ГМИИ им. А.С. Пушкина отмечает 100 лет со дня рождения И.А. Антоновой. В воскресенье 20 марта 2022 года в центре Москвы на доме, где жила Ирина Александровна, была установлена мемориальная доска, а в Пушкинском музее открылась обновленная экспозиция зала «Кабинет директора» и прошла серия концертов, посвященных памяти И.А. Антоновой. Начал работу специальный сайт, где собран цифровой архив, рассказывающий о жизни Ирины Александровны.
100 лет со дня рождения
Ирины Александровны Антоновой
Ирина Александровна Антонова посвятила Пушкинскому музею 75 лет своей жизни и стала его подлинным символом. В годы ее руководства музей превратился в важнейший культурный центр страны и завоевал широкое международное признание, здесь прошли десятки знаменательных выставок, легендарным стал фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», созданный Ириной Александровной вместе с великим музыкантом сорок лет назад.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Фото Антон Баклыков
ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает реализовывать инициативы по увековечению памяти Ирины Александровны Антоновой. Первым из намеченных на 2022 год мероприятий стала установка мемориальной доски на доме, в котором жила И.А. Антонова, по адресу: Покровский бульвар, 14/5. Автор проекта — скульптор Георгий Франгулян, академик Российской академии художеств, народный художник России.
В церемонии открытия приняли участие специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Олег Леонов, директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Александр Воронко, автор мемориальной доски Георгий Франгулян и директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Фото Антон Баклыков
В кабинете И.А. Антоновой, который сейчас открыт для посетителей как музейный зал, обновлена экспозиция. После открытия в 2021 году экспозиция «Кабинета директора» демонстрирует преемственность и традицию в руководстве музеем и рассказывает о выдающихся людях, в разные годы возглавлявших музей и внесших решающий вклад в его становление и развитие.
Кабинет Ирины Антоновой. Фото Тарас Хохлов
На время пространство кабинета и все мультимедийное наполнение будет посвящено И.А. Антоновой. На столе можно увидеть фотографии из личного архива Ирины Александровны, связанные с семейной и музейной жизнью. На окно проецируются фотографии, иллюстрирующие важные вехи работы Ирины Александровны в музее: это выставки «Шедевры Дрезденской картинной галереи» (1955), «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), показ «Джоконды» Леонардо да Винчи (1974); открытие Музея личных коллекций (1994), Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (2006) и Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева в здании РГГУ (1997); празднование 100-летие музея (2012); а также фотографии с людьми из мира искусства, с которыми Ирина Александровна дружила и к которым испытывала глубокое уважение. В кабинете транслируются записи фортепианных концертов в исполнении Святослава Рихтера.
Легендарный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина была настоящим меломаном. Среди талантливых людей, составлявших ее близкое окружение, неслучайно оказался Святослав Рихтер. Ирину Антонову и выдающегося пианиста связывала многолетняя дружба, результатом которой стал Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера». В его программах соединились музыка, пластические искусства, театр и литература. И.А. Антонова была первой, кто решился осуществить идею синтеза искусств в пространстве художественного музея, отразив, таким образом, главный вектор развития культуры XX века. В день 100-летия со дня рождения И.А. Антоновой в Пушкинском музее прошла серия концертов с участием звёзд, чьи имена неразрывно связаны с историей «Декабрьских вечеров» — это Юрий Башмет, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Юрий Мартынов и Николай Луганский.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Ирина Александровна Антонова стала неизменной составляющей Пушкинского музея, его лицом и символом — частью мифа Пушкинского во всех его проявлениях. Мне трудно назвать подобную нам институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Ирина Александровна Антонова. Ирина Александровна была абсолютно бесстрашной — как профессионал и как личность. Она на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировала очень яркие шаги, сделанные навстречу новому. Это были решения и поступки человека, который готов рисковать. Это происходило в довольно сложное время работы Ирины Александровны в музее — в советские годы, когда многое из того, к чему мы сейчас привыкли, было под запретом, поэтому особенно ценны ее завоевания: выставки «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), показы, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд «Моны Лизы» в музей. Судьба Ирины Александровны каждым своим моментом связана непосредственно с музейной историей. Мне трудно назвать другого человека, который внес бы похожий вклад в национальную культуру. Это определенный камертон, который с нами остается и по сей день».
Анна Малыгина Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина Фотографии Антон Баклыков и Тарас Хохлов
Ирина Александровна Антонова (20 марта 1922 – 30 ноября 2020) возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с февраля 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена президентом музея. И.А. Антонова была не только музейным, но и общественным деятелем, академиком Российской академии образования и Российской академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.
И.А. Антонова награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней (полный кавалер ордена). Лауреат Государственной премии РФ 1995 года. Также она являлась командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почётного легиона. За вклад, внесённый в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, И.А. Антоновой был присуждён орден Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды).
И.А. Антонова выступала инициатором и возглавляла рабочую группу по подготовке концепции развития музея, создания Музейного городка.
И.А. Антонова внесла значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет исполняла обязанности вице-президента ИКОМ. С 1992 года была Почетным членом этой авторитетной международной организации. Высокая репутация И.А. Антоновой в музейном сообществе позволила музею представить в своих стенах уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж.По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Б.Р. Виппера.
Существенным вкладом в художественную жизнь России стали «Декабрьские вечера» (с 1998 – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»). Этот уникальный фестиваль искусств возник по инициативе С.Т. Рихтера и И.А. Антоновой и проводится ежегодно с 1981 года.
На протяжении многих лет И.А. Антонова вела преподавательскую работу (отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ им. А.С. Пушкина, цикл лекций в Институте восточных языков в Париже и т.д.). Кроме того, всю свою творческую жизнь она успешно популяризировала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Автор более 100 публикаций (научных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач и т.д.).
Страница на официальном сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина, посвящённая Ирине Александровне Антоновой.
Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»
__________________