Почему советская лаковая миниатюра вызывает интерес? Что влияет на стоимость лаковой миниатюры и желание её коллекционировать? Сколько стоит шкатулка? Почему лаковая миниатюра являлась популярным подарком?
О критериях коллекционной ценности и стоимости советской лаковой миниатюры
I. Почему советская лаковая миниатюра?
Прежде чем приступить к рассмотрению критериев коллекционной ценности и стоимости советской лаковой миниатюры, необходимо разобраться, почему речь пойдёт именно о советской миниатюрной живописи, а не в целом о лаковой миниатюре, или как именовали её производство в дореволюционной России, о «лакирном деле»[1].
Лаковая миниатюра в России, как некий системный феномен декоративно-прикладного искусства (до этого события в России были известны единичные решения в подобном исполнении: например, лаковый кабинет Монплезир петровского времени русских умельцев Ивана Полякова и Ивана Тихонова сотоварищи)[2], возникла в конце XVIII века недалеко от современного села Федоскино, и предназначалась для решения бытовых и декоративно-прикладных задач (лакированные козырьки для военных головных уборов, лаковые табакерки для нюхательного табака и т.д.)[3]. В это же время «лаковое, главным образом поднóсное, дело начинается в Сибири, на Урале, в Слободском близ Вятки»[4], тогда как лаковая миниатюра в Палехе, Мстёре и Хóлуе возникает только в 1920-1930-х годах XX столетия на основе существовавших до 1917 года иконописных центров[5]. И «здесь мы встречаемся с интересной и по-своему парадоксальной историко-художественной ситуацией. Художественная традиция, на которую опираются мастера этих, более молодых (Палех, Мстёра и Хóлуй – прим. автора), чем Федоскино, производств, оказывается гораздо более древней, чем та, к которой восходит искусство нашего первого лакового центра»[6] .
Поэтому, говоря об искусстве, рождённом в советском Палехе, М. Тихомирова указывает на то, что именно искусство советской лаковой миниатюры «вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. <…> Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций древнерусской живописи в новых исторических условиях, указавших новые цели палехским мастерам, вдохнув в их искусство новую жизнь.»[7]. Это утверждение справедливо и для декоративно-прикладных промыслов Мстёры и Хóлуя.
И если на начальном этапе возникновения искусства лаковой миниатюры в Палехе, Мстёре и Хóлуе нельзя переоценить влияние федоскинской школы, в первую очередь как идеи перевоплощения иконописных центров в новый формат искусства[8], а также в части заимствования технологии изготовления полуфабриката[9], то в последующем лаковая живопись Палеха стала примером для федоскинского искусства при создании его миниатюристами самостоятельных авторских композиций[10].
Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью утверждать, что искусство советской лаковой миниатюры возникло как закономерный результат Октябрьских событий 1917 года и явилось детищем именно советского периода развития государства. В этой связи справедливо будет выделить три периода существования и развития в России «лакирного дела»: досоветского, советского и постсоветского.
Досоветский период характеризуется возникновением и развитием искусства лаковой миниатюры в России (Федоскино)[11] на основе опыта брауншвейгских мастеров фабрики И. Штобвассера. Работы художников не носили персонифицированный характер, поскольку их подпись на миниатюрах не ставилась и изделия шли в продажу под маркой промысла[12]. Также они не являлись воплощением искусства древнерусской живописи (иконописи), но при этом выражали народное творчество.
Советский период характеризуется появлением школ (Палех, Мстёра, Хóлуй) на основе иконописи и народного творчества с ярко выраженной тематической систематизацией (сюжетной линией) уже на этапе своего возникновения[13]. Выполненная миниатюра подписывалась художником, чем подтверждалась её принадлежность к кисти мастера. «Зародился новый вид искусства – оригинального, яркого, самобытного»[14].
Социалистический период развития искусства лаковой миниатюры необходимо рассматривать более широко во времени, нежели, чем годом прекращения существования СССР, распространив его на девяностые–нулевые и, даже, в некоторой степени, на сегодняшние дни, поскольку живы ещё, находясь в преклонном возрасте, те немногие художники, которые прошли советскую школу своего становления и развития. И уже в постсоветский период они смогли продолжать радовать почитателей своих талантов новыми творческими работами. А вот передавать опыт возможности нет, система наставничества по отношению к молодым перспективным выпускникам художественных училищ не сохранилась[15], поскольку здесь возникает уже постсоветский период, характеризующейся развалом сложившихся традиций советской лаковой миниатюры в первую очередь в связи с прекращением существования института единого заказчика в лице государства.
