Десятого ноября в Третьяковской галерее открылась выставка «Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения». Выставку смело можем назвать событием культурной жизни и рекомендуем к посещению. Благодарим Ларису Мерсатовну Бедретдинову (куратор), Татьяну Львовну Карпову и Ирину Николаевну Седову за выставку, которая даёт возможность увидеть известное и незнакомое скульптурное наследие автора, а также его графические работы.
Кураторы выставки:
Лариса Бедретдинова и Елизавета Ефремова
Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения
Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. Вместе с тем его творчество не ограничивается рамками соцреализма, стилистически разнообразно и охватывает большой круг тем.
Будучи одарён многими талантами, Шадр не сразу осознал, что его главное жизненное призвание – скульптура. Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общество поощрениях художеств. Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника.
Михаил Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1943. ГТГ
Лариса Бедретдинова, Татьяна Карпова и Ирина Седова
Ирина Седова
Настоящая выставка посвящена 135-летию со дня рождения Шадра и знакомит с основными направлениями его творчества. На выставке представлены произведения скульптуры и графики из собрания Третьяковской галереи. Особенно много и плодотворно Шадр работал в области монументальной и монументально-декоративной пластики. В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос. Герои Шадра – рабочие, крестьяне, революционеры, воины, вдохновленные идеей светлого будущего.
Шадр был автором нескольких памятников В.И. Ленину, участвовал в конкурсах на скульптурное оформление зданий, на проекты памятников челюскинцам, героям освоения стратосферы, В.П. Ногину, В.П. Чкалову, А.И. Желябову, А.Н. Островскому, А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, которые так и не воплотились в реальность. Памятник А.М. Горькому по проекту Шадра был завершён после его смерти В.И. Мухиной (см. ниже). В рамках городского пространства скульптору было тесно, он задумывался об установке монументов среди горного ландшафта, во льдах северного полюса, в подводном пространстве.
В станковой скульптуре, рассчитанной на закрытое пространство, на интерьер общественного здания, он также тяготел к большим масштабам, к крупной форме. Скульптуры для Гознака, статуя «Булыжник – оружие пролетариата» могут органично существовать как в экспозиции музея, так и в пространстве городского сквера. В 1930-е годы скульптором был создан ряд надгробных памятников, установленных на Новодевичьем кладбище в Москве. В них, прежде всего в женских образах, ярко раскрылась лирическая сторона дарования скульптора. Значительно меньше Шадра привлекал портретный жанр, но несколько произведений, которые были исполнены с натуры, отличаются яркостью характеристик, дают представление и об этой стороне его творчества.
И. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата. 1927. Отлив 1947 года с отлива в гипсе (1946, ГРМ). Бронза. ГТГ
Статуя «Булыжник — оружие пролетариата» посвящена борьбе рабочих во время революции 1905-1907 годов, экспонировалась на выставке, организованной Наркомпросом к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Произведение пользовалось успехом у зрителей: было оставлено больше ста отзывов. За эту работу и портрет Л.Б. Красина скульптор был удостоен третьей премии. Однако художественные критики встретили произведение прохладно.
И. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата. 1927. Отлив 1947 года с отлива в гипсе (1946, ГРМ). Бронза. ГТГ
Оценить масштаб творческих возможностей Шадра трудно без знакомства с его графическими работами, свидетельствующими о невероятной широте замыслов скульптора. Рисунки конца 1920-х-начала 1930-х годов объединяет декоративная условность и при этом натуралистическая осязательность («Три фигуры»). Экспрессивный ритм, плавные текучие линии несут символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным («Борьба за жизнь»). Для достижения наибольшей эмоциональной выразительности Шадр часто прибегал к гиперболизации жестов и позы («Женщина на камне»). Другую группу рисунков характеризует использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированная монохромность («Материнство», «Девушка с мячом»). В многочисленных вариантах эскизов памятников отчётливо прослеживается стремление автора к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм. При этом явственно проступает символическая обобщенность и романтическая трактовка образов, проникнутых пафосом социальных преобразований. Поражает разносторонность скульптора, которого всегда привлекала большая гражданственная идея, воплощённая в монументальной форме. Графика раскрывает особенности творческого мышления Шадра, который отмечал, что самое важное для него — отразить духовную сущность эпохи, и в этом его творческая фантазия не знала пределов. Он обдумывал сразу несколько вариантов монумента, различных по сюжетной идее, в поисках пластического решения часто отталкивался от литературного образа, от цитаты.
Оставаясь романтиком и мечтателем, Шадр создавал образы воодушевлённых, увлекающих за собой героев, образы лирические, пробуждающие сопереживание. Они и сегодня привлекают к себе зрителей.
