Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения

Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения

in Музей 5875 views

Десятого ноября в Третьяковской галерее открылась выставка «Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения». Выставку смело можем назвать событием куль­турной жизни и рекомендуем к посещению. Благодарим Ларису Мерсатовну Бедретдинову (куратор), Татьяну Львовну Карпову и Ирину Николаевну Седову за выставку, которая даёт возможность увидеть известное и незнакомое скульптурное наследие автора, а также его графические работы.

Кураторы выставки:

Лариса Бедретдинова и Елизавета Ефремова

Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения

Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. Вместе с тем его творчество не ограничивается рам­ками соц­реализ­ма, сти­листи­чески раз­но­образ­но и охватывает большой круг тем.

Будучи одарён многими талантами, Шадр не сразу осознал, что его главное жизненное призвание – скульптура. Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общество поощрениях художеств. Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника.

Михаил Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1943. ГТГ

Михаил Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1943. ГТГ

Лариса Бедретдинова, Татьяна Карпова и Ирина Седова

Ирина Седова

Ирина Седова

Настоящая выставка посвящена 135-летию со дня рождения Шадра и знакомит с основными на­пра­вле­ния­ми его твор­чест­ва. На выставке пред­ставлены произведения скульптуры и графики из собрания Третьяковской галереи. Особенно много и плодотворно Шадр работал в области мо­ну­менталь­ной и мо­ну­менталь­но-деко­ратив­ной плас­тики. В произве­дениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос. Герои Шадра – рабочие, крестьяне, революционеры, воины, вдохновленные идеей светлого будущего.

Шадр был автором нескольких памятников В.И. Ленину, участвовал в конкурсах на скульптур­ное офор­мле­ние зда­ний, на проек­ты памятников челюскинцам, героям освоения стратосферы, В.П. Ногину, В.П. Чкалову, А.И. Желябову, А.Н. Островскому, А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, которые так и не воплотились в реальность. Памятник А.М. Горькому по проекту Шадра был завершён после его смерти В.И. Мухиной (см. ниже). В рамках городского пространства скульптору было тесно, он задумывался об установке монументов среди горного ландшафта, во льдах северного полюса, в подводном пространстве.

Скульптор Шадр

В станковой скульптуре, рассчитанной на закрытое пространство, на интерьер общественного здания, он также тяготел к большим масштабам, к крупной форме. Скульптуры для Гознака, статуя «Булыжник – оружие пролетариата» могут органично существовать как в экспозиции музея, так и в пространстве городского сквера. В 1930-е годы скульптором был создан ряд надгробных памятников, установленных на Новодевичьем кладбище в Москве. В них, прежде всего в женских образах, ярко раскрылась лирическая сторона дарования скульптора. Значительно меньше Шадра привлекал портретный жанр, но несколько произведений, которые были исполнены с натуры, отличаются яркостью характеристик, дают представление и об этой стороне его творчества.

И. Шадр. Булыжник - оружие пролетариата. 1927. Отлив 1947 года с отлива в гипсе (1946, ГРМ). Бронза. ГТГ

И. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата. 1927. Отлив 1947 года с отлива в гипсе (1946, ГРМ). Бронза. ГТГ

Статуя «Булыжник — оружие пролетариата» посвящена борьбе рабочих во время революции 1905-1907 годов, экспонировалась на выставке, организованной Наркомпросом к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Произведение поль­зо­ва­лось успехом у зрителей: было оставлено больше ста отзывов. За эту работу и портрет Л.Б. Красина скульптор был удостоен третьей премии. Однако художественные критики встретили произведение прохладно.

И. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата. 1927. Отлив 1947 года с отлива в гипсе (1946, ГРМ). Бронза. ГТГ

Оценить масштаб творческих возможностей Шадра трудно без знакомства с его графическими работами, свидетельствующими о невероятной широте замыслов скульптора. Рисунки конца 1920-х-начала 1930-х годов объединяет декоративная условность и при этом на­тура­листическая ося­затель­ность («Три фигуры»). Экс­прес­сивный ритм, плав­ные текучие линии несут символический смысл, сочетая изо­бра­зитель­ное с отвле­чён­ным, живое с неживым, одухотворённое с вещным («Борьба за жизнь»). Для достиже­ния наи­боль­шей эмо­цио­наль­ной выразительности Шадр часто прибегал к ги­перболи­за­ции жес­тов и по­зы («Женщина на камне»). Другую группу ри­сунков характеризует исполь­зование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированная моно­хромность («Материнство», «Девушка с мячом»). В многочисленных вариантах эскизов памятников отчётливо прослеживается стремление автора к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм. При этом явственно проступает сим­воли­ческая обобщенность и романти­ческая трактовка образов, проникнутых пафосом социальных пре­обра­зований. Поражает раз­но­сторон­ность скульптора, ко­торого всегда при­влекала большая граж­данствен­ная идея, воплощён­ная в мо­нументаль­ной фор­ме. Гра­фика раскрывает осо­бенности твор­ческого мышления Шадра, ко­торый отмечал, что самое важное для него — отразить ду­ховную сущность эпо­хи, и в этом его твор­ческая фантазия  не знала пределов. Он обдумывал сразу несколько вариантов монумента, различных по сюжетной идее, в поисках пластического решения часто отталкивался от литературного образа, от цитаты.

Оставаясь романтиком и мечтателем, Шадр создавал обра­зы во­оду­шевлён­ных, увле­кающих за собой героев, образы лирические, про­буждаю­щие со­пережи­вание. Они и се­годня при­вле­кают к себе зрителей.

Замыслы, оставшиеся на бумаге

Иван Дмитриевич Шадр не мыслил себе реализацию любого скульптурного проекта без его графического воплощения на бумаге. Он был уверен, что художник обязан даже спать с альбомом и карандашом в руках. Графика была для него своеобразной творческой лабораторией, где неустанно порой в многочисленных вариантах разрабатывались ком­по­зи­ции скульптур и проекты памятников, многие из которых так и остались «жить» только на бумаге. Одним из ранних не реализованных проектов мастера стал «Памятник мировому страданию», который он вынашивал с юности и пытался реализовать в последующие годы. Идея этого скульп­тур­­но-архи­­тек­тур­­ного комп­лекса зародилась в 1911 г. в Риме под впе­чатлением войны между Италией и Турцией. Шадр задумал его как окружённый гигантскими плитами двор с «Озером слёз» в центре, замыкающийся пирамидой со «ступенями страданий» и «Воротами Вечности» у входа. Через пять лет по заданию Мосгордумы, объявившей конкурс на памятник жертвам взорванного немцами в Чёрном море госпитального судна «Портюгаль», скульптор доработал проект и выиграл конкурс, но октябрьские со­бытия 1917 г. помешали его реали­зации. После революции в рамках плана монументальной пропаганды было принято решение воплотить шадровский проект, получивший новое авторское название «Памятник человечеству», но в итоге из-за нехватки средств и он остался не осу­ществлённым. Представленный в экспозиции карандашный набросок памятника уникален, так как это единственный сохра­нившийся эскиз, свидетель­ствующий о грандиозности замысла скульптора. Ещё на одном пред­ставленном в экспозиции рисунке для памятника с авторским названием «Тело умерло — дух вечен» изображён лежащий на плите умирающий юноша.

Не была реализована и скульптурная группа «Штурм земли» для Первой сельско­хозяйст­венной и кустарной выставки в Москве, которую Шадр задумал как постамент в виде глыбы с управляемым человеком трактором на её вершине. В постамент он предполагал врезать рельеф «Борьба с землёй» с изображением измученных тяжёлой работой пахарей. Скульптура также не была осуществлена, но сохранился выразительный гра­фи­ческий эскиз рельефа 1923 г. Скульптор всегда особо относился к архитектуре, как основе синтеза искусств и тесно связанному с ней рельефу, который он часто использовал при проектировании монументов. Так, в неординарном по композиции, но так и не реализованном проекте памятника А. Желябову (1934) в виде тяжелого куба, олицетворяющего Российскую империю, скульптор у его основания также поместил два рельефа с борющимися с царским режимом народовольцами.

Наряду с выдающимися скульпторами Н.А. Андреевым и С.Д. Меркуровым Шадр стоял у истоков возникновения советской Ленинианы, создав шестнадцать памятников В.И. Ленину, лучшим среди которых стал монумент 1927 г. на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии. Между тем даже в советское время не все проекты Шадра на ленинскую тему были реализованы. Так, осуществлению эскиза памятника Ленину для Днепропетровска (1934) помешала ранняя смерть скульптора и Великая Отечественная война. Поражает разно­сторонность Шадра, которого всегда привлекала большая граж­данственная идея, воплощённая в монументальной форме. Мно­го­чис­лен­ные эскизы не­осу­ществлён­ных па­мятников 1930-х годов свидетельствуют о широте его замыслов. Самые запоминающиеся среди них — памятники В. Чкалову, челюскинцам, М. Горькому для города Горького и оформление Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

