Выставка коллекции «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» открылась 28 июня 2022 года в государственном музее изобразительных искусств имени А.C. Пушкина (Волхонка 12, Москва). Эта выставка — главный проект Пушкинского музея 2022 года, продолжающая рассказ о великих династий московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 г.
28 июля 2022 г., 18:00
Состоялась встреча с Алексеем Петуховым, куратором выставки «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых»
Зельфира Исмаиловна Трегулова (директор Третьяковской галереи) и Марина Девовна Лошак (директор ГМИИ им. А.С. Пушкина) в приветственной речи рассказали об уникальности этой долгожданной выставки, предметы которой 1948 году коллекция были разделены между Эрмитажем и Третьяковской галереей. Выставка для вашего внимания объединила уникальную коллекцию братьев Морозовых. В экспозицию вошли 73 работы из Эрмитажа, 71 — из Третьяковской галереи и 113 — из ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Открытие выставки
Выставка рассказывает о влиятельном роде промышленников Морозовых, в конце XIX века давшем России сразу двух братьев коллекционеров современного искусства: эксцентричного экспериментатора Михаила и вдумчивого знатока Ивана. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные на рубеже столетий братьями Морозовыми.
Монтаж выставки
Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени — Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.
Сегодня мы видим авторскую концепцию кураторов выставки, предоставивших возможность увидеть полотна как известнейших авторов, так и авторов менее популярных, но высочайшего музейного уровня. А объединение картин из трёх музеев — это уже должно стать привычным, но каждый раз вызывает восторг! — редкая возможность увидеть максимально возвращённую коллекцию Ивана Морозова к его коллекционерской задумке, основанной на редком купеческом чутье и вкусе.
Удивительная работа кураторов раскрыла собрание произведений с интересной позиции, где все шедевры звучат совершенно по-новому. Зрителю предлагается сравнить работы русских и зарубежных мастеров одного времени, с похожими сюжетами и почувствовать различие культур, быта, жизни. все работы имеют общий временной отпечаток.
Также отметим работу архитекторов выставки, на наш взгляд удачно воскресивших коллекционные пространства прошедшего времени. Кирилл Асс и Надежда Корбут гармонично оформили залы музея.
Выставка интересна еще тем, что в ней представлено много работ из запасников. Также у многих картин размещены реальные счета на покупку произведений — очень любопытные документы.
Ранее эта выставка была представлена с успехом во Франции в Фонде Луи Виттон, затем в Санкт-Петербурге и сейчас — в Москве.
Очень рекомендуем посетить!
Это невероятное эстетическое удовольствие!
- Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878. ГЭ
- Ф.А. Малявин. Девка. 1903. ГТГ
- В.А. Серов. Портрет Михаила Абрамовича Морозова. 1902. ГТГ
- Н.К. Бодаревский. Портрет Маргариты Морозовой. 1897. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- К.А. Коровин. Гиммерфест. Северное сияние. 1894-1895. ГТГ
- К.Е. Маковскиий. Портрет Варвары Морозовой. 1894. ГТГ
- Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Кер-Ксавье Руссель. Триумф Вакха (Сельский праздник). 1911-1913. ГЭ
- Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Луи Легран. Ужин апаша. 1901. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- К.А. Коровин. Портрет хористки. 1887. ГТГ
- Поль Гоген. Пейзаж с двумя козами (Terari maruru). 1897. ГЭ
- Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linger, longer, loo». ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Пьер Огюст Ренуар. Ребёнок с кнутиком. 1885. ГЭ
- Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажур. 1888. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Поль Гоген. Кафе в Арле. 1888. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Поль Гоген. Женщина, держащая плод.1893. ГЭ
- Н.А. Тархов. Конец рынка. 1907. ГТГ
- М.З. Шагал. Парикмахерская. 1914. ГТГ
- Жорж Дюфренуа. Площадь в Париже. 1907. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Пьер Огюст Ренуар. В саду. Под деревьями Мелен-де-ла-Галеттт. 1876. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Альфред Генри Моурер. В кафе. 1905. ГЭ
- Поль Сезанн. Курильщик. Около 1890-1892. ГЭ
- Винсент ван Гог. Прогулка заключённых. 1890. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Пьер Огюст Ренуар. Девушка с веером. 1880. ГЭ
- Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке. Около 1873. ГЭ
- Пабло Пикассо. Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты). 1901. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Анри Шарль Манген. Купальщица. 1906. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Поль Сезанн. Цветы. Около 1902. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Эдмон Лампрер. Ожидание. Мулен-де-ла-Галетт. 1905. ГЭ
Коллекция братьев Морозовых. Париж
Коллекции Михаила и Ивана Морозовых
Юлия Беласла Приносим извинение за большое количество изображений, но очень трудно удержаться и не сделать фотографии картин выставки "Брат Иван", а потом не поделиться с вами
Выставка с 28 июня до 30 октября
Фото: Антон Баклыков Юлия Беласла Алексей Сидельников 27.06.2022
___________________
>>><<<
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет главный проект музея в 2022 году. Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» продолжает рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 73 работы из Эрмитажа, 71 – из Третьяковской галереи и 113 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке будут представлены работы М. Дени, А. Сислея, К. Писсарро, П. О. Ренуара, К. Моне, П. Синьяка, А. Майоля, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, В. Васнецова, К. Коровина, И. Левитана, М. Шагала, Б. Кустодиева, В. Серова, С. Виноградова, В. Сурикова и других художников.
