Столица и усадьба — первый «глянцевый» журнал для аристократов начала прошлого века. Предлагаемый им материал определял и направлял вкусы и предпочтения элиты и тех, кто стремился быть на неё похожими. Поэтому и авторы, чьи работы журнал представлял, подбирались с не меньшим вкусом. Ну а их работы проходили жёсткий редакторский контроль. Что тогда было? Увидим на выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма с 20-го июня с.г.
Скажем по секрету, музей уже поделился с нами примерным перечнем полотен, которые составят основу выставки. Работы хорошие сами по себе, но можно предположить, что при объединении в выставку, в единую концепцию, они заиграют новыми красками, создав общее настроение. Нам показалось, что предложенную выставку можно почувствовать через «Лунную сонату» Бетховена (Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2). Мы выставку пока не видели, но настроение уже есть. Оно может измениться, но пока пишем о том, что чувствуем: нерв, как общая концепция выставки Юлии Петровой и Ольги Юркиной.
Зная события, свершившиеся в период выхода журнала с 1913-го по 1917-й годы, легко можно предположить кратковременность жизни, которую мы сможем увидеть. Это — миг, мгновение от того, что изображено до полного изменения всей жизни. Россия была участницей войн начала ХХ века. Войны чаще были неудачными. Но они касались лишь малой части населения. Но с 1914 года началась Первая Мировая (Империалистическая) война перешедшая в страшную войну Гражданскую, войну неотвратимую для всех, в ходе которой быт, все довоенные отношения, практически весь мир, что мы увидим на картинах, перестал существовать. Ну а мир представим в виде ощущения. Так больше этого ощущения не стало. Только слабые дуновения в комнатах людей покинувших Россию и оставшихся, в ставших музеями дворянских усадьбах, в заросших садах, дворах, в старых письмах, фотографиях… Конечно же, в картинах, которые вы увидите на выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
В конце страницы вспомним главного редактора журнала «Столица и усадьба» Владимира Крымова.
С уважением Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
С 20 июня по 6 октября 2024 года Музей русского импрессионизма представит выставку «Журнал красивой жизни» о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 год и адресованном аристократической и светской публике. В состав экспозиции войдут произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала, что позволит посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений элиты начала XX века. Посетители увидят живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остроумовой-Лебедевой и других мастеров.
К выставке приурочен спецпроект на 3 этаже музея: здесь слово предоставляется художникам XXI века, готовым порассуждать о dolce vita наших дней.
Выставка «Журнал красивой жизни»
В программе журнала «Столица и усадьба» значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Эта жизнь представала перед читателями калейдоскопом балов, светских праздников и загородных имений. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние любимцы. Эти сюжеты органично уживались на страницах с обзорами вернисажей и рецензиями на выставки, обложку каждого из 90 номеров украшали цветные репродукции работ признанных мастеров прошлого и современных художников.
- Александр Средин. В зале. Начало XX века. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск
- Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
- Пётр Келин. Женский портрет. 1914. Пермская государственная художественная галерея
Кураторы выставки предлагают уделить внимание журналу, который обычно остаётся в тени художественных изданий «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», однако является ценным историческим источником. В экспозиции можно будет увидеть как работы известных мастеров – «общее достояние», по словам главного редактора журнала Владимира Крымова, так и произведения малоизвестных современному зрителю живописцев.
Разделы выставки отсылают к рубрикам журнала и погружают посетителей в атмосферу «Столицы и усадьбы». Ностальгия по укладу усадебной жизни на полотнах Станислава Жуковского, Константина Вроблевского и Сергея Виноградова встретится с лоском столичных будней в работах Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина. Посетители оценят и театральные сюжеты начала ХХ века в эскизах декораций и костюмов от ведущих художников эпохи: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Льва Бакста. В оформлении выставки использованы фрагменты статей, яркие заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала.
- Иван Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. 1900-1910. Собрание Романа Бабичева, Москва
- Валентин Серов. Портрет княгини О. К. Орловой. 1910–1911. Государственный Русский музей
В экспозиции будет представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний — проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций от Калининграда до Томска. Участие в проекте примут Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи и другие.
Незрячие и слабовидящие посетители познакомятся с выставкой на экскурсиях с тифлокомментариями и с помощью четырёх тактильных станций, созданных при участии партнера инклюзивной программы музея — Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Объёмные макеты картин будут сопровождаться ароматами по мотивам произведений от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании проекта тактильные станции станут частью постоянных экспозиций музеев Астрахани, Архангельска, Владимира и Санкт-Петербурга.
- Константин Вещилов. На Капри. 1912. Самарский областной художественный музей
- Александр Маковский. Пасхальный стол. 1916. Тверская областная картинная галерея
- Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Спецпроект на 3-м этаже музея приглашает поразмышлять, какие формы в современном искусстве принимает тема «красивой жизни». Модные образы и светские ритуалы, шик и блеск повседневности, а также ирония и улыбка в сторону гламура и глянца нашли отражение в работах Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ольги Тобрелутс и Владислава Мамышева-Монро, Кирилла Кто и Миши Никатина. Посетители увидят произведения из фонда Ruarts, галерей Anna Nova, «Триумф» и ведущих частных собраний. Обсудить разные взгляды на «красивое» посетители смогут на медиациях.
Собранные в каталоге статьи кураторов Ольги Юркиной и Юлии Петровой, театрального критика и журналиста Сергея Николаевича и искусствоведа Олега Антонова помогут больше узнать о «журнале красивой жизни»: его истории и героях, главном редакторе Владимире Крымове и роли искусства на страницах издания. Также в издание войдет большое количество архивных фотографий.
- Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910-х – 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
- Константин Коровин. Севастопольский базар. 1915. Томский областной художественный музей
- Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, Москва
Проект будет сопровождаться обширной просветительской программой, включающей события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия.
Кураторы:
Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма.
Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 19.04.2024
Дополнение:
Владимир Пименович Крымов
Л и ч н о с т ь ю он, пожалуй, был заурядной, но человеком необычайным. …
Voilà le personnage, как сказали бы французы. Человек он был скорее неприятный, но во всех отношениях необычный.
…деньги являлись для него высшей ценностью. Ни о какой вере или религиозности, конечно, не могло быть и речи. Было даже наоборот, верующих людей он открыто презирал.
Человек он был малоинтересный, предельно ограниченный «практическим разумом», предельно сосредоточившим его на «делании денег», и поэтому сведший «чистый разум» к предельному минимуму. О каких-либо не только «возвышенных» чувствах, но даже простых человеческих – бескорыстной дружбе и любви – не могло быть и речи.
Кирилл Дмитриевич Померанцев
Интересно как будет представлен главный редактор журнала «Столица и усадьба» Владимир Пименович Крымов (1878—1968), человек настолько яркий, захватывающий, противоречивый, что он стал прототипом Парамона Ильича Корзухина в пьесе Михаила Булгакова «Бег», в киноверсии которой Корзухина сыграл Евгений Евстигнеев («Бег», Мосфильм, режиссёры Алов и Наумова, 1970). Для увеличения просмотров/читателей в своём журнале Крымов помещал довольно смелые изображения, например, вспомните А. Бутэ «Женщина с вишнями», рассуждая рядом о технологии их изготовления — это был ловкий коммерческий ход.
С особым вниманием отнёсся М. А. (Прим. ред. — Михаил Афанасьевич Булгаков) к моему устному портрету Владимира Пименовича Крымова, петербургского литератора. Он чем-то заинтересовал творческую лабораторию писателя и вылился позже в окарикатуренный образ Парамона Ильича Корзухина. В. П. Крымов был редактором и соиздателем петербургского журнала «Столица и усадьба» и автором неплохой книги «Богомолы в коробочке», где рассказывал свои впечатления о кругосветном путешествии. Происходил он из сибирских старообрядцев. Из России уехал, как только запахло революцией, «когда рябчик в ресторане стал стоить вместо сорока копеек – шестьдесят, что свидетельствовало о том, что в стране неблагополучно», — его собственные слова. Будучи богатым человеком, почти в каждом европейском государстве приобретал недвижимую собственность, вплоть до Гонолулу… Сцена в Париже у Корзухина написана под влиянием моего рассказа о том, как я села играть в девятку с Владимиром Пименовичем и его компанией (в первый раз в жизни!) и всех обыграла.
Л. Е. Белозерская-Булгакова. Воспоминания. М., 1990. С. 176.
Ко всему этому следует прибавить издававшийся четыре года «журнал красивой жизни» – «Столица и усадьба». Для Крымова он не был «вещью в себе», но лишь средством проникнуть в великосветские круги, вплоть до членов императорской фамилии. Журнал издавался богато, с отличными фотографиями, и естественно, что все, кто имел большие родовые имения, стремился попасть на его страницы. Через него В.П. познакомился с великим князем Андреем Владимировичем и его супругой М.Ф. Кшесинской, через которых и получил заказ на автомобили. И маленькая деталь: время было военное, но в журнале о войне не упоминалось – для чего напоминать о неприятных вещах? Зато были во всю страницу фотографии великих княжон, в госпиталях ухаживавших за ранеными. Все это способствовало немалому успеху журнала и отвечало целям его создателя.
Родившийся в бедной староверческой семье (он до школьного возраста жил в безоконной каморке, освещавшейся керосиновой коптилкой, из-за чего его крайняя близорукость под старость перешла в полную слепоту), он почти миллионером в 17-м году выехал из России в Соединённые Штаты, оттуда в Германию, а в 33-м, с приходом Гитлера, уже большим миллионером переехал во Францию, где скончался почти 90-летним стариком в роскошной собственной вилле на берегу Сены, в фешенебельном предместье Парижа – Шату.
К.Д. Померанцев. Вечера в Шату: Памяти Владимира Пименовича Крымова // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968
Владимир Крымов отлично разбирался в коммерции и чувствовал обстановку как в стране, так и в мире. Поэтому его проект «Журнал красивой жизни» оказался своевременным и успешным. Параллельно с выпуском журнала Владимир Пименович занимался коммерческой деятельностью, а в годы Первой мировой войны, в том числе поставками американских автомобилей «Packard» («Паккард») для русской армии. Хотелось написать, что на этих «Паккардах» позже ездил вождь мирового пролетариата, но для него судьба выбрала «Rolls-Royce Silver Ghost ‘1914».
Для увеличения просмотров/читателей в своём журнале Крымов помещал довольно смелые художественный изображения, например, вспомните А. Бутэ «Женщина с вишнями», рассуждая рядом о технологии их изготовления — это был ловкий коммерческий ход. Конечно, в журнале можно увидеть котиков и большое количество разнообразной рекламы (автомобили, шины, отдых и путешествия, мода, косметические процедуры и т.д. и т.п.) дополняет все номера журналов.
Естественно журнал в изобилии показывает особняки и усадебные дома с их интерьерами. Это уже повод для отдельной выставки в музее Архитектуры. В каком журнале ещё есть подобная подборка изображений? Может быть где-то ест. Была такая выставка или они опоздали?
Первая же революция, приведшая к власти Временное правительство дало толчок свернуть дела в России, переведя капитал за границу, издание журнала прекратить, а самому отправить в кругосветное путешествие с женой, собирая материал для своих новых книг, ставших в большей или в меньшей степени известными. После 1925 года Крымов приобрёл под Парижем виллу знаменитого и несчастного актёра немого кино Макса Линдера.
Но это был человек с необычной, хочется даже сказать «гениальной» биографией: родившись в бедной семье и едва лишь кончив образование, он ракетой устремился к мамоне, поставив её не средством, а целью, которая всосала в себя все остальные интересы и чувства.
Кирилл Дмитриевич Померанцев
Упомянем, что в редакции несколько последних лет состоял Николай Осипович Лернер (1877-1934), тот самый знаток и автор нескольких книг о А.С. Пушкине и В.Г. Белинском, лично знавший огромное количество литераторов, который привёл их к сотрудничеству со «Столица и усадьба» и сделал журнал более литературным, что положительно сказалось на привлечении новых читателей.
То есть получается, что коммерческий проект Крымова, рассчитанный, зная его характер, только на прибыль, оказался успешным как для учредителя и как для читателей журнала, так и для нас, сегодняшних посетителей старых страниц и картин авторов, кого жизнь сначала развела по разные стороны в Гражданскую войну, а потом раскидала по миру. Ну а кто-то из них, как Исаак Бродский, принял перемены и стал успешен дома. Важно, что удалось соединить в одной выставке давно разрозненные творческие миры.
С уважением Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
19 июня 2024 г.
Открылась выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма. Впечатление от выставки очень приятное. Интересно, как легко она смотрится. Очень удачное деление зала на архитектурные тематические сектора.
Также отметим хороший шрифт надписей. Это не важно? Не согласимся. Это очень важно для полного понимания идей куратора.
Так что рекомендуем обязательно посетить выставку «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма. Обязателен к просмотру минус первый этаж с отличной выставкой. Для тех кто не сможет приехать на выставку — несколько фотографий ниже.
Но подниматься на третий этаж не обязательно.
- Николай Беккер. Портрет Маргариты Павловны Гинсбург. 1915. Государственный Эрмитаж
- Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912-1915. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
- Федот Сычков. Портрет балерины Евгении Васильевны Лопуховой. 1915. Русский центр искусств, Калининград
- Иван Горюшкин-Сорокопудов. Девушка в вологодском костюме. 1910-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств
- Николай Богданов-Бельской. Портрет Марии Константиновны Кудашевой. 1903. Государственный Эрмитаж
- Георгий Якулов. Фантазия. 1910-е. Самарский областной художественный музей
- Анастасия Уханова. Хозяюшка. 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
- Иван Горюшкин-Сорокопудов. Современная музыка. 1906. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
- Елизавета Уводская. Натюрморт. 1917. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
- Виктор Штембер. Портрет Дарьи Евгеньевны Гревениц. 1912. Государственный Эрмитаж
- Николай Богданов-Бельский. Портрет Людмилы Павловны Бараш-Месаксуди. 1916 Тверская областная картинная галерея
- Александр Средин. В жёлтой гостиной (гостиная в имении Петровское под Москвой). 1900-1910-е (?). Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
- Николай Харитонов. Мать и дитя. 1916. Частное собрание, Москва
- Иван Куликов. В русском наряде. 1916. Муромский историко-художественный музей
- Екатерина Гольдингер. Солнечный луч. 1911. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
- Виктор Штембер. Сидящая обнажённая. 1910-е. Собрание Степана Степанова, Москва
- Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
- Александр Маковский. Портрет академика Якова Дмитриевича Андреева. 1915. Частное собрание, Москва
- Александр Средин. В зале. Начало XX века. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск
- Максим Мартынов. Портрет её императорского высочества великой княгини Виктории Фёдоровны. 1915-1916. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
- Алесандр Маковский. Купчихи. Чаепитие. 1916. Частное собрание, Москва
- Елена Киселёва. Дачницы. 1915. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Щтильман. 1916. ГРМ
- Николай Сергеев-Коробов. Портрет незнакомки. 1910. Собрание Яны и Рустема Вахитовых, Москва
- Николай Беккер. В Крыму. 1917. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
- Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (На фоне стены). 1916. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Александр Моравов. Интерьер. Жена художника. 1913. Пермская государственная художественная галерея
- Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской, жены художника. 1916. Частное собрание, Москва
- Исаак Бродский. Портрет Нины Сергеевны Чернобаевой. 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
- Константин Вещилов. На Капри. 1912. Самарский областной художественный музей
- Исаак Бродский. Ледоход во Пскове. 1913. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
- Сергей Виноградов. Цветные пятна. 1916. Кинешемский художественно-исторический музей
- Константин Богаевский. Воспоминание о Монтенье. Эскиз. 1910. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910-х – 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва
- Василий Максимов. Всё в прошлом. Конец XIX-XX века. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
- Владимир Маковский. Разгромленная квартира. 1915. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
- Константин Горбатов. Старый Псков. 1915. Частное собрание, Москва
- Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
- Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. Д.С. Эрьзи, Саранск
- Константин Коровин. Севастопольский базар. 1915. Томский областной художественный музей
- Александр Средин. Интерьер усадьбы князей Юсуповых Архангельское под Москвой. 1900-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
- Вячеслав Бычков. У каруселей. 1916. Собрание галереи «Умная коллекция», Москва
- Исаак Бродский. Псков. Гостиный двор. 1913. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
- Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, Москва
- Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
- Борис Григорьев. В Парижском кафе. 1913. Частное собрание, Москва
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
20 июня — 6 октября 2024 г.
Купить билеты в Музей русского импрессионизма
_________________