Русское невероятное в финале — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Русское невероятное

Русское невероятное в финале

in Музей 857 views

По­след­ний день вам пре­до­став­ле­на воз­мож­ность по­се­тить вы­став­ку «Рус­ское не­ве­роят­ное» в Цент­ре «Зо­тов». Проект пред­ла­гал ис­сле­до­вать фе­но­ме­ны в куль­ту­ре, ко­то­рые наш­ли от­ра­же­ние в ме­то­дах кон­струк­ти­виз­ма. Экс­по­зи­ция объе­ди­ни­ла произ­ве­де­ния оте­че­ст­вен­но­го ис­кус­ст­ва от Сред­них ве­ков до на­ших дней: древ­не­рус­скую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство.

Конечно, мы должны были попасть на эту выставку, но, по ряду объективных причин, попали только под закрытие. Перечисленные ис­кусства нас заинтересовали, как заведомо интересные и важные для нас. Но вот «современное искусство» внушало опасения, которые оправдались.

Георгий Нисский. Над снегами. 1960. ГРМ
Георгий Нисский. Над снегами. 1960. ГРМ
Группа "Коллективные действия". Лозунг-1977. 1977. Собрание Андрея Монастырского
Группа «Коллективные действия». Лозунг-1977. 1977. Собрание Андрея Монастырского

Общее впечатление от выставки одно: очень хорошая профессиональная выставка, которую интересно посетить. Нам хотелось увидеть работы Петрова-Водкина, Клюна, Матюшина и Лабаса. Пожалуй, именно они только и интересовали. Но работы Виктора Некосова, Виктора Пивоварова, Николая Суетина, Давида Штеренберга, Евгении Эвенбах, Георгия Нисского, Владимира Немухина, Павла Филонова, Соломона Никритина, Натальи Гончаровой, Якова Чернихова, Александра Гронского надолго привлекли внимание. Просим учесть, что указываем тех авторов, кого запомнили.

Александр Лабас. Петроград в 1917 году. Из серии "Октябрь". 1928. Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск
Александр Лабас. Петроград в 1917 году. Из серии «Октябрь». 1928. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Несколько работ предоставлены Государственным русским музеем (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереей (Москва), Музеем современ­ного искусства (Москва), Ярославского художест­вен­ного музея (Ярославль) и др. Это говорит о том, что центр «Зотов» становится значительной инсти­ту­цией в музейном мире и уже набрал солидный вес, как площадка.

  • Соломон Никритин. Городской пейзаж с каркасом здания. 1942. ГТГ
  • Александр Лабас. Летят. Из серии «Авиация». По эскизам 1928 года. 1979. Ярославский художественный музей
  • Павел Филонов. Без названия. 1923. ГРМ
  • Елена Губанова (р. 1960). Иван Говорков (р. 1949). Движение символа. 1991. ГРМ
Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925. ГРМ
Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925. ГРМ
  • Владимир Стерлигов. Вознесение, геометрическая композиция. 1967-1969. Собрание Сосковского музея современного искусства
  • Михаил Матюшин. Геометризация пространства (кристалл). 1918-1919. ГТГ
Николай Суетин. Женщина с пилой. Вторая половина 1920-х. ГРМ
Николай Суетин. Женщина с пилой. Вторая половина 1920-х. ГРМ

Ниже двухсторонняя картина Ивана Васильевича Клюна. Одна сторона — автопортрет, а вторая — беспредметная композиция. Размещение в «окне» удачное и встречается для показа подобных работ.

  • Иван Клюн. Автопортрет. 1909-1910. ГТГ (на обороте беспредметная композиция)
  • Иван Клюн. Беспредметная композиция. 1917. ГТГ (на обороте Автопортрет. 1909-1910. ГТГ)

Летающие объекты — довольно за­нятные на вид, помогли сделать выставку трёхмерной. Они отлично вписались. Вообще выставка доста­точно воздушная — много разных летательных аппаратов, особенно сильно выглядящих на произ­ве­дениях первой трети прошлого века.

  • Василий Купцов. Дирижабль. 1933. Центральный музей Вооружён­ных сил Российской Федерации, Москва
  • Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930. ГРМ

Икона «Троица Новозаветная» из Госу­дар­ст­вен­ного му­зея ис­тории религии в Санкт-Петер­бурге, вы­полнен­ная в особой технике три в одном в 1812 году — это удивительное произ­ведение искусства!

