Сегодня, 23 февраля 2023 года, исполнилось бы 80 лет выдающемуся учёному-фалеристу Валерию Александровичу Дурову. Об этом событии нам напомнил Алексей Борисович Степанов, его друг. Все, кто интересуются наградами, росли на его книгах с изображениями великолепных экспонатов Государственного исторического музея. Когда его не стало в 2019 году, нами была подготовлена памятная статья. Сегодня, в день юбилея, предлагаем вспомнить небольшую статью Валерия Александровича, опубликованную почти сорок лет назад, но, как надеемся, не потерявшую актуальность.
Дуров В.А. Знаки отличия XVIII—XX веков как исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин : Ст. и материалы / АН СССР, Ин-т истории СССР ; [Редкол.: И. Д. Ковальченко (отв. ред.) и др.]. — М. : Наука, 1984. С 170—174.
В.А. Дуров
Знаки отличия XVIII—XX веков как исторический источник
В настоящее время в развитии вспомогательных исторических дисциплин можно наблюдать два противоположных процесса: с одной стороны, появляются новые, частные дисциплины, с другой стороны, происходит явление своеобразной диффузии, когда одна дисциплина сливается какими-то своими частями с другой, и при этом получаются качественно новые результаты. Эти два процесса, несмотря на свою противоположность, неразрывно связанные друг с другом, можно проследить на примере такой дисциплины, как геральдика. Здесь появились в последнее время новые направления, занимающиеся отдельными, подчас весьма мелкими группами памятников и сужающие рамки собственно геральдики: вексиллология (флаговедение), мундироведение, также принимающее на себя решение части вопросов, традиционно «принадлежащих» ранее геральдике, оружиеведение — и фалеристика, предметом которой является изучение знаков отличия.
В то же время исследователь, занимающийся, например, историей, знаков отличия, не может обойтись без достаточно глубокого знания большинства вспомогательных исторических дисциплин, а зачастую и без специальных знаний в областях науки и техники, на первый взгляд не имеющих никакого отношения к истории, как, например, металловедение, ювелирное дело, статистика.
Коллекционирование, а тем более серьёзное изучение знаков отличия началось значительно позже, нежели собирание и изучение собственно нумизматического материала — монет. Причина этого в том, что в средние века, когда уже появились выдающиеся монетные коллекции и серьезные труды по нумизматике, знаки отличия — ордена — были чрезвычайно редкими памятниками, а лица, которые их получали, как правило, являлись представителями высших слоев общества, и их немногочисленные награды после смерти награждённого оставались обычно в семье или поступали обратно в орденскую казну. Лишь в XVIII веке в связи с возникновением новых видов знаков отличия, отмечавших разнообразные заслуги, предоставилась впервые возможность их собирания. Эпоха наполеоновских войн, ставшая в аспекте, интересующем нас, новым этапом в развитии системы наград, в их собирании и изучении, характеризуется резким увеличением и разнообразия, и общего числа знаков отличия. Появление большого числа знаков отличия, а также известная «демократизация» наград привели к созданию первых коллекций, владельцы которых не были сами кавалерами этих знаков отличия. Но по-прежнему самыми обширными п знаменитыми собраниями наград оставались коллекции, в основе которых были ордена, пожалованные какому-либо выдающемуся деятелю, таким, например,
Как герцог Веллингтон, князь К. Меттерних, князь К, Шварценберг. В России XIX века наряду с первыми частными коллекциями наград уже существовало и быстро пополнялось собрание государственных наград, основу которого составляли знаки отличия царской семьи. Вторая половина XIX и начало XX века, особенно Первая мировая война, принесли новые самые разнообразные знаки отличия, что предопределило, в свою очередь, большое число их собирателей и возникновение массы новых коллекций, крупных п мелких.
Стала очевидной необходимость в выработке терминологии и типологии этого материала. Около 1937 года чехословацкий собиратель и исследователь наград Олдржих Пильц, ввёл в научный оборот термин «фалеристика» (от латинского слова phalerae, пришедшего в античный Рим из древнегреческого языка и обозначающего нагрудные металлические медальоны, служившие боевыми знаками отличия античных воинов).
В настоящее время происходит процесс обособления фалеристики как самостоятельной дисциплины, имеющей свои задачи и методы. Однако и сейчас по-прежнему ордена, медали и нагрудные знаки традиционно включаются в сферу интересов нумизматики. Причина этого — в генетической близости денежного обращения и монетного производства к практике раздачи наград и к технологии изготовления знаков отличия. Первоначально многие виды наград являлись по сути прикрытой формой денежной выдачи: например, русские золотые наградные медали XVI — начала XVIII веков всегда кратны по весу червонцу, серебряные медали петровского времени обычно соответствуют рублю. Медали изготовлялись, как правило, на монетных дворах, техника их чеканка практически ничем не отличалась от техники изготовления монет. Даже по внешнему виду (штемпели монет и медалей резали одни и те же мастера) медали были похожи на основную продукцию монетных дворов — монеты. В официальных документах начала XVIII века в России часто вместо слова «медаль» употреблялось слово «монета». К изготовлению орденов и наградных крестов наряду с ювелирами привлекались и работники монетных дворов.
Круг источников, который мы подразумеваем под терминов «знаки отличия»,— это награды [Далеко не каждая награда является объектом интереса фалеристики. Ведь наградой может стать и ценный подарок, и просто денежное вознаграждение, и благодарность в приказе или даже объявленная устно], предназначенные для ношения на одежде: ордена, медали, нагрудные знаки. Большую ценность при их изучении могут иметь относящиеся к знакам отличия источники письменные — законодательные акты, касающиеся вопросов награждения; представления к наградам и наградные документы — грамоты, свидетельства и т.д.; списки награждённых — печатные и хранящиеся в архивах, а также наградная статистика; живописные и графические портреты, фотографии награждённых.
В последние годы в нашей стране резко возрос интерес к знакам отличия и наградной документации как историческому источнику.
Появляются статьи и сборники документов по этой тематике, защищаются диссертации.
Знаки отличия, наградные системы, а также связанная с ними официальная документация представляют собой весьма ценный источник для изучающих социально-классовую политику. Так, в дореволюционной России было строго регламентировано право различных общественных групп получать определённее виды наград. Ордена в XVIII веке и на протяжении значительной части XIX века были, исключительно «дворянской» наградой, для солдат предназначались медали. Четко было определено, на какие виды наград и поощрений за заслуги может рассчитывать купец, мещанин, крестьянин. Правила эти несколько изменялись на протяжении двух столетий; проследить динамику этих изменений — значит выявить новые данные для истории социально-классовых отношений в России. Одной из первых серьезных попыток осмыслить значение наград как источника при анализе общественно-классовых отношений был доклад Б.В. Бартошевича о методологических аспектах нумизматики в секторе источниковедения истории СССР дооктябрьского периода Института истории СССР в ноябре 1976 года. В своей очередной работе В.В. Бартошевич на примере истории одной из наградных медалей эпохи 1812 года показывает сложность п противоречия общественных отношении в России того времени, ещё более углубляя представление о знаках отличия как орудии социальной политики.
Знаки отличия и наградная документация могут служить источником по политической и военной истории. Например, круг и число награждённых в связи с каким-либо событием объективно отражает степень важности этого события для современников. Так, первым русским орденом Андрея Первозванного с 1698 года (год учреждения) до Полтавского сражения 1709 года было награждено всего семь подданных Российской империи. В связи же с Полтавской победой, помимо других многочисленных наград, был вручено ещё пять орденов. В данном случае мы имеем и без того достаточно источников, говорящих о важности победы под Полтавой. Но в ряде других случаев именно анализ количества и качества награждений позволяет найти событию достойное его место в истории. Кроме того, анализ состава участников события, удостоившихся награждения, даёт нам возможность выяснить, как оценивалась их роль в событии. Изучение знаков отличия и связанных с награждениями документов может многой дать для выявления новых фактов и уточнения уже известных. Например, в представлениях к награждениям в России XVIII века нередко называются военные столкновения и сражения, не зафиксированные официальными историографами, но имевшие в своё время значение и отмеченные раздачей наград. В русской отечественной военной истории XIX — начала XX веков также некоторые пробелы ложно заполнить с помощью наградных листов. Характерный пример даёт в этом отношении наградная документация, относящаяся к почётнейшей русской военной награде — ордену св. Георгия. Одновременно с представлением к ордену в Георгиевскую думу, утверждавшую награждение, присылалось от двух до восьми свидетельств очевидцев, дополненных картами, схемами, кронами. Даже если представление не утверждалось, эти отложившиеся в архивах документы становились важными источниками, сохранившими маленькую частицу из мозаики фактов, дающих основу для воссоздания общего хода отечественной истории.
