Два карандашных портрета Эмилии Праховой, выполненные Михаилом Врубелем в конце XIX века, будут представлены в числе топ-лотов Московского аукционного дома на торгах 6 октября. Работы Врубеля всегда востребованы у коллекционеров и музеев, но при этом они крайне редки на мировом и отечественном рынке. Портреты Праховой — это первые работы художника, вошедшие в свободный оборот после внушительного перерыва, который длился с 2011 года. Эстимейт составил 3,4 миллиона рублей.
Полное собрание торгов эксперты оценили в 700 миллионов рублей.
Произведения Михаила Врубеля впервые за десятилетие вышли на арт-рынок. Два портрета Эмилии Праховой, послужившей прообразом для «Царевны-Лебедь», представят на аукционе в Московском аукционном доме.
Помимо Врубеля вниманию коллекционеров представят живописные шедевры Ивана Айвазовского — контрастные по своему сюжетному настроению «Ночной залив. Крым. Вид на Аю-Даг» и «Буря». Также в каталог предстоящих торгов вошли работы Исаака Левитана и Алексея Саврасова, иллюстрирующие район Лосиного острова и Сокольников в Москве.
Чувства Врубеля
Как отмечают эксперты Московского аукционного дома, представленные на торгах портреты Эмилии Праховой обладают высокой инвестиционной привлекательностью ввиду редкого появления Врубеля на рынке в принципе.
Врубель М.А. Карандашный портрет Эмилии Праховой. Конец XIX в.
Художник был очень близок с главой семьи Адрианом Праховым и нередко посещал его, оставаясь на чаепития и обеды для друзей. Эмилия Львовна, супруга нового друга и патрона Врубеля, обладала невероятной харизмой и открытостью души. Любящая мать и жена, гостеприимная хозяйка, она стала для Врубеля не просто музой, а объектом романтического культа и неразделенной любви.
«Очень часто на творчество Врубеля влияли его романтические увлечения. Подверженный влиянию средневекового рыцарства, он выбирал себе даму сердца, платонически обожал её и воспевал в своих произведениях. Считается, что черты Праховой он придал многим женским образам, созданным им в тот период», — рассказывает Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусств и соучредитель Московского аукционного дома.
Черты лица Эмилии Львовны угадываются, в частности, в шедевре «Демон сидящий» 1890 года, который сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Так, черты лица Эмилии Львовны угадываются, в частности, в шедевре «Демон сидящий» 1890 года, который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Также заметить отсылки к своеобразной внешности Праховой можно и в полотне «Царевна-Лебедь» 1900 года. Хотя партию Царевны в опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» пела его жена, Надежда Забела-Врубель, сходство с Праховой было очевидно даже современникам художника.
«Наш рисунок, видимо, выполнен с натуры во время одного из вечеров у Праховых. Лёгкость изображения в сочетании с узнаваемой врубелевской графической манерой, делают эту вещь украшением любого собрания. К тому же до середины ХХ века лист хранился в семье Праховых, экспонировался на выставках, что подтверждает его безусловную подлинность и делает его особенно привлекательным для коллекционеров», — отмечает Александр Попов, совладелец Московского аукционного дома и создатель Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова.
Контрасты Айвазовского
В коллекцию торгов также вошло несколько марин прославленного живописца Ивана Айвазовского, контрастных по своему сюжету и настроению. Работы маринистов достаточно популярны у отечественных коллекционеров, а работы художников первого уровня являются одними из наиболее ликвидных.
- Айвазовский И.К. Ночной залив. Крым. Вид на Аю-Даг
- Айвазовский И.К. Буря
«По моему опыту, работы художников-маринистов ещё и хорошо демонстрируют темперамент коллекционера, выбирающего штиль или бурное море. К тому же, такие мастера, как Айвазовский, всегда востребованы на рынке и, соответственно, могут рассматриваться и как инструмент инвестиций или сохранения финансов», — отмечает Сергей Подстаницкий.
Первый лот приглянется как раз тем игрокам арт-рынка, кто предпочитает выбирать штиль — это полотно «Ночной залив. Крым. Вид на Аю-Даг», написанное Айвазовским приблизительно в последней трети XIX века. Панорамный вид на долину, виднеющиеся темно-синие, монументальные горы-атланты и нежный, деликатный свет вечернего неба соединяются в блестящем экземпляре мастерства Айвазовского, его умении достоверно передавать игру света и состояние природы в тот или иной отрезок дня. Эстимейт произведения — 14,7 миллионов рублей.
Однако море для Айвазовского было музой не только в спокойствии. Мотив кораблекрушения и борьба человека с морской стихией — темы, которыми Айвазовский был страстно увлечен. И в произведении «Буря» 1886 года они отражены как нельзя лучше. Годами художник вырабатывал арсенал живописных средств для реалистичного, детализированного изображения неподвластной человеку природы — и вот, он с лёгкостью изображает атмосферу разразившейся бури. Эстимейт произведения — 33,4 миллиона рублей.
Поэзия Саврасова и Левитана
Однако на торгах 6 октября темы лотов посвящены не только буйному морю или нежной, пусть и безответной любви. Алексей Саврасов и Исаак Левитан будут представлены в каталоге работами о Сокольниках и прилежащему к ним Лосиному острову.
«В конце XIX века это была еще не Москва, а Подмосковье, причем один из самых поэтичных его уголков. И появление одновременно на одном аукционе двух работ классиков русского пейзажа, изображающие их излюбленные места — несомненное событие», — объяснил Сергей Подстаницкий.
Пейзаж Саврасова «Лосиный остров», созданный художником в 1870 году, имеет музейный и исторический вес — свою первую премию Московского общества любителей художеств мастер получил именно за это полотно. Эта работа — прекрасный пример творчества Саврасова в период его расцвета, когда тематика и индивидуальная живописная манера художника, принесшая ему известность, сформировалась окончательно. Эстимейт произведения — 24, 5 миллиона рублей.
«Работы этого времени отличает утонченное колористическое решение, передающее нюансы состояний природы: прозрачными протяжками краски формируется изображение облаков и их отражений в воде, мелким подробным мазком — форма крон и стволов деревьев, детали растений и цветов на переднем плане пейзажа. Фактура живописи богата и разнообразна, палитра объединяет множество оттенков», — подчеркивает Подстаницкий.
А вот масляный холст «Дорожка в Сокольниках» Исаака Левитана, написанный в период 1879-1800 годов, напротив, являет собой блестящий экземпляр раннего периода творчества художника. К тому же периоду относится и «Осенний день. Сокольники», которую Павел Третьяков купил для галереи прямо с ученической выставки Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эстимейт произведения — 7 миллионов рублей
«Написана картина, видимо, в Сокольниках непосредственно с натуры. Ближайшие окрестности тогдашней Москвы, Сокольники или Останкино, были любимым местом работы на этюдах учеников Училища. Там Левитан нередко часами работал, набрасывая этюды с натуры», — отметили в Московском аукционном доме.
Пресс-служба Аукционного холдинга 3.10.2024
Об аукционном холдинге
Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга также входят Петербуржский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат.
Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства. Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей, которыми выступили Александр Попов, Сергей Подстаницкий и Фёдор Светлаков.
- Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова, которая занимает 60% рынка экспертной оценки предметов искусств.
- Сергей Подстаницкий — известный искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
- Фёдор Светлаков — историк, занимавший пост хранителя второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры, хранящегося в Эрмитаже, а также автор Первого каталога картинной галереи Эрмитажа.
Особняк Ф.С. Коробова
Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22, стр. 3
Торги пройдут в 6 октября 2024 года
__________________