Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Карл Брюллов

Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург

in Новости музеев 1547 views

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет масш­таб­ную мо­но­гра­фи­чес­кую вы­став­ку, по­свя­щён­ную 225-ле­тию со дня рож­де­ния Кар­ла Пав­ло­ви­ча Брюл­ло­ва (1799–1852) — од­но­го из круп­ней­ших мас­те­ров рус­ско­го ис­кус­ства пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка. На вы­став­ке соб­ра­но бо­лее 170 произ­ведений, вклю­чая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении.

Брюллов К.П. Автопортрет. 1848. Картон, масло, 64,1x54; верх-полуовал (верх-полуовал). ГТГ
Брюллов К.П. Автопортрет. 1848. Картон, масло, 64,1×54; верх-полуовал (верх-полуовал). ГТГ

Центральные экспонаты вы­став­ки — зна­ме­ни­тое по­лот­но «Пос­ледний день Помпеи» (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века пред­став­лен­ное в Мос­кве, и мо­ну­мен­тальное исто­рическое произ­ведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) из собрания Государственной Третья­ков­ской галереи.

Брюллов К.П. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293x209,8. ГТГ
Брюллов К.П. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293×209,8. ГТГ

В рамках проекта, про­дол­жаю­щего тра­диции пре­ды­ду­щих вы­ста­вок мас­те­ра в Третья­ковской галерее (1950, 2000–2001, 2018), зри­тели смогут взгля­нуть на наследие Брюллова по-новому — через приз­му влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция по­казывает, как гео­графия, уни­кальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. От­ли­чи­тель­ной чертой проекта станет раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с не­за­вер­шёнными произ­ведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.

Брюллов К.П. Семейная сцена в Италии. 1830. Бумага, акварель, графитный карандаш, бронзовый порошок, 19x22. ГТГ
Брюллов К.П. Семейная сцена в Италии. 1830. Бумага, акварель, графитный карандаш,
бронзовый порошок, 19×22. ГТГ
  • Брюллов К.П. Прерванное свидание. 1827-1830. Картон, акварель, 23×18,7. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. Холст, масло, 146,1×124,1. ГТГ

Рим

Карл Брюллов, ещё при жизни удостоенный титула «великий», тра­ди­цион­но счи­тается ос­но­во­по­лож­ни­ком итальян­ского жан­ра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провёл в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящён первый раздел выставки — «Рим». Именно здесь представлена знаменитая картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьёзную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои зна­менитые жан­ровые сцены, со­четающие ро­манти­ческую идеа­лизацию с тонкой наблю­дательностью, а также портреты итальянской ин­тел­лиген­ции, ху­дож­ни­ков, скульпторов, пи­сателей, от­дыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Ми­хай­ло­вича Третьякова ав­торства Брюллова — «Портрет Ми­ке­ланд­жело Ланчи» (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.

Москва

Следующий раздел выставки — «Москва» — посвящён другому важному городу в жизни Брюллова. Не­про­дол­жи­тель­ное пре­бы­вание ху­дож­ника в Москве с января по май 1836 года было насыщено твор­ческими и свет­скими встре­чами, ос­та­вившими за­метный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, вклю­чая ге­не­рал-гу­бер­на­тора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и жи­вописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», а также работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэ­том, со­стояв­шееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пуш­кин восхищался талантом художника и даже на­деялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюл­лова в Петербург в мае 1836 года за­вершил его московский этап, оставив после себя не только при­мечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной ху­­до­­же­­ст­­венной средой.

Петербург

Завершающий раздел — «Петербург» — о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реа­лизации не­которых его позд­них работ. Имен­но здесь, в сте­нах Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии ху­дожеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удо­стаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки — ранняя ком­позиция «Нар­цисс, смот­рящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе пред­­став­­лено мо­ну­мен­таль­ное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, за­казанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масш­табным историческим полотнам.

Несмотря на незавершённость, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, де­мон­ст­рируя эволюцию мастерства художника. Поздний пе­тер­бургский пе­риод стал вре­ме­нем рас­цве­та порт­ретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы со­вре­мен­ников, вклю­чая пред­ставителей высшего света и твор­ческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, под­чёркивая статус ху­дожника как одного из ве­личайших порт­ре­тистов своей эпохи.

Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482x675. ГТГ
Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482×675. ГТГ

Специальный раздел вы­став­ки по­свя­щён рос­писям Исаакиев­ского собора. Брюл­лов внёс ве­сомый вклад в со­зда­ние но­вого ре­лигиозного искусства, которое к началу XIX века ли­шилось строгого ка­но­нического характера и об­ратилось к ху­дожественным приёмам, схе­мам и сюжетам по­ве­ст­во­ва­тель­ной ис­то­ри­чес­кой живописи.

Брюллов К.П. Турчанка. 1837-1839. Холст, масло, 66,2x79,8. ГТГ
Брюллов К.П. Турчанка. 1837-1839. Холст, масло, 66,2×79,8. ГТГ
Брюллов К.П. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2x127. ГТГ
Брюллов К.П. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2×127. ГТГ

Выставка со­про­вож­дает­ся из­да­нием фун­да­мен­таль­ного ка­та­ло­га, вклю­чающего но­вейшие ис­следования твор­чества Брюллова, а так­же об­ра­зо­вательной программой с циклом лекций и те­мати­ческих экскурсий. В рам­ках вы­ставки за­пла­нированы специальные ме­роприятия, вклю­чая науч­ную конференцию с участием ведущих ис­следователей творчества Брюллова и де­мон­ст­рацию до­ку­мен­тальных филь­мов, по­свя­щён­ных эпохе художника.

Куратор

Куратор Людмила Алексеевна Маркина.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
26.05.2025

9 июня 2025 года

Брюллов К.П. Автопортрет. 1848. Картон, масло. 67 x 54 (верх закруглён). Ж-5097. ГРМ. Пост. в 1898 от графа А.А. Бобринского
Брюллов К.П. Автопортрет. 1848. Картон, масло. 67 x 54 (верх закруглён). Ж-5097. ГРМ. Пост. в 1898 от графа А.А. Бобринского
Брюллов К.П. Пос­ледний день Помпеи. 1833. ГРМ
Брюллов К.П. Пос­ледний день Помпеи. 1833. ГРМ
  • Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Эскиз одноименной картины, 1833, ГРМ. 1827-1828. Холст, масло, итальянский карандаш. Государственный Русский музей
  • Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Эскиз 1827-1828. ГРМ
Фёдор Алексеев с оригинала Ф. Бобеля. Последний день разрушения города Помпеи. 1834. Бумага, пунктир, резец, акварель, белила. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Фёдор Алексеев с оригинала Ф. Бобеля. Последний день разрушения города Помпеи. 1834. Бумага, пунктир, резец, акварель, белила. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Около 1834. Картон, акварель. ГТГ. Авторское повторение одноименной картины (1833, ГРМ) The Last Day of Pompeii. Circa 1834. Watercolour on cardboard. State Tretyakov Gallery, Moscow. Author's replica of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg)
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Около 1834. Картон, акварель. ГТГ. Авторское повторение одноименной картины (1833, ГРМ)
The Last Day of Pompeii. Circa 1834. Watercolour on cardboard. State Tretyakov Gallery, Moscow. Author’s replica of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg)
  • Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1827-1828. Бумага, тушь, кисть, перо. ГТГ. Эскиз-вариант одноименной картины (1833, ГРМ)
    The Last Day of Pompeii. 1827-1828. Indian ink, brush and pen on paper. State Tretyakov Gallery, Moscow. Sketch-variant of the painting of the same nawne (1633, State Russian Museum, Saint Petersburg)
  • Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1828-1830. Бумага, наклеенная на картон, сепия, тушь, перо, графитный карандаш. ГТГ. Эскиз-вариант одноименной картины (1833, ГРМ). Приобретено П.М. Третьяковым. Не позднее 1893
    The Last Day of Pompeii. 1828-1830. Sepia, Indian ink, pen and graphite pencil on paper mounted on cardboard State Tretyakov Gallery, Moscow. Sketch-variant of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg). Acquired by Pavel Tretyakov. Not later than 1893

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1827-1828. Бумага на картоне, масло ГРМ. Эскиз-вариант одноименной картины (1833, ГРМ)
The Last Day of Pompeii. 1827-1828. Oil on paper mounted on cardboard State Russian Museum, Saint Petersburg. Sketch-variant of the painting of the same name (1833, State Russian Museum, Saint Petersburg)

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1828-1830. Бумага, галловые чернила, перо, графитный карандаш. ГТГ

