Художник Александр Журавлёв

in Интервью/Искусство 8121 views

Александр Журавлёв — худож­ник-график, работы которого стали известны в послед­ние годы. Изобра­же­ния при­­роды, мос­ков­ских улиц, до­мов и, ко­нечно же, авто- и же­лезно­дорож­ного транспорта приобрели популяр­ность и поль­зуются не­из­мен­ным спро­сом. Многие ра­боты пред­ставляются теми точками, от которых раскрывается затаившееся прошлое.

Можем точно сказать, что в настоящее время художнику при­ходится работать под заказ, чтобы удовлет­ворить возросший спрос. По просьбе наших читателей, мы встре­тились с Александром в галерее, где смогли увидеть и много других неожи­данных для нас работ.

С Александром Журавлёвым (А.Ж.) бесе­довали от журнала «Коллекция» Алексей Сидельников (А.С.) и Андрей Лобанов (А.Л.).

Александр Журавлёв. Манежная площадь 1980-е (Троллейбус № 1). 2015. Частная коллекция

Александр Журавлёв. Манежная площадь 1980-е (Троллейбус № 1). 2015. Частная коллекция

А.С.: Добрый день, Александр! Не далее как в воскресенье, нам дали понять, что было бы интересно увидеть интервью с известным Александром Журавлёвым, и Вы сразу согласились на встречу. Очень приятно! 

А.Ж.: Спасибо.

А.С.: Сразу вопрос по теме советской железно­дорож­ной техники. Как получилось, что Вы занялись её изображением?

А.Ж.: Всё началось с приобретения работ «Манежная площадь, 1980-е» с московским троллейбусом и второй с трамвайчиком. Приобрёл их известный московский кол­лекционер-ферро­эквино­логист, т.е. коллекционер моделей железных дорог, Михаил Маца. У него я увидел обширную подборку миниатюрного железно­дорож­ного транспорта и решил попробовать его воспроизвести, но уже вписав его в природу, в город, в какое-то привычное ему пространство.

Художник-график Александр Журавлёв
Художник-график Александр Журавлёв

А.С.: Большой популярностью пользовались работы известных авторов изображений транспорта художников Александра Николаевича Захарова и Михаила Васильевича Петровского. Но их замечательные работы без природы. У Вас получается чуть иначе.

А.Ж.: Да. После того как я попробовал, то понял, что эти работы и пользуются спросом, и мне приятно их делать. При этом я учитываю, что творчество не всегда может быть востребовано. А вот серия электричек пользуется спросом. Сейчас осталась всего одна электричка.

Александр Журавлёв. На рассвете. 2022. Частное собрание

Александр Журавлёв. На рассвете. 2022. Частная коллекция

А.С.: А если и она «уедет»?

А.Ж.: Можно заказать лично для себя. Так делают. Например, выполнил работу по заказу, а она очень нравится зрителям. Это красная электричка (дизельная), работавшая в Прибалтике. Даже внешне она выглядит менее лёгкой чем электрички серии ЭР («глобусы»). Меня попросили под Выборг. Работа оказалась сложная: место изменилось, техники нет. Пришлось покопаться в документах. Но получилась такая реконструкция. Красные дизели, как завод на колёсах. Они грузные, красивые.

Но! Железные дороги и в частности советские электрички — ностальгия. На них смотришь с воспоминаниями.

Александр Журавлёв. Дизель. Под Выборгом. 2021. Частная коллекция

Александр Журавлёв. Дизель. Под Выборгом. 2021. Частная коллекция

А.С.: В галерее много Ваших работ. Но есть две, которые помню по серии открыток. «Москва. Троллейбус СВАРЗ» и «Проспект Калинина в Москве». Это те самые, или повторы?

А.Ж.: Удивительный случай, но это оригиналы. Пока эти две работы ищут новых владельцев. При это они уже воспроиз­водились на открытках. Открытки-то уже в коллекциях и их сложно купить, а оригиналы в галерее. Так бывает, что работа всем нравится, но она не находит владельца, а работает в галерее. Но это до поры до времени.

Александр Журавлёв и Алексей Сидельников
Александр Журавлёв и Алексей Сидельников

Эти работы можно сейчас купить!

  • Александр Журавлёв. Москва. Троллейбус СВАРЗ. 2017
  • Александр Журавлёв. Проспект Калинина в Москве. 2018

А.С.: Какая основная техника?

А.Ж.: Акварель, тушь, карандаш. Например, Римский форум — это реконструкция по цветному оригиналу XIX века, кажется испол­ненному маслом. Шесть лет работая художником в отделе архео­логии Государствен­ного истори­ческого музея, я набил руку именно в технике работы точками. И решил исполнить вариант именно точками. Кстати, в археологии такая техника называется «точковка». После окончания работы над «Римским форумом» прикинул среднее количество точек — один миллион тринадцать тысяч.