И. Шадр. Советский павильон. 1938. Эскиз-вариант павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке (не осуществлён). ГТГ

И. Шадр. Советский павильон. 1938. Эскиз-вариант павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке (не осуществлён). ГТГ

И. Шадр. Рабочий со знаменем. 1937. Отлив 1948 года с экземпляра в гипсе (1937, Львовская картинная галерея). Проект студии для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Бронза. ГТГ

И. Шадр. Девушка с факелом. 1937. Отлив 1948 года с экземпляра в гипсе (1937, Львовская картинная галерея). Проект студии для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Бронза. ГТГ

Скульптор утверждал, что гран­диозность мо­нумента долж­на за­клю­чать­ся в пе­редаче ве­ли­че­ст­вен­ной идеи. Именно эту задачу он решал, разрабатывая проекты памятников А.С. Пушкину для Ленинграда и М.Ю. Лермонтову для Москвы, которые также не были реализованы. Сохранились эскизы и альбомные наброски для памятника Пушкину, отражающие возвы­шенно-мону­менталь­ную трактовку образа поэта. На одном из них он поместил фигуру Пушкина на гранитном постаменте со статуей сфинкса на Универ­ситетской набережной. Взор реформатора русской поэзии обращен через Неву на памятник Петру Первому — ре­форматору русского государства. Это поразительное по остроте компо­зиционное решение скульптор разработал ещё в нескольких графических эскизах. Последний год жизни мастер работал над проектом памятника Лер­монтову, исполнив несколько эскизов с постаментом в виде колонны и венчающей её статуей поэта.

Эскизы неосуществлённых па­мят­ни­ков Шадра сви­детель­ствуют о многомерности его таланта и яркой творческой индивидуальности. «Говорят, — вспоминал Иван Дмитриевич, — что у меня слишком много планов, что я не выполню их. Пусть я выполню лишь часть, это неважно. Мысль должна брать более широко, чем руки. Мечты помогают мне как-бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы?».

И. Шадр. Борьба с землёй. 1923. Эскиз-вариант горельефа основания скульптуры "Штурм земли" (не осуществлена). ГТГ

И. Шадр. Борьба с землёй. 1923. Эскиз-вариант горельефа основания скульптуры «Штурм земли» (не осуществлена). ГТГ

В 1923 году архитекторы Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки пригласили Шадра принять участие в её оформлении. Был объявлен конкурс на скульптуру для центрального фонтана выставки. Шадр предложил три различных варианта. Первую премию получил его проект «Штурм земли». Он изображал крестьянина, управ­ляю­щего трактором. Машина, словно конь, вставший на дыбы, диагональю уходила ввысь, и тракторист едва сдерживал стремительное движение. Композиция находилась на постаменте в виде глыбы, в которую был вмонтирован горельеф «Борьба с землёй». Он показывал тяжелый крестьянский труд до наступления эры механизации. Сроки выполнения оказались слишком краткими, а финан­сирование скудным, и проект остался не­воплощённым. Был отлит в гипсе лишь семиметровый горельеф.  Макет всего проекта не сохранился.

Скульптор Шадр

 

И. Шадр. А.С. Пушкин. 1940. Отлив 1946 года с отлива в гипсе 1941 года, выполненный после смерти автора с не­закончен­ного эскиза в глине. Эскиз к проекту неосу­ществлён­ного памятника для Ленинграда. Второй вариант. Бронза. ГТГ

И. Шадр. А.С. Пушкин. 1940. Отлив 1946 года с отлива в гипсе 1941 года, выполненный после смерти автора с незаконченного эскиза в глине. Эскиз к проекту неосу­ществлён­ного памятника для Ленинграда. Второй вариант. Бронза. ГТГ

«Это было какое-то чудо – видеть, как из куска глины вдруг возникает вдохновенный Пушкин, сперва поэт, потом мыслитель, революционер… Но Иван Дмитриевич после некоторого раздумья говорит: “Это не монументально. Его нельзя поставить на площадь… Наденем на него тяжелую шинель. Пусть Пушкин вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона. Шинель – это гнёт николаевского царизма, из которого поэт всю жизнь старался выпорхнуть”. Да, памятник сразу изменился. Но в нём ещё не хватало величия. “Шинели мало, — говорит Иван Дмитриевич. – Она не передает того величия, которое мы чувствуем в поэте. Давайте поставим его на обломки колонн и капителей. Пусть он попирает «обломки самовластья»”. Таким сложными путями и возникает образ у скульптора». Архитектор М.О. Барщ

И. Шадр. Серго Орджоникидзе. 1936-1937. Этюд. Гипс. ГТГ

И. Шадр. Серго Орджоникидзе. 1936-1937. Этюд. Гипс. ГТГ

Григорий Константинович (Серго) Орджоникидзе (1886-1937). Активный участник революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны, советский государственный деятель.

