Гедройц

Камергер-сирота. Расследование

in Зарубежные награды/История/Награды Российской империи 3412 views

Многие знатоки наград видели живо­пис­ный порт­рет кавалера, бук­вально увешан­ного ор­де­на­ми от шеи до пояса. Но за порт­ретом скры­вает­ся не только неве­роятное количество орденов и медалей, но и интересная судьба и не­состыков­ки в поздней­ших биографиях. Несмотря на явную активную деятель­ность изо­бра­жён­ного человека, фактов о нём известно крайне мало, особенно в России, что привело к рож­дению множества версий о том, кто же изображён на портрете и за какие заслуги он получил такое количество наград. В ходе подготовки статьи было проведено небольшое расследование и весь материал сведён воедино, чтобы пролить свет на личность героя знаменитого портрета.

Ромуальд Владислав Кон­стан­тино­вич Гедройц (1842—1899), Музей Почётного легиона и рыцарских орденов (Musée national de la Légion d’Honneur et des Ordres de Chevalerie), Париж, Франция, фото предоставлено Екатериной Лапиньш
Ромуальд Владислав Кон­станти­нович Гедройц (1842—1899), Музей Почётного легиона и рыцарских орденов (Musée national de la Légion d’Honneur et des Ordres de Chevalerie), Париж, Франция. Фото: Екатерина Лапиньш

Портрет князя Ромуальда Кон­стан­тино­вича Гедройца находится в фонде парижского Музея Почётного легиона и рыцарских орденов. Хотелось бы начать с тех фактов, которые чаще всего всплывают в обсуждениях этого изображения. Первый вопрос, который возникал прежде всего – имя, поскольку о фамилии говорит изображённый на портрете фамильный герб Гедройцев. Встречались версии, что это и Ромуальд Констан­тинович, и Михаил Михайлович (самая редкая версия) и Владимир Цезаревич Гедройцы.

Кто на портрете?

Страница в WIKIPEDIA, посвященная фамилии Гедройц, где указано, что портрет в парижском музее Почётного легиона и рыцарских орденов ошибочно атрибутирован, как портрет Владимира Гедройца, источник: ru.wikipedia.org
Страница в WIKIPEDIA, посвящённая фамилии Гедройц, где указано, что портрет в парижском музее Почётного легиона и рыцарских орденов ошибочно атрибутирован, как портрет Владимира Гедройца. Источник: ru.wikipedia.org
  • Герб рода Гедройц на портрете и из Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. Источник: gerbovnik.ru

В версии, когда называлось имя Владимира Цезаревича Гедройца, часто упоминалось, что именно так этот портрет атрибу­тирован в Музее Почётного легиона и рыцарских орденов». К сожалению, на письменный запрос в музей, ответа не поступило, и современных фото не удалось найти, но были найдены статьи о посещениях данного музея, к которым были прикреплены фото. Например, в блоге Шарлотты Ваннебрук (Charlotte Wannebroucq), в котором она рассказывает о своём посещении музея в 2017 году. Среди прочих есть изображение, где запечатлён интересующий нас портрет, и он подписан именем Ромуальда Владислава Кон­станти­новича Гедройца. [1]  Ещё в одном подобном блоге Фаустино Берраун Баррантеса (Faustino Beraun Barrantes), есть также фото таблички у портрета, где отчётливо видно имя Ромуальда Владислава Кон­станти­новича Гедройца. [2]

Блог Шарлотты Ваннебрук с упоминанием портрета в Музее Почётного легиона и рыцарских орденов, источник: espritjoaillerie.com, автор: Charlotte Wannebroucq
Блог Шарлотты Ваннебрук с упоминанием портрета в Музее Почётного легиона и рыцарских орденов. Источник: espritjoaillerie.com, автор: Charlotte Wannebroucq
Фото таблички в Музее Почётного легиона и рыцарских орденов, источник: desbastandolapiedra.blogspot.com, автор: FAUSTINO BERAUN BARRANTES
Фото таблички в Музее Почётного легиона и рыцарских орденов. Источник: desbastandolapiedra.blogspot.com, автор: FAUSTINO BERAUN BARRANTES

Стоит упомянуть также работу испанского академика Королевской академии геральдики и генеалогии и Королевской академии истории и науки Амадео-Мартина Рей и Кабьезеса [3] «Ордена и награды: их история и использование в европейской королевской традиции» (ILMO.SR.D. Amadeo-Martin Rey Y Cabieses “ÓRDENES Y CONDECORACIONES: SU HISTORIA Y SU USO POR LA REALEZA EUROPEA”) 2017 года, в которой также есть упоминание данного портрета под именем Ромуальда Владислава Кон­станти­новича Гедройца. Таким образом, хотелось бы окончательно подтвердить версию в пользу Ромуальда Констан­тино­вича Гедройца.

  • ILMO.SR.D. Amadeo-Martin Rey Y Cabieses «ÓRDENES Y CONDECORACIONES: SU HISTORIA Y SU USO POR LA REALEZA EUROPEA»

 

Для тех, кто интересовался данным портретом, могут быть известны также упоминания Ромуальда Гедройца в переписке Л.Н. Толстого с С.А. Толстой и в воспоми­наниях С.Д. Шереметева.

