Ежегодно весь мир отмечает Всемирную неделю космоса с 4 по 10 октября, начало традиции которой, в далёком 1957 году положил запуск Советским союзом Первого искусственного спутника Земли. Данная статья наглядно покажет общецивилизационный эффект от этого события, распространившийся в том числе и на предметы декоративно-прикладного искусства. Будут скрупулёзно рассмотрены первоисточники, использованные при создании произведения, которому было суждено путешествовать по всему миру.
Гобелен, как отражение эпохи: «Во имя мира. Союз-Аполлон»
Результаты исследования триптиха М.Б. Ганько
В коллекции декоративно-прикладного искусства государственного музея-заповедника «Царицыно» с 1993 года хранится переданный от Российского художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича гобелен-триптих авторства талантливой художницы Марианны Богдановны Ганько «Во имя мира. Союз-Аполлон», созданный в период с 1974 по 1975 годы.
О судьбе автора на момент начала данного исследования было известно достаточно мало, равно как о содержании и обстоятельствах создания рассматриваемого произведения декоративного искусства.
Марианна Ганько родилась в 1942 году в Ярославле и по настоящий момент числилась проживающей в г. Санкт-Петербурге. В 1967 году окончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, с 1970 года работала на КСиДПИ ЛО ХФ РСФСР (прим ред. — комбинат скульптуры и декоративно-прикладного искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР). В период с 1975 по 1993 годы являлась членом Союза художников СССР, а с 1993 года – членом СПбСХ. [1]
Начиная с 1971 года М.Б. Ганько являлась постоянным участником отечественных выставок и симпозиумов советского декоративно-прикладного искусства в Польше, Германии, Италии, Бельгии, Москве, Ленинграде и других городах. Являлась автором ряда монументальных сюжетных выставочных произведений для оформления общественных зданий в Ленинграде. Известно также, что данный гобелен принимал участие в международных выставках: в 1976 году в Венеции; в 1977 году в США; в 1978, 1980 и 1986 годах в Москве; в 1982 году в Ленинграде; в 1987 году Бельгии. Рассматриваемое произведение декоративно-прикладного искусства было выполнено в рамках договора с Министерством культуры СССР.
Если обратить внимание на монограммы, оставленные автором на каждом из полотен в правом нижнем углу, то можно установить даты создания частей произведения. Таким образом, мы видим, что центральная часть триптиха создавалась первой и была окончена в 1974, а две оставшиеся в 1975 году. Но когда была начата работа над триптихом, а точнее в какие сроки мог бы быть выполнен такой объём работ? Комментарий по данному вопросу был получен от коллег из научного отдела ГМЗ «Царицыно». Опираясь на свой профессиональный исследовательский опыт и знания, было сделано оценочное предположение, что такую работу можно выполнить в среднем за 2-3 года. Таким образом была зафиксирована предварительная временная рамка создания произведения: 1972-1975 годы.
Особое внимание привлекает детальность исполнения образов, поистине инженерная точность прорисовки изображаемых объектов, в частности космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».
Этот исторический полёт состоялся в июне 1975. Но мог ли художник каким-то образом получить такое детальное представление об устройстве космических кораблей (особенно американского) заранее? Вся дальнейшая работа по поиску первоисточников визуальных образов была выполнена в рамках периода 1972-1975 годов. Была изучена кинохроника, архивы новостных эфиров и научно-популярных журналов по теме международного полёта. Всё это принесло определённые результаты.
Первая публичная демонстрация макетов космических кораблей (уже в состыкованном виде) прошла во Франции в рамках международного космического авиасалона в Ле-Бурже[2]. Однако могла ли М.Б. Ганько быть в числе посетителей советско-американского павильона? Гипотеза простая и привлекательная, но маловероятная. Необходимо было найти хотя бы ещё один потенциальный источник, более доступный, массовый, а самое главное – наглядный. Во главу угла для дальнейших поисков был поставлен тезис о том, что художник рисует то, что он видит и поиски пошли среди научно-популярных журналов «Техника молодёжи», «Огонёк» и им подобных…
В результате, было найдено интервью дважды героя советского союза, лётчика-космонавта, командира советского экипажа по программе полета «Союз-Аполлон» Алексея Архиповича Леонова в журнале «Огонёк» №31 за август 1975 года, в котором он рассказывал корреспонденту Сергею Власову об истории создания картины «Стыковка кораблей «Союз» — «Аполлон» (ведь А.А. Леонов ещё и профессионально занимался живописью), посвящённой историческому полёту космических кораблей «Союз» и «Аполлон» — украсившей обложку рассматриваемого номера журнала.
