Александр Журавлёв — художник-график, работы которого стали известны в последние годы. Изображения природы, московских улиц, домов и, конечно же, авто- и железнодорожного транспорта приобрели популярность и пользуются неизменным спросом. Многие работы представляются теми точками, от которых раскрывается затаившееся прошлое.
Можем точно сказать, что в настоящее время художнику приходится работать под заказ, чтобы удовлетворить возросший спрос. По просьбе наших читателей, мы встретились с Александром в галерее, где смогли увидеть и много других неожиданных для нас работ.
С Александром Журавлёвым (А.Ж.) беседовали от журнала «Коллекция» Алексей Сидельников (А.С.) и Андрей Лобанов (А.Л.).
Александр Журавлёв. Манежная площадь 1980-е (Троллейбус № 1). 2015. Частная коллекция
А.С.: Добрый день, Александр! Не далее как в воскресенье, нам дали понять, что было бы интересно увидеть интервью с известным Александром Журавлёвым, и Вы сразу согласились на встречу. Очень приятно!
А.Ж.: Спасибо.
А.С.: Сразу вопрос по теме советской железнодорожной техники. Как получилось, что Вы занялись её изображением?
А.Ж.: Всё началось с приобретения работ «Манежная площадь, 1980-е» с московским троллейбусом и второй с трамвайчиком. Приобрёл их известный московский коллекционер-ферроэквинологист, т.е. коллекционер моделей железных дорог, Михаил Маца. У него я увидел обширную подборку миниатюрного железнодорожного транспорта и решил попробовать его воспроизвести, но уже вписав его в природу, в город, в какое-то привычное ему пространство.
А.С.: Большой популярностью пользовались работы известных авторов изображений транспорта художников Александра Николаевича Захарова и Михаила Васильевича Петровского. Но их замечательные работы без природы. У Вас получается чуть иначе.
А.Ж.: Да. После того как я попробовал, то понял, что эти работы и пользуются спросом, и мне приятно их делать. При этом я учитываю, что творчество не всегда может быть востребовано. А вот серия электричек пользуется спросом. Сейчас осталась всего одна электричка.
Александр Журавлёв. На рассвете. 2022. Частная коллекция
А.С.: А если и она «уедет»?
А.Ж.: Можно заказать лично для себя. Так делают. Например, выполнил работу по заказу, а она очень нравится зрителям. Это красная электричка (дизельная), работавшая в Прибалтике. Даже внешне она выглядит менее лёгкой чем электрички серии ЭР («глобусы»). Меня попросили под Выборг. Работа оказалась сложная: место изменилось, техники нет. Пришлось покопаться в документах. Но получилась такая реконструкция. Красные дизели, как завод на колёсах. Они грузные, красивые.
Но! Железные дороги и в частности советские электрички — ностальгия. На них смотришь с воспоминаниями.
Александр Журавлёв. Дизель. Под Выборгом. 2021. Частная коллекция
А.С.: В галерее много Ваших работ. Но есть две, которые помню по серии открыток. «Москва. Троллейбус СВАРЗ» и «Проспект Калинина в Москве». Это те самые, или повторы?
А.Ж.: Удивительный случай, но это оригиналы. Пока эти две работы ищут новых владельцев. При это они уже воспроизводились на открытках. Открытки-то уже в коллекциях и их сложно купить, а оригиналы в галерее. Так бывает, что работа всем нравится, но она не находит владельца, а работает в галерее. Но это до поры до времени.
Эти работы можно сейчас купить!
- Александр Журавлёв. Москва. Троллейбус СВАРЗ. 2017
- Александр Журавлёв. Проспект Калинина в Москве. 2018
А.С.: Какая основная техника?
А.Ж.: Акварель, тушь, карандаш. Например, Римский форум — это реконструкция по цветному оригиналу XIX века, кажется исполненному маслом. Шесть лет работая художником в отделе археологии Государственного исторического музея, я набил руку именно в технике работы точками. И решил исполнить вариант именно точками. Кстати, в археологии такая техника называется «точковка». После окончания работы над «Римским форумом» прикинул среднее количество точек — один миллион тринадцать тысяч.
Александр Журавлёв. Римский форум. 2021
- Александр Журавлёв. Римский форум. 2021
- Александр Журавлёв. Римский форум. 2021 (фрагмент)
- Александр Журавлёв. Особняк М.. фон Рекк. 2016. Частная коллекция
- Александр Журавлёв. Особняк М.. фон Рекк. 2016 (фрагмент). Частная коллекция
А.С.: А электровозы изображены?..
А.Ж.: Это карандаш.
Александр Журавлёв. ЭРки. 2019. Частная коллекция
А.Л.: А вот эта работа?
А.Ж.: А это чай «Гринфилд». Довольно редкая техника для подобных изображений. Работать чаем интересно. Но сложно набрать плотность. Нужно показать тени. А работа в два-три слоя. И четвёртый уже не ложится. Бумага не коробится: при рисовании она натянута на планшет: такая специальная доска с реечками. Бумага засыхает и лист остаётся абсолютно ровным. В конце работы лист срезается.
Но при использовании гаджетов для сканирования или фотографирования меняется исходный цвет картины. Можно приехать в галерею и лично посмотреть.
А.С.: Смотрится отлично! А вот Москва…
А.Ж.: Москва. Площадь Маяковского ещё без Маяковского. Концертный зал им. Чайковского. Гостиница «Пекин». Не переехавший театр «Современник». Троллейбусы, «Победы».
Сейчас картина также находится в продаже.
Александр Журавлёв. Площадь Маяковского. 2018
А.С.: А как Вы после Исторического музея?..
А.Ж.: После ГИМ были полтора года кропотливого труда. Нужно было подготовить ряд работ для выхода, как самостоятельного автора. А у Москвы был как раз широко отмечавшийся юбилей. А у меня в большом количестве оказались работы московские. И они оказались востребованы. Москва так и осталась моей основной темой.
Александр Журавлёв. Университет. 2021. Частная коллекция
- Александр Журавлёв. Кутузовский проспект, 60-е. 2017
- Александр Журавлёв. Котельническая набережная. Зима. 2015
Александр Журавлёв. По Таганке. 2021
А.Л.: После принятия зрителями работ о Москве…
А.Ж.: После началась природа. Она мне очень нравится. И работать с ней полезно, потому что позже смог применять навыки, показывая технику в природной среде.
Александр Журавлёв. Тайна. 2021
А.С.: Разговоры о работах слышали?
А.Ж.: О том что это не нарисовано? И это, и то что это просто компьютерная графика. И есть такая тонкая вещь по поводу современного художника: художник должен использовать достижения цивилизации. Я могу взять фотографию из книги, или из Интернета. Но как иначе узнать, как выглядел город или та же электричка? В любом случае фотография является помощью. И всегда есть переосмысление художником увиденного. Получается, что даю советскому вторую жизнь. Когда я такие вещи делаю, то ориентируюсь на три-четыре и т.д. изображений. Можно выехать на место. По поводу московских видов: это всё места как-то связанные со мной, с моим детством, моей работой, моим удивлением от города. Вот Котельническая высотка. Так получилось, что не видел её так близко. И вот судьба завела на какую-то улицу, потом под мост… И я вышел и увидел это! Такой вид! Можно сказать, что высотка на Котельнической набережной, одно из моих любимых зданий.
Александр Журавлёв. В небеса. 2013
А.С.: После природы…
А.Ж.: Тут и «подъехали» электровозы и т.д. Но они с природой. Они вписаны.
А.С.: Мы поговорили с искусствоведами на предмет оценки Ваших работ и поняли, что искусствоведы любят классику без примеси техники, исполненной с подробностями. Но природа с техникой получила высокую оценку.
А.Ж.: В этом плане я сторонник реализма, без авангарда. Хотя мне нравится делать технику, но в пейзаже, где я могу развернуться. Только тут снова сложность, т.к. мне самому больше нравятся пейзажи в масле, которые и смотрятся даже лучше, а не акварельные.
А.С.: Мне понравились Ваши работы ещё тогда, когда я их увидел на открытках. Но тогда не пришло в голову, что можно вот так запросто позвонить автору, подъехать и посмотреть. Просто понравились работы. И не только мне.
Интересно, что если картина в чём-то отпечаток души художника. Вызывая особое психологическое состояние у зрителя, вступает в «резонанс» с его собственными переживаниями, провоцируя часто бессознательные эстетическую и эмоциональную реакции. Ваши работы всё же затрагивают что-то в душе зрителей. Ностальгия, воспоминания…
А.Ж.: Надеюсь, что так.
Александр Журавлёв. РВЗ Красный дизель. 2018. Частная коллекция
Александр Журавлёв. Полдень. 2021
- Александр Журавлёв. Татры. 2022. Частная коллекция
- Александр Журавлёв. На Соколе. 2022. Частная коллекция
Александр Журавлёв. В дождь. 2021. Частная коллекция
А.С.: Образование повлияло на интересы?
А.Ж.: Конечно. Я закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Глазунова по специальности «Архитектура». Поэтому и столько внимания к архитектуре и деталям.
