Для музея-заповедника «Царицыно» 2024 год — юбилейный. 40 лет назад, 16 февраля 1984 года, вышло распоряжение Совета министров СССР «Об образовании Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ)». 16 октября того же года последовало решение Мосгорисполкома о восстановлении историко-архитектурного ансамбля «Царицыно» и размещении в нём нового музея. В феврале 1992 года Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР был преобразован в Государственный историко-архитектурный художественный и природный музей «Царицыно», а в ноябре 1993 года получил современное название — Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (подробнее про историю см. на сайте музея).
- Парные жирандоли на пять свечей. Россия. Середина XVIII века. Бронза, стекло, литьё, штамповка, сборка. ГМЗ «Царицыно»
- Ваза для икры «Рак». Москва, фирма Ф.А. Лорие, 1908–1917. Черятов Е.К. – мастер. Серебро, хрусталь, цветное стекло, сапфиры; литьё, чеканка, алмазная грань. ГМЗ «Царицыно»
Шедевры «Царицына». Первые поступления. Музей и его коллекции
Коллекции произведений искусства, памятников истории, культуры и археологии, находящиеся на хранении в музее-заповеднике «Царицыно», формировались поэтапно сообразно с историей и задачами музея.
В первые годы существования музея его основной задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства. В 1984–1987 годах в фонды музея поступали коллекции, передаваемые по приказу Министерства культуры СССР художественными и историческими музеями союзных республик, республиканскими отделениями Союза художников СССР, Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. РСФСР представила лаковую миниатюру, роспись по дереву, кружевоплетение, вышивку, ткачество, традиционный костюм регионов Центральной России, Крайнего Севера и Хабаровского края; керамику, глиняную игрушку, ковры, художественные произведения из металла Северного Кавказа. Белоруссия представила стекло, фарфор, ткачество, вышивку, изделия из дерева и соломки. Армения — керамику, игольное кружево, ковры, художественный металл. Киргизия, Узбекистан, Туркмения — ковры и изделия из войлока, кожи, керамику, ювелирные украшения. Латвия — изделия из янтаря и ткачество.
- Сары чырпы, халат. Туркмения. Вторая половина XIX века. Хлопчатобумажная ткань, шёлк, вышивка. ГМЗ «Царицыно»
- Сумочка «хайкель». Туркмены, конец XIX века. Серебро, сердолик, кожа, шнур х/б; золочение, гравировка, филигрань, просечка. ГМЗ «Царицыно»
- Чырпы, халат. Туркмения. Начало ХХ века. Хлопчатобумажная ткань, полушёлк, ткачество, вышивка, плетение. ГМЗ «Царицыно»
- Женский костюм. Россия, 1900-е. Шёлк, тафта, отделка кружевом и машинной строчкой, вышивка тамбурным швом по тюлю. ГМЗ «Царицыно»
- Женское платье зелёного цвета. Москва. 1900-е. Шёлковый репс, газ, отделка атласом, вышивкой по тюлю, шёлковой бахромой, сутажем. ГМЗ «Царицыно»
Углубила исторический материал и позволила говорить об искусстве на границе народного и профессионального передача предметов, находившихся на хранении в гостинице «Националь». Так, в середине 1980-х в музей поступили произведения известных ювелирных фирм рубежа XIX–XX веков: работы К.Г. Фаберже, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, братьев Грачёвых и других. Кроме того, музей вёл активную собственную собирательскую работу: через закупочные экспедиции в центры традиционных промыслов России и союзных республик (в 1990-е — в некоторые страны ближнего зарубежья); приобретал произведения у частных лиц: мебель эпохи модерна, изделия в русском стиле, фарфор Императорского завода, туркменское серебро, русское шитьё бисером первой половины XIX века.
- Мочесник. Россия, Нижегородская губерния. Конец XIX — начало ХХ века. Луб, дерево, древесный корень, резьба, гнутьё, прошив корнем, роспись. ГМЗ «Царицыно»
- Георгий Фёдорович Крюков. Мочесник. Россия, Нижегородская губерния, деревня Репино. Конец XIX — начало ХХ века. Луб, древесный корень, сгибание, прошив корнем, роспись. ГМЗ «Царицыно»
- Чаша. Россия, Нижегородская губерния, Городецкий уезд. Конец XIX века. Дерево, долбление, роспись. ГМЗ «Царицыно»
- Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898). Стулья дубовые из гарнитура. 1890–1900-е. Россия, Московская губерния, Абрамцевские столярно-резчицкие мастерские. Конец XIX–начало XX века. Дуб; резьба контурная плоскорельефная, резьба трёхгранновыемчатая. ГМЗ «Царицыно»
- Ларец. Россия. 1910-е. Дерево, металл, камень, резьба, тонировка, чеканка. ГМЗ «Царицыно»
В 1987 году новое положение, утверждённое Министерством культуры, определило ГМДПИ как «музей современного советского декоративно-прикладного искусства народов СССР и художественной культуры XVIII — первой половины XIX века». Продолжилось комплектование предметов интерьера (мебели, фарфора, стекла, золочёной бронзы), в круг собирательства были включены изобразительные материалы (портретная и пейзажная живопись, гравюра, редкая книга), рамки культурного контекста расширялись за счёт произведений западноевропейских мастеров.
