Открытки

Коллекционирование открыток

in О коллекционировании/Филокартия 20937 views

Открытки (открытые письма) и почтовые карточки. Что пред­став­ляет­ся, если го­во­рить о кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии от­кры­ток? Со­вет­ские открытки в пер­вую оче­редь. Да ина­че и быть не мо­жет. Если что-то и вспо­ми­нает­ся, так толь­ко своя куль­ту­ра, пусть ушед­шая, пусть за­ме­нив­шая­ся тех­но­ло­гия­ми, не остав­ляю­щи­ми сле­дов, но куль­тура своя. Открытки, как вещест­вен­ное под­твержде­ние свя­зи с прош­лым, не просто картоночки с картинкой, адресом, почтовой маркой и штемпелем — это память и судьба. Что останется от поколения, поздравляющего с праздником друг друга в соцсети или в мес­сенджерах? А ничего не останется. Для ис­сле­дователей будущего мы — по­коле­ние не­мое, неграмотное, не­общаю­щееся, оди­нокое. Но наши отцы и деды — поработали и за наших внуков, развивая культуру общения именно открытками.

Что такое открытка

Открытое письмо (название сократилось до корот­кого «Открытка») картонная карточка, которая служит для передачи короткой информации, посредством почтового сообщения. Открытка на лицевой части обычно содержит какое-либо изображение. А оборотная часть может содержать много разной важной напечатанной в типографии информации, а также место под сообщение.

Возможно наличие надписи «Почтовая карточка» или «Открытое письмо» (иногда с переводом на иностранные языки, например, CARTE POSTALE, ДОПИСНА КАРТА, DOPISNICE, KORRESPONDENZ­KARTE, CARTE POSTALE, POSTKARTE, POST-CARD, POCZTÓWKA и т.д.) и предназначена для написания адреса получателя (место для адреса отправителя чаще не определено), для размещения небольшого сообщения, содержит место для наклеивания почтовой марки. Обычно также помещены выходные данные: фамилия автора-ху­дожника, название вос­произ­води­мого худо­жест­вен­ного произ­веде­ния или фотографии, место размещения подлинника, например, наз­вание музея, название (или фирменная марка) изда­тельства (например Изогиз), тираж, цена, номер открытки по каталогу издательства.

Стандартный размер советской открытки 10,5 х 14,8 см (складная открытка в два раза больше). Стандарт позволял не только использовать стан­дартные конверты, но удобно обрабатывать кор­респонденцию в почтовых отделениях. Доре­волю­цион­ный размер открытки 9,0 х 14,0 см был определён между­народными дого­ворён­ностями, достиг­нутыми на Всемирном почтовом конгрессе в Париже в 1878 году.

Существовали открытки нестандарт­ного раз­мера, часто имевшие собственный конверт.

Как не странно, существуют открытки из тема­тических наборов, имеющие сзади пре­дупреждаю­щую надпись, что они почтой не пересылаются. Из практики известно, что при наличии чётко ука­занного адреса и почтовой марки, такие открытки поч­тальоны уверенно доставляют адресатам.

Открытки

Для чего нужны открытки

Открытки и стандартные почтовые карточки имеют четыре основных предназначения:

  • Открытки служат средством связи;
  • Открытки рассчитаны на удов­лет­во­­рение эстетических за­про­­сов потребителя;
  • Открытки являются агитацион­но-пропа­­ган­дист­­ским средством;
  • Открытки являются кол­лек­цион­ным материалом.

Сегодня смело мож­но утверж­дать, что открыт­ки также яв­ляются важ­ным исто­рическим мате­риалом, изу­чае­мым специалистами.

Кто коллекционирует открытки и что такое филокартия

Первоначально открытки кол­лек­цио­ни­ровали филателисты, т.е. лю­ди увле­чённые собира­нием и изу­чением поч­товых марок. Со вре­ме­нем кол­лек­цио­ниро­ва­ние от­крыток вы­де­ли­лось в отдельное кол­лекционное на­правление — филокартию, кол­лек­ционеры открыток стали называться филокартистами.

Объединения коллекционеров открыток

Советские общества кол­лек­цио­неров объединяли специалистов разных направлений. Среди коллекционеров марок и менее заметных собирателей знач­ков, филокартисты (кол­лек­цио­неры открыток) являлись серьёзной кол­лек­ционной силой, спла­чиваю­щей в своих рядах людей разных профессий, разного уровня достатка и образования. И, конечно же, разных мест проживания. Поэтому общества кол­лек­ционеров соз­давались в разных горо­дах нашей не­объятной Родины. Эти общества пропаганди­ро­вали кол­лек­циони­ро­вание, осущест­вляли мето­ди­ческую работу, во­влекали молодёжь, выпол­няли консуль­тации по кол­лекцио­ниро­ванию и коллек­ционному материалу, устраивали выставки на пред­приятиях, организациях и учебных заведениях (часто шефствовали над клу­бами юных коллек­ционеров), по­могали в получении нужного кол­лек­ционного материала. В частности, об­ществами кол­­лекцио­неров созданы (ко­нечно, правильнее сказать, что были выпущены, но всё же!) конверты и от­крытки к разнообразным памятным датам, ставшие коллекцион­ным материалом для любителей. А любителей были тысячи.

Нужно отметить, что коллекционеры открыток (открытых писем, как открытки назывались раннее) также условно разделялись на кол­лек­цио­не­ров собственно иллюст­рирован­ных открыток и коллекционеров худо­жест­вен­ных репро­дукций (изображения произ­ве­дений искусства). Большинство репро­дукций сегодня стоят сущие копейки, но это не снижает их исто­рической зна­чимости, как не становятся менее инте­ресными день­ги-«чешуйки» рус­ских князей, которые очень древ­ние, но имеют­ся в огромном количестве.

Напомним, что всё советское время страна не была закрыта для между­народного общения и зарубежные открытки пополняли отечественные коллекции. И это открытки не только стран, ориен­тиро­ван­ных на СССР. Вообще совет­ская почта — это пример для подражания даже сегодня. Но это отдель­ный разговор.

Какие были виды открыток

В СССР выпускались три основных вида открыток: Агитационно-поли­ти­чес­кие от­крытки, Худо­жествен­ные и Инструк­тив­ные. Каждый вид от­крыток также условно делился на ряд направлений.

  • Агитационно-поли­ти­ческие от­крыт­ки посвя­щены обще­ст­вен­но-поли­тическим темам, отражают меро­приятия совет­ского пра­витель­ства и ВКП(б) или Коммунисти­ческой партии, со­бытия внутреннего и между­народ­ного зна­чения, а также  исто­ри­ческие и знаме­нательные даты, в т.ч. спортивные меро­приятия (олимпиады, фестивали, спартакиады, игры доброй воли и пр.).
  • Художественные открытки вклю­чают репродукции с произведений отечест­венного и зару­беж­ного изобра­зитель­ного искусства (живо­писи, графики, скульптуры) и открытки с рисунками и фотографиями.
  • Инструктивные открытки сооб­щают в зани­матель­ной и худо­жествен­ной форме сведения по санитарии и гигиене, физкуль­туре и спор­ту, пропагандируют правила уличного движения и пр.

Следует обратить внимание, что Художественные открытки также несли важную роль: про­паганду советского искусства и искус­ства советских музеев за рубежом. Произведения русских авторов продвигали, исподволь создавая к ним интерес, а, следовательно, продвигая, повышая общий интерес и стоимость произведений. Многие открытки были снабжены подписями на иностранных язы­ках, указывающими, что изображено на лицевой стороне, а также, что открытка напечатана в USSR.

  • Художник Л.И. Соломаткин. Славильщики. Холст, масло, 33х48,5. Киевский музей русского искусства. Изд. Аврора (лицевая и оборотная стороны)

Какие выпускали открытки

Наряду с изданием открыток на отдельные темы (см. ниже) издательства выпускали открытки сериями и подборками, объединён­ными общим тематическим признаком, например серии: «Сокровища Третьяковской галереи» (и в ней подтема — подборка «Пере­движ­ники» или произведения одного пере­движ­ника), «Танцы народов СССР», «Виды Ле­нинграда» и т. п. Серии и под­борки вы­пускались обан­деролен­ными либо в красочно оформленных мягких папках, па­кетах и конвертах с вкладным листом, содержащим пояснительный текст, краткие аннотации и перечень сюжетов и объектов, иногда с переводом на ино­стран­ные языки (с учётом между­народных связей и инту­ристов, приобре­тающих от­крытки как сувениры). Иногда перечень и анно­тации помещался на одной из внутренних сторон обложки или на клапане пакета-конверта. Ниже эти открытки указаны как Наборы открыток.

В некоторых сериях-под­борках открыток, в частности видовые, были пришиты к папке металлической скобой и снабжены пер­фо­рацией для отрыва от кореш­ка обложки. (Товарный словарь под ред. Пугачёва).

И. Семёнов. Пионерская весна. Советский художник, 1962
Художник И. Семёнов. Пионерская весна. Советский художник, 1962

Какие любимые темы у коллекционеров открыток

Темы кол­­лек­цио­ни­рования до­статочно условны, т.к. часто пересекаются и трактуются кол­лек­ционера­ми разных тем в свою сто­рону, что помогает сделать коллекцию интереснее.

Лениниана

Конечно, собирали лениниану. Можно подумать о как-то политических моментах у такого направления. Не исклю­чено. Но, как представляется, осно­вой являлась эстетика советских открыток — маленьких плакатов или портретов, выпол­ненных высоко­профес­сиональ­ными художниками.

  • Художник П.В. Васильев. В.И. Ленин беседует с красногвардейцами. 1917 г. КОГИЗ КФК Филателия
  • Художник Е.А. Кибрик. Владимир Ильич Ленин. Советский художник, Москва, 1963
  • Художник Н.Н. Жуков. Лучшее лекарство. Советский художник, Москва, 1969

Искусство

Обязательно собирали искусство (живопись, графика, скульптура). Художественные открытки включают репродукции произ­ведений оте­чественного и зарубежного изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), а также открытки с рисунками и фотографиями, выполненными для данного издания.

Таких открыток было огромное множество. Инте­ресно, что они показывают госу­дар­ствен­ный вектор к определённым видам живописи и т.д. или можно сказать иначе: мы видим, какие направления живописи и графики были не в чести и в какое время.

Так мы видим деление не только по видам искус­ства, но и по направлениям в живописи: рус­ская академическая живопись, совет­ская классика ранняя или поздняя, зару­бежная классика, художники востока и т.д.

  • Художник Д.Н. Кардовский. Эскиз декорации ко II акту комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», 1922 г. Советский художник, 1964
  • Художник Ю.И. Пименов. Новая Москва. 1937. Гос. Третьяковская галерея. Советский художник, 1963

Виды городов

Виды городов. Это потрясающие исторические художественные и фото­документы, незаменимые для сегод­няшних кол­лекционеров и их коллекций. Городов много и открыток выпущено огром­ное количество. Москва на открыт­ках, Ленинград на открытках, Рига на открыт­ках, Советские Вильнюс или Таллин, древнерус­ская архитектура, метро­политен. Часто один и тот же вид показан с одного и того же ракурса, но в разные годы. Это интересно. Нужно пони­мать, что один и тот же запе­чат­лён­ный вид города, разными людьми воспринимает­ся по своему. Один видит знакомые с дет­ства места, другой дом, с которым свя­заны воспо­минания или ав­торства инте­ресующего его направ­ления в строи­тель­­стве, а кому-то это просто вид столицы или другого города. Для кого-то важна мода на таких открыт­ках, а кто-то видит только вывески магазинов или транспорт.

Возможно, следует сюда же поставить и открытки ВСХВ-ВДНХ (павильоны, экспонаты различных выставок, территории) и метрополитен, и т.п.

К видовым отнесём ещё две темы: географию и этнические мотивы. География — страны или географические точки: горы, моря, полюсы и т.д. А «этнические» открытки пока­зывают националь­ные костюмы, на­цио­наль­ные традиции, предметы и т.д.

  • Фото И.Б. Голанд. Москва. Улица Моховая. Минсвязь СССР, 1957
  • Фото В. Павлова и Е. Рогова. Станция «Таганская». Кольцевая. Планета, 1981

Транспорт

В видах городов есть ещё одна интересная подтема, которая встре­чалась: транспорт на открытках с видами городов. Следует обра­тить внимание, что многие фотографии город содержат, как обяза­тельные, изображения городского транс­порта — трамваи, потом появились авто­бусы, а потом — трол­лейбусы, не любимые сегодня в Москве. Так московские виды очень часто содержат маленький трол­лейбус (конечно, панорамы других городов также украшены трол­лейбусами в не меньшей степени).

  • Фото Д. Бальтерманц. Москва. Универмаг «Москва». Советский художник, 1965
  • Город-герой Москва. Здание универмага «Детский мир». Правда, 1968

Портреты

Лицевая часть подобных открыток содержит портреты выдающихся общественных и политических деятелей, героев войны, героев социа­листического труда, деятелей науки, литературы и искусства — учёных, писателей, компо­зиторов, художников, космо­навтов (см. ниже «Космическая тема»). Часто открытки с изображениями лидеров партии (это мог быть тиражный фотопортрет) не пред­на­значались для пересылки почтой и обо­ротная сторона таких откры­ток совер­шенно чистая.

Открытки с изображениями артистов театра и кино выносим в отдельную тему из-за их особенно большого числа.

Художник Б. Карпов. Политбюро ЦК ВКП(б). Издательство "Искусство", 1939
Художник Б. Карпов. Политбюро ЦК ВКП(б). Издательство «Искусство», 1939
  • Художник И.И. Бродский. И.В. Сталин. Музей Революции Союза ССР, 1934
  • И.В. Сталин. Издательство Союз-фото, 1935
  • Художник Ф.Н. Малолеткова. И.В. Сталин. ИЗОГИЗ, 1939
  • Художник И. Янг. И.В. Сталин первый кандидат в депутаты Верховного совета РСФСР. ИЗОГИЗ, 1939
  • И.В. Сталин. Художник Б. Карпов. Художественно-производственный комбинат ССХ Грузии. Тбилиси. Главная филателистическая контора КОГИЗ`а. Москва. Главлит Грузинской ССР. Москва, Гознак, 1939

Актёры театра и кино

Открытки с актёрами — огромная коллекционная тема, захва­ты­ваю­щая и до­ре­волюцион­ные и со­ветские образцы. Открытки продавались повсе­местно, ведь «Важнейшим искусством для нас является кино». И это не пустые сло­ва и для кол­лекционе­ров открыток. Был момент кол­лекцио­ниро­­вания внёсший не­­большой разлад: по­явление цвет­ных открыток — некоторые кол­­лекцио­­неры не приняли цвет и, как не странно, ока­зались правы. Многие цветные открытки выпущены худшего ка­чества и сейчас выглядят менее достойно созданных в не­цвет­ном виде. Всег­да нуж­но помнить: советские девчонки конца 50-х–60-х годов собирали открытки с артистами в огромном количестве, поэтому попадающиеся под­борки, чаще всего, созданы их интересами.

Обычно оборотная сторона та­ких от­крыток со­­дер­жит перечень филь­мов или спек­таклей, где изобра­жённый актёр был задействован.

  • Старые стены. Режиссёр В. Тре­гу­бович. Ан­на Геор­гиевна — Л. Гур­чен­ко. Во­ло­дя — А. Джигарханян. Всесоюз­ное бю­ро пропаганды киноискусства (г. Рига).  Ленфильм, 1974 (лицевая и оборотная стороны)

Детский типаж

Открытки с изображением детей мож­но от­нести к отдельной популярной теме кол­­лек­цио­ниро­вания. Изобра­же­ния как ри­со­ван­ные, так и фото­­графические.

  • Фото Е. Мичуриной и И. Ефимова. «А почему вода кусачая?». ИЗОГИЗ, 1954
  • Фото А. Станового. Вкусная кукуруза. Планета, Москва, 1969
  • Мальчик на контрабасе исполняет сюиту Моцарта. (Nr.1325, DDR?)

Сказки и мультфильмы

Сказки и мультфильмы — одна из важнейших тем в филокартии. Имен­но эта тема является основной в деле привлечения малышей к этому увле­чению. Можете проверить, но боль­шинство обаятельных персонажей не оставляют вас равно­душными и сегодня.

  • Художник Ю. Васнецов. Сказка о том, как котёнок стал котом. Стихи А. Прокофьева. ИЗОГИЗ №1027, 1960
  • Художник Г.О. Вальк. Дядя Стёпа. Советский художник, 1956
  • Художник Г.О. Вальк. ИЗОГИЗ, 1956

Спорт

Открытки на спортивную тему не могли быть забыты кол­лекционе­рами из-за огром­ной популяр­ности спор­тивных занятий и спортивных соревно­ваний: олимпийские игры, чемпионаты, спар­такиады, виды спорта, спортсмены.

  • Фото Д. Бальтерманц, С. Гурарий. Москва. Физкультурный парад 1954 года. Финал парада. ИЗОГИЗ, 1955
  • Это — обложка. Внутри фото В. Викторова. Слава советскому спорту. ИЗОГИЗ, 1958

Космическая тема

К 1961 году появились коллекционеры космической темы: спутники, звёзды, космонавты. А многие открытки с портретами космонавтов укра­шены под­­лин­ными авто­гра­фами, со­вет­ских по­корителей космоса. По­это­му кос­мическая тема может соотнестись с темой Портреты.

  • Юрий Гагарин. Правда, 1961
  • Художник А. Белов. 14 сентября 1959. ИЗОГИЗ, 1959
  • Алексей Леонов. Правда, 1965

Флора и фауна

Флора (цветы, бота­нические сады и т.п.) и фауна (котики, собаки, дикие животные и др.) на открытках — пора­зительно красиво всё это выглядело и до сих пор удивляет качеством как фото­работ, так и исполнения в виде открыток.

Иногда спрашивают: «Зачем цветы на советских открытках»? А где же им быть-то, как не на советских? Цветы — это мир, красота, спокойствие, стабильность, надежда, символизм и т.д. Но, красота всё же на первом месте. Т.е. просто красивую открытку, которая нравится тебе — приятно отправить от своего имени. Сегодня тоже печатают цветы — их приятно дарить.

  • Фото В. Елисеева. Боксёр. Планета, 1969
  • Открытка ГДР (?). Чау-чау. Der Chow-chow. Nr. 1103

Праздники

Новый год, 23 февраля, Между­народному женскому дню 8 Марта, 1 мая, 9 мая, 7 ноября — основные темы праздничных праздничных открыток. Эти открытки чаще других несут на себе ко­роткие сообщения, адреса полу­чателей  почтовые марки гашён­ные почтовыми штемпелями. В царское время выпущено множество открыток с поздрав­лениями на Пасху и именины.

С новым годом! Зима! Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь. Издательство "Искусство", 1941
С новым годом! Зима! Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь. Издательство «Искусство», 1941
  • Художник Е.Н. Гундобин. Издание Минсвязи СССР, 1956
  • Художник С.Г. Рязанова. Маме к празднику! Советский художник, 1958
  • Художник Е. Гундобин. Поздравляю с праздником 1 мая. Издание Министерства связи СССР, 1959
  • Художник А. Кокорекин. Первомайский привет с Красной площади! Издательство «Искусство»
  • Художник Г.В. Судаков. Праздник победы над фашистской Германией. Воениздат Министерства Вооружённых Сил Союза ССР, 1947

Милитария

Милитария (военная открытка)  — отдельная тема, захва­тывающая и изображения батальных сцен (как специально для открыток изго­товленных, так и репро­дукции картин), художественные и фото­изобра­жения крепостей и других военных строений, изображения воен­но­служащих, вооружения и амуниции, флотов (очень популярные изображения кораблей, броненосцев, пор­тов), изо­бра­жения планов боевых действий, военная карикатура. Пред­ставляют интерес открытки, отправленные с мест или в места боевых действий. В милитарии существует общепризнанный подраздел: Наполеоника.

  • Художник В. Коновалов. Советская артиллерия. Стихи М. Косовского. Издательство «Искусство», 1940
  • Художник В. Коновалов. Советские ВВС. Стихи П. Германа. Издательство «Искусство», 1940
  • Художник В. Коновалов. Советская кавалерия. Стихи В. Лебедева-Кумача. Издательство «Искусство», 1940
  • Художник В. Коновалов. Советская ВМФ. Стихи М. Косовского. Издательство «Искусство», 1940
  • Художник В. Коновалов. Советская пехота. Стихи В. Лебедева-Кумача. Издательство «Искусство», 1940

Открытки периода Великой Отечественной войны

Любопытная и сегодня встре­чающая­ся тема: открытки периода Великой Отечественной войны. Это и пла­каты, и запечатлённые подвиги советского народа, и руководители партии и правительства, и живопись и графика этого периода, в т.ч. карикатуры, се­годня снова получившие актуальное звучание.

Художник Б. Васильев. Далеко ли, высоко ли летают наши соколы? Издательство "Искусство", 1941
Художник Б. Васильев. Далеко ли, высоко ли летают наши соколы? Издательство «Искусство», 1941
  • Художник Б.В. Васильев. Поединок советской подводной лодки с двумя фашистскими самолётами. Издательство «Искусство», 1941
  • Художник Б.В. Васильев. Образец отваги и прекрасного умения водить танк. Издательство «Искусство», 1941
  • Художники М.И. Поляков, Б.Ф. Рыбченков, А.А. Суворов. Издательство «Искусство», 1941
  • Новогодний привет доблестным воинам Красной армии, героически защищавшим свободу и жизнь народов СССР от немецких захватчиков! Издательство «Искусство», 1941
  • Новогодний привет из Москвы! С новым годом! Издательство «Искусство», 1941
  • Новогодний привет из Москвы! Пушкин. Издательство «Искусство», 1941
  • Новогодний привет из Москвы! Издательство «Искусство», 1941
  • Художник В. Айвазян. Новогодний привет доблестным воинам Красной армии, героически защищающим свободу и жизнь народов СССР от немецких захватчиков! Издание Художественного фонда СССР, 1941
  • С новым годом, наш родной, любимый защитник! Издательство «Искусство», 1941

Советская тема

Советскую тему не приходилось видеть на первом месте. Но она также, хотя и не очень часто, присутствует в коллекциях. Тема доста­точно исторична и требует много дополнительных знаний; пере­секается с Праздниками (с советскими праздниками, конечно), Портретами, Выборами и др. Но кол­лек­цио­нирование имеет основой другой подход к подбору мате­риала и ставит собственные акценты.

  • Художник А. Дейнека. Механизируем Донбасс. ИЗОГИЗ, 1930
  • Герб Союза Советский Социалистических Республик. Издательство «Искусство», до 1946
  • Художник А. Антонченко. Родине Октября Слава! ИЗОГИЗ, 1962

Реклама

Рекламные открытки (правильнее назвать рекламно-информационные), имеющие задачей рекламировать о товарах и услугах — выпускались в Российской империи и в советский период. Многие из них стали редкостью, например, открытки, которые покупатели находили в коробках с продукции кондитерской фабрики «Эйнем» и, например, распространённая реклама швейных машин компании «Зингер», а в СССР открытки ТОРГСИН и т.д. Ну и т.п.

