Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

in Музей/Новости 4380 views

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 28 июня 2022 года откры­вается масштаб­ный выставоч­ный проект «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».

«Те, кто придёт на эту выставку увидят то,

что почти никто не видел в начале ХХ века».

И.А. Доронченков

Наиболее полная и масштабная реконструкция про­слав­лен­ного собрания объеди­нит шедевры из разных му­зеев. В экспо­зицию войдут произве­дения, собран­ные Иваном и Михаилом Морозо­выми: 73 работы из Эрмитажа, 71 – из Третьяковской гале­реи и 113 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

Сегодня состоялась пресс-конференция, раскрывшая важный смысл ожидаемого события.

Участники:

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина;
Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государ­ствен­ного Эрмитажа;
Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государ­ствен­ной Третья­ковской галереи;
Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке;
Алексей Валерьевич Петухов, куратор выставки, стар­ший науч­ный со­трудник отдела искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Марина Девовна Лошак, обратила внимание, что собрать пресс-конфе­ренцию раньше открытия под­го­тав­ливае­мой выставки, чтобы было время узнать о ней бу­дущим посе­­тителям и они за­пла­ниро­вать посе­щение, даже при том, что выставка будет открыта с задержкой на месяц. Орга­низует­ся выставка благо­даря твор­­чес­кому со­труд­ни­чест­ву ведущих оте­чест­­вен­ных му­зеев: Госу­дар­ствен­ного музея изо­бра­зитель­ных искусств им. А. С. Пушкина, госу­дар­ствен­ной Третья­ков­ской гале­рее и Госу­дар­ствен­ного Эрмитажа.

Основной разговор встречи, конечно, шёл об Иване и Михаиле Морозовых, а также о проходившей выставке в Париже совместно с Фондом Louis Vuitton, пред­ставив­шей произ­ведения западной и оте­­чествен­ной живописи из коллекций рус­ских музеев. Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – главный проект Пушкинского музея 2022 года, про­должающий рассказ о великих династиях московских кол­лекцио­неров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году.

ГМИИ им. Пушкина и Госу­дарствен­ный Эрмитаж давно планировали органи­зовать подобную выставку при содействии Госу­дарствен­ной Третьяков­ской Галереи. Конечно, началом проекта может служить выставка в Париже, создан­ная совместно с упомянутым Фондом Louis Vuitton. Что важно, при этом выиграли все стороны: выставка имела колос­­сальный успех — 1300000 посе­тителей, превзошед­ший оглу­ши­тельный успех выставки в ГМИИ «Щукин. Биография коллекции». Один миллион триста тысяч человек пришли увидеть сокровища русских музеев!

Теперь черёд новой выставки. Мировая обстановка изменилась. Соответ­ственно, условия прове­дения изменились. Казалось бы изменилось многое, но интерес к событиям в области культуры растёт, а не только не уменьшается!

«Мы тотально наполнены Морозовым. Сейчас мы — Морозовцы!»

М.Д. Лошак
Клод Моне. Бульвар капуцинок (Бульвар в Париже). 1873. ГРМ
Клод Моне. Бульвар капуцинок (Бульвар в Париже). 1873. ГРМ

Итак, 27 июня 2022 года откроется выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Москве. Выставка о крайне драматичной истории русского коллекционера начала ХХ века, о коллекции, о новейшем французском искусстве и новейшем русском. Это очень интересно знать и важно посетить!

Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа
Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа

Также важно, что 25 июня 2022 года откроется выставка коллекции Щукина в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Эта выставка запланирована как более обширная, чем московская. Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский отметил, что выставка в Париже была важной, продемонстрировавшей диалог французского и русского искусства. Её долго планировали и создавали. И она сработала. И «Выставка в Москве будет прекрасной. С нетерпением её ждём, чтобы посмотреть, сравнить. Вообще эксперимент сравнения будет интересен. Всем успехов».

Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи и Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Зельфира Исмаиловна Трегулова также подчеркнула, что выставка «Коллекция братьев Морозовых» в Париже, как и выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Москве — результат сотрудничества трёх музеев. Третьяковка участвовала во всех выставках. Выставка в Париже — открытие для всей аудитории западных зрителей. Выставка открыла имена наших художников: Серов, Врубель и т.д. Сам Щукин и не собирал русское искусство. Но без многих предметов не было бы русского искусства и нельзя было бы понять щукинские идеи. Основные портреты Ивана, Морозовых и их близких хранятся в ГТГ.

Морозов собирал русское искусство, поэтому Головин и Коровин будут широко представлены. На выставке будет 71 произведение живописи, скульптура, графика. Совместное представление западно-европейского и отечественного искусства — срез представления, состыковка искусства того времени. И русское искусство в Париже выглядело сногсшибательно и рядом с Пикассо и Гогеном. Новая выставка в Москве будет также достойной. Поздравляю с этими фантастическими событиями!

Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке
Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке

Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке, сказал: «От парижской наша выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» отличается тем, что рассеивает убеждение, что братья собирали одну коллекцию: предметы коллекций располагались рядом, подкрепляя эту ошибку. На самом деле это были абсолютно разные два человека. Михаил напоминал карикатурный образ московского купчины. Вообще, Михаил начинал с картин, которые мы сейчас можем идентифицировать, как кич. А закончит тем, что он оказался единственным русским, который купил МункаИван был человеком методичным, закрытым, собирал свою коллекцию как музей».

«У русских купцов был феноменальный вкус. Это чудо!»

И.А. Доронченков

Глядя на художественно-коллекционную жизнь Европы того времени видим, что людей, коллекционирующих импрессионистов были дюжины. В России было три коллекции. Т.е. человек 12 имели современную французскую живопись в коллекциях, но реальных коллекций было три: у Морозовых и Сергея Ивановича Щукина. Но эти люди составили коллекции экстра класса. Это и по меркам того времени и по меркам нынешнего.

Иван Морозов — закрытый, Сергей Щукин — интроверт. А русские в то время укрылись в себе, замкнулись, стали варить в собственном соку. И такие люди, как например Сергей Дягилев поняли, что нас надо встряхнуть и апгрейдить по французской модели, чтобы мы могли сказать своё, национальное. Это феноменально получилось с «Русскими сезонами». И тогда, для современного русского искусства, для контента в любой стране, важным был диалог с французской современной живописью, безразлично это Россия или Италия. И такой диалог обеспечили упомянутые русские коллекционеры. Щукин — открыл свою коллекцию, показывал её, поддерживал. И тот кто приходил в щукинский особняк, составлял представление о французском искусстве, как о перманентной революции. А Морозов свою коллекцию берёг, мало кого пускал. Поэтому те, кто придёт на эту выставку увидят то, что почти никто не видел в начале ХХ века. Морозов создал совсем другой образ французской живописи: он был гармонический. Не взрывной, как революция, а, наоборот, эволюция, где каждое радикальное решение новатора предопределяется медленным и долгим развитием национальной французской традиции. Этот морозовский образ был очень дорог для русских модернистов, для группы «Мир искусства», журнала «Аполлон», которые к этому моменту перестали быть молодыми хулиганами, как в конце XIX века, а приняли на себя ответственность за судьбу национальной традиции.

Кураторы выставки
Кураторы выставки

Кураторы выставки:

Наталья Кортунова
Александра Данилова
Анна Познанская
Алексей Петухов

Алексей Валерьевич Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв.
Алексей Валерьевич Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв.

Алексей Валерьевич Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв. от лица кураторской группы обратил внимание, что, «во-первых, для выставки тщательно проработали архив Ивана Абрамовича Морозова, что стало знакомством и открытием. В т.ч. более 250 книг Ивана Морозова, которые помогали ему осваивать мир искусства. Это наша документально основательность. А с другой стороны, во-вторых, помогла фантазия. Морозов осваивал мир без амбиций, с умением созерцать, выжидать, тщательно взвешивать, выискивать важное для строительства идеального музея. Маркер престижа — музей современного искусства сегодня. А в начале ХХ века этого не было. Но в 20-30-е годы музеи современного искусства массово появлялись. Но именно Иван Морозов первым задумался о создании музея, он один из первых осознал свою коллекцию, как музей. И Иван Морозов создавал свой музей последовательно шаг за шагом. Но он не сделал своего последнего шага! Это история в развитии. Это особая динамика и мы её постарались на выставке передать. Мы постарались это передать в Тенденции 1920-30 годов подсказали архитектурное решение выставки. Это помогло организовать выставку. Постараемся раскрыть скрытые смыслы коллекции. Признателен Эрмитажу и Третьяковской галерее и руководству ГМИИ за возможность воплотить наши заветные мысли».

Наталья Юрьевна Семёнова, исследователь Щукина и Морозовых, на встрече отсутствовала, но мы помним как велика её роль в нашем понимании фигур известных русских коллекционеров.

Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»
Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

На выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» будут представлены произведения русских и европейских художников, конечно, «Красные виноградники в Арле» Ван Гога, а также работы Мориса Дени, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Синьяка, Аристида Майоля, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Виктора Васнецова, Константина Коровина, Исаака Левитана, Марка Шагала, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Сергея Виноградова, Василия Сурикова и других художников.

Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари», Париж, 1877 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
  • Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина и Михаил Тренихин, заместитель главного редактора журнала SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ, кандидат искусствоведения
  • Илья Аскольдович Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке и Михаил Тренихин, заместитель главного редактора журнала SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ, кандидат искусствоведения
  • Любезная сотрудница пресс-службы ГМИИ им. Пушкина и Алексей Валерьевич Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв.

Алексей Сидельников
Михаил Тренихин

За помощь в подготовке материала
благодарим Пресс-службу
ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Место проведения: Волхонка, 12, Главное здание

28 июня – 30 октября 2022

Коллекция купцов Щукиных

Коллекция братьев Морозовых. Париж

Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы