Группа 13. В переулках эпохи

Группа 13. В переулках эпохи

in Новости музеев 1996 views

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «В переулках эпохи», посвящённая интересной художественной Группе «13».

Группа «13» суще­ство­вала с 1929 по 1931 год. Костяк группы работал в центральной газете желез­но­до­рож­ни­ков «Гудок». Кстати, нелюбимый ими шрифт журнала «Нива» (конец XIX века) худож­ники не жаловали и считали унылым. Все художники и рисо­вальщики группы … хотели внести и показать своё, постараться показать в изображении движение, уйти от статики. Кажется субъективным, но вполне себе правда.

Когда ходишь на такие экспозиции, надо читать, готовиться и готовить себя. Можно не специально, можно вникнуть благодаря текстовому сопровождению. Конечно, художники творили и брали что-то, изучая видя работы западных мастеров. Работы датированы 1920-30-ми годами, тогда как зарубежные — это конец XIX века — первое десятилетие ХХ века.

Группа 13. В переулках эпохи
Группа 13. В переулках эпохи

Группа 13. В переулках эпохи (Фото Андрей Соловьёв)

  • Нина Кашина. Водная станция. 1930. Государственный Русский музей
  • Татьяна Маврина. Автопортрет с Николаем Кузьминым. 1939. Собрание Александра Шелудченко, Москва
  • Сергей Расторгуев. Трубная площадь. 1920–1930-е. Государственная Третьяковская галерея
  • Антонина Софронова. Дворик. 1929. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Группа 13. В переулках эпохи
Группа 13. В переулках эпохи
Группа 13. В переулках эпохи
Группа 13. В переулках эпохи
Группа 13. В переулках эпохи (фото Андрей Соловьёв)
Группа 13. В переулках эпохи (фото Андрей Соловьёв)

До открытия и показа, выставку посетили люди с ограниченными возможностями. Присутствовал представитель Всерос­сийского общества слепых. И была проведена экскурсия для слабовидящих.


Куратор выставки Надежда Плунгян и искусствовед Михаил Тренихин
Куратор выставки Надежда Плунгян и искусствовед Михаил Тренихин

На вопросы заместителя главного редактора журнала «Коллекция» Михаила Тренихина (М.Т.) ответила куратор выставки Надежда Плунгян (Н.П.)

М.Т.: Когда родилась идея выставки и насколько она реализовалась?

Н.П.: У меня давно была идея сделать выставку группы «13», рада, что коллеги из Музея русского импрес­сионизма как-то тоже ей зажглись и согласились. Проект необычный своим объёмом, здесь 350 с лишним вещей, что для зрителя могло быть многовато. Но это эксперимент: чтобы зайти в советское искусство не с парадного входа, через известные шедевры, а узнать о нём методом погружения.

М.Т.: Выставка разделена тематически.

Н.П.: Каждый из разделов знакомит с определённым ракурсом поисков группы «13»: это документальный рисунок, книжная иллюстрация, натурная или даже фантастическая живопись, военные плакаты. В заключительном разделе рас­ска­зы­вается об их послевоенной работе, здесь можно видеть скрытые цитаты из их раннего наследия, переклички художников между собой. Заходя в эти «облака» произведений, даже непод­готов­лен­ный зритель что-то извлечёт для себя. И мне важно, чтобы зритель любого уровня, как музейный специалист, так и просто любитель, мог бы увидеть под новым углом советское искусство нескольких десятилетий.

М.Т.: То есть все-таки на расширительное отношение к их творчеству, не только сугубо три выставки рубежа 1920-х — 1930-х годов?

Н.П.: Да, проект не реконструирует их ранние выставки. Он о группе «13» как сообществе художников высокой культуры, интеллектуалов, которые очень хорошо осознавали своё место в истории не только современного, но и мирового искусства. Параллели со старыми мастерами и художниками новейшего времени проведены здесь не случайно. «13» много размышляли, как придать советскому искусству уровень европейского класса, и в целом этого добились – ведь они очень часто показывались на выставках ВОКС [Всесоюзное общество культурной связи с заграницей — прим. ред.].

М.Т.: К сожалению, это недолго продлилось…

Н.П.: Да, к концу 1930-х стало ясно, что ВОКС сворачивается. «13» стали зарабатывать, как иллюстраторы, но продолжали для себя работать в стол. Многие занимались живописью – в том числе основатель группы Владимир Милашевский, что малоизвестно. Музей впервые показывает многие его работ, что-то – как портрет Софроновой начала 1930-х – атрибутированы и отреставрированы к выставке.