«…Папа твой хорошъ и веселъ, и добръ, и милъ ко мне, какъ всегда. — Лиза тоже очень мила. Разсказывали они мне про Гидройца и его цинизмъ, — это ужасно, неимоверно и я тебе разскажу это съ аханьями…»

Л.Н. Толстой, 1867 г. Июня 18. Москва [4]

Тут же в гостинице привитал тучный князь Ромуальд Гедройц, камергер, поль­зовавший­ся особым благоволением Государя, впрочем, в качестве чудака и забавника. Его специальностью было ухаживанье за собачками влиятельных лиц, и он был persona gratissima у княгини Юрьевской. В это раз он приехал с каким-то стихо­творением. Видел я его после выхода в Ливадии и помню сочувственно-шутливое к нему обращение Государя Александра II. Видел я и другое выражение глубокого омерзения на лице цесаревича. <…>»

Ливадия, 1880 г.» - отрывки из воспоминаний графа С.Д. Шереметева [5]

Совместив эти не­мно­гочис­лен­ные данные о человеке, мнение о нём складывается весьма неоднозначное. Но в то же время остаётся открытым вопрос:

чем занимался этот человек и чем заслужил такое количество наград со всего мира?

Далее рассмотрим факты о жизни Ромуальда Гедройца и его деятельности, которые в настоящий момент удалось найти, имея исходные данные описанные выше.

Кто же Вы, месье Гедройц?

Поскольку первоначальные поиски на русском языке ограничивались лишь выше­упомя­нутыми обсуждениями портрета, то необходимо было обратить внимание на иностранные источники. Ранее уже упоминались блоги, которые помогли установить верность атрибуции портрета в Музее Почётного легиона и рыцарских орденов, но поиски в дальнейшем сильно расширились.

На портале Национального архива Франции (France Arcihves: Portail national des archives) под номером 1 J 790 архива департамента Эро (Archives départementales de l’Hérault), были найдены документы, а именно: выписка из метрики и свидетельство университета Монпелье о присвоении степени бакалавра Ромуальду Владиславу Гедройцу. В данный архив был сделан запрос копий документов и в процессе ожидания ответа велись дальнейшие поиски информации.

Уже из описи стало известно, что родился князь Ромуальд Гедройц 16 июля 1842 года, и он сын князя Константина Гедройца, статского советника и камергера царя, и Марии Евы Александрин (?-1846), урождённой графини Подоской. Для того чтобы больше узнать о происхождении родителей, был сделан запрос в Музей-панораму «Бородинская битва», где хранится редкий экземпляр книги из серии «Родословные росписи» о князьях Гедройцах. Благодаря этой книге становится известно, что Константин Александр Ромуальдович Гедройц (1805-1844) был сыном дивизионного генерала Царства Польского Ромуальда Тадеуша Гедройца (1750—1824).

Таблица из книги А.Н. Нарбута «Князья Гедройцы. Родословные росписи» хранится в фонде Музея-панорамы «Бородинская битва», фото автора
Таблица из книги А.Н. Нарбута «Князья Гедройцы. Родословные росписи» хранится в фонде Музея-панорамы «Бородинская битва», фото автора
Ромуальд Тадеуш Гедройц, дед Ромуальда Владислава Гедройца, источник: commons.wikimedia.org
Ромуальд Тадеуш Гедройц, дед Ромуальда Владислава Гедройца. Источник: commons.wikimedia.org
Могила Гедройцев на кладбище Старые  Повонзки в Варшаве (Powązki Cemetery section 25, row 3, grave 3, источник: commons.wikimedia.org, автор: Крзем Аноним
Могила Гедройцев на кладбище Старые Повонзки в Варшаве (Powązki Cemetery section 25, row 3, grave 3. Источник: commons.wikimedia.org, автор: Krzem Anonim)

В «Книге адресовъ С. Петербурга на 1837 годъ» Константин Ромуальдович Гедройц указан как занимающий должность Начальника Отделения Канцелярии Его Величества и проживающий в доме № 25 по Фонтанке. Позднее, исходя из информации справочника «Адресъ-календарь, или общiй штатъ Россiйской Имперiи на 1843 годъ», он занимал уже должность секретаря Канцелярии и статс-секретаря Царства Польского.

Книга адресовъ С. Петербурга на 1837 годъ, источник: vivaldi.nlr.ru
Книга адресовъ С. Петербурга на 1837 годъ. Источник: vivaldi.nlr.ru
Адресъ-календарь, или общiй штатъ Россiйской Имперiи на 1843 годъ, источник: elib.shpl.ru
Адресъ-календарь, или общiй штатъ Россiйской Имперiи на 1843 годъ. Источник: elib.shpl.ru

Таким образом, начиная с Ромуальда Тадеуша, который сначала был участником восстания Тадеуша Костюшко и сторонником Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, но впоследствии принял сторону России, семья Гедройцев находилась на службе российского императора.

Поиски велись в разных направлениях. В один момент они привели к парижскому музею Орсэ (Musée d’Orsay), в фонде которого находится собрание работ известного фотографа середины XIX века Андре-Адольфа-Эжена Дисдери (André-Adolphe-Eugène Disdéri) [5]. В его студию в Париже приезжали со всего мира, среди работ, хранившихся в музее Орсэ (около 4-х тысяч образов), есть фотографии императора Наполеона III и всей его семьи, а также встречаются и много русских фамилий: Шуваловы, Гагарины, Голицыны. В этом же собрании находится и комплект из 8 фотографий «Принц Ромуальд Гедройц и его мать», датированный 1859 годом. На двух из них молодой Ромуальд в возрасте 17 лет изображён вместе с женщиной преклонного возраста. Здесь возникает вопрос – кто эта женщина? Поскольку, исходя из данных, отец Ромуальда умер в 1844 году, а также, снимок надгробия говорит о том, что его мать умерла в 1846 году, таким образом, в возрасте 4-х лет Ромуальд остался сиротой.

