Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Карл Брюллов

Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург

in Новости музеев 1179 views

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет масш­таб­ную мо­но­гра­фи­чес­кую вы­став­ку, по­свя­щён­ную 225-ле­тию со дня рож­де­ния Кар­ла Пав­ло­ви­ча Брюл­ло­ва (1799–1852) — од­но­го из круп­ней­ших мас­те­ров рус­ско­го ис­кус­ства пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка. На вы­став­ке соб­ра­но бо­лее 170 произ­ведений, вклю­чая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении.

Брюллов К.П. Автопортрет. 1848. Картон, масло, 64,1x54; верх-полуовал (верх-полуовал). ГТГ
Брюллов К.П. Автопортрет. 1848. Картон, масло, 64,1×54; верх-полуовал (верх-полуовал). ГТГ

Центральные экспонаты вы­став­ки — зна­ме­ни­тое по­лот­но «Пос­ледний день Помпеи» (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века пред­став­лен­ное в Мос­кве, и мо­ну­мен­тальное исто­рическое произ­ведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) из собрания Государственной Третья­ков­ской галереи.

Брюллов К.П. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293x209,8. ГТГ
Брюллов К.П. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293×209,8. ГТГ

В рамках проекта, про­дол­жаю­щего тра­диции пре­ды­ду­щих вы­ста­вок мас­те­ра в Третья­ковской галерее (1950, 2000–2001, 2018), зри­тели смогут взгля­нуть на наследие Брюллова по-новому — через приз­му влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция по­казывает, как гео­графия, уни­кальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. От­ли­чи­тель­ной чертой проекта станет раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с не­за­вер­шёнными произ­ведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.

Брюллов К.П. Семейная сцена в Италии. 1830. Бумага, акварель, графитный карандаш, бронзовый порошок, 19x22. ГТГ
Брюллов К.П. Семейная сцена в Италии. 1830. Бумага, акварель, графитный карандаш,
бронзовый порошок, 19×22. ГТГ
  • Брюллов К.П. Прерванное свидание. 1827-1830. Картон, акварель, 23×18,7. ГТГ
  • Брюллов К.П. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. Холст, масло, 146,1×124,1. ГТГ

Рим

Карл Брюллов, ещё при жизни удостоенный титула «великий», тра­ди­цион­но счи­тается ос­но­во­по­лож­ни­ком итальян­ского жан­ра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провёл в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящён первый раздел выставки — «Рим». Именно здесь представлена знаменитая картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьёзную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои зна­менитые жан­ровые сцены, со­четающие ро­манти­ческую идеа­лизацию с тонкой наблю­дательностью, а также портреты итальянской ин­тел­лиген­ции, ху­дож­ни­ков, скульпторов, пи­сателей, от­дыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Ми­хай­ло­вича Третьякова ав­торства Брюллова — «Портрет Ми­ке­ланд­жело Ланчи» (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.

Москва

Следующий раздел выставки — «Москва» — посвящён другому важному городу в жизни Брюллова. Не­про­дол­жи­тель­ное пре­бы­вание ху­дож­ника в Москве с января по май 1836 года было насыщено твор­ческими и свет­скими встре­чами, ос­та­вившими за­метный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, вклю­чая ге­не­рал-гу­бер­на­тора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и жи­вописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», а также работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэ­том, со­стояв­шееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пуш­кин восхищался талантом художника и даже на­деялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюл­лова в Петербург в мае 1836 года за­вершил его московский этап, оставив после себя не только при­мечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной ху­­до­­же­­ст­­венной средой.

Петербург

Завершающий раздел — «Петербург» — о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реа­лизации не­которых его позд­них работ. Имен­но здесь, в сте­нах Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии ху­дожеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удо­стаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки — ранняя ком­позиция «Нар­цисс, смот­рящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе пред­­став­­лено мо­ну­мен­таль­ное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, за­казанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масш­табным историческим полотнам.

Несмотря на незавершённость, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, де­мон­ст­рируя эволюцию мастерства художника. Поздний пе­тер­бургский пе­риод стал вре­ме­нем рас­цве­та порт­ретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы со­вре­мен­ников, вклю­чая пред­ставителей высшего света и твор­ческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, под­чёркивая статус ху­дожника как одного из ве­личайших порт­ре­тистов своей эпохи.

Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482x675. ГТГ
Брюллов К.П. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482×675. ГТГ

Специальный раздел вы­став­ки по­свя­щён рос­писям Исаакиев­ского собора. Брюл­лов внёс ве­сомый вклад в со­зда­ние но­вого ре­лигиозного искусства, которое к началу XIX века ли­шилось строгого ка­но­нического характера и об­ратилось к ху­дожественным приёмам, схе­мам и сюжетам по­ве­ст­во­ва­тель­ной ис­то­ри­чес­кой живописи.

Брюллов К.П. Турчанка. 1837-1839. Холст, масло, 66,2x79,8. ГТГ
Брюллов К.П. Турчанка. 1837-1839. Холст, масло, 66,2×79,8. ГТГ
Брюллов К.П. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2x127. ГТГ
Брюллов К.П. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2×127. ГТГ

Выставка со­про­вож­дает­ся из­да­нием фун­да­мен­таль­ного ка­та­ло­га, вклю­чающего но­вейшие ис­следования твор­чества Брюллова, а так­же об­ра­зо­вательной программой с циклом лекций и те­мати­ческих экскурсий. В рам­ках вы­ставки за­пла­нированы специальные ме­роприятия, вклю­чая науч­ную конференцию с участием ведущих ис­следователей творчества Брюллова и де­мон­ст­рацию до­ку­мен­тальных филь­мов, по­свя­щён­ных эпохе художника.

Куратор

Куратор Людмила Алексеевна Маркина.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
26.05.2025

Третьяковская галерея

Москва. Крымский Вал, 10, залы 60-62

10 июня 2025 г. – 18 января 2026 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

Обсуждение в Телеграм >>> 

Рекомендуем

Школа Рукав 2

Школа Рукав 2

В художественной галерее Айдына Зейналова в Москве в Серебряни­ческом переулке, 8, третьего июня открылась
Елизавета Кругликова

Елизавета Кругликова и вокруг

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку, по­свя­щён­ную 160-ле­тию со дня рож­де­ния Ели­за­ве­ты Сер­геев­ны Круг­ли­ко­вой
Перейти К началу страницы