Екатерина II и Павел Петрович в Царицыно

in Атрибуция/Музей/Награды Российской империи 4196 views

Императрица Екатерина II и великий князь Павел Петрович являются знаковыми фигурами для Царицыно. 4 мая 1775 года, после переезда императорского двора из Москвы в село Коломенское, Екатерина II выехала на прогулку на Черногрязский пруд в сопровождении Павла Петровича с супругой Натальей Алексеевной и свитой. В тот день императрица прошла пешком около двух вёрст. Местность так понравилась государыне, что она повелела начать на ней строительство собственной резиденции…

_________________

Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2021 — 236 с.

Эта статья готовилась весной этого года для сборника статей 2-х научных чтений, посвящённых памяти известного искусствоведа Лидии Владимировны Андреевой.

Сборник государственного музея-заповедника «Царицыно» приурочен к 290-летию императрицы Екатерины II. В него вошли материалы, посвящённые как непосредственно истории Царицына, музея, как институции, формированию его коллекций, так и исследования, посвящённые искусству и культуре Екатерининской эпохи, истории России и Зарубежья второй половины XVIII века.

Автору довелось как проводить Первые и Вторые Андреевские научные чтения, так и готовить издание сборника в качестве реактора-составителя. Кроме этого, удалось подготовить и небольшое собственное исследование нескольких произведений портретной живописи под ракурсом фалеристики и униформологии. В нашем журнале публикуется версия, имеющая большее количество иллюстративного материла.

 

Библиографическая ссылка на готовящееся печатное издание: Тренихин М.М. К вопросу об иконографических типах портретов императрицы Екатерины II и великого князя Павла Петровича в собрании ГМЗ «Царицыно» // Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2021. С. 122–134.


К вопросу об иконографических типах портретов
императрицы Екатерины II и великого князя Павла Петровича
в собрании ГМЗ «Царицыно»

Императрица Екатерина II и великий князь Павел Петрович являются знаковыми фигурами для Царицыно. 4 мая 1775 года, после переезда императорского двора из Москвы в село Коломенское, Екатерина II выехала на прогулку на Черногрязский пруд в сопровождении Павла Петровича с супругой Натальей Алексеевной и свитой. В тот день императрица прошла пешком около двух вёрст. Местность так понравилась государыне, что она повелела начать на ней строительство собственной резиденции…

20 апреля 1797 года Царицыно посетил император Павел I, находившийся в Москве в связи с коронацией. Этот визит определил дальнейшую судьбу ансамбля — император повелел все строительные работы в Царицыне прекратить. Хотя в дальнейшем Царицыно оставалось дворцовым имением, но резиденцией монарха или кого-либо из членов царской фамилии оно так и не стало.

С 1984 года на территории царицынского архитектурного ансамбля размещался Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР (позже преобразованный в ГМЗ «Царицыно»). Несмотря на то что ещё в 1987 году МК СССР определило ГМДПИ как «музей современного декоративно-прикладного искусства народов СССР и художественной культуры XVIII — первой половины XIX века»[1], на первых порах своего существования коллекция комплектовалась преимущественно произведениями советского периода. В начале 2000-х годов более пристальное внимание стало уделяться эпохе Екатерины II. Наибольшее пополнение коллекции экспонатами периода правления Екатерины Великой происходило благодаря целевому финансированию Правительства Москвы.

Однако следует отметить, что не все приобретённые музеем в последние годы живописные произведения имеют исчерпывающую атрибуцию, нередко это только первичная экспертиза. Таким образом, назрела серьёзная необходимость для детального исследования. Возникает задача введения предмета в научный оборот и его сравнения с уже известными произведениями в других музеях России и мира.

В связи с пополнением в 2019 году постоянных экспозиций — «Царицыно Екатерины II» и «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» — хотелось бы обратить внимание на некоторые портреты императрицы Елизаветы Алексеевны и наследника престола великого князя Павла Петровича, которые поступили в собрание музея в 2003–2011 годах.

