В Хлебном доме Царицыно с 18 января откроется выставка «Зелёные дворцы» – об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В экспозиции – архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, которые куратор выставки сделал во время экспедиций по многим странам мира.
Автор выставки-альманаха – доктор искусствоведения, профессор РГГУ и знаток паркового искусства Борис Соколов – исследует историю регулярного парка и связь исторических садов с современными. Регулярный сад построен на идеях геометрии и перспективы, он демонстрирует победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами. Этот древнейший тип сада существовал ещё в Междуречье и Древнем Египте и востребован до сих пор.
- Вилла Чимброне. Регион Кампания, Италия. Фотографии Бориса Соколова
- Садовые террасы на острове Изола Белла (1632–1640). Регион Пьемонт, Италия. Фотография Бориса Соколова
- Каскад и парк Вильгельмсхёэ в Касселе (1700-1780-е годы). Земля Гессен, Германия. Фотография Бориса Соколова
- Музей Гетти в Малибу — реконструкция Виллы Папирусов, находившейся возле Геркуланума. Штат Калифорния, США. Фотография Бориса Соколова
Как устроена выставка
Экспозиция занимает девять залов. В зале «Сад и космос» находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой (по совместительству архитектора экспозиции), описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровенным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор – история о «Войне садов» между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.
Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры, ставшие их визитными карточками: знаменитый «Парк Чудовищ» в Бомарцо, Апеннинский колосс на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «зеленая женщина» в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци, который преобразуя средневековые руины францисканского монастыря в собственную версию идеального города по мотивам романа «Гипнэротомахии Полифила».
В одном из залов куратор Борис Соколов объясняет, что во все времена сады влияли друг на друга, заимствовали детали, перенимали решения: например, Большой каскад в парке замка Сен-Клу послужил прототипом Большого каскада в Петергофе, а Версаль вдохновил строителей парка Королевского дворца в Казерте.
- «Синяя лестница» в усадьбе Наумкег в Стокбридже. Штат Массачусетс, США Фотография Бориса Соколова
- Фонтан «Инфинити» в парке «Краснодар» (2017). Краснодарский край, Россия. Фотография Бориса Соколова
Самый главный экспонат
Точкой отсчёта всей истории регулярного парка куратор предлагает считать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» с многочисленными иллюстрациями. Мистическое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, и при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен (к примеру, он упоминается в «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле) и переведен на несколько языков. Старинные экземпляры этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в течение четырех месяцев один из них можно будет увидеть в «Царицыне». Полный русский перевод «Гипнэротомахия Полифила» начал в 1997 году куратор выставки «Зелёные дворцы» Борис Соколов.
Выставка продолжает цикл, начатый в «Царицыне» несколько лет назад. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошёл «Садовый спектакль», который стала первым в России проектом, посвящённым пейзажному стилю в садовом искусстве XVIII века, а двумя годами позже — «Сады Серебряного века» о садах и парках эпохи символизма и модерна. Каждое лето, начиная с 2018 года, в «Царицыне» проходит Фестиваль исторических садов. Сам царицынский парк давно стал частью музейной экспозиции: например, во время V Триеннале текстильного искусства весной 2025 года будут созданы ландшафтные арт-объекты в технике ткачества, которые будут стоять в парке под открытым небом.
К выставке «Зелёные дворцы» уже издан каталог, в котором материала вдвое больше, чем в экспозиции. В параллельной программе запланированы лекции и кураторские экскурсии.
Прислал Михаил Тренихин 17.01.2025
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» — одно из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе, в которой входят Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, Царицынскими прудами и пейзажным парком. Был открыт в 1984 году, с 1998-го входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно».
В коллекции музейного комплекса центральное место занимают экспонаты декоративно-прикладного искусства: фарфор, стекло, керамика, художественный текстиль, гобелены, кожа, ювелирные изделия. Они делятся на две временные эпохи: раритеты 1920-х — первой половины 1930-х годов и культуру СССР послевоенных лет. В разделе народного и традиционного искусства представлены российские регионы, включая Поволжье, Дальний Восток, а также Среднюю Азию, Казахстан и другие. В коллекцию наивного искусства собраны работы художников из России, Белоруссии, Украины, стран Балтии и Кавказа.
Коллекция русского и западноевропейского художественного наследия XVIII — начала XX веков включает предметы внутреннего убранства, относящиеся к эпохе создания царицынского ансамбля. В музее собраны изделия различных русских и западноевропейских заводов: Императорского, Гарднера, Попова, Батенина, братьев Корниловых, Товарищества промышленника Кузнецова, Мейсена, Севра, Веджвуда, Венской мануфактуры.
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, улица Дольская, 1 Хлебный дом
18 января – 18 мая 2025 г.
Купить билет в Царицыно
__________________