Икона «Троица Новозаветная». 1812. Государ­ственный музей истории религии. Санкт-Петербург

Из недавних работ обратила на себя работа 2017 года Александра Гронского. Пожалуй, если её не назы­вать произ­ведением «совре­менного искусства», а просто «хорошей рабо­той», которую можно рас­сматривать и по­думать над увиденным, то это будет вернее.

Александр Гронский. Без названия. Из цикла "Схема". 2017. Пигментная печать на архивной бумаге. Тираж 2/6. Частная коллекция Дениса Химиляйне, Санкт-Петербург
Александр Гронский. Без названия. Из цикла «Схема». 2017. Пигментная печать на архивной бумаге. Тираж 2/6. Частная коллекция Дениса Химиляйне, Санкт-Петербург

Ну и не пройти мимо «Грибов русского авангарда» Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Они на выставке выглядят очень уместными, хотя стоят немного не удобно — хотелось бы их обойти вокруг и посмотреть на стеклянный купол поближе. Вещи достаточно идейная и совмещает в себе и разную технику, и разновременной взгляд на проблему.

Елена Елагина (1949-2022). Игорь Макаревич (р. 1943). Архитектон. Из серии "Грибы русского авангарда". 2008. Дерево, стекло, краска, керамика. РОСИЗО, Москва
Елена Елагина (1949-2022). Игорь Макаревич (р. 1943). Архитектон. Из серии «Грибы русского авангарда». 2008. Дерево, стекло, краска, керамика. РОСИЗО, Москва

Неожиданность стал огромных Мстёрское художественное панно «Обряды и праздники советского села» Владимира Некосова. Такая потрясающая работа, выполненная на основе иконописных традиций и ощущений советского человека, сформировавшихся к 1980-м годам.

Владислав Некосов. Панно "Обряды и праздники советского села". 1983-1986. Владимирское художественно-производственное объединение, Мстёра. Дерево, лак, твореное золото, темпера, ручная роспись. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Владислав Некосов. Панно «Обряды и праздники советского села». 1983-1986. Владимирское художественно-производственное объединение, Мстёра. Дерево, лак, твореное золото, темпера, ручная роспись. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Непременно отметим работу кура­торов и архитекторов выставки: получили удовольствие от вашей воплощённой идеи именно так собрать произведения искусства и несколько вещей «современного искусства».

Куратор

Кураторы: Анна Замрий, Татьяна Шулика, Андрей Чернихов, Александр Ермолаев.

Архитекторы

Архитекторы выставки: архитектурное бюро DD:A|D.

Юрий Аввакумов (р. 1957). Чёрный костяной Мавзолей. Посвящается архитектору Щусеву. 2008. В собрании автора
Юрий Аввакумов (р. 1957). Чёрный костяной Мавзолей. Посвящается архитектору Щусеву. 2008. В собрании автора

Всё же именно современное искус­ство, которое постоянно появляется в разных местах, удивляет. Но удивляет не само по себе, не останавливает на себе взгляд, не вызывает интерес как идея, а только вопрос: зачем. Зачем это показывают нам и тем более за деньги? Но без него теперь никуда. Мы послушали о высокой идее подвешенных на верёвочках красных палочках, посмотрели на старую электроплитку с кастрюлькой и торчащей из неё спиралькой, а также увидели Мавзолей из доминошек (почему автор его не сложил, например, к Олимпиаде-80, а только в 2008 году, как Лабас по эскизам 1928 года выполнил картину «Летят» в 1979-м?), и поняли — это кураторы показывают всё это, чтобы зрители посмотрели на все эти нелепые поделки рядом с работами мастеров и, наконец-то, поняли, что есть что. Так что кураторам ещё один респект.

Так что напомним, что вы пропустили отличную выставку, если не  смогли её посетить.

Центр «Зотов» — благодарим за выставку.

Отдельная благодарность Ольге Журавлёвой направившей нас на эту выставку!

Вот как-то так, ребята.

  • Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
  • Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
Алексей Сидельников
Андрей Соловьёв

Центр «Зотов»

Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1

Окончание выставки 23 марта 2025 г.

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1939 году

Что нужно не пропустить

Мно­же­ст­во ин­те­рес­ных со­бы­тий про­ис­хо­дит в ми­ре ис­кус­ст­ва, а в част­ности в му­зей­ном
Маркиза де Помпадур

Маркиза де Помпадур

Маркиза де Пом­паду́р — Жан­на Ан­туа­­нет­­та Пуас­сон (фр. Jean­ne-Antoinette Pois­son, mar­quise de
Перейти К началу страницы