Пресс-конференция (перейти)
Выставка расскажет о влиятельном роде промышленников Морозовых, в конце XIX века давшем России сразу двух братьев – коллекционеров современного искусства: эксцентричного экспериментатора Михаила и вдумчивого знатока Ивана. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные на рубеже столетий братьями Морозовыми. Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.
В предлагаемом распределении произведений по залам отражены основные смысловые центры коллекции брата Ивана и главные этапы её истории. Важнейшая черта этого собрания – равнозначное присутствие в нем французского и русского искусства: отражение новаторского взгляда, свойственного именно молодому поколению коллекционеров рубежа XIX и ХХ веков. Впервые за столетие в Москве вместе будут показаны работы французских и русских мастеров, некогда составлявшие единое собрание.
Импрессионизм. Начало. Покупки в знаменитой парижской галерее Поля Дюран-Рюэля стали точкой отсчета в сложении французской части собрания Ивана Абрамовича. И хотя Морозов – не первый русский коллекционер, обративший внимание на импрессионизм, только у него это направление оказалось представлено настолько основательно. В первых шагах Морозова-собирателя, несомненно, сыграли роль дружеские связи с русскими художниками – Сергеем Виноградовым, Валентином Серовым и Константином Коровиным, у которого Иван Абрамович брал уроки. Выполненные в сдержанных тонах пейзажи Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, появившиеся в морозовском доме в 1903 году, выглядели скромнее раскрепощенных и эмоциональных картин московских приятелей мецената, а важную для импрессионизма тему быстрой фиксации состояний природы коллекционер увидел в этюдах Исаака Левитана. Неослабевающее внимание к наследию импрессионизма помогло Морозову превратиться из скромного собирателя в самостоятельного коллекционера-куратора с ясно определенным подходом. Ключевыми в коллекции стали работы-манифесты, такие как «Бульвар Капуцинок» Моне или «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара.
Сезанн. Alter ego. За неполные десять лет коллекционер стал обладателем 18 картин Сезанна, составивших один из самых значимых ансамблей в его домашнем музее на Пречистенке. В отношении любимого художника Морозов действовал как историк искусства, решив представить в собрании весь диапазон творчества Сезанна – от ранней «Сцены в интерьере» до созданного в завершающие годы жизни «Голубого пейзажа». Для этой картины коллекционер, порой по нескольку лет выжидавший появления на рынке нужного полотна, специально держал свободное место на стене.
Парижские салоны. Роль коллекционера-знатока, ценителя нового искусства требовала от Ивана Морозова глубокого понимания современного художественного процесса. Такой «школой вкуса» стали для него салоны – крупные выставки, устраивавшиеся в Париже ежегодно, весной и осенью. Первую парижскую покупку – пастель Луи Леграна – коллекционер сделал весной 1903 года на спокойном и сдержанном Салоне Национального общества изящных искусств. Однако уже с 1904-го он – постоянный посетитель Осеннего салона, славившегося просвещенным либеральным жюри и продуманными ретроспективными выставками. А каждый март Морозов погружался в атмосферу полной творческой свободы на Салоне независимых, не признававшем ни жюри, ни призов. Морозовские приобретения выстраиваются в своего рода тематические ряды: коллекционера привлекали городские сюжеты, фантазии на темы XVIII столетия, цветочные натюрморты. В своей коллекции Морозов сопоставлял работы французов с произведениями русских мастеров на похожие темы.
Дени. Музыкальный салон. Впервые Иван Морозов приобрёл работы Мориса Дени в 1906 году на Салоне независимых, а вскоре посетил и мастерскую художника в Сен-Жермен-ан-Ле. К этому времени тот уже имел репутацию ведущего современного мастера декоративных ансамблей. Морозов предложил Дени оформить монументальными композициями центральное помещение своего дома – Музыкальный салон. Темой для ансамбля мастер предложил античный миф о Психее. По рекомендации художника Морозов дополнил заказ «вставными» живописными панно и керамическими вазами самого Дени и скульптурами Аристида Майоля: к 1912 году ансамбль сложился полностью. Его своеобразной частью стали и три картины Дени, обрамлявшие вход в интерьер: «Зеленый берег моря», «Вакх и Ариадна» и «Полифем». На выставке Музыкальный салон будет воссоздан в оригинальных пропорциях.
Боннар. Ансамбль вестибюля. Художники, составлявшие в 1890-е годы братство группы «Наби», оказались особенно близки Морозову. В конце 1900-х коллекционер оценил их талант к созданию декоративных ансамблей, вписанных в интерьеры, и в его московском доме один за другим появились Музыкальный салон, оформленный Морисом Дени, и парадная лестница с панно Пьера Боннара.
Для Боннара этот заказ начался в 1910 году с выполнения триптиха «У Средиземного моря». И для живописца, и для осмотрительного коллекционера сотрудничество было смелым: Боннар никогда ранее не выполнял панно таких размеров. Результат понравился заказчику, и вскоре последовало новое предложение: коллекционер просил Боннара оформить боковые стены вестибюля еще двумя монументальными композициями. Уже в 1912 году панно «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов» были представлены на Осеннем салоне. В годы Первой мировой войны, как свидетельствуют фотографии, коллекционер дополнил панно Боннара скульптурой Сергея Конёнкова, создав еще один синтетический ансамбль, продолжавший линию Музыкального салона Дени и Майоля.
Боннар. Идеальный пейзаж. Закрытому для посторонних личному миру Морозова импонировала эстетика боннаровского интимизма, словно скрывающего в ритме красочных пятен очертания людей и предметов. А мягкая живописная манера, создавшая мастеру репутацию «последнего импрессиониста», продолжала в коллекции линию, начатую пейзажами Сислея, Писсарро и Моне. Неторопливо разворачивающиеся панорамные виды, такие как «Лето. Танец», «Лето в Нормандии» или «Пейзаж в Дофине», невольно напоминают о темпераменте самого коллекционера. Уравновешенное и гармоничное искусство Боннара стало для Ивана Абрамовича ключом к пониманию как общих принципов французского искусства, так и основ его диалога с искусством русским. Крупные меланхоличные пейзажи были любимы Морозовым, и работы отечественных мастеров с похожими мотивами особенно многочисленны в его коллекции. Здесь с творчеством Боннара перекликались элегантная декоративность Александра Головина, стилизации Константина Сомова, а также хрупкая порывистость Петра Уткина и эмоциональная насыщенность Михаила Ларионова.
Ван Гог. Эмоции и история. Для Морозова творчество художника было объектом вдумчивого исследования и важнейшей страницей истории нового искусства. Каждую из пяти принадлежавших ему работ ван Гога Морозов выбирал с особой тщательностью. Коллекционер обращал пристальное внимание на сложные смысловые ассоциации, как в «Прогулке заключенных», и место картины в биографии мастера, как в случае с созданными на пике творческого диалога с Гогеном «Красными виноградниками» или отмечающим последние недели жизни Винсента «Пейзажем в Овере».
Гоген. Медитация и экзотика. В создании своей коллекции из 11 полотен «французского таитянина» Поля Гогена Морозов неизбежно шел вслед за Сергеем Щукиным, негласно соперничая с ним. «Морозовские» Гогены отличаются изысканной декоративностью, а сам коллекционер досконально знал о роли каждой работы в творческом пути мастера. Философской медитацией наполнены и аллегория прощания с родиной – «Цветы Франции», и обманчивое спокойствие «Пейзажа с павлинами» или «Таитянских пасторалей», и многослойный синтез мировых духовных традиций – полотно «Великий Будда». В тонкой интерпретации Морозова экзотика искусства Гогена переплелась с новым пониманием роли неевропейских и народных культур, созвучным этнографическим и кураторским опытам начала ХХ века. Коллекционер видел пересечения с эстетикой Гогена в орнаментах и локальных цветах фольклорных сцен Б. Кустодиева или А. Рябушкина, в театрализованных фантазиях Б. Анисфельда и в горячих красках М. Сарьяна.
Фовизм. Цвет и движение. Наряду со своими ровесниками Гертрудой и Лео Стайнами Иван Морозов целенаправленно составил одну из первых в мире коллекций первого «изма» ХХ века – фовизма. В 1906–1908 годах он активно покупал работы А. Дерена, М. Вламинка, О. Фриеза, Ш. Мангена, А. Марке и, конечно, А. Матисса. Фовизм стал для Морозова своего рода «выводом» из методичного изучения сотен картин на парижских салонах. Уверенный в себе коллекционер был здесь неожиданно стремителен в покупках, нередко приобретая работы еще до окончания экспонирования на выставках. Однако и в этом он оставался верен своему «искусствоведческому» подходу, наряду со свежими картинами приобретая и те, что уже успели войти в недолгую историю фовизма, как «Просушка парусов» Дерена. В отечественной части собрания эта динамика и раскрепощенность продолжались в работах мастеров русского авангарда, таких как Наталия Гончарова и Михаил Ларионов.
