Город Лысьва. Производство города обеспечивало касками практически всю Советскую армию. Также производили армейские котелки, противогазные коробки, снаряды, взрыватели, корпуса авиабомб и т.п. Теперь не забудете, что город Лысьва и его завод 700 внесли в Победу в Великой Отечественной войне и в дальнейшей безопасности страны колоссальный вклад.
В Лысьве организован музей. Мы о нём долгое время не знали. Исправляемся и, в преддверии дня Советской армии и Военно-морского флота, вашему вниманию представляем изображения коллекции музея — это и каски противника, и каски СССР — страны-победителя.
Франция
Первыми на фронтах Первой мировой войны использовать стальные шлемы в массовом порядке стали французы. Модель каски М-1915 в честь автора проекта генерал Аугуста Луи Адриана называлась «шлем Адриана». До появления каски Адриана французы пытались защищать голову своих солдат шлемом Cerviere. Он представлял собой стальную полусферическую «шапочку» толщиной 0,5 мм, которая одевалась под кепку или другой головной убор.
Каска Адриана состояла из четырёх частей:
- полусферический свод шлема;
- составной козырёк (передняя и задняя части);
- гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и одновременно усиливающий защитные свойства шлема.
Каска изготовлялась из мягкой стали толщиной 0,7 мм. Процесс изготовления шлема включал в себя более 50 операций, из них треть – это изготовление и установка гребня. Вес шлема составлял 700-800 граммов. Характерной чертой каски Адриана, использовавшейся французской армией, было наличие эмблемы каждого рода войск, а объединяли их литеры RF — République Française. В конце 1915 года было выпущено и поставлено на фронт более 3 миллионов касок.
Несмотря на невысокие защитные свойства каска Адриана оставалась самой распространённой моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Только во Франции было изготовлено более 20 миллионов касок Адриана. Кроме Франции каска была принята Бельгией, Италией, Грецией, Польшей, Румынией, Сербией, Чехословакией, Мексикой, Бразилией, Болгарией и другими странами. К концу 1915 года 1 миллион касок был поставлен и в русскую армию. На них помещался рельефный двуглавый орёл. В 1926 году каску Адриана усовершенствовали. Форма шлема стала более круглой. Упростилась технология изготовления. Шлем стал изготавливаться из двух частей – непосредственно раковины шлема и гребня. Модель 1926 года делали из более прочного сплава стали и марганца, в результате чего его вес увеличился до 1000 граммов. Значительные изменения затонули и подшлемник.
Швейцария
В 1918 году в швейцарской армии был введён шлем М18. Эскиз шлема выполнил скульптор Пауль Боеш. Характерной чертой М18 является выдвинутый козырёк и расширенное основание. Вес шлема составлял 1220 граммов. Подшлемник состоял из трёх двойных кожаных язычков, каждый из которых имел с обратной стороны подушечку, набитую конским волосом. Подшлемник крепился к шлему с помощью кожаного обруча, который держали металлические скобы.
Шлем, используемый в армии, окрашивался в тёмно-зелёный цвет, а шлемы, используемые силами ПВО, могли быть окрашены в сине-серый или чёрный цвета. Иногда к шлему прикреплялась кокарда с изображением швейцарского креста.
Шлемы этой модели были совсем немного модернизированы в 1940 году и получили индекс М18/40. Их отличал слегка изменённый наклон козырька и незамкнутый обруч подшлемника, который стал синтетическим. Подбородочный ремень стал застёгиваться на застёжку-карабин, изменилась технология покраски.
Румыния
После вступления на престол в 1930 году короля Кароля II в стране началось усиление армии, оснащение её современным оружием и экипировкой. В 1936 году начались переговоры с правительством Нидерландов о поставке 500.000 стальных шлемов. В 1938 году поставка стальных шлемов была осуществлена. Шлемы, поставленные для румынской армии, практически полностью соответствовали голландской модели М 28.
Весил шлем примерно 1100 граммов. Внизу задней части шлема располагалась прямоугольная канавка, предназначенная для крепления шлема к рюкзаку. Подшлемник состоял из трёх двойных кожаных язычков чёрного цвета, соединённых в верхней части шнуром. С внутренней стороны под каждым кожаным язычком устанавливалась войлочная подкладка рыжего цвета. В задней части подшлемника устанавливался дополнительный ремешок с застёжкой, предназначенный для регулирования размера подшлемника.
Отличались румынские каски от своих голландских собратьев немногим. Во-первых, они были окрашены в цвет хаки, имевший более тёмный оттенок. Во-вторых, на большинстве шлемов устанавливалась фронтальная эмблема с королевским вензелем. В 1944 году, после перехода Румынии на сторону союзников, оставшиеся в румынской армии шлемы лишились фронтальных эмблем. Отныне на месте вензеля рисовался сине-жёлто-красный триколор национального флага. После окончания войны румынское правительство отказалось от введения советского СШ-40 и сохранило для своей армии старые шлемы.
Чехословакия
Каска была разработана в начале 1930-х годов для замены имевшихся в войсках австро-венгерских шлемов Stahlhelm и французских касок Адриана и официально принята на вооружение в 1932 году. Каски поступали в войска и части «государственной стражи». После начала Второй мировой войны каски VZ.32 года использовались в вооружённых силах и иных вооружённых формированиях Словакии, а также в созданных немцами военизированных и охранно-полицейских формированиях коллаборационистов. Кроме того, в 1940 году немцы отправили 50.000 шт. чехословацких касок Финляндии. Каска изготавливалась штамповкой из стального листа толщиной 1 мм, окрашивалась масляной краской и комплектовалась подшлемником и кожаным ремнём. Выпускалась в двух размерах: каска 1-го: имела высоту 147 мм и массу 1080—1180 грамм и каска 2-го размера: имела высоту 152 мм и массу 1140—1250 грамм.
Италия
В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.
Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.
В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.
Великобритания
Разработка шлема МК-II началась в 1937 году. В 1938 году появилась раковина нового шлема и стали известны характеристики новой модели. 21 июня 1939 года она была официально утверждена и запущена в производство. В стальной сплав добавлялся марганец, Вес шлема составлял 1.000 граммов. Подшлемник, установленный на шлеме МК-II, крепился к своду шлема посредством т.н. «кельтского креста» — двух перекрещенных дуг, закреплённых на обруче подшлемника, а на перекрестье прикреплённых с помощью винта к верхней точке свода шлема. Материал подшлемника – вощёная ткань, прикреплённая к обручу. На перекрестье крепилась амортизационная крестообразная каучуковая накладка. Четыре лепестка подшлемника в верхней части скреплялись шнуром. Новый подшлемник был более гигиеничен, обеспечивал хорошую вентиляцию, имел высокие амортизационные характеристики и достаточно просто регулировался по размеру.
Окрас шлема изменялся в зависимости от времени года и условий местности, в которой использовался – от серо-зелёного цвета и хаки до песочного. Официально этот шлем оставался в британской армии до 31 марта 1943 года. Фактически же производство шлемов МК-II было прекращено только в 1944 году. Шлем этой модели присутствовал на всех театрах военных действий: в Европе, Африке и Юго-Восточной Азии. 50.000 шлемов МК-II было поставлено по ленд-лизу в СССР.
Швеция
Новый шлем, разработанный для шведской армии, получил маркировку М 37. Он был более технологичен и дёшев в производстве, чем его предшественник М 26. Шлем имел полусферическую форму, вес его составлял примерно 1100 граммов.
Подшлемник М 37 так же, как и на предыдущих моделях, состоял из трёх двойных кожаных язычков, с внутренней стороны которых крепились амортизационные мешочки, набитые конским волосом или ватой. Крепились кожаные язычки так же, как и на М26, с помощью металлических пластин, не соединённых друг с другом.
Окрашивался шлем в тёмно-зелёный или в тёмно-серый цвета. До середины 1941 года, а также в послевоенный период на шлем наносилась декаль с тремя золотыми коронами на синем фоне. В 1940 году в Финляндии началось лицензионное производство шлемов этой модели. В Финляндии он получил маркировку М 40.
США
Конструкция этого шлема была предложена американскому военному ведомству ещё в 1928 году Робертом Паттерсоном. Она состояла из двух частей – непосредственно стального шлема и подшлемника, изготовленного, как правило, из картона. H. G. Sydenham развил эту идею, изменив при этом форму шлема. В начале 1941 года прошли первые испытания, показавшие эффективность шлема. В ноябре 1942 года шлем был принят на вооружение. Новый шлем получил маркировку «Helmet steel M I». Стальной шлем изготавливался из из сплава стали и марганца. Лёгкий подшлемник – из прессованного картона. С внутренней стороны подшлемника устанавливались тканевые ленты, выполнявшие амортизационные функции, закреплённые специальными латунными держателями. Эта система была сконструирована Джоном Риделем, предприятие которого выпускало экипировку для американского футбола, в т.ч. и шлемы.
