Третьяковская галерея представляет масштабную монографическую выставку, посвящённую 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века. На выставке собрано более 170 произведений, включая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении.

Центральные экспонаты выставки — знаменитое полотно «Последний день Помпеи» (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века представленное в Москве, и монументальное историческое произведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи.

В рамках проекта, продолжающего традиции предыдущих выставок мастера в Третьяковской галерее (1950, 2000–2001, 2018), зрители смогут взглянуть на наследие Брюллова по-новому — через призму влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. Отличительной чертой проекта станет раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершёнными произведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.

бронзовый порошок, 19×22. ГТГ
- Брюллов К.П. Прерванное свидание. 1827-1830. Картон, акварель, 23×18,7. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. Холст, масло, 146,1×124,1. ГТГ
Рим
Карл Брюллов, ещё при жизни удостоенный титула «великий», традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провёл в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящён первый раздел выставки — «Рим». Именно здесь представлена знаменитая картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьёзную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Михайловича Третьякова авторства Брюллова — «Портрет Микеланджело Ланчи» (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.
Москва
Следующий раздел выставки — «Москва» — посвящён другому важному городу в жизни Брюллова. Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 года было насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, включая генерал-губернатора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и живописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», а также работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэтом, состоявшееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюллова в Петербург в мае 1836 года завершил его московский этап, оставив после себя не только примечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной художественной средой.
Петербург
Завершающий раздел — «Петербург» — о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реализации некоторых его поздних работ. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки — ранняя композиция «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам.
Несмотря на незавершённость, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника. Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчёркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.

Специальный раздел выставки посвящён росписям Исаакиевского собора. Брюллов внёс весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приёмам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи.


Выставка сопровождается изданием фундаментального каталога, включающего новейшие исследования творчества Брюллова, а также образовательной программой с циклом лекций и тематических экскурсий. В рамках выставки запланированы специальные мероприятия, включая научную конференцию с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрацию документальных фильмов, посвящённых эпохе художника.
Куратор
Куратор Людмила Алексеевна Маркина.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 26.05.2025
9 июня 2025 года


- Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Эскиз одноименной картины, 1833, ГРМ. 1827-1828. Холст, масло, итальянский карандаш. Государственный Русский музей
- Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Эскиз 1827-1828. ГРМ


The Last Day of Pompeii. Circa 1834. Watercolour on cardboard. State Tretyakov Gallery, Moscow. Author’s replica of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg)
- Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1827-1828. Бумага, тушь, кисть, перо. ГТГ. Эскиз-вариант одноименной картины (1833, ГРМ)
The Last Day of Pompeii. 1827-1828. Indian ink, brush and pen on paper. State Tretyakov Gallery, Moscow. Sketch-variant of the painting of the same nawne (1633, State Russian Museum, Saint Petersburg) - Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1828-1830. Бумага, наклеенная на картон, сепия, тушь, перо, графитный карандаш. ГТГ. Эскиз-вариант одноименной картины (1833, ГРМ). Приобретено П.М. Третьяковым. Не позднее 1893
The Last Day of Pompeii. 1828-1830. Sepia, Indian ink, pen and graphite pencil on paper mounted on cardboard State Tretyakov Gallery, Moscow. Sketch-variant of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg). Acquired by Pavel Tretyakov. Not later than 1893
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1827-1828. Бумага на картоне, масло ГРМ. Эскиз-вариант одноименной картины (1833, ГРМ)
The Last Day of Pompeii. 1827-1828. Oil on paper mounted on cardboard State Russian Museum, Saint Petersburg. Sketch-variant of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg)
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1828-1830. Бумага, галловые чернила, перо, графитный карандаш. ГТГ


- Брюллов К.П. Портрет сестер Шишмарёвых. 1839. Холст, масло. 281 x 213Ж-5091. ГРМ. Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское село); ранее — в Аничковом дворце (Санкт-Петербург); ранее (до 1870) — в собр. В. А. Кокорева (Москва)
- Брюллов К.П. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Холст, масло. 265 x 185. Ж-5082. ГРМ. Пост. в 1928 из ГМФ; ранее — в Ораниенбаумском дворце близ Санкт-Петербурга
- Брюллов К.П. Портрет М.А. Бек с дочерью. 1840. Холст, масло. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2 x 127. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини. Не окончена. Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176. Ж-5093. Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское село); ранее (до 1870) — в собрания В.А. Кокорева (Москва); ранее — в собрании Ю.П. Самойловой


- Брюллов К.П. Портрет графа К.А. Поццо ди Борго. 1834. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
- Брюллов К.П. Портрет Микеланджело Ланчи. 1851. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у В. Франки-Ланчи, племянницы М. Ланчи. 1860. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского. 1837. Холст, масло. ГТГ

- Брюллов К.П. Портрет Н.В. Кукольника. 1836. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у А.И. Работиной, вдовы Н.В. Кукольника. 1877. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской. Не позднее 1842. Холст, масло. 103 x 85 (овал). Ж-5095. ГРМ. Пост. в 1922 из ГЗ (собрание П. А. Волконского)
- Брюллов К.П. Портрет князя Александра Николаевича Голицына (1773-1844). 197,5 x 143,8. Холст, масло. Поступило из Румянцевского музея. 1925. ГТГ

- Брюллов К.П. Портрет В.А. Перовского. 1837. Холст, масло. ГТГ
- Брюллов К.П. Вирсавия. 1832. Холст, масло. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет П.В. Кукольника. 1837-1839. Холст, масло. 113,8 х 82,5. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет Доменико Марини. 1829. Холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
- Брюллов К.П. Портрет Джузеппе Капечелатро. 1-я половина 1830-х. Холст, масло. 65 x 52,5 (овал). Ж-5101. ГРМ. Пост. в 1921 г. из ГМФ (Петроград); ранее — в собр. светлейшей княгини С. Г. Волконской, П. П. Дурново (Санкт-Петербург)
- Брюллов К.П. Портрет великой княгини Елены Павловны, 1829. Холст, масло. ГТГ

- Брюллов К.П. Портрет Фанни Персиани-Таккинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». 1834. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
- Брюллов К.П. Автопортрет. 1833. Холст, масло. 56,5 x 43. Ж-5077. Поступил в 1902 от В.И. Райкевича (Санкт-Петербург); ранее – в собр. семьи Урньяни (Павия); ранее – в собр. семьи Карло Кадео (Милан)
- Брюллов К.П. Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом. 1824. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

- Брюллов К.П. Портрет актрисы Екатерины Семёновой (в замужестве княгини Гагариной, 1786-1849). 1836. Холст, масло, 80х59. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
- Брюллов К.П. Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 94 × 81 см. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
- Брюллов К.П. Пилигримы в дверях Латеранской базилики. Карл Брюллов (?). 1825 (?). Холст, масло. Дар И.Э. Грабаря. 1917. ГТГ
- Брюллов К.П. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Холст, масло. ГРМ
- Брюллов К.П. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). Карл Брюллов (?). Уменьшенная вольная копия одноименной картины (1827, Государственный Русский музей). 1831 (?). Холст, масло. ГРМ
- Брюллов К.П. Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина. 1838 1839. Холст, масло. Ярославский художественный музей

- Брюллов К.П. Бахчисарайский фонтан. Жёны Гирея у фонтана. 1849. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
- Брюллов К.П. Нарцисс, смотрящийся в воду. На сюжет из третьей книги «Метаморфоз» Овидия, 1819. Холст, масло. ГРМ

- Брюллов К.П. Портрет графа А. А. Перовского (писателя Антона Погорельского). Картина не окончена. 1836. ГРМ
- Брюллов К.П. Портрет графа А.К. Толстого в юности. 1836. Холст, масло. 134 x 104. Ж-5089. ГРМ. Пост. в 1918 от Е.М. Мухановой (Петроград); ранее – в собр. С. П. Хитрово (Санкт-Петербург); ранее – в собр. С. А. Толстой (Санкт-Петербург)

- Брюллов К.П. А.О. Корицкий за столом. Карикатура. 1843–1846. Бумага, итальянский карандаш, графитный карандаш. 30 х 19,8. Р-97. Пост. в 1919 из собрания А.С. Молчанова. ГРМ
- Брюллов К.П. И.П. Витали, лепящий бюст К.П. Брюллова. Шарж. 1836. Бумага, графитный карандаш. 34,8 х 21,8. Р-86. Пост. в 1910 от П.А. и В.А. Брюлловых. ГРМ
Брюллов К.П. Портрет детей Волконских с арапом, 1843. Холст, масло. ГТГ


Третьяковская галерея
Москва. Крымский Вал, 10, залы 60-62
10 июня 2025 г. – 18 января 2026 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________