- Батыралиев А. Ваза. РСФСР, Дагестанская АССР, с. Гоцатль. 1970-е. Серебро, чернь. ГМЗ «Царицыно»
- Шароф Саидов и Мирамин Саидова. Настенное панно. Таджикская ССР, Ленинабадская область, Ур. 1985. Хлопчатобумажная ткань, набойка. ГМЗ «Царицыно»
- Шарафиддин Юсупов (р. 1945). Блюдо для плова «ляган». Узбекистан, Ферганская облать, Риштанский район, посёлок Куйбышево. 1980-е. Глина, цветной ангоб, глазурь, роспись. ГМЗ «Царицыно»
- Лавх, подставка для книг . Узбекская ССР. Середина ХХ века. Дерево, резьба. ГМЗ «Царицыно»
В конце 1987 года началось комплектование коллекции декоративно-прикладного искусства, включившей авторские произведения в русле художественных тенденций XX века и наследие более давних традиций национальных культур. ГМДПИ стал первым всесоюзным музеем, который заявил о феномене наивного искусства как одного из видов современного народного творчества и начал собирать произведения наивных художников (живописи, скульптуры и графики).
- Любовь Сергеевна Попова (1889–1924). Эскиз тканей для ситценабивной фабрики. Москва. 1923–1924. Бумага, акварель. ГМЗ «Царицыно»
Формирование фондовых коллекций шло по разным каналам: через закупочную комиссию музея были приобретены ценнейшие произведения 1920-х годов (эскизы костюмов и росписей тканей Л.С. Поповой, образцы текстиля с агитационными и производственными рисунками, столовый сервиз с росписью по рисунку С.В. Чехонина, фарфор по рисункам А.В. Щекотихиной-Потоцкой). Началось приобретение работ современных художников: авторского костюма, произведений скульпторов-керамистов, художников гобелена и ювелиров. Высокое качество работ помогло преодолеть сложившееся в музее в первые годы его существования предубеждение к художественному опыту мастеров XX века. В 1990-е годы было приобретено более 1500 произведений современного декоративного искусства (к началу 2000-х коллекция насчитывала уже около 15 000 произведений).
- Сергей Суренович Тандилян. Браслет «Коралл». Армянская ССР. 1980-е. Серебро, кораллы, вальцовка, монтировка. ГМЗ «Царицыно»
- Ливия Юозовна Андрюкайтите (1936–2000). Колье из комплекта «Посвящается XXVI съезду». Латвийская ССР, Рига. 1980. Бронза, горный хрусталь, литьё. ГМЗ «Царицыно»
- Ливия Юозовна Андрюкайтите (1936–2000). Кулон. Латвийская ССР, Рига. 1974. Янтарь, металл, сборка. ГМЗ «Царицыно»
- Гундарс Владиславович Пекелис (1949–1994). Декоративная форма. Латвийская ССР, Рига. 1988. Мельхиор, латунь, эмаль. ГМЗ «Царицыно»
Параллельно музей активно пополнялся предметами из выставочных фондов Министерства культуры и Союза художников. Из них поступили лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с фарфоровых и стекольных заводов, из мастерских художников.
- Борис Александрович Смирнов (1903–1986). Коньячный набор. СССР, Ленинградский завод художественного стекла. 1970-е. Стекло, гутная техника. ГМЗ «Царицыно»
- Борис Александрович Смирнов (1903–1986). Ваза «танцующая пара». СССР, Ленинградский завод художественного стекла. 1957–1959. Стекло, гутная техника. ГМЗ «Царицыно»
- Людмила Викторовна Протопопова (1906–1981). Ваза «Желтые мальвы». СССР, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. 1941. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. ГМЗ «Царицыно»
- Борис Ефимович Калита (1939–2015). Чайно-кофейный сервиз «Воспоминание». РСФСР, Дмитровский фарфоровый завод. 1989. Фарфор, роспись надглазурная, роспись подглазурная. ГМЗ «Царицыно»
- Пётр Васильевич Леонов (1910–1982). Штофы «русская водка». РСФСР, Дулёвский фарфоровый завод им. газета «Правда». 1968–1975. Фарфор, надглазурные крытьё и роспись, позолота. ГМЗ «Царицыно»
В начале 1990-х ситуация изменилась. Прекратилось пополнение предметами из Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Прибалтики. Финансовые трудности привели к сокращению, а затем и приостановке закупок музея (1996). Продолжить комплектование помогали передаваемые в дар коллекции.
- Настольные часы. Германия. Конец XVII века. Металл, латунь, стекло, гравировка, позолота, сборка. ГМЗ «Царицыно»
- Миракль. Франция, мастерская Герена. 1820–1930-е. Бронза, слюда, бумага, золочение, чеканка, сборка, литьё. ГМЗ «Царицыно»
- Кружка-лебедь. Россия. Начало XX века. Дерево, тонировка, вощение, объёмная резьба. ГМЗ «Царицыно»
- Шкатулка. Россия. 1910-е. Дерево, резьба, раскраска. ГМЗ «Царицыно»
С 1994 года коллекции музея стали экспонироваться во вновь открывавшихся после реставрации корпусах ансамбля «Царицына».
- Х. Назиров. Шкатулка «Поэт». Узбекская ССР, Ташкент, объединение мастеров народного искусства при Художественном фонде УзССР «Усто». 1984. Папье-маше, роспись. ГМЗ «Царицыно»
- О. Мамашанов. Тумба. Узбекская ССР, Ферганская область, Коканд. 1976. Дерево, столярная работа, резьба. ГМЗ «Царицыно»
В XXI веке особое внимание музей стал уделять эпохе Екатерины II — заказчицы императорской резиденции «Царицыно». Собрание пополнили портреты российских монархов XVIII — начала ХХ веков, гравюры, фарфоровые бюсты Екатерины II из фарфора. В 2000–2006 годах приобреталось и принималось в дар 300–500 предметов в год. В 2007 году, в преддверии открытия Большого дворца, благодаря целевому финансированию Правительства Москвы в фонды музея поступило около 3500 предметов. Особое значение имеет скульптура А.М. Опекушина «Екатерина II», украсившая Екатерининский зал.
- Автор модели и резчик – великая княгиня Мария Федоровна (1759–1828), на срезе изображения подпись: Maria F. 21 apr. 1789. Брошь-камея. Россия. 1789. Стекло молочное, стекло сердоликовое, золото; резьба, шлифовка, полировка. ГМЗ «Царицыно»
- Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Скульптура «Екатерина Великая». 1896. Мрамор. ГМЗ «Царицыно»
Сегодня музей — многопрофильное художественное собрание искусства XVI–XXI веков и археологии. Лучшие предметы можно увидеть в постоянных экспозициях, на тематических выставках. Образцы декоративно-прикладного и изобразительного искусства XX–XXI веков знакомят с художественным опытом и достижениями советского периода отечественной истории. Наиболее ценные произведения советского декоративного искусства относятся к 1970–1980 годам. Многие работы создавались для всесоюзных и республиканских выставок, проходивших главным образом в московском Манеже и ЦДХ, и для общественных пространств; отмечены различными государственными премиями в области искусства и культуры, участвовали в зарубежных выставках.
- Поднос. РСФСР, Московская губерния, село Жостово 1920–1930-е. Железо, штамповка, роспись, лакирование. ГМЗ «Царицыно»
- Лия Яковлевна Райцер (1902–1988). Ткань «Механизация РККА». СССР, Москва. 1923. Сатин, механическая печать. ГМЗ «Царицыно»
- Игрушки «Олень с золотыми рогами», «Барыня с щенком в руках и собакой у ног», игрушка-свистулька «Будёновец». РСФСР, Пензенская область, с. Абашево. 1919, 1932, б.г. Глина, роспись масляными красками, серебро, золото. ГМЗ «Царицыно»
- Нина Александровна Крехалева. Лоскутный коврик. РСФСР, Архангельская область. 1980-е. Хлопчатобумажная ткань, шёлк, аппликация. ГМЗ «Царицыно»
- Евгения Ивановна Воронцова (р. 1926). Поднос. СССР, Москва, лаборатория художественной обработки дерева Научно-исследовательского института художественной промышленности. 1960. Железо, штамповка, роспись, лакирование. ГМЗ «Царицыно»
- Салфетка. РСФСР, Куйбышев. 1980-е. Хлопчатобумажная нить, кружевоплетение. ГМЗ «Царицыно»
Общее количество предметов в фондах музея-заповедника «Царицыно» в 2024 году — более 62 000 единиц. Коллекции музея находятся в стадии комплектования, что закономерно для ещё молодого музея. Добиваясь репрезентативности собрания, музей продолжает заполнять лакуны в коллекциях художественного наследия XVIII — начала XX веков, собрании произведений современных художников декоративного искусства.
Тренихин Михаил научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения По материалам исследований коллектива ГМЗ «Царицыно» Материал был подготовлен для виртуальной выставки к 40-летию музея
Над проектом работали: Надежда Иванова, Николай Киселёв, Ольга Козырева, Светлана Парчак, Светлана Поликарпова, Дмитрий Понизов, Наталия Стефанович, Алина Ходаковская.
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, улица Дольская, дом 1
Купить билет в Царицыно
_________________
>>><<<