Скульптура повествует о зимнем переходе в период борьбы с войсками Деникина через горный перевал Кавказского хребта группы бойцов и местных жителей. Этюд был пе­ре­ра­бо­тан в большую композицию для выстав­ки «Индустрия социализма» 1939 года. Шадр мечтал установить эту композицию в монументальном размере не­по­сред­стве­нно в горах Кавказа.

  • И. Шадр. А.М. Горький. 1939. Отлив 1939 года с экземпляра в гипсе 1939 года. Проект неосуществлённого памятника для Нижнего Новгорода. Вариант. Бронза. ГТГ
  • И. Шадр. Степан Разин. 1930-1931. Эскиз к проекту неосуществлённого памятника. Гипс тонированный. ГТГ
  • И. Шадр. Рабочий с молотом. 1936. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1936 года. Эскиз к проекту неосуществлён­ного памятника обороны Луганска. Бронза. ГТГ

И. Шадр. Красноармеец. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922 года. Бронза. ГТГ

С 1921 года Шадр стал сотрудничать с Гознаком. Для создания денежных купюр с новой символикой тре­бо­ва­лись гра­ви­ро­ван­ные рисунки. Шадр предложил вылепить скульптуры, с которых граверы могли бы создать изображения, найдя наиболее выгодные ракурсы и освещение. Гознак предоставил скульптору мастерскую, в которой им были выполнены «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель». Своих натурщиков, которых он называл «денежными мужиками», скульптор нашел в родном Шадринске. Распространение этих изображений на облигациях, денежных купюрах, марках сделало произведения Шадра широко известными. Статуя В.И. Ленина, которую установили на Земо-Авчальской электростанции, была перво­начально также была заказана Гознаком для помещения в сквере предприятия.

И. Шадр. Портрет А.М. Горького («Буревестник»). 1939. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1939, Национальный музей «Киевская картинная галерея»)

И. Шадр. Рабочий с молотом. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922). Бронза. ГТГ

И. Шадр. А.М. Горький. 1939. Отлив 1939 года с экземпляра в гипсе 1939 года. Модель фигуры для памятника, уста­новлен­ного в Москве на площади Тверская Застава. Бронза. ГТГ

Работу над памятником после смерти Шадра завершила В.И. Мухина с помощницами Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой. Перво­начально памятник проектировался для Манежной площади, но затем было решено возвести его на площади около Бело­русского вокзала. Открытие состоялось в 1951 году.

Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Скульптор И.Д. Шадр. Фото А. Сидельников, 2023 г.

И. Шадр. Портрет А.М. Горького. 1939. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе (1939). Бронза. ГТГ

И. Шадр. Портрет А.М. Горького. 1939. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе (1939). Бронза. ГТГ

  • И. Шадр. Портрет Л.Б. Красина. 1926. Бронза. Постамент — гранит. ГТГ
  • И. Шадр. Портрет В.П. Ногина. 1924. Выполнен к проекту памятника для Москвы. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года. Бронза. ГТГ
  • И. Шадр. Портрет Н.А. Касаткина. 1930. Отлив с экземпляра в гипсе (1946, Национальный ху­до­же­ст­вен­ный музей Республики Беларусь, Минск). Бронза. Постамент — мрамор. ГТГ

Леонид Борисович Красин

Леонид Борисович Красин (1870-1926) революционер и госу­дарственный деятель, первый народный комиссар внешней торговли СССР. В 1920-1923, 1925-1926 — полпред в Вели­кобритании, в 1924-1926 годах — во Франции.

В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Жена скульптора вспоминала: «В Париже Иван Дмитриевич лепил портрет Красина. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу – оба получали от беседы удовольствие. Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа (ныне – в музее современной истории России).

Виктор Павлович Ногин

Виктор Павлович Ногин (1878-1924), революционер, советский го­су­дар­ст­вен­ный деятель. В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра». В октябре 1917 года руководил временным революционным ко­ми­те­том в Москве. В советском пра­вительстве стал первым народным комиссаром торговли и промышленности.

Касаткин Николай Алексеевич

Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930). Живописец, ученик В.Г. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников». В советское время входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), активно участвовал в формировании соц­реализма. В 1923 году первым получил звание народного художника Республики.

