От рассвета до заката

in Новости музеев 1084 views

В Новосибирском художественном музее 31 марта открывается выставка «От рассвета до заката». Выставка посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений. В экспозицию вошли более 50 работ мастеров XIX-XXI веков из собрания Русского музея, среди которых Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Айвазовский и другие. Настоящим открытием для зрителей станут картины менее известных художников из фондов Русского музея.    

Демьянов М.А. Цветник. 1911 ГРМ
Демьянов М.А. Цветник. 1911 ГРМ

Всех мастеров, работы которых представлены на выставке, объединяет искреннее желание передать красоту величественных сил природы.

М.Н. Яковлев. Лодки на реке Москве. 1914. ГРМ
М.Н. Яковлев. Лодки на реке Москве. 1914. ГРМ

Впечатляюще смотрятся картины с изображением облаков, туч и молний – предвестников грозы. Полотно Архипа Куинджи «Облака» (1900-1905) – «пейзаж-драма», ставший наиболее распространенной художественной особенностью романтического восприятия мира. При этом романтики выступали против приукрашенной природы, обращая внимание на разнообразные проявления стихии, наблюдаемые в реальной жизни. Правдоподобие изображаемых грозных сил природы нередко было связано с личными впечатлениями (Григорий Бобровский «Облака», 1910-е; Аркадий Рылов «Тучи над полем», 1930).

Куинджи. Радуга.1900-е. ГРМ
Куинджи. Радуга.1900-е. ГРМ

Интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов в изображении радуги. Работы с этой тематикой проникнуты ощущением свежести и душевного обновления (Алексей Саврасов «Радуга», 1875; Александр Гауш «Сельский пейзаж с радугой», между 1911 и 1915).

Саврасов А.К.1875 Радуга ГРМ
Саврасов А.К.1875 Радуга ГРМ

Представлены на экспозиции пейзажи ясных и солнечных дней в разные времена года. Смелая динамичная манера смешения красок передает натуралистично яркие лучи солнца в произведении «Солнце над крышами (Закат солнца на Патриарших прудах» (1928) Аристарха Лентулова. Буйство красок осени отображено в работе «Осенний пейзаж» (1930) Александра Русакова. Впечатление кристальной ясности летнего воздуха усиливается благодаря живописным фрагментам зеркальных отражений в воде в произведении Рудольфа Френца «Дудергоф. Этюд» (1922).

К.А. Сомов. Вечерние тени. 1900 (1917). ГРМ
К.А. Сомов. Вечерние тени. 1900 (1917). ГРМ

Всегда завораживали художников закаты и рассветы. Смело использует выразительную светотень и эмоциональную энергетику цветовой гаммы Юлий Клевер («Закат», 1884). Новые возможности использования декоративных свойств колорита в пейзаже открывали произведения Архипа Куинджи, такие как «Эффект заката» (1900-1910).

Куинджи. Эффект заката.1900-е, ГРМ
Куинджи. Эффект заката.1900-е, ГРМ

Таинственной и загадочной предстает на полотнах мастеров живописи лунная ночь. Таков зимний пейзаж Архипа Куинджи «Пятна лунного света в лесу» (1900-1910). Не меньше загадок таит и городской пейзаж Льва Лагорио «Лунная ночь в Петербурге» (1880).

А.И. Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898-1908. ГРМ

Представлены на экспозиции и произведения с изображением стихии воды. Море писал не только известный маринист Иван Айвазовский. На выставке можно увидеть интересные варианты живописных полотен на эту тему: «Шторм на Волге» (1870-1891) Ильи Репина, «Над буйным прибоем» (1918) Аркадия Рылова, «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция) (ок. 1859)» Алексея Боголюбова и др. 

Николай Крымов. После весеннего дождя. 1908. ГРМ
Николай Крымов. После весеннего дождя. 1908. ГРМ

 

Выставка продлится до 26 июня

 

Пресс-служба ГРМ
22.03.2022

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Велимир Хлебников. Король времени

Государственная Третьяковская галерея пред­став­ляет рас­ширен­ную экспо­зи­цию произ­ве­де­ний, свя­занных с име­нем вы­даю­щего­ся поэ­та на­чала

Дорогами Цивилизаций. Идём?

Довольно любопытная выставка прохо­дит в Госу­дар­ст­­вен­­ном исто­ри­ческом му­зее. На­зва­ние выстав­ки не сра­зу
Перейти К началу страницы