Брюллов К.П. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293x209,8. ГТГ
Брюллов К.П. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой — Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293×209,8. ГТГ
Брюллов К.П. Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро. 1834. Холст, масло. 213 х 290,5. Ж-5085. ГРМ. Пост. в 1897 из ИАХ; ранее (до 1867) — в собр. архитектора П. Карлони (Санкт-Петербург); ранее — в собр. князя Голицына (Санкт-Петербург)
Брюллов К.П. Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро. 1834. Холст, масло. 213 х 290,5. Ж-5085. ГРМ. Пост. в 1897 из ИАХ; ранее (до 1867) — в собр. архитектора П. Карлони (Санкт-Петербург); ранее — в собр. князя Голицына (Санкт-Петербург)
  • Брюллов К.П. Портрет сестер Шишмарёвых. 1839. Холст, масло. 281 x 213Ж-5091. ГРМ. Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское село); ранее — в Аничковом дворце (Санкт-Петербург); ранее (до 1870) — в собр. В. А. Кокорева (Москва)
  • Брюллов К.П. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Холст, масло. 265 x 185. Ж-5082. ГРМ. Пост. в 1928 из ГМФ; ранее — в Ораниенбаумском дворце близ Санкт-Петербурга
  • Брюллов К.П. Портрет М.А. Бек с дочерью. 1840. Холст, масло. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2 x 127. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини. Не окончена. Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176. Ж-5093. Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское село); ранее (до 1870) — в собрания В.А. Кокорева (Москва); ранее — в собрании Ю.П. Самойловой
Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482x675. ГТГ
Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482×675. ГТГ
Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. Первоначальный эскиз одноименной неоконченной картины (1839-1843, ГТГ). 1836 (1837). Холст, масло. ГРМ
Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. Первоначальный эскиз одноименной неоконченной картины (1839-1843, ГТГ). 1836 (1837). Холст, масло. ГРМ
  • Брюллов К.П. Портрет графа К.А. Поццо ди Борго. 1834. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  • Брюллов К.П. Портрет Микеланджело Ланчи. 1851. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у В. Франки-Ланчи, племянницы М. Ланчи. 1860. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского. 1837. Холст, масло. ГТГ
Брюллов К.П. Портрет детей графа Витгенштейна Петра и Марии с няней итальянкой. 1832. Частное собрание, Москва
Брюллов К.П. Портрет детей графа Витгенштейна Петра и Марии с няней итальянкой. 1832. Частное собрание, Москва
  • Брюллов К.П. Портрет Н.В. Кукольника. 1836. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у А.И. Работиной, вдовы Н.В. Кукольника. 1877. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской. Не позднее 1842. Холст, масло. 103 x 85 (овал). Ж-5095. ГРМ. Пост. в 1922 из ГЗ (собрание П. А. Волконского)
  • Брюллов К.П. Портрет князя Александра Николаевича Голицына (1773-1844). 197,5 x 143,8. Холст, масло. Поступило из Румянцевского музея. 1925. ГТГ
Брюллов К.П. Нашествие Гензериха на Рим. 1836. Неоконченная картина. Холст, масло. ГТГ
Брюллов К.П. Нашествие Гензериха на Рим. 1836. Неоконченная картина. Холст, масло. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет В.А. Перовского. 1837. Холст, масло. ГТГ
  • Брюллов К.П. Вирсавия. 1832. Холст, масло. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет П.В. Кукольника. 1837-1839. Холст, масло. 113,8 х 82,5. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет Доменико Марини. 1829. Холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
  • Брюллов К.П. Портрет Джузеппе Капечелатро. 1-я половина 1830-х. Холст, масло. 65 x 52,5 (овал). Ж-5101. ГРМ. Пост. в 1921 г. из ГМФ (Петроград); ранее — в собр. светлейшей княгини С. Г. Волконской, П. П. Дурново (Санкт-Петербург)
  • Брюллов К.П. Портрет великой княгини Елены Павловны, 1829. Холст, масло. ГТГ
Брюллов К.П. Пери и ангел, 1839-1843. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств
Брюллов К.П. Пери и ангел, 1839-1843. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств
  • Брюллов К.П. Портрет Фанни Персиани-Таккинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». 1834. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
  • Брюллов К.П. Автопортрет. 1833. Холст, масло. 56,5 x 43. Ж-5077. Поступил в 1902 от В.И. Райкевича (Санкт-Петербург); ранее – в собр. семьи Урньяни (Павия); ранее – в собр. семьи Карло Кадео (Милан)
  • Брюллов К.П. Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом. 1824. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург
Брюллов К.П. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с дочерью Марией в лодке. Не окончен. 1830-е. Холст, масло. ГРМ
Брюллов К.П. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с дочерью Марией в лодке. Не окончен. 1830-е. Холст, масло. ГРМ
  • Брюллов К.П. Портрет актрисы Екатерины Семёновой (в замужестве княгини Гагариной, 1786-1849). 1836. Холст, масло, 80х59. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
  • Брюллов К.П. Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 94 × 81 см. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
  • Брюллов К.П. Пилигримы в дверях Латеранской базилики. Карл Брюллов (?). 1825 (?). Холст, масло. Дар И.Э. Грабаря. 1917. ГТГ
  • Брюллов К.П. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Холст, масло. ГРМ
  • Брюллов К.П. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). Карл Брюллов (?). Уменьшенная вольная копия одноименной картины (1827, Государственный Русский музей). 1831 (?). Холст, масло. ГРМ
  • Брюллов К.П. Портрет графа В.А. Мусина-Пушкина. 1838 1839. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Брюллов К.П. У Богородицкого дуба. Холст, масло. 1835. 62 x 74,5. Приобретено у О.Ф. Виноградовой. 1966. ГТГ
Брюллов К.П. У Богородицкого дуба. Холст, масло. 1835. 62 x 74,5. Приобретено у О.Ф. Виноградовой. 1966. ГТГ
  • Брюллов К.П. Бахчисарайский фонтан. Жёны Гирея у фонтана. 1849. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
  • Брюллов К.П. Нарцисс, смотрящийся в воду. На сюжет из третьей книги «Метаморфоз» Овидия, 1819. Холст, масло. ГРМ
Василий Тропинин (1780-1857). Портрет К.П. Брюллова. 1836. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у А.В. Тропинина, сына художника. До 1873. ГТГ
Василий Тропинин (1780-1857). Портрет К.П. Брюллова. 1836. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у А.В. Тропинина, сына художника. До 1873. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет графа А. А. Перовского (писателя Антона Погорельского). Картина не окончена. 1836. ГРМ
  • Брюллов К.П. Портрет графа А.К. Толстого в юности. 1836. Холст, масло. 134 x 104. Ж-5089. ГРМ. Пост. в 1918 от Е.М. Мухановой (Петроград); ранее – в собр. С. П. Хитрово (Санкт-Петербург); ранее – в собр. С. А. Толстой (Санкт-Петербург)
Страцца Д. 1818-1875. Портрет К.П. Брюллова. 1852. Гипс. СК-1417. ГРМ
Страцца Д. 1818-1875. Портрет К.П. Брюллова. 1852. Гипс. СК-1417. ГРМ
  • Брюллов К.П. А.О. Корицкий за столом. Карикатура. 1843–1846. Бумага, итальянский карандаш, графитный карандаш. 30 х 19,8. Р-97. Пост. в 1919 из собрания А.С. Молчанова. ГРМ
  • Брюллов К.П. И.П. Витали, лепящий бюст К.П. Брюллова. Шарж. 1836. Бумага, графитный карандаш. 34,8 х 21,8. Р-86. Пост. в 1910 от П.А. и В.А. Брюлловых. ГРМ

Брюллов К.П. Портрет детей Волконских с арапом, 1843. Холст, масло. ГТГ 

Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург
Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург
Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала "Коллекция"
Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»

Карл Брюллов

 

Третьяковская галерея

Москва. Крымский Вал, 10, залы 60-62

10 июня 2025 г. – 18 января 2026 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

Обсуждение в Телеграм >>> 

Рекомендуем

Александр Дейнека

Александр Дейнека. Гимн жизни

Третья­ков­ская га­ле­рея и Кур­ская го­су­дар­ст­вен­ная кар­тин­ная га­ле­рея име­ни А.А. Дей­не­ки пред­став­ляют проект
Юбилейные парады

Юбилейные парады

Ред­кие фо­то­гра­фии ак­кре­ди­то­ван­ных для фо­то­съё­мок тор­же­ст­вен­ных ме­ро­прия­тий на Крас­ной пло­щади в Мос­кве
Перейти К началу страницы