Александр Журавлёв. Римский форум. 2021

Александр Журавлёв. Римский форум. 2021

  • Александр Журавлёв. Римский форум. 2021
  • Александр Журавлёв. Римский форум. 2021 (фрагмент)
  • Александр Журавлёв. Особняк М.. фон Рекк. 2016. Частная коллекция
  • Александр Журавлёв. Особняк М.. фон Рекк. 2016 (фрагмент). Частная коллекция

А.С.: А электровозы изображены?..

А.Ж.: Это карандаш.

Александр Журавлёв. ЭРки. 2019. Частная коллекция

А.Л.: А вот эта работа?

А.Ж.:  А это чай «Гринфилд». Довольно редкая техника для подобных изображений. Работать чаем интересно. Но сложно набрать плотность. Нужно показать тени. А работа в два-три слоя. И четвёртый уже не ложится. Бумага не коробится: при рисовании она натянута на планшет: такая специальная доска с реечками. Бумага засыхает и лист остаётся абсолютно ровным. В конце работы лист срезается.

Но при использовании гаджетов для скани­рования или фотографирования меняется исходный цвет картины. Можно приехать в галерею и лично посмотреть.

А.С.: Смотрится отлично! А вот Москва… 

А.Ж.:  Москва. Площадь Маяковского ещё без Маяковского. Концертный зал им. Чайковского. Гостиница «Пекин». Не переехавший театр «Современник». Троллейбусы, «Победы».

Сейчас картина также находится в продаже.

Александр Журавлёв. Площадь Маяковского. 2018

А.С.: А как Вы после Исторического музея?..

А.Ж.: После ГИМ были полтора года кропотливого труда. Нужно было подготовить ряд работ для выхода, как самостоятельного автора. А у Москвы был как раз широко отмечавшийся юбилей. А у меня в большом количестве оказались работы московские. И они оказались востребованы. Москва так и осталась моей основной темой.

Александр Журавлёв. Университет. 2021. Частная коллекция

  • Александр Журавлёв. Кутузовский проспект, 60-е. 2017
  • Александр Журавлёв. Котельническая набережная. Зима. 2015

Александр Журавлёв. По Таганке. 2021

А.Л.: После принятия зрителями работ о Москве…

А.Ж.: После началась природа. Она мне очень нравится. И работать с ней полезно, потому что позже смог применять навыки, показывая технику в природной среде.

Александр Журавлёв. Тайна. 2021

А.С.: Разговоры о работах слышали?

А.Ж.: О том что это не нарисовано? И это, и то что это просто компьютерная графика. И есть такая тонкая вещь по поводу современного художника: художник должен исполь­зовать достижения циви­лизации. Я могу взять фотографию из книги, или из Интернета. Но как иначе узнать, как выглядел город или та же электричка? В любом случае фотография является помощью. И всегда есть пере­осмысление художником уви­денного. Получается, что даю советскому вторую жизнь. Когда я такие вещи делаю, то ориентируюсь на три-четыре и т.д. изображений. Можно выехать на место. По поводу московских видов: это всё места как-то связанные со мной, с моим детством, моей работой, моим удивлением от города. Вот Котельническая высотка. Так получилось, что не видел её так близко. И вот судьба завела на какую-то улицу, потом под мост… И я вышел и увидел это! Такой вид! Можно сказать, что высотка на Котельнической набережной, одно из моих любимых зданий.

Александр Журавлёв. В небеса. 2013

Александр Журавлёв. В небеса. 2013

А.С.: После природы…

А.Ж.: Тут и «подъехали» электровозы и т.д. Но они с природой. Они вписаны.

А.С.: Мы поговорили с искусствоведами на предмет оценки Ваших работ и поняли, что искусствоведы любят классику без примеси техники, исполненной с подробностями. Но природа с техникой получила высокую оценку.

А.Ж.: В этом плане я сторонник реализма, без авангарда. Хотя мне нравится делать технику, но в пейзаже, где я могу развернуться. Только тут снова сложность, т.к. мне самому больше нравятся пейзажи в масле, которые и смотрятся даже лучше, а не акварельные.

А.С.: Мне понравились Ваши работы ещё тогда, когда я их увидел на открытках. Но тогда не пришло в голову, что можно вот так запросто позвонить автору, подъехать и посмотреть. Просто понравились работы. И не только мне.

Интересно, что если картина в чём-то отпечаток души художника. Вызывая особое психологическое состояние у зрителя, вступает в «резонанс» с его собственными переживаниями, провоцируя часто бессознательные эстетическую и эмоциональную реакции. Ваши работы всё же затрагивают что-то в душе зрителей. Ностальгия, воспоминания…

А.Ж.: Надеюсь, что так.

Александр Журавлёв. РВЗ Красный дизель. 2018

Александр Журавлёв. РВЗ Красный дизель. 2018. Частная коллекция

Александр Журавлёв. Полдень. 2021

Александр Журавлёв. Полдень. 2021

  • Александр Журавлёв. Татры. 2022. Частная коллекция
  • Александр Журавлёв. На Соколе. 2022. Частная коллекция

Александр Журавлёв. В дождь. 2021. Частная коллекция

А.С.: Образование повлияло на интересы?

