В Новосибирском художественном музее 31 марта открывается выставка «От рассвета до заката». Выставка посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений. В экспозицию вошли более 50 работ мастеров XIX-XXI веков из собрания Русского музея, среди которых Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Айвазовский и другие. Настоящим открытием для зрителей станут картины менее известных художников из фондов Русского музея.
![Демьянов М.А. Цветник. 1911 ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-01.jpg)
Всех мастеров, работы которых представлены на выставке, объединяет искреннее желание передать красоту величественных сил природы.
![М.Н. Яковлев. Лодки на реке Москве. 1914. ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-05.jpg)
Впечатляюще смотрятся картины с изображением облаков, туч и молний – предвестников грозы. Полотно Архипа Куинджи «Облака» (1900-1905) – «пейзаж-драма», ставший наиболее распространенной художественной особенностью романтического восприятия мира. При этом романтики выступали против приукрашенной природы, обращая внимание на разнообразные проявления стихии, наблюдаемые в реальной жизни. Правдоподобие изображаемых грозных сил природы нередко было связано с личными впечатлениями (Григорий Бобровский «Облака», 1910-е; Аркадий Рылов «Тучи над полем», 1930).
![Куинджи. Радуга.1900-е. ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-07.jpg)
Интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов в изображении радуги. Работы с этой тематикой проникнуты ощущением свежести и душевного обновления (Алексей Саврасов «Радуга», 1875; Александр Гауш «Сельский пейзаж с радугой», между 1911 и 1915).
![Саврасов А.К.1875 Радуга ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-03.jpg)
Представлены на экспозиции пейзажи ясных и солнечных дней в разные времена года. Смелая динамичная манера смешения красок передает натуралистично яркие лучи солнца в произведении «Солнце над крышами (Закат солнца на Патриарших прудах» (1928) Аристарха Лентулова. Буйство красок осени отображено в работе «Осенний пейзаж» (1930) Александра Русакова. Впечатление кристальной ясности летнего воздуха усиливается благодаря живописным фрагментам зеркальных отражений в воде в произведении Рудольфа Френца «Дудергоф. Этюд» (1922).
![К.А. Сомов. Вечерние тени. 1900 (1917). ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-08.jpg)
Всегда завораживали художников закаты и рассветы. Смело использует выразительную светотень и эмоциональную энергетику цветовой гаммы Юлий Клевер («Закат», 1884). Новые возможности использования декоративных свойств колорита в пейзаже открывали произведения Архипа Куинджи, такие как «Эффект заката» (1900-1910).
![Куинджи. Эффект заката.1900-е, ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-06-1.jpg)
Таинственной и загадочной предстает на полотнах мастеров живописи лунная ночь. Таков зимний пейзаж Архипа Куинджи «Пятна лунного света в лесу» (1900-1910). Не меньше загадок таит и городской пейзаж Льва Лагорио «Лунная ночь в Петербурге» (1880).
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-02.jpg)
Представлены на экспозиции и произведения с изображением стихии воды. Море писал не только известный маринист Иван Айвазовский. На выставке можно увидеть интересные варианты живописных полотен на эту тему: «Шторм на Волге» (1870-1891) Ильи Репина, «Над буйным прибоем» (1918) Аркадия Рылова, «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция) (ок. 1859)» Алексея Боголюбова и др.
![Николай Крымов. После весеннего дождя. 1908. ГРМ](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/03/ot-rassveta-do-zakata-04.jpg)
Выставка продлится до 26 июня 2022 г.
Пресс-служба ГРМ 22.03.2022
_________________
>>><<<