Шедевры «Царицына». Первые поступления. Музей и его коллекции

Царицыно. Музей и его коллекции

in Новости музеев 1429 views

Для музея-заповедника «Царицыно» 2024 год — юбилейный. 40 лет назад, 16 февраля 1984 года, вышло распоряжение Совета министров СССР «Об образовании Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ)». 16 октября того же года последовало решение Мосгорисполкома о восстановлении историко-архитектурного ансамбля «Царицыно» и размещении в нём нового музея. В феврале 1992 года Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР был преобразован в Государственный историко-архитектурный художественный и природный музей «Царицыно», а в ноябре 1993 года получил современное название — Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (подробнее про историю см. на сайте музея).

  • Парные жирандоли на пять свечей. Россия. Середина XVIII века. Бронза, стекло, литьё, штамповка, сборка. ГМЗ «Царицыно»
  • Ваза для икры «Рак». Москва, фирма Ф.А. Лорие, 1908–1917. Черятов Е.К. – мастер. Серебро, хрусталь, цветное стекло, сапфиры; литьё, чеканка, алмазная грань. ГМЗ «Царицыно»

Шедевры «Царицына». Первые поступления. Музей и его коллекции

Коллекции произведений искусства, памятников истории, культуры и археологии, находящиеся на хранении в музее-заповеднике «Царицыно», формировались поэтапно сообразно с историей и задачами музея.

 

В первые годы существования музея его основной задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства. В 1984–1987 годах в фонды музея поступали коллекции, передаваемые по приказу Министерства культуры СССР художественными и историческими музеями союзных республик, республиканскими отделениями Союза художников СССР, Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. РСФСР представила лаковую миниатюру, роспись по дереву, кружевоплетение, вышивку, ткачество, традиционный костюм регионов Центральной России, Крайнего Севера и Хабаровского края; керамику, глиняную игрушку, ковры, художественные произведения из металла Северного Кавказа. Белоруссия представила стекло, фарфор, ткачество, вышивку, изделия из дерева и соломки. Армения — керамику, игольное кружево, ковры, художественный металл. Киргизия, Узбекистан, Туркмения — ковры и изделия из войлока, кожи, керамику, ювелирные украшения. Латвия — изделия из янтаря и ткачество.

  • Сары чырпы, халат. Туркмения. Вторая половина XIX века. Хлопчатобумажная ткань, шёлк, вышивка. ГМЗ «Царицыно»
  • Сумочка «хайкель». Туркмены, конец XIX века. Серебро, сердолик, кожа, шнур х/б; золочение, гравировка, филигрань, просечка. ГМЗ «Царицыно»
  • Чырпы, халат. Туркмения. Начало ХХ века. Хлопчатобумажная ткань, полушёлк, ткачество, вышивка, плетение. ГМЗ «Царицыно»
  • Женский костюм. Россия, 1900-е. Шёлк, тафта, отделка кружевом и машинной строчкой, вышивка тамбурным швом по тюлю. ГМЗ «Царицыно»
  • Женское платье зелёного цвета. Москва. 1900-е. Шёлковый репс, газ, отделка атласом, вышивкой по тюлю, шёлковой бахромой, сутажем. ГМЗ «Царицыно»

Углубила исторический материал и позволила говорить об искусстве на границе народного и профессионального передача предметов, находившихся на хранении в гостинице «Националь». Так, в середине 1980-х в музей поступили произведения известных ювелирных фирм рубежа XIX–XX веков: работы К.Г. Фаберже, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, братьев Грачёвых и других. Кроме того, музей вёл активную собственную собирательскую работу: через закупочные экспедиции в центры традиционных промыслов России и союзных республик (в 1990-е — в некоторые страны ближнего зарубежья); приобретал произведения у частных лиц: мебель эпохи модерна, изделия в русском стиле, фарфор Императорского завода, туркменское серебро, русское шитьё бисером первой половины XIX века.

  • Мочесник. Россия, Нижегородская губерния. Конец XIX — начало ХХ века. Луб, дерево, древесный корень, резьба, гнутьё, прошив корнем, роспись. ГМЗ «Царицыно»
  • Георгий Фёдорович Крюков. Мочесник. Россия, Нижегородская губерния, деревня Репино. Конец XIX — начало ХХ века. Луб, древесный корень, сгибание, прошив корнем, роспись. ГМЗ «Царицыно»
  • Чаша. Россия, Нижегородская губерния, Городецкий уезд. Конец XIX века. Дерево, долбление, роспись. ГМЗ «Царицыно»
  • Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898). Стулья дубовые из гарнитура. 1890–1900-е. Россия, Московская губерния, Абрамцевские столярно-резчицкие мастерские. Конец XIX–начало XX века. Дуб; резьба контурная плоскорельефная, резьба трёхгранновыемчатая. ГМЗ «Царицыно»
  • Ларец. Россия. 1910-е. Дерево, металл, камень, резьба, тонировка, чеканка. ГМЗ «Царицыно»

В 1987 году новое положение, утверждённое Министерством культуры, определило ГМДПИ как «музей современного советского декоративно-прикладного искусства народов СССР и художественной культуры XVIII — первой половины XIX века». Продолжилось комплектование предметов интерьера (мебели, фарфора, стекла, золочёной бронзы), в круг собирательства были включены изобразительные материалы (портретная и пейзажная живопись, гравюра, редкая книга), рамки культурного контекста расширялись за счёт произведений западноевропейских мастеров.

  • Батыралиев А. Ваза. РСФСР, Дагестанская АССР, с. Гоцатль. 1970-е. Серебро, чернь. ГМЗ «Царицыно»
  • Шароф Саидов и Мирамин Саидова. Настенное панно. Таджикская ССР, Ленинабадская область, Ур. 1985. Хлопчатобумажная ткань, набойка. ГМЗ «Царицыно»
  • Шарафиддин Юсупов (р. 1945). Блюдо для плова «ляган». Узбекистан, Ферганская облать, Риштанский район, посёлок Куйбышево. 1980-е. Глина, цветной ангоб, глазурь, роспись. ГМЗ «Царицыно»
  • Лавх, подставка для книг . Узбекская ССР. Середина ХХ века. Дерево, резьба. ГМЗ «Царицыно»

 В конце 1987 года началось комплектование коллекции декоративно-прикладного искусства, включившей авторские произведения в русле художественных тенденций XX века и наследие более давних традиций национальных культур. ГМДПИ стал первым всесоюзным музеем, который заявил о феномене наивного искусства как одного из видов современного народного творчества и начал собирать произведения наивных художников (живописи, скульптуры и графики).

  • Любовь Сергеевна Попова (1889–1924). Эскиз тканей для ситценабивной фабрики. Москва. 1923–1924. Бумага, акварель. ГМЗ «Царицыно»

Формирование фондовых коллекций шло по разным каналам: через закупочную комиссию музея были приобретены ценнейшие произведения 1920-х годов (эскизы костюмов и росписей тканей Л.С. Поповой, образцы текстиля с агитационными и производственными рисунками, столовый сервиз с росписью по рисунку С.В. Чехонина, фарфор по рисункам А.В. Щекотихиной-Потоцкой). Началось приобретение работ современных художников: авторского костюма, произведений скульпторов-керамистов, художников гобелена и ювелиров. Высокое качество работ помогло преодолеть сложившееся в музее в первые годы его существования предубеждение к художественному опыту мастеров XX века. В 1990-е годы было приобретено более 1500 произведений современного декоративного искусства (к началу 2000-х коллекция насчитывала уже около 15 000 произведений).

  • Сергей Суренович Тандилян. Браслет «Коралл». Армянская ССР. 1980-е. Серебро, кораллы, вальцовка, монтировка. ГМЗ «Царицыно»
  • Ливия Юозовна Андрюкайтите (1936–2000). Колье из комплекта «Посвящается XXVI съезду». Латвийская ССР, Рига. 1980. Бронза, горный хрусталь, литьё. ГМЗ «Царицыно»
  • Ливия Юозовна Андрюкайтите (1936–2000). Кулон. Латвийская ССР, Рига. 1974. Янтарь, металл, сборка. ГМЗ «Царицыно»
  • Гундарс Владиславович Пекелис (1949–1994). Декоративная форма. Латвийская ССР, Рига. 1988. Мельхиор, латунь, эмаль. ГМЗ «Царицыно»

Параллельно музей активно пополнялся предметами из выставочных фондов Министерства культуры и Союза художников. Из них поступили лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с фарфоровых и стекольных заводов, из мастерских художников.

