Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения

in Новости музеев 2272 views

В марте 2021 года исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), выдающейся личности, талантливого ху­дож­ни­ка, осно­во­полож­ника советской шко­лы ис­кус­ство­знания, реформатора оте­чествен­ного музейного дела, одного из орга­низа­торов все­рос­­сийской охраны и рестав­ра­ции па­мятников ста­рины. К этому событию Го­су­дар­ст­вен­ная  Третьяковская галерея под­готовила масштабный проект.

И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. ГТГ
И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. ГТГ

Экспонируемые работы: около 120 живописных произве­дений (из них около 90 — работы И.Э. Грабаря), более 100 книг и документов из отдела рукописей.

Собрания: 15 музейных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, региональные музеи России, Национальный художе­ствен­ный музей Республики Беларусь, 14 частных  собраний

Куратор: Ольга Атрощенко

Дизайн экспозиции: Евгений Асс, Ольга Аистова

И.Э. Грабарь.Берёзовая аллея. 1940. ГТГ
И.Э. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940. ГТГ

Крупный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи представляет ретроспективу Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), самого яркого представителя русского импрессионизма, который был не только блистательным живописцем, но и одновременно осново­положником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, учёным-реформатором, создавшим структуру музейной работы, актуальную и сегодня, крупнейшим исследователем, способ­ствовав­шим изучению и сохранению древнерусского искусства, реставрации памятников старины.

В истории отечественного искусства Грабарь, пожалуй, единственный, кто был наделён редким даром живописца и невероятным талантом организатора, умел видеть перспективы музейной работы, понимал необходимость и методы сохра­нения худо­жественного наследия страны. Обладая страстным,  кипучим темпе­раментом, он добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности.

В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений — традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрес­сионизма, пост­импрес­сиониз­ма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашёл новые возможности отображения родной природы в «после­левита­новскую» эпоху. Широкое признание пришло к нему благодаря великолепным импрес­сиони­стическим пейзажам и натюрмортам.

Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея». Творчество Грабаря существенно повлияло на развитие импрессионизма в России.

Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Худо­жествен­ное образование он получал, обучаясь у И.Е. Репина в Импера­торской Академии художеств с 1894 по 1896 год. Не окончив Академию, Грабарь уехал в Германию, где с 1896 по 1898 год прошел курс в знаменитой мюнхенской студии Антона Ажбе. С 1913 по 1925 год он был сначала попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. С 1918 года возглавлял Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, в 1924 году преобразованную в Центральные госу­дарственные реставрационные мастерские. С 1937 по 1942 год был директором Московского института изобразительных искусств (сейчас Московский государ­ственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). С 1942 по 1946 год Грабарь возглавлял Всероссийскую Академии художеств в Ленинграде и Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней, а с 1944 года до самой смерти руководил Институтом истории искусства и охраны памятников архитектуры при Академии наук СССР (сейчас Государственный институт искусствознания).

И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904. ГТГ
И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904. ГТГ

На выставке Игорь Грабарь предстаёт в разных ипостасях. Прежде всего, как талантливый живописец, создавший серию совершенных шедевров — зимних пейзажей и натюрмортов. В художественном развитии он прошёл путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщённости сезаннизма, придя к соцреализму.

Выставка занимает всё экспозиционное пространство Инженерного корпуса и начинается с третьего этажа, где демонстрируются картины Грабаря дореволюционного и советского периодов. Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь пред­ставлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» (1901, ГТГ) приобрёл Совет Третьяковской галереи.

Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907, обе — ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря.

Особенность кураторского решения экспозиции заключаются в том, что она представляет Грабаря в различных качествах не столько архивными документами, сколько художественными произведениями — результатами его разнообразной деятельности, расширяя для зрителя круг интересов художника.

Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерус­скими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда — М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Кандинского — можно увидеть на выставке.

Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искус­ствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII–XIX веков. Так, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранён для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Раскрывая эту сторону деятельности Грабаря, в экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублёвым. Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарём и А.И. Анисимовым выставке «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII–XVIII века», которая проходила в Германии, Великобритании и США в 1929–1932 годах. В пространстве этого же этажа представлены автопортреты Грабаря и написанные им портреты знаменитых учёных.

Экспозицию дополняют две мультимедийные программы о деятельности Грабаря на посту директора Третьяковской галереи и в сфере охраны памятников московской архитектуры. К выставке подготовлены альбом-каталог, издания из серий «Художник в Третьяковской галерее» и «Земной шар глазами художника», 2 тома из серии «Третьяковская галерея. ХХ век», книги для детей «Прогулки по усадьбам», посвященные периоду, когда Грабарь участвовал в работе попечи­тельского совета музея и был директором Третьяковской галереи, а также аудиогид. Выставку сопровождает обширная образовательная программа.