Принимая во внимание вышесказанное, невозможно переоценить вклад советского периода в развитие лаковой миниатюры России, потому что именно в это время она возникла на фундаменте искусства древней живописи (Палех, Мстёра, Хóлуй) или претерпела существенные качественные преобразования (Федоскино) и достигла пика своей популярности. А прекращение существования СССР и последовавший затем уход мастеров советской школы стали причиной упадка этих промыслов, как, собственно, и многих других направлений народного творчества.
II. Критерии коллекционной ценности и стоимости советской лаковой миниатюры
Определившись с тем, что представляет из себя советский период – как основной, а отсюда и наиважнейший в становлении и развитии лаковой миниатюры России, рассмотрим критерии, влияющие на её стоимость и коллекционную ценность. Они не новы и также применимы к предметам иного искусства и антиквариата в целом, но всё же имеют свои особенности.
Здесь не будет затрагиваться влияние на ценообразование таких факторов как состояние экономики страны и вытекающий из неё инвестиционный потенциал предметов искусства, покупательная платёжеспособность населения, налоговые или таможенные последствия сделок с антиквариатом и т.д., – это тема отдельных размышлений. Мы же рассмотрим критерии прикладного характера, без которых существование предметов коллекционирования затруднительно или даже невозможно независимо от экономических и политических реалий.
Такие критерии в лаковой миниатюре можно разбить на две группы, в зависимости от их значимости:
Основные критерии
Уникальность
Авторство
Состояние
Уникальность
Уникальность – неповторимость (исключительность, единственность) или редкость (при наличии авторского повторения) произведения.
Работы художников-миниатюристов, представленные на рынке антиквариата, характеризуются:
- исключительностью;
- наличием авторского повтора;
- копиями.
На практике коллекционеры не делают разницы между первым и вторым пунктами в сторону уменьшения стоимости авторского повтора, поскольку, во-первых, количество таких повторов не является критичным, и здесь уже начинает «работать» имя автора, которое востребовано во всех коллекциях лаковой миниатюры, и, во-вторых, в большинстве случаев новые предметы не являются точным повторением предыдущего исполнения и имеют доработку, что придаёт произведению уникальность. Например, как отмечал Е. Вихрев,[16] одних вариаций на тему «Тройка» И. Голиков сделал 95, И. Зубков выполнил 27 вариаций на тему «Пляска», а А. Дыдыкин на тему «Птица Могол» выполнил 19 вариаций и т.д.
При этом, существование на рынке большого количества копий, выполненных с работ тех или иных авторов, другими, менее именитыми художниками, также не может рассматриваться как фактор понижения стоимости авторских произведений, а такие копии правильно рассматривать в качестве сувениров. Изготовление копий в количестве основывалось на системе построения работы фабрик[17], когда продукция направлялась на реализацию широкому кругу лиц в соответствии с утверждаемыми планами производства. Возникала ситуация, при которой, по мнению самих же художников, являясь заложниками такого положения дел они становились ремесленниками[18]. В первую очередь это было обусловлено колоссальным спросом на изделия лаковой миниатюры и быстрым расширением рынка[19].
А вот авторские работы проходили через утверждение на художественных советах фабрик и помимо поступления в продажу служили эталонами для дальнейшего копирования, а также пополняли музейные фонды, направлялись на выставки и служили подарками высокопоставленным лицам и просто известным людям. Поэтому продукцию лаковых промыслов можно разделить на творческую и массовую[20]. Но и здесь были свои нюансы, как, например, выполнение копий другими именитыми художниками-миниатюристами с «претензией» на исключительность повтора, возможно и менее ценного, но всё же часто сопоставимого с авторским аналогом. Такова, например, работа В. Котухина по рис. И. Голикова «Разин. Слушай меня голытьба».