Эти произведения были выбраны в качестве материала для исследования в первую очередь из-за запечатлённых на полотнах орденов, так как фалеристика[2] является одной из приоритетных вспомогательных исторических дисциплин при датировке и атрибуции портретной живописи XVIII века. В собрании ГМЗ «Царицыно» хранятся портреты юного Павла Петровича, представляющие значительный интерес с точки зрения униформологии.

 

Императрица Екатерина II в траурном платье

Написание данного типа портрета связано с трауром по императрице Елизавете Петровне, скончавшейся 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в трауре. Вторая половина XVIII в. Медь, масло. 20,6х18,1см. ГМЗ «Царицыно». Ж-501

В ГМЗ «Царицыно» имеются два произведения этого типа; оба — изводы портрета работы Вигилиуса Эриксена (1722–1782) из Государственной Третьяковской галереи[3] и Государственного Русского музея[4]. Эти портреты отличаются друг от друга размерами, техникой исполнения и, безусловно, качеством. Если первый является высокохудожественным и, возможно, выполнен живописцем, близким к кругу Эриксена, или его учеником, то второй не столь высокого качества живописи и принадлежит, скорее всего, кисти провинциального мастера.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в трауре. 1760-е годы. Дерево, гипс; масло, золочение, левкас. 22,8х18,8см. ГМЗ «Царицыно». Ж-287/а,б

На царицынских портретах Екатерина II изображена сидящей в кресле, в повороте в три четверти влево, в чёрном траурном платье с белыми нашивками-плерезами[5] и в тёмном, закрывающем волосы, головном уборе со шнипом[6]. Правой рукой она опирается на подлокотник, в левой руке, лежащей на колене, держит белые перчатки. Кресло — с резными спинкой и подлокотниками. Интересна деталировка в проработке кресла. В первом случае оно прописано даже более гладко и объёмно. На втором портрете это весьма вольное повторение. Вероятно, художник не видел оригинала и, возможно, писал портрет с гравюры или рисунка. Фон обоих портретов — тёмно-серый.

Обращают на себя внимание знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного[7] — чресплечная лента и звезда. Как символ монаршей власти, они являлись регалиями Российской империи наряду с коронами, державой, скипетром. Августейшие особы женского пола получали этот орден только по восшествии на престол. В связи с чем актуальным становится вопрос датировки портретов.

Известно, что Екатерина не снимала траур более полугода, отдавая дань усопшей русской государыне и желая получить расположение влиятельных особ при дворе. Однако, если сюжет картины посвящён трауру по императрице Елизавете Петровне, есть несоответствие в наличии регалий высшего ордена.

Екатерина II возложила на себя знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного, который княгиня Екатерина Романовна Дашкова сняла с плеча графа Никиты Ивановича Панина, только 28 июня 1762 года, то есть в день дворцового переворота, в результате которого был свергнут и вскоре убит её супруг император Пётр III.

В. Эриксен. Портрет императрицы Екатерины II в трауре. 1762. Медь, масло. 20,0×18,0 см. ГТГ. Инв. 4049

Прежде Екатерина Алексеевна имела лишь женский орден Святой Великомученицы Екатерины[8], пожалованный ей 10 февраля 1744 года. Начальницей, или ординомейстером, Екатерининского ордена являлась императрица, а наместницей, или диаконисой, — супруга наследника престола. То есть будущая императрица Екатерина II как раз и была диаконисой при Елизавете Петровне. Крест 1-й степени «дамы большого креста» носился через правое плечо на красной ленте шириной 10 см с серебряной каймой.

Приведённые факты дали основания полагать, что существовал аналогичный портрет, но с другим орденом. Действительно, в Таганрогском художественном музее есть подобный портрет[9], но со звездой и чресплечной лентой Екатерининского ордена[10]. Все указанные портреты «Екатерины в трауре» имеют практически одинаковые размеры: 20,6 × 18,1 см — ГМЗ «Царицыно»; 20,0 × 18,0 — ГТГ; 21,5 × 19,3 — ГРМ; 20,3 × 17,0 см — Таганрогский художественный музей.

Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины Алексеевны в трауре. Тип В. Эриксена. Вторая половина ХVIII века. Дерево, масло; 20,3×17,0 см. Таганрогский художественный музей

Таким образом, можно говорить, что более ранний портрет действительно был написан в связи с трауром по императрице Елизавете Петровне в январе — феврале 1762 года, но уже в июле — августе могли появиться портреты с новым орденом, подчёркивающим изменившийся статус императрицы. Возможно, посвящены они уже трауру по безвременно ушедшему Петру III: как известно, официальная версия утверждала, что он умер от естественных причин, потому Екатерина, как и положено, объявила траур.

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в трауре. Дерево, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Ж-56

Также существует вероятность, что некоторые ранее написанные портреты были исправлены позднее, и андреевские ленты и звёзды писались поверх екатерининских[11]. Однако подтвердить или опровергнуть это могут только рентгенографические исследования.

 

Великий князь Павел Петрович
в мундире флагмана / генерал-адмирала

В российских музейных собраниях хранятся несколько исполнений портрета юного наследника престола в мундире флагмана российского флота. Как правило, это изображения цесаревича в полный рост. Типы С. Торелли (1765)[12], В. Эриксена (1768)[13] и Н. Б. Делапьера (1769)[14] изображают Павла Петровича в аллегорическом образе победителя на берегу моря во флагманском мундире со звездой и чресплечной лентой ордена Святого апостола Андрея Первозванного. На типах Торелли и Эриксена под мундиром расположена кираса. На всех типах наследник престола указывает вдаль на корабль, вытянув правую руку с подзорной трубой (либо адмиральским жезлом). В типе Торелли лицо Великого князя обращено вправо, в типах Эриксена и Делапьера — влево. У Торелли Павел Петрович изображён с арапчонком, у Эриксена и Делапьера на фоне справа представлены фрагменты архитектуры. В типе Делапьера левая рука согнута в локте, а левая нога выставлена вперёд и мысок вытянут, а также в качестве обуви выбраны туфли, а не высокие сапоги.

Стефано Торелли (Stefano Torelli, 1712–1784). Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. 1765–1766. Холст; масло. 176х107 см. Государственный Эрмитаж. 
Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли, 1765–1766. Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком, начало XIX в. Холст; масло. 178х103,5 см. ГМЗ «Петергоф»

Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича. 1760. Холст, масло. 124×101,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Никола Бенжамен Делапьер (Nicolas Benjamin Delapierre). Портрет цесаревича Павла Петровича в генерал-адмиральском мундире. 1769. Холст, масло. 218х149 см. Государственная Третьяковская галерея

Почему же вообще появляются изображения наследника престола в адмиральском мундире? Чин генерал-адмирала существовал в России с конца XVII века. Согласно Табели о рангах 1722 года, соответствовал чину генерал-фельдмаршала в сухопутных войсках, а также гражданскому чину канцлера. Цесаревич Павел Петрович был Всемилостивейше назначен генерал-адмиралом 20 декабря 1762 года в возрасте восьми лет. В Высочайшем указе Правительствующему Сенату поводом к этому назначению представляется желание императрицы: «…ещё при нежных младенческих летах вперить в вселюбезнейшего Сына и Наследника ревностное и неутомимое попечение о цветущем состоянии флота, купно с достойным подражанием блаженной и бессмертной памяти деда Её Императорского Величества Государю Императору Петру Великому»[15].

Общий морской список. Ч. III. Царствование Екатерины II. А — К. СПб., 1890. С. 1.

В XVIII веке внешний вид мундира адмиралитета Российского Императорского флота менялся — в 1745–1764 и 1764–1796 годах, но в обоих вариантах был весьма нарядным. В елизаветинское время: «Цвет генеральского мундирного кафтана образца 1745 года определяется принадлежностью к роду войск <…> белого с зелёным для флотских. Своим покроем мундирный кафтан образца 1745 года не отличался от обычного для мужского костюма середины XVIII века, имел небольшой отложной воротник, горизонтальные карманные клапаны и круглые или разрезные обшлага, размеры которых определялись вкусом владельца. Галунная[16] выкладка на кафтане по изобразительным и документальным источникам реконструируется в виде двойного ряда позументов по обоим бортам и спинному шву и одинарного по воротнику, прочим швам и в фалдах у боковых разрезов. На обшлагах и карманных клапанах галуны располагались, судя по портретам, в несколько рядов, без определённой формы. <…> Цвет камзола соответствует приборному, зелёному для флота. Галунная выкладка на камзоле повторяла выкладку на груди и карманных клапанах кафтана. Это утверждение основано на иконографии, хотя в описании образцового флагманского мундира указано, что по борту камзола должен располагаться один ряд галуна, а не два, как на кафтане»[17].