Замыслы, оставшиеся на бумаге
Иван Дмитриевич Шадр не мыслил себе реализацию любого скульптурного проекта без его графического воплощения на бумаге. Он был уверен, что художник обязан даже спать с альбомом и карандашом в руках. Графика была для него своеобразной творческой лабораторией, где неустанно порой в многочисленных вариантах разрабатывались композиции скульптур и проекты памятников, многие из которых так и остались «жить» только на бумаге. Одним из ранних не реализованных проектов мастера стал «Памятник мировому страданию», который он вынашивал с юности и пытался реализовать в последующие годы. Идея этого скульптурно-архитектурного комплекса зародилась в 1911 г. в Риме под впечатлением войны между Италией и Турцией. Шадр задумал его как окружённый гигантскими плитами двор с «Озером слёз» в центре, замыкающийся пирамидой со «ступенями страданий» и «Воротами Вечности» у входа. Через пять лет по заданию Мосгордумы, объявившей конкурс на памятник жертвам взорванного немцами в Чёрном море госпитального судна «Портюгаль», скульптор доработал проект и выиграл конкурс, но октябрьские события 1917 г. помешали его реализации. После революции в рамках плана монументальной пропаганды было принято решение воплотить шадровский проект, получивший новое авторское название «Памятник человечеству», но в итоге из-за нехватки средств и он остался не осуществлённым. Представленный в экспозиции карандашный набросок памятника уникален, так как это единственный сохранившийся эскиз, свидетельствующий о грандиозности замысла скульптора. Ещё на одном представленном в экспозиции рисунке для памятника с авторским названием «Тело умерло — дух вечен» изображён лежащий на плите умирающий юноша.
Не была реализована и скульптурная группа «Штурм земли» для Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки в Москве, которую Шадр задумал как постамент в виде глыбы с управляемым человеком трактором на её вершине. В постамент он предполагал врезать рельеф «Борьба с землёй» с изображением измученных тяжёлой работой пахарей. Скульптура также не была осуществлена, но сохранился выразительный графический эскиз рельефа 1923 г. Скульптор всегда особо относился к архитектуре, как основе синтеза искусств и тесно связанному с ней рельефу, который он часто использовал при проектировании монументов. Так, в неординарном по композиции, но так и не реализованном проекте памятника А. Желябову (1934) в виде тяжелого куба, олицетворяющего Российскую империю, скульптор у его основания также поместил два рельефа с борющимися с царским режимом народовольцами.
Наряду с выдающимися скульпторами Н.А. Андреевым и С.Д. Меркуровым Шадр стоял у истоков возникновения советской Ленинианы, создав шестнадцать памятников В.И. Ленину, лучшим среди которых стал монумент 1927 г. на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии. Между тем даже в советское время не все проекты Шадра на ленинскую тему были реализованы. Так, осуществлению эскиза памятника Ленину для Днепропетровска (1934) помешала ранняя смерть скульптора и Великая Отечественная война. Поражает разносторонность Шадра, которого всегда привлекала большая гражданственная идея, воплощённая в монументальной форме. Многочисленные эскизы неосуществлённых памятников 1930-х годов свидетельствуют о широте его замыслов. Самые запоминающиеся среди них — памятники В. Чкалову, челюскинцам, М. Горькому для города Горького и оформление Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
И. Шадр. Советский павильон. 1938. Эскиз-вариант павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке (не осуществлён). ГТГ
И. Шадр. Рабочий со знаменем. 1937. Отлив 1948 года с экземпляра в гипсе (1937, Львовская картинная галерея). Проект студии для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Бронза. ГТГ
И. Шадр. Девушка с факелом. 1937. Отлив 1948 года с экземпляра в гипсе (1937, Львовская картинная галерея). Проект студии для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Бронза. ГТГ
Скульптор утверждал, что грандиозность монумента должна заключаться в передаче величественной идеи. Именно эту задачу он решал, разрабатывая проекты памятников А.С. Пушкину для Ленинграда и М.Ю. Лермонтову для Москвы, которые также не были реализованы. Сохранились эскизы и альбомные наброски для памятника Пушкину, отражающие возвышенно-монументальную трактовку образа поэта. На одном из них он поместил фигуру Пушкина на гранитном постаменте со статуей сфинкса на Университетской набережной. Взор реформатора русской поэзии обращен через Неву на памятник Петру Первому — реформатору русского государства. Это поразительное по остроте композиционное решение скульптор разработал ещё в нескольких графических эскизах. Последний год жизни мастер работал над проектом памятника Лермонтову, исполнив несколько эскизов с постаментом в виде колонны и венчающей её статуей поэта.
Эскизы неосуществлённых памятников Шадра свидетельствуют о многомерности его таланта и яркой творческой индивидуальности. «Говорят, — вспоминал Иван Дмитриевич, — что у меня слишком много планов, что я не выполню их. Пусть я выполню лишь часть, это неважно. Мысль должна брать более широко, чем руки. Мечты помогают мне как-бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы?».
