Третьяковская галерея представляет масштабную монографическую выставку, посвящённую 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века. На выставке собрано более 170 произведений, включая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении.

Центральные экспонаты выставки — знаменитое полотно «Последний день Помпеи» (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века представленное в Москве, и монументальное историческое произведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи.

В рамках проекта, продолжающего традиции предыдущих выставок мастера в Третьяковской галерее (1950, 2000–2001, 2018), зрители смогут взглянуть на наследие Брюллова по-новому — через призму влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. Отличительной чертой проекта станет раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершёнными произведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.

бронзовый порошок, 19×22. ГТГ
- Брюллов К.П. Прерванное свидание. 1827-1830. Картон, акварель, 23×18,7. ГТГ
- Брюллов К.П. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. Холст, масло, 146,1×124,1. ГТГ
Рим
Карл Брюллов, ещё при жизни удостоенный титула «великий», традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провёл в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящён первый раздел выставки — «Рим». Именно здесь представлена знаменитая картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьёзную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Михайловича Третьякова авторства Брюллова — «Портрет Микеланджело Ланчи» (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.
Москва
Следующий раздел выставки — «Москва» — посвящён другому важному городу в жизни Брюллова. Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 года было насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, включая генерал-губернатора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и живописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», а также работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэтом, состоявшееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюллова в Петербург в мае 1836 года завершил его московский этап, оставив после себя не только примечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной художественной средой.
Петербург
Завершающий раздел — «Петербург» — о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реализации некоторых его поздних работ. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки — ранняя композиция «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам.
Несмотря на незавершённость, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника. Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчёркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.

Специальный раздел выставки посвящён росписям Исаакиевского собора. Брюллов внёс весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приёмам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи.


Выставка сопровождается изданием фундаментального каталога, включающего новейшие исследования творчества Брюллова, а также образовательной программой с циклом лекций и тематических экскурсий. В рамках выставки запланированы специальные мероприятия, включая научную конференцию с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрацию документальных фильмов, посвящённых эпохе художника.
Куратор
Куратор Людмила Алексеевна Маркина.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 26.05.2025
Третьяковская галерея
Москва. Крымский Вал, 10, залы 60-62
10 июня 2025 г. – 18 января 2026 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________