В интервью говорится о том, что данная картина была начата Алексеем Архиповичем сразу же после возвращения из Франции в 1973 году (закончена в мае 1974 года), где в рамках упомянутого ранее авиасалона проходила первая встреча советских космонавтов и американских астронавтов, а также были впервые продемонстрированы широкой публике макеты двух космических кораблей.
Сравним изображение космического корабля на картине А.А. Леонова и на левой части триптиха М.Б. Ганько.
- Элементы КК «Союз-19»: 1 — антенна KB; 2 — панель солнечной батареи; 3 — антенна УКВ ЧМ; 4 — направляющий выступ стыковочного агрегата; 5 — антенна УКВ AM; 6 — бытовой (орбитальный) отсек. Фрагмент гобелена повёрнут для удобства сравнения на 180 градусов
Сходство не безусловное, но как минимум, тезис о том, что М.Б. Ганина воспроизводила то, что она могла видеть – начинает подтверждаться. Так же важно отметить тот важный факт, что с 1965 года личность А.А. Леонова была рассекречена после совершения им первого в истории человечества выхода в открытый космос, что позволило ему публично экспонировать свои работы наряду с другими советскими и зарубежными художниками.
При сравнении можно заметить совпадение характерного расположения и формы антенн УКВ и УКВ ЧМ связи расположенных на бытовом отсеке, двух видимых направляющих лепестков системы «АПАС-75» (Андрогинный Периферийный Агрегат Стыковки), изображение антенн КВ на концах солнечных батарей и характерную для данной картины форму их раскрытия.
С большой долей вероятности можно допустить, что данная картина являлась источником вдохновения для М.Б. Ганько при исполнении левой части триптиха.
Не секрет, что А.А. Леонов плодотворно сотрудничал с другим ещё одним известным художником – Андреем Константиновичем Соколовым. Их сотворчество началось в середине 60-х, эффект от которого сразу же стал заметен в качестве (с точки зрения изображения космической техники) работ последнего[3].
Обратившись к творчеству А.К. Соколова нашлось следующее подтверждение тезиса, что художник переносил на гобелен уже существующие зрительные образы.
- Открытка «Салют» на орбите» по картине А.А. Леонова и А.К. Соколова из серии «На звёздных трассах». Москва, 1975. Лицевая и оборотная стороны
- Увеличенный фрагмент левой части триптиха с изображением орбитальной станции «Салют-1»
- Схематическое изображение орбитальной станции «Салют-1» в технической документации
Точную дату создания совместной картины А.А. Леонова и А.К. Соколова «Салют на орбите» на данный момент уточнить не удалось. Однако её репродукция, использованная в коллекции открыток «На звёздных трассах», выпущенная в тираж 24 января 1975 года, позволяет нам сделать допущение, что автор мог использовать в качестве первоисточника как саму картину (очевидно, написанную и экспонировавшуюся ранее публикации открытки), так и непосредственно саму открытку.
На лицевой стороне открытки изображена первая в мире долгосрочная орбитальная станция «Салют-1» с пристыкованным к ней космическим кораблём серии «Союз». Однако, на гобелене изображена только орбитальная станция. Такой способ изображения может быть связан с неудачами, преследовавшими экипажи космонавтов в рамках всей программы полёта станции (19.04.71 – 11.10.71). Экипаж КК «Союз-10» (В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников) выполнил стыковку, однако в связи с возникшими техническими неполадками стыковочного узла не смог выполнить переход в станцию. Полёт КК «Союз-11» закончился трагической гибелью всего экипажа (В.Н. Волков, Г.Т. Добровольский, В.И. Пацаев) при возвращении на Землю.
Благодаря ещё одной серии коллекционных открыток с космической живописью А.А. Леонова и А.К. Соколова «В глубинах Вселенной» выпущенной в 1973 году, удалось найти ещё два визуальных образа, что позволяет нам перейти к знакомству с некоторыми элементами центральной части гобелена. Первый из них – фотонный звездолёт изображённой на картине «Старт с астероида», авторства А.К. Соколова.
- Открытка «Старт с астероида» по картине А.К. Соколова из серии «В глубинах Вселенной». Москва, 1973. Лицевая и оборотная стороны
Увеличенные фрагменты изображений открытки (слева) и центральной части гобелена (справа)
Подробнее рассмотрев детали, изображённые на гобелене и на картине с помощью увеличения, можно установить абсолютное сходство между ними.
Ещё более ранняя репродукция данной картины в качестве иллюстрации, нашлась в книге «Звёздные пути»[4] за авторством А.А. Леонова и А.К. Соколова, увидела свет в 1971 году, будучи приуроченной к десятилетию первого в мире полёта в космос Ю.А. Гагарина.
В упомянутой выше серии открыток «В глубинах Вселенной» присутствует ещё одна иллюстрация авторства А.К. Соколова, «Луна-16» у Луны».
- Открытка ««Луна-16» у Луны» по картине А.К. Соколова из серии «В глубинах Вселенной». Москва, 1973. Лицевая и оборотная стороны
- Увеличенный фрагмент открытки с изображением автоматической межпланетной станции «Луна-16» у Луны
- Увеличенный фрагмент центральной части триптиха гобелена с изображением автоматической межпланетной станции «Луна-16» у Луны
Кстати, репродукция этой картины тоже использовалась в качестве иллюстрации в книге «Звёздные пути», но носила в ней немного другое название – «Мягкая посадка на Луну». Таким образом, в качестве источника образов для репродукций трёх последних рассмотренных визуальных образов могли быть использованы сборники коллекционных открыток, а для двух последних – ещё и отдельная книга.
Временно оставим неоконченным наш разговор о центральном гобелене триптиха и перенесемся на правую его часть, с изображением американского космического корабля «Аполлон». Поиск в русскоязычных источниках долгое время не приносил приемлемых результатов – изображений или картин с подходящими и однозначно считываемыми ракурсами.
С этого момента был начат поиск в англоязычных источниках, с учётом национального названия программы в США – «Apollo–Soyuz Test Project» или сокращённо «ASTP». Буквально сразу же, на официальном сайте НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространств, США) были обнаружены две картины[5],[6] известных американских художников.
Первая из них – «Saturn Apollo Program», Дэвис Пол Мельцер (Davis Paul Meltzer).
Картина художника изображает испытательный проект «Аполлон-Союз» (ASTP), первую международную стыковку американского космического корабля «Аполлон» и советского космического корабля «Союз-19» в космосе.
За свою карьеру в качестве внештатного художника он создавал марки для Почтовой службы США, нарисовал десятки обложек научно-фантастических книг в жанре научной фантастики, а также активно сотрудничал с НАСА и в течение 30 лет работал научным иллюстратором в журнале «National Geographic» (Вашингтон, округ Колумбия).
Сравним изображение космического корабля «Аполлон» на правой части триптиха с его изображением на картине. М.Б. Ганько практически полностью повторила изображение первоисточника. Отличия заключаются в том, что на картине два космических корабля, а на гобелене только «Аполлон», а также в том, как на Луне под разными углами изображены тени. Кстати, за изображением земной поверхности мы видим солнце, стилистически очень похожее на изображение восходящего Солнца с картины А.А. Леонова 1973 года, показанной на обложке журнала «Огонёк».
- Сопоставление правой части триптиха с картиной «Saturn Apollo Program» (повёрнута для удобства сравнения на 90 градусов)
В остальном же, художнику удалось максимально полно повторить не только общую композицию исходной картины, но и подробно воспроизвести все детали космического корабля «Аполлон»: сопло маршевого двигателя и теплоизоляцию над ним, остронаправленную антенну связи, блоки вспомогательных двигателей служебного модуля, стыковочный отсек, стыковочный агрегат.