  • Борис Александрович Смирнов (1903–1986). Коньячный набор. СССР, Ленинградский завод художественного стекла. 1970-е. Стекло, гутная техника. ГМЗ «Царицыно»
  • Борис Александрович Смирнов (1903–1986). Ваза «танцующая пара». СССР, Ленинградский завод художественного стекла. 1957–1959. Стекло, гутная техника. ГМЗ «Царицыно»
  • Людмила Викторовна Протопопова (1906–1981). Ваза «Желтые мальвы». СССР, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. 1941. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. ГМЗ «Царицыно»
  • Борис Ефимович Калита (1939–2015). Чайно-кофейный сервиз «Воспоминание». РСФСР, Дмитровский фарфоровый завод. 1989. Фарфор, роспись надглазурная, роспись подглазурная. ГМЗ «Царицыно»
  • Пётр Васильевич Леонов (1910–1982). Штофы «русская водка». РСФСР, Дулёвский фарфоровый завод им. газета «Правда». 1968–1975. Фарфор, надглазурные крытьё и роспись, позолота. ГМЗ «Царицыно»
Дмитрий Николаевич (1923–2002) и Людмила Николаевна (1926–2008) Шушкановы. Композиция «Даль времён». УССР, Львовская экспериментальная скульптурно-керамическая фабрика. 1982. Стекло, гутная техника, живописная сложная техника. ГМЗ «Царицыно»
Дмитрий Николаевич Шушканов (1923–2002), Людмила Николаевна Шушканова (1926–2008). Композиция «Даль времён». Украинская ССР, Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика. 1982. Стекло, гутная техника, живописная сложная техника. ГМЗ «Царицыно»

В начале 1990-х ситуация изменилась. Прекратилось пополнение предметами из Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Прибалтики. Финансовые трудности привели к сокращению, а затем и приостановке закупок музея (1996). Продолжить комплектование помогали передаваемые в дар коллекции.

  • Настольные часы. Германия. Конец XVII века. Металл, латунь, стекло, гравировка, позолота, сборка. ГМЗ «Царицыно»
  • Миракль. Франция, мастерская Герена. 1820–1930-е. Бронза, слюда, бумага, золочение, чеканка, сборка, литьё. ГМЗ «Царицыно»
  • Кружка-лебедь. Россия. Начало XX века. Дерево, тонировка, вощение, объёмная резьба. ГМЗ «Царицыно»
  • Шкатулка. Россия. 1910-е. Дерево, резьба, раскраска. ГМЗ «Царицыно»

С 1994 года коллекции музея стали экспонироваться во вновь открывавшихся после реставрации корпусах ансамбля «Царицына».

  • Х. Назиров. Шкатулка «Поэт». Узбекская ССР, Ташкент, объединение мастеров народного искусства при Художественном фонде УзССР «Усто». 1984. Папье-маше, роспись. ГМЗ «Царицыно»
  • О. Мамашанов. Тумба. Узбекская ССР, Ферганская область, Коканд. 1976. Дерево, столярная работа, резьба. ГМЗ «Царицыно»

В XXI веке особое внимание музей стал уделять эпохе Екатерины II — заказчицы императорской резиденции «Царицыно».  Собрание пополнили портреты российских монархов XVIII —  начала ХХ веков, гравюры, фарфоровые бюсты Екатерины II из фарфора. В 2000–2006 годах приобреталось и принималось в дар 300–500 предметов в год. В 2007 году, в преддверии открытия Большого дворца, благодаря целевому финансированию Правительства Москвы в фонды музея поступило около 3500 предметов. Особое значение имеет скульптура А.М. Опекушина «Екатерина II», украсившая Екатерининский зал.

Плакетка с профильным изображением Екатерины II в рамке. Россия, Холмогоры. Вторая половина XVIII века. Кость, дерево, фольга, резьба объёмная и сквозная, цветная гравировка. ГМЗ «Царицыно»
Плакетка с профильным изображением Екатерины II в рамке. Россия, Холмогоры. Вторая половина XVIII века. Кость, дерево, фольга, резьба объёмная и сквозная, цветная гравировка. ГМЗ «Царицыно»
  • Автор модели и резчик – великая княгиня Мария Федоровна (1759–1828), на срезе изображения подпись: Maria F. 21 apr. 1789. Брошь-камея. Россия. 1789. Стекло молочное, стекло сердоликовое, золото; резьба, шлифовка, полировка. ГМЗ «Царицыно»
  • Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Скульптура «Екатерина Великая». 1896. Мрамор. ГМЗ «Царицыно»

Сегодня музей — многопрофильное художественное собрание искусства XVI–XXI веков и археологии. Лучшие предметы можно увидеть в постоянных экспозициях, на тематических выставках. Образцы декоративно-прикладного и изобразительного искусства XX–XXI веков знакомят с художественным опытом и достижениями советского периода отечественной истории. Наиболее ценные произведения советского декоративного искусства относятся к 1970–1980 годам. Многие работы создавались для всесоюзных и республиканских выставок, проходивших главным образом в московском Манеже и ЦДХ, и для общественных пространств; отмечены различными государственными премиями в области искусства и культуры, участвовали в зарубежных выставках.

  • Поднос. РСФСР, Московская губерния, село Жостово 1920–1930-е. Железо, штамповка, роспись, лакирование. ГМЗ «Царицыно»
  • Лия Яковлевна Райцер (1902–1988). Ткань «Механизация РККА». СССР, Москва. 1923. Сатин, механическая печать. ГМЗ «Царицыно»
Владимир Николаевич Зазнобин (1900–1981). Гармонист и певица. Ярославская область, деревня Горки. 1980. Дерево, резьбы, раскраска. ГМЗ «Царицыно»
Владимир Николаевич Зазнобин (1900–1981). Гармонист и певица. Ярославская область, деревня Горки. 1980. Дерево, резьбы, раскраска. ГМЗ «Царицыно»
Михаил Александрович Ржанников (1930–2004). Южный натюрморт. Липецк. 1992. Ткань, масло. ГМЗ «Царицыно»
Михаил Александрович Ржанников (1930–2004). Южный натюрморт. Липецк. 1992. Ткань, масло. ГМЗ «Царицыно»
  • Игрушки «Олень с золотыми рогами», «Барыня с щенком в руках и собакой у ног», игрушка-свистулька «Будёновец». РСФСР, Пензенская область, с. Абашево. 1919, 1932, б.г. Глина, роспись масляными красками, серебро, золото. ГМЗ «Царицыно»
  • Нина Александровна Крехалева. Лоскутный коврик. РСФСР, Архангельская область. 1980-е. Хлопчатобумажная ткань, шёлк, аппликация. ГМЗ «Царицыно»
  • Евгения Ивановна Воронцова (р. 1926). Поднос. СССР, Москва, лаборатория художественной обработки дерева Научно-исследовательского института художественной промышленности. 1960. Железо, штамповка, роспись, лакирование. ГМЗ «Царицыно»
  • Салфетка. РСФСР, Куйбышев. 1980-е. Хлопчатобумажная нить, кружевоплетение. ГМЗ «Царицыно»

Общее количество предметов в фондах музея-заповедника «Царицыно» в 2024 году — более 62 000 единиц. Коллекции музея находятся в стадии комплектования, что закономерно для ещё молодого музея. Добиваясь репрезентативности собрания, музей продолжает заполнять лакуны в коллекциях художественного наследия XVIII — начала XX веков, собрании произведений современных художников декоративного искусства.

Тренихин Михаил
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»,
кандидат искусствоведения

По материалам исследований коллектива ГМЗ «Царицыно»
Материал был подготовлен для виртуальной выставки к 40-летию музея
Над проектом работали: Надежда Иванова, Николай Киселёв, Ольга Козырева, Светлана Парчак, Светлана Поликарпова, Дмитрий Понизов, Наталия Стефанович, Алина Ходаковская.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, улица Дольская, дом 1 

Купить билет в Царицыно

История страны в одном предмете. Ваза «Канал имени Москвы»

Искусство гранения и гравировки стекла

В поисках народного искусства

Космос: реальность или фантастика?

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы