Жизнь замечательных собак в ГРМ — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Жизнь замечательных собак

Жизнь замечательных собак в ГРМ

in Новости музеев 1662 views

Русский музей 17 мая откры­вает гран­диоз­ную и исклю­читель­ную в своём ро­де выставку «Жизнь заме­чатель­ных собак», посвя­щённую при­сутствию верных домаш­них живот­ных в рус­ской жизни и в рус­­ском искус­стве. До это­го момента в Рос­сии данная тема ещё ни разу не стано­вилась источ­ником вдох­но­ве­ния для такой масш­таб­ной выставки. Шедевры и менее известные широкому кругу зрителей произ­ведения XVIII – XXI веков будут пред­ставлены в Мраморном дворце и займут всё его пространство.

В состав выставки войдут более 400 произведений из собра­ний Госу­дар­­­ст­венного Русского музея, Государ­­ствен­ного Эрмитажа, Госу­дарст­венного музея-за­повед­ника «Петергоф», Госу­дарст­венной Третья­ков­ской галереи, Научно-иссле­дова­тель­ского музея Рос­сийской Академии художеств, Госу­дар­ст­вен­ного музея изобра­зитель­ных искусств имени А.С. Пушкина, Мос­ков­ского музея совре­менного искус­ства, Ека­терин­бург­ского музея изобра­зительных искусств, Рос­сийского госу­дар­ст­вен­ного музея Арктики и Антарктики и других музеев, галерей и частных коллекций.

Кнаппе А.Ф. Пудель Мустафа
Кнаппе А.Ф. Пудель Мустафа
  • Щёточников М.И. Парадная лестница в Академии художеств. 1935. Музей академии художеств
  • Кукрыниксы. В ресторане. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова Дама с собачкой. 1945
  • Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царкосельском парке. Конец 1800-х — начало 1810-х. Холст, масло. 99 х 68. ГРМ
  • Касаткин Н.А. Мальчик с собакой. Начало 1890-х. ГРМ
  • Макаров Иван Кузьмич (1822–1897). Девочка с собакой. 1860-е. ГРМ
  • Серов В.А. Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой. 1903. ГРМ
  • Остроумова-Лебедева А.П. С.В. Лебедев у окна. Павловск. 1922
  • Остроумова-Лебедева А.П. Бобби на кресле клубочком. 1921
Остроумова-Лебедева А.П. Бобби. 1925
Остроумова-Лебедева А.П. Бобби. 1925

Собаки – постоянные спутники че­ловека, герои истории, повсе­днев­ности и художе­ственного творчества. Выстав­ка «Жизнь замечательных собак» рассказывает об их роли в русском искусстве – от академической живописи XVIII века до смелых экспериментов совре­менности. Среди экспонатов – произведения живопи­си, графики, скульптуры, декора­тив­но-приклад­ного искусства, нумиз­матики, фото­графии. В экспозиции представлены самые разно­образные жанровые, исто­рико-куль­турные, приключенческие и прочие сюжеты.

Сегодня вывеска Dog friendly – знак открытого и теплого отношения к питомцам – все чаще появляется в общественных пространствах. В России эта традиция имеет свои корни: уже при Екатерине II собаки были любимцами и любимицами высшего общества. Так, на картине Михаила Щеточникова «Парадная лестница» среди роскоши интерьеров Академии художеств изображена левретка. Она свидетельствует о присутствии собак во всех сферах петербургской жизни, включая искусство.

Еще в первые годы существования Академии художеств был создан класс «живописи зверей и птиц», основанный Иоганном Фридрихом Гроотом. Собаки, разумеется, стали одними из самых частых персонажей в произведениях художников. В каждом образе передавались те черты питомца, которые были особенно важны для заказчика картины, а стремление понять и показать внутренний мир собаки стало задачей уже следующих поколений русских мастеров.

Перов В. Г. Охотники на привале. 1877. Холст, масло. 58 х 89. ГРМ
Перов В. Г. Охотники на привале. 1877. Холст, масло. 58 х 89. ГРМ

Картина Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Цар­ском селе» сильно отличается от других портретов императрицы, где она показана как мо­гуще­ствен­ная правитель­ница – Побе­дитель­ница, Законодательница, Просветитель­ни­ца. Борови­ковский изобразил Екате­рину совсем иначе: как человека, ценящего уединение, природу, тишину и простые челове­ческие чувства. Вместе с ней на картине изображена левретка – тонкая и грациозная собака-компаньон, чей образ акцентирует атмосферу частной жизни.

Отдельное внимание на выставке «Жизнь замечательных собак» уделено охоте как ключевой теме в русском искусстве XIX века. Для художников того времени охота была не просто сюжетом, а образом живого взаимодействия человека и природы. Охоте посвящены работы Александра Орловского, Николая Сверчкова, Алексея Кившенко, а также мастеров XX века – Бориса Угарова, Александра Герасимова и других.

С приходом XX века и эпохи авангарда собака не исчезает из сферы творчества – наоборот, переходя из одного художественного направления в другое, образы собак сохраняют свою суть: эмоциональную, живую, понятную каждому. Недаром кафе «Бродячая собака» в Петербурге стало центром притяжения поэтов, художников и мыслителей своего времени.

  • Чернышёв А.Ф. Шарманщик. 1852. 41,2 x 49,4. ГТГ
  • Курапов (Курапцов) Иван Михайлович. 1759-?. Болонка у корзины с битой дичью. ГРМ

Среди главных шедевров выставки – произведения, в которых образ собаки становится важной частью художе­ственного замысла. Это и торже­ственный «Портрет Марфы Мат­веевны Апраксиной», родственницы Петра I, где впервые в русском искусстве мы видим изображение комнатной собачки, и знаменитый «Завтрак аристократа» Павла Федотова, где облик пуделя является превосходной пародией на главного героя сцены. Особое место занимает «Портрет графа Феликса Юсупова» кисти Валентина Серова, где животное помогает раскрыть образ владельца и приблизить его к зрителю. В XX веке изображение собак по-прежнему остаётся важней­шим художественным мотивом – в «Портрете В.В. Рождественского» Петра Конча­ловского и в тонкой графике Анны Остроумовой-Лебедевой, посвящённой её бульдогу Бобби. Эти произведения – не просто элементы экспозиции, а её под­лин­ные жемчужины, представ­ляющие богатство тем и художественных решений, вдохновлённых образами собак.

К выставке «Жизнь замечательных собак» были отреставрированы 17 произведений, созданных из металла. Особый интерес представляет бронзовая скульптура, изображающая Сергея Витте с сеттером, созданная Павлом Трубецким. Экспонат поступил в музей в 1902 году от первого управляющего Русского музея, великого князя Георгия Михайловича, с IV выставки журнала «Мир Искусства». Также реставраторы Русского музея вернули экспози­ционный вид «Голове собаки» работы советского скульптора Нины Зеленской 1934 года.

Чебакова Е.В. Вечерняя прогулка. 2002
Чебакова Е.В. Вечерняя прогулка. 2002

Специально для выставки были созданы произведения Анатолия Белкина, Саши Браулова, Константина Решетникова, Антонины Фатхуллиной, Сергея Хеато и Владимира Net – художников, по-новому осмысляющих образ собаки в современном искусстве и предлагающих зрителю свежий, неожиданный взгляд на её роль в культуре и повседневности.

Пресс-служба ГРМ
13.05.2025

Государственный русский музей

Мраморный дворец

Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1

17 мая — 10 ноября 2025 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Юбилейные парады

Юбилейные парады

Ред­кие фо­то­гра­фии ак­кре­ди­то­ван­ных для фо­то­съё­мок тор­же­ст­вен­ных ме­ро­прия­тий на Крас­ной пло­щади в Мос­кве
Наш авангард

Наш авангард в Русском музее

Русский му­зей открывает гран­диоз­ную вы­став­ку, по­свя­щён­ную ху­до­же­ст­вен­ному на­сле­дию оте­че­ст­вен­ных аван­гар­дис­тов: бо­лее 400
Перейти К началу страницы