В истории развития лаковых центров также существовал период активного копирования художниками-миниатюристами работ художников-станковистов, что и сегодня не является редкостью. В большей степени это свойственно Федоскино, во Мстёре наиболее активно копировалась станковая живопись в 1950-е годы, Хóлуй и Палех также были вовлечены в этот процесс. Такие копии в своём большинстве всегда являются максимально точными к оригиналу, с той лишь разницей, что выполняются они путём применения иных технологий в целях придания работе декоративности (роспись и орнамент располагаются так, чтобы смотрелась не одна живопись, а весь предмет[21]).
Но помимо точного снятия копий художникам-миниатюристам присуще и свободное копирование с оригинала, которое является весьма важным, поскольку готовит «наиболее творчески работающих мастеров к созданию самостоятельных композиций»[22]. В таких «работах-копиях» утрачивается свойственный оригиналу глубокий внутренний психологизм образов и их монументальность, ширь и грандиозность пейзажа, подчёркнутая объемность и пространственность, яркая освещённость и т.п.[23] И здесь мы уже наблюдаем синергию уникальности почерка и заслуженного имени автора, создающих неповторимое и общепризнанное самостоятельное произведение искусства, каким, например, является работа Ю. Карапаева «Утро в сосновом лесу», выполненная с картины И. Шишкина с применением техники письма «по-скво́зному». Безусловно, в данном случае такая работа не ставит художника-миниатюриста в один ряд с художником-станковистом (это и не нужно), но бесспорно и то, что общепризнанный высочайший уровень в том числе других работ мастера, делает эту «копию» самостоятельным произведением искусства, весьма востребованным у коллекционеров, готовых платить за него не малые деньги.
Частичное заимствование с работ художников-станковистов в большей степени было присуще художникам-миниатюристам бывших иконописных промыслов (Палех, Мстёра, Хóлуй), особенно на этапе возникновения этого молодого искусства. Как указывает Л. Розова «первые годы становления мстёрской миниатюры отмечены напряжёнными идейно-художественными поисками. Они шли по разным путям и направлениям. Использовались пласты древнерусской живописи и её местного мстёрского своеобразия, фольклора и народного декоративного искусства»[24]. Или, как вспоминал А. Ватагин[25], «иногда детали наших миниатюр мы черпаем из древней фрески…, но эти детали мы, конечно, творчески перерабатываем». Помимо источников родного искусства бывшие иконописцы в своих работах также заимствовали сюжеты из произведений мировой живописи, как, например, в работе К. Костерина «От расплаты не уйти», в которой мы без особого труда узнаём отдельные эпизоды картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Объяснить этот феномен можно тем, что художникам «молодых» лаковых центров, окунувшимся после революционных событий в миниатюрную живопись, часто не хватало знаний и опыта для разработки собственного сюжета в выбранной теме, и чтобы развить в себе творческие навыки им приходилось действовать в том числе и путем частичного заимствования. Но такое заимствование ни в коем случае нельзя рассматривать как ухудшение художественного уровня работы и, как следствие, её удешевление, – это с одной стороны, а с другой, – у ценителей лаковой миниатюры формируются знания о том, как строился творческий поиск художников, как создавалось новое искусство.
Авторство
Авторство – принадлежность оригинала произведения её автору (создателю), в данном случае художнику-миниатюристу.
Авторство в большинстве случаев обозначается подписью художника, расположенной, как правило, в правом или реже в левом нижнем углу по живописи. Если подписи автора нет, то такая работа уже априори попадает в разряд копийных работ и для подтверждения, при необходимости, её авторства, важна достаточно высокая компетенция эксперта (коллекционера или искусствоведа, их групп). Также в нижней части изображения помимо подписи указываются наименование промысла, год работы, название сюжета, номер полуфабриката. Часто название сюжета указывается и в верхней части изображения.
Критерий авторства имеет высокое значение для формирования стоимости лаковой миниатюры и зависит от рейтинга (значимости) художника: чем выше значимость, тем востребованнее и дороже сам предмет искусства. Поэтому на рейтинг художника будут влиять такие факторы как:
- известность ценителям лаковой миниатюры, а также искусствоведам как в России, так и за рубежом;
- наличие работ в музеях и крупных частных коллекциях;
- участие в выставочной деятельности;
- звания, награды и премии.
При этом применяемый художником стиль письма (например, для Палеха это новгородская и строгановская живопись с особенностями которой можно ознакомиться у Н. Зиновьева[26]) не влияет ни на рейтинг художника, поскольку «художник-палешанин в своём творчестве применял тот стиль, который он больше знал и любил»[27], ни на стоимость его работ.
А вот техника исполнения, – традиционная (иконопись) или реалистическая, возникшая в Палехе в 30-ые годы[28], – при выполнении работ даже одним и тем же художником уже имеет значение, поскольку иконописный стиль в лаковой миниатюре для коллекционеров в значительном приоритете, нежели чем реализм, а отсюда и разница в стоимости произведений. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что аутентичная традиционная техника в рассматриваемом искусстве имеет значительно короткий век своего существования, – менее двух десятилетий (20-30-е годы ХХ века), и выполнялась она потомственными иконописцами. Воссоздана же она была художниками Палеха только в 50-е годы[29].
Исследование специфики стилей, техники и т.п. применяемых художниками-миниатюристами важно для изучения самой природы искусства лаковой миниатюры, а вот сравнение искусства Палеха, Мстёры, Хóлуя и Федоскино в целях возвышения или принижения их значимости по отношению друг к другу не допустимо. Каждая из этих школ имеет собственную уникальность и важность для искусства в целом, с особенностями которой можно ознакомиться в различной тематической литературе и музейных экспозициях.
Состояние
Состояние – физические свойства произведения искусства при воздействии на которые происходит изменение их качества (сохранности). Состояние зависит от возраста и условий хранения лаковой миниатюры.
Для определения уровня сохранности необходимо использовать соответствующие оценочные признаки:
10 БАЛЛОВ: ИДЕАЛЬНО (IC)-(IDEAL CONDITION) – 100% сохранность предмета (живопись и полуфабрикат). Несмотря на возможный «преклонный» возраст предмет выглядит как совершенно новый.
9 БАЛЛОВ: ОТЛИЧНО (EX)-(EXCELLENT) – 100% сохранность живописи и подписи на ней с возможным наличием кракелюра, не влияющего на целостность восприятия сюжета, и не менее 95% сохранность полуфабриката (торцевые стороны и обратная сторона крышки шкатулки, кузовок с наружной и внутренней стороны имеют незначительные следы бытования: потёртости, лёгкие царапины, загрязнения, дарственные надписи и т.п. То же самое относится и к иным полуфабрикатам – панно, брошь и т.д.). Тем самым, полуфабрикат имеет незначительные дефекты, не касающиеся живописного слоя, сохраняя его в превосходном (первозданном) состоянии.
7-8 БАЛЛОВ: ХОРОШО (G)-(GOOD) – 100% сохранность живописи с незначительными дефектами (кракелюр, не влияющий на целостность восприятия сюжета; лёгкие царапины, мелкие сколы, потёртости и загрязнения, отслоение и сгрибленность лакокрасочного слоя; дарственные надписи по контуру живописи или с применением накладок, не влияющие на целостность восприятия живописи и не деформирующие или уничтожающие авторскую подпись) без следов реставрации и не менее 90% сохранность полуфабриката (торцевые стороны, обратная сторона крышки шкатулки и кузовок имеют следы бытования: потёртости, царапины, загрязнения, сколы, тещины, незначительные дефекты петель или иных элементов крепления, наличие признаков профессионального ремонта (реставрации)).
5-6 БАЛЛОВ: УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (AG)-(ABOUT GOOD) – 90% сохранность живописи с дефектами (глубокий кракелюр, но при этом не влияющий на целостность восприятия живописи и без выпадения красочного слоя; царапины, сколы, потёртости, загрязнения, отслоение и сгрибленность лакокрасочного слоя, повреждения углов и торцевых сторон со стороны живописи; дарственные надписи в том числе с применением накладок не влияющие на целостность восприятия сюжета и не деформирующие или уничтожающие авторскую подпись) и возможными следами профессиональной реставрации. Не менее 80% сохранность полуфабриката (торцевые стороны и обратная сторона крышки шкатулки и кузовок имеют значительные следы бытования: потёртости, царапины, загрязнения, сколы, тещины, повреждения углов, дефекты петель или иных элементов крепления, недостающие детали, наличие признаков ремонта (реставрации), либо часть полуфабриката (например, кузовок шкатулки) отсутствует.
