Открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»
Третьяковская галерея 16 ноября представила выставку «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». Выставка оказалась объёмнее, чем ожидалась. Можно увидеть работы разных периодов творчества автора, размещённые в нескольких залах. Картин много (изображения покажем, их будет немало, но это не всё, что есть на выставке!). Предоставивших эти картины музеев и коллекционеров, с лежащей в основе выставки, коллекции Третьяковки, много (на всех последних выставках встречаются картины из знаменитого собрания Романа Бабичева). Но важно, что картины предоставляют связанный рассказ о жизни, семье и творчестве И.Э. Грабаря. Это заслуга куратора выставки.
Выставка даёт возможность увидеть, как развивалось творчество И.Э. Грабаря до 1920-х, когда он отошёл от импрессионистического стиля и увлёкся пейзажами и др.
Интересно узнать о деятельности Грабаря в области реставрации и сохранении работ русских художников начала 20-го века, а также увидеть работы Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, К.С. Петрова-Водкина.
Не забыты сохранённые работы русских иконописцев. Работы Андрея Рублёва представлены особо. Упомянут Григорий Осипович Чириков (1882-1936) — известный реставратор икон и иконописец; его портрет и несколько работ мы покажем ниже.
Напомним, что летом-осенью 2021 года Юбилейная выставка Игоря Грабаря с большим успехом прошла в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. На выставку в Третьяковской галерее Русский музей отправил 13 произведений из своей коллекции. В частности на выставке можно увидеть «Портрет К.Д. Медовой» (1932) и «Портрет художника Игоря Грабаря» (1895) работы Филиппа Малявина.
Выставку рекомендуем к обязательному посещению: это событие, это интересно, познавательно и это заслуга Третьяковской галереи.
Ольга Атрощенко, кандидат искусствоведения, куратор выставки и Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе
- И.Э. Грабарь. Автопортрет в шубе. 1947. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Автопортрет. 1934. ГТГ
И.Э. Грабарь. За самоваром. 1905. ГТГ. Картина написана в усадьбе Дугино. Изображена 13-летняя Валя Мещерина, будущая супруга художника
- И.Э. Грабарь. Портрет О.И. Грабарь, дочери художника. 1935. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
- И.Э. Грабарь. Портрет В.М. Грабарь. 1931-1947. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Портрет доктора филологических наук профессора М.Е. Грабарь-Пассек. 1958. Частное собрание, Москва
- И.Э. Грабарь. Зимой. Портрет дочери. 1934. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Портрет М.М. Мещериной. 1931. ГТГ. Мария Михайловна Мещерина (1893-1964) — свояченица художника, ставшая его второй женой (брак зарегистрирован в 1946). С 1918 года работала вместе с Грабарём и сестрой Валентиной во Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников старины
- И.Э. Грабарь. Портрет А.В. Бакушинского. 1936. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Портрет А.М. Эфроса. 1931. Национальный художественный музей Республик Беларусь, Минск
- И.Э. Грабарь. Портрет архитектора-реставратора П.Д. Барановского, 1938-1951. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
- И.Э. Грабарь. Портрет П.И. Нерадовского. 1946. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904. ГТГ
- Филипп Малявин (1869-1940). Портрет художника горя Эммануиловича Грабаря (1871-1960). 1895. ГРМ
- И.Э. Грабарь. Портрет Е.Г. Никулиной. 1935. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Утренний чай. 1917. Государственный музей изобразительного искусства Республики Татарстан, Казань
- И.Э. Грабарь. Голубая скатерть. 1907. ГРМ
- И.Э. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914. Частное собрание, Москва
- И.Э. Грабарь. Натюрморт. Груши на синей скатерти. 1922. Нижегородский государственный художественный музей
- И.Э. Грабарь. Натюрморт с жёлтыми абажуром. 1891. Собрание Романа Бабичева, Москва
- И.Э. Грабарь. Портрет женщины в красном. 1898. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
- И.Э. Грабарь. Ямщик. 1904. ГТГ Изображён кучер Мишутка, специально нанятый в ямщицком извозе села Царицыно для поездок Грабаря на этюды по окрестностям усадьбы Дугино
- И.Э. Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901. Нижегородский государственный художественный музей
- И.Э. Грабарь. Interieur (Лампа с зелёным абажуром). 1891. Частное собрание, Москва
- И.Э. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Мартовский снег. 1904. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Портрет Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война мир». 1941. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Портрет В.И. Ленина. 1933. Государственный центральный музей современной истории России, Москва. Портрет написан по заказу Музея революции в Москве в период работы над картиной «В.И. Ленин у прямого провода» (1928-1933, ГИМ)
- И.Э. Грабарь. Портрет В.М. Морозова. 1934. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
- И.Э. Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой. 1935. ГТГ
И.Э. Грабарь. Дама с собакой. 1899. ГТГ
Анна Осипова, пресс-служба ГТГ
- Алексей Сидельников, журнал «Коллекция»
- Андрей Соловьёв, журнал «Коллекция»
Благодарим руководителя пресс-службы Алексея Савичева за знакомство и помощь
Отдельная благодарность неповторимой Анне Осиповой за внимание и радушную встречу
Главный редактор "Коллекция" Алексей Сидельников 17.11.2022
Пресс-релиз
В марте 2021 года исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), выдающейся личности, талантливого художника, основоположника советской школы искусствознания, реформатора отечественного музейного дела, одного из организаторов всероссийской охраны и реставрации памятников старины. К этому событию Государственная Третьяковская галерея подготовила масштабный проект.
Экспонируемые работы: около 120 живописных произведений (из них около 90 — работы И.Э. Грабаря), более 100 книг и документов из отдела рукописей.
Собрания: 15 музейных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, региональные музеи России, Национальный художественный музей Республики Беларусь, 14 частных собраний
Куратор: Ольга Атрощенко
Дизайн экспозиции: Евгений Асс, Ольга Аистова
Крупный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи представляет ретроспективу Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), самого яркого представителя русского импрессионизма, который был не только блистательным живописцем, но и одновременно основоположником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, учёным-реформатором, создавшим структуру музейной работы, актуальную и сегодня, крупнейшим исследователем, способствовавшим изучению и сохранению древнерусского искусства, реставрации памятников старины.
В истории отечественного искусства Грабарь, пожалуй, единственный, кто был наделён редким даром живописца и невероятным талантом организатора, умел видеть перспективы музейной работы, понимал необходимость и методы сохранения художественного наследия страны. Обладая страстным, кипучим темпераментом, он добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности.
В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений — традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашёл новые возможности отображения родной природы в «послелевитановскую» эпоху. Широкое признание пришло к нему благодаря великолепным импрессионистическим пейзажам и натюрмортам.
Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея». Творчество Грабаря существенно повлияло на развитие импрессионизма в России.
Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Художественное образование он получал, обучаясь у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств с 1894 по 1896 год. Не окончив Академию, Грабарь уехал в Германию, где с 1896 по 1898 год прошел курс в знаменитой мюнхенской студии Антона Ажбе. С 1913 по 1925 год он был сначала попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. С 1918 года возглавлял Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, в 1924 году преобразованную в Центральные государственные реставрационные мастерские. С 1937 по 1942 год был директором Московского института изобразительных искусств (сейчас Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). С 1942 по 1946 год Грабарь возглавлял Всероссийскую Академии художеств в Ленинграде и Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней, а с 1944 года до самой смерти руководил Институтом истории искусства и охраны памятников архитектуры при Академии наук СССР (сейчас Государственный институт искусствознания).
На выставке Игорь Грабарь предстаёт в разных ипостасях. Прежде всего, как талантливый живописец, создавший серию совершенных шедевров — зимних пейзажей и натюрмортов. В художественном развитии он прошёл путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщённости сезаннизма, придя к соцреализму.
Выставка занимает всё экспозиционное пространство Инженерного корпуса и начинается с третьего этажа, где демонстрируются картины Грабаря дореволюционного и советского периодов. Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» (1901, ГТГ) приобрёл Совет Третьяковской галереи.
Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907, обе — ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря.
Особенность кураторского решения экспозиции заключаются в том, что она представляет Грабаря в различных качествах не столько архивными документами, сколько художественными произведениями — результатами его разнообразной деятельности, расширяя для зрителя круг интересов художника.
Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда — М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Кандинского — можно увидеть на выставке.
Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII–XIX веков. Так, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранён для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Раскрывая эту сторону деятельности Грабаря, в экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублёвым. Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарём и А.И. Анисимовым выставке «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII–XVIII века», которая проходила в Германии, Великобритании и США в 1929–1932 годах. В пространстве этого же этажа представлены автопортреты Грабаря и написанные им портреты знаменитых учёных.
Экспозицию дополняют две мультимедийные программы о деятельности Грабаря на посту директора Третьяковской галереи и в сфере охраны памятников московской архитектуры. К выставке подготовлены альбом-каталог, издания из серий «Художник в Третьяковской галерее» и «Земной шар глазами художника», 2 тома из серии «Третьяковская галерея. ХХ век», книги для детей «Прогулки по усадьбам», посвященные периоду, когда Грабарь участвовал в работе попечительского совета музея и был директором Третьяковской галереи, а также аудиогид. Выставку сопровождает обширная образовательная программа.
- И.Э. Грабарь. Хризантемы. 1905. ГТГ
- И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. ГТГ
Произведения авангарда, приобретённые при руководстве Грабаря
- И.И. Машков. Натюрморт. Камелии. 1913. ГТГ
- Б.Д. Григорьев. Консьержка. 1918. ГТГ
- А.В. Лентулов. Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917. ГТГ
- В.В. Кандинский. Озеро. 1910. ГТГ
- М.Ф. Ларионов. Закат после дождя. 1908. ГТГ
- Р.Р. Фальк. Солнце. Крым. 1916. ГТГ
- К.С. Петров-Водкин. Мать. 1913. ГТГ
- Н.С. Гончарова. Фруктовый сад осенью. 1909. ГТГ
Первая за несколько десятилетий крупная персональная выставка Грабаря в Третьяковской галерее рассчитана на все возрастные группы. Она познакомит с творчеством художника и новое поколение зрителей. Посетители смогут убедиться в масштабе личности мастера, ставшего героем двух разных эпох.
Третьяковская галерея
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2–3-й этажи
18 ноября 2022 г. – 26 февраля 2023 г.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 01.11.2022
__________________
>>><<<