Лучшие сорта винограда, созревающего на Кавказе, в Крыму, Узбекистане и Молдавии идут на приготовление Советского шампанского. Союзпищепромреклама, 1953
Лучшие сорта винограда, созревающего на Кавказе, в Крыму, Узбекистане и Молдавии идут на приготовление Советского шампанского. Союзпищепромреклама, 1953

Фестивали

Популярная тема посвящена Фестивалям. Наиболее любимый VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года. Первоначально покажется, что таких открыток не много, но они выпускались большими тиражами, с хорошо продуманными изобразительными частями. Может быть сегодня не так много коллекционеров этой темы, но это очень достойная тема.

  • Художник В. Бордзиловский. На фестиваль. ИЗОГИЗ, 1957
  • Художник Е. Пашков. Дружба. ИЗОГИЗ, 1957

Рецепты

Постоянно забываем о наборах открыток, которые назовём «Рецепты». Такие наборы пользовались популярностью у хозяек удобством использования: хорошие фото­графии разнообразных блюд (от высо­кой кухни до национальных, детских и быстрых перекусов), которые были снаб­жены описаниями разнообразных способов приготовления. К сожалению, эти открытки вряд ли можно назвать кол­лекционным мате­риалом — это был рабочий мате­риал, помощник на кухне, состояние которого в массе далеко от совершенства. Но, возможно, кому-то и они доставляют удовольствие. Заметим, что авторы этих открыток — сильные профессионалы, а подготовка открытки с фотографией блюда и рецептом — не менее сложно и ответственно, чем изготовление открытки с фото­изображением известного памятника.

  • Фото М. Анфингера. Манты (Из серии «Блюда узбекской кухни»). Планета, 1970
  • О. Чиликин. Комплект открыток «Детям к столу» 15 шт. Планета, 1972 (На обложке знаменитое Яйцо в поварском колпаке!)
  • Фото Ю. Абрамочкина. Гурьевская каша. Планета, 1987

Открытки-приглашения

Открытки-приглашения пред­­став­ляют собой инфор­мационные открытки, инфор­мирующие или приглашающие принять участие в выборах в органы вер­ховной и местной власти и т.д. Как не удивительно, но при огромных ти­ражах, стоят они иногда дорого.

  • «Все на выборы!» Варианты открыток, приглашающих прий­ти на выборы

Юмор и карикатуры

Открытки, выполненные на осно­ве забавных рисунков и кари­катур были популярны и в до- и в послере­волю­­цион­ное время (в т.ч. военная карикатура). Такие открытки в т.ч. поступали в Россию и СССР из-за рубежа.

Советская политическая карикатура, как не покажется странным, пользовалась популярностью. Сегодня мы видим, что она не утратила актуальность и снова востребована.

  • Художник Ю. Черепанов. Почти по Гоголю. ИЗОГИЗ, 1955
  • Художник В. Коновалов. Неужели цветы? ИЗОГИЗ, 1956
  • Художник К. Ротов. Из серии «По следам Крокодила», 1956
  • Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Мальбрук в поход собрался. Издательство «Искусство», 1939
  • Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Пограничный столб. Издательство «Искусство», 1939
  • Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Советская подворотня. Издательство «Искусство», 1939
  • Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Слон и козявка. Издательство «Искусство», 1939
  • Художники В. Брискин и В. Фомичёв. Стихи М. Коссовского. На границе у Хасана. Издательство «Искусство», 1939
  • Художники В. Брискин и В. Фомичёв. Стихи М. Коссовского. К Хасану шли японцев рати, и эти рати вёл Ямати. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник Б. Пророков. Мы врага встречаем просто: били, бьём и будем бить. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник В. Иванов. Рабы разгибают спину. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Шухмин. Место для посадки. Издательство «Искусство», 1941
  • Художники Н.А. Шишловский и И.А. Ершов. Стихи Демьяна Бедного. Издательство «Искусство», 1941

Звуковые открытки

Звуковые открытки вернее указать как озвученные открытки. Озвученные открытки содержали вклеенный между двумя слоями бумаги пищик, с наклеен­ной на них небольшой и небью­щейся грам­пластинкой, с нотами и текстом популярных песен.

Стереооткрытки (переливашки)

Открытки-переливашки (как карманные кален­дарики-переливашки) были в большой моде. Два сменяющих при наклоне открытки изображения чаще могли дополнять друг друга, а могли быть раз­ными. Очень были популярны япон­ские открытки с подмигивающими девушками.

  • Японская открытка-переливашка (CSP-5. © WONDER CO. TOKYO. MADE IN JAPAN)

Открытки-раскладушки

Открытки-раскладушки обыч­но состоят из двух страниц, между которыми оказывается объёмная композиция из плотной бумаги, выполненная по прин­ципу детских книжек-раскладушек.

Дореволюционные открытки

Отдельно вспомним открытки доре­во­люционные, как Российской империи, так и зарубежные. Тематика охватывала все стороны жизни, а качество исполнения часто превосходило советское и, как не удивительно, — а нам уже совсем не удивительно, — совре­менное. Дореволюцион­ных открыток во многом определяли виды совет­ских, конечно, за некоторыми исключениями. К таким исключениям можно отнести авторские открытки Елизаветы Бём.

Многие открытки разных издателей повторяли изображение, оказавшееся самым важным и популярным на момент выпуска данной от­крытки. Заметно, что фотографы со­ветского периода стали работать профессиональнее и более художественно, по сравнению с дореволюционными авторами.

Помимо тех, которые в силу политических перемен или технических достижений, ещё не имели место в царской России, существовали, например, открытки Гламурные, которые се­годня находятся в некоторых коллекциях.

  • Памятник императору Александру III. Издатель И.Е. Селин
  • Памятник императору Александру III. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва
  • Памятник императору Александру III. Издатель С.Ф. Фёдоров, Москва
  • Памятник императора Александра III (1503, издатель не указан)

Карточки радиообмена

Не знаем насколько активно кол­лек­циони­руют фило­картисты карточки радиообмена. Скорее всего основное коли­чество фило­картистов кар­точ­ки радиообмена не кол­лекцио­нируют. Карточка радио­обмена до­ку­ментально под­тверждает факт проведения сеанса радио­связи между дву­мя радио­любителями. На кар­точке радиообмена на­писаны позыв­ные обоих операторов, время и дата контакта, исполь­­зован­ная радиочастота и т.д.

  • Карточка радиообмена (лицевая и оборотная стороны). СССР. Москва. Первая в мире промышленная атомная электростанция.

Картмаксимумы

Открытки, выпущенные для доукомплектования серий или единичных экземпляров марок, которые наклеиваются на лицевую часть картмаксимума и про­штам­повываются специально изго­товлен­ным к определённой да­те почто­вым штем­пелем. Карт­максимумы кол­­лек­ционируют максимафилисты и не являются предметом кол­­лекциони­ро­вания фило­картистов, по­этому мы о них рассказывать не станем.

Самодельные и условно самодельные открытки

Существуют интересные самодельные открытки. Они появляются постоянно, изго­тав­ли­ваемые практически в един­ственном числе или чуть более того. Это открытки могут быть очень кра­сивыми и тро­га­тельными. Но также существуют открытки, выглядящие как самодельные, но изготовленные пред­прия­тиями — это делалось для привлечения интереса к открыткам. Ниже покажем вариант условно самодельных открыток, подготовленных для пре­до­ставления к закупке Министерством торговли СССР пред­ста­вителями СФРЮ в конце 1980-х годов. Изображения — аппликация. Уверенно можно назвать образцы этих югославских открыток раритетными.

Открытки Условно самодельные, Югославия

Открытки условно самодельные. Югославия

Наборы открыток

Открытки могут поступать в продажу или коллекционироваться в виде тематических  наборов, например, открытки посвящённые конкретному человеку (изображённому на открытке или автору изображения), определённому событию в жизни страны, памятной дате города, организации и т.д. Популярными являются наборы, посвящённые истории, музейным коллекциям и т.д. Наборы открыток обычно располагаются в картонном или бумажном художественном футляре-обёртке, несущем на себе дополнительные сведения об открытках набора, событии, авторе, издательстве, типографии, стоимость и т.п.

  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин в Смольном. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. Выступление И.В. Сталин по докладу В.И. Ленина на Апрельской конференции. 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин на прогулке в Кремле после ранения. 1918 г. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин и И.В. Сталин выходят из Смольного. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин слушает доклад товарища Щорса. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин, И.В. Сталин и Л.М. Каганович среди делегатов Всероссийской конференции военных организаций большевиков. Июнь 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин, И.В. Сталин и В.М. Молотов в редакции газеты «Правда». 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. В.И. Ленин беседует с А.М. Горьким в Кремле. 1920 г. Издательство «Искусство», 1939
  • Художник П. Васильев. Выступление В.И. Ленина на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в Петрограде. 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
Художник П. Васильев. Последнее выступление В.И. Ленина в Большом театре 20 ноября 1922 г. Издательство "Искусство", 1939
Художник П. Васильев. Последнее выступление В.И. Ленина в Большом театре 20 ноября 1922 г. Издательство «Искусство», 1939

Другие виды и современность

Конечно, есть и другие виды, которые мы упустили, но можем добавить, если они имеют боль­шой кол­лекционный объём.

Также не упоминаем отдельно об открытках неболь­шого размера, обычно продававшихся тема­тическими наборами, которые были в массе рассчитаны на туристов.

Современные открытки не являют­ся те­мой этого материала, т.к. упо­минание будет рекламой: но хорошие открытки всё же встречаются.

Изготовление открыток

Открытки относятся к поли­гра­фи­ческой про­дукции. Изготавливаются в следующей технике поли­­гра­фи­ческо­го исполнения: офсет, глубокая или высокая печать. Соот­вет­ствую­щие и главные требования к качеству откры­ток как для всей печатной продукции. Главные из них: идентичность с оригиналом, особенно чёткая печать на мелованной или офсетной бумаге доста­точной плотности, совмещение красок при двух- и многокрасочной печати.

Выбор того или иного способа печати зависит от художественных и технических требований воспроизводимого оригинала — рисунка, цветной или чёрно-белой фото­графии. Для малотиражных изда­ний и определённых сюжетов, например видовых открыток, применялась фотопечать на фотобумаге. Максимальный размер ил­люстри­­рован­­ных открыток состав­лял 10,5 х 14,8 см. Изредка выпускались открытки и меньших размеров, так называемые «визитки», а также двой­ного открыточного формата в один сгиб (по преимуществу с поздра­вительным текстом) — Товарный словарь под ред. Пугачёва.

Конгревное тиснение (конгрев) — механическая доработка изготовленной открытки (в нашем случае) для создания определённого рельефа (вы­пуклое или вогнутое) выполненного дав­лением посредством клише и контр­штампа (патрица, выпуклое изображение).

Как показывает время конгревное тиснение, применявшееся при изготовлении открыток в Российской империи, стойко к внешним воздействиям и долговечно.

Выпускались открытки, комби­нированные из разных мате­риалов (на­при­мер, картон, обклеенный шёлковой или иной тканью). В ряде слу­чаев на открыт­ках применялась ручная под­краска рисунка, выполненного поли­гра­фи­ческим способом, с нало­жением до­полнительно рельефных кра­сок и блестящей «бриллиантовой» осыпи.

Кто делает открытки

Иллюстрированные открытки из­дава­лись Ми­ни­стерст­вом связи СССР, цент­ральными изда­тель­ства­ми — «Изогиз», «Советский художник», «Правда», рес­­пуб­ли­­кан­ски­ми, област­ными, крае­выми изда­тель­ст­вами, му­зеями, Го­­су­дарст­вен­ной фила­телистической конторой и др. Часто от­крыт­ки из­да­ва­лись по за­казу, напри­мер, за­казчиком час­то явля­лись об­щест­ва коллекционеров.

Почтовые карточки выпускались Министерством связи СССР в порядке предоставленного ему мо­нопольного права.

Изготовителей открыток много. Обычно это работа двух организаций: из­дательства и типографии.

Наш журнал также помогал издателю Олегу Миронову выпускать открытки для лю­би­телей посткроссинга, т.е. открытки пред­на­зна­чен­ные сразу для кол­лекций и про­дажу не поступав­шие, хо­тя некоторая часть была разослана в виде обычных почтовых отправлений или раз­дарена. Это теперь коллекционная редкость.

Открытки
Открытки издателя Олега Миронова

Коллекционирование открыток

Авторы открыток

Популярные авторы (художники) открыток: Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914), Василий Николаевич Сигорский (1902–1978), Евгений Николаевич Гундобин (1910–1975), Иосиф Гиршевич Брюлин (1910–1976), Маргарита Старасте-Бордевика (латыш. Margarita Stāraste-Bordevīka, 1914–2014), Генрих Оска́рович Вальк (1918–1998), Владимир Иванович Зарубин (1925–1996), Лидия Марковна Манилова (1926–2005), Глеб Георгиевич Бедарев (род. 1938), Владимир Иванович Четвериков (1943–1992) и др.

Следует обратить внимание, что часто для открыток использовались фото­работы лучших фото­мастеров, таких как Дмитрий Николаевич Бальтерманц (1912–1990), Николай Николаевич Штерцер (1899–1943), Елизавета Всеволодовна Игнатович (1903–1983), Евгений Ананьевич Халдей (1917–1997), Илья Борухович Голанд (1918–1977), Михаил Петрович (1912–1991) и Александра Констан­тиновна Ананьины и др.

Е.Н. Гундобин. Интересная сказка. Минсвязь СССР, 1956
Художник Е.Н. Гундобин. Интересная сказка. Минсвязь СССР, 1956

Целые и цельные

Целые и цельные открытки. Данные понятия перешли из филателии.

Целая вещь — это наименование почтовых отправлений (открытки, конверты, в т.ч. конверты первого дня), прошедших почту, с наклеен­ными почтовыми марками и без марок.

Цельная вещь — наиме­нование почтовых отправлений, на которых почтовые марки напечатаны.

Отметим, что от коллекционеров никогда эти тер­мины в предложенном контексте слышать не приходилось.

Открытки целые и цельные

Открытки целые и цельные

Возможные дефекты открыток

Как любая печатная продукция открытки могут иметь соответствую­щие им дефекты, т.е. так называемый поли­­графический брак.

  • Двоение
  • Непропечатка
  • Несовмещение красок
  • Разнооттеночность (разноцветица)
  • Сорность

Открытки, после того, как стали цветными, часто легко ломались при неболь­шом изгибе из-за недо­статочной меха­нической прочности бумаги.

Также возможны над­рывы, отсутствие частей, изломы и сгибы.

Кодировка степени сохранности открыток

Мидеальное состояние открытки без каких-либо дефектов.
NMпрактически новая открытка с допустимыми еле заметными небольшими следами старения (например, от долгого хранения в фотоальбоме).
EXотличное состояние открытки, прежде всего, с лицевой стороны открытки (изображение). На открытке допускаются надписи и штемпели, при условии, что она сохраняет свой первоначальный вид.
VGхорошее состояние открытки с до­пустимыми вмятинами и изгибами, надписями, штемпелями и неповреждённой лицевой частью.
G – наличие у открытки обтрепавшихся углов, загибов и складок, надписей, меток, штемпелей.
FR – повреждённые и реставрированные открытки.

Торговля открытками

В России торговля открытками осуществлялась почтовыми предприятиями, ло­тош­никами, фото­ателье и др. В основном торговля открытками в Советском Союзе осущест­влялась пред­приятиями Министерства связи СССР (почтовые отделения), книжными магазинами (и другими торговыми точками кни­готорговой сети), магазинами канцелярских при­надлежностей и культ­товаров, торговыми точками системы Смешторг, магазинами и киосками Союзпечать, суве­нирными магазинами и киосками (в т.ч. на кораблях, портах, аэропортах и т.д.), в гостиницах, а так­же лоточниками (в общест­венных местах) и фотоателье. Сегодня открытки можно приобрести практически в тех же местах, но сменивших наименования.

Выкладка открыток в магазине. В мага­зинах открытки для лучшего обозрения выкладывались на вертушках, настольных и настенных витринах, в ящиках и альбомах по определённым груп­пам, например: репродукции с картин, детские открытки, поздра­вительные, виды столицы и городов, цветы, артисты кино и т. п. Открытки, напечатанные фото­способом, выкла­дывались отдельно. Там, где в продаже имелось много наименований открыток, выстав­ленные образцы снабжались ярлычками с порядковыми номерами, — покупатель называл нужные ему номера, и продавец подбирал по ним требуемый товар. При отпуске покупателю открытки укладывались в фирменный конверт мага­зина или завёртывались в обёрточную бумагу. В торговых пред­приятиях к ассортименту открыток обычно присоединяли и другую изо­продукцию, близкую по темам, оформлению и технике воспроизведения: разных размеров листовки-су­вениры, под­борки-раскладушки, состоящие из склеен­ных друг с другом и сложенных в виде гармошки фотографий, например «Стадион имени Ленина», «Московский университет имени Ломоносова» и т. п.; цветные и тоновые фотоминиатюры, т. н. «диплианты». В продаже имелись спе­циальные альбомы для открыток. Использование альбомов с плас­ти­ко­выми карманами стало популярным в последние 30-35 лет. Открытки размещаются в двухсторонний прозрачный пластиковый кармашек по две штуки задниками друг к другу. Любопытно, что сохранились оригиналы собирающие открытки в альбомы с перфорирован­ными дугообразными отверстиями под уголки открыток — может и не современно, но смотрится очень стильно, особенно в бархатных аль­бомах.

Упаковка, маркировка и тран­спорти­ро­вание. Изда­тели-постав­щики сдавали тиражи от­крыток оптовым книго­торгующим орга­низациям в наглухо заклеенных пач­ках, содер­жащих по 1—2 тысячи экземпля­ров, причём каждые 100 экземпля­ров должны были быть обан­деролены. На один из торцов пачки наклеивалась открытка со штемпелем «Образец», а на другой торец — марки­ровочная этикетка с указанием фамилии автора-худож­ника, названия сю­жета, издательства и типографии, количества открыток в пачке и конт­роль­ного номера упаковщицы.

Транспортировались открытки уложен­ными в картонные ко­роба в контейнерах (Товарный словарь под ред. Пугачёва).

Альбомы для открыток

Для открыток используют­ся альбомы для фото­графий. Это фотоальбомы были удобны для фотографий, которые вклеи­вались в такие альбомы, содер­жавшие просто чистые листы. Но для открыток эти альбомы несколько усовер­шен­ство­ва­лись: под уголки открыток прорезались отверстия. Открытка состоит из двух сторон и коллекционеру важно иметь возможность обе стороны видеть при необхо­димости (как посмотреть самому, так и показать коллегам). Самостоятельно можно было сделать (или приобрести) накладки на уголки для крепления открыток: накладки крепятся к листам и уже в них вставляются открытки. Но самые лучшие фотоальбомы имели фабрич­ные прорези в листах. Некоторые коллекционеры считают, что такие прорези вредят открыткам, оставляя характерные следы на углах, но зато открытки располагают­ся ровно-ровно.

С началом широкого использования пластическим масс, появились фото­альбомы с прозрачными страницами-кармашками (наподобие ви­зитниц), в которые открытки размещать ещё удобнее: можно по одной, а можно и по две, сложив их оборотными сторонами.

Но, не отрицая удобство фотоальбомов, многие кол­лек­ционеры хранят открытки в специальных коробках или ящиках. Самые продвинутые — в специальных шкафчиках. Существует мнение, что при таком хра­нении открытки изнашиваются — согласиться с этим трудно, ведь подобное зависит от самого коллекционера: не­аккуратный — всё испортит и в бро­нирован­ном сейфе.

Актриса Наталия Фатеева

Самодельный альбом для открыток с самодельными прорезями для открыток

  • Фотоальбом с фабричными прорезями страниц для размещения фотографий и открыток

Какие открытки ценятся

Вопрос сам по себе не корректный, т.к. открытки ценятся или коллекционерами, или продавцами. Коллекционеры ценят те открытки, которые собирают в свои коллекции и никак иначе. Если вы услышите, что ценны открытки дореволюционные с видами городов или поздравлениями, или направленные кому-то из представителей царствующей династии, то это уже интерес не коллекционный, а интерес продавца, который мог этот интерес и сформировать. Какая разница собирателю живописи, как ценятся открытки с животными? Разве что для обмена. А вот для торговца открытками разнести все открытки по линейке от дешёвых до дорогих — крайне важно. Этим создаются условия получения дополнительной прибыли. Например, почему открытки с рисунками Зарубина дороже, чем с рисунками Валька? Да не почему! Просто так придумали, поверили и закрепили. Хотя оба художника отставили след в советской филокартии.

Собирайте то, что вам интересно, не заморачивайтесь остальным.

Чистые или подписанные

Коллекционировать открытки чистые, т.е. не отправленные, без написанного адреса, сообщения и т.п., или же открытки прошедшие почту — это зависит от пристрастия коллекционера: ведь для одних важно то, что открытку никто не использовал, а другим ценна почтовая история открытки и история её сообщения — краткое письмо, повод написания, место и время отправления, отправитель и получатель, а также наличие почтовой марки и штампы постовых отделений.

Что такое посткроссинг

Существует несколько вариантов коллекционирования. Кто-то кол­лекциони­рует, сразу размещая приобретён­ные от­крытки в альбомы.

Но кого-то привлекают открытки, прошедшие почту. И не только прошедшие, а специально вам оправленные почтой, получившие соот­вет­ствующие штампы на марках. Это назы­вается посткроссинг (postcrossing), которым увлекаются ты­сячи людей по всему миру, оправляя друг другу открытки.

Коллекционеры и собиратели открыток

Эти два понятия соотносятся ровно также как и в других видах коллекционирования. Коллекционер — собирает, изучает, пропагандирует и т.п. А собиратель, в основе, старается взять количеством материала. В филокартии легко увлечься именно количеством.

Известные коллекционеры

Арсен Аркадьевич Мелитонян и Василий Владимирович Волков — известнейшие отечественные коллекционеры, знатоки и пропагандисты филокартии, авторы книг.

Мария Яковлевна Чапкина (1951–2014) — автор книг «Художественная открытка. К столетию открытки в России» (1993),  «Русская рождественская и новогодняя открытка» (2012), «Привет из Столицы! Советские поздравительные открытки 1917–1991 годов» (2012).

Виктор Васильевич Петраков (1947–2016) — коллекционер открыток, начальник управления по сохранению культурных ценностей Фе­дераль­ной службы по надзору за соблюдением за­коно­датель­ства в области охраны куль­турного на­сле­дия (Рос­охран­куль­тура) в 2010–2011 годах, позд­нее — советник ми­нистра куль­туры РФ, ав­тор кни­ги «Ротмистр Подушкин и его открытки».

Дополнение

Открытки присутствуют у многих коллекционеров, как элемент до­полнения других те­ма­ти­ческих кол­лекций. Например, открытки часто помогают фалеристам не только лучше понять самим, но и представить свой коллекционный материал.

 

Главный редактор
Алексей Сидельников

К 180-летию художницы Елизаветы Бём

Собирание открыток. Филокартия глазами фалериста

Арсен Мелитонян. 60 лет!

Привет из Симбирска! Открытки

Ашхабад на спичечных этикетках

Кто такой коллекционер?

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Коллекционирование часов

Коллекционирование часов

Какие часы кол­лек­цио­ни­руют? Цель кол­лек­цио­ни­ро­ва­ния часов? Ка­кие часы по­пулярные? Мечта кол­лек­цио­­не­ра? Под­­дел­ки
Перейти К началу страницы