3-4 БАЛЛА: НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (INA)-(INADEQUATE) – 75% сохранность живописи со значительными дефектами (глубокий или рваный кракелюр («кожа крокодила»), влияющий на целостность восприятия живописи с наличием или отсутствием выпадения красочного слоя; существенные царапины, сколы, потёртости, загрязнения, отслоение и сгрибленность лакокрасочного слоя, повреждения углов и торцевых сторон со стороны живописи; дарственные надписи в том числе с применением накладок влияющие на целостность восприятия сюжета и деформирующие, но не уничтожающие авторскую подпись; наличие признаков непрофессиональной реставрации. Для восстановления состояния до уровня «удовлетворительно» возможна профессиональная реставрация.
Сохранность полуфабриката находится на уровне «удовлетворительно» или ниже с возможностью профессионального ремонта (реставрации), либо часть полуфабриката (например, кузовок шкатулки) отсутствует.
1-2 БАЛЛА: ПЛОХО (F)-(FLAWED) – сохранность живописи менее 75% со значительными дефектами, свойственными уровню «неудовлетворительно» с возможно значительно деформированной или уничтоженной авторской подписью. При профессиональной реставрации вероятна утрата авторства произведения в связи со значительной площадью реставрации живописи.
Сохранность полуфабриката находится на уровне «удовлетворительно» или ниже с возможностью профессионального ремонта (реставрации), либо часть полуфабриката (например, кузовок шкатулки) отсутствует.
0 БАЛЛОВ: МУСОР (J)-(JUNK) – живопись утрачена полностью или значительно и восстановлению не подлежит. При этом полуфабрикат может использоваться для создания новых произведений[30].
Здесь нужно понимать, что основным признаком в определении состояния произведения является сохранность живописи. При этом полуфабрикат при полной или частичной утрате живописного слоя может иметь отличное состояние, поэтому его сохранность при определении состояния произведения от уровня «удовлетворительно» и ниже имеет второстепенное значение.
В данном разделе были исследованы три основные оценочные критерия, прямым образом влияющие на коллекционную ценность и стоимость предмета лаковой миниатюры и позволяющие отнести его к произведению искусства. Все три критерия при осуществлении оценки произведения должны рассматриваться без отрыва друг от друга.
Дополнительные оценочные критерии, приведённые в следующем разделе, являются вспомогательными к основным и, безусловно, также влияют на стоимость и коллекционную ценность лаковой миниатюры. Но без основных критериев их роль значительно снижается, потому что без признака редкости предмет становится весьма распространённым, без подтверждённого авторства — переходит в разряд копии, а низкий уровень сохранности вообще исключает его коллекционную ценность.
Дополнительные критерии
Тема
Е. Вихрев выделяет в сюжетах палехских миниатюр три основные темы[31]:
- Народная, включающая в себя сюжеты частушек, песен, поговорок, пословиц.
- Литературная, включающая сюжеты произведений художественной литературы.
- Собственные сюжеты художников.
Л. Супрун[32] называет пять сюжетных линий федоскинской лаковой миниатюры:
- Традиционные федоскинские сюжеты из крестьянской и городской жизни.
- Копии с жанровых и исторических картин.
- Самостоятельные композиции на исторические сюжеты.
- Миниатюры, отражающие многообразие советской (сегодня – современной – автор) действительности.
- Произведения, написанные на основе сюжетов русского фольклора – былин, сказок, песен.
Основываясь на литературных источниках и музейных экспозициях, приведём полный перечень тем произведений лаковой миниатюры:
- Народный фольклор (песни, частушки, сказки, поговорки, былины, пословицы).
- Литературные произведения (художественная литература российских и зарубежных писателей и поэтов).
- Быт (традиционный и современный, агитация (пропаганда), исторические сюжеты).
- Пейзаж (природный и архитектурный).
- Портрет.
- Орнамент.
В свою очередь, перечисленные темы по своему содержанию весьма многообразны. Так, например, в советской агитации можно выделить сюжеты, посвящённые революционным событиям, Великой Отечественной Войне, трудовому подвигу, спорту, детству, космосу и т.д.
Часто темы пересекаются между собой в одном произведении в зависимости от выбранного автором сюжета, но, как правило, зрительно всегда выделяется преобладающая тематика.
Несмотря на дополнительный характер данного критерия по отношению к основным, тема имеет очень большое значение для оценки стоимости произведения (не путать с коллекционной ценностью), поскольку подвержена моде. Так, сегодня особой популярностью среди участников рынка лаковой миниатюры пользуется советская пропаганда (Агитлак[33]), когда, не вдаваясь в тонкости оценки, предмет с копийным, зачастую примитивным агитационным сюжетом и не лучшего состояния, приобретается коллекционерами (и не всегда начинающими), за баснословные деньги.
Кроме того, популярность темы «Агитлак» всколыхнула в последние годы рынок подделок, изготовление которых порой достигает высокого «художественного» уровня. И чтобы не нарваться на приобретение такого «произведения искусства», коллекционеру необходимы знания и опыт, для накопления которых требуется время и постоянная работа по оттачиванию личного мастерства в умении отличить подлинное от фальшивого.
Уровень исполнения
Палехский художник-миниатюрист Н. Зиновьев в своей работе[34] сформулировал основные требования к уровню исполнения рисунка в палехской лаковой миниатюре:
- содержательность образов;
- композиционная простата, которая в то же время должна быть насыщенна и доступна для понимания;
- чёткость силуэтов, графичность, чёткая проработка деталей, тонкость и чёткость линий;
- мягкая, но сильная, звучная и красивая цветовая гамма и техника плавей;
- миниатюрность письма, золотое убранство и декоративная монументальность;
- чёткое выделение главных героев композиции и детальная проработка их образов.
Данный список можно также дополнить важностью максимально полного раскрытия темы.
Очевидно, что указанные требования к уровню исполнения палехской лаковой миниатюры справедливо применять и к другим школам при определении коллекционной ценности и оценке стоимости предметов искусства, делая поправку на особенности их стилей и техник письма.
Период создания
Ранее были сформулированы три этапа развития лаковой миниатюры в России (досоветский, советский и постсоветский). По особенностям техники исполнения миниатюры, а также клеймам на предметах можно уже при наличии минимальных навыков отличить досоветские (фабрик Лукутиных и Вишняковых, Артели до 1917 года и др.) произведения от работ советского периода (федоскинские). Для определения более точной даты создания лаковой миниатюры на отрезке всего досоветского периода также помогут клейма[35].
В работах советского и постсоветского времени художником-миниатюристом на живописной стороне работы ставится подпись и дата.
В советском периоде важным является то, что при определении коллекционной ценности и при оценке стоимости необходимо учитывать написание лаковой миниатюры «во времени». Это требование относится в первую очередь к агитлаку, когда произведение на тему социалистической пропаганды было нарисовано именно в советский период, т.е. до 1991 года. Исполнение же миниатюры на тему социалистической пропаганды в постсоветский период по сюжетам, выполненным художниками в советское время не делает её агитлаком и, соответственно, востребованным в качестве такового и переводит в разряд недорогой сувенирной продукции, за исключением случаев её написания автором, который создавал подобную миниатюру в советский период (авторский повтор). Кроме того, написание миниатюры на тему агитлака в постсоветский период с новой сюжетной линией, в том числе и к какой-либо памятной дате советского времени нельзя рассматривать как агитлак. Такой предмет правильно интерпретировать по теме как исторический.
А вот работы на тему современной пропаганды художниками-миниатюристами сегодня практически не осуществляется, нет запроса от власти. Такая миниатюра в настоящий момент стала бы новой вехой в истории агитлака, а возможно, получила бы и новое звонкое имя, сохранив термин «Агитлак» исключительно для советского агитационного искусства в лаковой миниатюре.
Тип полуфабриката
К типу полуфабриката, на котором художником-миниатюристом выполняется рисунок относятся шкатулки, пудреницы, панно, плакетки, броши, портсигары, очечники, пеналы, марочницы, стаканы, чернильные приборы, включающие в себя плиту-подставку, чернильницу, пресс-бювар, пресс-папье, нож для бумаги, и т.д., спичечницы, часы интерьерные и т.п. Перечень полуфабрикатов по типу достаточно разнообразен, в связи с чем можно выделить и коллекционирование по типу полуфабриката. Набольшую популярность среди коллекционеров получили шкатулки и производные от них ларцы, портсигары, пеналы, марочницы, очечники, пудреницы, а также настольные и настенные плакетки и панно.
Тип полуфабриката также способен влиять на коллекционную ценность и стоимость произведения, особенно когда миниатюра выполняется полуфабрикате, имеющем какое-либо бытовое значение, что делает произведение редким в совокупности по типу полуфабриката и изображённой на нём миниатюре.
Материал полуфабриката
Материал полуфабриката также разнообразен — это папье-маше, дерево, фарфор, серебро, камень, стекло, железо.
В основной своей массе лаковая миниатюра выполняется на полуфабрикатах из папье-маше. В период становления палехского лакового промысла этот материал был в большом дефиците у палешан и его приходилось закупать в Федоскино. Объём закупок не покрывал всех потребностей палехских миниатюристов и художникам до создания своего производства приходилось экспериментировать с материалами. Отсюда появились работы, выполненные на дереве, гальке, железе и даже стекле. Данный материал был экспериментальным и по мере становления в Палехе собственного производства полуфабриката из папье-маше необходимость в нём отпала[36], но востребованность у коллекционеров из-за его редкости и необычности сохранилась. Особенно это касается произведений палехских миниатюристов, главным образом И. Голикова, выполненных на камне.
Размер полуфабриката
Размер полуфабриката варьируется от 1-2 сантиметров до нескольких десятков сантиметров, а иногда достигает и более метра (в основном настенные панно). Часто коллекционеры отдают предпочтение лаковой миниатюре наибольшего размера из-за производимого ей эффекта масштабности. Но здесь важно понимать, что больше не значит лучше. Поэтому для принятия решения о коллекционной ценности произведения независимо от её размера будут иметь значение такие критерии, как авторство, уровень исполнения, тема и т.д.
Степень изученности направления коллекционирования
Степень изученности лаковой миниатюры как предмета коллекционирования необходимо оценить как достаточно высокую. Лаковая миниатюра представлена в четырёх тематических музеях России – в Палехе, Мстёре, Хóлуе и Федоскино, а также во многих центральных (Музее декоративно-прикладного и народного искусства, Русском Музее, Третьяковской галереи и многих других) и региональных музеях. Традиционно высок спрос на лаковую миниатюру из России и среди иностранных коллекционеров – в большей степени проживающих в США и Европе. Существуют также зарубежные музеи, в экспозиции которых представлена лаковая миниатюра России, например, в городе Мюнстер, Германия. Каждый из четырёх промыслов имеет собственные художественные училища, из которых ежегодно выпускаются молодые художники. Издаётся достаточное количество каталогов, справочной и иной тематической литературы, пишутся научно-популярные статьи и защищаются научные диссертации.
Иногда в качестве критерия увеличения стоимости называют упаковку лаковой миниатюры. Но поскольку миниатюрная живопись без аутентичной упаковки не перестаёт оставаться произведением искусства, имеющим высокое коллекционное значение, правильно выделить отдельные направления в коллекционировании – как самой упаковки лаковой миниатюры, так и лаковой миниатюры в упаковке, не смешивая эти жанры с самостоятельным произведением искусства.
Можно продолжить список критериев отнесения лаковой миниатюры к произведениям искусства и влияющих на её стоимость, но в своём большинстве все они, например, провенанс и меморабилии, достаточно широко представлены в тематической литературе, поскольку применимы практически к любому виду антиквариата и необходимости повторять уже неоднократно исследованное здесь нет.
Подводя итог вышесказанному необходимо ответить на вполне очевидный вопрос: возможна ли зафиксированная в каталогах цена на произведения искусства советской лаковой миниатюры? Чтобы получить на него ответ, необходимо ответить на другой вопрос: возможна ли зафиксированная в каталогах цена произведений художников-станковистов, например, таких как Петров-Водкин, Шагал, Дейнека и других? Очевидно, что нет. Можно ориентироваться на цену продаж работ этих художников с аукционов или в частных сделках при доступности информации, и зафиксировать цену как возможный ориентир для дальнейших сделок, но установить фиксированную стоимость, пусть даже в иностранной валюте, невозможно, поскольку каждая работа каждого из художников индивидуальна и неповторима.
Евгений Метельский Коллекционер советской лаковой миниатюры
(Фотография миниатюры 9 взята из открытых источников, остальные фотографии миниатюр из личного собрания автора)
[1] Супрун Л.Я. «Лаковая миниатюра. Федоскино». М.: Легпромбытиздат, 1987. – С.33
[2] Навозов А. «Палехское чудо». М.: Советская Россия, 1976. – С.141
[3] Грязнов А. «Федоскинские таланты». М.: Московский рабочий, 1970. – С.8
[4] Бакушинский А.В. «Искусство Палеха». М.-Л.: ACADEMIA, 1934. – С.224
[5] «Русские художественные промыслы. Под ред. Э.В. Померанцева». М.: Наука, 1956. – С.127
[6] Супрун Л.Я. «Лаковая миниатюра. Федоскино». М.: Легпромбытиздат, 1987. – С.13
[7] Зиновьев Н.М. «Стилистические традиции искусства Палеха». Л.: Художник РСФСР, 1981. – С.4
[8] Вихрев Е. «Палех 1927-1932.Вторая композиция». М.: Художественная литература, 1938. – С.15
[9] Чижов М. «Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера». Л.: Художник РСФСР, 1982. – С.67, 229, 235
[10] Там же. – С.229-244
[11] Яловенко Г.В. «Федоскино». М.: Всесоюзное кооперативное издание, 1959. – С.8
[12] Супрун Л.Я. «Лаковая миниатюра. Федоскино». М.: Легпромбытиздат, 1987. – С.38
[13] Вихрев Е. «Палех 1927-1932.Вторая композиция». М.: Художественная литература, 1938. – С.90
[14] Там же. – С.16
[15] Игнатова И. «Мстёра: осталось 33 художника». Владимирские ведомости, 5 июля 2017. Vedom.ru
[16] Вихрев Е. «Палех 1927-1932.Вторая композиция». М.: Художественная литература, 1938. – С.392, 293, 397
[17] Там же. – С.54-56
[18] Дмитриев Н.Г. «Мстёра рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и её мастерах». Л.: Художник РСФСР, 1986. – С.334-336
[19] Бакушинский А.В. «Искусство Палеха». М.-Л.: ACADEMIA, 1934. – С.129
[20] Чижов М. «Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера». Л.: Художник РСФСР, 1982. – С.138
[21] Кукулиев У.А., Стариков В.В. «Есть такое село…». Я.: Верхне-волжское книжное издательство, 1973. – С.38
[22] Яловенко Г.В. «Федоскино». М.: Всесоюзное кооперативное издание, 1959. – С.56
[23] Там же. – С.55
[24] Розова Л. «Е.В. Юрин. Мастер в народном промысле мстёрской художественной миниатюры». Л.: Художник РСФСР, 1982. – С.29
[25] Навозов А. «Палехское чудо». М.: Советская Россия, 1976. – С.158
[26] Зиновьев Н.М. «Искусство Палеха. Второе издание.». Л.: Художник РСФСР, 1975.
[27] Там же. – С.38
[28] Бакушинский А.В. «Искусство Палеха». М.-Л.: ACADEMIA, 1934. – С.16
[29] Навозов А. «Палехское чудо». М.: Советская Россия, 1976. – С.310
[30] Данным обстоятельством часто пользуются в том числе и изготовители подделок произведений лаковой миниатюры.
[31] Вихрев Е. «Палех 1927-1932.Вторая композиция». М.: Художественная литература, 1938. – С.90
[32] Супрун Л.Я. «Лакова я миниатюра. Федоскино». М.: Легпромбытиздат, 1987. – С.215
[33] Гершкович Е. «Агитлак. Советская агитационная лаковая миниатюра из коллекции Александра Добровинского». М.: Искусство-XXI век, 2011
[34] Зиновьев Н.М. «Искусство Палеха. Второе издание.». Л.: Художник РСФСР, 1975. – С. 51, 71
[35] Уханова И.Н. «Русские художественные лаки XVIII-XX веков. Каталог коллекции». СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. – С. 237-249
[36] Навозов А. «Палехское чудо». М.: Советская Россия, 1976. – С.77
_________________