Андре-Адольф-Эжен Дисдери. Князь Ромуальдо Гедройц и его мать. В 1859 г. Альбуминовый отпечаток. Ч. 20,0; Д. 23,2 см. © Музей д'Орсэ, р-н. RMN-Grand Palais / Алексис Брандт, источник: musee-orsay.fr
Андре-Адольф-Эжен Дисдери. Князь Ромуальдо Гедройц и его мать. В 1859 г. Альбуминовый отпечаток. Ч. 20,0; Д. 23,2 см. © Музей д’Орсэ, р-н. RMN-Grand Palais / Алексис Брандт. Источник: musee-orsay.fr

Поскольку под найденным фото нет имени женщины, а есть только указание, что это его мать, существуют все основания предположить, что изображённая женщина взяла над Ромуальдом опеку, когда он потерял родителей. В попытке установить её личность, было просмотрено ещё некоторое количество фото из этой коллекции, но, из-за качества фотографии того времени, «кандидаток» на роль этой женщины выявилось несколько. И так бы и осталось это имя неизвестным, если бы не полученные документы из Национального Архива Франции (Archives départementales de l’Hérault).

Archives départementales de l'Hérault, 1 J 790,  выписка из метрики и свидетельство университета Монпелье о присвоении степени бакалавра Ромуальду Владиславу Гедройцу
Archives départementales de l’Hérault, 1 J 790,  выписка из метрики и свидетельство университета Монпелье о присвоении степени бакалавра Ромуальду Владиславу Гедройцу
  • Archives départementales de l’Hérault, 1 J 790,  выписка из метрики и свидетельство университета Монпелье о присвоении степени бакалавра Ромуальду Владиславу Гедройцу

Данный документ позволил ответить сразу на несколько вопросов. Во-первых, семья Гедройцев оставалась католической и обряд крещения Ромуальда прошёл в базилике святой Екатерины Александрийской, на Невском проспекте (см. документ выше слева), в одном из старейших католических храмов России. Во-вторых, известна специальность Ромуальда Гедройца, поскольку во Франции он изучал литературу (см. документ выше справа). В–третьих получен ответ на вопрос, кто женщина на фото. В качестве крёстной матери Ромуальда Владислава указана графиня Роза Станиславовна Браницкая (урождённая графиня Потоцкая, 1780—1862). Среди фото, найденных в коллекции музея Орсэ, есть комплект фотографий графини Потоцкой и эти фото были в числе тех, кого удалось отобрать путём визуального сходства.

Андре-Адольф-Эжен Дисдери. Графиня Потоцкая в восьми позах, четырех сидящих, четырёх стоячих. Альбуминовый отпечаток. Ч. 20,0; Д. 23,2 см. © Музей д'Орсе, р-н. RMN-Grand Palais / Алексис Брандт, источник: musee-orsay.fr
Андре-Адольф-Эжен Дисдери. Графиня Потоцкая в восьми позах, четырёх сидя, четырёх стоя. Альбуминовый отпечаток. Ч. 20,0; Д. 23,2 см. © Музей д’Орсе, р-н. RMN-Grand Palais / Алексис Брандт. Источник: musee-orsay.fr

О Розе Браницкой удалось узнать, что она увлекалась искусством и была художником-любителем. В коллекции Национального музея в Варшаве (Muzeum Narodowe w Warszawie) есть портрет Браницкой работы Ари Шеффера (Ary Scheffer) и миниатюра работы художника Пола В.

Ари Шеффер (1795-1858), портрет Розы Браницкой, Национальный музей в Варшаве, источник: cyfrowe.mnw.art.pl
Ари Шеффер (1795—1858), портрет Розы Браницкой, Национальный музей в Варшаве. Источник: cyfrowe.mnw.art.pl
Пол, В. (ок. 1860-1880), Портрет Розы, урождённой Потоцкой (1760-1862) 1.ov. Антониова Потоцкая 2ов. Гжегожова Браницка, Национальный музей в Варшаве, источник: cyfrowe.mnw.art.pl
Пол, В. (ок. 1860—1880), Портрет Розы, урождённой Потоцкой (1760—1862) 1.ov. Антониова Потоцкая 2ов. Гжегожова Браницкая, Национальный музей в Варшаве. Источник: cyfrowe.mnw.art.pl

В собраниях музеев работы Браницкой-Потоцкой найти не удалось, но на информационном сайте об искусстве Mutual Art, где собирается информация с аукционов, была найдена информация о работе художницы «Встреча на дороге» (Spotkanie na drodze).

  • Роза Браницка «Встреча на дороге» акварель, гуашь, золотая краска, бумага. Источник: mutualart.com

Хотелось бы отметить,  что среди большого количества фотографий коллекции музея Орсэ, просмотренных в ходе поиска, не было замечено ни одного подобного случая, когда взрослый молодой человек фотографировался вместе с мамой (в расчёт не берутся фотографии, где присутствуют все члены семьи). Из этого есть все основания сделать вывод о глубокой привязанности Ромуальда к женщине, которая вырастила его. Однако Роза Браницкая-Потоцкая умерла в 1862 году, и в 20 лет Ромуальд Владислав опять остался сиротой, потеряв близкого человека.

