Зелёные дворцы. Пять веков регулярного парка

Зелёные дворцы. Пять веков регулярного парка

in Новости музеев 464 views

В Хлебном доме Царицыно с 18 января откроется выставка «Зелёные дворцы» – об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В экспозиции – архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, которые куратор выставки сделал во время экспедиций по многим странам мира.

Автор выставки-альманаха – доктор искусствоведения, профессор РГГУ и знаток паркового искусства Борис Соколов – исследует историю регулярного парка и связь исторических садов с современными. Регулярный сад построен на идеях геометрии и перспективы, он демонстрирует победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами. Этот древнейший тип сада существовал ещё в Междуречье и Древнем Египте и востребован до сих пор.

  • Вилла Чимброне. Регион Кам­па­ния, Италия. Фотографии Бориса Соколова
  • Садовые террасы на ост­рове Изола Белла (1632–1640). Регион Пьемонт, Италия. Фотография Бориса Соколова
«Маска безумия» в парке Бомарцо (1547–1580). Регион Лацио, Италия. Фотография Бориса Соколова
«Маска безумия» в парке Бомарцо (1547–1580). Регион Лацио, Италия. Фотография Бориса Соколова
  • Каскад и парк Вильгельмсхёэ в Касселе (1700-1780-е годы). Земля Гессен, Германия. Фотография Бориса Соколова
  • Музей Гетти в Малибу — реконструкция Виллы Папирусов, находившейся возле Геркуланума. Штат Калифорния, США. Фотография Бориса Соколова
«Чёрная дыра» в Парке Космического размышления. Округ Дамфрисшир, Шотландия, Великобритания. Фотографии Бориса Соколова
«Чёрная дыра» в Парке Космического размышления. Округ Дамфрисшир, Шотландия, Великобритания. Фотографии Бориса Соколова

Как устроена выставка

Экспозиция занимает девять залов. В зале «Сад и космос» находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой (по совместительству архитектора экспозиции), описы­вающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровен­ным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор – история о «Войне садов» между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.

Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры, ставшие их визитными карточками: знаменитый «Парк Чудовищ» в Бомарцо, Апеннинский колосс на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «зеленая женщина» в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци, который преобразуя средне­ве­ковые руины францисканского монастыря в собственную версию идеального города по мотивам романа «Гипнэротомахии Полифила».

В одном из залов куратор Борис Соколов объясняет, что во все времена сады влияли друг на друга, заимствовали детали, перенимали решения: например, Большой каскад в парке замка Сен-Клу послужил прототипом Большого каскада в Петергофе, а Версаль вдохновил строителей парка Королевского дворца в Казерте.

  • «Синяя лестница» в усадьбе Наумкег в Стокбридже. Штат Массачусетс, США Фотография Бориса Соколова
  • Фонтан «Инфинити» в парке «Краснодар» (2017). Краснодар­ский край, Россия. Фотография Бориса Соколова
Франческо Колонна (1433-1527). «Гипнэротомахия Полифила». Венеция. 1499 год. Из коллекции Российской Государственной библиотеки
Франческо Колонна (1433-1527). «Гипнэротомахия Полифила». Венеция. 1499 год. Из коллекции Российской Государственной библиотеки

Самый главный экспонат

Точкой отсчёта всей истории регу­ляр­ного парка куратор предлагает счи­тать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» с мно­го­численными иллюстрациями. Мисти­ческое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, и при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен (к примеру, он упоми­нается в «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле) и переведен на не­сколько языков. Старинные экземп­ляры этой книги хранятся в Рос­сий­ской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в те­чение четырёх месяцев один из них можно будет увидеть в «Царицыне». Полный русский перевод «Гип­нэротомахия Полифила» начал в 1997 году куратор выставки «Зелёные дворцы» Борис Соколов.

Выставка продолжает цикл, начатый в «Царицыне» несколько лет назад. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошёл «Садовый спектакль», который стала первым в России проектом, посвящённым пейзажному стилю в садовом искусстве XVIII века, а двумя годами позже — «Сады Серебряного века» о садах и парках эпохи символизма и модерна. Каждое лето, начиная с 2018 года, в «Царицыне» проходит Фестиваль исторических садов. Сам царицынский парк давно стал частью музейной экспозиции: например, во время V Триеннале текстильного искусства весной 2025 года будут созданы ландшафтные арт-объекты в технике ткачества, которые будут стоять в парке под открытым небом.

Топиарий в Нидерландском музее под открытым небом в Арнхейме. Провинция Гелдерланд, Нидерланды. Фотография Бориса Соколова
Топиарий в Нидерландском музее под открытым небом в Арнхейме. Провинция Гелдерланд, Нидерланды. Фотография Бориса Соколова

К выставке «Зелёные дворцы» уже из­дан каталог, в котором материала вдвое больше, чем в экспозиции. В па­раллельной программе запланиро­ваны лекции и кураторские экскурсии.

Пресс-служба музея-заповедника Царицыно
17.01.2025

Фотоотчёт Дмитрия Щелокова

Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» 
Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» (фото Дмитрий Щёлоков)

Нана Абдрашитова, дизайнер, Борис Соколов куратор выставки и Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» (фото Дмитрий Щёлоков)

Михаил Тренихин
Михаил Тренихин

Царицыно Логотип

Го­су­дар­ст­вен­ный исто­ри­ко-архи­тек­тур­ный, художе­ст­венный и ланд­шафтный музей-за­повед­ник «Царицыно» — од­но из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в го­роде, в которой входят Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комп­лексом дворцовых построек, Цари­цынскими прудами и пейзажным парком. Был открыт в 1984 году, с 1998-го входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно».

В коллекции музейного комплекса центральное место занимают экспонаты декоративно-прикладного искусства: фарфор, стекло, керамика, художественный текстиль, гобелены, кожа, ювелирные изделия. Они делятся на две временные эпохи: раритеты 1920-х — первой половины 1930-х годов и культуру СССР послевоенных лет. В разделе народ­ного и традиционного искусства представлены российские регионы, включая Поволжье, Дальний Восток, а также Среднюю Азию, Казахстан и другие. В коллекцию наивного искусства собраны работы худож­ников из России, Белоруссии, Украи­ны, стран Балтии и Кавказа.

Коллекция русского и западно­евро­пей­ского ху­до­же­ст­вен­ного на­сле­дия XVIII — начала XX веков включает предметы внутреннего убранства, относящиеся к эпохе создания царицынского ансамбля. В музее собраны изделия различных русских и западноевропейских заводов: Императорского, Гарднера, Попова, Батенина, братьев Корниловых, Товарищества промышленника Кузнецова, Мейсена, Севра, Веджвуда, Венской мануфактуры.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, улица Дольская, 1 Хлебный дом

18 января – 18 мая 2025 г.

Купить билет в Царицыно

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы