Продолжаем цикл статей по истории появления и боевого применения советской авиационной техники в бывших югославских республиках. Югославия первой из европейских стран обзавелась истребителями МиГ-29, но их судьба сложилась достаточно трагически, как и судьба самой Югославии. Но двадцать девятки худо-бедно пережили и СФРЮ, и её правопреемницу СРЮ, так называемую, малую Югославию, которой выпала судьба столкнуться в военном конфликте с сильнейшим военно-политическим блоком мира.
Витязи из Срема
МиГ-29 на службе ВВС Югославии и Сербии
К началу 1980-х годов парк истребительной авиации ВВС Югославии составляли исключительно советские самолёты МиГ-21 различных модификаций, самой современной из которых был МиГ-21бис. Командование ВВС и ПВО рассматривало возможность обновления парка истребительной авиации. Среди известных кандидатов на роль нового истребителя были французские Dassault Mirage 2000, американские Northrop F-20 Tigershark и советские МиГ-29. Окончательный выбор был сделан в пользу советской машины.
В середине сентября 1986 года первые 14 пилотов и 30 авиатехников из состава 204-го авиационного полка ВВС и ПВО СФР Югославии приступили к интенсивному изучению русского языка. Им предстояла учёба в Советском Союзе, где они должны были освоить новый тип техники, которую Югославия планировала там закупить. Речь, как вы наверное догадались, шла о лёгком фронтовом истребителе МиГ-29, который в тот момент считался одним из самых современных в мире в своём классе. К тому же, СФРЮ стала первым европейским государством, которое должно было получить данный тип самолётов. Даже страны-участницы Организации Варшавского Договора ещё не имели их на вооружении. Бюджету СФРЮ один МиГ-29 без вооружения обошёлся в 15,9 млн. американских долларов. С 29 июня до 26 сентября шёл курс переподготовки личного состава в Советском Союзе. 12 пилотов готовили в 715-ом УАП (ст. Луговая), а 28 авиатехников в 714-ом УАП (ст. Фрунзе-1). Данные полки входили в состав 5-х Центральных курсов по подготовке и совершенствованию авиационных кадров (5-е ЦК ПУАК).
Состав группы: Любиша Величкович (командир 204-го истребительного авиационного полка), Валерий Бугаринович, Хайрудин Ходжич, Влая Милетич, Желько Мендаш, Петре Максимов, Предраг Милутинович, Любиша Кулачин, Ивица Якопчич, Желько Баби, Мирчета Йоканович и Славко Мотанович.
Первыми двумя двадцать девятками, которые прибыли на территорию Югославии, были учебно-боевые двухместные МиГ-29УБ, которые в Югославских ВВС получили индекс NL-18 (NL – nastavni lovac, рус.учебный истребитель). Это произошло 24 сентября 1987 года. Им были присвоены бортовые номера 18301 и 18302. Первый полёт в югославском небе они совершили 20 октября.
22 и 28 декабря 1987 года в Югославию прибыло 14 МиГ-29 версии 9-12Б (югославский индекс L-18, в сербских источниках фигурирует также обозначение МиГ-29Б), которые пополнили состав 127-й истребительной авиационной эскадрильи под командованием майора Хайрудина Ходжича. Новые машины получили бортовые номера с 18101 по 18114.
В течение 1988 года ещё 7 пилотов и 32 авиатехника прошли переподготовку. Среди пилотов были: Божидар Стеванович, Бранислав Петрович, Божидар Мартинович, Драган Неделькович, Слободан Кужет, Анте Юришич, Обрад Пушкрица и Драги Арнаутовски.
В 1989 году к спискам пилотов МиГ-29 присоединилось ещё 12: Мате Вулич, Йовица Николич, Небойша Джуканович, Драган Илич, Илия Аризанов, Небойша Николич, Слободан Перич, Абдул Эмети, Ясмин Спахич, Младен Црнички, Марко Живкович и Сеад Алагич.
С 19 по 26 августа 1989 три югославских МиГ-29 участвовали в боевых стрельбах на советском полигоне Ашулук в Астраханской области. Стрельбы производились ракетами Р-60 и Р-73, а также из авиапушки ГШ-30. Но из-за нехватки средств дальнейшая программа боевых стрельб в СССР была сокращена и возобновиться ей не было суждено.
Начало боевого применения
25 июня 1991 года 204-й истребительный авиаполк приведён в состояние полной боеготовности. Поводом к этому послужило объявление в этот день Республикой Хорватией своей независимости. Открытое вооружённое противостояние между ищущей независимость республикой и Югославской Народной Армией становилось неизбежно.
С 25 августа до 31 декабря 1991 года полк произвёл 568 боевых вылетов, из которых 476 были с применением вооружения, а остальные были разведывательными. В этот период было зафиксировано 147 случаев огневого воздействия с земли, которые привели 16 повреждениям самолётов полка, 15 из которых были признаны незначительными. Полк потерял один МиГ-21.
В первой половине 1992 года на аэродроме Батайница прошли переподготовку на МиГ-29 ещё четверо пилотов: Любомир Джурджевич, Иван Ситар, Зоран Радосавлевич и Драга Илич.
В мае 1992 года перестаёт существовать Социалистическая Республика Югославия (СФРЮ) и Югославская Народдная Армия (ЮНА). Им на смену приходит Союзная республика Югославия (СРЮ) и Войско Югославии (ВЮ). Летом 1992 года 127-я эскадрилья получает собственное имя «Витезови» (рус. Витязи или Рыцари).
В данный период времени главной потенциальной задачей перед ВВС Югославии было нанесение ударов по наземным целям, поэтому командование рассматривало применение истребителей в качестве истребителей-бомбардировщиков. Так например, на МиГ-29 испытывалась возможность установки многозамковых балочных держателей (МБД) для подвески бомб. Но в итоге от этой задачи отказались и 204-й авиаполк (которой к тому моменту уже успел побывать в ранге авиабригады) закрепился в корпусе ПВО, то есть его авиапарк становился чисто истребителями-перехватчиками.
В 1994 и 1995 годах на МиГ-29 переучились ещё два пилота – Слободан Тешанович и Драган Миленкович. А в 1997-1998 гг. списки пилотов пополнили Дарко Новкович, Боро Зорая, Милосав Мильянович, БраниславМаргетич, Милован Джорджевич, Миломир Милькович.
В 1996 году с Союзной Республики Югославии были сняты международные санкции и мораторий на поставку ей вооружений. В тот момент Российская Федерация предложила Югославии поставку партии самолётов МиГ-29 из наличия ВВС России в счёт погашения долга СССР, но югославская сторона отказалась от данного предложения, мотивируя сложной экономической ситуацией в стране, и нужде в гражданской продукции для поднятия экономики.
Чёрный 1999 год
23 марта 1999 года в 23.45 был объявлен сигнал «Воздушная опасность!». В этот же момент командир 204-го авиаполка распорядился отправить 6 МиГ-29 на аэродром Ниш в Южную Сербию, но после откорректировал свой приказ на 4 самолёта (пилоты Небойша Джуканович (командир 127-й ИАЭ) Слободан Кужет (заместитель командира 127-й ИАЭ), Любиша Кулачин и Предраг Милутинович). Машины прибыли в Ниш 24-го марта в 03.18.
В 12.00 военно-транспортный самолёт Ан-26 ВВС Югославии совершил перелёт по маршруту Батайница-Подгорица-Ниш-Поникве-Батайница. В его «тени» один МиГ-29 пилота Дарко Новковича передислоцировался в Подгорицу, и ещё два МиГ-29 (пилоты Небойша Джуканович и ПредрагМилутинович) передислоцировались из Ниша в Поникве.
24 марта в 19.45 авиация военного блока НАТО под предлогом защиты албанского населения Сербского Автономного Края Косово и Метохия начала бомбить объекты Войска Югославии.
В 19.50 было дано распоряжение на вылет одного МиГ-29 с аэродрома Ниш. Вылет осуществил пилот Илия Аризанов в направление Сува Река – Джаковица. В 20.00 вылетел и Драган Илич в район Приштины. Вскоре в 20.42 он вернулся на аэродром из-за того, что его самолёт получил повреждение в воздушном бою. А относительно майора Аризанова была информация, что его подбили в районе села Ястребац, в последствии он был найден живым.
В 20.00 с аэродрома Батайница совершили вылеты два Миг-29 майора Небойши Николича и майора Любиши Кулачина в направлении города Бечей. Самолёт Николича был сбит уже в 20.40 в районе Титела. Пилоту удалось спастись. А в 21.00 Кулачин приземлился на гражданском аэродроме Сурчин из-за невозможности посадки на Батайнице по причине полученных повреждений.
В 20.40 c аэродрома Поникве в воздух поднялись Небойша Джуканович, Предраг Милутинович и Саша Олуич. Но вскоре поступил приказ возвращаться, майор Милутинович из-за проблем со связью не смог вернуться, пробовал осуществить посадку на аэродрому Ладжевци, но после того как связь наладилась получил распоряжение садиться в Нише. По пути в Ниш из-за всё той же неразберихи он был сбит собственным ПВО в районе Рибарской Бани в окрестностях Крушевца.
26 марта в 9.30 майор Тешанович получает приказ передислоцировать свой МиГ-29 из Подгорицы в Поникве. Но из-за технической неисправности при посадке потерпел крушение.
В 16.45 дан приказ осуществить вылет пары МиГ-29 с Батайницы. Вылет осуществили майор Слободан Перич и капитан 1-го класса Зоран Радосавлевич. Вылет осуществлялся в район города Валево. МиГ-29 осуществляли преследование самолётов-нарушителей, но в зоне Янье-Теочак (Республика, Сербская, Босния и Герцеговина) были сбиты. Майору Перичу удалось спастись, а Радосавлевич погиб.
Следующий вылет югославские МиГ-29 совершили только 6 апреля. В 3.47 с авиабазы Батайница в воздух поднялся МиГ -29 под управлением Абдула Энеми. В воздухе пилот столкнулся с мощной работой средств радио-электронной борьбы и вскоре получил приказ вернуться на базу. В этот же день с аэродрома Поникве совершает вылет майор Боро Зорая на своём МиГ-29, но также столкнувшись с работой средств РЭБ не смог выполнить боевую задачу и через 40 приземлился в Ладжевцах, куда его из-за неразберихи направили наземные службы.
8 апреля в 09.55 с аэродрома Ладжевци вылетел МиГ-29 под управлением капитана 1-го класса Драгана Миленковича в район Рашка-Тутин. В окрестностях Тутина он попадает под обстрел неприятельскими ракетами. Совершив противоракетные манёвры ему удалось уйти от четырёх ракет и вырваться из целезахвата, после чего удачно приземлился на аэродроме базирования.
22 апреля во время ракетно-бомбового нападения на авиабазу Батайница один МиГ-29 получил повреждения на земле. А 27 апреля подобным образом на земле был уничтожен один МиГ-29УБ.
4 мая в 12.37 с аэродрома Батайница совершил вылет истребитель МиГ-29 под управлением командира 204-го авиаполка Миленко Павловича, который в районе 13.20 был сбит над селом Петници. После этого случая силы 204 полка в противовоздушной обороне Югославии не участвовали.
Боевые действия по отражению агрессии блока НАТО показали низкую эффективность ВВС Югославии. Не смотря на заявления в ряде СМИ, военно-исторических и военно-технических публикациях югославская авиация не смогла поразить ни одну воздушную цель, а МиГ-29 даже не смогли произвести ни одного пуска ракет. Причина этому была устарелость самих двадцать девяток, не приспособленных для автономного боя, устарелость радиолокационных систем ВВС и ПВО Югославии, мощная радиоэлектронное подавление со стороны НАТО.
Заместитель командира 3-го дивизиона 250-й ракетной бригады ПВО СРЮ (этот дивизион сбил, как минимум, два самолёта ВВС США) в своих мемуарах достаточно резко высказался об авиации СРЮ. О том, что пилоты могли только красоваться на аэрошоу, а в деле были бесполезны. И деньги нужно в свое время было вкладывать в модернизацию системы ракетной ПВО и средств РЛС, а не на покупку дорогих игрушек-истребителей. Напомним, что самолёты были сбиты ЗРК С-125 «Нева» 1970-х годов выпуска.
Под сербским триколором
В 2006 году распался правопреемник СРЮ — Государственный Союз Сербии и Черногории. Республика Сербия стала самостоятельным государством, а Войско Сербии наследовало львиную долю авиапарка. 127-я истребительная авиационная эскадрилья была реорганизована путём слияния с 126-й истребительной авиационной эскадрильей в 101-ю истребительную авиационную эскадрилью, которая унаследовала название «Витезови».
В период 2007-2008 гг. четыре оставшихся МиГ-29 и один МиГ-29УБ прошли капитальный ремонт в России.
7 июля 2009 года при подготовке к аэрошоу «Батайница-2009» из-за техничкой неисправности потерпел крушение МиГ-29 ВВС Сербии под управлением подполковника Раде Ранжеловича.
- Пилоты 101-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Сербии
В июле 2017 года стало известно, что Российская Федерация поставить 6 единиц МиГ-29 Республике Сербия. В последствии их поставка была закончена в октябре 2017 года. В условиях локальной и достаточно вялой гонки вооружений в регионе Западных Балкан (фактически бывшая Югославия), Сербия обзавелась самым внушительными в количественном соотношении по местным меркам ВВС с 9-ю истребителями МиГ-29.
- Пилоты 101-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Сербии
В июне 2019 года военный аэродром Батайница получил имя погибшего в 1999 году полковника Миленко Павловича («Военный аэродром – пилот Миленко Павлович»).
25 февраля 2019 в Республику Беларусь с рабочим визитом прибыла сербская военная делегация во главе с министром обороны Республики Сербия Александром Вулиным. В Барановичах состоялась торжественная церемония передачи Республике Сербия четырёх МиГ-29. Однако реально самолеты пополнят военно-воздушные силы Сербии не так скоро. Сначала МиГи пройдут ремонт и модернизацию, которые выполнят белорусские специалисты, правда за счёт сербской стороны. По словам Павла Пинигина, директора ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод», на котором будут проводиться указанные работы, на это уйдет от года до полутора.
— В основном будет модернизироваться навигационная система, частично система радиоэлектронной защиты самолетов, — уточнил Пинигин в эфире телеканала БТ-1.
- Церемония передачи четырёх МиГ-29 Республике Сербия от Республики Беларусь
Сводная таблица авиапарка МиГ-29 ВВС Югославии и ВВС Сербии
Модель | Версия | Бортовой номер | Дата производства | Комментарий |
МиГ-29УБ | 9-51Б | 18301 | 13.08.1987 | |
МиГ-29УБ | 9-51Б | 18302 | Уничтожен на земле 27.04.1999 | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18101 | 29.11.1987 | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18102 | 24.11.1987 | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18103 | 28.11.1987 | Уничтожен на земле 27.04.1999 |
МиГ-29 | 9-12Б | 18104 | 04.12.1987 | Аварийная посадка 11.05.1999 (пилот Драган Илич) |
МиГ-29 | 9-12Б | 18105 | 05.12.1987 | Потерпел крушение 07.07.2009 (пилот Раде Ранжелович) |
МиГ-29 | 9-12Б | 18106 | Сбит по ошибке ПВО Югославии 24.03.1999 (пилот Предраг Милутинович) | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18107 | 08.12.1987 | Уничтожен на земле 24.03.1999 |
МиГ-29 | 9-12Б | 18108 | ||
МиГ-29 | 9-12Б | 18109 | Сбит 04.05.1999 (пилот Миленко Павлович) | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18110 | Потерпел крушение 26.04.1999 (пилот Слободан Тешанович) | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18111 | Сбит 24.03.1999 (пилот Небойша Николич) | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18112 | Сбит 24.03.1999 (пилот Илия Аризанов) | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18113 | Сбит 26.03.1999 (пилот Зоран Радосавлевич) | |
МиГ-29 | 9-12Б | 18114 | Сбит 26.03.1999 (пилот Слободан Перич) | |
МиГ-29 | 9-12 | 18151 | 01.1989 | Передан в 2017 из наличия ВКС РФ |
МиГ-29С | 9-13 | 18201 | 1989 | Передан в 2017 из наличия ВКС РФ |
МиГ-29С | 9-13 | 18202 | 1989 | Передан в 2017 из наличия ВКС РФ |
МиГ-29С | 9-13 | 18203 | 1989 | Передан в 2017 из наличия ВКС РФ |
МиГ-29УБ | 9-51 | 18351 | 1990 | Передан в 2017 из наличия ВКС РФ |
МиГ-29УБ | 9-51 | 18352 | 1991 | Передан в 2017 из наличия ВКС РФ |
МиГ-29 | Передан в 2019 из наличия ВВС РБ, в состав ВВС Сербии на н.м. не вошёл | |||
МиГ-29 | Передан в 2019 из наличия ВВС РБ, в состав ВВС Сербии на н.м. не вошёл | |||
МиГ-29 | Передан в 2019 из наличия ВВС РБ, в состав ВВС Сербии на н.м. не вошёл | |||
МиГ-29 | Передан в 2019 из наличия ВВС РБ, в состав ВВС Сербии на н.м. не вошёл |
В статье использованы фото нашивок из личной коллекции автора, фото Министерства Обороны Республики Сербия, фото Министерства Обороны Российской Федерации, фото Министерства Обороны Республики Беларусь, фото из личных архивов Светозара Йокановича и Милана Мицевского.
В оформлении обложки использована фотография Дмитрия Остоича.
Автор благодарит коллекционера Зорана Ранчича (г. Ниш, Сербия) за предоставленную фото нашивки 127-й ИАЭ.
Специальный корреспондент SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ Владимир Коханкин
Русские начинают и… складывают оружие
__________________