Хорошо прослеживаются лишь по наградным документам и некоторые факты, относящиеся к военным действиям периода иностранной интервенции и гражданской войны в СССР.
Советские последователи путём анализа наград и наградной документации смогли внести новые данные и в фактологию истории других государств. Так, И.В. Можейко путём анализа английских наградных документов, относящихся к так называемой третьей англо-бирманской войне, характеризующейся официальной британской историографией как легкая и быстрая кампания, пришёл к выводу, что она продолжалась восемь лет и потребовала участия десятков полков регулярной британской армии, не считая большого количества вспомогательных войск.
Особые перспективы имеет использование знаков отличия как атрибутирующего элемента на живописных и графических портретах и фотографиях неизвестных лиц. Анализ сочетания разных наград на мундире может, во-первых, помочь в установлении личности изображённого пли более или менее узкого круга лиц, среди которых следует его искать, во-вторых, может использоваться как датирующий элемент.
Например, во многих художественных музеях и картинных галереях нашей страны имеются портреты неизвестных — кавалеров ордена св. Георгия. Между тем награжденных этим орденом было сравнительно немного. Например, за XVIII в. (орден учреждён в 1769 году) орденом св. Георгия низшей, четвёртой степени было награждено 1287 человек, третьей — 120, второй — 33, высшей первой — всего 8 человек. Если изображено лицо в одежде XVIII века, среди них (списки георгиевских кавалеров этого времени опубликованы) и следует искать его. Комбинированный анализ мундира и других орденов, если они есть, поможет ещё более сузить круг возможных «претендентов», а в некоторых случаях п указать на конкретное лицо.
Использование знаков отличия на портретах как датирующего элемента также таит в себе многие перспективы. Например, если на портрете неизвестного русского мы видим орден Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест), смело можно считать, что портрет написан в павловское время или в самые первые годы царствования Александра I (орден выдавался в России лишь Павлом I п после его смерти через несколько лет ношение его русским подданным было запрещено). Правила ношения наград и внешний их вид постоянно менялись, что позволяет более или менее точно датировать неопределённые портреты со знаками отличия. Если мы видим на одежде неизвестного лица знаки русских орденов со скрещенными мечами, можем с уверенностью сказать, что портрет написан не ранее 1855 года, когда мечи были введены для орденов, выданных за военные отличия, т.д.
Датирующим моментом может служить не только наличие знаков отличия на груди портретированного, но, как это не парадоксально на первый взгляд, и их отсутствие. В царской России награждение орденами производилось в строгом порядке, от младших к старшим. Если мы знаем, кто изображён на портрете но не знаем, когда этот портрет написан, наличие орденов или их отсутствие повторяем, поможет нам выяснить более или менее точную дату его написания. Послужной список военных или гражданских чиновников можно найти в справочных изданиях или архивах. Там же указываются наряду с прочими сведениями и даты получения наград. Установив, какой из орденов на портрете старший по значению, и сверившись с послужным списком, мы получаем нижнюю дату, ранее которой портрет не мог быть написан. Верхней датой, то есть той, позже которой не мог появиться портрет, будет служить дата получения портретированным следующего по старшинству ордена которого художник не изобразил. Обычно получается промежуток в 3-4 года, иногда меньше. В это время ж мог быть написан портрет (если, конечно, это не позднейшая копия).
В настоящее время уже появились серьёзные работы, в которых путём анализа наград на одежде даются определения портретов ранее считавшихся изображениями неизвестных лиц.
Известное значение могут иметь знаки отличия и как памятники ювелирного искусства и источники для характеристики художественных вкусов своего времени. Русские орденские знаки XVIII века изготовляли лучшие ювелиры. До нас дошли не только сами изделия, но и архивные сведения о том, кто, когда, для кого и на какие суммы изготовил те или иные награды. Комплексное изучение наград в сочетании с анализом архивных документов проливает свет на некоторые малоизвестные или совсем ранее неизвестные страницы истории отечественного ювелирного дела.
Новые сведения по истории художественной жизни нашей страны может дать изучение боевых и трудовых наград, изготовленных в первые годы Советской власти. Кроме того, изготовление ряда наград было поручено ВХУТЕМАСу.
Валерий Дуров
Научные работы Валерия Александровича Дурова
Береты в Вооружённых силах СССР
Униформа советских Воздушно-десантных войск
Награды Российский Империи. Каталог
__________________