[Обратите внимание на интересный факт, что стыковочные узлы обоих космических аппаратов были разработаны советскими инженерами, после чего документация была передана американской стороне для производства своей части стыковочного агрегата — прим. ред.].
Вторая картина обратившая на себя внимание называется «Apollo-Soyuz Test Project (ASTP) (Docking)» и выполнена Робертом Макколлом (Robert McCall). Всю жизнь, начиная с 1950-х годов, он проработал официальным художником-иллюстратором НАСА документируя историю космической гонки, также был иллюстратором журнала «Life» в 1960-х годах. Роберт Макколл участвовал в художественном оформлении фильмов «2001: Космическая одиссея», «Чёрная дыра» и т.д. Работал он в жанре космореализма. Практически все его полотна посвящены покорению космического пространства сейчас и в будущем.
На данной картине художник изображает космический корабль «Аполлон» (слева), который собирается состыковаться с советским космическим кораблем «Союз-19».
Любопытный факт, что упомянутый ранее советский художник Андрей Соколов, работы которого выставлялись в Смитсоновском институте (США), в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио и многих городов СССР был лично знаком с Робертом Макколлом и даже с ним сотрудничал в конце 1980-х годов.
На этой фотографии мы видим художников в мастерской в период работы над полотном «Звёздный путь человечества». Картина была принесена в дар ООН от Ассоциации участников космических полётов. Сама картина имеет размеры 4х2 метра, а здесь у стены мы видим её копию. Более подробная история знакомства А.К. Соколова и А.А. Леонова с Р. Макколлом рассказана в одном из номеров журнала «Техника Молодёжи»[7].
Однако, вернёмся к рассматриваемой в данный момент картине. На этот раз особое внимание привлекла не общая композиция, а изображение деталей корабля «Союз-19».
- Изображение бытового отсека космического корабля «Союз-19» на увеличенном фрагменте картины (слева) и на увеличенном фрагменте левого полотна триптиха (справа)
При более близком сравнении изображений бытового отсека советского космического корабля на гобелене и картине, можно заметить схожее расположение надписи «СССР», бокового люка и выступающей рядом с ним рамки иллюминатора, лепестков системы «АПАС-75» и их тыльного «оребрения». Вызывают интерес и детали изображения приборно-агрегатного отсека корабля.
- Изображение приборно-агрегатного отсека КК «Союз-19» на увеличенном фрагменте картины (слева) и на увеличенном фрагменте левого полотна триптиха (справа)
На картине Р. Макколла более корректно изображена форма и взаимное расположение двигателей, а также и их общее количество – в отличие от рассмотренной ранее картины А.А. Леонова, которую сам лётчик-космонавт называл первым прототипом, требующим переработки.
Отметим, что картины вышеупомянутых американских художников широко использовались в публикациях не только в США, но и в Советском союзе. Так, например, в 1976 году вышла книга «Союз и Аполлон» (сдана в набор 5 января 1976 года), использующая в качестве иллюстраций картину Роберта Макколла «Apollo-Soyuz Test Project (ASTP) (Docking)» и ещё одну известную картину Дэвиса Пола Мельцера «APOLLO-SOYUZ TEST PROJECT (ASTP)» (её вы можете увидеть в нижней части представленного выше плаката НАСА). Это говорит нам о том, что советские художники были прекрасно осведомлены о творчестве заокеанских коллег.
Настало время вновь обратиться к центральному гобелену. Помимо прямых отсылок к живописным произведениям искусства, оказалось, что он содержит ещё и кинематографические.
В статье уже упоминался научно-фантастический фильм режиссера Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея», снятый в 1968 году и впервые показанный в СССР на Московском международном кинофестивале в 1969 году. После внимательного просмотра фильма была установлена прямая киноцитата.
- Фрагмент кадра из фильма «2001: Космическая одиссея» (реж. Стэнли Кубрик, 1968) с изображением «монолита» на орбите Юпитера
- Увеличенный фрагмент центральной части гобелена М.Б. Ганько с цитатой из фильма «2001: Космическая одиссея» (реж. Стэнли Кубрик, 1968) с изображением «монолита» на орбите Юпитера
Это открытие навело на мысль, что, возможно, учитывая историю первоначального ориентирования триптиха на зарубежные выставки (Венеция 1976, США 1977), М.Б. Ганько помимо сугубо технических образов могла искать общие и понятные образы из других сфер массово доступного искусства, например, кино. Встал резонный вопрос, а какой фильм, выпущенный в СССР до 1974 года (напомню, дата создания центральной части триптиха), мог содержать запоминающийся образ, удовлетворяющий трём критериям:
- Образ должен легко угадываться, иметь визуальное сходство с изображённым в нижней части гобелена «древом на острове» заключённом в некоторую сферу, возможно изображающую планету.
- Фильм должен быть выпущен до 1974 года.
- Быть одинаково хорошо известным публике в США и СССР.
Пока наилучшим кандидатом отвечающим заданным критерием является фильм Андрея Тарковского «Солярис», выпущенный в 1972 году и получивший престижные зарубежные награды, среди которых:
- Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале 1972 года.
- Приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале 1972 года.
- Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году.
После внимательного просмотра фильма «Солярис», по общему с коллегами из научного отдела мнению, на должность первоисточника для вдохновения может претендовать образ планеты показанной в конце фильма с орбиты.
До текущего момента нами умышленно оставался не разобранным образ какого-то явно техногенного объекта, расположенный в верхней части центрального полотна триптиха.
Если внимательно сравнить его со всеми остальными космическими аппаратами, рассмотренными ранее, он может показаться нам более «плоским», технически упрощённым. Такой стиль изображения объектов, как мы могли убедиться ранее, был не свойствен М.Б. Ганько. Также до последнего не удавалось найти ни открытки, ни картины, ни какого-либо другого визуального образа, созданного не позднее 1974 года, который мог бы выступить в качестве первоисточника.
Изучая достижения космической программы СССР периода 1970-х годов, невозможно обойти наши успехи по освоению Венеры, которую в тот период в научных кругах даже называли «русской планетой».
При изучении архивов государственной корпорации РОСКОСМОС[8], НПО им. Лавочкина[9], РГАНДТ[10] было сделано предположение, что всё-таки изображённый аппарат очень похож на автоматические межпланетные станции «Венера-7» (1970 год, первая в истории мягкая посадка на другую планету, выполнена на ночной стороне планеты) или «Венера-8» (1972 год, первая в истории мягкая посадка на дневную сторону другой планеты). Более ранние и более поздние венерианские станции либо имели абсолютно другую внешнюю конфигурацию, либо не попадали в удовлетворяющий срок запуска до 1974 года.
Также в процессе поисков в фотоархиве новостного агентства «РИА новости» была найдена любопытная иллюстрация. К сожалению, до сих пор не удалось найти публикации, в которой она могла быть использована.
- Автоматическая межпланетная станция серии «Венера». Источник: РИА «Новости»
- Автоматическая межпланетная станция серии «Венера» на центральной части гобелена М.Б. Ганько
Если предположить, что каким-то образом именно это изображение выступало первоисточником для художника, то можно допустить, что на гобелене изображена АМС «Венера-8», т.к. выполнено изображение севшего на освящённую поверхность планеты спускаемого аппарата. Хотя, с равной долей вероятности, это может быть и изображение АМС «Венера-7» – просто констатирующее факт первенства Советского союза в деле мягкой посадки на другую планету. Повторюсь, внешне различить между собой две эти АМС крайне сложно, т.к. они обе являлись в большей части конструктивно подобными по отношению к друг-другу, а обе даты их запусков попадают в окно создания центральной части триптиха – до 1974 года.
Пускай такое сходство кажется очень близким, однако, в правом нижнем углу иллюстрации мы видим дату 1975 год. С другой стороны, при большем увеличении рассматриваемого объекта, мы уже можем увидеть характерную горизонтальную линию стыка, а также стежки-«намётки» в нижней части панели солнечной батареи. Что бы это могло значить?
В результате этого открытия была выдвинута гипотеза о возможном первоначальном виде триптиха.
Возможно, в 1975 году, в близком к изображённому виду, М.Б. Ганько представляла своё произведение государственной комиссии перед его утверждением в качестве экспоната для грядущих международных выставок, выполненное в её творческой мастерской в рамках договора с Министерством культуры СССР.
В такие комиссии всегда приглашались и профильные специалисты, в данном случае это могли быть представители космической отрасли или люди близкие к ней, которые не могли не напомнить об успехах СССР по освоению Венеры к 1975 году.
Возможно, после получения подобных замечаний от членов комиссии, в кратчайшие сроки художником был изготовлен отдельный фрагмент, опиравшийся на приведённую выше иллюстрацию, после чего он был пришит к верхней части гобелена (что подтвердилось при изучении его оборотной стороны).
После таких детективных поворотов исследования, возникло желание поиска возможности очного разговора с автором или хотя бы с её ближайшими родственниками или коллегами по творческому цеху.
Большую помощь в этом оказала Людмила Фёдоровна Романова, являющаяся старейшим сотрудником Государственного музея-заповедника «Царицыно» и авторитетным в России и за рубежом специалистом по декоративно-прикладному искусству. Также она формировала коллекцию художественного фонда Союза Художников СССР по направлению декоративного искусства, осуществляла передачи из него в музеи.
В частном порядке от Людмилы Фёдоровны был получен адрес М.Б. Ганько и её домашний телефон, который, к большому сожалению, оказался уже не действующим. С учётом полученных от Л.Ф. Романовой данных был составлен официальный запрос в МВД России, по уточнению места жительства, но увы, не принёсший желаемого результата. Параллельное обращение к референту по ДПИ в СпбСХ, к сожалению, также не принесло новых сведений.
В качестве последней надежды была предпринята попытка связаться с продавцом, недавно разместившим на одном их сайтов объявление о продаже другого гобелена авторства М.Б. Ганько.
- ***, добрый день! Меня зовут Дмитрий. Я занимаюсь исследованием одной из работ Марианны Богдановны из коллекции ГМЗ «Царицыно». Пытаюсь разыскать её контакты, сведения. Вы случайно лично не знакомы?
- Здравствуйте. Марианна умерла несколько лет назад. Я знакома с её родственниками, но не уверена, что они смогут вам чем-то помочь.
- ***, спасибо за информацию! Печальная новость. Но, может быть, на какие-то вопросы родственники всё же смогут ответить? Готов связаться с ними в любой удобной форме (по телефону, электронной почте, письмом на адрес, могу сам приехать в Санкт-Петербург в командировку), обещаю не докучать. У меня отдельная образовательная программа (арт-медиация) посвящена разбору визуальных образов её триптиха «Во имя мира. Союз-Аполлон» — абсолютно удивительное произведение! Даже если родственники не смогут рассказать о каких-то подробностях создания самого произведения, для музея также будет ценна и личная история Марианны Богдановны, как сложилась её дальнейшая судьба. Я буду Вам очень признателен, если Вы сможете передать мою просьбу к родственникам.
- Передам, но немного позже. Я заболела и застряла у друзей в Финляндии.
К сожалению, в связи с уходом из жизни Марианны Богдановны, от нас уже скорее всего навсегда будут скрыты обстоятельства создания этого удивительного триптиха, который в связи с очередным напряжением мировой обстановки сегодня, вновь приобретает свою актуальность.
Единственное описание личности самой Марианны Богдановны удалось найти лишь в опубликованных воспоминаниях другого известного художника-гобелениста Розы Михайловны Коваль[11], буквально одной строкой, но кажется очень точно описавшей её личность:
«…молчаливая Марина Ганько, не знавшая, кажется, ничего, кроме всепоглощающего труда»
На данный момент исследование временно приостановлено, т.к. пока не поступало никакого ответа от родственников. Но даже те сведения, которые удалось получить, позволяют переоценить место рассмотренного произведения в коллекции декоративного искусства музея-заповедника «Царицыно»[12], по-другому, более полно и осмысленно, интерпретировать его в будущих выставочных проектах.
Уже сегодня, с опорой на полученные результаты исследования, в ГМЗ «Царицыно» проводятся арт-медиации с посетителями, использующие в качестве объекта бесед триптих М.Б. Ганько «Союз-Аполлон. Во имя мира».
Мы будем рады видеть уважаемых читателей среди участников арт-медиаций на долгосрочной выставке фондов музея «Основные элементы», открытой в Хлебном доме в музее «Царицыно» до 24 марта 2024 года. Приглашаем Вас к участию в коллективных дискуссиях, обмену мнениями и интерпретациями, поиску личных и авторских смыслов произведения, ставшего благодаря мастерству художника, зеркалом удивительной эпохи!
Автор благодарит за консультации Л.Ф. Романову, О.В. Докучаеву, А.Г. Герасимову (Стёпину).
Дмитрий Стальной
Стальной Дмитрий Александрович
Родился 23 октября 1987 года в Москве. В 2005 году поступил в Московский авиационный институт, в 2007 году перешёл в Московский городской университет печати им. Фёдорова, который закончил в 2011 году. В 2019 году окончил аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности «педагог-исследователь». С 2014 по 2018 годы — руководитель отдела музейной педагогики «Мемориального музея космонавтики» в Москве, автор многочисленных образовательных проектов:
«Фестиваль научных пабликов» 2015 года, Фестиваль «Море ясности» 2016 года, куратор образовательной программы выставок «PROКосмос» 2017 года, «Открытый космос» 2018 года. Автор и руководитель образовательного проекта «Инженерный центр», получившего в 2018 году премию Министерства культуры РФ в номинации «Лучший просветительский музейный проект». Автор серии научных публикаций и выступлений по теме музейной педагогики и информатизации образования.
Лауреат Премии Правительства Москвы «Московские мастера 2017», как лучший музейный работник-экскурсовод. Отмечен почётной грамотой за высокий профессионализм и личный вклад в развитие ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики».
С 2018 года по настоящее время заместитель заведующего отделом музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания музея-заповедника «Царицыно». Куратор развития образовательного направления музея-заповедника: автор занятий в рамках проекта «Учебный день в музее», организатор ежегодных циклов проектной и исследовательской деятельности школьников на основе материалов музея.
Куратор-эксперт образовательного проекта «ProГУЛ» (городской учебный ландшафт) в городе Выкса Нижегородской области.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Авторское ткачество XX-XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписерия: [Генеральный каталог]. Серия I. “Авторское декоративное и прикладное искусство XX-XXI веков” / Государственный музей-заповедник “Царицыно”; авт.-сост. каталога Л.Ф. Романова. — Белгород : КОНСТАНТА, 2018. С. 58.
[2] https://youtu.be/LfhqoqjQJTo
[3] «Космические миры Андрея Соколова», В. Лавренюк, А. Соколов, Воин России (М.). — 2001. — 4. — С. 94—96.
[4] Леонов А.А., Соколов А.К. Звездные пути: [Альбом]. — Москва : Мол. гвардия, 1971. — 109 с.: ил.; 26 см. — (К десятилетию первого в мире полета в космос Ю.А. Гагарина)
[5] https://images.nasa.gov/details-9401759
[6] https://images.nasa.gov/details-S74-24913
[7] «Техника молодёжи», 1989, № 2, «Кооперация по знакомству», стр. 12—14.
[8] https://www.roscosmos.ru/38181/
[9] https://www.laspace.ru/projects/planets/venera-7/
[10] https://rgantd.ru/news/pamyatnye-daty/venera-7-pervaya-posadka-na-poverkhnost-planety/
[11] http://gobelen.spb.ru/publikatsii/na-bolshoj-morskoj/
[12] Про историю формирования фондов музея-заповедника «Царицыно» (в 1984—1991 годах — Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР Министерства культуры СССР) см. также статью:
Андреева Л.В., Ермолов П.Б., Иванова Н.Ю., Романова Л.Ф., Тренихин М.М. Музейные коллекции // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 49—107.
Авторское ткачество в России: в поисках нового пути
Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной
Третий спутник на значках СССР
Неизвестные первопроходцы космоса
Мимикрия в фалеристике: цитирование, или плагиат
__________________