В рамках сотрудничества Государственной Третьяковской галереи с Группой компаний «СНС» завершена реставрация знаменитого произведения Василия Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878–1879). Событие совпало со 120-летием со дня трагической смерти Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) во время Русско-японской войны 31 марта (13 апреля) 1904 года при гибели броненосца Петропавловск у Порт-Артура.
Это единственная картина, включающая в себя автопортрет В.В. Верещагина, скачущего в свите Скобелева
Реставрационные работы были проведены в отделе научной реставрации станковой масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко. Все процессы выполнялись строго в соответствии с заданием Реставрационного совета. В ходе работ были укреплены и армированы сильно обветшавшие со временем авторские кромки.
Картина натянута на специально изготовленный планшетный подрамник, защищающий произведение от вибрации. Перед натяжкой холста были выполнены и продублированы дополнительные реставрационные кромки. Наибольшую сложность представляло удаление загрязнений и утоньшение сильно пожелтевшего лакового покрытия, искажавшие авторский замысел и изменявшие тональное соотношение на живописном полотне. Дополнительно процесс реставрации сопровождался постоянным мониторингом в УФ лучах. В результате работ реставраторам удалось восстановить светотеневое соотношение на картине, появился белый цвет снега и авторский замысел предстал в первозданном виде.
Коллективом реставраторов под руководством главного специалиста отдела В.Н. Клепова также была проведена капитальная реставрация авторской рамы: сборно-разборная конструкция массивной рамы была усилена деревянными брусками, тщательно удалены пылевые наслоения и поздние тонировки, раскрыто авторское золочение и устранены некачественные восполнения гипсового декора. Затем были сняты слепки с авторского декора, изготовлены фрагменты орнамента и смонтированы строго в границах утрат декоративного обрамления. Реставраторами рамы были разработаны угловые съёмные декоры, исполненные уникальной резьбой и покрытые в комбинированной технике золочения.
О картине
Получив известие о начале Русско-турецкой войны (1877–1878) Василий Верещагин в апреле 1877 года отправился на Балканы в штаб действующей армии. После тяжёлого ранения на Дунае он долго восстанавливался в госпитале. Зимой 1877 года художник перешёл в армейский корпус Михаила Скобелева. В это время, несмотря на холода, высшее командование приказало русским войскам срочно перейти через Балканские горы, отсекая туркам путь отступления к Адрианополю. Для осуществления этой военной операции требовалось освободить от турецких войск деревню Шейново в горах. 28 декабря Верещагин принял участие во взятии русскими войсками этого хорошо укреплённого турками военного комплекса, контролирующего подступы к Шипкинскому перевалу, открывающему путь на Адрианополь. Колонна Скобелева сыграла в наступлении решающую роль. Результатом атаки стала капитуляция главнокомандующего шипкинской турецкой армией Вессель-паши. С этого момента исход войны был предрешён: русской армии открылся беспрепятственный путь до Адрианополя и далее до самого Константинополя.
Верещагин был одним из тех, кто не сомневался в обоснованности ввода войск в «Царьград». Но союзники Турции (Англия и Австрия), угрожая России началом военных действий, не позволили этому осуществиться. Вместо победного входа в Константинополь русские подписали унизительный для себя Сан-Стефанский мирный договор. По его условиям захваченная «русской кровью» Шипка отошла туркам. Узнав об этом, художник, недавно потерявший в сражении под Плевной брата, очень тяжело переживал тщетность гибели под Шипкой почти 6000 русских. Будучи очевидцем событий, он не смог оценить «осторожной» дипломатии Александра II.
Картина изображает заснеженную горную долину, по которой вдоль шеренги вытянувшихся струной солдат несётся на белом коне в направлении зрителя Скобелев. «Войска стояли левым флангом к горе св. Николая, фронтом к Шейново. Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понёсся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко поднявши над головою фуражку, он закричал…: Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы! Слёзы были у него на глазах», – вспоминал Верещагин. На первый взгляд, налицо героический сюжет: решающее сражение выиграно, победа русских в войне определена. Но художник (не в пример «комнатным стратегам», пишущим парадные картины, ни разу не побывав при этом под пулями) буквально «выворачивает наизнанку» сцену парадного галопа Скобелева перед войском. Живописец и в прямом, и в переносном смысле на первый план выносит не победу, а напрасную, неоправданную гибель людей — чьих-то сыновей, мужей, отцов. «Между праздничными картинами войны… и картинами войны такой, какая она есть, разница громадная… не место и не время обсуждать, все ли войны таковы, а также «бьются ли войны жертвами народа и отдельных личностей» или бывает иногда наоборот…», – писал Верещагин Павлу Третьякову, проявляя очень личную, нехарактерную для военного художника позицию.
Третьяковская галерея
Более десяти произведений Балканской серии В.В. Верещагина посвящено военным событиям на Шипке. Две болгарские деревни Шипка и Шейново, где произошёл бой между русскими и турками, располагались в долине на подступах к Шипкинскому перевалу. Это был главный стратегический путь в Адрианополь. Быстро захваченный русским войском перевал пришлось пять месяцев удерживать в суровых условиях, неся жестокие потери. 26–28 декабря 1878 года состоялись решающие бои под Шейновом, в результате которых турецкая армия Вессель-паши капитулировала. Верещагин, свидетель и участник события, изобразил момент, когда генерал М.Д. Скобелев объезжал войско после выигранной битвы.
В настоящее время картина вернулась на своё историческое место в зал 27 постоянной экспозиции Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10).
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи Фото Иван Новиков-Двинский. 2024. ГТГ 6.02.2024
Авторское повторение картины «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Третьяковская галерея
Москва. Лаврушинский переулок, 10, зал 27
Купить билет в Третьяковскую галерею
Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»
__________________
>>><<<