  • И.Э. Грабарь. Хризантемы. 1905. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940. ГТГ

 

Произведения авангарда, приобретённые при руководстве Грабаря

П.П. Кончаловский. Портрет Н.П. Кончаловской. 1915-1916. ГТГ
П.П. Кончаловский. Портрет Н.П. Кончаловской. 1915-1916. ГТГ
  • И.И. Машков. Натюрморт. Камелии. 1913. ГТГ
  • Б.Д. Григорьев. Консьержка. 1918. ГТГ
  • А.В. Лентулов. Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917. ГТГ
  • В.В. Кандинский. Озеро. 1910. ГТГ
И.И. Машков. Портрет ученицы Усовой. 1915. ГТГ
И.И. Машков. Портрет ученицы Усовой. 1915. ГТГ
  • М.Ф. Ларионов. Закат после дождя. 1908. ГТГ
  • Р.Р. Фальк. Солнце. Крым. 1916. ГТГ
  • К.С. Петров-Водкин. Мать. 1913. ГТГ
  • Н.С. Гончарова. Фруктовый сад осенью. 1909. ГТГ

Первая за несколько десятилетий крупная персональная выставка Грабаря в Третьяковской галерее рассчитана на все возрастные группы. Она познакомит с творчеством художника и новое поколение зрителей. Посетители смогут убедиться в масштабе личности мастера, ставшего героем двух разных эпох.

 

Третьяковская галерея

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2–3-й этажи

18 ноября 2022 г. – 26 февраля 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
01.11.2022


Открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»

Третьяковская галерея 16 ноября представила выставку «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». Выставка оказалась объёмнее, чем ожидалась. Можно увидеть работы разных периодов творчества автора, размещённые в нескольких залах. Картин много (изображения покажем, их будет немало, но это не всё, что есть на выставке!). Предоставивших эти картины музеев и коллекционеров, с лежащей в основе выставки, коллекции Третьяковки, много (на всех последних выставках встречаются картины из знаменитого собрания Романа Бабичева). Но важно, что картины предоставляют связанный рассказ о жизни, семье и творчестве И.Э. Грабаря. Это заслуга куратора выставки.

Выставка даёт возможность увидеть, как развивалось творчество И.Э. Грабаря до 1920х, когда он отошел от импрессионистического стиля и увлёкся пейзажами и др.

Интересно узнать о деятельности Грабаря в области реставрации и сохранении работ русских художников начала 20-го века, а также увидеть работы Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, К.С. Петрова-Водкина.

Не забыты сохранённые работы русских иконописцев. Работы Андрея Рублёва представлены особо. Упомянут Григорий Осипович Чириков (1882-1936) — известный реставратор икон и иконописец; его портрет и несколько работ мы покажем ниже.

Напомним, что летом-осенью 2021 года Юбилейная выставка Игоря Грабаря с большим успехом прошла в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. На выставку в Третьяковской галерее Русский музей отправил 13 произведений из своей коллекции. В частности на выставке можно увидеть «Портрет К.Д. Медовой» (1932) и «Портрет художника Игоря Грабаря» (1895) работы Филиппа Малявина.

Выставку рекомендуем к обязательному посещению: это событие, это интересно, познавательно и это заслуга Третьяковской галереи.

И.Э. Грабарь. Сирень и незабудки. 1905. ЯХМ
И.Э. Грабарь. Сирень и незабудки. 1905. ЯХМ

Ольга Атрощенко, кандидат искусствоведения, куратор выставки и Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе

И.Э. Грабарь. Портрет К.Д. Медовой. 1932. ГРМ Ксения Дмитриевна Медовая известна благодаря портрету. Её имя упоминается в дневнике В.М. Грабарь, жены художника
И.Э. Грабарь. Портрет К.Д. Медовой. 1932. ГРМ
Ксения Дмитриевна Медовая известна благодаря портрету. Её имя упоминается в дневнике В.М. Грабарь, жены художника
  • И.Э. Грабарь. Автопортрет в шубе. 1947. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Автопортрет. 1934. ГТГ

И.Э. Грабарь. За самоваром. 1905. ГТГ Картина написана в усадьбе Дугино. Изображена 13-летняя Валя Мещерина, будущая супруга художника

И.Э. Грабарь. За самоваром. 1905. ГТГ. Картина написана в усадьбе Дугино. Изображена 13-летняя Валя Мещерина, будущая супруга художника

И.Э. Грабарь. Автопортрет с женой. 1923. Новокузнецкий художественный музей
И.Э. Грабарь. Автопортрет с женой. 1923. Новокузнецкий художественный музей
  • И.Э. Грабарь. Портрет О.И. Грабарь, дочери художника. 1935. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
  • И.Э. Грабарь. Портрет В.М. Грабарь. 1931-1947. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Портрет доктора филологических наук профессора М.Е. Грабарь-Пассек. 1958. Частное собрание, Москва
  • И.Э. Грабарь. Зимой. Портрет дочери. 1934. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Портрет М.М. Мещериной. 1931. ГТГ. Мария Михайловна Мещерина (1893-1964) — свояченица художника, ставшая его второй женой (брак зарегистрирован в 1946). С 1918 года работала вместе с Грабарём и сестрой Валентиной во Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников старины
И.Э. Грабарь. Портрет В.Э. Грабаря, брата художника. 1901. Частное собрание
И.Э. Грабарь. Портрет В.Э. Грабаря, брата художника. 1901. Частное собрание
  • И.Э. Грабарь. Портрет А.В. Бакушинского. 1936. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Портрет А.М. Эфроса. 1931. Национальный художественный музей Республик Беларусь, Минск
  • И.Э. Грабарь. Портрет архитектора-реставратора П.Д. Барановского, 1938-1951. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
  • И.Э. Грабарь. Портрет П.И. Нерадовского. 1946. ГТГ
И.Э. Грабарь. Городок на Северной Двине. 1903. Государственный научно исследовательский музе архитектуры имении А.В. Щусева, Москва
И.Э. Грабарь. Городок на Северной Двине. 1903. Государственный научно исследовательский музе архитектуры имении А.В. Щусева, Москва
  • И.Э. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904. ГТГ
  • Филипп Малявин (1869-1940). Портрет художника горя Эммануиловича Грабаря (1871-1960). 1895. ГРМ
  • И.Э. Грабарь. Портрет Е.Г. Никулиной. 1935. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Утренний чай. 1917. Государственный музей изобразительного искусства Республики Татарстан, Казань
  • И.Э. Грабарь. Голубая скатерть. 1907. ГРМ
  • И.Э. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914. Частное собрание, Москва
  • И.Э. Грабарь. Натюрморт. Груши на синей скатерти. 1922. Нижегородский государственный художественный музей
  • И.Э. Грабарь. Натюрморт с жёлтыми абажуром. 1891. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • И.Э. Грабарь. Портрет женщины в красном. 1898. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
  • И.Э. Грабарь. Ямщик. 1904. ГТГ Изображён кучер Мишутка, специально нанятый в ямщицком извозе села Царицыно для поездок Грабаря на этюды по окрестностям усадьбы Дугино
  • И.Э. Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901. Нижегородский государственный художественный музей
  • И.Э. Грабарь. Interieur (Лампа с зелёным абажуром). 1891. Частное собрание, Москва
  • И.Э. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Мартовский снег. 1904. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Портрет Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война мир». 1941. ГТГ
  • И.Э. Грабарь. Портрет В.И. Ленина. 1933. Государственный центральный музей современной истории России, Москва. Портрет написан по заказу Музея революции в Москве в период работы над картиной «В.И. Ленин у прямого провода» (1928-1933, ГИМ)
  • И.Э. Грабарь. Портрет В.М. Морозова. 1934. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
  • И.Э. Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой. 1935. ГТГ

И.Э. Грабарь. Дама с собакой. 1899. ГТГ

И.Э. Грабарь. Портрет Г.О. Чирикова (1882-1936). ГТГ
И.Э. Грабарь. Портрет Г.О. Чирикова (1882-1936). ГТГ
Копии икон, выполненные Чириковым
Копии икон, выполненные Г.О. Чириковым
Работы Андрея Рублёва
Работы Андрея Рублёва

Благодарим руководителя пресс-службы Алексея Савичева за знакомство и помощь

Отдельная благодарность неповторимой Анне Осиповой за внимание и радушную встречу

Главный редактор "Коллекция"
Алексей Сидельников
17.11.2022

Анна Осипова, пресс-служба ГТГ

  • Алексей Сидельников, журнал «Коллекция»
  • Андрей Соловьёв, журнал «Коллекция»

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Соавторы не заключают соглашений

Соавторы не заключают соглашений

Государственная Третьяковская галерея наря­ду с моно­графи­чески­ми выстав­ками клас­сиков отечествен­ного искусства и тема­тически­ми
Перейти К началу страницы