И. Шадр. Крестьянин. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922). Бронза. ГТГ

И. Шадр. Крестьянин. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922). Бронза. ГТГ

  • И. Шадр. Портрет В.А. Гиляровского. 1935. Проект неосуществлённого надгробия. Бронза. ГТГ
  • И. Шадр. Сеятель. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922, Государственный музей современной истории России, Москва). Бронза. ГТГ
  • И. Шадр. В.М. Фриче с сыном В.В. Фриче. 1931. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1931 года, (Национальный музей «Киевская картинная галерея»). Проект неосуществлённого надгробия. Бронза. ГТГ

И. Шадр. Сеятель. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922, Государственный музей современной истории России, Москва). Бронза. ГТГ

И. Шадр. Сеятель. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922, Государственный музей современной истории России, Москва). Бронза. ГТГ

«Для лепки были сооружены высокие леса среди двора на фоне старинного дома, построенного чуть не в аршин в диаметре из толстого лесу. Над лесами – посредством жердей – устроена палатка. И в довершение всего на лесах – две живые человеческие фигуры и третья, много­пудовая, из глины. Кругом этого небывалого сооружения – народ и народ, оставивший в ограде груды подсолнечной скорлупы. Глядевшие в подворотню ребятишки так и просились на барельеф. Взрослые отпускали шутки по адресу Ивана Дмитриевича, что он вытаскал у них всю воду из реки. Действительно, в начале июля воды в речке было полно, а под конец работы Ивана Дмитриевича, самого таскавшего ведра из речки, она почти пересохла. Вообще зрители принимали самое горячее участие в обсуждении натуры сеятеля и своими замечаниями помогали создать настоящего севача».

Краевед В.П. Бирюков

И. Шадр. Освобождённый восток. 1928. ГТГ

Предполагалось, что скульптура «Освобожденный Восток» будет установлена в Нарышкинском сквере перед зданием Университета трудящихся Востока.

Выполненная в гипсе, покрытом позолотой, статуя «Освобожденный Восток» экспо­нировалась на третьей выставке Общества русских скульпторов в 1929 году и получила отрицательные отзывы.

Скульптор Шадр

  • Алексей Сидельников, Анна Флорковская (искусствовед) и Михаил Тренихин (Автор фото Андрей Соловьёв)
  • Дмитрий Никитич Тугаринов, скульптор
  • Анна Флорковская и Борис Бочарников
Михаил Тренихин
Михаил Тренихин

Благодарим Заведующего отделом скульптуры ГТГ Ирину Седову за приглашение на выставку!

Текст статьи любезно предоставили кураторы выставки
Лариса Бедретдинова
и Елизавета Ефремова

Материал подготовили
Алексей Сидельников
и Михаил Тренихин



Пресс-релиз

К 135-летию со дня рождения Ивана Дмит­риевича Шадра (1887–1941) Третьяковская гале­рея открывает вы­ставку выдающегося совет­ского скульп­тора, твор­ческое на­сле­дие которого по значению для рус­ского искусства со­поста­вимо с работами ведущих мастеров пластики ХХ века. Он является автором произве­дений, ставших зна­ковыми для советской эпохи.

И.Д. Шадр. Рабочий. ГТГ
И.Д. Шадр. Рабочий. ГТГ
  • И.Д. Шадр. Советский павильон. ГТГ
  • И.Д. Шадр. Памятник В. П. Чкалову. ГТГ
И.Д. Шадр. Обнажённая на камне. ГТГ
И.Д. Шадр. Обнажённая на камне. ГТГ

Крупнейшая за последние 60 лет монографическая выставка Шадра демон­стрирует высокое пластическое мастерство скульптора, а также разно­образие жанров и тем его творчества. Скульптор предстаёт как автор проектов, поражающих своим размахом статуй и лири­ческих над­гробных монументов. Также широко будет представлено графи­ческое наследие Шадра, часть рисунков зрители увидят впервые.

И.Д. Шадр. Сеятель. ГТГ
И.Д. Шадр. Сеятель. ГТГ
И.Д. Шадр. Булыжник-оружие пролетариата. ГТГ
И.Д. Шадр. Булыжник-оружие пролетариата. ГТГ

Третьяковская галерея

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 82

11 ноября 2022 г. – 19 марта 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
1.11.2022

Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи

17/37. Советская скульптура. Взлёт

In Memoriam. Остановленное время

Скульптура и музей (Ирина Седова)

Наум Могилевский. Скульптура и графика

 

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы