Третьяковская галерея представляет монографическую выставку Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) — одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века. Проект познакомит с ключевыми произведениями мастера, которые характеризуют динамику его развития и отражают его многогранное творчество.

- Кустодиев Б.М. 1878-1927. В ложе. 1909. Бумага на картоне, пастель, уголь
- Кустодиев Б.М. 1878-1927. Сенокос. 1917. Холст, масло

- Кустодиев Б.М. 1878-1927. Прогулка верхом. 1915. Холст, масло
- Кустодиев Б.М. 1878-1927. Ярмарка. 1906. Бумага на картоне, темпера


Экспозиция объединит около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Беларуси и частных собраний, включая его самые известные живописные полотна. Впервые практически в полном составе будут представлены эскизы к спектаклю «Блоха», которые стали одной из вершин театральной деятельности Кустодиева.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 10.04.2025
Кустодиев Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), «Мира искусства» (См. Мир искусства) (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905—07 сотрудничал в революционно сатирических журналах «Жупел» (рис. «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры». С 1906 К. выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы»); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие К. с практикой «Модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. К. разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А.И. Анисимова, 1915, Ф.И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, К. переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёра («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; «Гроза» Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых К. нашёл органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы К. участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923), работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
БСЭ
Фотоотчёт 29 апреля 2025 года

Выставки обычно начинают с портрета самого художника, чьи работы станут основой экспозиции. Но для выставки Кустодиева правильным было бы начать с экспозиции или портрета его жены, являвшейся его музой и ангелом-хранителем на протяжении всей его жизни. Кстати, именно это начало было бы уместным именно сегодня, когда страна готовится отметить 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Причиной это является жизнь Кустодиевой (Прошинской) Юлии Евстафьевны (1880-1942). 1942 год, блокада Ленинграда немцами, финнами, испанцами и т.п. европейцами. А в городе умирают от голода и бомбёжек люди. Этим мразям это мы не забудем. Юлия Евстафьевна умерла в блокаду. А где-нибудь в галерее Уфицци висит автопортрет её мужа, который посетители рассматривают покачивая головами и прикидывая его стоимость. А сами убили его жену, его музу.
Можно поставить под вопрос мнение, что без Юлии Борис Кустодиев не состоялся бы. Состоялся бы, наверняка. Но это был бы уже какой-то другой Кустодиев, может быть даже не такой любимый зрителями. Да и умер бы он скорее всего в 1916 года или где-то рядом, ведь тяжёлую болезнь — необратимый паралич нижней части тела, — Борису Михайловичу удалось пережить благодаря постоянному присутствию Юли. Ну а мы не увидели бы многих картин, которых бы он просто не смог бы написать, ведь решение о спасении рук художника было принято ей. Смотрите даты написания работ — всё, что позже 1916 года написано инвалидом-колясочником, обладавшим волей к жизни и невероятным творческим порывом, который в нём поддерживала его жена Юлия Евстафьевна Кустодиева.

- Кустодиев Б.М. Портрет Ю.Е. Прошинской. Картон, уголь, сангина, мел. ГРМ. Изображена Юлия Евстафьевна Прошинская (1880-1942) — будущая жена художника
- Кустодиев Б.М. Портрет З.Е. Прошинской. 1901. Бумага коричневая, уголь, сангина. ГРМ. Изображена Зоя Евстафьевна Прошинская (в замужестве Розе; 1881-1916) — сестра жены художника

Картины «На террасе» и «Русская Венера» написаны с двух сторон одного холста в 1906-м и в 1925-1926 годах. На обеих картинах изображена дочь художника Ирина (на картине 1906 года няня Дарья собирается посадить её на стул). в 1984 году картины были серьёзно повреждены и возвращены к жизни усилием художника-реставратора Павла Ивановича Баранова (1928-2015), который также сделал специальную раму для экспонирования полотна с обеих сторон.
- Кустодиев Б.М. На террасе. 1906. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Изображены художник с женой (Юлия, в девичестве Прошинская, 1880—1942), его старшая сестра Александра (1871-1942) с мужем В.А. Кастальским (1866-1942), дети Кустодиева Кирилл (1903-1971) и Ирина (1905-1981) с няней Дарьей в усадьбе Терем
- Кустодиев Б.М. Русская Венера. 1925-1926. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
- Кустодиев Б.М. Портрет Ирины Кустодиевой. 1906. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
- Кустодиев Б.М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (Девочка и собака). 1907. Холст, масло. Самарский областной художественный музей
- Кустодиев Б.М. У окна. Портрет Ирины Борисовны Кустодиевой. 1910. Картон тонкий, гуашь. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

- Кустодиев Б.М. Девочка с цветами. 1917. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. Изображена дочь художника Ирина Борисовна Кустодиева (1905-1981)
- Кустодиев Б.М. Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника. 1917. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
- Кустодиев Б.М. Утро. 1904. Холст, масло. ГРМ. Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева (1880-1942), жена художника с сыном Кириллом (1903-1971)
- Кустодиев Б.М. Японская кукла. 1908. Картон, темпера, гуашь, пастель, графитный карандаш. ГТГ. Изображена Ирина (1905-1981), дочь художника, сидящая на подоконнике в мастерской в усадьбе Терем

- Кустодиев Б.М. Портрет К.Б. Кустодиева. 1922. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
- Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем. 1918. Холст, масло. ГРМ. Моделью для картины послужила Галина Владимировна Адеркас-Богуславская (1899-1940) — певица (меццо-сопрано). Служила в Московском театре камерной оперы, работала в музыкальной редакции Всесоюзного радиоконцерта, во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении


- Кустодиев Б.М. Купальщица. 1922. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Красавица. 1915. Холст, масло. ГТГ. Моделью для картины послужила актриса МХТ Ф.В. Шевченко (1893-1971)




- Кустодиев Б.М. Купец. 1923. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
- Кустодиев Б.М. Купец. 1925-1926. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

- Кустодиев Б.М. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве. 1917. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Ярмарка в Кинешме. 1917. Холст, масло. Частное собрание
- Кустодиев Б.М. Ёлочный торг. 1918. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
- Кустодиев Б.М. Троицын день. 1920. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
- Кустодиев Б.М. Купчиха. 1915. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет М.Н. Плотниковой. 1910. Холст, масло. Ярославский художественный музей
- Кустодиев Б.М. Портрет М.В. Петцольд (жены Ф.М. Шаляпина). 1919. Холст, масло. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
- Кустодиев Б.М. Ярмарка в Кинешме. 1906. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Цветы на балконе на фоне гор. 1912. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
- Кустодиев Б.М. Портрет Ф.А. Шаляпина. 1920-1921. Этюд для «Портрета Ф.И. Шаляпина» (1921, ГРМ). Бумага, акварель, гуашь, уголь. ГТГ


- Кустодиев Б.М. Балаганы. 1917. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Масленица. 1919. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

- Кустодиев Б.М. Крестный ход. 1915. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
- Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1906. Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. ГТГ

- Кустодиев Б.М. Масленица. 1919. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

- Кустодиев Б.М. Гуляние купцов на берегу Волги. 1917-1918. Холст, масло. Частное собрание, Москва
- Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1908. Бумага, гуашь. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Голубой домик. 1920. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
- Кустодиев Б.М. Танцовщица в кабаре. 1904. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Цветы. 1924. Холст на фанере, масло. Калужский музей изобразительных искусств
- Кустодиев Б.М. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет А.Д. Романовой. 1908. Холст, темпера, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет брата, М.М. Кустодиева. 1905. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург. Изображён Михаил Михайлович Кустодиев (1880-1942) — инженер, изобретатель, лётчик, младший брат художника. Прошёл полный курс обучения в Астраханском духовном училище. Занимался рисованием у П.А. Власова
- Кустодиев Б.М. Портрет Л.И. Шеталовой. 1920. Бумага, графитный карандаш, акварель. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Портрет А.В. Щусева. 1917. Холст, масло. ГТГ

- Кустодиев Б.М. Прогулка верхом. 1915. Холст, масло. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Цветущая глициния. 1912. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Сенокос. 1917. Холст, масло. ГТГ

- Кустодиев Б.М. В театре (В ложе). 1909. Бумага на картоне, пастель. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Московский трактир. 1916. Холст, масло. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Репетиция балета. 1910. Холст, масло. ГТГ


- Кустодиев Б.М. Портрет Н.А. Кузнецовой (?-1920). 1919. Бумага розовая на картоне, сангина, белила, растушёвка. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет неизвестного с папиросой. Вторая половина 1900-х. Картон, соус, сангина, фиксатив. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Портрет К.Н. Семёновой (Скаловой). 1920. Бумага, цветной карандаш. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. Изображена Ксения Николаевна Семёнова (в первом браке Сидорова, во втором — Скалова; 1898-1982) — дочи ревизора Самарского удельного округа Н.А. Семёнова, младшая сестра Н.Н. Семёнова (1896-1986), лауреата Нобелевской премии по химии (1956).
- Кустодиев Б.М. Портрет Д.С. Стеллецкого за работой. 1900.Бумага, графитный карандаш, сангина. ГРМ. Изображён Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947) — скульптор, график, художник театра, член объединения «Мир искусства». Друг и соученик Б.М. Кустодиева по Императорской Академии художеств (1896-1903), его наставник в скульптуре, автор скульптурного бюста Кустодиева.
- Кустодиев Б.М. Портрет художника В.В. Воинова. 1921. Бумага, графитный карандаш. ГРМ. Изображён Всеволод Владимирович Воинов (1880-1945) — художник-график, искусствовед, автор первой монографии о Б.М. Кустодиеве.
- Кустодиев Б.М. Портрет М.И. Ершовой (в замужестве Тарлецкой). 1912. Бумага, графитный карандаш, уголь, акварель, белила. Частное собрание, Москва. Изображена Мария Ивановна Тарлецкая (Урождённая Ершова; 1893-1915) — дочь оперного певца Императорского Мариинского театра И.В. Ершова, близкого знакомого Кустодиева.

- Кустодиев Б.М. Император Николай II с цесаревичем Алексеем. 1905. Эскиз картины «Церковный парад Лейб-гвардии Финляндского полка» (1906, Государственный Эрмитаж). Бумага, гуашь, графитный карандаш. ГТГ
- Кустодиев Б.М. Император Николай II с цесаревичем Алексеем. 1905. Этюд. Картон, гуашь, темпера. ГТГ





Только не думайте, что это портрет с айфоном или андроидом в руке. У Исидора Самойловича (а при рождении мальчика звали Сруль Шлёмович) в руке портсигар, так как любил подымить пока придумывал разные варианты добывания средств к существованию. Не будучи приверженцем никакого труда кроме искусства, не подружившись с рисованием, нашёлся-таки талант: он стал мастерски делать копии со скульптуры. И это был именно талант. Правда это произошло тогда, когда оказалось, что его собственные поделки пользуются меньшим спросом. Занимаясь копированием (а тут многие моменты жизни покрыты мраком), он дожил до революции, где, казалось бы, места ему сразу не подыскать. Однако, организованный Наркомпрос стал спасителем на долгие времена. Исидор Самойлович сообразил, что советское образование, возникшее не на основе старого, а после полной ликвидации прежнего полностью, может нуждаться в копиях работ великих авторов. Пришлось потратить время на чёткое определение того, кто из древних мастеров всё же не противоречит советским установкам. Таких набралось на удивление много. Собрав и возглавив группу единомышленников, Исидор Самойлович устроил производство репродукций классических скульптурных работ, которые выставкой — партией в несколько сот штук, начал продавать в РСФСР и СССР, активно способствуя народному образованию. На картине Кустодиева он в богатой шубе после крутых революционных событий, что говорит о том, что он нашёл своё место и кусок масла между хлебом и икрой. В начале тридцатых, кода было объединение разных мелких объединений работников искусства в более крупные, в более советизированный и бюрократизированные, он, не будучи объявленным формалистом и т.п. не смог сохранить производство за собой, но стал заниматься наглядной агитацией. И дожил до полёта первого космонавта. Это очень современный даже нашему времени человек.

Женские портреты обычно зрители пропускают, понимая, что это мощно-сильно-круто, но интереса большого нет. Вот ещё такое портрет. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. А теперь о ней пару слов. Для своего времени сверх продвинутая и отчаянная женщина, поражавшая всех и вся своей жизнью. Училась в Мухинке, тогда ещё училище Штиглица у Матэ, а потом в ВХУ при Академии художеств у того же Матэ, а также Репина и Савицкого. Репина представлять не надо, а Савицкий именно тот, что нарисовал мишек в картину своего приятеля Шишкина, которая стала известной обёрткой конфеток. Так и в училище Анна Петровна не просто рисовала, а стала художником по гравированию (как и Матэ), что было просто редкостью.
Оканчивала учёбу, совмещая её с зарубежными путешествиями, где также училась). Она убеждённая Мирискуссница. Ну и выставлялась у Добычиной, о которой уже писали. Ну и штрих характера: вышла замуж за своего двоюродного брата химика Лебедева (Сергея? тут не помню), которого отбила у жены, забив на все нормы морали и вызвав восторг у молодёжи. А портреты этого учёного висели во всех советских химических школьных классах в ряду таких же головастиков. И к тому же он брат знаменитого художника Лебедева, который прославился иллюстрациями книг Маршака и т.д., на который выросли советские поколения детей, а сегодня он снова в моде. Кстати, она осталась в блокадном Ленинграде (где от голода умерла жена Кустодиева), и работала.

Кустодиев Б.М. Беби (Ия Кустодиева). 1908-1909. Гипс тонированный. ГТГ

На портрете в порядке слева направо изображены: Игорь Грабарь, Николай Рерих, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Иван Билибин, Анна Остроумова-Лебедева, Александр Бенуа, Георгий Нарбут, Кузьма Петров-Водкин, Николай Милиоти, Константин Сомов, Мстислав Добужинский.

- Кустодиев Б.М. Портрет И.Э. Грабаря. 1916. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет Г.И. Нарбута. 1914. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет художника И.Я. Билибина (1876-1942). 1901. Холст, масло. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет И.Я. Билибина (1876-1942). 1914. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет Е.Е. Лансере (1875-1946). 1913. Картон, темпера. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет К.А. Сомова. 1914. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет Н.К. Рериха (1874-1947). 1913. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет М.В. Добужинского (1875-1957). 1913. Картон, пастель. ГРМ
- Кустодиев Б.М. Портрет М.В. Добужинского за столом. 1913. Холст на картоне, масло. ГРМ

Кустодиев Б.М. Портрет Л.С. Бакста. 1910. Этюд для первого варианта «Группового портрета художников общества Мир искусства» (1910-1920, не осуществлён). Бумага, темпера. ГТГ
Изображён Лев Самойлович Бакст (настоящая фамилия Розенберг; 1866-1924) — живописец, график, художник театра. Член-соучредитель художественного объединения «Мир искусства» в первый период его существования (1899-1904). С 1909 года жил в Париже и редко приезжал в Санкт-Петербург, потому на окончательном эскизе «Группового портрета художников общества Мир Искусства» (1920, ГТГ) не изображён.
На выставке хотелось бы увидеть, но не нашли:

История отношения Кустодиева и «Мира искусства» довольно длинная, можно сказать, закрученная, и требует отдельного места.
Но вот что интересно, символизм «Мира искусства» у Кустодиева проявлялся в периоды серьёзных исторических событий. Так было и в 1917 году, когда события в Петербурге были видны в окно и известны из газет.
И вот огромный Большевик шагает с гигантским красным флагом через город к церкви, сопровождаемый плотной волной стихии из рабочих и солдат: Великая революция и Великан-большевик, прожигающий взглядом, спрятавшихся на крыше церкви попа и дьякона. Правда, этих двоих он в итоге не изобразил, но нагоняющая страх фигура и так запоминается с первого раза.
А знаете о чём говорит наличие флага или лозунга? Это всегда о подготовке, в данном случае поддержанной массами.
Мощная картина!

Народ в непривычной одежде, радостная демонстрация, лозунги поддержки и т.п. Кустодиева на машине покатали по Питеру в праздник. Долгое сидение дома с короткими вылазками на улицу, вызванное болезнью и, как не удивительно, работой, позволило просто-таки окунуться с море новых красок, звуков, эмоций. Борис Михайлович был потрясён увиденным и решил это обязательно зафиксировать. Всегда нужно помнить талант Кустодиева: отличная визуальная память. Поэтому можно быть уверенным, что то, что изображено, то на самом деле он и увидел. Вплоть до двух солдат в русских пилотках и лозунг «Союз пищевиков». Почему сразу не кинулся рисовать? По всей видимости, занимался доводкой «Большевика».

Капица и Семёнов. Пётр Леонидович Капица (1894-1984) и Николай Николаевич Семёнов (1896-1986). Картина работы Кустодиева, который уже мэтр. А они два пацана, но с амбициями, упорством и знаниями. Говорят, что обещали стать Нобелевским лауреатами, если их нарисуют, ведь Кустодиев изображал только известных лиц. Это байка. Кустодиев рисовал всех подряд. К тому же он сделал портрет К.Н. Семёновой, сестры Н.Н. Семёнова в это же самое время. Этот графический портрет показан выше.
Но, что не байка, так это то, что две физиономии будущих лауреатов, — а Семёнов удостоился Нобелевской раньше Капицы, — понравились Борису Михайловичу (а может не было натуры в это время под руками), поэтому он Семёнова изобразил в самой центре полотна, а Капицу три раза в разных местах картины «Праздник в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года», выше её вспоминали.

Кустодиев Б.М. Праздник в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. 1921. Холст, масло. 133 х 268. Ж-6148. ГРМ (Фрагмент)

В карнавальный костюмах, сшитых мамой Юлией Евстафьевной Кустодиевой изображены Кустодиева Ирина Борисовна (1905—1981) и Кустодиев Кирилл Борисович (1903—1971) — дети Бориса Михайловича Кустодиева.
Алексей Сидельников Главный редактор
Третьяковская галерея
Москва. Лаврушинский пер. 10. Инженерный корпус
30 апреля — 28 сентября 2025 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________