ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Французский рисунок первой половины – середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Это первый за столетие столь репрезентативный показ музейной коллекции французского рисунка первой половины — середины XIX века — времени, когда Франция переживала бурные изменения, связанные с революциями, становлением Империи и романтическим движением. Вдохновленные переменами в стране и мире, путешествиями или повседневной жизнью, художники изображали окружавший их мир во всем его многообразии.
Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка приурочена к изданию научного каталога собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

- Вильре, Франсуа Этьен. Собор Парижской Богоматери. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Пьер Ноласк Бержере. Венера, отплывающая на остров Киферу. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Домье, Оноре. Камиль Демулен в Пале-Рояле. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Гаварни, Поль. Свежий кавалер. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Гобо, Гаспар. Вид Пантеона в Париже. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Девериа, Ашиль. Гадание. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Коллекция французского рисунка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, насчитывающая более 2000 листов, состоит из трех хронологических разделов: один охватывает XVII и XVIII века, второй связан с первой половиной и серединой XIX века, третий соответствует периоду с конца XIX по XX век. Настоящая выставка включает более 160 работ и впервые с 1927 года показывает коллекцию французского рисунка первой половины — середины XIX века в таком объеме. Собрание складывалось на протяжении многих десятилетий и пополнялось из самых разных источников: часть коллекции начала формироваться в стенах Гравюрного кабинета Румянцевского музея; в первые послереволюционные годы многие рисунки из национализированных личных коллекций поступили через Государственный музейный фонд. Отдельные произведения были переданы из других музеев, в том числе из Эрмитажа и Исторического музея. Кроме того, рисунки поступали в составе даров коллекционеров, а также путем закупки у частных лиц.
- Рошар, Симон Жак. Портрет молодой женщины в кресле. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Пьеррон, Шарль. Внутренний вид мечети в Каире. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Перрен, Эмиль. Воспитание Людовика XV. ГМИИ им. А.С. Пушкина

- Луи Ватле. Вид острова Капри. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Делаперш, Жан Мари. Аллегория чувств. ГМИИ им. А.С. Пушкина

- Делакруа, Огюст. Пристань в Булонь-сюр-Мер. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Зием, Феликс. Вид Венеции. Набережная Скьявони. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Андриё Пьер. Львы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Жирар, Пьер. На берегу моря. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выдающиеся произведения великих художников, таких как О. Домье, Э. Делакруа, Ж.О.Д. Энгр, Г. Доре, П.П. Прюдон, соседствуют в экспозиции с работами «малых мастеров», практически не известных за пределами Франции. Выставка открывает эти имена для зрителя. При подготовке каталога и выставки велась серьезная работа по выяснению авторства, времени и обстоятельств создания произведений, уточнению сюжетов, установлению имен изображенных лиц, идентификации памятников архитектуры и т.п.
Через рисунки французских художников проект знакомит зрителя с картиной мира жителей Франции XIX века. Двадцать пять тематических разделов выставки представляют разные грани музейного собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века. Здесь есть композиции, посвященные событиям и реалиям прошедших эпох, от Средневековья до времени правления Людовика XV. В рисунках также нашли отражение эпизоды Великой французской революции. Многие художники черпали вдохновение в истории войн Первой империи, способствуя формированию «наполеоновской легенды». Встречаются и работы, созданные непосредственными свидетелями важных общественных событий и представляющие, помимо художественного, большой документальный интерес. С середины столетия силу набирал реализм, отвергавший традиционные представления о красоте и искусстве; художники освоили пленэр, обретя непосредственную связь с природой и отойдя от условных схем в пейзаже. В то же время возродился интерес к Галантному веку, эпохе изящной и утонченной. К особой категории относятся рисунки мастеров, которые специализировались на изображении быта и нравов своего времени, будь то развлечения светского общества, народная жизнь или иноземные обычаи. Рисунки, предназначавшиеся для публикации в иллюстрированных журналах, представляли социальные типы или сценки комического характера; широкую популярность приобрела карикатура. Французские художники вышли за пределы европейского культурного кругозора и открыли для себя «мир Востока» — ориентализм проявлялся в изображении экзотической природы, исламской архитектуры, бытовых сцен с участием иноземцев. Так, посетители выставки смогут проследить, как менялись обычаи и стиль жизни на протяжении первой половины — середины XIX века и как графика стала своеобразным комментарием французских художников к событиям этого времени. Вместе с тем не были забыты и традиционные для европейского искусства аллегорические, мифологические и евангельские сюжеты.

- Вильре, Франсуа Этьен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вильре, Франсуа Этьен. Церковь Святого Элифа в Рампийоне. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Уврие, Жюстен. Горное селение у дороги. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Гарнере, Ипполит. На побережье. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Большинство экспонатов — это вполне законченные самостоятельные композиции, но наряду с ними на выставке также представлены этюды человеческих фигур и животных; некоторые из таких листов служили подготовительным материалом при создании картин или литографий.
В зале, завершающем выставку, собраны каталоги и альбомы, посвященные коллекции рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина и изданные за последние сто лет. Они символически, «пунктиром» обозначают историю изучения, публикации и экспонирования рисунков из собрания музея — историю, новым эпизодом которой является этот выставочный проект. А каталоги коллекции французского рисунка первой половины — середины XIX века, с которыми посетители выставки смогут свободно ознакомиться во втором, третьем и шестом залах, дадут более детальное представление о жемчужинах собрания и рисунках, не вошедших в экспозицию.
Куратор
Куратор: Виталий Мишин, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства, хранитель коллекции французского рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 24.03.2025
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
8 апреля — 27 июля 2025 г.
Купить билет в Пушкинский музей
__________________