Применение шлема на фронте внесло в его первоначальную технологию значительные коррективы. Изменился состав сплава, т.к. марганец, придававший шлему прочность, одновременно делал его хрупким. Так же вскрылся серьёзный недостаток картонных подшлемников – под воздействием влаги они быстро приходили в негодность. Их стали изготавливать из более прочных синтетических материалов. Внутри подшлемника устанавливался амортизатор из тканевых лент песочного цвета. Лента, определяющая размер, обшивалась полоской из кожи. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и состоял из двух частей, скрепляющихся между собой оригинальной застёжкой. К концу Второй Мировой войны общее число выпущенных касок достигло 22.363.015 штук.
Германия
Германские военные поначалу недооценивали важность разработки каски, полагаясь на основной шлем немецкой армии – островерхий Pickelhelm. Но эти шлемы оказались слишком уязвимы, и на фронтах армия большие боевые потери от ранений в голову. В 1915 году немцы изготовили значительное число касок самых разнообразных форм, отстреляли их на полигоне и составили технические требования по их форме, толщине металла и весу. В результате к началу 1916 года была разработана новая каска, ставшая символом немецкого солдата – М1916. Авторами М1916 были хирург 18-го армейского корпуса Август Вир и профессор Технического института в Ганновере Фридрих Швердт.
Каска изготавливалась из листа хромоникелевой стали и проходила девять стадий штамповки. Подшлемник был разработан так, чтобы между шлемом и головой было расстояние в один палец по бокам и в два пальца сверху. Это должно было предотвратить повреждения головы от ударов по шлему. По бокам шлема имелись две трубочки – «рожки», через которые шла вентиляция. Кроме того, на них навешивалась тяжёлая бронепластина.
По своей конструкции шлем М1916 оказался одним из самых удачных образцов, причём в обеих мировых войнах. Он сразу снискал популярность среди солдат, и до того, как выпуск был налажен в достаточных количествах, передавался из рук в руки при смене частей на передовой.
После прихода к власти Гитлера процесс возрождения военной мощи Германии пошёл ускоренными темпами, практически не встречая серьёзного сопротивления со стороны ведущих мировых держав. Началась разработка и нового стального шлема, предназначенного для вооружённых сил. Базовым прототипом послужили «рогатые» шлемы времён Первой мировой войны. Основным разработчиком нового шлема стало предприятие Eisenhuttenwerk, имевшее богатый опыт в производстве шлемов ещё со времён Первой мировой войны.
Официально новый шлем был принят военными 25 июня 1935 года и получил наименование М35. От своих предшественников новая каска получила в наследство общие очертания: расширяющиеся вниз от основной сферы конусные поля и выступающий козырёк. Однако её форма отличалась большей компактностью и обтекаемостью. Использование высококачественной легированной стали с добавками молибдена позволило сделать шлем легче при сохранении и даже улучшении его защитных свойств.
Характерной чертой М35 являлся завальцованный край основания шлема. Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема изготавливались как отдельная деталь (заклёпка с отверстием), в отличие от более поздних шлемов. Вес М35 составлял примерно 1300 граммов. Шлем имел стандартный подшлемник образца 1931 года.
Стальной защитный шлем Бундесвера. Был принят в начале 50-х годов 20-го века и использовался до начала 90-х годов. Был заменен на защитные шлемы из кевлара. В основе шлема Бундесвера лежит американская каска М1. Для Германских Вооружённых Сил была изменена система крепления шейного ремня и форма подшлемника. Вес 1600 г.
В самом начале 1956 года была создана Национальная народная армия Германской Демократической Республики. Вооружённые силы ГДР нуждались в различном вооружении и средствах защиты. В конце 56-го на вооружение был принят новый шлем, известный под названием M56. Точная история разработки шлема M56 до сих пор является предметом споров. В одних источниках утверждается, что это изделие является незначительно доработанным вариантом шлема Тале-Харца, а другие говорят о полностью новой разработке. Тем не менее, нельзя не отметить, что штальхельм M56 внешне весьма похож на разработку фирмы Völklingen Stahlwerke в версии «BII». Кроме того, следует помнить, что разработкой M56 руководил Эрих Кизан, ранее участвовавший в создании шлемов предыдущих моделей. Вероятно, при создании шлема M56 немецкие инженеры учли опыт нацистской Германии, но не стали бездумно копировать изделие, так и не принятое на вооружение. Результатом этого стала серьёзная переработка купола с созданием нового подтулейного устройства. Благодаря такому подходу с использованием существующих идей и созданием на их базе новых конструкций ННА ГДР уже в начале 1957 года получила первые серийные шлемы новой модели. За первое полугодие 57-го было произведено около 50.000 шлемов трёх размеров.
Серийные изделия окрашивались матовой серой краской. Сверху на шлем могли надеваться маскировочная сетка или чехол. Чехлы выпускались в различных расцветках. В частности, для регулировщиков предназначались чехлы белого цвета с красной полосой и государственным гербом. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась солдатами почётного караула.
Штальхельмы модели M56 являлись основным средством защиты головы солдат до самого конца существования ННА и ГДР. После объединения двух Германий бывшие части Национальной народной армии стали переходить на стандарты Бундесвера ФРГ, отказавшись от подавляющего большинства собственного снаряжения, в том числе шлемов. Шлемы M56 отправились на склады или на утилизацию, а некоторое количество таких изделий стало музейными экспонатами или попало в частные коллекции.
Россия
Каска образца 1915, Россия. Найдена на месте боёв у села Кын
СССР
Политическая ситуация, возникшая в Европе в начале 30-х годов ХХ века, вынуждала советское военное руководство ускорить процесс создания стального шлема. В 1934 году начинается разработка новых касок. А уже в 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было начато их производство. Новый шлем получил маркировку «Стальной шлем обр. 1936 года» или СШ 36». Это был первый оригинальный шлем, созданный в СССР и поступивший в армейские подразделения в большом количестве.
Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами и некоторые элементы, унаследованные от других моделей. В частности, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой, напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительно меньшего размера. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Будённый, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Удар шашкой имитировал попадание шрапнели. После проведённого испытания Будённый прокомментировал, что представленный шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху. Было решено увеличить поля. Но в последствии выяснилось, что большие поля новой каски создают большую парусность. При сильном ветре, а так же при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что каску сдувало набок. К тому же она была тяжёлой и не отличалась особой пулестойкостью. Вес СШ-36 составлял 1200-1300 граммов, толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамлённой в нижней части полоской кожи или кожзаменителя, и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепился подшлемник с помощью трёх клёпок, расположенных на поверхности шлема. Амортизацию и вентиляцию в СШ-36 обеспечивали гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником. Окрашивался шлем в тёмно-зелёный цвет или в цвет хаки. На фронтальную часть наносился контур пятиконечной звезды.
Первое боевое крещение СШ-36 получил во время гражданской войны в Испании. Затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году и во время войны с Финляндией в 1939-1940 годах.
Недостатки СШ-36 были слишком очевидны, и необходимо было провести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. В 1937-1938 годах несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. Со шлема сняли характерный гребешок, и контур каски приобрёл новые очертания. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М33. Хотя шлем получил маркировку «СШ-40» по дате, когда его планировалось начать поставлять в войска, первые его партии были отправлены ещё в 1939 году. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, которую использовали в СШ-36. Его вес составлял около 1250 граммов, толщина стенок 1,9 мм. Подшлемник, установленный на касках, выпущенных до 1942 года, имел купольную форму и изготавливался, как правило, из ткани, обрамлённой в нижней части полоской кожи или кожзаменителя. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Тканевая основа крепилась к стальному обручу, который с помощью держателей соединялся с поверхностью шлема тремя клёпками. Таким образом предотвращалось соприкосновение подшлемника со стенками шлема и обеспечивалась вентиляция и амортизация.
С 1942 года на шлемах устанавливался новый тип подшлемника, который представлял собой три лепестка из искусственной кожи или вощёной ткани. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные подушечки, набитые ватой. Замена подшлемника была вызвана необходимостью надевать в зимнее время под шлем тёплый головной убор, чего не позволяла старая конструкция. Подбородочный ремень изготавливался из ткани защитного цвета или кожи. Длина регулировалась с помощью квадратной пряжки. Окрашивался шлем в оливковый цвет или в цвет хаки. Иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды.
Подтулейное производство
Солдатская каска была универсальным средством защиты, которое солдаты использовали и зимой, и летом. В начале 1040 года каска «СШ-39» получила новое подтулейное устройство, которое обеспечивало возможность нормального ношения шлема в летних и зимних условиях с шапкой-ушанкой. В довоенные годы изготовлением подтулейного устройства для касок занимались домохозяйки Лысьвы и швейные мастерские города. План по изготовлению выполнялся с трудом, да и качество подводило.
С началом войны на Лысьвенском заводе было создано специальное пошивочное отделение, для которого завод приобрёл шестьдесят швейных машин из Подольска. В швейном участке цеха был смонтирован конвейер, по обе стороны которого разместили рабочие места. На швейных машинах работали несовершеннолетние девочки. В этом цехе часты были травмы, по своей неопытности дети «прошивали» себе пальцы.
В начале подтулейное устройство (кармашки) изготавливали из кожи, фетра, потом перешли на дермантин, а часто из-за перебоев в снабжении применяли простую ткань. Раскрой из кожи и фетра выполняя ручным способом, вырезая ножом по шаблону. Очень выручило швей изобретение И.И. Счастливцева, который простейшим способом изготовил штамп для вырубки заготовки подтулейного устройства. Этот штамп работал всю войну.
Технологический процесс пошива состоял из нескольких операций. Сперва шились кармашки, в которые набивалась вата. Затем на ленту, сшитую в кольцо, размер которого зависел от номера роста, пришивали кармашки-подушечки. Далее – подбородочный ремень с одной стороны и и пряжку с отверстием с другой. Тюки с тканями и ватой работницы цеха поднимали на второй этаж пошивочного отделения на руках – упаковки были так тяжелы, что делать это девушкам приходилось вчетвером. В арматурном отделении производилась стяжка-крепление с помощью заклёпок. Для крепления подтулейного устройства каска прокалывалась в трёх местах. Предварительно на заклёпки надевались шайбы. Для этой нетрудоёмкой работы, из-за нехватки рабочих рук, использовали труд ребятишек из детских садов Лысьвы. После двух часов работы детей вели в заводскую столовую.
Стальные нагрудники и щитки
В 1938 – 1940 гг. был освоен выпуск стальных нагрудников (щитков) СН-40А, которые впервые прошли испытания в боевых условиях в Советско-Финской войне 1939-1940 годов. С началом Великой Отечественной войны в соответствии с указанием ГКО СССР производство индивидуальных средств защиты для РККА возобновилось, и уже в августе 1941 года пробная партия успешно прошла испытания на полигоне стрелкового вооружения в п. Щурово Московской области. В заключительном акте об испытании записано: «нагрудник достаточно надежно предохраняет грудь и полость живота бойца от поражения тяжелой пулей при стрельбе из винтовки… а также гранат РГД-33 и Ф-1, при разрыве последних даже непосредственно у нагрудника пробивным действием не обладают, а дают лишь незначительные царапины на его поверхности».
Уже в ноябре 1941 г. завод получил оборонный заказ на изготовление первой крупной партии щитков (10.000 штук) для бойцов Красной Армии.
Проверка надёжности – отстрел касок в тире
Одной из важных операций проверки качества касок был отстрел в заводском тире. Каски надевали на деревянные болванки, размечали на секторы и стреляли по ним из трёхлинейки. Из-за нехватки ушедших на фронт мужчин отстрелом касок стали заниматься девушки-снайперы. Для проверки отбиралось 3% касок из готовой партии. В случае, если испытания оказывались неудачными и пуля прошивала каску, бракованная партия отправлялась на переплавку в мартен. Неожиданной проблемой для проведения стрелковых испытаний стал дефицит боеприпасов, пороха нужного качества. По призыву завода жители города, занимавшиеся охотой, приносили в тир запасы пороха и патронов. Лаборанты и техники тщательно отмеряли необходимое количество пороха и делали заряды. С фронта на завод приходили партии пробитых касок – часть из них сразу шла в переплавку, а часть касок, имевших незначительные повреждения (вмятины от удара пули до 8 мм), в первые годы войны реставрировали и вновь отправляли на фронт.
С началом войны существующие специальные цеха перешли на круглосуточный режим работы. На площадях цеха, выпускавшего в мирное время эмалированную посуду, разместили оборудование эвакуированного Косогорского завода и наладили производство малокалиберных снарядов. На заводе появились новые виды спецпроизводства – теперь здесь выпускали корпуса зажигательных 50-килограммовых авиабомб, снарядов к ракетным установкам, головки к минам, делали металлическую тару для патронов и пороха. С 1942 года в Лысьве было развёрнуто массовое производство «прародителей» современных бронежилетов – стальных нагрудников. Здесь, как и на производстве каски, трудились в основном женщины, старики и подростки. А всего за годы войны на работу в цеха специального назначения Лысьвенского металлургического завода было принято 13.844 человека.
Специально для SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ Антон Заботин (Sorge) Фотоизображения автора Материал подготовлен на основе сайта Лысьвенского музея
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Лысьвенский музей»
Адрес: ул. Мира, 4, г. Лысьва, Пермский край, 618900
Телефон: +7 (34249) 3-00-65
Эл. почта: [email protected]
http://museum.lysva.ru/
__________________