В правление Екатерины II парадный мундир меняется и усложняется. В Полном собрании законов Российской Империи в разделе «Штаты по морской части» указано: «Флагманам: кафтаны белого сукна; камзолы и штаны, на кафтанах обшлага, воротник зелёного сукна; подбой: у кафтанов зелёный, у камзолов белый; на обшлагах имеет пуговицы: Адмиралу три, Вице-Адмиралу две, Контр-Адмиралу одну. Кафтан богатый, шитый, как у напольного Генералитета; шляпы с поддишпаньем[18] и плюмажем»[19].

Любопытно, что первые указы императора Павла I после воцарения были направлены на экономию средств, и в ноябре 1796 года роскошные шитые золотом парадные мундиры были отменены: «Во флотах шитых мундиров не носить, а быть всем навсегда в вице-мундирах»[20].

В ГМЗ «Царицыно» имеется два портрета Павла Петровича в мундирах, установленных для высшего морского чина. Но описание самого мундира, запечатлённого на портрете, а также предположение о поводе для заказа портрета великого князя именно в таком образе прежде отсутствовало. Оба портрета объединяет поясное изображение модели. При этом ощутима разница в художественных и композиционных приёмах, используемых двумя художниками. Портреты представляют собой компиляцию трёх известных типов и характеризуются неоднозначностью типологической трактовки.

Неизвестный художник. Портрет Великого Князя Павла Петровича [в мундире флагмана российского флота – прим. М.Т.]. 1770–1780-е годы [тип 1763–1764 – прим. М.Т.]. Холст, масло. 65,4х53,7 см. ГМЗ «Царицыно». Ж-668

На первом портрете[21] великий князь Павел Петрович изображён ребёнком в белом пудреном парике с буклями в трёхчетвертном повороте влево на фоне морского пейзажа. Лицо великого князя обращено к зрителю.

Неизвестный художник. Портрет Великого Князя Павла Петровича [в мундире флагмана российского флота – прим. М.Т.] (фрагмент). 1770–1780-е годы [тип 1763–1764 – прим. М.Т.]. Холст, масло. 65,4х53,7 см. ГМЗ «Царицыно». Ж-668

Наследник престола изображён в мундире флагмана российского флота (общий мундир для всех адмиральских чинов от капитан-командора до генерал-адмирала в 1745–1764 годах)[22]. Исходя из этого, оригинал портретов данного типа может быть точно датирован началом 1763 — 1764 годом: 20 декабря 1762-го состоялось назначение Павла Петровича генерал-адмиралом, а спустя два года была введена новая униформа. На белый адмиральский кафтан с золотым галуном по бортам, вороту и рукавам накинута золотисто-коричневая мантия, подбитая горностаем, что указывает на то, что перед нами августейшая особа. Кисть левой руки закрыта отворотом мантии. Правой рукой великий князь опирается на подзорную трубу. Возможно также, что данный предмет является не подзорной трубой, а жезлом генерал-адмирала, обозначающим высший морской чин. Так, на типе Делапьера предмет в руке великого князя однозначно идентифицируется именно как жезл генерал-адмирала, о чём свидетельствуют два металлических глухих навершия на его концах, которые никак нельзя трактовать как заглушки для подзорной трубы[23]. Поверх кафтана, через правое плечо перекинута голубая шёлковая лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного, а на левой стороне груди прикреплена звезда этого ордена. На шее размещён крест ордена Святого Александра Невского на узкой красной шёлковой ленте[24]. Фон портрета представляет собой серовато-голубой морской пейзаж с облачным небом, светлым у горизонта, с парусником вдали слева и круглой серой зубчатой башней справа среди густой зелёной листвы. В левом нижнем углу в коричневатых и зеленоватых тонах изображён берег с кустом. Над башней и кораблем развеваются Андреевские военно-морские флаги.

Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича. XVIII век. Холст, масло. 68,7 х 50 см. ГМЗ «Петергоф». 
Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича в мундире генерал-адмирала. Середина 1760-х. Холст, масло. 71,0 × 52,0 см. Собрание Ю. Ш. Абрамова

 

Второй портрет великого князя Павла Петровича из собрания Царицынского ГМЗ[25] отнесён к типу Эриксена, что вызывает определённые вопросы. Фон, в отличие от описанных выше портретов, не имеет сюжетных аллегорических изображений и концентрирует зрителя только на изображении цесаревича.

Неизвестный художник. Портрет Великого князя Павла Петровича [в мундире генерал-адмирала российского флота – прим. М.Т.]. Последняя треть XVIII века [тип не раннее 1764 года – прим. М.Т.]. Холст, масло. 60,5х47,7 см. ГМЗ «Царицыно». Ж-419

Павел Петрович представлен в небольшом повороте корпуса влево и с повёрнутой вправо головой. Из орденских регалий имеются чресплечная лента и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, крест ордена Святой Анны. Голштинский орден перешёл по наследству к Павлу Петровичу от отца. Императрица Екатерина II относилась к ордену как к любимой игрушке сына[26].

Неизвестный художник. Портрет Великого князя Павла Петровича [в мундире генерал-адмирала российского флота – прим. М.Т.] (фрагмент). Последняя треть XVIII века [тип не раннее 1764 года – прим. М.Т.]. Холст, масло. 60,5х47,7 см. ГМЗ «Царицыно». Ж-419

Цесаревич одет в генерал-адмиральский мундир образца 1764–1796 годов — белый с зелёным, расшитый золотом расстёгнутый кафтан с золотыми пуговицами, из-под которого виден зелёный камзол, расшитый золотом; на шее белый шарф.

Оригинал портретов данного типа можно датировать временным периодом не раннее 1764-го и не позднее 1769 года, то есть наследник престола изображён в возрасте от десяти до пятнадцати лет.

Относительно типологии этого царицынского портрета можно отметить, что по изображению головы он повторяет тип Торелли (корпус повёрнут влево, голова вправо), а мундир с деталировкой шитья — ближе к типу Эриксена, но не включает кирасу. Таким образом, портрет представляет смешанный тип Торелли — Эриксена.

Вигилиус Эриксен. Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. 1766. Холст, масло. 186,0 × 142,0 см. Государственный Эрмитаж. Инв. 9099

Однако известен подобный портрет Павла Петровича в цивильной (гражданской) одежде — розовом камзоле и такого же цвета кафтане, расшитых бриллиантами, с лентой и знаком ордена Святого Андрея Первозванного, – повторяющий положение корпуса и головы, прорисовку лица работы В. Эриксена[27]. Примечательно, что ростовой портрет 1766 года был заказан после удачного погрудного, исполненного Эриксеном в 1764 году[28]: «Её Величество… присылали… за грудным портретом Его Высочества, который датским живописцем недавно окончен и сегодня принесён. Государыня изволила указать, чтоб тот же живописец написал Его Высочества портрет во весь рост, потому что был весьма схож»[29]. Таким образом, кроме датировки по униформе, появляется и второе уточнение по типологии самого портрета, дополнительно подтверждающее год написания прототипа.

Неизвестный художник с оригинала В. Эриксена. Портрет великого князя Павла Петровича. Вторая половина XVIII в. Холст, масло. 83,0 × 65,0 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

В заключение хочется подвести несколько итогов. Во-первых, наличие портретов «Екатерины в трауре» с красной екатерининской лентой ставит под сомнение статус портрета с голубой андреевской лентой как оригинала, поскольку первые, очевидно, являются более ранними.

