Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

in Новости музеев 3066 views

Третья­ковская га­лерея представляет моно­гра­фическую вы­ставку Бориса Михай­ловича Кустодиева (1878–1927) — одного из круп­ней­ших рус­ских жи­вописцев пер­вой чет­верти XX века. Проект познакомит с ключевыми произведениями мастера, которые характеризуют динамику его раз­вития и отражают его многогранное творчество.

Кустодиев Б.М. 1878-1927. Автопортрет. 1902-1904. Картон, графитный карандаш, синий карандаш, красный карандаш
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Автопортрет. 1902-1904. Картон, графитный карандаш, синий карандаш, красный карандаш
  • Кустодиев Б.М. 1878-1927. В ложе. 1909.Бумага на картоне, пастель, уголь
  • Кустодиев Б.М. 1878-1927. Сенокос. 1917. Холст, масло
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Гулянье. 1922. Холст, масло
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Гулянье. 1922. Холст, масло
  • Кустодиев Б.М. 1878-1927. Прогулка верхом. 1915. Холст, масло
  • Кустодиев Б.М. 1878-1927. Ярмарка. 1906. Бумага на картоне, темпера
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Московский трактир. 1916. ГТГ
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Московский трактир. 1916. ГТГ
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908. Холст, масло. 106,7x107,8. В раме: 130,2x130,1x10
Кустодиев Б.М. 1878-1927. Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908. Холст, масло. 106,7×107,8. В раме: 130,2×130,1×10

Экспозиция объединит около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Беларуси и частных собраний, включая его самые известные живописные полотна. Впервые практически в полном составе будут представлены эскизы к спектаклю «Блоха», которые стали одной из вершин театральной деятельности Кустодиева.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
10.04.2025

Кустодиев Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), «Мира искусства» (См. Мир искусства) (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905—07 сотрудничал в революционно сатирических журналах «Жупел» (рис. «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры». С 1906 К. выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы»); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие К. с практикой «Модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. К. разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, К. переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёра («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; «Гроза» Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых К. нашёл органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы К. участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923), работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

БСЭ

Третьяковская галерея

Москва. Лаврушинский пер. 10. Инженерный корпус

30 апреля — 28 сентября 2025 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

Обсуждение в Телеграм >>> 

Рекомендуем

Геноцид армян

Геноцид армян. 110 лет

В музее «Та­пан» при армян­ском хра­мовом комп­лексе Москвы 24 апреля состоя­лось от­крытие
Иконы советского периода

Иконы советского периода

Усадьба Измайлово представляет выставку «Иконы советского периода». Экспозиция знакомит более чем со
Столичная галерея художников

Столичная Галерея Художников

Сто­лич­ная Га­ле­рея Ху­дож­ни­ков — но­вое двух­этаж­ное арт-про­ст­ран­ство об­щей пло­щадью 700 квад­рат­ных мет­ров, рас­по­ло­жен­ное
Перейти К началу страницы