Верещагин

Завершена реставрации картины Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»

in Новости музеев 1141 views

В рамках сотрудничества Госу­дар­ственной Третьяковской галереи с Группой компаний «СНС» завершена реставрация знаменитого произ­ведения Василия Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878–1879). Событие совпало со 120-летием со дня трагической смерти Василия Василье­вича Верещагина (1842-1904) во время Русско-японской войны 31 марта (13 апреля) 1904 года при гибели броненосца Петропавловск у Порт-Артура.

Это единственная картина, вклю­чающая в себя автопортрет В.В. Вере­щагина, скачущего в свите Скобелева

Верещагин В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879. Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1883 году. ГТГ
Верещагин В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879. Размер — 152 x 301,5. Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1883 году. ГТГ

Реставрационные работы были проведены в отделе научной реставрации станковой масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко. Все процессы выполнялись строго в соответствии с заданием Рестав­рацион­ного совета. В ходе работ были укреплены и армированы сильно обветшавшие со временем авторские кромки.

Картина натянута на специально изготовленный планшетный под­рам­ник, защищающий произведение от вибрации. Перед натяжкой холста были выполнены и продублированы дополнительные реставрационные кромки. Наибольшую сложность представляло удаление загрязнений и утоньшение сильно пожелтевшего лакового покрытия, искажавшие авторский замысел и изменявшие тональное соотношение на живописном полотне. Дополнительно процесс реставрации сопровождался постоянным мониторингом в УФ лучах. В результате работ реставраторам удалось восстановить светотеневое соотношение на картине, появился белый цвет снега и авторский замысел предстал в первозданном виде.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Коллективом реставраторов под руководством главного специалиста отдела В.Н. Клепова также была проведена капитальная реставрация авторской рамы: сборно-разборная конструкция массивной рамы была усилена деревянными брусками, тщательно удалены пылевые наслоения и поздние тонировки, раскрыто авторское золочение и устранены некачественные восполнения гипсового декора. Затем были сняты слепки с авторского декора, изготовлены фрагменты орнамента и смонтированы строго в границах утрат декоративного обрамления. Реставраторами рамы были разработаны угловые съёмные декоры, исполненные уникальной резьбой и покрытые в ком­би­ни­рован­ной технике золочения.

Реставрационный процесс работ над картиной Верещагина В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879
Реставрационный процесс работ над картиной Верещагина В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879

О картине

Получив известие о начале Русско-турецкой войны (1877–1878) Василий Верещагин в апреле 1877 года отправился на Балканы в штаб действующей армии. После тяжёлого ранения на Дунае он долго восстанавливался в госпитале. Зимой 1877 года художник перешёл в армейский корпус Михаила  Скобелева. В это время, несмотря на холода, высшее командование приказало русским войскам срочно перейти через Балканские горы, отсекая туркам путь отступления к Адрианополю. Для осуществления этой военной операции требовалось освободить от турецких войск деревню Шейново в горах. 28 декабря Верещагин принял участие во взятии русскими войсками этого хорошо укреплённого турками военного комплекса, контро­лирующего подступы к Шипкинскому перевалу, откры­вающему путь на Адрианополь. Колонна Скобелева сыграла в наступлении решающую роль. Результатом атаки стала капитуляция главно­коман­дую­щего шип­кин­ской турецкой армией Вессель-паши. С этого момента исход войны был предрешён: русской армии открылся беспрепятственный путь до Адрианополя и далее до самого Константинополя.

Верещагин был одним из тех, кто не сомневался в обоснованности ввода войск в «Царьград». Но союзники Турции (Англия и Австрия), угрожая России началом военных действий, не позволили этому осуществиться. Вместо победного входа в Кон­стан­тино­поль русские подписали унизительный для себя Сан-Стефанский мирный договор. По его условиям захваченная «русской кровью» Шипка отошла туркам. Узнав об этом, художник, недавно потерявший в сражении под Плевной брата, очень тяжело переживал тщетность гибели под Шипкой почти 6000 русских. Будучи очевидцем событий, он не смог оценить «осторожной» дипломатии Александра II.

Картина изображает засне­жен­ную горную долину, по которой вдоль шеренги вытянувшихся струной солдат несётся на белом коне в направлении зрителя Скобелев. «Войска стояли левым флангом к горе св. Николая, фронтом к Шейново. Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понёсся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко поднявши над головою фуражку, он закричал…: Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы! Слёзы были у него на глазах», – вспоминал Верещагин. На первый взгляд, налицо героический сюжет: решающее сражение выиграно, победа русских в войне определена. Но художник (не в пример «комнатным стра­тегам», пи­шу­щим парадные картины, ни разу не побывав при этом под пулями) буквально «выворачивает наизнанку» сцену парадного галопа Скобелева перед войском. Живописец и в прямом, и в переносном смысле на первый план выносит не победу, а на­прасную, неоправданную гибель людей — чьих-то сыновей, мужей, отцов. «Между празд­нич­ными картинами войны… и картинами войны такой, какая она есть, разница громадная… не место и не время обсуждать, все ли войны таковы, а также «бьются ли войны жертвами народа и отдельных личностей» или бывает иногда наоборот…», – писал Верещагин Павлу Третьякову, проявляя очень личную, нехарактерную для военного художника позицию.

Третьяковская галерея

Более десяти произведений Балканской серии В.В. Верещагина посвящено военным событиям на Шипке. Две болгарские деревни Шипка и Шейново, где произошёл бой между русскими и турками, распо­лагались в долине на подступах к Шипкинскому перевалу. Это был главный стратегический путь в Адрианополь. Быстро захваченный русским войском перевал пришлось пять месяцев удерживать в суровых условиях, неся жестокие потери. 26–28 декабря 1878 года состоялись решающие бои под Шейновом, в результате которых турецкая армия Вессель-паши капитулировала. Верещагин, свидетель и участник события, изобразил момент, когда генерал М.Д. Скобелев объезжал войско после выигранной битвы.

Верещагин В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879. Размер - 152 x 301,5. Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1883 году. ГТГ (Фото: Иван Новиков-Двинский. 2024. ГТГ)
Верещагин В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879. Размер — 152 x 301,5. Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1883 году. ГТГ (Фото: Иван Новиков-Двинский. 2024. ГТГ)

В настоящее время картина вернулась на своё историческое место в зал 27 постоянной экспозиции Третьяковской галереи (Лавру­шин­ский переулок, 10).

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
Фото Иван Новиков-Двинский. 2024. ГТГ
6.02.2024


Авторское повторение картины «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Верещагин В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. До 1890. 188 x 405. ГРМ
Верещагин В.В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. До 1890. 188 x 405. ГРМ (Санкт-Петербург, Михайловский дворец, зал 25)


Третьяковская галерея

Москва. Лаврушинский переулок, 10, зал 27

Купить билет в Третьяковскую галерею

Мастера возрождения. Реставрация

Руанские соборы Моне

Первая реставрация Последнего дня Помпеи

Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Сокровища полковых музеев

Сокровища полковых музеев

В Государственном историческом музее открылась выставка «Сокровища полковых музеев». О выставке правильно
Перейти К началу страницы