Журнал красивой жизни

Журнал красивой жизни

in Новости музеев 1276 views

Столица и усадьба — первый «глянцевый» журнал для аристо­кра­тов начала прошлого века. Пред­ла­гаемый им ма­териал опре­делял и на­правлял вкусы и пред­почтения элиты и тех, кто стремился быть на неё похожими. Поэтому и авторы, чьи работы журнал представлял, под­бирались с не меньшим вкусом. Ну а их работы проходили жёсткий редакторский контроль. Что тогда было? Увидим на выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма с 20-го июня с.г.

Скажем по секрету, музей уже поделился с нами примерным перечнем полотен, которые составят основу выставки. Работы хорошие сами по себе, но можно пред­по­ложить, что при объе­динении в выставку, в единую концепцию, они заиграют новыми красками, создав общее настроение. Нам показалось, что предложенную выставку можно почув­ствовать через «Лунную сонату» Бетховена (Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2). Мы выставку пока не видели, но настроение уже есть. Оно может измениться, но пока пишем о том, что чувствуем: нерв, как общая концепция выставки Юлии Петровой и Ольги Юркиной.

Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Зная события, свершившиеся в период выхода журнала с 1913-го по 1917-й годы, легко можно пред­по­ложить кратковременность жизни, которую мы сможем увидеть. Это — миг, мгновение от того, что изображено до полного изменения всей жизни. Россия была участницей войн начала ХХ века. Войны чаще были неудачными. Но они касались лишь малой части населения. Но с 1914 года началась Первая Мировая (Им­периалисти­ческая) война пе­ре­шедшая в страшную войну Граж­данскую, войну неотвратимую для всех, в ходе которой быт, все довоенные отношения, прак­тически весь мир, что мы увидим на картинах, перестал существовать. Ну а мир представим в виде ощущения. Так больше этого ощущения не стало. Только слабые дуновения в комнатах людей покинувших Россию и оставшихся, в ставших музеями дворянских усадьбах, в заросших садах, дворах, в старых письмах, фотографиях… Конечно же, в картинах, которые вы увидите на выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.

В конце страницы вспомним главного редактора журнала «Столица и усадьба» Владимира Крымова.

С уважением
Алексей Сидельников
Главный редактор журнала "Коллекция"


С 20 июня по 6 октября 2024 года Музей русского импрес­сионизма представит выставку «Журнал красивой жизни» о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 год и адресованном арис­то­кра­тической и светской публике. В состав экспозиции войдут произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала, что позволит посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений элиты начала XX века. Посетители увидят живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остро­умо­вой-Лебе­девой и других мастеров.

К выставке приурочен спецпроект на 3 этаже музея: здесь слово предоставляется художникам XXI века, готовым порассуждать о dolce vita наших дней.

Выставка «Журнал красивой жизни»

В программе журнала «Столица и усадьба» значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Эта жизнь представала перед читателями калейдоскопом балов, светских праздников и загородных имений. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние любимцы. Эти сюжеты органично уживались на страницах с обзорами вернисажей и рецензиями на выставки, обложку каждого из 90 номеров украшали цветные репродукции работ признанных мастеров прошлого и современных художников.

Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912-1915. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912-1915. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
  • Александр Средин. В зале. Начало XX века. Го­судар­ствен­ное му­зейное объе­дине­ние Худо­жествен­ная куль­тура Рус­ского Севера, Архангельск
  • Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский госу­дар­ственный област­ной худо­жествен­ный музей им. И. П. Пожалостина
  • Пётр Келин. Женский порт­рет. 1914. Пермская госу­дар­ствен­ная худо­же­ст­вен­ная галерея

Кураторы выставки предлагают уделить внимание журналу, который обычно ос­таётся в тени худо­жествен­ных изданий «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», однако является ценным исто­рическим источником. В экспозиции можно будет увидеть как работы известных мастеров – «общее дос­тояние», по словам главного редактора журнала Владимира Крымова, так и произведения малоизвестных совре­менному зрителю живописцев.

