На торги Московского аукционного дома 16 марта будет выставлено более 140 произведений лучших русских художников: Марк Шагал, Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Илья Репин, Николай Рерих, Владимир Немухин и Эрнст Неизвестный, Игорь Вулох и Зинаида Серебрякова. Представленное собрание — одно из крупнейших на рынке в ультра дорогом сегменте — рынок оценивает в 1,5 миллиарда рублей.
Полутораметровое «сухопутное» полотно Айвазовского, раннее произведение Петрова-Водкина и утерянный масляный шедевр Васнецова выставят на торги.
Бесспорным топ-лотом торгов стал «Пейзаж с волами» Ивана Айвазовского 1867 года. Айвазовский специализировался преимущественно на морских сюжетах и батальных сценах, поэтому таких сюжетов у него очень мало — в основном, они находятся в собраниях ведущих музеев мира и в частных коллекциях.

«Лучше всего Айвазовский писал море и свет, а к сухопутной теме обратился в 1860-х годах, отчасти потому, что критики винили его в однообразности. В работе «Пейзаж с волами» художник не изменяет себе — блики лучей солнца, деревенский закат, розовеющий вдали выдают руку мастера, умевшего тончайше передать игру света на масляном холсте. Работа, впечатляющая своим сюжетом и размером в 1,5 метра, будет представлена на торгах с эстимейтом 100 млн рублей. Появление сухопутного произведения Айвазовского на открытых торгах — большая редкость», — отмечает Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусств и сооснователь Московского аукционного дома.

Также ажиотаж среди игроков ожидается к холсту «Христос в терновом венце» кисти Кузьмы Петрова-Водкина. Он считается одним из самых дорогих и концептуально полных российских авторов. В работах Петрова-Водкина сочетаются символизм и реализм, при этом изображение героев его картин стилистически отсылает к иконописи, а цветовая палитра — к авангарду. Например, в 2019 году работа «Натюрморт с сиренью» 1928 года была продана за 9 миллионов фунтов стерлингов. Это произведение стало самой дорогой картиной из всех проданных на русских торгах Christie’s за последние 50 лет.
Датированный 1900-ми годами, масляный шедевр «Христос в терновом венце» представляет собой не только блестящую работу раннего творческого периода глубоко религиозного художника. Эта картина — первая за последние пять лет работа Петрова-Водкина, выставленная на открытые торги на российском арт-рынке. Эстимейт произведения оценивается в 40 млн рублей.
«Редкое полотно представляет собой один из ранних и самых необычных трудов художника. Период, когда Кузьма Петров-Водкин создал «Христоса в терновом венце», был охарактеризован его творческими поисками за рубежом, в Италии, Северной Африке, Франции… Именно тогда формировался художественный язык мастера, который позже подарит нам «Купание красного коня» и другие монументальные шедевры», — отмечает Сергей Подстаницкий.