Обстоятельства, которые привели молодого человека ко двору российского императора, на данный момент установить не удалось, как и то, сразу ли после окончания обучения он вернулся в Россию, или какое-то время прожил во Франции.

Из уже упомянутой переписки Толстых известно, что в 1867 году Ромуальд женился на Варваре Фёдоровне Бреверн и очевидно, что их брак воспринимали в обществе негативно, поскольку Варвара Фёдоровна не отличалась красотой, но была наследницей большой усадьбы Знаменское-Раёк в Тверской губернии. Портретов, которые были бы атрибутированы её именем нет. Есть предположение, что комплект фото в собрании музея Орсе принадлежит будущей супруге Ромуальда Гедройца, однако фото подписано только фамилией Бреверн, а у Варвары Фёдоровны была сестра Евгения, будущая Шаховская-Глебова-Стрешнева. Но, в фондах Государственного исторического музея хранится акварель с запечатлённым интерьером усадьбы, созданная в годы, когда владелицей была Варвара Фёдоровна.

Андре-Адольф-Эжен Дисдери. Мадам де Бреверн в восьми позах, три сидячих и пять стоячих. Альбуминовый отпечаток. Ч. 20,0; Д. 23,2 см. © Музей д'Орсе, р-н. RMN-Grand Palais / Алексис Брандт, предположительно фото Варвары Федоровны Бреверн (в замужестве Гедройц), источник: musee-orsay.fr
Андре-Адольф-Эжен Дисдери. Мадам де Бреверн в восьми позах, три сидя и пять стоя. Альбуминовый отпечаток. Ч. 20,0; Д. 23,2 см. © Музей д’Орсе, р-н. RMN-Grand Palais / Алексис Брандт, предположительно фото Варвары Фёдоровны Бреверн (в замужестве Гедройц). Источник: musee-orsay.fr
Гостиная в усадьбе княгини В.Ф. Гедройц Знаменское-Раёк. Неизвестный художник. 1860-1870-е гг., Государственный исторический музей, Инв.№ ИР 437, источник: catalog.shm.ru
Гостиная в усадьбе княгини В.Ф. Гедройц Знаменское-Раёк. Неизвестный художник. 1860—1870-е гг., Государственный исторический музей, Инв.№ ИР 437. Источник: catalog.shm.ru

На период с 1861 по 1879 года о деятельности Ромуальда Гедройца при дворе российского императора пока ничего не известно. Но в этот период молодой человек занимался литературой и семь из его работ были опубликованы. Стоит отметить, что эти работы более известны в Европе. Согласно библиографической базе данных [6] его работы встречаются в библиотеках Франции, Польши, Германии и Великобритании, а также переиздаются (например в 2013 и 2018 годах) и находятся в продаже [7]. В основном Ромуальд Гедройц писал на французском языке, за исключением двух работ на польском  – одна самостоятельная работа и один перевод на польский язык.

Работы, изданные до 1879 года:

  1. Kilka urywków z wierszy Kazimierza Snopka [R. Giedroyca], Varsovie : Krokoszyński, 1862;
  2.  La revanche de la France [par le prince R. Giedroyc], Paris : chez tous les libraires, 1872;
  3. L’Épargne de la Russie, par le prince Romuald Giedroyc, Paris : E. Dentu, 1874;
  4. Sur les crises ministérielles en France / par le prince R. Giedroyc, Paris : E. Dentu, 1874;
  5. La France et l’Espagne / par le prince Romuald Giedroyc, Paris : E. Dentu, 1875;
  6. Résumé de l’histoire du Portugal au XIXe siècle / par le prince Romuald Giedroyc, Paris : Amyot, 1875;
  7. Przegląd pod Nowarą, Costantino Nigra; Romuald Giedroyć, Lwów : nakł. autora, 1878, (перевод)

Начиная с 1879 года можно проследить деятельность Ромуальда Гедройца при российском дворе. В Придворном календаре на 1879 год князь Ромуальд Константинович Гедройц имеет звание камергера при Императорском Дворе, состоит при Департаменте Министерства Юстиции и является Почётным Мировым судьей Радомысльского уезда, а также кавалером Итальянского ордена Короны и имеет бронзовую медаль за усмирение Польского мятежа 1863—1864 годов.

Звание камергера предоставлялось лишь дворянам, как и большинство придворных чинов. Оно не давало никакого гражданского чина, а было «знаком особенного внимания Царского к роду или заслугам предков». Однако, в звание камергера, на момент жизни Ромуальда Гедройца, не мог быть представлен человек в чине ниже действительного статского советника. Камергеры имели доступ в покои членов Императорского дома, участвовали во входе за «кавалергардов», т. е. в праве собираться во время больших при Высочайшем Дворе выходов, сопровождали посольства, присутствовали на коронациях и приёмах.

Придворный календарь на 1879 год, источник: rsl.ru
Придворный календарь на 1879 год. Источник: rsl.ru

Хотелось бы остановиться именно на этом документе подробнее, поскольку одна из наград, которая есть на портрете и должна была бы быть в списке на 1879 год, не упомянута. Речь идëт о французском ордене Почётного легиона, в собрании которого и хранится портрет с которого началось исследование. На портрете отчётливо видна корона у знака ордена. В период жизни Ромуальда Гедройца, тип ордена Почётного легиона с короной использовался во время Второй Империи с 1852 по 1870 годы. После 1870 года корону заменил венок, который используется по настоящее время [8][9]. Таким образом, на момент 1879 года, награждение этим орденом уже должно было состояться, однако в Придворном календаре этот факт не упомянут. Когда и как происходило награждение, только предстоит установить, на данный момент. Как уже упоминалось, на запрос в базу данных ответа не поступило. До момента получения информации от архивов ордена Почётного легиона не ясен ещё один вопрос: если награждение произошло до 1870 года, то чем отличился князь Гедройц? По найденной библиографии в этот период была опубликована только одна работа на польском языке.

  • Знак ордена Почётного легиона (кавалерский крест). Франция, Вторая империя (1852—1870). Фото: Сергей Тарасов

Из воспоминаний графа С.Д. Шереметева о поездке в Ливадию, уже известно, что князь Ромуальд Гедройц пользовался «благоволением государя», а также, что в 1880 году он приехал к императору «с каким-то стихотворением». В фонде ГА РФ хранится документ ф. 728 оп. 1 д. 2992, содержащий рукопись стихотворения Ромуальда Гедройца на французском языке, датированное 18 декабря 1880 года. Можно предположить, что это и есть то самое стихотворение, о котором упоминал граф Шереметев. Стихотворение посвящено императору, и раскрывает отношение Ромуальда Владислава к Александру II. Возможно, сказалось то, что князь остался без близкого человека после смерти Розы Браницкой и император, который был старше на 24 года, занял это пустующее место в жизни Гедройца, который был очень ему предан.

Ромуальд Гедройц, стихотворение «Souvenir de Livadia» (в описи ГА РФ указан как «Возвращение в Ливадию»), рукопись, ГА РФ ф. 728 оп. 1 д. 2992
Ромуальд Гедройц, стихотворение «Souvenir de Livadia» (в описи ГА РФ указан как «Возвращение в Ливадию»), рукопись, ГА РФ ф. 728 оп. 1 д. 2992

В придворном календаре на 1881 год, напечатанном ещё при жизни императора Александра II, князь Ромуальд Гедройц также в звании камергера, причислен к Министерству Императорского Двора и имеет уже широкий список наград. Упоминание о Департаменте Министерства Юстиции отсутствует, возможно и деятельность мирового судьи на этот момент он прекратил. Большое количество награждений может быть связано и с его деятельностью, а может и следствием его представительской службы, поскольку камергеры часто присутствовали при посольствах. Однако, с количеством иностранных наград в тот период, исходя из данных придворного календаря, с Ромуальдом Гедройцем (у которого насчитывается в 1881 году 13 иностранных наград, а к 1890-му году их количество возросло до 22) могут сравниться немногие. Например, Министр Императорского Двора и Уделов граф Александр Владимирович Адлерберг 2-й (1881 г. – 44 иностранных награды) и  обер-гофмаршал Альфред Федорович Грот (1881 г. – 22 иностранные награды). У обер-камергера, в подчинении которого находились все камергеры, графа Михаила Иренеевича Хрептовича на 1881 год было 13 иностранных наград, такое же количество, как и у камергера Ромуальда Гедройца.

Придворный календарь на 1881 год, источник: archive.org
Придворный календарь на 1881 год. Источник: archive.org

В 1881 году Гедройц выпускает самую известную работу: «Смерть Александра II – отрывки из воспоминаний Ромуальда Гедройца» (La mort d’Alexandre II: extrait des Mémoires du prince Romuald Giedroyc), исходя из найденной информации, это единственная работа его авторства, которая есть в Российской государственной библиотеке (РГБ). Также, на официальном портале Британской королевской коллекции (Royal collection trust) найдена информация о том, что один экземпляр был подарен королеве Виктории и принцу Уэльскому 1 июля 1881 года. С целью узнать больше об обстоятельствах этого дарения, был сделан письменный запрос. Из ответа, поступившего на запрос, стало известно, что в книге хранится записка, сообщающая, что Ромуальд Гедройц отправил два экземпляра книги лорду Лайонсу, послу Великобритании во Франции, а тот, в свою очередь, передал их лорду Тентердену, для вручения королеве Виктории и принцу Уэльскому Альберту Эдварду (будущему королю Эдварду VII). Записка датирована 1 июля 1881 года, а 12 августа книги уже поступили в Королевскую библиотеку. В коллекции сейчас хранится только один экземпляр Альберта Эдварда, о судьбе второго экземпляра, принадлежащего королеве Виктории, неизвестно.

«…I have taken a look at the book and there is a memo inside it from Lord Lyons, British Ambassador to France to Lord Tenterden explaining that Giedroyc had sent him two copies of his book to present to Queen Victoria and Prince Albert Edward, Prince of Wales (later King Edward VII). The note is dated Paris, 1 July 1881.

The books then appear to have arrived quickly, The Royal Library receiving Queen Victoria’s copy on 12 August. However, that is no longer in the Library. Today, the Royal Library holds Albert Edward’s copy only. It will have arrived in the Royal Library from his personal collection in the early twentieth century».

Титульный лист книги La mort d'Alexandre II: extrait des Mémoires du prince Romuald Giedroyc, Evreux : impr. de C. Hérissey, 1881, источник: rsl.ru
Титульный лист книги La mort d’Alexandre II: extrait des Mémoires du prince Romuald Giedroyc, Evreux : impr. de C. Hérissey, 1881. Источник: rsl.ru

Несмотря на то, что в воспоминаниях С.Д. Шереметева цесаревичу (будущему императору Александру III), Ромуальд Гедройц не был приятен, после смерти Александра II он остался в звании камергера, о чëм говорят найденные упоминания в придворных календарях последующих лет. В 1884 году князь Ромуальд Гедройц продолжал состоять при Министерстве Императорского Двора, а в 1885 году уже был причислен к Министерству Народного Просвещения. По какой причине Александр III оставил его в звании камергера пока неизвестно. После 1890 года упоминаний о князе Ромуальде Константиновиче Гедройце при Императорском Дворе не найдены, были просмотрены также придворные календари за 1895 и 1897 года, где упоминаний о нём нет.

 

Придворный календарь на 1886 год, источник: rsl.ru

Придворный календарь на 1890 год, источник: rsl.ru
Придворный календарь на 1884, 1885, 1886, 1888, 1889, 1890 годы. Источник: rsl.ru

Заниматься литературой князь Ромуальд Гедройц не прекратил и в 1885 году выпустил ещё две книги: Quelques idées métaphysiques et morales tirées de l’étude de l’histoire, par le prince Romuald Giedroyc, Évreux : impr. de C. Hérissey, 1885 и Pierre et Paul, récit contemporain [par le prince R. Giedroyc], Paris : E. Dentu, 1885.

В целом, на этом было бы всё, что удалось узнать о князе Ромуальде Константиновиче Гедройце в сравнительно короткий срок, есть ещё много направлений, в которых можно продолжать поиски, однако они требуют больше времени, а материала уже собралось немало. Но один факт позволил раскрыть ещё одну сторону этого человека.

  • Портрет князя Гедройца, фотограф неизвестен, Фотография, Графика, Альбуминовая бумага, 1894 г., Музей Карнавале, История Парижа (Musée Carnavalet, Histoire de Paris), инв.№ РН51157. Источник: parismuseescollections.paris.fr

Казалось странным, что на французской версии станицы электронной энциклопедии в графе «специальность» указано «скульптор», при этом на самой странице нет ни одного упоминания скульптурных работ, зато есть список литературных произведений.

Страница, посвященная Ромуальду Владиславу Гедройцу, на французской версии Wikipedia, источник: fr.wikipedia.org
Страница, посвященная Ромуальду Владиславу Гедройцу, на французской версии Wikipedia. Источник: fr.wikipedia.org

Вклад, сделанный Розой Браницкой, отразился и на художественных навыках воспитанника. По крайней мере, две его скульптурные работы сохранились до наших дней. Найти эти работы Ромуальда Гедройца удалось в совершенно разных местах. На сайте MutualArt, где была найдена картина Розы Браницкой, есть также информация и о терракотовом бюсте Александра II, как указано на сайте, на самом бюсте присутствует подпись автора. По косвенной информации есть предположение, что сейчас этот бюст находится в коллекции нидерландского дворца-музея Хет Лоо (Paleis Het Loo). Был сделан письменный запрос в этот музей, но на данный момент ответа с подтверждением или опровержением этой информации не поступило.

Ромуальд Гедройц, Терракотовый бюст императора Александра II, терракота, скульптура, высота: 47 см18 1/2 дюйма, источник: mutualart.com
Ромуальд Гедройц. Терракотовый бюст императора Александра II. Терракота, скульптура, высота: 47 см18 1/2 дюйма. Источник: mutualart.com

Поскольку поиски велись в разных направлениях, то на одном и том же ресурсе информация перепроверялась не раз, что и позволило отыскать скульптуру работы Гедройца на сайте Госкаталога. В коллекции ГМЗ «Петергоф» инв.№ ПДМП 1153-ск хранится скульптура «Александр II с сеттером Милордом», датированная 1880—1890 годами. Сеттер Милорд был из любимцев Александра II, его любовь к питомцу была широко известна, и Ромуальд Гедройц запечатлел в своей работе императора вместе с верным другом.

Гедройц, Ромуальд Константинович, князь (Giedroyc, Romuald, 1842-1899), Александр II с сеттером Милордом, группа, 1880-1890, алебастр, рубка, шлифовка, в. 78 см, ш. 38 см, гл. 27 см, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник "Петергоф", инв.№ ПДМП 1153-ск, источник: goskatalog.ru
Гедройц, Ромуальд Константинович, князь (Giedroyc, Romuald, 1842—1899), Александр II с сеттером Милордом, группа. 1880—1890. Алебастр, рубка, шлифовка. В. 78 см, ш. 38 см, гл. 27 см, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф», инв.№ ПДМП 1153-ск. Источник: goskatalog.ru

Скульптурные работы Ромуальда Гедройца не были просто хобби. В предварительном отчёте по участию России во всемирной парижской выставке 1889 года, указано, что Ромуальд Гедройц представлял на ней свою работу в группе «Скульптура и медальерное искусство», и она была отмечена почётным отзывом. Информации о том, какая работа была представлена, в отчёте не содержится, поэтому сказать, была ли это одна из вышеупомянутых скульптур или совершенно другая, пока нельзя.

Всемирная выставка (1889; Париж), Предварительный отчет по участию России во Всемирной Парижской выставке 1889 г. - Санкт-Петербург : тип. Дома призрения малолетних бедных, 1890. - 95 с.; 23., источник: rsl.ru
Всемирная выставка (1889; Париж), Предварительный отчёт по участию России во Всемирной Парижской выставке 1889 г. — Санкт-Петербург : тип. Дома призрения малолетних бедных, 1890. — 95 с.; 23. Источник: rsl.ru

В заключение хотелось бы сказать, что как оказалось, за портретом, над которым подшучивают во всём мире, скрывается творческая и порой трагическая жизнь человека, который отличался талантом и преданностью, хоть посторонние для него люди и не понимали его.

Род князей Гедройц разделен на множество линий, но наследников Ромуальд Владислав не оставил, поэтому прямых потомков у него нет. Исследование будет продолжено в направлении фалеристики, возможно, удастся узнать обстоятельства большого количества награждений.

Автор благодарит за помощь:

  • генерального директора ГБУК г. Москвы «Музей-панорама «Бородинская битва» Владимира Александровича Преснова и хранителя музейной коллекции редкой книги Надежду Юрьевну Шведову – за предоставление доступа в отдел редкой книги (книга Нарбут А.Н. Князья Гедройцы. Родословные росписи);
  • генерального хранителя наследия, директора ведомственного архива, Национального архива Франции, Сильви Десаши (La Conservatrice générale du Patrimoine, Directrice des Archives départementales, Sylvie Desachy) – за отзывчивость  и предоставленные копии документов (выписка из метрики и свидетельство университета Монпелье о присвоении степени бакалавра Ромуальду Владиславу Гедройцу).
  • помощника куратора отдела книг и рукописей Британской королевской коллекции, Эндрю Брауна (Andrew Brown, Assistant Curator (Books and Manuscripts)) – за внимание, уделённое при ответе на запрос и предоставление информации о хранящемся экземпляре книги Ромуальда Гедройца;
  • сотрудников Таллинского музея рыцарских орденов – за оперативный ответ на запрос, к сожалению, в коллекции музея не нашлось ничего, связанного с темой статьи;
  • заместителя главного редактора журнала «Коллекция», доцент МГИК Михаила Михайловича Тренихина за помощь и поддержку.
Лидия Андреева
Московский государственный институт культуры
[email protected]

Если вы обладаете дополнительной информацией (архивные документы, музейные экспонаты) о Ромуальде Константиновиче Гедройце и Вы имеете возможность поделиться, автор будет благодарен.

Примечания и источники

  • [1] LE MUSÉE DE LA LÉGION D’HONNEUR 02/03/2017 ­/ Rédigé par Charlotte W / // Esprit Joaillerie URL: https://­esprit­joaillerie.com­/2017/03/02/­le-musee­-de-la-legion­-dhonneur/ (дата обращения: 15.08.2022).
  • [2] VISITA TURÍSTICA A: LEGION D’HONNEUR MUSÉE. PARIS, FRANCE 30 de noviembre de 2016 FAUSTINO BERAUN BARRANTES // ­desbastandolapiedra URL: ­http://des­bastando­la­piedra.blog­spot.com­/2016/11­/visita-turistica­-legion-dhon­neur-­musee.html?m=1 ­(дата обращения: 15.08.2022).
  • [3] Amadeo-Martín Rey y Cabieses ­// esferalibros URL: ­https://www.esferalibros.com­/autores/­amadeo-­martin­-rey­-y-cabieses/­ (дата обращения: 15.08.2022).
  • [4] Толстой Л. Н. — Толстой С. А., 18 июня 1867 г. ­// tolstoy-lit.ru URL: ­http://tolstoy-lit.ru­/tolstoy­/pisma/­k-tolstoj-1862-1886/­letter-65.htm (дата обращения: 15.08.2022).  В примечании есть выдержка из письма Софьи Андреевны и пояснение, о ком идёт речь в письме: «Кн. Ромуальд Кон­стан­ти­но­вич Гедройц (1842—1899), впоследст­вии ка­мергер, в 1867 г. женился на Варваре Федоровне Бреверн. «Польский граф, женившийся, как нам рас­сказывали, по расчету на на­шей знакомой барышне, горбатой и некрасивой» (н. п. С. А.).
  • [5] Андре-Адольф-Эжен Дисдери ­// artsandculture URL: ­https://­art­sand­culture.google.com­/entity/­m0fszww?hl=ru (дата обращения: 15.08.2022). Андре́-Адо́льф-Эже́н Дисдери́ (28 мар. 1819 г. – 4 окт. 1889 г. ) — французский фотограф, который начал карьеру в качестве дагер­ротиписта, но вошёл в историю благодаря патенту на изобре­тение способа изго­товления фотографий на визитных карточках, сделавшего его всемирно известным.
  • [6] Библиографическая база данных: Giedroyc, Romuald prince 1842- // worldcat URL: http://worldcat.org­/iden­ti­ties­/viaf-76697524/ (дата обращения: 15.08.2022).
  • [7] Онлайн-платформа, где можно приобрести работы Ромуальда Гедройца: GIEDROYC ROMUALD (23 resultados) // iber­libro URL: https://www.iber­libro.com­/bus­car-lib­ro­/autor­/GIEDROYC­-RO­MUALD-?cm_sp=­brcr-_-bdp-_-author (дата обращения: 15.08.2022).
  • [8] La Légion d’honneur de la Restauration au Second Empire // legion­dhon­neur.fr URL: https://www.legion­dhon­neur.fr­/sites­/default­/files­/la_lcgion­_dhon­neur_de_1814_o_­1870.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
  • [9] La Lé­gion d’hon­neur ré­publi­caine // le­gion­dhon­neur.fr URL: https://www.le­gion­dhon­neur.fr­/si­tes­/de­fault­/fi­les­/la_lcgion_dhon­neur_de_1870­_o_­nos_­jours.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

Источники

  1. РГАДА. Ф. 1287. Оп. 1. Д. 5253. Л. 6 — 17.
  2. Евгений Снегов Гедройцы // Дилетант. — апрель 2021. — №64. — С. 6-7.
  3. Нарбут А.Н. Князья Гедройцы. Родословные росписи, вып.16. — М.: 2001. — 24 с.
  4. Prince Romualdo Giedroyc et sa mère // Musée d’Orsay URL: https://www.musee-­orsay.fr/fr/oeuvres­/prince-romualdo­-giedroyc­-et-sa­-mere-71509 (дата обращения: 15.08.2022).
  5. Comtesse Potocka en huit poses, quatre assise, quatre en pied // Musée d’Orsay URL: https://www.musee-orsay.fr­/fr/oeuvres­/comtesse-potocka­-en-huit-poses­-quatre-assise­-quatre-en­-pied-80201 (дата обращения: 15.08.2022).
  6. Portret Róży Branickiej Scheffer, Ary (1795-1858) — malarz // Cyfrowe Muzeum Narodowe w Warszawie URL: https://cyfrowe.mnw.art.pl­/pl/katalog/­505008 (дата обращения: 15.08.2022).
  7. Portret Róży z Potockich (1760-1862) 1.ov. Antoniowej Potoc­kiej 2ov. Grze­gor­zowej Bra­nickiej Paul, W. (fl. ca 1860-1880) — malarz // Cyfrowe Muzeum Naro­dowe w War­szawie URL: https://cyf­rowe.mnw­.art.pl­/pl/ka­talog­/522658 (дата обращения: 15.08.2022).
  8. Roza Branicka Spot­kanie na drodze // Mutual­Art URL: https://www.mu­tual­art.com­/Art­work­/Spot­kanie­-na-drod­ze­/4685A491FB1ABD76 (дата обращения: 15.08.2022).
  9. История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк // куль­тура.рф URL: https://www.culture.ru­/ma­terials­/256668­/is­toriya­-od­nogo­-zda­niya­-usad­ba­-zna­men­skoe­-rayok (дата обращения: 15.08.2022).
  10. Гостиная в усадьбе кня­гини В.Ф. Гед­ройц Зна­мен­ское-Раёк. Неиз­вест­ный ху­дож­ник. 1860-1870-е гг. // ГИМ URL: https://ca­ta­log.­shm.ru­/entity­/OB­JECT­/179­2908?­que­ry=­%D­0%93%D­0%B5%D­0%B4%D1%80%D­0%BE%D­0%B9%D­1%86&­index=0 (дата обращения: 15.08.2022).
  11. Mme. de Brevern en huit poses, trois assise et cinq en pied // musée d’Orsay URL: https://www.musee-orsay.fr­/fr/oeuvres­/mme-de-brevern-­en-huit-­poses-trois-­assise-et-­cinq-en-pied-­77088 (дата обращения: 15.08.2022).
  12. Giedroyc, Romuald // Catalogue general URL: https://catalogue.bnf.fr­/rechercher.do?index=­AUT3&numNotice­=10435808 (дата обращения: 15.08.2022).
  13. La mort D’Alexandre II: extrait des me­moires du Prince Romuald Gied­royc.1881 г. // Royal col­lection trust URL: https://­www.rct.uk­/­col­lection­/search#/1­/­col­lec­tion­/102­6667­/la-­mort-­dalexand­re-­ii-ex­trait-­des-me­moi­res-­du-prin­ce-­ro­muald-­gied­royc (дата обращения: 15.08.2022).
  14. A ter­racotta bust of Emperor Alexander II // mu­tualart URL: https://www.mutual­art.com­/Art­work­/A-ter­racotta­-bust-of-Em­peror-­Ale­xan­der­-I­/DCD0A4­C210656A24 (дата обращения: 15.08.2022).
  15. Гедройц, Ромуальд Кон­стан­ти­нович, князь (Giedroyc, Romuald, 1842-1899) Александр II с сет­тером Милордом, груп­па // ГОСКАТАЛОГ.РФ URL: https://gos­ka­ta­log.ru­/por­tal­/#/col­lec­tions­?id=­5653966 (дата обращения: 15.08.2022).
  16. Romuald Władyslaw Giedroyc // Wikipedia URL: https://fr.wikipedia.org­/wiki­/Romuald_­W%C5%82adyslaw­_Giedroyc (дата обращения: 15.08.2022).
  17. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона // Словари и энциклопедии URL: http://rudictionary.com­/brok­gause/Prid­vor­ne-chin-i-pridvornoe-vedom­stvo-6179.html (дата обращения: 28.08.2022).

 

Александр II. Юбилеи 2021 года

Выставка Александр II. Освободитель

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Шлезвиг 1920

Окончание Первой Миро­вой вой­ны при­ве­ло не толь­ко к пе­ре­де­лу сфер влия­ния эко­но­мичес­ких,
Перейти К началу страницы