И. Шадр. Борьба с землёй. 1923. Эскиз-вариант горельефа основания скульптуры «Штурм земли» (не осуществлена). ГТГ
В 1923 году архитекторы Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки пригласили Шадра принять участие в её оформлении. Был объявлен конкурс на скульптуру для центрального фонтана выставки. Шадр предложил три различных варианта. Первую премию получил его проект «Штурм земли». Он изображал крестьянина, управляющего трактором. Машина, словно конь, вставший на дыбы, диагональю уходила ввысь, и тракторист едва сдерживал стремительное движение. Композиция находилась на постаменте в виде глыбы, в которую был вмонтирован горельеф «Борьба с землёй». Он показывал тяжелый крестьянский труд до наступления эры механизации. Сроки выполнения оказались слишком краткими, а финансирование скудным, и проект остался невоплощённым. Был отлит в гипсе лишь семиметровый горельеф. Макет всего проекта не сохранился.
И. Шадр. А.С. Пушкин. 1940. Отлив 1946 года с отлива в гипсе 1941 года, выполненный после смерти автора с незаконченного эскиза в глине. Эскиз к проекту неосуществлённого памятника для Ленинграда. Второй вариант. Бронза. ГТГ
«Это было какое-то чудо – видеть, как из куска глины вдруг возникает вдохновенный Пушкин, сперва поэт, потом мыслитель, революционер… Но Иван Дмитриевич после некоторого раздумья говорит: “Это не монументально. Его нельзя поставить на площадь… Наденем на него тяжелую шинель. Пусть Пушкин вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона. Шинель – это гнёт николаевского царизма, из которого поэт всю жизнь старался выпорхнуть”. Да, памятник сразу изменился. Но в нём ещё не хватало величия. “Шинели мало, — говорит Иван Дмитриевич. – Она не передает того величия, которое мы чувствуем в поэте. Давайте поставим его на обломки колонн и капителей. Пусть он попирает «обломки самовластья»”. Таким сложными путями и возникает образ у скульптора». Архитектор М.О. Барщ
И. Шадр. Серго Орджоникидзе. 1936-1937. Этюд. Гипс. ГТГ
Григорий Константинович (Серго) Орджоникидзе (1886-1937). Активный участник революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны, советский государственный деятель.
Скульптура повествует о зимнем переходе в период борьбы с войсками Деникина через горный перевал Кавказского хребта группы бойцов и местных жителей. Этюд был переработан в большую композицию для выставки «Индустрия социализма» 1939 года. Шадр мечтал установить эту композицию в монументальном размере непосредственно в горах Кавказа.
- И. Шадр. А.М. Горький. 1939. Отлив 1939 года с экземпляра в гипсе 1939 года. Проект неосуществлённого памятника для Нижнего Новгорода. Вариант. Бронза. ГТГ
- И. Шадр. Степан Разин. 1930-1931. Эскиз к проекту неосуществлённого памятника. Гипс тонированный. ГТГ
- И. Шадр. Рабочий с молотом. 1936. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1936 года. Эскиз к проекту неосуществлённого памятника обороны Луганска. Бронза. ГТГ
И. Шадр. Красноармеец. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922 года. Бронза. ГТГ
С 1921 года Шадр стал сотрудничать с Гознаком. Для создания денежных купюр с новой символикой требовались гравированные рисунки. Шадр предложил вылепить скульптуры, с которых граверы могли бы создать изображения, найдя наиболее выгодные ракурсы и освещение. Гознак предоставил скульптору мастерскую, в которой им были выполнены «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель». Своих натурщиков, которых он называл «денежными мужиками», скульптор нашел в родном Шадринске. Распространение этих изображений на облигациях, денежных купюрах, марках сделало произведения Шадра широко известными. Статуя В.И. Ленина, которую установили на Земо-Авчальской электростанции, была первоначально также была заказана Гознаком для помещения в сквере предприятия.
И. Шадр. Портрет А.М. Горького («Буревестник»). 1939. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1939, Национальный музей «Киевская картинная галерея»)
И. Шадр. Рабочий с молотом. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922). Бронза. ГТГ
И. Шадр. А.М. Горький. 1939. Отлив 1939 года с экземпляра в гипсе 1939 года. Модель фигуры для памятника, установленного в Москве на площади Тверская Застава. Бронза. ГТГ
Работу над памятником после смерти Шадра завершила В.И. Мухина с помощницами Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой. Первоначально памятник проектировался для Манежной площади, но затем было решено возвести его на площади около Белорусского вокзала. Открытие состоялось в 1951 году.
Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Скульптор И.Д. Шадр. Фото А. Сидельников, 2023 г.
