Сегодня обратим внимание на картину, которая делает видимым то, что нужно автору, при этом плотно скрывая правду…
«Поздравление молодых в доме помещика» — эту известную картину Григория Григорьевича Мясоедова, созданную в 1861 году вы наверняка знаете. Мгновенная отсылка к году сразу говорит об отмене крепостного права со всеми вытекающими последствиями. Изображения двух групп людей наводит на мысль о помещикам и их крестьянах, молодая пара которых пришла с родственниками просить благословение на брак. Конечно же благословение получено и закреплено прилюдным поцелуем жениха и радостной невесты.
Мы видим то, чего хотим.
Мы слышим то, чего не слышим.
Мы создаём отдельный мир —
Не зная страха пред Всевышним…Амбарцумян-Гордэ
Вот так много лет назад профессор Амбарцумян-Гордэ не задумываясь описал запечатлённое на картине замечательного русского художника Григория Мясоедова. Конечно, он и не думал об этой картине, но, как говорится, попал пальцем куда надо. Мы размещаем личное мнение профессора о картине, не опубликованное в ряде изданий, таких как «Вестник АН СССР», «Вестник МГУ», «Ежегодник иберийско-кавказского языкознания», «Магарач. Виноградарство и виноделие», «Советское искусствознание», «Зоологический журнал», «Ядерная физика» и др. Мнение спорное, но продуманное и не отвергнутое такими специалистами в искусствознании, как Дмитрий Власьевич Айналов, Всеволод Михайлович Зуммер, Георгий Ефимович Лебедев, Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов и специалистами ряда ведущих музеем, названия которых на слуху и повторять их не будем. Правда, один специалист из ГИМ высказал своё ёмкое, хотя краткое, но уважаемое мнение, суть его сводится к следующему: «Что за *** тут понаписана, я вообще ни *** не понял». Это мнение означает, что написано неплохо, хотя и не общедоступно.
Итак, профессор Амбарцумян-Гордэ о картине Григория Григорьевича Мясоедова в краткой записи.

Дорогие друзья!
Как говорят в журнале «Коневодство и конный спорт» не станем долго запрягать, а рванём, так сказать, с места в карьер и поговорим о картине Мясоедова «Поздравление молодых в доме помещика».
Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Поздравление молодых в доме помещика» экспонировалась на выставке ИАХ в 1861 году, где художник получил малую золотую медаль в Александровском дворце, в Царском Селе. А почему спросите не большую?
История эта, начавшаяся раньше 1861 года, запечатлена Григорием Григорьевичем не в одной картине, а в двух. Первой является «Смотрины невесты» написанная во 2-й половине XIX в. (точный год пока не знаем). Второй как раз стала «Поздравление молодых в доме помещика» (1861). Картина сегодня с возрастным ограничением «18+». Да-с.
Мнение, что к истории «Поздравления…» нужно относить «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1873), мы не поддерживаем. Ситуация-то сложилась ровно наоборот: отмена крепостного права никак не повлияла на давно ушедшего от помещика, хозяина бывшего крепостного. Тот уже к 1861 году твёрдо стоял на ногах и отмена крепостного права в этом вопросе, как говорили в журнале «Электричество», была ему до лампочки. Поэтому все совпадения с 1861 годом случайны — это просто год окончания картины начатой ранее этой даты.
Так что всё началась совсем не в доме небогатого помещика, которую мы видим на картине «Поздравление молодых в доме помещика», а в большом крестьянском доме, где для наследника, вышедшего в купцы богатого отца, выбрали невесту (Прим. ред. — подробнее о картине Г.Г. Мясоедова «Смотрины невесты» см. журнал Playbolt №0 от 1.10.1952 г.). Девушку выбрали статную и с подходящим приданным таких же купцов. Она тоже обратила внимание на своего суженого и была готова за него выйти, но тут случилась оказия: этот наследник-суженый оказалось жениться не прочь, но параллельно с этим крутит амуры с другой, отвечающей ему взаимностью. Представьте какая тягость оказаться выбранной семьёй, но с безразличным женихом, имеющим интерес к сторонней особе, а может и не только к ней, чьё поведение, как говорили в журнале «Вестник кочегара» в двадцатые годы прошлого века, бери больше — кидай дальше. Конечно, узнал об этом и отец жениха, что делает историю не менее захватывающей.