М.Т.: Невероятный артистизм конца 1920-х и дальнейшее творчество, насколько этот импульс сохраняется, или всё-таки идёт на спад?

Н.П.: Я думаю, этот артистизм остался до конца с основателями группы. Артистичен поздний Даниил Даран, остроумна и интересна Маврина, она работала до 1990-х, хотя к тонкости, в отличие от старших коллег, она не стремится – клонится в монументальность, как все вхутемасовцы.

М.Т: Разница в возрасте, действительно есть.

Н.П.: Да, группа «13» — интересный синтез двух поколений. Основатели – художники 1890-х годов рождения, условно, поколение Родченко или Шухаева-Яковлева. Это Милашевский, Кузьмин, Даран, а также Юстицкий, Софронова, Древин, Удальцова. Рядом — поколение вхутемасовцев, которые были их учениками, следовали за ними, обыгрывали эти их «вызовы» и одновременно искали что-то своё в современности: Маврина, Семашкевич и другие.

М.Т.: Каталог издан. Мне уже понравилось оформление, но ещё надо читать. Удачный на твой взгляд?

Н.П.: Ещё какой удачный! Замечательный!

Группа «13». В переулках эпохи : каталог выставки

Группа «13». В  переулках эпохи : каталог выставки. — М. : Музей русского импрессионизма, 2024. — 400 с. : ил. ISBN 978-5-6046861-7-1
Авторы статей: Марина Боровская, Алексей Петухов, Надежда Плунгян, Михаил Сеславинский. Автор текстов к разделам и биографий художников: Надежда Плунгян. Редактор: Анна Петрова. Дизайн: Даниил Бондаренко.

Даниил Даран. Балерины на занятиях. 1930-е. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева (работа не представлена на выставке, но есть в каталоге)
Даниил Даран. Балерины на занятиях. 1930-е. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева (работа не представлена на выставке, но есть в каталоге)

М.Т.: Тяжело было работать над проектом?

Н.П.: Непросто, он включал много совсем новой текстовой и исследовательской работы, которую нужно было сделать за короткий срок. Но все усилия того стоили. Поначалу было непонятно, как уместить столько работ, и насколько хорошо будут смотреться старые мастера рядом с советскими. Но я точно знала, какого результата хочу добиться. Я признательна музею за доверие и выбор моего проекта, ведь концепция далека от основного направления его работы, не говоря о том, что хронология выходит в 1970-е. Конечно, музей обеспечил лучшую возможность, чтобы эта выставка была создана, чтобы были привезены работы из такого количества российских музеев и частных собраний.

М.Т. Оформление выставки, архитектура и дизайн, тяжело ли было работать, или наоборот идея и концепция была воспринята именно в авторском замысле?

Н.П.: Архитектором был Алексей Подкидышев, с которым мы работали когда-то над выставкой собрания Романа Бабичева [выставка «Модернизм без манифеста» в Московском музее современного искусства на Петровке, 2018 — прим. ред.], так что мы давно знакомы, и я рада этому сотрудничеству. Алексей прекрасный экспозиционер и для «13» он выбрал тонкое созвучие «музейных» цветов 1930-х годов, которое, на мой взгляд, очень хорошо оттеняет произведения.

М.Т.: Как человек, занимавшийся долгое время искусством 1930-х годов, от души поздравляю с таким красивым проектом! И надеюсь, что его будут активно смотреть!

Н.П.: Большое спасибо! От тебя, как коллеги, это особенно важно!

  • Владимир Милашевский. Натюрморт с цветами и японской гравюрой. 1945. Собрание Екатерины Жорняк, Москва
  • Владимир Милашевский. Портрет Антонины Софроновой. 1935. Собрание Екатерины Жорняк, Москва
  • Луи Вальта. Пейзаж. 1920-е. Собрание Максима Боксера
  • Даниил Даран. В балетном классе. 1938. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва
  • Татьяна Маврина. Сухарева башня. 1930. Собрание Александра Шелудченко, Москва
  • Антонина Софронова. Автопортрет. 1929. Частное собрание, Москва
  • Надежда Удальцова. Автопортрет. 1948. Собрание Инны Баженовой
  • Антонина Софронова. Осенний букет. 1950-е. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва
  • Владимир Юстицкий. Кавалер и дама. Начало 1950-х. Собрание Александра Чапкина, Москва
Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы. Конец 1920-х. ГРМ
Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы. Конец 1920-х. ГРМ
  • Татьяна Маврина. Обнажённая (Портрет Ольги Гильденбрандт). 1937. ГРМ
  • Татьяна Маврина. Подражание Ренуару. 1938. Собрание Александра Шелудченко, Москва
  • Татьяна Маврина. Калужницы. 1939. Собрание Александра Шелудченко, Москва
Борис Рыбченков. Улица Горького (Тверская), Москва, 1941. Калужский музей изобразительных искусств (на картине знаменитый московский "дом под юбкой")
Борис Рыбченков. Улица Горького (Тверская), Москва, 1941. Калужский музей изобразительных искусств (на картине знаменитый московский «дом под юбкой»)

Неслучившийся мейнстрим

Комментарий о выставке искусствоведа Александры Герасимовой (Стёпиной)

Выставку можно назвать «выставкой-альбомом», потому что она, во-первых, включает в себя огромное количество графических листов, во-вторых, она требует вдумчивого рассматривания, «пролистывания», изучения тем, как работали художники группы «13».

И это вполне закономерно. Мне даже нравится этот кураторский ход. Я думаю, что он родился не только от желания показать, как можно больше произведений, а просто из самого творчества этих художников. Потому что в основном они, конечно, работали в сфере графики, в сфере иллюстрации. И отсюда такое серийное мышление, и как раз это интересно представлено в развитии.

Если кратко характеризовать, я бы сказала, что этот проект очень интересен вообще для каждого человека, потому что он представляет такой неслучившийся мейнстрим. То есть, по сути дела, это группа художников, которая старалась отмежеваться от очень радикально левых экспериментов. Художников, которые интересовались наследием прошлого, но и вопросом о том, как его сделать актуальным или, скорее, как его продолжить сегодня. Поэтому здесь очень разумно расставлены эти «диалоги» и с Теодором Жерико, и с мастерами современности, и с Парижской школой.

Теодор Жерико. Мамелюк, поднимающий копьё. 1810-е. Собрание Инны Баженовой
Теодор Жерико. Мамелюк, поднимающий копьё. 1810-е. Собрание Инны Баженовой

Фактически группа действовала буквально три-четыре года. То количество выставок, которые они сделали, то внимание, которое они привлекли, оно и показывает, что не случись этого поворота середины 1930-х годов, объединения [в единый Союз художников в 1932 году — прим. ред.], формализма [и борьбы с ним, см. Осип Бескин. Формализм в живописи] и так далее, в принципе, на выставке мы видим путь к формированию другого, не случившегося советского искусства.

  • Морис де Вламинк. Порт Онфлёра. 1920-е. Собрание Максима Боксера
  • Ольга Гильденбрандт. Экзотический пейзаж. 1920-1930-е. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва
  • Роман Семашкевич. На закате 1933. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Отон Фриез. Натюрморт с Буддой и красными рыбками. 1911. Частное собрание, Москва
  • Антонина Софронова. Портрет Дарана. 1935. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
  • Надежда Удальцова. Натюрморт с лимоном. 1947. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
  • Владимир Милашевский. Зоопарк. 1946. Собрание Екатерины Жорняк, Москва
  • Владимир Юстицкий. Вечер. Из серии «Утро, день, вечер». 1940. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Дежурная группа журнала "Коллекция"
Александра Герасимова
Андрей Соловьёв
Михаил Тренихин

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

8 февраля — 2 июня 2024 г.

Купить билеты в Музей русского импрессионизма



Пресс-релиз

С февраля по июнь посетители Музея рус­ского импрес­сионизма смогут заглянуть в «переулки» отече­ствен­ного искусства 1930-х годов — мир ранне­советских интел­лек­туа­лов и эстетов — худож­ников группы «13». В их графических и живописных работах, посвящённых дина­мичной городской жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрес­сионизма и пост­импрес­сионизма. Приглашённый куратор Надежда Плунгян предлагает новое прочтение творчества Владимира Милашевского и Даниила Дарана, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра Древина. Рассказ о группе дополнят произведения Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми «Тринадцать» находились в мысленном диалоге.

Рассказ о группе дополнят произведения Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми «Тринадцать» находились в мысленном диалог

  • Владимир Милашевский. Коломна. Мост через Москву-реку. 1929. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Роман Семашкевич. Чтецы. Середина 1930-х. Частное собрание
  • Владимир Милашевский. Близ Сердобска. 1926. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Группа «13» (1929–1931), получившая название по количеству участников первой выставки, официально просуществовала лишь несколько лет, однако дружба и творческие поиски художников продолжались до 1970-х годов. Проект поможет больше узнать о мастерах, выбравших для своих высказываний формат доку­мен­таль&shu;ного рисунка, камерной картины и книжной иллюстрации. В про­тивовес парадным сюжетам соц­реалис­тов главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повсе­дневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи.

Николай Кузьмин. Стоянка автобусов. 1929. Государственная Третьяковская галерея
Николай Кузьмин. Стоянка автобусов. 1929. Государственная Третьяковская галерея
  • Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских ворот. 1933. Частное собрание
  • Валентин Юстицкий. Пейзаж с цирком и фигурами. 1920-е. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  • Николай Кузьмин. Арбатская площадь. 1929. Собрание Александра Шелудченко

Музей не реконструирует выставки объединения, а воссоздаст художественную лабораторию, в которой формировался и развивался «стиль 13-ти» — созвучный скоростям нового вре­мени быстрый рисунок с натуры, выпол­ненный зачастую спичкой, без под­готовки и последующей доработки. Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, пере­рабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов.

Музей русского импрессионизма 2024

Одиннадцать тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции будет посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильде­брандт. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет.

Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые будет представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами.

  • Татьяна Маврина. Сухарева башня. 1927. Частное собрание, Москва
  • Николай Кузьмин. Садовое кольцо. 1939. Собрание Михаила Сеславинского, Москва
  • Владимир Милашевский. Мясницкие ворота. 1930. Собрание Романа Бабичева, Москва

Впервые творчество группы «13» будет в таком объёме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третья­ковская галерея, Госу­дарственный музей изобра­зительных искусств имени А. С. Пушкина и другие. Более 300 произведений графики, живо­писи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 13 част­ных коллекций составят много­слойный рассказ о судьбе неза­висимых советских художников.

Собранные в каталоге статьи куратора Надежды Плунгян, историков искусства Марины Боровской, Алексея Петухова, а также коллекционера и иссле­дователя книжной культуры Михаила Сеславинского позволят дополнить представление о группе «13», узнать о её месте в советской художественной среде, связях с саратовским творческим сооб­ществом и увлеченности участ­ников европейскими мастерами. Кроме того, в издание войдут архивные доку­менты и фотографии, часть которых будет опубликована впервые.

Надежда Кашина. У чайханы. 1962. Государственный музей Востока
Надежда Кашина. У чайханы. 1962. Государственный музей Востока
  • Даниил Даран. Циркачи. 1932. Собрание Александра Чапкина
  • Борис Рыбченков. Пейзаж с красным домом. 1933. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера
  • Надежда Удальцова. Старый Норк. Ереван. 1933. Собрание Романа Бабичева, Москва

В 2024 году партнёром инклюзивной программы музея станет Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Для ряда произведений с выставки будут изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих посетителей. По окончании проекта макеты станут частью постоянных экспозиций региональных музеев. Проект будет сопровождаться обширной просветительской программой, включающей события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия.

Куратор: Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, куратор, преподаватель НИУ ВШЭ.

 

Список участников выставки в Музее русского импрессионизма

Музеи:

  1. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
  2. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  3. Государственная Третьяковская галерея
  4. Государственный Русский музей
  5. Калужский музей изобразительных искусств
  6. Государственный музей Востока
  7. Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
  8. Государственный музей Л.Н.Толстого
  9. Нижнетагильский художественный музей
  10. Пермская государственная художественная галерея
  11. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
  12. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева  
  13. Государственный центральный музей современной истории России
  14. Таганрогский художественный музей
  15. Тульское музейное объединение
  16. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
  17. Чувашский государственный художественный музей

Частные собрания:

  1. Собрание Инны Баженовой
  2. Собрание Максима Боксера
  3. Собрание Романа Бабичева, Москва
  4. Собрание Екатерины Жорняк, Москва
  5. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва
  6. Собрание Эммиля Казанджана, Москва
  7. Собрание Юрия Петухова, Москва
  8. Собрание Сергея Сафонова, Москва
  9. Собрание Михаила Сеславинского, Москва
  10. Собрание Александра Чапкина, Москва
  11. Собрание Александра Шелудченко, Москва
  12. Частное собрание, Москва 
  13. Частное собрание, Москва 
  14. Собрание Алексея Савинова, Москва
  15. Собрание Алексея Балакина, Москва
  16. Собрание Надежды Плунгян, Москва
Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
21.12.2023

Музей русского импрессионизма 2024

Выставка ВХУТЕМАС 100

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

8 февраля — 2 июня 2024 г.

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Сокровища полковых музеев

Сокровища полковых музеев

В Государственном историческом музее открылась выставка «Сокровища полковых музеев». О выставке правильно
Перейти К началу страницы