И. Шадр. Портрет А.М. Горького. 1939. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе (1939). Бронза. ГТГ
- И. Шадр. Портрет Л.Б. Красина. 1926. Бронза. Постамент — гранит. ГТГ
- И. Шадр. Портрет В.П. Ногина. 1924. Выполнен к проекту памятника для Москвы. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года. Бронза. ГТГ
- И. Шадр. Портрет Н.А. Касаткина. 1930. Отлив с экземпляра в гипсе (1946, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Бронза. Постамент — мрамор. ГТГ
Леонид Борисович Красин
Леонид Борисович Красин (1870-1926) революционер и государственный деятель, первый народный комиссар внешней торговли СССР. В 1920-1923, 1925-1926 — полпред в Великобритании, в 1924-1926 годах — во Франции.
В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Жена скульптора вспоминала: «В Париже Иван Дмитриевич лепил портрет Красина. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу – оба получали от беседы удовольствие. Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа (ныне – в музее современной истории России).
Виктор Павлович Ногин
Виктор Павлович Ногин (1878-1924), революционер, советский государственный деятель. В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра». В октябре 1917 года руководил временным революционным комитетом в Москве. В советском правительстве стал первым народным комиссаром торговли и промышленности.
Касаткин Николай Алексеевич
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930). Живописец, ученик В.Г. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников». В советское время входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), активно участвовал в формировании соцреализма. В 1923 году первым получил звание народного художника Республики.
И. Шадр. Крестьянин. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922). Бронза. ГТГ
- И. Шадр. Портрет В.А. Гиляровского. 1935. Проект неосуществлённого надгробия. Бронза. ГТГ
- И. Шадр. Сеятель. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922, Государственный музей современной истории России, Москва). Бронза. ГТГ
- И. Шадр. В.М. Фриче с сыном В.В. Фриче. 1931. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1931 года, (Национальный музей «Киевская картинная галерея»). Проект неосуществлённого надгробия. Бронза. ГТГ
И. Шадр. Сеятель. 1922. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе (1922, Государственный музей современной истории России, Москва). Бронза. ГТГ
«Для лепки были сооружены высокие леса среди двора на фоне старинного дома, построенного чуть не в аршин в диаметре из толстого лесу. Над лесами – посредством жердей – устроена палатка. И в довершение всего на лесах – две живые человеческие фигуры и третья, многопудовая, из глины. Кругом этого небывалого сооружения – народ и народ, оставивший в ограде груды подсолнечной скорлупы. Глядевшие в подворотню ребятишки так и просились на барельеф. Взрослые отпускали шутки по адресу Ивана Дмитриевича, что он вытаскал у них всю воду из реки. Действительно, в начале июля воды в речке было полно, а под конец работы Ивана Дмитриевича, самого таскавшего ведра из речки, она почти пересохла. Вообще зрители принимали самое горячее участие в обсуждении натуры сеятеля и своими замечаниями помогали создать настоящего севача».
Краевед В.П. Бирюков
И. Шадр. Освобождённый восток. 1928. ГТГ
Предполагалось, что скульптура «Освобожденный Восток» будет установлена в Нарышкинском сквере перед зданием Университета трудящихся Востока.
Выполненная в гипсе, покрытом позолотой, статуя «Освобожденный Восток» экспонировалась на третьей выставке Общества русских скульпторов в 1929 году и получила отрицательные отзывы.
- Алексей Сидельников, Анна Флорковская (искусствовед) и Михаил Тренихин (Автор фото Андрей Соловьёв)
- Дмитрий Никитич Тугаринов, скульптор
- Анна Флорковская и Борис Бочарников
Благодарим Заведующего отделом скульптуры ГТГ Ирину Седову за приглашение на выставку!
Текст статьи любезно предоставили кураторы выставки Лариса Бедретдинова и Елизавета Ефремова Материал подготовили Алексей Сидельников и Михаил Тренихин
Пресс-релиз
К 135-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра (1887–1941) Третьяковская галерея открывает выставку выдающегося советского скульптора, творческое наследие которого по значению для русского искусства сопоставимо с работами ведущих мастеров пластики ХХ века. Он является автором произведений, ставших знаковыми для советской эпохи.
- И.Д. Шадр. Советский павильон. ГТГ
- И.Д. Шадр. Памятник В. П. Чкалову. ГТГ
Крупнейшая за последние 60 лет монографическая выставка Шадра демонстрирует высокое пластическое мастерство скульптора, а также разнообразие жанров и тем его творчества. Скульптор предстаёт как автор проектов, поражающих своим размахом статуй и лирических надгробных монументов. Также широко будет представлено графическое наследие Шадра, часть рисунков зрители увидят впервые.
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 82
11 ноября 2022 г. – 19 марта 2023 г.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 1.11.2022
Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи
Скульптура и музей (Ирина Седова)
Наум Могилевский. Скульптура и графика
__________________
>>><<<