Авангард. «Морозовская поправка». Слова критика А. Эфроса, назвавшего Ивана Морозова «человеком с поправкой», особенно верны при взгляде на его собрание искусства раннего авангарда. Коллекционер словно и не пытался соперничать с эмоциональным и страстным Щукиным. Первую картину Матисса он приобрел в 1907 году, но серьезный интерес к творчеству художника развился лишь к 1909-му, когда Морозов заказал Матиссу два натюрморта. Один из них, «Фрукты и бронза», неслучайно близок по композиции щукинской «Статуэтке и вазам на восточном ковре»: в 1908-м Иван Абрамович отметил для себя эту картину, которая уже принадлежала его московскому визави. Наверстав упущенное, Морозов словно закрепил успех, заказав В. Серову свой портрет именно на фоне этой композиции французского мастера. А «Марокканский триптих» открыл московской публике «другого» Матисса – холодноватого, отстраненного. Ослепительное небо Северной Африки отозвалось в морозовской коллекции тонами живописи П. Кузнецова и М. Сарьяна.
Произведения Пикассо вначале появились в доме на Пречистенке словно исподволь: в 1908-м раннюю работу «Арлекин и его подружка» коллекционер, по-видимому, приобрел «на пробу», а покупка ироничного кубистического «Портрета Амбруаза Воллара» окрашена личным отношением Морозова к столь близкому ему торговцу картинами. Картина «Девочка на шаре» стала редкой удачей: шедевры «розового периода» уже тогда ценились высоко. Купленная в 1913-м из собрания Гертруды и Лео Стайнов, она стала последним иностранным произведением в собрании Морозова. Отрезанный от Парижа, в годы Первой мировой и революции коллекционер сосредоточился на приобретении работ отечественных мастеров. Среди них были те, чья слава придёт в Париже в 1920-е, – например, М. Шагал.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Место проведения: Волхонка, 12, Главное здание
28 июня – 30 октября 2022
Кураторы: Марина Лошак, Александра Данилова, Алексей Петухов, Анна Познанская, Наталья Александрова
Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея
Состав выставки: всего более 600 экспонатов — около 260 произведений живописи, графики и скульптуры; предметы декоративно-прикладного искусства, книги, фотографии, архивные материалы.
Пресс-конференция
СПРАВКА
Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» знаменует продолжение тесного сотрудничества между Россией и Францией и таких крупных музеев, как Фонд Луи Вюиттон (Fondation Louis Vuitton), Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея. Коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых с огромным успехом были показаны в 2019 году в Эрмитаже («Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», 20 июня — 6 октября 2019) и на недавно завершившейся выставке в Фонде Луи Вюиттон («Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства», 22 сентября 2021 – 3 апреля 2022). Московский показ будет отличаться от экспозиции в Париже не только концепцией, но и составом произведений. В выставке в Пушкинском музее примут участие работы, не демонстрировавшиеся во Франции – около 30 произведений русского искусства и 10 работ французских художников. Среди них – всемирно известная картина «Красные виноградники в Арле. Монмажур», а также «Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом)» Винсента ван Гога, воссоединенные парные работы Мориса Дени «Полифем» (ГМИИ) и «Вакх и Ариадна» (Эрмитаж).
Инклюзивная программа к выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
В рамках инклюзивной программы к выставке посетителям будут продемонстрированы духи времен братьев Морозовых, Амбруаза Воллара и Жанны Самари. Реконструкцию исторических ароматов для ольфакторного сопровождения экспозиции по заказу ГМИИ им. А.С. Пушкина создаст исследователь и коллекционер Галина Анни. Кроме того, экспозиция будет включать тактильные рельефы, а инклюзивные экскурсии будут содержать элементы телесно-ориентированной медиации. Авторские экскурсии на русском жестовом языке по выставке проведут глухие гиды объединения «Жест в музее» Светлана Бобкова и Анна Дегтярева. Специально для выставки будет снят очередной документальный фильм на жестовом языке из серии «Великие коллекционеры». До этого в серии уже увидели свет фильмы «Сергей Щукин» и «Святослав Рихтер».
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Музей насчитывает в своем фонде около 700 000 оригинальных произведений, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи – работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Особо знаменита музейная коллекция французского искусства XIX–XX веков, в основу которой легли собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Представленная знаковыми произведениями Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров, эта коллекция является одной из самых известных в мире. Фонды музея продолжают активно пополняться и в настоящее время. С 2018 года ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 26.05.2022
75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Коллекции Михаила и Ивана Морозовых
Коллекция братьев Морозовых. Париж
Встреча с искусствоведом Алексеем Петуховым
_________________
>>><<<