Ещё один лот, на который, по мнению эксперта, гарантированно начнется охота — заново найденный шедевр Виктора Васнецова «Богомольцы», написанный мастером ориентировочно в 1870-х годах. Работа была куплена на аукционе Sotheby’s в 2003 году за $50 тыс. — она не была подписана, но предприимчивый владелец сразу оценил профессионализм и твердую руку автора, а затем отнес покупку на экспертизу в Государственный Русский музей. Эксперты смогли сузить круг «подозреваемых» в создании шедевра и атрибутировать авторство технологическим и стилистическим признакам полотна, и теперь его эстимейт оценивается в 150 миллиона рублей.
«Доподлинно неизвестно, какой путь произведение прошло перед тем, как оказаться на Sotheby’s в 2003 году — возможно, эта история навсегда останется загадкой. Но за то, что неидентифицированный, музейной значимости Виктор Васнецов в конечном счете попал на территорию России можно лишь благодарить судьбу», — комментирует Сергей Подстаницкий.
Примечательно, что первые большие торги Московского аукционного дома в 2025 году полнятся не только редчайшими масляными шедеврами, но и не менее инвестиционно привлекательной графикой именитых мастеров — в том числе, Константина Коровина, Бориса Кустодиева и Александра Бенуа. Все они в своей художественной практике были и театральными художниками, создавая невероятной красоты эскизы к костюмам и декорациям.
Константин Коровин
В частности, Московскому Аукционному дому удалось обеспечить каталог грядущих торгов пятью костюмными эскизами Константина Коровина — к балету «Конек-Горбунок, или Царь-девица» Цезаря Пуни и опере «Князь Игорь» Александра Бородина. Страсть к искусству театральных декораций и костюмов Коровин пронес сквозь всю свою жизнь, создавая проекты для Большого и Мариинского театров, а также Ла Скала в Милане. Эстимейт каждого листа начинается от 700 тысяч рублей.
«Художник самостоятельно создавал костюмы и декорации еще в 1884 году и считал работу над декорациями «таким же чистым искусством, как живопись». Эскизы Коровина имеют важное художественное значение как в контексте истории русского театра, так и в истории русского искусства вообще, — комментирует Сергей Подстаницкий.
Каталог будущих торгов Московского Аукционного дома полнится и другими шедеврами, привлекательными не только визуально или инвестиционно, но и таящими в себе богатую историю. Например, пейзаж Николая Рериха «Монголия. Камни и юрты», вероятно, был создан во время Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928. Хотя во время путешествий Рерих в основном работал на бумаге, во время длительных остановок он мог позволить себе сесть за холст — таких работ немного, но представленный на аукционе пейзаж из их числа.
Не нуждающийся в представлении Илья Репин также присутствует в каталоге русского искусства. На торги выставлена графика «Ширяев буерак на Волге» 1870 года, выполненная карандашом на небольшого размера листе бумаги, 28х37 см. Эта работа — один из этюдов к масштабному полотну «Бурлаки на Волге», которое хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Репин работал над картиной в период с 1870 по 1873 год. Лето 1870 он как раз провёл в Ширяеве, где в то же время создал аналогичные по сюжету рисунки «Ширяев буерак на Волге» (Третьяковская галерея) и «Ширяев буерак на Волге. Мазарки» (Национальный музей Стокгольма).
Марк Шагал
Редчайшая литография Марка Шагала «Моисей со скрижалями» представляет собой религиозный интерес художника, который для многих не очевиден. Произведение 1956 года изображает Моисея, получающего скрижали завета на священной горе Синай. Лот входит в серию «Библейская», и лишь четыре работы из этого цикла Шагал посвящает Моисею. На торгах 16 марта у игроков будет шанс побороться и за другую библейскую работу Шагала — «Ангел в раю» (1956), а также литографии «Автопортрет с кистями» (1963) и «Предложение» (1960). Эстимейт — 300 тысяч рублей.

А уже упомянутый Борис Кустодиев представлен на торгах не только театральными эскизами. Классические масляные работы — «На прогулке» (1906) и «Улица в старой Руссе» (1922) — обладают характерными для кисти Кустодиева красочной палитрой, широким мазком и импрессионистскими чертами. Художник редко встречается на рынке, так как большинство его работ находится в собраниях ведущих музеев, в том числе в ГМИИ им. Пушкина и Третьяковской галерее, и активно участвуют в выставках. В частности, «Улица в старой Руссе» была показана публике на посмертной выставке Кустодиева в 1928 году, в Ленинграде.

Торги Московского Аукционного дома пройдут 16 марта в 17:00 в онлайн-формате, а также очно — по адресу Большой Овчинниковский переулок, 22с3.
Пресс-служба Аукционного холдинга 5.03.2025
Об аукционном холдинге
Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга также входят Петербуржский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат.
Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства. Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей, которыми выступили Александр Попов, Сергей Подстаницкий и Фёдор Светлаков.
- Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова, которая занимает 60% рынка экспертной оценки предметов искусств.
- Сергей Подстаницкий — известный искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
- Фёдор Светлаков — историк, занимавший пост хранителя второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры, хранящегося в Эрмитаже, а также автор Первого каталога картинной галереи Эрмитажа.
Особняк Ф.С. Коробова
Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22, стр. 3
Торги пройдут в 16 марта 2025 года
__________________