В России крепостные крестьяне не часто, но тем не менее уверенно, получали свободу от помещичьей зависимости, что давало им право на работу по усмотрению и новому своему положению. Обычно это была торговля или строительство. Отец наследника на картине «Поздравление молодых в доме помещика» преуспел именно в торговых делах, что позволило ему получить вольную и выйти в купцы. Получение нового статуса показало серьёзность его как человека трудолюбивого, предприимчивого и настойчивого. И наследник тоже настойчив, но только в делах приватных. Его отец, ставший несравнимо богаче и весомее бывшего хозяина, так всё же и не смог переломить вековую крестьянскую робость перед ним. А наследник не только отбросил предрассудки, но и соблазнил помещичью дочь. Она тоже на картине, в белом платье, типа, смущается. Но её можно понять! Как было устоять против богатого парня, у которого пусть и немного замшелый старобытный родитель, но деньги-то у него современные и делами крутит невообразимыми. Да и сын его хорош не в пример её знакомым. Пусть её брат над ней усмехается (он на картине своё личико книжечкой заслоняет), но его — вечного гимназического дрища, и близко с купеческим сыном не поставить. И друзья у него такие же: только фамилии громкие. Да и результат её знакомства с купеческим наследником не остаётся незамеченным и с каждым днём становится всё виднее, как не прикрывает она его рукой. Так что нужно торопиться. Да и первенец её уже с собачкой играет (его тоже автор не упустил). Короче, время свататься и всё такое. Но как?! А предрассудки? Нет, жизненный уклад не даёт породниться помещику с крестьянином. Но отец её беден, как говорят в журнале «Зоология» словно церковная мышь. Выше обер-офицера не выслужился. Сидел в наследственном поместье или мотался между столичными городами, как говорят в журнале «Колобок» куда бы не катиться, лишь бы дома не сидеть. Он с трудом нашёл за себя невесту с приданным, которое с лёгкостью промотал, а жена давно умерла родами. И оставалась у него только старая нянька, с детства ухаживающая за своим нерадивым барчуком — его первая, и как утверждают в журнале «Здоровье», необходимая, но последняя, любовь. А тут деньги!
Сложно было ему сказать правду. Вернее полуправду, ограничившись финансовым завлекательным вопросом, пока не касаясь скорого появления внука: пусть порадуется, а там и стараться, и слюбится. И вот, сговорились, помещик с бывшим своим крепостным о свадьбе приняли решение о необходимости, по словам «Вестника Коммунистической академии» создания новой ячейки общества. Крестьянин-то старообрядец, а вот помещик жил сегодняшним днём и постоянно был немного подшафэ, что делало его сговорчивее. А старообрядцу всё нужно по строгости и по правилам.
В назначенное время бывший крепостной, а теперь гильдийный купец-молодец привёл своего наследника и ещё нескольких родственников в дом, куда его дальше порога и не пускали. Да и шутка ли породниться на правах отца жениха с бывшим хозяином и с ним на свадьбе за один стол сесть, а потом дочь его к себе забрать? Нет, не шутка, а жутко представить. Ан, вот как получается: к своей фамилии прибрал, пусть и просевший, но старый дворянский род.
Молодые, хотя пока парой не очень смотрелись, были рады. Невеста в бело-голубом модном платье, выделялась рядом с крестьянской привычной одеждой купцов. Даже жених выглядит завитым Иванушкой-дурачком. Но это дело временное. Наследник — не дурак. Он знает, что нужно папаше потрафить и походить эдаким лаптем, а не в привычном городском костюме — итогом будет свадьба и свежие горизонты.
И тут снова смотрим на, если можно так сказать, гоголевскую немую сцену, изображённую на картине «Поздравление молодых в доме помещика». В комнате с невысоким облупившимся потолком, где собрались две семьи, по большому счёту относящиеся друг к другу в стиле шекспировских Монтекки и Капулетти, свершилось небывалое для них — их дети стали женихом и невестой. И в этот торжественный момент в комнату вбежала бывшая невеста наследника и прильнула к нему с поцелуем. Отец наследника в шоке, отец невесты всё ещё на кураже обалдело разводит руками, сразу сообразив, что нужно отдавать подарки. Нянька поражена не меньше, но не раскисла, привычно готовая к любому повороту судьбы. А вот невесту в бело-голубом платье в ужасе отбросило: в её положении без мужа, как писали в «Советской женщине», просто труба. А наследник, который готов к поцелуям всегда и везде, не стал уворачиваться. Только вот сама свадьба оказалась под серьёзной угрозой. Немая сцена.
Именно этот тяжёлый момент и запечатлел Григорий Григорьевич Мясоедов на своём классическом полотне в назидание потомкам: во всём, по словам журнала «Советский воин», нужно быть бдительными и аккуратными, особенно первого апреля.
Так почему художник получил малую золотую медаль, а не большую? Да потому что картинка выполнена на высочайшем профессиональном уровне, но касается настолько щепетильного вопроса, что выпячивать его на первый план постеснялись.
Вот как-то так, ребята. Как-то так.
Амбарцумян-Гордэ 1 апреля 2025 года Записал Алексей Сидельников
_________________