Разделы выставки отсылают к рубрикам журнала и погружают посетителей в атмосферу «Столицы и усадьбы». Ностальгия по укладу усадебной жизни на полотнах Станислава Жуковского, Константина Вроб­левского и Сергея Вино­градова встретится с лоском столичных будней в работах Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина. Посетители оценят и теат­ральные сюжеты начала ХХ века в эскизах декораций и костюмов от ведущих художников эпохи: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Льва Бакста. В оформлении выставки использованы фрагменты статей, яркие заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала.

Николай Богданов-Бельский. Портрет молодой княжны Горчаковой. 1903. Государственный Эрмитаж
Николай Богданов-Бельский. Портрет молодой княжны Горчаковой. 1903. Государственный Эрмитаж
  • Иван Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. 1900-1910. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Валентин Серов. Портрет княгини О. К. Орловой. 1910–1911. Госу­дар­ствен­ный Русский музей

В экспозиции будет представлено почти 100 произведений из 44 госу­дарственных и 12 частных собраний — проект объединил рекордное для музея количество худо­жественных коллекций от Калининграда до Томска. Участие в проекте примут Госу­дар­ст­вен­ный Эрмитаж, Госу­дар­ст­вен­ный Русский музей, Госу­дар­ст­вен­ный музей изобра­зитель­ных искусств Рес­публики Татар­стан, Мор­дов­ский рес­публи­кан­ский музей изобра­зитель­ных ис­кусств им. С. Д. Эрьзи и другие.

Незрячие и слабовидящие посетители позна­комятся с выставкой на экскурсиях с тифло­ком­мента­риями и с помощью четырёх тактильных станций, созданных при участии партнера инклю­зивной программы музея — Благо­творитель­ного фонда «Искусство, нау­ка и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Объём­ные макеты кар­тин будут сопровождаться ароматами по мотивам произ­ведений от ольфак­торной художницы Анны Кабировой. По окончании проекта тактильные станции станут частью постоянных экспозиций музеев Астра­хани, Архан­гельска, Владимира и Санкт-Петербурга.

Елена Киселева. Дачницы. 1915. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Елена Киселёва. Дачницы. 1915. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
  • Константин Вещилов. На Капри. 1912. Самарский областной художественный музей
  • Александр Маковский. Пасхальный стол. 1916. Тверская областная картинная галерея
  • Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Спецпроект на 3-м этаже музея приглашает пораз­мышлять, какие формы в современном искусстве принимает тема «кра­сивой жиз­ни». Модные образы и светские ритуалы, шик и блеск повсе­днев­ности, а также ирония и улыбка в сторону гламура и глян­ца нашли отражение в работах Владимира Дубо­сарского и Александра Виноградова, Ольги Тобрелутс и Владислава Мамы­шева-Монро, Кирилла Кто и Миши Никатина. Посетители увидят произведения из фонда Ruarts, галерей Anna Nova, «Триумф» и ведущих частных собраний. Обсудить разные взгляды на «красивое» посетители смо­гут на медиациях.

Собранные в каталоге статьи кураторов Ольги Юркиной и Юлии Петровой, театрального критика и журналиста Сергея Нико­лаевича и искус­ствоведа Олега Антонова помогут больше узнать о «журнале красивой жизни»: его истории и героях, глав­ном редакторе Вла­димире Крымове и роли искусства на страницах издания. Так­же в издание войдет большое количество архивных фотографий.

Николай Беккер. В Крыму. 1917. Госу­дарст­венный Влади­миро-Суз­дальский исто­ри­ко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник
Николай Беккер. В Крыму. 1917. Госу­дарствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский исто­рико-архи­тектур­ный и худо­жествен­ный музей-заповедник
  • Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910-х – 1930-е. Ека­терин­бург­ский музей изобра­зи­тель­ных искусств
  • Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбург­ский областной музей изобра­зи­тель­ных искусств
  • Константин Коровин. Севастопольский базар. 1915. Томский областной художественный музей
  • Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, Москва
Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910-х – 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910-х – 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Проект будет сопровождаться обширной просве­тительской программой, включающей события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия.

Кураторы:

Юлия Петрова —  директор Музея русского импрессионизма.

Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

 

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
19.04.2024
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской, жены художника. 1916. Частное собрание, Москва
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской, жены художника. 1916. Частное собрание, Москва


Дополнение:

Владимир Пименович Крымов

Л и ч н о с т ь ю  он, пожалуй, был заурядной, но человеком необычайным. …

Voilà le personnage, как сказали бы французы. Человек он был скорее неприятный, но во всех отношениях необычный.

…деньги являлись для него высшей ценностью. Ни о какой вере или религиозности, конечно, не могло быть и речи. Было даже наоборот, верующих людей он открыто презирал.

Человек он был мало­инте­ресный, пре­дель­но огра­ничен­ный «прак­тическим ра­зумом», предельно сосре­дото­чив­шим его на «делании денег», и поэтому сведший «чистый разум» к пре­дельному минимуму. О ка­ких-ли­бо не толь­ко «воз­вышенных» чув­ствах, но даже простых че­лове­ческих – беско­рыстной друж­бе и люб­ви – не могло быть и речи.

Кирилл Дмитриевич Померанцев

Интересно как будет представлен главный редактор журнала «Столица и усадьба» Владимир Пименович Крымов (1878—1968), человек настолько яркий, захватывающий, противоречивый, что он стал прототипом Парамона Ильича Корзухина в пьесе Михаила Булгакова «Бег», в киноверсии которой Корзухина сыграл Евгений Евстигнеев («Бег», Мосфильм, режиссёры Алов и Наумова, 1970). Для увеличения просмотров/читателей в своём журнале Крымов помещал довольно смелые изображения, например, вспомните А. Бутэ «Женщина с вишнями», рассуждая рядом о технологии их изготовления — это был ловкий коммерческий ход.

С особым вниманием отнёсся М. А. (Прим. ред. — Михаил Афанасьевич Булгаков) к моему устному портрету Владимира Пименовича Крымова, петер­бург­ского лите­рато­ра. Он чем-то заинтересовал творческую лабораторию писа­те­ля и вылился поз­же в окари­катурен­ный образ Парамона Ильича Корзухина. В. П. Крымов был редак­тором и соиз­дателем петер­бургского журнала «Столица и усадьба» и автором непло­хой книги «Богомолы в коробочке», где рассказывал свои впечатления о круго­светном путе­шествии. Происходил он из сибирских старо­обрядцев. Из России уехал, как только запахло революцией, «когда рябчик в ресторане стал стоить вместо сорока копеек – шестьдесят, что свиде­тель­ство­вало о том, что в стране небла­гопо­лучно», — его собственные сло­ва. Будучи богатым человеком, почти в каждом европейском государстве приобретал не­дви­жи­мую соб­ст­вен­ность, вплоть до Го­нолулу… Сцена в Париже у Корзухина написана под влия­нием моего рассказа о том, как я села играть в девятку с Влади­миром Пиме­новичем и его ком­панией (в первый раз в жизни!) и всех обыграла.

Л. Е. Белозерская-Булгакова. Воспоминания. М., 1990. С. 176.

Ко всему этому следует прибавить издававшийся четыре года «журнал красивой жизни» – «Столица и усадьба». Для Крымова он не был «вещью в себе», но лишь средством проникнуть в великосветские круги, вплоть до членов императорской фамилии. Журнал издавался богато, с отличными фотографиями, и естественно, что все, кто имел большие родовые имения, стремился попасть на его страницы. Через него В.П. познакомился с великим князем Андреем Владимировичем и его супругой М.Ф. Кшесинской, через которых и получил заказ на автомобили. И маленькая деталь: время было военное, но в журнале о войне не упоминалось – для чего напоминать о неприятных вещах? Зато были во всю страницу фотографии великих княжон, в госпиталях уха­живавших за ранеными. Все это спо­собствовало нема­лому успеху журнала и отвечало целям его создателя.

Родившийся в бедной старо­вер­ческой семье (он до школь­ного воз­раста жил в без­окон­ной ка­морке, осве­щавшейся керосиновой коптилкой, из-за чего его крайняя близорукость под старость перешла в полную слепоту), он почти миллионером в 17-м году выехал из России в Соединённые Штаты, оттуда в Германию, а в 33-м, с приходом Гитлера, уже большим мил­лионером переехал во Францию, где скончался почти 90-летним стариком в рос­кошной собственной вилле на берегу Сены, в фешенебельном предместье Парижа – Шату.

К.Д. Померанцев. Вечера в Шату: Памяти Владимира Пименовича Крымова
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968

Владимир Крымов отлично разбирался в коммерции и чувствовал обстановку как в стране, так и в мире. Поэтому его проект «Журнал красивой жизни» оказался своевременным и успешным. Параллельно с выпуском журнала Владимир Пименович занимался ком­мер­ческой дея­тельностью, а в годы Первой мировой войны, в том числе поставками американских автомобилей «Packard» («Паккард») для русской армии. Хотелось написать, что на этих «Паккардах» позже ездил вождь мирового пролетариата, но для него судьба выбрала «Rolls-Royce Silver Ghost ‘1914».

Для увеличения просмотров/читателей в своём журнале Крымов помещал довольно смелые художественный изображения, например, вспомните А. Бутэ «Женщина с вишнями», рассуждая рядом о технологии их изготовления — это был ловкий коммерческий ход. Конечно, в журнале можно увидеть котиков и большое количество разнообразной рекламы (автомобили, шины, отдых и путешествия, мода, косметические процедуры и т.д. и т.п.) дополняет все номера журналов.

Естественно журнал в изобилии показывает особняки и усадебные дома с их интерьерами. Это уже повод для отдельной выставки в музее Архитектуры. В каком журнале ещё есть подобная подборка изображений? Может быть где-то ест. Была такая выставка или они опоздали?

Первая же революция, приведшая к власти Временное пра­витель­ство дало толчок свернуть дела в Рос­сии, пере­ведя капитал за границу,  издание журнала прекратить, а самому отправить в круго­светное путешествие с женой, собирая материал для своих новых книг, ставших в большей или в меньшей степени извест­ными. После 1925 года Крымов приобрёл под Парижем виллу знаменитого и несчастного актёра немого кино Макса Линдера.

Но это был человек с необычной, хочется даже сказать «гениальной» биографией: родившись в бедной семье и едва лишь кончив образование, он ракетой устремился к мамоне, поставив её не средством, а целью, которая всосала в себя все остальные интересы и чувства.

Кирилл Дмитриевич Померанцев

Упомянем, что в редакции несколько последних лет состоял Николай Осипович Лернер (1877-1934), тот самый знаток и автор нескольких книг о А.С. Пушкине и В.Г. Белинском, лично знавший огромное количество литераторов, который привёл их к сотрудничеству со «Столица и усадьба» и сделал журнал более литературным, что положительно сказалось на привлечении новых читателей.

То есть получается, что коммерческий проект Крымова, рассчитанный, зная его характер, только на прибыль, оказался успешным как для учредителя и как для читателей журнала, так и для нас, сегодняшних посетителей старых страниц и картин авторов, кого жизнь сначала развела по разные стороны в Гражданскую войну, а потом раскидала по миру. Ну а кто-то из них, как Исаак Бродский, принял перемены и стал успешен дома. Важно, что удалось соединить в одной выставке давно разрозненные творческие миры.

С уважением
Алексей Сидельников
Главный редактор журнала "Коллекция"

Юлия Петрова. Просто это сложно

Музей русского импрессионизма 2024

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

Выставка работ неизвестных художников

20 июня — 6 октября 2024 г.

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы