Гессенский случай

in Атрибуция/Зарубежные награды 7591 views

Обычно подготовка материала статьи занимает у автора как минимум две-три недели. По некоторым, пока ещё не опубликованным статьям, сбор и анализ материала, подготовка иллюстраций, оформление библиографических ссылок и прочее растягивается на месяцы и даже годы.

Но данный случай особенный. Атрибуция портрета, которому посвящён материал не представляла какой-либо сложности, а сам портрет нельзя назвать особо выдающимся образцом живописи. Даже несмотря на то, что некоторые интересные моменты, касательно наград, на полотне присутствуют, было бы жалко тратить на него такое количество времени. Потому автор принял решение пойти на эксперимент и попробовать написать небольшую статью-заметку, отведя на то ровно сутки.

Об удачности такого эксперимента судить конечно же читателям.


 

Утро 2-го января началось с прочтения сообщения ведущего российского специалиста по прусской униформологии первой половины XIX века Станислава Юрьевича Люлина. К тексту сообщения прилагалась фотография портрета, на котором был запечатлен достаточно пожилой мужчина в военной форме с аккуратными чертами лица, выделяющийся васильковым цветом глаз, прямым носом и седеющими, когда-то черными, волосами на голове, плавно переходящими в небольшие, почти белые баки, кисти немецкого художника Готтельфа Леберехта Глезера (Gotthelf Leberecht Glaeser; 1784 – 1851). Выставляемое на одном из европейских частных аукционов полотно размером 67 см на 57 см, которое аукционные эксперты традиционно для таких случаев озаглавили «Portrait eines Offiziers» (Портрет офицера), было подписано художником и датировано 1829 годом.

Станислав Юрьевич предложил атрибутировать портрет, а в случае успеха – написать что-нибудь по этому поводу.

Портрет генерал-лейтенанта Великого герцогства Гессен барона Иоганна Георга фон Шеффер-Бернштейн. Художник Готтельф Леберехт Глезер, холст, масло, 67х57 см. 1829 год. Лот № 86 аукциона «Kunst & Antiquitäten, Teppiche» от 25.01.2020 аукционного дома «Lot-tissimo»

 

Увеличенный фрагмент портрета генерал-лейтенанта Великого герцогства Гессен барона Иоганна Георга фон Шеффер-Бернштейн с датой и подписью художника 

Приступать к атрибуции портрета стоило с самого простого, и в то же время самого сложного – униформы. На счёт звания «офицера» сотрудники аукционного дома, явно поскромничали. Не нужно быть абсолютным специалистом в области европейской униформологии первой трети XIX века, чтобы не распознать на серебряных эполетах с толстой канительной бахромой трёх золотых (то есть обратного цвета приборному металлу) пятиконечных звездочек, располагавшихся в виде треугольника, традиционно обозначавших в этот период в целом ряде европейских армий, начиная с французской, чин дивизионного генерала или же приблизительно равного ему генерал-лейтенанта. Незадолго до даты написания портрета, в 1827 году аналогичным способом чин генерал-лейтенанта стал обозначаться и в русской армии.

На высокий генеральский чин указывало и необычного вида, выделяющееся среди других, серебряное шитьё на красном суконном воротнике, представляющее собой узор из стилизованной гирлянды, состоящей из чередующихся листьев лавра и дуба, между которыми, соответственно, располагались плоды этих растений: ягоды и желуди. Само шитьё по нижнему краю и разрезу воротника окаймлялось узорчатым бордюром. Именно нестандартный способ окаймления шитья, при котором верхний край воротника остаётся «открытым» и дал столь необходимую подсказку.

Увеличенный фрагмент портрета генерал-лейтенанта Великого герцогства Гессен барона Иоганна Георга фон Шеффер-Бернштейн, демонстрирующий воротниковое шитьё 

В голове моментально всплыл знакомый узор шитья мундира с блестящего портрета принца Эмиля Максимилиана Леопольда Августа Карла Гессен-Дармштадского (Emile Maximilian Leopold August Karl von Hessen-Darmstadt; 1790 – 1856), исполненного неизвестным немецким (?) художником круга Франца Ксавьера Винтерхальтера (Franz Xaver Winterhalter; 1806-1873). 

Портрета принца Эмиля Максимилиана Леопольда Августа Карла Гессен-Дармштадского. Неизвестный немецкий (?) художник круга Франца Ксавьера Винтерхальтера. Холст, масло, 124 х 100 см. 1839-1852 года. Частная коллекция

При сравнении, становится очевидно, что на двух портретах была запечатлена униформа одного и того же государства: Гессен-Дармштадта или же, если быть точнее, его более правильное название – Великое герцогство Гессен.

Таким образом, всего один портрет послужил основой для атрибуции принадлежности мундира. Конечно, с точки зрения серьёзного педантичного исследования, так делать категорически нельзя. Непременно необходимо было бы раздобыть в архиве оригинальные документы, регламентирующие систему званий и знаков различия этого государства в конкретный период, сверить с сохранившимися подлинными образцами из музеев и частных коллекций, а уж только потом… Однако, данные действия при всем желании невозможно уложить в хронометраж 24 часов, потому, было принято решение продолжить атрибуцию с имеющейся гипотезой.

О принадлежности портретируемого, как к генералитету, так и к Гессену, свидетельствовали фрагмент верхней орденской звезды и чёрной с красной каймой широкой муаровой ленты через левое плечо гессен-дармштадтского ордена Людвига.

Увеличенный фрагмент портрета генерал-лейтенанта Великого герцогства Гессен барона Иоганна Георга фон Шеффер-Бернштейн с наградами

Орден Людвига (Не путать с французским Военным орденом Святого Людовика), пожалуй, можно отнести к когорте тех европейских наград, о которых все так или иначе что-либо слышали, но вряд ли придавали какое-то особое значение.

Действительно, несмотря на то, что орден Людвига достаточно хорошо освещён даже в отечественной фалеристической литературе, начиная от знаменитого издания И. Г. Спасского[i], заканчивая современными антологиями[ii] и каталогами выставок[iii], не говоря уже об иностранной[iv], а автору в различных послужных списках российских офицеров (в основном, второй половины XIX века) периодически попадались сведения о вручении этой иностранной награды российским служащим, встречаться с этим орденом на портретах приходится не так часто.

Итак, Гессен-Дармштадтский орден Людвига (раннее название – Гессенский орден Заслуг) был учрежден 25 августа 1807 года Великим герцогом Людвигом I, для награждения своих и иностранных подданных за военные и гражданские заслуги, спустя чуть более года после преобразования Ландграфства Гессен-Дармштадт в Великое герцогство. Стоит напомнить, что активные действия Императора Наполеона во второй половине 1800-х годов привели к возвышению общеевропейского статуса целого ряда германских государств, и, как следствие, учреждению и преобразованию многих орденов, как родовых (династических), так и жалуемых за определённые заслуги, о некоторых из которых уже было рассказано ранее.

С момента учреждения орден делился на пять классов: Рыцарей Большого креста (большой крест на широкой ленте через левое плечо, серебряная восьмиконечная звезда на левой стороне груди); Командоров I класса (крест меньшего размера крест на шейной ленте, упрощенная звезда на левой стороне груди); Командоров II класса (крест ещё меньшего размера на шейной ленте); Рыцарей I и II классов (малый крест в петлице[v]).

Позднее даты написания портрета, 14 августа 1831 года Великий герцог Людвиг II учредит статут ордена[vi]. 

Орденский знак и звезда Рыцаря Большого креста гессенского ордена Людвига. Не ранее второй половины XIX века. Таллиннский музей рыцарских орденов, Эстония

 Знак ордена представлял собой золотой восьмиконечный крест Мальтийского типа, с обеих сторон покрытый черной эмалью, с тёмно-красной каймой по краям, под Великогерцогской короной. В аверсе центрального медальона красной эмали располагался вензель учредителя ордена в виде золотой латинской литеры «L», в золотом же лаврово-дубовом венке, окаймленный надписью «FÜR VERDIENST» (За заслуги) в белой эмали. На реверсе центрального медальона чёрной эмали помещался золотой орденский девиз в четыре строки:

GOTT

EHRE

VATER

LAND

(Бог, Честь, Отечество), окаймлённый зелёным лаврово-дубовом венком в белой эмали.

В центральном щите серебряной восьмиконечной звезды кавалера Большого креста, в чёрном поле, аналогично реверсу центрального медальона креста, располагался орденский девиз, окружённый лавровым венком зелёной эмали.

Так называемая «упрощённая» (а на самом же деле – усложнённая) звезда Командора I класса повторяла по форме реверс орденского знака (при этом концы лучей дополнялись золотыми шариками) но была наложена на четырёхлучевое серебряное сияние.

Звезду Командора I класса можно наблюдать, к примеру, на великолепном портрете полковника графа Владимира Федоровича Адлерберга (ранее считалось, что на портрете запечатлён князь Андрей Александрович Оболенский) за авторством Франца Крюгера.

Портрет полковника графа Владимира Федоровича Адлерберга. Художник Франц Крюгер, холст, масло, 92×73 см. 1850 год. Государственный Эрмитаж, инв. № ГЭ-7233

 Лента ордена шёлковая, муарового плетения, чёрного цвета с широкой красной каймой по краям.

Ниже звезды гессен-дармштадтского ордена на мундире портретируемого располагалась шитая серебряная звезда прусского ордена Красного Орла I класса, а над верхней пуговицей мундира была пристёгнута золотая пряжка, обтянутая красной лентой, в центре которой помещён миниатюрный пятилучевой крест французского ордена Почётного Легиона.

Также на мундире присутствуют ещё два знака, о которых речь пойдёт несколько позже.

Получившийся набор наград можно назвать весьма достойным. Оставалось малое – вычислить его обладателя. Но ни списков кавалеров, ни адрес-календарей, ни каких-либо иных источников, по которым можно было бы проследить послужной путь неизвестного генерала, ни за указанный год, ни даже за соседствующие десятилетия в наличии не оказалось. В большинстве своём, при недостаточном количестве источников, на этом месте процесс атрибуции затягивается на неопределённый срок или обрывается вовсе… Вновь помог счастливый случай.

При поиске общей информации о генералитете гессенской армии, невероятно повезло найти фотографию того самого портрета (!) на портале Цифровой библиотеки Германии (Deutsche Digitale Bibliothek), посвящённом Гессен-Дармштадту. Подпись под фотографией была более чем исчерпывающей: Schäffer-Bernstein, Georg Johann Freiherr v. (1758 – 1838).

Таким образом, на портрете с аукциона запечатлён барон Иоганн Георг фон Шеффер-Бернштейн (31.05.1757 – 07.09.1838). Сравнение с другим известным иконографическим изображением барона фон Шеффер-Бернштейна, размещённым на страницах издания «Vom Kurkölnischen Krummstab über den Hessischen Löwen zum Preußischen Adler» 2003 года[vii], полностью подтвердило верность этой теории.

Фотография портрета барона Георга Йоханна фон Шеффер-Бернштейна. Фотограф г-жа ван дер Смиссен, 14х12 см, 18х13 см (негатив). До 1935 года. Гессенский государственный архив Дармштадта (Hessisches Staatsarchiv Darmstadt, O 3, 343/21)
Пастельный портрет Иоганна Георга фон Шеффера-Бернштейна. Неизвестный художник. Около 1815 года. Опубликован в издании «Vom Kurkölnischen Krummstab über den Hessischen Löwen zum Preußischen Adler»

 Иоганн Георг Шеффер-Бернштейн имел весьма любопытную, даже по меркам Наполеоновских войн, биографию, краткую версию которой не лишним будет привести[viii].

Родившись в 1757 году в семье мясника Йоханнеса Томаса Шеффера в Ротенбурге-на-Фульде, после получения образования, в 1775 году молодой Иоганн Георг вступил в гессен-кассельский Егерский корпус, в рядах которого в следующем году принял участие в Войне за независимость США на стороне Великобритании, где смог себя зарекомендовать и 12 декабря того же 1776 года удостоился производства в младший офицерский чин. После окончания экспедиции продолжал службу в войсках Гессен-Касселя, а с 1790 года в Гессен-Дармштадта. Принимал участие в ряде боевых столкновений I Антифранцузской коалиции, в одном из которых был ранен.

Дальнейшая карьера Шеффера складывалась не менее удачно. В 1802 году был назначен стоять во главе войск, задачей которых была оккупация герцогства Вестфалия, а 31 мая 1803 года был назначен командиром расквартированной там же бригады, с которой позднее принял участие в IV антифранцузской коалиции на стороне Наполеона. 14 ноября 1806 года был произведен в генерал-майоры. В 1808 – 1809 годах, уже командуя дивизией, участвовал в различных эпизодах Пиренейских войн в Испании, однако в 1809 году из-за проблем со здоровьем покинул этот пост и вернулся в Вестфалию на прежнюю должность, которую занимал вплоть до передачи этой территории Пруссии в 1816 году.

После чего Иоганн Георг поселился в небольшом городке Вормс, продолжая числится на службе Великого герцогства Гессен, вплоть до своей смерти в 1838 году.

В 1787 году удачный брак на Каролине фон Мансбах (1757 – 1810), позволил Иоганну Георгу Шефферу, в уважение своих воинских заслуг, получить дворянское достоинство и, во избежание прерывания рода по угасшей материнской ветви супруги, двойную фамилию фон Шеффер-Бернштейн.  Его сын от первого брака Фридрих фон Шеффер-Бернштейн (1789 – 1861) впоследствии стал Военным министром Великого герцогства Гессен.

В 1813 году Шеффер-Бернштейн-Старший был удостоен баронского титула, который официально признан Гессеном в 1819 году.

После смерти первой супруги повторно женился на Марии Терезе Харберт (Maria Theresia geb. Harbert; ? – ?). Именно её портрет шёл следом в аукционном каталоге и считался парным к предыдущему. И вновь, сравнение с имеющимся иконографическим изображением Марии Терезии Харберт не оставляет никаких сомнений в правоте этого утверждения.

Портрет второй супруги барона Иоганна Георга фон Шеффер-Бернштейн – Марии Терезии Харберт. Художник Готтельф Леберехт Глезер, холст, масло, 67х57 см. 1829 год (?). Лот № 87 аукциона «Kunst & Antiquitäten, Teppiche» от 25.01.2020 аукционного дома «Lot-tissimo»
Пастельный портрет второй супруги Иоганна Георга фон Шеффер-Бернштейна – Марии Терезии Харберт. Неизвестный художник. Около 1815 года. Опубликован в издании «Vom Kurkölnischen Krummstab über den Hessischen Löwen zum Preußischen Adler

К сожалению, установить дату награждения фон Шеффер-Бернштейна высшим гессен-дармштадтским орденом по одноимённым адрес-календарям за нужный период 20 – 30 годов XIX века пока не представляется возможным ввиду отсутствия таковых. Издания же 1840-х годов, очевидно, бесполезны, так как не содержат в себе сведения об умершем в 1838 году кавалере.

Однако генерал-лейтенант Великогерцогской Гессенской службы фон Шеффер упоминается в прусском кавалерском списке ордена Красного Орла I класса, которого был удостоен в 1816 году[ix] (не исключено, что вручение высокого прусского ордена связано с фактом передачи Пруссии Вестфалии).

Также по открытой базе Национального архива Франции удалось установить, что Кавалерской степенью ордена французского Почётного Легиона Иоганн Георг фон Шеффер-Бернштейн был награжден 14 мая 1807 года[x].

Последний золотой, покрытый белой эмалью с голубой каймой по краям, неравносторонний Латинский крест с прусским (?) черным одноглавым орлом в центральном медальоне белой эмали с голубой каймой, под золотой короной, носимый на черной шейной ленте и аналогичный крест на левой стороне мундира до сих пор остаются не атрибутированными.

По предположению искусствоведа Сергея Александровича Подстаницкого, данные знаки могли обозначать принадлежность к некому религиозному ордену (братству). Также не исключено, что это могли быть и должностные знаки.

Схожие, но с незначительными изменениями, знаки запечатлены на портрете начала XIX века, условно названном «Портретом Лахмановича», происходящего из подборки портретов семьи Ушаковых (ныне находится в частном австрийском собрании)[xi], а также на различных изображениях принца Фридриха Генриха Людвига Прусского (1726 – 1802). 

Портрет принца Фридриха Генриха Людвига Прусского. Гравер Георг Фридрих Шмидт. Гравюра на бумаге. Видимый размер: 49,5 х 34 см, в паспарту, за стеклом 69 х 52,5 см. 1765 год. Частная коллекция

 Если кому-то из читателей, известны какие-либо сведения об этих или подобных знаках, просьба сообщить в редакцию или связаться с автором лично по адресу электронной почты: [email protected].

Дополнение редакции от 15 января 2020 года: 
Благодаря одному из авторов журнала — Андрею Владимировичу Пустоварову — удалось установить, что за знаки (шейный и нагрудный) изображены на портрете. Это — церковные кресты, Бранденбург, Кафедральный капитул Кольберга. Ответ был найден в каталог Хюскена.

Церковный крест, Бранденбург, Кафедральный капитул Кольберга. Орденские знаки (шейный и нагрудный).
Hüsken Andre. Katalog der Orden, Ehrenzeichen und Auszeichnungen des Kurfürstentums Brandenburg, der Markgrafschaften Brandenburg-Ansbach und Brandenburg-Bayreuth, … und Ehrengaben 1701—1888: BD I. S. 236

Андрей Пустоваров: «Есть такое понятие немецкое — Домштифт, Domstift, что также обозначает Domkapitel и также Kathedralkapitel. На русский язык переводится как Кафедральный капитул. Домштифт Кольберга был основан в 965 году, в 1530 году был реформирован (протестанство). Король Фридрих Вильгельм III указом от 30 октября 1810 года распустил Домштифт. Орденский знак был учрежден 9 января 1787 года королём прусским Фридрихом Вильгельмом II. Какие-то капитулы сохранились и до сих пор. Но вся система государственности в Европе была изменена Наполеоном и так понравилась европейским самодержцам-победителям, что менять они ничего и не стали. Протестантские капитулы, сохранявшиеся в Пруссии и Саксонии (Бранденбург, Наумбург, Мерзебург, Цайц, Мейссен), были не церковными установлениями, а комплексами имуществ, доход с которых служил для выдачи наград за выдающиеся заслуги государственных людей и полководцев. В настоящее время такие капитулы сохранились в Наумбурге и Мерзебурге».

Автор выражает благодарность Станиславу Юрьевичу Люлину, Сергею Александровичу Подстаницкому и Андрею Владимировичу Пустоварову за помощь в подготовке статьи.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[i] Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 г. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1963. – С. 77.

[ii] Европейские ордена в России: конец XVII – начало XX века. Из собраний музеев Московского Кремля и Государственного исторического музея. / Л. М. Гаврилова, С. С. Левин. М.: Арт-Родник. 2007. – С. 110-111.

[iii] Державные кавалеры. Иностранные ордена Российских Императоров. Sovereign knights. Foreign orders of Russian Emperors. [Каталог выставки]. / [Авт. ст. и сост. Л. М. Гаврилова]. [М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культурный музей-заповедник „Московский Кремль“»]. М.: ООО «АзБука». 2010. – С. 115-117.

[iv] Aristide Michel Perrot. Collection historique des ordres de chevalerie civils et militaires, existant chez les différens peuples du monde, suivie d’un tableau chronologique des ordres éteints. Paris: Chez Aimé André, Libraire-Editeur, quai des Augustins, № 59. 1820. – P. 127-128, Pl. XXIII, № 3, 4. ; Gelbke C. H. V. Abbildungen und Beschreibungen der Ritterorden und Ehrenzeichen sämtlicher Souveraine und Regierungen: [Text deutsch u. franz.]. Berlin: G. Reimer. 1832. – Hesse – Bl. 23., № 1 – 9., и т. д.

[v] В оригинальном статуте ордена, приводимом на немецком и французском языках в издании «Gelbke C. H. V. Abbildungen und Beschreibungen der Ritterorden und Ehrenzeichen sämtlicher Souveraine und Regierungen» при описании орденских знаков отсутствуют какие-либо пояснения о различии этих степеней между собой, кроме размера.

[vi] Gelbke C. H. V. Op. cit.

[vii] Vom Kurkölnischen Krummstab über den Hessischen Löwen zum Preußischen Adler: Die Säkularisation und ihre Folgen im Herzogtum Westfalen 1803 – 2003. Arnsberg, 2003. – S. 54.

[viii] Здесь и далее цит. по: Bernhard von Poten. Schäffer: Johann Georg Freiherr v. S.-Bernstein. // Allgemeine Deutsche Biographie. – Band 30. Duncker & Humblot. Leipzig, 1890. –  S. 539-541. ; Friedrich August Schmidt, Bernhard Friedrich Voight. Neuer Nekrolog der Deutschen. – Jahrgang 16. – Teil 2. Weimar, 1840. –  S. 806-812.

[ix] Ordens-Liste von den Rittern und Besitzern der Königlich Preußischen Orden und Ehrenzeichen im Jahre 1817. Auf den Grund der im Jahre 1812 gedruckten Ordensliste und der seitdem eingetretenen Veränderungen. Nebst den Ordens Statuten und Abbildungen. Berlin: Bei Georg Decker, Königl. Geheimen Hofbuchdrucker. 1817. – S. 210, № 227.

[x] Archives nationales (France) LH/2475/21;  Патент на награждение орденом также представлен на сайте: http://www2.culture.gouv.fr/ (Дата обращения: 02.01.2020.), но, к глубочайшему сожалению, публикация этого документа в открытый доступ на сторонних ресурсах невозможна в связи с прямым запретом на подобные действия без соответствующего на то разрешения Национального архива.

[xi] Материалы по русской иконографии. – Вып. II. / Ком. по рус. иконографи; [сост. С. А. Подстаницкий]. М.: Фонд «Русские Витязи». 2013. – С. 131.

С уважением, Сергей Головин

 

Десять наград вюртембержца

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы