Красноярская школа художественной керамики

Красноярская школа художественной керамики

in Новости музеев 836 views

Почти год проект «Территория керамики» демонстрирует коллекцию советской и современной российской керамики, давая возможность каждому проследить основные этапы ее развития, научиться отличать тиражную керамику от  авторской и архитектурной, сравнить особенности ведущих региональных и национальных школ, оценить мудрость и простоту народной керамики. Но, несмотря на всю свою полноту, она охватывает лишь западную, преимущественно европейскую часть территории СССР и постсоветской России. Так случилось, что в музейном собрании совершенно не представлено уникальное явление, ярко вспыхнувшее на российском керамическом небосводе в конце XX столетия. Речь о красноярской школе художественной керамики, центром которой была и остается кафедра «Художественная керамика» Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского. Завершающая выставка проекта знакомит с творчеством ведущих красноярских керамистов, дает возможность почувствовать характер, внутреннюю силу  и красоту керамики Сибири.

  • Духович С.Н. Композиции «Сбор урожая», 2015, «Маска», 2022, «Рыбак», 2016, «Семья», 2015
  • Юшкова Ю.Ю. «Автопортрет», 2000
  • Шинкаренко С.Э. Композиция «Королева». 2019

«В Сибирь по доброй воле»

Красноярская школа художественной керамики

Алесь Мигас, Иван Кротов, Ирина и Владимир Окрух, Светлана Гинтер, Елена Краснова, Юлия Юшкова, Светлана Шинкаренко, Светлана Духович

Основы школы были заложены еще в 1960-е годы, когда в города Зауралья устремились художники из европейской части страны со своим опытом и традициями. Сибирская керамика, хоть и с опозданием, но прошла тот же путь от обновления форм бытовой посуды до обретения  художниками самостийности, создания собственного художественного языка. В Красноярске с 1962 года работал только один керамист-профессионал – А.М. Ткачёв, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Знаковым же событием в керамической жизни края стало открытие в 1978 году Красноярского института искусств с кафедрой «Художественная керамика», которую на протяжении почти 30 лет возглавлял А.Я. Мигас, выпускник Белорусского театрально-художественного института.

  • Гинтер С.М. Пласт «Всадник», 1996
  • Гинтер С.М. Композиция «Мировой чай», 2012

Алесь Мигас – человек пассионарный, с чутким мировосприятием и нестандартно гибким мышлением, унаследовавший лучшие традиции народной керамики родной Белоруссии, керамистов Прибалтики и Ленинграда. Его по праву считают одним из основателей красноярской школы керамики, ее идейным фундаментом. Он перевернул представление сибиряков о прикладном искусстве, о керамике точно так же, как и сама Сибирь с ее первозданной природой, суровым климатом, нравами и укладом коренных жителей заставила его самого когда-то изменить отношение к жизни.

  • Краснова Е.А. Фрагмент композиции «Дочки-сыночки», 2023

Становлению школы во многом способствовала и временная изоляция региона от российских столиц в период социальных потрясений 1990-х годов, когда в поисках нового можно было полагаться только на себя. Керамисты Сибири  себе во благо вынуждены были стать на время интравертами, обратиться к истокам, архаике народов Хакасии, Тувы, Алтая, Бурятии, к их бесценной, веками шлифовавшейся способности лаконично, предельно точно и правдиво выражать себя, свои чаяния в природных материалах – камне, дереве, металле и, прежде всего, керамике. «Лепить надо не сосуд как таковой, не оболочку, а душу…скорлупу она себе найдет и вселится туда…Главное – это образ». Крылатыми, как народные пословицы, высказываниями Алесь Мигас воспитал не одно поколение красноярских керамистов. Выставка представляет произведения самого маэстро Алеся Мигаса и его коллег по цеху, когда-то студентов кафедры «Художественная керамика», а ныне широко известных в России и за рубежом Ивана Кротова, Ирины и Владимира Окрух, Светланы Гинтер, Елены Красновой, Юлии Юшковой, Светланы Шинкаренко, Светланы Духович.

  • Краснова Е.А. Композиция «Гаджеты–2», 2015
  • Мигас А.Я. Из серии «Степные фантомы», 2025. Юшкова Ю.Ю. «Духи Байкала», 2016 
  • Кротов И.Н. Композиции «Порядок вещей-2», 2002 и «Чайные замкИ», 2021
  • Краснова Е.А. Композиция «Ольхонская икебана», 2015
  • Шинкаренко С.Э. Композиция «Лось», 2020

На выставке представлены произведения последних двух десятилетий, в стилистике которых очевидно наследие керамических школ Прибалтики, Ленинграда и Москвы, искусно соединившихся с керамическими традициями Сибири. Художникам близки темы христианства («Гефсиманский сад» И. Кротова), повседневной жизни людей («Семья» С. Духович, «На море» Ю. Юшковой). Они затрагивают и острые социально-психологические проблемы современности («Дочки-сыночки» Е. Красновой). Одни для воплощения задуманного предпочитают чистые и ясные формы («Березы» С. Гинтер), легко экспериментируют с ними, создавая образные посудные ансамбли («ЗамкИ» И. Кротова). И. Окрух увлекает живописность глазурей («Восток-Запад»). Совместно с мужем В. Окрух, автором сложной техники работы с деревом, они создают художественные объекты на грани искусства и дизайна, органично сочетая два контрастных природных материала («ДикОБРАЗ 2», «Артефакт»). Творческие манеры красноярских мастеров самобытны и разнолики, но в каждой работе можно почувствовать первобытный дух культуры Сибири («Ангара и Енисей» С. Шинкаренко), ощутить трепетное и бережное отношение к глине как живой плоти. Ландшафтные керамические формы серии «Степные фантомы» А. Мигаса  по мотивам древних легенд и сказаний словно созданы не руками человека, а природными стихиями воды и ветра.

  • Окрух И.Г. и В.И. Композиция «Черное и белое», 2017 
  • Окрух И.Г. и В.И. Композиция «ДикОБРАЗ-2», 2017

Красноярская школа художественной керамики давно уже свершившийся факт. Она узнаваема и авторитетна. Красноярск является точкой притяжения художников из разных мест России и зарубежья. Но процесс развития школы далек от завершения. В красноярцах заложен большой потенциал. Фестивали, симпозиумы, мастер-классы, персональные и совместные выставки… Школа уже вышла за пределы Красноярского края и Сибирского федерального округа. Ее можно сравнить с пульсирующим сгустком энергии, ярким и мощным как солнце, выбрасывающим огненные протуберанцы во все стороны света. Художники-преподаватели кафедры сами в постоянном поиске нового, неизведанного, и именно эти качества они стремятся воспитать в своих учениках, которых в наши дни можно встретить в разных странах мира. Вариативность, комплексный подход, бесконечный поиск, стремление найти точки соприкосновения культурных кодов разных народов – в этом сила Красноярской школы керамики и залог ее процветания.

Ольга Пучнина
научный сотрудник отдела «Музей керамики»
ГМЗ «Останкино и Кусково»
куратор выставки

Фотографии: пресс-служба ГМЗ «Останкино и Кусково»

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник

«Останкино и Кусково»

Большая каменная оранжерея

Москва, улица Юности, дом 2

31 июля–7 сентября 2025 года

Купить билеты в Кусково

Территория керамики

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>