Александр Журавлёв. Станция «Павелецкая». 2021. Частная коллекция
Александр Журавлёв. Москва. Площадь Гагарина. 2016. Частная коллекция
А.Л.: А вот эти работы. Они очень отличаются от остальных. И выглядят загадочно. Египет?
А.Ж.: Да. Ещё одно моё увлечение: Москва, Древний Рим и Египет. Смотрите. В Египте есть храм Осириса в Дендере. В этом храме сохранился потолок. Потолок расписан, но уже выцвел. Существует мнение, что это единственное в мире изображение погибшей в древности планеты Фаэтон. На зодиаке её видно между Марсом и Юпитером, в поясе астероидов. Эта катастрофа — взрыв планеты, — привела к тому, что с Марса «скальп сняли» — на два километра одна сторона выше другой, также досталось и Венере. Марс потерял атмосферу, а Венера поменяла температуру поверхности. Интересно также, что точка наблюдения для нас всегда с Земли и её не видно. А тут и Земля, и Луна, т.е. точка наблюдения где-то со стороны. Это очень интересно.
А.Л.: Когда автор так рассказывает…
А.Ж.: Это достаточно известные вещи.
Александр Журавлёв. Зодиак Осириса. 2019
А.Л.: А вторая работа?
А.Ж.: А это про Атлантиду. Гибель Атлантиды. Несколько лет была более простая работа. А тут более вмещающая информацию. Тут и разрушения, и атланты в воде, кто-то спасается. А волны уже налетают… И показано где была Атлантида. Также показал Пояс Ориона и основные звёзды. А мы помним, что три великих пирамиды Гизы являются земными аналогами трёх звёзд пояса Ориона — они чётко повторят расположение звёзд Пояса Ориона, даже в том, что две пирамиды покрупнее, а одна чуть меньше и она немного смещена в сторону. А самое интересное, что им соответствуют мексиканские пирамиды в Теотиуакане — пирамиды в половину меньше высотой, но точно повторяющие расположение.
Александр Журавлёв. Пророчество Ориона. 2019
А.Л.: И мне нравится Красная шапочка. И лес. И волк.
А.Ж.: Я здесь сделал Красную шапочку, которая как раз встретила Волка. Но, все говорят, что Волк получился добрым. Но почему бы и нет.
Александр Журавлёв. Красная шапочка. 2017
А.С.: Вы не выставлялись?
А.Ж.: Регулярно участвую в выставках! Участвовал в совместных выставках в Московской Городской Думе, ЦДХ, Квартира 10 на Моховой, в Армянском посольстве, Доме П. В. Нащокина, Торгово-промышленной палате РФ, в выставочном зале Антикварного центра на Садовом. Так в ЦДХ, например, заочно познакомился с Алексеем Шалаевым. Работы были размещены рядом. Теперь вместе в галерее. Персональных пока не было. И, кстати, в Антикварном на Садовом находится наша галерея — «Арт Галерея Москва», где помимо моих работ представлены произведения моих замечательных и талантливых коллег-художников.
Я всегда с большой благодарностью к зрителю и посетителю наших выставок. Ведь из моря событий и предложений он выбрал и пришёл увидеть именно наши работы, наш труд! И для художника, любого автора, очень важно взаимодействие со зрителем, его мнение, его оценка, даже если она критическая. Это общение даёт новых сил для дальнейшей творческой работы. Да и новые знакомства это ведь всегда интересно!
А.С.: Какая сегодня технология продажи работ?
А.Ж.: Когда было возможно более активно использовать Интернет, то реализовывать работы было удобнее. Однако и сейчас покупатели выходят на связь, договариваются и приходят ко мне в галерею: VK, Telegram. Я всегда на связи.
Александр Журавлёв. Морское путешествие. 2020
Александр Журавлёв. Варваринская церковь на Яндомозере. Карелия. 2017
Александр Журавлёв. В небе. 2021
Александр Журавлёв. Страж пустыни. 2020
А.С.: Сегодня одни заказы в работе?
А.Ж.: Нет. Делаю работу для души. Но, как художник, когда-нибудь с ней также буду расставаться.
А.С.: Александр, благодарим за потраченное время!
А.Ж.: До новых встреч!
Художник-график Александр Журавлёв и Главный редактор «Коллекция» Алексей Сидельников
По окончании интервью эта картина также нашла владельца.
Дежурная группа журнала Коллекция Алексей Сидельников Андрей Лобанов
Заказать картины и рисунки можно обратившись
[email protected]
ВКонтакте: zhuravlev_graphic_art
Арт Галерея Москва
_________________