Музей Тропинина совместно с Московским музеем холдинга «Объединённые кондитеры» и Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей 2-го декабря 2022 года открывает выставку «Мода на чай» — живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из музейных и частных собраний. В экспозиции также участвуют вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исторических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной.
Протяжённость Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч вёрст, в том числе, около шести тысяч в пределах Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путём из пограничной Кяхты через Сибирь.
- Александров И.П. Китайские зарисовки. Лечение иглоукалыванием. Из собрания Музея В.А. Тропинина
- Александров И.П. Рисунок Китайские зарисовки. Улица, по которой проводят императорских слонов. Из собрания Музея В.А. Тропинина
На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова – рисовальщика посольской миссии в Китай графа Ю.А. Головкина (1805 – 1806 гг). Серия графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств, хранилась в фондах и прежде не экспонировалась в музее Тропинина.
Пьют его с толком, даже с чувством, то есть совершенно горячий, когда он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение, которое кто-то удачно назвал китаизмом».
И.Т. Кокорев
- Шульц Карл Фридрих. 1796-1866. Домашняя сцена. 1830-1840-е. Из собрания Музея В.А. Тропинина
- Плахов Лавр Кузьмич. 1810-1881. Портрет П.И. Стромилова в интерьере. 1842-1843. Из собрания Музея В.А. Тропинина
В конце XVIII – начале XIX вв. чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада. В это время Москва заняла место столицы русской чайной торговли, лидера чаепотребления и законодательницы традиций чаепития.
Москву кто усмешливо, кто ласково звал «чаёвница». Москва любила попить чайку…
― Чай да сахар! ― это приветствие пьющим «китайскую травку» дома ли, в трактире ли было так же всеобще на устах елоховского москвича 80-90-х годов, как общерусское приветствие человеку, вкушающему пищу: «Хлеб да соль!»
С.Н. Дурылин
- Дубровин Платон Алимпиевич. 1795-1851. Портрет купца-чаеторговца Ивана Алексеевича Петрова. 1842. Из собрания Музея В.А. Тропинина
- Дубровин Платон Алимпиевич. 1795-1851. Портрет жены купца-чаеторговца Ивана Алексеевича Петрова, купчих Агриппины Степановны Перловой. 1842. Из собрания Музея В.А. Тропинина
В составе коллекции Музея Тропинина значительное место занимают портреты московских купцов первой половины XIX в. Представленные на выставке портреты членов старейших московских чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных и их ближайшего родственного окружения Варенцовых, Мазуриных, и Алексеевых исполнены выдающимися художниками своего времени: В.А. Тропининым, П.А. Дубровиным, К.А. Горбуновым и др. – элита московского купечества, открывшая России известных меценатов, коллекционеров, деятелей литературы, искусства, науки, медицины, промышленности, дипломатии, общественного самоуправления.
Боткины, Высоцкие, Поповы!
Попрекну, замечу и попомню
Заводил, тузов былой Москвы.
Экий чай заваривали вы!
Б.А. Слуцкий
- Кружка фарфоровая в виде головы восточного персонажа. Из собрания Музея В.А. Тропинина
- Бокал. Из собрания Музея В.А. Тропинина
В XIX в. Москва стала центром чайной торговли и традиций русского чаепития, сюжеты которого воплотились в жанровых картинах, натюрмортах, семейных портретах. В графических и живописных произведениях К.-В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П. А. Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития.
Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнётся, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное ― с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг».
А.И. Вьюрков
- Волохов Дмитрий Петрович. 1826(?)-после 1903(?). Интерьер. Около 1855. Из собрания Музея В.А. Тропинина
- Кузнецов П.В. Картина Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна. Из собрания Музея В.А. Тропинина
Чай повлиял и на женскую моду второй половины XIX — начала XX века. Появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких.
- Неизвестный русский художник середины XIX века. Портрет купца Ивана Родионовича Баташёва. Из собрания Музея В.А. Тропинина
- Мазер (Мозер) Карл Перовоч. 1807-1884. Портрет китайца с пиалой и рубкой. 1849. Из собрания Музея В.А. Тропинина
Директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва отмечает: «Наш музей – исторический особняк, расположенный в самом сердце Замоскворечья. Представители последней купеческой династии Петуховых, владевшей домом, славились своим гостеприимством, приглашали, в том числе, и на чай культурную элиту начала XX в. – композитора Александра Скрябина, Виктора Борисова-Мусатова. Нам важно отметить участие в выставочном проекте «Мода на чай» как частных коллекционеров, так и музейных институций. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай».
Куратор: Ирина Чичкина – историк, москвовед.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
2 декабря 2022 – 29 января 2023
Пресс-служба музея Тропинина и московских художников его времени 6.12.2022 Благодарим за лучшие фотографии фотографа Павла Плеханова
__________________
>>><<<