Во-вторых, благодаря детальному анализу униформы два рассмотренных портрета Павла Петровича из собрания ГМЗ «Царицыно» можно датировать достаточно точно. Портрет в мундире флагмана российского флота — 1763–1764 годами, а портрет в мундире генерал-адмирала — не раннее 1764 года.

Униформологический и фалеристический разбор полотен позволяют не только говорить о том, что в собрании ГМЗ «Царицыно» имеются чрезвычайно интересные портреты августейших особ, достойные более подробного изучения, но и уточнять информацию о произведениях.

Автор выражает глубокую признательность фалеристу-исследователю Сергею Николаевичу Головину и старшему научному сотруднику отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгению Александровичу Лукьянову за помощь в подготовке статьи.

 

Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
кандидат искусствоведения

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Подробнее см.: Докучаева О.В. О музее // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. М., 2019. С. 8–50.

[2] Тренихин М. М. Сидельников А. А. Фалеристика // Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 33. Уланд — Хватцев. М., 2017. С. 185.

[3] В. Эриксен. Портрет императрицы Екатерины II в трауре. 1762. Медь, масло. 20,0×18,0 см. ГТГ. Инв. 4049. См.: Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. М., 2015. С. 346.

[4] В. Эриксен. Портрет императрицы Екатерины II в трауре. 1762. Медь, масло. 21,5×19,3 см. ГРМ. Инв. Ж-184. Повторение (?), вариант (?) портрета в ГТГ. См.: Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. СПб., 1998. С. 183.

[5] Плерезы (франц. pleureuses от pleurer — «плакать») – траурные белые, иногда чёрные на белом, нашивки, количество и ширина которых определяются положением в обществе.

[6] Шнип (от нижненем. snip — букв. «кончик») — нижний, заострённый край лифа женского платья, спускающийся на юбку, иногда довольно низко.

[7] Орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый орден и высшая награда в Российской империи. Учреждён в конце XVII века царём Петром I. Орден жаловался по усмотрению царя (императора) преимущественно за воинские подвиги, а также за государственную службу. Орден имел одну степень. Девиз ордена — «За веру и верность». Лента — голубая муаровая, носилась через правое плечо. Знак — косой, так называемый андреевский, крест синей эмали, наложенный поверх чёрного двуглавого орла, увенчанного тремя коронами. Звезда — серебряная, восьмиконечная, носилась на левой стороне груди.

[8] Орден Святой Великомученицы Екатерины имел две степени: 1-ю («большой крест») и 2-ю («малый крест»; награждённые им именовались также «кавалерственными» дамами). Девиз ордена — «За любовь и Отечество». Орденом могли быть награждены только лица дворянского происхождения, в том числе иностранки. Великие княжны получали орден 1-й степени при крещении, а княжны императорской крови — по достижении совершеннолетия.

[9] Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины Алексеевны в трауре. Тип В. Эриксена. Вторая половина ХVIII века. Дерево, масло; 20,3×17,0 см. Таганрогский художественный музей. URL: http://www.artmuseumtgn.ru/collections/collection.php?PAGE_NAME=detail&SECTION_ID=54&ELEMENT_ID=1868 (дата обращения: 02.05.2020). Подобный же портрет находится в Нижегородском государственном художественном музее (инв. Ж-56; № ГК 5185868), однако там он ошибочно датирован 1800 г.

[10] На разницу в изображении орденских лент на данном типе портрета Екатерины II обратили внимание автора заведующий сектором фалеристики и русского металла XII–XVII веков Музеев Московского Кремля, доктор исторических наук Людмила Михайловна Гаврилова и главный редактор журнала «Sammlung/Коллекция» Алексей Анатольевич Сидельников.

[11] Такое мнение высказала автору в личной беседе кандидат исторических наук Ольга Игоревна Елисеева.

[12] С. Торелли. Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. 1765–1766. Холст, масло. 176,0 × 107,0 см. ГЭ; Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. Тип С. Торелли. 1760-е. Холст, масло. 137,0 × 109,0 см. ГРМ.

[13] В. Эриксен (?). Портрет цесаревича Павла Петровича в адмиральском мундире. После 1768. Холст, масло. 124,0 × 101,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

[14] Н.Б. Делапьер. Портрет цесаревича Павла Петровича в адмиральском мундире. 1769. Холст, масло. 218,0 х 149,0 см. ГТГ.

[15] Общий морской список. Ч. III. Царствование Екатерины II. А — К. СПб., 1890. С. 1.

[16] Позумент (галун) — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. Нашивка на форменной одежде из такой тесьмы.

[17] Лётин С. А. Мундиры русского генералитета 1745–1764 // Цейхгауз. 1991. № 1. C. 16–18.

[18] Поддиспанье, поддишпанье — золотой шляпный галун.

[19] Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. Т. XVI. С 28 июня 1762 по 1765. СПб., 1830. С. 577 (№ 12065); Там же. Т. XLIV. Часть первая. Книга штатов. Отделение второе. Штаты по морской части. СПб., 1830. С. 92 (К № 12065).

[20] Там же. Т. XVI. С 28 июня 1762 по 1765. СПб., 1830. Том XXIV. C 6 ноября 1796 по 1797. С. 3 (№ 17544); Там же. Том XLIV: Книга штатов. Часть вторая: Штаты по духовной и по гражданской части СПб., 1830. С. 5 (К № 17544).

[21] Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича. 1770–1780-е. Холст; масло. 65,4 × 53,7 см. Инв. Ж-668. Собрание ГМЗ «Царицыно». Похожий портрет имеется в собрании ГМЗ «Петергоф» — Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича. Вторая половина XVIII в. Холст, масло. 68,7 × 50,0 см. Близкий к данному типу портрет был представлен на выставке в ГРМ — Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича в мундире генерал-адмирала. Середина 1760-х. Холст, масло. 71,0 × 52,0 см. Собрание Ю. Ш. Абрамова. См.: Великий князь Павел Петрович. СПб., 2014. С. 16.

[22] Лётин С. А. Указ соч. С. 16–18.

[23] Жезл генерал-адмирала чётко виден и на портрете из Государственного Эрмитажа. Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича. Вторая половина XVIII в. Холст; масло. 88,5 × 69,5 см.

[24] В учётной документации ошибочно был указан знак ордена Святой Анны. Однако изображение орлов между лучами креста однозначно указывает на то, что изображён знак ордена Святого Александра Невского.

[25] Неизвестный художник. Портрет великого князя Павла Петровича. Последняя треть XVIII в. Холст, масло. 60,5×47,7 см. Инв. Ж-419. Собрание ГМЗ «Царицыно». Этот портрет проходил на аукционе Сотбис 30 ноября 2006 г. См.: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2006/russian-pictures-works-of-art-and-icons-w06723/lot.2.html?locale=en (дата обращения: 06.05.2020).

[26] Только после кончины Екатерины II в день коронации Павла I 5 апреля 1797 года орден Святой Анны был причислен к государственным орденам Российской империи и разделён на три степени.

[27] В. Эриксен. Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. 1766. Холст, масло. 186,0 × 142,0 см. ГЭ. Инв. 9099; Неизвестный художник с оригинала В. Эриксена. Портрет великого князя Павла Петровича. Вторая половина XVIII в. Холст, масло. 83,0 × 65,0 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

[28] Живопись Скандинавских стран и Финляндии XVIII–XX веков: каталог коллекции / А. А. Бабин, Е. П. Ренне; Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. С. 49.

[29] Семёна Порошина Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества Благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича, наследника престолу Российского. СПб., 1844. С. 4.

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Кавалергарда век недолог…

Полжизни назад в фильме «Звезда пле­ни­тель­ного счастья» мне впер­вые по­счаст­ли­вилось услы­шать «Пе­сенку

Датский орден Слона

Обращаясь к истории крупнейших ми­ро­вых ор­ден­ских сис­тем, уже не в пер­вый раз

А это чей портрет?

Выставка «А это чей порт­рет?» под­го­тов­ле­на фон­дом «IN ARTIBUS», пред­став­ляет русс­кую жи­во­пись и
Перейти К началу страницы