А.Ж.: Конечно. Я закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Глазунова по специальности «Архитектура». Поэтому и столько внимания к архитектуре и деталям.

Александр Журавлёв. Станция «Павелецкая». 2021. Частная коллекция

Александр Журавлёв. Москва. Площадь Гагарина. 2016. Частная коллекция

А.Л.: А вот эти работы. Они очень отличаются от остальных. И выглядят загадочно. Египет? 

А.Ж.: Да. Ещё одно моё увлечение: Москва, Древний Рим и Египет. Смотрите. В Египте есть храм Осириса в Дендере. В этом храме сохранился потолок. Потолок расписан, но уже выцвел. Существует мнение, что это единственное в мире изображение погибшей в древности планеты Фаэтон. На зодиаке её видно между Марсом и Юпитером, в поясе астероидов. Эта катастрофа — взрыв планеты, — привела к тому, что с Марса «скальп сняли» — на два километра одна сторона выше другой, также досталось и Венере. Марс потерял атмосферу, а Венера поменяла температуру поверхности. Интересно также, что точка наблюдения для нас всегда с Земли и её не видно. А тут и Земля, и Луна, т.е. точка наблюдения где-то со стороны. Это очень интересно.

А.Л.: Когда автор так рассказывает…

А.Ж.: Это достаточно известные вещи.

Александр Журавлёв. Зодиак Осириса. 2019

Александр Журавлёв

А.Л.: А вторая работа?

А.Ж.: А это про Атлантиду. Гибель Атлантиды. Несколько лет была более простая работа. А тут более вмещающая информацию. Тут и разрушения, и атланты в воде, кто-то спасается. А волны уже налетают… И показано где была Атлантида. Также показал Пояс Ориона и основные звёзды. А мы помним, что три великих пирамиды Гизы являются земными аналогами трёх звёзд пояса Ориона — они чётко повторят расположение звёзд Пояса Ориона, даже в том, что две пирамиды покрупнее, а одна чуть меньше и она немного смещена в сторону. А самое интересное, что им соответствуют мексиканские пирамиды в Теотиуакане — пирамиды в половину меньше высотой, но точно повторяющие расположение.

Александр Журавлёв. Пророчество Ориона. 2019

А.Л.: И мне нравится Красная шапочка. И лес. И волк.

А.Ж.: Я здесь сделал Красную шапочку, которая как раз встретила Волка. Но, все говорят, что Волк получился добрым. Но почему бы и нет.

Александр Журавлёв. Красная шапочка. 2017

Александр Журавлёв. Красная шапочка. 2017

А.С.: Вы не выставлялись?

А.Ж.: Регулярно участвую в выставках! Участвовал в совместных выставках в Московской Городской Думе, ЦДХ, Квартира 10 на Моховой, в Армянском посольстве, Доме П. В. Нащокина, Торгово-промышленной палате РФ, в выставочном зале Антикварного центра на Садовом. Так в ЦДХ, например, заочно познакомился с Алексеем Шалаевым. Работы были размещены рядом. Теперь вместе в галерее. Персональных пока не было. И, кстати, в Антикварном на Садовом находится наша галерея — «Арт Галерея Москва», где помимо моих работ представлены произведения моих замечательных и талантливых коллег-художников.

Я всегда с большой благодарностью к зрителю и посетителю наших выставок. Ведь из моря событий и предложений он выбрал и пришёл увидеть именно наши работы, наш труд! И для художника, любого автора, очень важно взаимодействие со зрителем, его мнение, его оценка, даже если она критическая. Это общение даёт новых сил для дальнейшей творческой работы. Да и новые знакомства это ведь всегда интересно!

А.С.: Какая сегодня технология продажи работ?

А.Ж.: Когда было возможно более активно использовать Интернет, то реализовывать работы было удобнее. Однако и сейчас покупатели выходят на связь, договариваются и приходят ко мне в галерею: VK, Telegram. Я всегда на связи.

Александр Журавлёв. Морское путешествие. 2020

Александр Журавлёв. Варваринская церковь на Яндомозере. Карелия. 2017

Александр Журавлёв. В небе. 2021

Александр Журавлёв. Страж пустыни. 2020

А.С.: Сегодня одни заказы в работе?

А.Ж.: Нет. Делаю работу для души. Но, как художник, когда-нибудь с ней также буду расставаться.

А.С.: Александр, благодарим за потраченное время!

А.Ж.: До новых встреч!

Художник-график Александр Журавлёв и Главный редактор «Коллекция» Алексей Сидельников

Александр Журавлёв. На рассвете. 2022. Частное собрание
Александр Журавлёв. На рассвете. 2022. Частная коллекция

По окончании интервью эта картина также нашла владельца.

Дежурная группа журнала Коллекция
Алексей Сидельников
Андрей Лобанов

 

Заказать картины и рисунки можно обратившись

[email protected]

ВКонтакте: zhuravlev_graphic_art

Арт Галерея Москва

 

Виды Москвы Александра Журавлёва

Художник Николай Базунов

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы