор. Изображение: forum.faleristika.info

Строительство знаменитого храма-памятника победы в Отечественной войне 1812 года будет увековечено и на наградной медали «В память освящения Храма Христа Спасителя»[5] 1883 года (последняя медаль из серии наград за строительство дворцов и храмов.). Через 46 лет после начала строительства, пережив трёх царей, храм был освящён, и то благодаря необходимости коронации. По указу императора Александра III медалями награждались строители Храма Христа Спасителя: архитекторы, художники, скульпторы, некоторые мастеровые и рабочие, поставщики материалов; члены Министерства Внутренних Дел и канцелярии московского генерал-губернатора, полицейские чины и священнослужители, имевшие прямое отношение к осуществлению строительства Храма Христа Спасителя. Носили медаль на груди на ленте ордена святого Александра Невского. Московскому генерал губернатору князю В.А. Долгорукову была выдана золотая медаль, украшенная бриллиантами, для ношения на груди на ленте ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Конарский М.Н. Портрет Владимира Андреевича Долгорукова (1810–1891). Фотография. 1882–1890. ГИМ. Отмечена медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», украшенная бриллиантами
Конарский М.Н. Портрет Владимира Андреевича Долгорукова (1810–1891). Фотография. 1882–1890. ГИМ. Отмечена медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», украшенная бриллиантами

Кстати, медаль на воссоздание разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя тоже есть. Вернее, различной продукции, жетонов и медалей было немало. Но мы покажем медаль, сделанную на Московском монетном дворе в 1994 году. Само воссоздание завершилось в 1999 году.

Медаль «Храм во Имя Христа Спасителя начат воссозданием в лето 1994 от Рождества Христова». 1994. Московский монетный двор. Изображение: forum.faleristika.info
Медаль «Храм во Имя Христа Спасителя начат воссозданием в лето 1994 от Рождества Христова». 1994. Московский монетный двор. Изображение: forum.faleristika.info

Но вернёмся к нашим героям и их образам. Сегодня архитектор, градостроитель, теоретик архитектуры, педагог, академик и вице-президент Академии художеств в Петербурге, действительный статский советник Василий Иванович Баженов (1738–1799) хорошо известен. Многие слышали о нём в первую очередь, как о создателе архитектурного ансамбля в Царицыне. «Значение личности и творчества Баженова для становления русской архитектуры классицизма, особенно московской школы, огромно. Со смелостью и независимостью гения он осваивал традиции мировой и национальной архитектуры, античной и средневековой древности, Возрождения и западноевропейской классики, соотнося с национально-историческими представлениями о красоте и совершенстве. Опыт просвещённого человека претворял с вдохновением творца. Высокий уровень московского классицизма, ставшего заметным явлением в европейской архитектуре последней трети XVIII – первой четверти XIX века, был достигнут благодаря архитектурной и просветительской деятельности Баженова»[6].

Но это сегодня мы знаем много. А в XIX – начале ХХ века про архитектора помнили только специалисты. Долгое время и облик Баженова был неизвестен. Искусствовед З.В. Золотницкая приводит историю об обретении единственного прижизненного портрета зодчего. Праправнук Баженова профессор Московской Консерватории Всеволод Алавердович Багадуров подарил это полотно в музей Академии архитектуры СССР в 1955 году. До того, в 1937 году он был введён в научный оборот: экспонировался на юбилейной выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина и был опубликован в статьях в журнале «Архитектура СССР» и сборнике «Академия архитектуры».[7]

Некрасов И.Т. (?) Портрет архитектора В.И. Баженова в кругу семьи. 1780-е гг. Холст, масло. ГНИМА им. А.В. Щусева
Некрасов И.Т. (?) Портрет архитектора В.И. Баженова в кругу семьи. 1780-е гг. Холст, масло. ГНИМА им. А.В. Щусева

 Интерес к творчеству Баженову просыпается в 1920-е, не в последнюю очередь благодаря стараниям искусствоведа, основателя Общества изучения русской усадьбы Владимира Васильевича Згуры[8] (1903–1927). В рамках деятельности в ОИРУ он стал одним из первых исследователей архитектурного ансамбля Баженова в Царицыне. Творчеством зодчего будут заниматься в советское время искусствоведы Николай Александрович Кожин (1893–1983), Алексей Иванович Михайлов[9] (1904–1985), Владимир Леонтьевич Снегирёв (1882–1961), Михаил Андреевич Ильин[10] (1903–1981). Интерес к фигуре Баженова активизировался и связи с борьбой с космополитизмом, искали наших мастеров. Но массовая политическая кампания закончится, а Баженов с годами станет «Палладио в отечественной архитектуре».

В противовес ему, архитектора, градостроителя, педагога, действительного статского советника Матвея Фёдоровича Казакова (1738–1812) и вовсе не забывали. Его гравированный портрет Г. Афанасьева из книги П. П. Бекетова «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учёности, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний» (Москва, 1821) хорошо известен.

Матвей Казаков. Гравюра Г. Афанасьева Москва, 1821
Матвей Казаков. Гравюра Г. Афанасьева Москва, 1821

Это, конечно, не говоря о том, что широко известны и его постройки: Петровский путевой дворец (1775–1779), Дом присутственных мест (Сенат) в Кремле (1776–1784), церковь святых Косьмы и Дамиана (1791–1793), дом М.П. Губина (Петровка, 25; 1790-е гг.), здание Московского Университета (ныне Моховая ул., 11, стр. 1; 1786–1793; позднее перестроен), Голицынская больница на Калужской улице (ныне Ленинский проспект,10; 1796–1801), дом И.И. Демидова в Гороховом переулке (1789–1791), Бутырский тюремный замок (1784–1792) и другие. Архитектура Казакова во многом определила облик Москвы до пожара 1812 года. По его проекту строился и Большой дворец в Царицыне, имеющий непростую историю[11] и претерпевший реконструкцию уже в 2005–2007 годах, а сегодня поражающий гостей музея-заповедника.

Интерес же к изображению архитекторов на медалях и монетах появляется только в 1980-е годы. Отметим, что художественный уровень медалей очень разный. Даже выпуск на одном из монетных дворов не гарантирует того, что будет крепкая работа.

Марк Александрович Шмаков, вероятно, известен более как монументалист, нежели скульптор-медальер. По крайней мере, многие видят его композиции из кованой меди в московском метро: четыре рельефа «Космос» на станции «Калужская» (1974) и рельефы «Пушкинские места» на станции «Пушкинская» (1976). Первые кажутся более удачными, нежели вторые. И все они могли бы быть не монументальными рельефами, а скорее плакетами. Кстати, среди Пушкинских мест Москва представлена Домом Пашкова работы Баженова.

Марк Александрович Шмаков (1919–1986). Четыре рельефа «Космос» на станции метро «Калужская» (1974) и рельеф из серии «Пушкинские места» на станции метро «Пушкинская» (1976) Фото автора
Марк Александрович Шмаков (1919–1986). Четыре рельефа «Космос» на станции метро «Калужская» (1974) и рельеф из серии «Пушкинские места» на станции метро «Пушкинская» (1976) Фото автора

Его памятная «Василий Иванович Баженов» 1983 года является, вероятно, первой с портретом архитектора. И фантазийный портрет этот сделан в три четверти, весьма эскизно, в рамках квазиреалистического позднесоветского искусства, более в стилистике своего времени, нежели отсылающей к стилистике времён Василия Баженова. На обороте изображены абстрактные символы архитектуры: циркуль, чертёж, колонна и даты жизни зодчего: обратим внимание 1737–1799.

Марк Александрович Шмаков (1919–1986). Медаль памятная «Василий Иванович Баженов». 1983. Ленинградский моментный двор
Марк Александрович Шмаков (1919–1986). Медаль памятная «Василий Иванович Баженов». 1983. Ленинградский моментный двор

Медальер Александр Семёнович Карташев к 250-летию со дня рождения изображает создал поясной портрет Баженова с циркулем в руке за макетом дома Пашкова в Москве. Дата рождения уже 1738 год. На обороте цитата: «Архитектура главнейшие имеет три предмета, красоту, спокойность и прочность здания» Василий Баженов. Обращают на себя внимание две обращенные друг к другу музы – коленопреклоненные женские фигуры с крыльями, в руках одной из них пальмовая ветвь.

Александр Семёнович Карташев (род. 1949). Медаль памятная «В.И. Баженов. К 250-летию со дня рождения». 1988. Ленинградский моментный двор
Александр Семёнович Карташев (род. 1949). Медаль памятная «В.И. Баженов. К 250-летию со дня рождения». 1988. Ленинградский моментный двор

Кстати, стоит отметить «архитектурную» медаль этого же автора, хранящуюся в ГИМ, «В память завершения первой очереди реконструкции здания Государственного Исторического музея (1986–1997)». «Главным героем» медали стал портал Парадных сеней, апеллирующий к древнерусской архитектуре храмов и дворцов. А слева попало скульптурное изображение льва, держащего в лапах геральдический щит с монограммой императора Александра II (второй лев держит монограмму Александра III, но он на медаль не попал).

Александр Семёнович Карташев (род. 1949). «В память завершения первой очереди реконструкции здания Государственного Исторического музея (1986–1997)». Карташов Александр Семенович. 1997. ГИМ, инв. КР ОН 1732341
Александр Семёнович Карташев (род. 1949). «В память завершения первой очереди реконструкции здания Государственного Исторического музея (1986–1997)». Карташов Александр Семенович. 1997. ГИМ, инв. КР ОН 1732341
Парадные сени Исторического музея. Современный вид. Изображение: ГИМ
Парадные сени Исторического музея. Современный вид. Изображение: ГИМ

Одна из медалей работы Александра Рафаиловича Илларионова, была сделана по заказу музея-заповедника «Царицыно». Портрет Баженова там взят с семейного портрета из собрания ГНИМА имени А. В. Щусева (единственный известный портрет архитектора). Правда, если сравнивать портреты, то видно, что для вписывания в круг были изменены положения рук.

Александр Рафаилович Илларионов (род. 1942) совместно с Н.Г. Гринёвой. Медаль памятная «225 лет усадьбе Царицыно». 2000. Московский моментный двор. Фото автора
Александр Рафаилович Илларионов (род. 1942) совместно с Н.Г. Гринёвой. Медаль памятная «225 лет усадьбе Царицыно». 2000. Московский моментный двор. Фото автора

Эта медаль наиболее удачна из баженовских портретных. Низкий рельеф сделан весьма деликатно. Из опроса музейных «старожилов» выяснилось, что четверть века назад сотрудники музея-заповедника активно участвовали в её создании (среди них О.В. Докучаева и Л.В. Андреева). Оборот медали имеет значительно более высокий рельеф, изображены Фигурные ворота – это один из главных царицынских символов, воспроизводимый на значках, медалях, логотипах и гербах, спичечных этикетках, открытках и марках ещё с 1950-х годов. А сегодня ворота представлены на гербе и флаге муниципального округа Царицыно.

Царицыно. Музей и его коллекции

Из медалей, посвящённых Матфею Казакову самая ранняя относится к 1960-м годам.

Тут свою лепту внёс ленинградский скульптор Алексей Алексеевич Королюк.

Его медаль минималистична: профильный портрет зодчего на аверсе и ионическая капитель, как символ архитектуры классицизма, на реверсе. Напоминает даже суховатую стилистику медальерного искусства ГДР того же периода. Но сделана медаль, безусловно, крепко.

Алексей Алексеевич Королюк (1933–2002). Медаль памятная «Матвей Казаков» к 225-летию со дня рождения. 1963. Ленинградский монетный двор. Фото автора
Алексей Алексеевич Королюк (1933–2002). Медаль памятная «Матвей Казаков» к 225-летию со дня рождения. 1963. Ленинградский монетный двор. Фото автора

Скульптор Александр Владимирович Воронцов, создавший ряд портретных медалей в 1980-е годы, создал с известной долей условности и поясной портрет Казакова. Отметим, что композиционно портрет хорошо вписан. На реверсе – здание Сенатского дворца в Москве, построенного по проекту зодчего.

Александр Владимирович Воронцов. Медаль памятная «Матвей Казаков». 1989. Ленинградский монетный двор. Фото автора
Александр Владимирович Воронцов. Медаль памятная «Матвей Казаков». 1989. Ленинградский монетный двор. Фото автора

Медальер Дмитрий Федорович Терехов сделал две медали: «Архитектор Василий Иванович Баженов» и «М.Ф. Казаков». Эти произведения можно условно обозначить как «экслибрисный тип» с виньетками. И в графике (например, в духе жёсткой гравюры Фаворского) эти работы были бы уместнее. А в металле такой декор выглядит избыточно. Кстати, при взгляде на эти медали вспоминаются и такие произведения пластики, как барочные женские нательные крестики XVIII века.

Дмитрий Федорович Терехов (1936–2020). Медаль «Архитектор Василий Иванович Баженов». До 1991 года. Фото автора
Дмитрий Федорович Терехов (1936–2020). Медаль «Архитектор Василий Иванович Баженов». До 1991 года. Фото автора

На «баженовской» медали помещено сразу несколько архитектурных объектов: Главные ворота (имеется ввиду Галерея-ограда с аркой) и гауптвахта (имеется ввиду Малый дворец) в Царицыне, Дом Долгова и Пашков дом (с указанием, что это – библиотека имени Ленина). Вот не знал Баженов, что строил библиотеку имени Ленина. «Казаковская» медаль, как и в случае с Баженовым, запечатлела несколько памятников архитектуры: Дом дворянского собрания, церковь Филиппа митрополита, Первую Градскую больницу и (!) здание Правительства СССР (а Казаков думал-то, что это – здание Сената, но совершенно не СССР). Собственно, эти казусы заставляют вспомнить и название учебников: «История СССР с древнейших времён до наших дней». Но зато упоминания СССР при указании построек Баженова и Казакова говорит о том, что медали сделаны до 1991 года – датирующий признак.

Дмитрий Федорович Терехов (1936–2020). Медаль «М.Ф. Казаков». До 1991 года. Фото автора
Дмитрий Федорович Терехов (1936–2020). Медаль «М.Ф. Казаков». До 1991 года. Фото автора

Кстати, в серии медалей Терехова, обрамлённый прихотливым узором из ленты вспоминается и медаль-плакета «Москва. Останкино. Дворец. 1791–1798», которая была у автора дома с детства. Но это была целая серия с различными памятниками Москвы: «Спасский собор Андроникова монастыря», «Кремль. Успенский собор», «Покровский собор на Красной площади», «Палаты XVI–XVII веков в Зарядье», «Палаты Аверкия Кириллова», «Надвратная Преображенская церковь Новодевичьего монастыря», «Московский университет» (здание на Моховой улице). Возможно, были ещё какие-то. И интересно, что все медали были посвящены постройкам, а среди персоналий зодчих автору попадались только Баженов и Казаков.

Дмитрий Федорович Терехов (1936–2020). Медали из серии московских архитектурных достопримечательностей. До 1991 года. Фото автора
Дмитрий Федорович Терехов (1936–2020). Медали из серии московских архитектурных достопримечательностей. До 1991 года. Фото автора
Неизвестный медальер. Медаль «В.И. Баженов». До 1991 года. Фото автора
Неизвестный медальер. Медаль «В.И. Баженов». До 1991 года. Фото автора

Некоторым курьёзом среди рассматриваемых объектов может служить медаль «В.И. Баженов». Огромная, диаметром 10 см, она несколько ошеломляет портретом зодчего. Это смесь эклектики и модернизма. Театрально-бутафорская условность. Утрированность. Стилистика советских рисованных мультфильмов 1960-х («Дикие лебеди», 1962) и 1970-х («Летучий корабль», 1979). И глядя на этот портрет Баженов вспоминается голос Боярского, озвучивающего главного героя трубочиста Ваню. Игровая и игривая плакатность. На реверсе изображены Дом Пашкова и Дом Долгова, а из царицынских построек включает Оперный дом (он же Средний дворец), ворота Хлебного дома (имеется ввиду Галерея-ограда с аркой) и Фигурные (они же Виноградные ворота). Это – единственная медаль, ни авторство, ни место производства которой нам не удалось установить. Возможно, это тоже работа Д.Ф. Терехова, но подтвердить, или опровергнуть это пока не удалось. Но поскольку Дом Пашкова указан как «Библиотека им. Ленина» – это медаль советского времени: Российскую библиотеку имени В. И. Ленина переименовали в Российскую государственную библиотеку уже в 1992 году.

Недавно удалось обнаружить и ещё одну медаль, причём, на этот раз – наградную! Она носит название «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова и учреждена Союзом архитекторов России. Тут можно наблюдать, как Баженов, вернувшись из небытия, стал уже символом и образцом для подражания. Если угодно – брендом.

Отметим, что медаль «За высокое зодческое мастерство», но без имени Баженова, существовала в советское время и учредил её Союза архитекторов РСФСР.

Медаль «За высокое зодческое мастерство» Союза архитекторов РСФСР. До 1991 года. Изображение: forum.faleristika.info
Медаль «За высокое зодческое мастерство» Союза архитекторов РСФСР. До 1991 года. Изображение: forum.faleristika.info

Интересно, что на ней где-то изображены исторические гербы, а где-то — псевдогербы. Собственно, так произошло и со столицей, где «гербом» стало изображение Спасской башни. Перечислены следующие города: Москва, Ленинград, Владимир, Новгород, Ярославль, Смоленск, Горький (Нижний Новгород), Томск, Псков, Тобольск, Иркутск, Свердловск (Екатеринбург).

Про современную медаль попадались только косвенные упоминания в региональных отделениях Союза архитекторов России. В результате пришла простая мысль написать запрос в СА, что и было сделано. Любезно ответившая руководитель пиар-службы Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов Ирина Витальевна Федякова помогла немного разобраться с тем, что это за награда. Медаль учредили в 2007 году, с этого года и начались награждения.

Геннадий Иванович Провоторов (род. 1941). Медаль Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова. 2007. Московский монетный двор. Изображение: Союз архитекторов России
Геннадий Иванович Провоторов (род. 1941). Медаль Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова. 2007. Московский монетный двор. Изображение: Союз архитекторов России

Общие положения

Медаль «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова учреждена Союзом архитекторов России в целях поощрения архитекторов за выдающийся вклад в отечественную архитектуру и градостроительство.

Медалью награждаются российские и иностранные архитекторы персонально по совокупности работ за осуществленные выдающиеся произведения архитектуры, реставрации архитектурных памятников и градостроительства, получившие признание профессиональной и широкой общественности, критиков, жюри международных и российских смотров-конкурсов.

К Медали выдаётся именное Удостоверение о награждении.

Удостоверение медали Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова. Изображение: Союз архитекторов России
Удостоверение медали Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова. Изображение: Союз архитекторов России

Благодаря клеймам удалось установить и место производства (Московский монетный двор), и автора – Геннадий Иванович Провоторов (авторский знак в круге «ПГИ»). Он – лауреат московских, всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству, автор монументальных произведений, создатель особого рода пластических композиций, автор портретных образов современников и ряда исторических портретов, член правления Союза художников России. И именно его образ Баженова стал наградным.

Баженов и Казаков попали и на современные памятные серебряные монеты Банка России.

Монета с Баженовым выпущена 6 ноября 2013 года под официальным названием «Музей-заповедник “Царицыно” В.И. Баженова» из серии «Архитектурные шедевры России». В правом нижнем сегменте реверса ‒ рельефное изображение Фигурного моста; в правом верхнем и левом нижнем сегментах ‒ помещены фрагменты Генерального фасада села Царицына с изображением Башни с часами, Кавалерского Большого корпуса, Камер-юнфарского корпуса (сверху), Церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», Шестиугольного корпуса, Кавалерского Второго корпуса и фрагмент Конюшенного корпуса в заовражной части (снизу). В центре реверса монеты помещено изображение капители ионического ордера.

Художник Е.В. Крамская, скульптор А.А. Долгополова. Монета Банка России номиналом 25 рублей «Василий Иванович Баженов». Санкт-Петербургский монетный двор. 2013. Изображение: Банк России, cbr.ru
Художник Е.В. Крамская, скульптор А.А. Долгополова. Монета Банка России номиналом 25 рублей «Василий Иванович Баженов». Санкт-Петербургский монетный двор. 2013. Изображение: Банк России, cbr.ru

Монета с Казаковым выпущена 3 февраля 2014 года под официальным названием «Сенатский дворец Московского Кремля (Матвей Федорович Казаков)» из серии «Архитектурные шедевры России».

Художник Е.В. Крамская, скульптор А.Н. Бессонов. Монета номиналом 25 рублей «М.Ф. Казаков». Санкт-Петербургский монетный двор. 2014. Изображение: Банк России, cbr.ru
Художник Е.В. Крамская, скульптор А.Н. Бессонов. Монета номиналом 25 рублей «М.Ф. Казаков». Санкт-Петербургский монетный двор. 2014. Изображение: Банк России, cbr.ru

Но на одной медали, или монете зодчие так и не встретились!

Люди и фонды

Итак, подводя итоги, отметим, что Российской Империи медальерное искусство было прекрасно развито, памятные медали выпускались по случаю различных памятных дат, событий и юбилеев. В советское время в период с 1919 по 1991 год советские медальеры изготовили на монетных дворах Москвы и Ленинграда более 2000 наименований памятных медалей с различными тиражами. Но вот художественные достоинства этих работ не всегда были на высоте. С начала 1960-х годов в связи с генеральной сменой стиля, мастеров меняли. И в отечественном медальерном искусстве произошла просто-таки потеря собственного лица. Утрата навыков, прерывание творческого преемства. В область медальерного искусства приходили художники из других видов: скульптуры, живописи, графики. Но получалось, что терялось главное – понимание особых основ, что такое медаль и в чём её суть. И это нередко был уже перенос скульптурного рельефа на маленький размер. И это хорошо видно на контрасте с теми школами, где такое преемство сохранилось, где видно качество осмысления формы. Если читателю показать медали 1970-х годов и представить, что это не медаль, а просто сказать, что это вот скульптурное произведение, может, оценки были бы более позитивными. Но заметен отход от классических канонов медальерного искусства, и стилистика изображения (в т.ч. портретов) стала гораздо свободнее, что не всегда шло на пользу в художественном отношении.

Леонид Михайлович Баранов. Памятник В.И. Баженову и М.Ф. Казакову, музей-заповедник «Царицыно». 2007. Фото: Дмитрий Щёлоков
Леонид Михайлович Баранов. Памятник В.И. Баженову и М.Ф. Казакову, музей-заповедник «Царицыно». 2007. Фото: Дмитрий Щёлоков

Самым же известным скульптурным воплощением двух архитекторов вместе являются не медали и монеты, а памятник В.И. Баженову и М.Ф. Казакову работы действительного члена РАХ Заслуженного художника РФ Леонида Михайловича Баранова (1943–2022), установленный между Хлебным домом и Большим дворцом.[12] На круглом двухступенчатом основании памятника из гранитных блоков помещён бронзовый диск, на котором установлены бронзовые фигуры архитекторов, стоящие рядом с моделью башни в разрезе. В.И. Баженов изображён с чертежами, М.Ф. Казаков со шпагой и треуголкой. Характерным творческим приёмом скульптора стало сочетание полированной и тонированной поверхностей металла, что делает скульптурную композицию полихромной. И хотя, в отличие от медалей, это не тиражная скульптура, ежедневно видит её гораздо больше людей – все гости музея-заповедника «Царицыно».

В 2025 году будет отмечаться 250-летие императорской усадьбы Царицыно. Интересно, какой могла бы быть медаль, посвящённая этому большому юбилею? Наверняка могли бы быть и портреты создателей архитектурного ансамбля. Но нельзя себе представить отсутствие главного действующего лица – императрицы Екатерины Великой.



P.S. К 40-летию музея-заповедника «Царицыно» был выпущен памятный нагрудный знак. Баженова и Казакова на нём не изображено, но к тематике подходит. Автор первоначального эскиза выполнил Народный художник России, академик РАХ скульптор Георгий Вартанович Франгулян. Изготовитель — ООО «Спецзнак». тираж знака — 50 экземпляров. Приведём выдержки из приказа об учреждении знака.

Положение о памятном нагрудном знаке «40 лет Государственному музею-заповеднику “Царицыно”»

1. Общие положения

1.1. В честь 40-летия создания государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (далее – Музей), учрежденного в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 16 февраля 1984 г. № 276-р и приказом Министерства культуры СССР от 23 августа 1984 г. № 447 «О Государственном музее декоративно-прикладного искусства народов СССР» на базе дирекции Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, образованной приказом Министерства культуры СССР от 27 июля 1981 г. № 443 «О создании дирекции Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР в городе Москве» учреждается Знак.

1.2. Знак вручается на основании приказа генерального директора Музея;

1.2.1.  Работникам Музея, внёсшим значительный вклад в развитие и обеспечение устойчивой работы Музея;

1.2.2. Работникам Музея, имеющим стаж работы в Музее не менее 20 лет, высокопрофессионально и добросовестно выполняющим свои служебные обязанности;

1.2.3. Лицам, не являющимся работниками Музея, но внёсшим значительный вклад в его становление и развитие;

1.2.4. Знак может быть вручён посмертно.

1.3. Лицам, награждённым Знаком, вручается удостоверение к нагрудному знаку.

1.4. Знак носится на левой стороне груди. Допускается ношение знака на левом лацкане пиджака.

  • Г.В. Франгулян. Эскиз памятного нагрудного знака «40 лет Государственному музею-заповеднику “Царицыно”». 2024
  • Памятный нагрудный знак «40 лет Государственному музею-заповеднику “Царицыно”». ООО «Спецзнак». 2024. Нейзильбер. Тираж 50 экземпляров

Описание нагрудного знака «40 лет государственному музею-заповеднику “Царицыно”»

Знак состоит из рельефной колодки в виде Фигурного моста и круглой подвески с нанесенными на нее надписями «Государственный музей-заповедник “Царицыно”» (по окружности), «40 лет» (в центральной части) с расходящимся от центра углублённым орнаментом в виде расходящихся лучей. Размер колодки 38х21 мм, диаметр подвески 25 мм. Подвеска прикреплена к колодке при помощи промзвена. Знак крепится к одежде при помощи булавки, расположенной на колодке. Каждый Знак имеет порядковый номер на обороте подвески. Знак изготовлен из нейзильбера.



Михаил Тренихин
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»,
доцент МГУТУ им. К.Г. Разумовского,
кандидат искусствоведения

[1] Минц-кабинет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1896. – Т. XIX. – С. 401–405. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата / пер. с нем. В. Г. Арсельевой / отв. ред. В. М. Потин. – 2-е, перераб. и доп. – М.: Радио и связь, 1993. С. 203–204.

[2] Тренихин М.М., Сидельников А.А. Фалеристика // Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 33. Уланд — Хватцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 185

[3] Собрание русскихъ медалей, изданное по высочайшему повелению Археографическою коммиссиею. – Санкт-Петербург : в тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1840-1846. [Вып. 1]: [Медали, бывшия до времен Петра Великаго и все относящиеся к его царствованию и царствованию Екатерины I]. – 1840. С. 5.

[4] Там же. С. 6.

[5] Петерс Д.И. Наградные медали Российской империи XIX–XX веков. Каталог. – М.: Археографический центр, 1996. – С. 220. – 291 с.

[6] Андреева Л.В. Баженов Василий Иванович // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. 2018 (2019). С. 153–161.

[7] Золотницкая З.В. Портрет архитектора В.И. Баженова в кругу семьи // Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова : каталог выставки : 28 апреля – 30 июля 2017 / Фонд In Artibus, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева ; авторы статей Наталья Аскерко [и др.]. – Москва : ИН АРТИБУС, 2017. С. 348–351.

[8] Баранова А.А., Смирнова Т.Н. Згура Владимир Васильевич // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. 2018 (2019). С. 316.

[9] Кокорева Е.Д. Михайлов Алексей Иванович // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 2. 2020. С. 53

[10] Офицерова Е.В. Ильин Михаил Андреевич // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. 2018 (2019). С. 324–325.

[11] Докучаева О.В. Большой дворец (Главный корпус дворца, Дворец, Белый дворец) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. 2018 (2019). С. 190–203.

[12] Ермолов П.Б. Баранов Леонид Михайлович // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. 2018 (2019). С. 165.


Данный материал был подготовлен для первого номера журнала «Московское наследие» за 2024 год. Благодарим главного редактора «МН» Филиппа Смирнова за публикацию!

Тренихин М.М. Зодчие В.И. Баженов и М.Ф. Казаков: путь на медаль // Московское наследие, 2024. №1. С. 114—127.
Тренихин М.М. Зодчие В.И. Баженов и М.Ф. Казаков: путь на медаль // Московское наследие, 2024. №1. С. 114—127.

__________________

Обсудить материал >>>

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы