В Новосибирском художественном музее 31 марта открывается выставка «От рассвета до заката». Выставка посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений. В экспозицию вошли более 50 работ мастеров XIX-XXI веков из собрания Русского музея, среди которых Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Айвазовский и другие. Настоящим открытием для зрителей станут картины менее известных художников из фондов Русского музея.
Всех мастеров, работы которых представлены на выставке, объединяет искреннее желание передать красоту величественных сил природы.
Впечатляюще смотрятся картины с изображением облаков, туч и молний – предвестников грозы. Полотно Архипа Куинджи «Облака» (1900-1905) – «пейзаж-драма», ставший наиболее распространенной художественной особенностью романтического восприятия мира. При этом романтики выступали против приукрашенной природы, обращая внимание на разнообразные проявления стихии, наблюдаемые в реальной жизни. Правдоподобие изображаемых грозных сил природы нередко было связано с личными впечатлениями (Григорий Бобровский «Облака», 1910-е; Аркадий Рылов «Тучи над полем», 1930).
Интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов в изображении радуги. Работы с этой тематикой проникнуты ощущением свежести и душевного обновления (Алексей Саврасов «Радуга», 1875; Александр Гауш «Сельский пейзаж с радугой», между 1911 и 1915).
Представлены на экспозиции пейзажи ясных и солнечных дней в разные времена года. Смелая динамичная манера смешения красок передает натуралистично яркие лучи солнца в произведении «Солнце над крышами (Закат солнца на Патриарших прудах» (1928) Аристарха Лентулова. Буйство красок осени отображено в работе «Осенний пейзаж» (1930) Александра Русакова. Впечатление кристальной ясности летнего воздуха усиливается благодаря живописным фрагментам зеркальных отражений в воде в произведении Рудольфа Френца «Дудергоф. Этюд» (1922).
Всегда завораживали художников закаты и рассветы. Смело использует выразительную светотень и эмоциональную энергетику цветовой гаммы Юлий Клевер («Закат», 1884). Новые возможности использования декоративных свойств колорита в пейзаже открывали произведения Архипа Куинджи, такие как «Эффект заката» (1900-1910).
Таинственной и загадочной предстает на полотнах мастеров живописи лунная ночь. Таков зимний пейзаж Архипа Куинджи «Пятна лунного света в лесу» (1900-1910). Не меньше загадок таит и городской пейзаж Льва Лагорио «Лунная ночь в Петербурге» (1880).
Представлены на экспозиции и произведения с изображением стихии воды. Море писал не только известный маринист Иван Айвазовский. На выставке можно увидеть интересные варианты живописных полотен на эту тему: «Шторм на Волге» (1870-1891) Ильи Репина, «Над буйным прибоем» (1918) Аркадия Рылова, «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция) (ок. 1859)» Алексея Боголюбова и др.
Выставка продлится до 26 июня 2022 г.
Пресс-служба ГРМ 22.03.2022
_________________
>>><<<