Баварские и вюртембергские ордена в колодках на портретах Военной галереи

in Атрибуция/Зарубежные награды/Искусство 7315 views

Хотя воинские контингенты королевств Бавария и Вюртемберг в Отечественной войне 1812 года принимали участие в составе армии «Двунадесяти языков», активные действия Союзных войск и русского Императора Александра в кампаниях 1813-1814 годов заставили германских монархов переметнуться в стан Антинаполеоновской коалиции. Благодаря чему, мундиры русского офицерства и генералитета украсились новыми иностранными Военными орденами, среди которых баварский Максимилиана Иосифа и вюртембергский «За Военные заслуги». Младшим степеням этих наград посвящена очередная статья из цикла о наградах в колодках Военной галереи Зимнего дворца.

Баварский военный орден Максимилиана Иосифа был официально учреждён в 1806 году Королем Максимилианом I Иосифом, в год провозглашения Баварии Королевством. Как и австрийский орден Леопольда, баварский Военный орден на момент 20–30-х годов XIX века был относительно молодым, строился по тому же принципу, также делился на три степени. Знак ордена представлял собой золотой мальтийский крест, покрытый белой эмалью, с шариками на концах лучей, под золотой Королевской короной. В центральном медальоне, заполненном синей эмалью, размещён вензель «M.I.K.» (Максимилиан Иосиф Король) окружённым рельефным золотым бортом. На реверсе орденский девиз – «VIRTUTI PRO PATRIA» (Храбрость за Отечество). Орденская лента чёрная с голубой и белой каймами по краям.

Если в соответствующих иностранных изданиях XIX века[1],[2] и русскоязычном издании века XX[3] можно легко найти упоминания об этом ордене, то в последних современных Отечественных изданиях по фалеристике информация по данному ордену и по баварским наградам в целом практически отсутствует.

Далее следует список генералов, на чьих портретах Военной галереи изображён баварский Военный орден Максимилиана Иосифа в колодках: 1. Альбрехт Александр Иванович, генерал-майор; 2. Андреевский Степан Степанович, генерал-майор; 3. Арсеньев Михаил Андреевич, генерал-майор; 4. Балашов Александр Дмитриевич, генерал-лейтенант; 5. Бартоломей Алексей Иванович, генерал-майор; 6. Бенкендорф Константин Христофорович, генерал-майор; 7. Будберг Карл Васильевич, барон, генерал-майор; 8. Влодек Михаил Федорович, генерал-майор; 9. Вюртембергский Александр, герцог, генерал от кавалерии; 10. Греков Тимофей Дмитриевич, генерал-майор; 11. Дехтерев Николай Васильевич, генерал-майор; 12. Закревский Арсений Андреевич, генерал-майор; 13. Каблуков 2-ой Владимир Иванович, генерал-майор; 14. Кайсаров Паисий Сергеевич, генерал-майор; 15. Коновницын Петр Петрович, генерал-лейтенант; 16. Левашов Василий Васильевич, генерал-майор; 17. Левенштерн Карл Фёдорович, генерал-майор; 18. Леонтьев Иван Сергеевич, генерал-майор; 19. Мишо-де-Боретур Александр Францевич, граф, генерал-майор; 20. Орлов-Денисов Василий Васильевич, граф, генерал-лейтенант; 21. Потоцкий Станислав Станиславович, граф, генерал-майор; 22. Селявин Николай Иванович, генерал-майор; 23. Сипягин Николай Мартемьянович, генерал-майор; 24. Сталь Карл Густавович, генерал-майор; 25. Уваров Фёдор Петрович, генерал от кавалерии; 26. Хилков Степан Александрович, князь, генерал-майор; 27. Чаликов Антон Степанович, генерал-майор; 28. Чичерин 2-ой Петр Александрович, генерал-майор; 29. Шульгин Александр Сергеевич, генерал-майор.

Фрагменты портретов генералов Военной галереи со знаками баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа на наградных колодках: 1. Альбрехта Александра Ивановича, генерал-майора; 2. Андреевского Степана Степановича, генерал-майора; 3. Арсеньева Михаила Андреевича, генерал-майора; 4. Балашова Александра Дмитриевича, генерал-лейтенанта; 5. Бартоломея Алексея Ивановича, генерал-майора; 6. Бенкендорфа Константина Христофоровича, генерал-майора; 7. Будберга Карла Васильевича, барона, генерал-майора; 8. Влодека Михаила Федоровича, генерал-майора; 9. Вюртембергского Александра, герцога, генерала от кавалерии; 10. Грекова Тимофея Дмитриевича, генерал-майора; 11. Дехтерева Николая Васильевича, генерал-майора; 12. Закревского Арсения Андреевича, генерал-майора; 13. Каблукова 2-го Владимира Ивановича, генерал-майора; 14. Кайсарова Паисия Сергеевича, генерал-майора; 15. Коновницына Петра Петровича, генерал-лейтенанта; 16. Левашова Василия Васильевича, генерал-майора; 17. Левенштерна Карла Федоровича, генерал-майора; 18. Леонтьева Ивана Сергеевича, генерал-майора; 19. Мишо-де-Боретура Александра Францевича, графа, генерал-майора; 20. Орлова-Денисова Василия Васильевича, графа, генерал-лейтенанта; 21. Потоцкого Станислава Станиславовича, графа, генерал-майора; 22. Селявина Николая Ивановича, генерал-майора; 23. Сипягина Николая Мартемьяновича, генерал-майора; 24. Сталя Карла Густавовича, генерал-майора; 25. Уварова Федора Петровича, генерала от кавалерии; 26. Хилкова Степана Александровича, князя, генерал-майора; 27. Чаликова Антона Степановича, генерал-майора; 28. Чичерина 2-го Петра Александровича, генерал-майора; 29. Шульгина Александра Сергеевича, генерал-майора. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1828 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

Разберём более подробно расположение баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа на наградных колодках, в которых он запечатлен стараниями английского художника Джорджа Доу.

Как и на подавляющем большинстве колодок, состоявших из двух наград, одна из них, в данном случае первая, изображённая на фрагментах № 27 – А. С. Чаликов и 28 – П. А. Чичерин 2-ой серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, следом за которой идёт описываемый орден. Такое же расположение этих двух наград можно наблюдать и на фрагментах № 16 – В. В. Левашов, 18 – И. С. Леонтьев, 26 – С. А. Хилков, с тем лишь отличием, что перед серебряной медалью помещён орден Святого Георгия IV степени.

На фрагменте № 6 – К. Х. Бенкендорф колодка из трёх наград состоит из указанной выше медали и двух Военных орденов: шведского Меча и баварского Максимилиана Иосифа.

Колодка на фрагменте № 17 – К. Ф. Левенштерн уже упоминалась в одной из первых статей в списке колодок, состоящих из серебряной и бронзовой медалей «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах.

Здесь необходимо сделать некоторое пояснение, почему награды, изображённые на портрете Левенштерна попали сразу в список колодок из двух наград и из трёх. Несмотря на то, что все три награды расположены в ряд, баварский Военный орден закреплён не на колодке, а в петлице, что заметно при более внимательном рассмотрении. Таким образом, возникает двойственная ситуация: с одной стороны, три награды представляют собой отдельный орденский крест в петлице и две медали, соединенные в колодку.

С другой стороны, в подобном случае с австрийским Военным орденом Марии Терезии в колодке на портрете барона Ивана Ивановича Дибича, три награды, одна из которых была расположена над двумя другими, рассматривалась как единый наградной комплекс. Но при этом, ни одна из наград не находилась в петлице, то есть колодка была расположена в два уровня на борту мундира. Исходя из вышесказанного, наиболее разумным представляется объявить данную колодку исключением, установив число наград на ней как 1+2.

Значительное число наградных колодок – семь (чуть менее четверти) состоит из четырёх наград. Так, на колодке, изображённой на фрагменте № 1 – А. И. Альбрехт орден Максимилиана Иосифа расположен в самом конце, уступая старшинство ордену Святого Георгия IV степени, серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и австрийскому ордену Леопольда. Аналогичная ситуация на фрагментах № 2 – С. С. Андреевский и 3 – М. А. Арсеньев, но место ордена Леопольда занимает бронзовая медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте. На колодке на фрагменте № 7 – К. В. Будберг перед баварским орденом Максимилиана Иосифа располагаются ордена Святого Георгия IV степени и Святого Владимира IV степени с бантом, а также серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте. А на фрагменте № 22 – Н. И. Селявин баварский Военный орден следует сразу же за российским Военным орденом, опережая серебряную и бронзовую медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах. В колодке же на фрагменте № 11 – Н. В. Дехтерев и вовсе иностранный орден Максимилиана Иосифа помещен перед Золотым офицерским крестом «За взятие Базарджика» на Георгиевской ленте и серебряной и бронзовой медалями «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах. На колодке на фрагменте № 14 – П. С. Кайсаров баварский Военный орден Максимилиана Иосифа находится среди иностранных орденов, после серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и австрийского Военного ордена Марии Терезии, но перед шведским Военным орденом Меча.

Среди колодок на пять награждений особо стоит выделить запечатленную на фрагменте № 10 – Т. Д. Греков. Начнем с того, что орден Святого Георгия IV степени и Золотой офицерский крест «За взятие Праги» разнесены в начало и конец колодки соответственно. Между ними располагаются серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и кресты Военных орденов шведского Меча и баварского Максимилиана Иосифа. А. А. Подмазо в своем альбоме-справочнике упоминает, что у последних двух наград перепутаны местами орденские ленты[4]. Можно было бы отнести этот факт к рассеянности кавалера, но Подмазо не учёл одну крайне важную деталь, которая заставляет рассматривать некоторые странности колодки, как невнимательность художника: мечи над крестом ордена Максимилиана Иосифа, которые должны располагаться между концами лучей над крестом ордена Меча. Помимо этого, короны, размещённые между лучей баварского Военного ордена должны располагаться как раз наоборот, на шведском Военном ордене. Если орденские ленты генерал Греков еще мог случайно перепутать, то вероятность перемещения части орденской арматуры с одного креста на другой настолько мала, что рассматривать ее всерьез абсолютно абсурдно. Таким образом, ошибка художника становится очевидна.

Но существует ещё один немаловажный момент, который нельзя не учитывать. А. А. Подмазо в своих работах часто делает упор на тот факт, что Джордж Доу при написании портретов добавлял в свои краски асфальту, которая со временем неизменно темнела, что в конечном итоге требовало повторного написания потерявших цвет деталей униформы и наград[5]. Действительно, между лучами шведского ордена Меча виднеются неясные светлые пятна, которые могут быть изначально верно изображенными коронами. Не исключено, что ошибка в наградах появилась именно уже после перерисовки в более поздние годы.

Еще одной интересной особенностью колодки Тимофея Дмитриевича Грекова является близкое расположение и слабое разграничение Георгиевской, Андреевской и Максимилиановской орденских лент, дающее в совокупности сочетание, свойственное для ленты ордена «Virtuti militari», которая была присвоена серебряной медали «За взятие приступом Варшавы»[6]. Учитывая нечетко прорисованный рельеф медали, невнимательность, как со стороны художника, так со стороны исследователя может привести к ошибке при атрибуции.

На фрагментах № 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур и 21 – С. С. Потоцкий Военный орден Максимилиана Иосифа расположен после российских наград – ордена Святого Георгия IV степени и серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте на фрагменте № 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур и ордена Святого Георгия IV степени, серебряной, а также бронзовой медалей «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах на фрагменте № 21 – С. С. Потоцкий. Далее в обоих случаях следует французский Военный орден Святого Людовика, после которого и располагается баварский орден. А колодку генерал-майора Мишо замыкает вюртемберский орден «За военные заслуги».

В колодке на фрагменте № 29 – А. С. Шульгин орден Максимилиана Иосифа также находится в самом конце, после ордена Святого Георгия IV степени, серебряной и бронзовой медалей «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах и австрийского ордена Леопольда.

Колодка, изображенная на фрагменте № 24 – К. Г. Сталь состоит из тех же наград, но в данном случае, как писалось ранее, бронзовая медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте перенесена за баварский Военный орден. Вероятно, эта медаль могла быть добавлена кавалером в колодку или художником на портрет несколько позднее, чем другие награды, а ее место расположение определяется нежеланием переделывать колоду / перерисовывать портрет. Но нельзя исключать и сознательного «принижения» значения медали для кавалера.

На фрагменте № 13 – В. И. Каблуков 2-ой крест ордена Максимилиана Иосифа расположен после российских орденов Святого Георгия IV степени и Святого Владимира IV степени с бантом, серебряной и бронзовой медалей «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах и австрийского ордена Леопольда.

На ещё одной колодке, изображенной на фрагменте № 5 – А. И. Бартоломей, между двумя указанными выше российскими орденами и двумя теми же медалями размещен Золотой офицерский крест «За Прейсиш-Эйлау» на Георгиевской ленте, баварскому Военному ордену отведено последнее место. Стоит отметить, что колодка на портрете генерал-майора Бартоломея является образцовой, как со стороны правильности размещения наград по старшинству, так и со стороны аккуратности исполнения, компактности и эстетики внешнего вида.

Её близким аналогом по двум последним показателям является колодка, запечатленная на фрагменте № 12 – А. А. Закревский, на которой баварский Военный орден Максимилиана Иосифа расположен после ордена Святого Георгия IV степени, серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и Золотого офицерского креста «За Прейсиш-Эйлау» на Георгиевской ленте, но перед французским Военным орденом Святого Людовика и вюртембергским орденом «За военные заслуги». И хотя серебряная медаль и Золотой офицерский крест на данной колодке поменяны местами, это никак не умаляет оригинального внешнего вида, который уже разбирался более подробно в одной из предыдущих статей.

Ещё в двух случаях орден Максимилиана Иосифа следует после пяти наград, четыре первые из которых – серебряная и бронзовая медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах, Военные ордена французский Святого Людовика и австрийский Марии Терезии. Далее на фрагменте № 20 – В. В. Орлов-Денисов идет прусский орден Красного Орла III степени взамен I, а на колодке, изображённой на фрагменте № 23 – Н. М. Сипягин – шведский Военный орден Меча.

Наконец, на фрагменте № 8 – М. Ф. Влодек колодка с орденом Святого Георгия IV степени, серебряной и бронзовой медалями «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах, французским Военным орденом Святого Людовика и баденским орденом Верности, также завершается баварским Военным орденом Максимилиана Иосифа, который едва различим из-за перекрывающих его крестов двух предыдущих орденов.

Необычна последовательность наград в колодке на фрагменте № 4 – А. Д. Балашов: баварский Военный орден следует за серебряной и бронзовой медалями «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах и прусским орденом Красного Орла III степени взамен I, но двух баденских орденов – Верности и Церингенского Льва.

А вот последовательность расположения рассматриваемого баварского ордена на колодке на фрагменте № 9 – А. Вюртембергский после прусского ордена Черного Орла, бронзовой и серебряной медалей «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской и Андреевской лентах, ордена Вюртембергской Короны, ордена Святого Иоанна Иерусалимского, обозначающего степень бальи и прусского ордена Красного Орла III степени взамен I вызывает ряд логичных вопросов, ответы на некоторые из них были даны в предыдущей статье.

И напротив, на колодке, отображённой на фрагменте № 15– П. П. Коновницын орден Максимилиана Иосифа стоит в самом конце, после так называемого «Дворянского банта», состоящего из серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, золотой медали «Земскому войску» на Владимирской ленте и бронзовой медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте, австрийского ордена Леопольда, французского Военного ордена Святого Людовика и прусского ордена Красного Орла III степени взамен I не вызывает сомнений, так как подобное соседство прусского и баварского ордена также наблюдается на фрагментах № 4 – А. Д. Балашов и 20 – В. В. Орлов-Денисов.

Наконец, на самой большой колодке с орденом Максимилиана Иосифа данный (фрагмент № 25 – Ф. П. Уваров) баварский Военный орден стоит на четвёртом месте из восьми, уступая лишь серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, австрийскому Военному ордену Марии Терезии и прусскому ордену Черного Орла, оставляя за собой ордена: прусский Красного Орла III степени взамен I, вюртембергский «За Военные заслуги», Святого Иоанна Иерусалимского, обозначающий степень командора и французский Военный Святого Людовика.

В отличие от австрийских наград, крест баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа в колодке не всегда обозначает награждение младшей степенью. Так, несмотря на то, что генерал-лейтенанты А. Д. Балашов и В. В. Орлов-Денисов (фрагменты № 4 и 20) носили данный орден в колодках, и Балашов[7], и Орлов-Денисов[8] были награждены II, командорской степенью, что можно установить, как по письменным, так и по иконографическим источникам.

Портрет графа Василия Васильевича Орлова-Денисова. Художник Петр Федорович Соколов. Начало 1840-х годов. Государственный Исторический Музей
Портрет Александра Дмитриевича Балашова. Художник Александр Григорьевич Варнек (?). 1814-1815 года. Собрание М. Ю. Карисалова (Санкт-Петербург)

Более того, иногда портретный источник может рассказать значительно больше, чем письменный. В частности, на портрете Фёдора Петровича Уварова, находящимся в Палате Ватерлоо в Виндзорском замке, выполненном в 1818 году английским художником сэром Томасом Лоуренсом рядом с крестом ордена Святого Владимира I степени на ленте через правое плечо запечатлён большой крест баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа также на плечевой ленте под мундиром. Таким образом, не вызывает сомнений, что крест баварского Военного ордена, изображенный в колодке на портрете Военной галереи III степени взамен I.

Потрет генерала Фёдора Петровича Уварова. Художник Сэр Томас Лоуренс. 1818 год. Палата Ватерлоо в Виндзорском замке, Королевская коллекция, Великобритания

Интересно, что информация о награждении Александра Вюртембергского баварским Военным орденом Максимилиана Иосифа отсутствует даже в «Königlich Württembergisches Hof- und Staats-handbuch» (своеобразный вюртембергский аналог российских Месяцесловов) за различные года[9], хотя в них указываются вюртембергские российские и прусские ордена.

Гравированный портрет генерала от кавалерии герцога Александра Вюртембергского. Джованни Вендрамини (J. Vendramini). 1814. Размещен в третьей тетради «Галлереи гравированных портретов генералов, офицеров, и проч. которые мужеством своим, воинскими дарованиями, или любовию к Отечеству споспешествовали успехам российскаго оружия в течении войны начавшейся 1812 года»

В третьей тетради «Галлереи гравированных портретов генералов, офицеров, и проч. которые мужеством своим, воинскими дарованиями, или любовию к Отечеству споспешествовали успехам российскаго оружия в течении войны начавшейся 1812 года»[10] размещен портрет герцога Александра Вюртембергского, на котором среди прочих наград на шейной ленте изображен подходящий крест, однако, на лучах креста заметны неразборчивые надписи, позволяющие сделать предположение о том, что данный крест лишь ранняя версия вюртембергского ордена «За Военные заслуги», который на 1815 год числился в списке наград герцога[11].

Как одну из фантастических версий, рассмотреть которую также необходимо для исключения всех возможных вариантов, можно предположить, что на колодке Александра Вюртембергского ранний вариант креста ордена «За Военные заслуги».

Таким образом, вопрос о идентификации баварского Военного ордена и его степени на колодке Александра Вюртембергского по-прежнему остается открытым. Единственное, что можно утверждать со значительной долей вероятности – на колодке генерала орденский крест III степени взамен I или II (?).

Касательно степени баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа на колодке генерала Коновницына применяемо все сказанное ранее в отношении австрийского ордена Леопольда. Иначе говоря, Пётр Петрович Коновницын был кавалером баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа одной из старших степеней, а в наградной колодке носил крест данного орден III степени взамен I или II (?).

Наоборот, А. А. Подмазо в своем альбоме-справочнике упоминает, что генерал-майор Николай Иванович Селявин (фрагмент № 22) награжден II степенью ордена Максимилиана Иосифа[12], но в Месяцеслове, к примеру, за 1818 год[13] или в издании Михайловского-Данилевского указывается именно младшая степень[14].

Подмазо обратил внимание на ещё одну интересную деталь портрета генерал-майора Селявина: неизвестный орденский крест, выпущенный по борту. Но все награды, которые имел Николай Иванович на момент написания портрета – 1823-1825 года[15], на нем присутствуют. Вероятнее всего, нижний крест изображён ошибочно, по общей стилистике прорисовки орденских крестов мастерской Джорджа Доу можно предположить, что лишний крест ни что иное, как российский орден Святой Анны, а не иностранный, как предполагает Подмазо. Теперь, по прошествии почти двух столетий, трудно ответить на вопрос, почему же крест оказался на портрете. Если обратиться к порядку ношения наград, то на шее (по борту мундира) носился крест ордена Святой Анны II степени при отсутствии старших степеней и крест ордена Святой Анны I степени при ордене Святого Александра Невского. Учитывая, что орден Святой Анны I степени Селявин получил 18 ноября 1821 года[16], а до этого был награждён II степенью[17], можно предположить, что изначально у Доу был список наград, где числилась именно II степень, а орденская звезда на портрете была дорисована позднее или художник дорисовал этот крест по ошибке.

Способы расположения наградных колодок с баварским Военным орденом Максимилиана Иосифа в целом не сильно отличаются от описываемых ранее.

Значительная часть наградных колодок располагается в промежутке между мундирным бортом и орденской звездой, при этом, верхний край орденских лент находится на уровне первой мундирной пуговицы (фрагменты № 4 – А. Д. Балашов, 12 – А. А. Закревский,15– П. П. Коновницын, 17 – К. Ф. Левенштерн, 22 – Н. И. Селявин, 25 – Ф. П. Уваров) или несколько ниже (фрагменты № 1 – А. И. Альбрехт, 11 – Н. В. Дехтерев, 14 – П. С. Кайсаров, 21 – С. С. Потоцкий).

Аналогичный способ размещения наблюдается на фрагменте № 9 – А. Вюртембергский, с тем лишь отличием, что край орденской колодки не только упирается в орденскую звезду, но и частично заходит за лядуночную перевязь.

На мундире казачьего покроя (фрагмент № 20 – В. В. Орлов-Денисов) наградная колодка размещена между бортом без пуговиц и орденской звездой, с частичным расположением колодки на самой звезде, таким образом, чтобы шейный орденский крест касался верхнего края орденской ленты первой награды. А в случае отсутствия орденской звезды на левой стороне (фрагмент № 10 – Т. Д. Греков) – между мундирным бортом и бахромой эполета.

Ещё один способ расположения колодок на мундирах – между мундирным бортом, на уровне или чуть ниже первой мундирной пуговицы и бахромой эполета можно наблюдать на фрагментах портеров № 5 – А. И. Бартоломей, 6 – К. Х. Бенкендорф, 8 – М. Ф. Влодек, 23 – Н. М. Сипягин, 24 – К. Г. Сталь, 26 – С. А. Хилков, 29 – А. С. Шульгин.

Немного отличается размещение колодки с баварским Военным орденом под небольшим положительным углом, между мундирным бортом, на уровне первой мундирной пуговицы, и корешком эполета на фрагменте № 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур.

Крайне интересно место расположения колодки с баварским Военным орденом Максимилиана Иосифа на ментике Лейб-гвардии Гусарского полка (фрагмент № 16 – В. В. Левашов), имеющего пять вертикальных рядов пуговиц, против трех на остальных портретах с гусарскими мундирами. Хорошо заметно, что колодка размещена на третьем горизонтальном ряду пуговиц, между первым и вторым вертикальным рядом пуговиц, если считать слева направо.

Различается между собой и способ расположения наградных колодок на кирасах. Так, на фрагменте № 18 – И. С. Леонтьев колодка с орденом Максимилиана Иосифа прикреплена между ребром жёсткости кирасы и лядуночной перевязью, чуть ниже шейного выреза. А на фрагментах № 3 – М. А. Арсеньев, 7 – К. В. Будберг и 13 – В. И. Каблуков 2-ой – между ребром жёсткости кирасы и плечевой лентой ордена Святой Анны I степени под лядуночной перевязью, немного ниже шейного выреза.

Отдельную миниатюрную, но важную категорию составляют фрагменты № 2 – С. С. Андреевский и 27 – А. С. Чаликов, представляющие собой примеры размещения наградных колодок на мундире лацканного покроя между мундирным бортом и лядуночной перевязью, под которую продета плечевая лента ордена Святой Анны I степени. Примечательная деталь: в обоих случаях крест ордена Максимилиана Иосифа расположен непосредственно на лядуночной перевязи.

В еще одном случае с мундиром подобного покроя (фрагмент № 28 – П. А. Чичерин 2-ой) левый лацкан отвёрнут на правую сторону и пристегнут пуговицами правого ряда, за исключением верхней. Сама же наградная колодка расположена над второй пуговицей левого ряда в непосредственной близости от Владимирской орденской звезды. Нельзя ни отметить крест ордена Святого Георгия III степени, выпущенный с правой стороны рядом со второй мундирной пуговицы, что более чем удивительно, так как обычно крест Военного ордена III степени всегда носился на шее, при этом выше большинства российских и иностранных наград.

Прорисовка крестов баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа находится на достаточно высоком уровне. Только на двух фрагментах портретов № 8 – М. Ф. Влодек и 10 – Т. Д. Греков реалистичность изображения баварских наград вызывает нарекания, кроме того, некая примитивность прорисовки ордена Максимилиана Иосифа отмечается в колодках на фрагментах № 4 – А. Д. Балашов, 14 – П. С. Кайсаров и 29 – А. С. Шульгин. На колодке А. Д. Балашова также отчётливо заметно отсутствие шариков на конце лучей креста, что, скорее всего, связано с изготовлением данной награды в уменьшенном виде в частной ювелирной мастерской.

В целом, размер креста без короны баварского Военного ордена на колодках, изображённых на портретах Военной галереи незначительно превышает диаметр серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте на большинстве представленных фрагментах. И только на фрагментах портретов №15– П. П. Коновницын, 23 – Н. М. Сипягин 25 – Ф. П. Уваров, 29 – А. С. Шульгин размеры наград приблизительно совпадают. Не стоит забывать, что данное сравнение достаточно условно, о чем не раз говорилось в ряде предыдущих работ.

Над некоторыми крестами ордена Максимилиана Иосифа отсутствуют баварские Королевские короны. Это хорошо заметно на фрагментах № 4 – А. Д. Балашов, 6 – К. Х. Бенкендорф, 9 – А. Вюртембергский, 25 – Ф. П. Уваров, и вычисляется по косвенным признакам (таким как отсутствие характерной выпуклости под сложенной орденской лентой и так далее) на фрагментах № 2 – С. С. Андреевский, 8 – М. Ф. Влодек, 12 – А. А. Закревский, 14 – П. С. Кайсаров, 15 – П. П. Коновницын, 16 – В. В. Левашов, 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур, 21 – С. С. Потоцкий, 23 – Н. М. Сипягин, 26 – С. А. Хилков, 28 – П. А. Чичерин 2-ой, 29 – А. С. Шульгин.

Поскольку над верхним лучом креста баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа, также, как и над крестом австрийского ордена Леопольда, прикреплялась золотая корона, это привело к достаточно большому разнообразию способов складывания орденских лент и крепления к ним орденских знаков. Одним из наиболее распространённым способом является оборачивание креста, креста с короной или просто короны с одной (фрагменты № 2 – С. С. Андреевский, 14 – П. С. Кайсаров, 15 – П. П. Коновницын, 16 – В. В. Левашов, 18 – И. С. Леонтьев, 23 – Н. М. Сипягин, 24 – К. Г. Сталь, 26 – С. А. Хилков или двух сторон (фрагменты № 12 – А. А. Закревский, 21 – С. С. Потоцкий).

Немного менее многочисленным является метод прикрепления креста с короной поверх натянутой (фрагмент № 13 – В. И. Каблуков 2-ой) или свёрнутой (фрагменты № 1 – А. И. Альбрехт, 3 – М. А. Арсеньев, 7 – К. В. Будберг, 10 – Т. Д. Греков, 11 – Н. В. Дехтерев, 22 – Н. И. Селявин, 27 – А. С. Чаликов) орденской ленты. На фрагменте № 20 – В. В. Орлов-Денисов крест с короной соединяются с лентой ниже основная колодки за кольцо, вставленное в верхушку короны. Благодаря фрагменту № 17 – К. Ф. Левенштерн становится понятным, как это выглядело со стороны реверса.

Кресты Баварского Военного ордена на фрагментах № 4 – А. Д. Балашов, 9 – А. Вюртембергский, 25 – Ф. П. Уваров имеют поперечное ушко, при этом, без короны, лента же на них крепится с помощью дополнительного промежуточного звена, просто складываясь пополам.

Единично встречается колодка с орденом Максимилиана Иосифа, ленты вокруг которых обернуты таким образом, что скрывает один угол верхнего луча, а противоположный угол того же луча располагается над лентой (фрагмент № 28 – П. А. Чичерин 2-ой).

На фрагменте № 29 – А. С. Шульгин крест баварского Военного ордена частично закрыт основанием колодки и судить о его креплении достаточно затруднительно.

Самым необычным способом крепления орденского креста Максимилиана Иосифа является колодка на фрагменте № 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур. На геометрически правильное основание колодки натянуты орденские ленты, а кресты и медаль закреплены между лентами под углом 90º. Совершенно точно можно сказать, что корона на баварском Военном орденском знаке отсутствует. Более подробно данная уникальная колодка будет разобрана в следующей статье.

По высоте лент на наградных колодках с орденом Максимилиана Иосифа можно типично разделить на три основные категории: не превышающие размер креста данного ордена без учета короны над ним (фрагменты № 1 – А. И. Альбрехт, 3 – М. А. Арсеньев, 7 – К. В. Будберг, 8 – М. Ф. Влодек, 13 – В. И. Каблуков 2-ой, 16 – В. В. Левашов, 17 – К. Ф. Левенштерн, 18 – И. С. Леонтьев, 24 – К. Г. Сталь, 26 – С. А. Хилков, 27 – А. С. Чаликов, 28 – П. А. Чичерин 2-ой); незначительно превышающие, не более чем на полкреста (фрагменты № 2 – С. С. Андреевский, 6 – К. Х. Бенкендорф, 9 – А. Вюртембергский, 11 – Н. В. Дехтерев, 12 – А. А. Закревский, 14 – П. С. Кайсаров, 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур, 20 – В. В. Орлов-Денисов, 22 – Н. И. Селявин, 25 – Ф. П. Уваров, 29 – А. С. Шульгин) и превышающие размер креста указанного ордена более чем в полтора раза (фрагменты № 4 – А. Д. Балашов, 5 – А. И. Бартоломей, 10 – Т. Д. Греков,15 – П. П. Коновницын, 21 – С. С. Потоцкий, 23 – Н. М. Сипягин).

Среди почти трёх десятков колодок с баварским Военным орденом Максимилиана Иосифа немногим более трети выполнено в каком-либо едином стиле. К их числу можно отнести колодки, запечатлённые на фрагментах портретов № 5 – А. И. Бартоломей, 6 – К. Х. Бенкендорф, 12 – А. А. Закревский, 13 – В. И. Каблуков 2-ой, 16 – В. В. Левашов, 18 – И. С. Леонтьев, 19 – А. Ф. Мишо-де-Боретур, 21 – С. С. Потоцкий, 23 – Н. М. Сипягин, 26 – С. А. Хилков, 29 – А. С. Шульгин. Остальные же колодки выполнены в произвольном стиле.

Нельзя не обратить внимание на близкую идентичность колодок на фрагментах № 16 – В. В. Левашов, 18 – И. С. Леонтьев и 26 – С. А. Хилков. Учитывая, что все три генерала служили в кавалерии, а также благодаря идентичности наборов наград можно составить более подробное представлении о кавалерийской колодке. Миниатюрность и аккуратность – вот основные характеристики этих колодок. Кроме того, как уже упоминалось, во всех трех случаях орденская лента обернута с одной стороны креста Максимилиана Иосифа.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос с неверным изображением лент баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа в колодах на разбираемых фрагментах портретов Военной галереи. Помимо ленты установленных для этого ордена цветов, также встречаются еще четыре совершенно странных сочетания. Первое из них представляет собой черную ленту с белой каймой по краям, подобно той, что присвоена прусскому ордену Железного креста – фрагменты № 8 – М. Ф. Влодек и 10 – Т. Д. Греков. Обратное первому сочетание – белая лента с черной каймой по краям наблюдается на фрагменте № 11 – Н. В. Дехтерев, а на фрагментах № 23 – Н. М. Сипягин и 24 – К. Г. Сталь изображена белая лента с голубой (лазурной) каймой по краям. Наконец, на фрагменте № 27 – А. С. Чаликов трёхцветная лента баварского Военного ордена запечатлена и вовсе полностью светло-синей, однако же оттенок этой орденской ленты отличается от оттенка Андреевской ленты соседней серебряной медали «В память Отечественной Войны 1812 года».

Ленты баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа: 1. Установленная для этого ордена; 2. Изображённая на портретах генерал-майоров Влодека Михаила Фёдоровича и Грекова Тимофея Дмитриевича из Военной галереи; 3. Изображённая на портрете генерал-майора Дехтерева Николая Васильевича из Военной галереи; 4. Изображённая на портретах генерал-майоров Сипягина Николая Мартемьяновича и Сталя Карла Густавовича из Военной галереи; 5. Изображённая на портрете генерал-майора Чаликова Антона Степановича из Военной галереи. Рисунок автора

Безусловно, спустя столько лет не представляется возможным полностью разобраться, в каких случаях орденские ленты были неверно срисованы с натуры или портрета, а в каких ошибочно носились самими кавалерами, но учитывая сказанное выше в отношении колодки на фрагменте № 10 – Т. Д. Греков, в данном случае, вероятнее всего, имеет место быть именно ошибка художника.

Ещё одной баварской наградой – антагонистом Военному ордену был уже упоминаемый в предыдущей статье орден Гражданских заслуг Баварской короны, учрежденный в 1808 году все тем же баварским королем Максимилианом Иосифом. Аналогично баварскому Военному ордену состоял из трёх степеней.

Знак ордена представлял собой большой четырёхконечный мальтийского типа золотой крест белой эмали под королевской короной, наложенный на золотой, покрытый зелёной эмалью венок из дубовых листьев, между лучами коего под углом в 45º располагался аналогичный крест, но меньшего диаметра, концы лучей которого также лежали на дубовом венке. Между каждым из лучей находилось золотое сиянье (штралы). В центральном медальоне на фоне баварского флага – чередующихся косых белых и голубых ромбов прикреплена королевская корона. Вокруг центрального медальона в красной эмали расположен девиз: «VIRTUS ET HONOS» (Достоинство и честь). Реверс креста представлял золотой рельефный портрет Короля-учредителя, вокруг которого надпись в красной эмали «MAX. JOS. BOJOARIAE REX» (Максимилиан Иосиф Король Баварии). Кавалеры Большого Креста носили знак ордена на голубой с белой каймой по краям ленте через правое плечо, Командоры на шее, Кавалеры, соответственно, в петлице. Первой степени принадлежала серебряная восьмиконечная звезда на левой стороне груди. В отличии от Военного ордена, число кавалеров было ограничено[18],[19],[20].

Интересно, что на обоих изображениях награды на колодке Леопольда Саксен-Кобургского, приведённых в прошлой статье, орден Гражданских заслуг Баварской короны размещён именно в петлице, хотя на парадном портрете в полный рост, кресты, которым положено быть на ленте на орденской цепи, на плечевой или шейной ленте расположены достаточно в строгом порядке, если возможно вообще говорить о каком-то порядке среди десятка орденов различных государств. Исходя из чего разумно на первый взгляд было бы предположить, что данный баварский орден все же младшей степени, тем более, что число кавалеров старшей степени изначально было ограничено всего двенадцатью. Итак, окончательно точку в этом вопросе ещё предстоит поставить, поэтому степень ордена Гражданских заслуг Баварской короны в колодке на портрете Леопольда Саксен-Кобургского стоит обозначить как III (?).

Знак ордена Вюртембергской Короны Большого креста, который был учреждён в 1818 году благодаря слиянию двух вюртембергских орденов Золотого Орла и Гражданских заслуг представлял собой золотой мальтийский крест белой эмали под Королевской короной с вюртембергскими львами между лучей и Королевской  же короной в центральном медальоне, покрытом белой эмалью, вокруг которого в красной эмали располагался орденский девиз «FURCHTLOS UND TREW» (Бесстрашен и верен), повторяющийся и на реверсе, в центре коего золотой вензель Короля Фридриха I. Знак ордена носился на красной (малиновой) с чёрной каймой по краям ленте. Орден делился на три степени, порядок ношения различных степеней являлся классическим европейским, неоднократно описанным ранее[21],[22],[23].

Кроме креста данного ордена уменьшенного размера для ношения в колодке, встречающегося лишь на портрете герцога Александра Вюртембергского, на четырёх колодках с баварскими Военными орденами Максимилиана Иосифа также присутствуют еще одна вюртемберская награда – орден «За Военные заслуги».

Вюртемберг, подобно Баварии, во многом обязан статусу Королевства Наполеону Бонапарту, после возложения на себя королевского титула в 1806 году Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский стал именоваться Королем Фридрихом I. Изменения коснулись и существующего с 1759 года Военного ордена Карла, который был преобразован в ордена «За Военные заслуги», а с 1818 года разделен на три степени, старшие две из которых носились на шее, а младшая в петлице.

Знак ордена представлял собой золотой леопольдовский крест, покрытый белой эмалью, в центральном медальоне, также заполненном белой эмалью, располагался лавровый венок зеленой эмали, а вокруг него в синей эмали помещался орденский девиз, до 1818 года латинский – «BENE MERENTIBUS» (За заслуги), а после – «FURCHTLOS UND TREW» (Бесстрашен и верен). Девиз дублировался и на реверсе, а венок заменялся вензелем правящего монарха. До 1818 года лента ордена была желтая с чёрной каймой по краям, позднее – синяя. Первым двум степеням над крестом полагалась корона над крестом[24],[25]. По сведениям из источников XIX века, звезда принадлежала только первому классу[26],[27], согласно русскоязычным изданиям второй половины XX – начала XXI века – первому и второму классам[28],[29].

Ленты вюртембергского ордена «За Военные заслуги»: 1. Установленная для ордена до 1818 года; 2. Установленная для ордена после 1818 года. Рисунок автора

Приведём список генералов, на чьих портретах Военной галереи изображён вюртемберский орден «За Военные заслуги» в колодках: 1. Влодек Михаил Федорович, генерал-майор; 2. Закревский Арсений Андреевич, генерал-майор; 3. Мишо-де-Боретур Александр Францевич, граф, генерал-майор; 4. Уваров Фёдор Петрович, генерал от кавалерии.

 

Фрагменты портретов генералов Военной галереи со знаками вюртемберского ордена «За Военные заслуги» на наградных колодках: 1. Влодека Михаила Федоровича, генерал-майора; 2. Закревского Арсения Андреевича, генерал-майора; 3. Мишо-де-Боретура Александра Францевича, графа, генерал-майора; 4. Уварова Федора Петровича, генерала от кавалерии. Мастерская Джорджа Доу. 1820-1825 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

На портретах Военной галереи в двух из четырёх случаях (фрагменты № 2 – А. А. Закревский и 3 – А. Ф. Мишо-де-Боретур) лента вюртемберского ордена «За Военные заслуги» синяя. На портрете М. Ф. Влодека (фрагмент № 1) последние три иностранные награды в колодке изображены крайне посредственно и с серьёзными ошибками, а лента вюртембергского ордена, вероятно, жёлтая с чёрной каймой. На колодке Ф. П. Уварова (фрагмент № 4) лента ордена «За Военные заслуги» скрыта под чёрной лентой ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

По таким скромным данным едва ли можно делать какие-либо выводы о тенденции ношения наград младших степеней в обозначение старших, но стоит отметить, что на колодке генерала Уварова крест III степени запечатлён взамен I, что, скорее, является исключением.

Портрет Арсения Андреевича Закревского. Неизвестный художник. Около 1818 года. Собрание Государственного Исторического Музея (Музей Отечественной войны 1812 года)

[Изображение 9] Портрет Арсения Андреевича Закревского. Неизвестный художник. Около 1818 года. Собрание Государственного Исторического Музея (Музей Отечественной войны 1812 года). 

На аналогичном портрете А. А. Закревского также выполненном Джорджем Доу, но датированном 1820 годом, ныне хранящимся в запасниках Государственного Эрмитажа цвет ленты вюртемберского ордена идентичный. Но на ещё одном портрете Закревского, выполненном неизвестным художником из собрания Государственного Исторического музея запечатлена жёлтая лента. Вероятнее всего, портрет можно датировать не позднее периода 1818-1820 годов.

Безусловно, всего по двум примерам неверно однозначно утверждать, что в конце 10-х – середине 20-х годов XIX века российские кавалеры следили за изменениями в орденском статуте вюртембергской награды. Тем более, что на портретах генерала от кавалерии герцога Александра Вюртрембергского и генерала от инфантерии принца Евгения Вюртрембергского, генерал-лейтенантов графов Адама Петровича Ожаровского и Павла Андреевича Шувалова, а также генерал-майора барона Карла Федоровича Толя из Военной галереи также изображен этот орден, но, по часто практикуемому Доу способу, без орденских лент.

Однако на уже приведенном портрете Фёдора Петровича Уварова из Палаты Ватерлоо искомая лента присутствует, более того, несмотря на то, что портрет датирован 1818 годом, лента уже синяя, что говорит об осведомленности кавалера касательно изменений в статуте награды.

Прорисовка вюртембергских орденов в колодках, способы сложения лент, относительный размер крестов, высота и стиль колодок совпадает с описанными ранее баварскими Военными орденами на этих же фрагментах портретов.

Единственное, что стоит отметить, так это расположение вюртемберского ордена «За Военные заслуги» после всех остальных иностранных орденов на двух из четырех колодках, за исключением колодок № 1 – М. Ф. Влодек, где вюртембергская награда располагается вслед за французским Военным Святого Людовика и до баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа, а на фрагменте № 4 – Ф. П. Уварова указанный орден располагается после прусского ордена Красного Орла III степени взамен I и перед орденами Святого Иоанна Иерусалимского и французским Военным Святого Людовика.

Нельзя не отметить, что баварским и вюртембергским орденам в колодках на портретах Военной галереи отводилась довольно скромная роль.  Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа в 18 случаях из 29 (около 2/3) располагался в самом конце колодки после всех остальных российских и иностранных орденов и медалей.

Незначительность баварских и вюртембергских наград выражалась и в достаточно частом отсутствии информации о награждении кавалера орденом или о степени ордена в соответствующих источниках.

Подводя общие итоги, стоит признать, что несмотря на значительные результаты, полученные в процессе исследования наградных колодок с баварскими и вюртембергскими орденами, порой, пристальный взгляд на расположенные в ряд кресты на лентах оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Колодки на портретах А. Вюртембергского, П. П. Коновницына, Л. Саксен-Кобургского продолжают хранить в себе много загадок, которые, возможно, еще предстоит открыть.

При этом, метод сравнения двух и более портретов одного и того же человека, в данном случае – генерала, в разные временные промежутки для выявления различий в ношении наград на колодках, в очередной раз не только доказал свою эффективность, но и подтвердил возможность использовать один портрет в качестве дополнительного иконографического источника информации для атрибуции наград на других портретах.

Разумеется, дальнейшие изыскания по столь интересному источнику, как Военная галерея, будут продолжены.

По-прежнему, связаться с автором, высказать свои пожелания, предложения, аргументированную и подкрепленную источниками критику Вы можете по адресу электронной почты: [email protected]     .

[1] Aristide Michel Perrot. Collection historique des ordres de chevalerie civils et militaires, existant chez les différens peuples du monde, suivie d’un tableau chronologique des ordres éteints. Paris: Chez Aimé André, Libraire – Editeur, quai des Augustins, № 59. 1820. – P. 63-64., Pl. XV, № 3, 4.

[2] The Book of Orders of Knighthood and Decorations of Honour of all Nations Comprising an historical account of Each Order, Military, Naval, and Civil, From the Earliest to the present time, with lists of the Knights and Companions of Each British order. / Sir Bernard Burke. London: Hurst and Blackett, publishers, successors to Henry Colburn. 1858. – P. 52-53., Plate 12. Bavaria. Table II. № 8, 9, 10.

[3] Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1963. – С. 75., табл. XIX, 7.

[4] Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года. Военная галерея Зимнего дворца: альбом – справочник. М.: Русские витязи. 2013. – С. 219.

[5] Подмазо А. А. Живописный памятник Отечественной войне 1812 года: [создание Военной галереи Зимнего дворца]. Российская история. М. – 2012. – № 6. – С. 128-143.

[6] 5049. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. VI. Отделение II. 1831. – 1833. – С. 357-358.

[7] Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах: Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с высочайшего соизволения и посвященная его Императорскому высочеству государю императору: жизнеописания / соч. генерал-лейтенанта А. И. Михайловского-Данилевского. – С.-Петербург: издание И. Песоцкого, 1845-1849. – Т. VI. – [А. Д. Балашевъ].

[8] Военная галерея 1812 года: издано по повелению государя императора / [под ред. и с предисл. Вел. кн. Николая Михайловича; при участии А. А. Голомбиевского]. С.-Петербург: Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1912. – С. 169-171.

[9] Königlich Württembergisches Hof- und Staats-handbuch. 1824. Wit allergnädigsten Privilegium. Stuttgart: Ben Joh. Friedr. Steintopf. 1824. – Seite 10. / Königlich Württembergisches Hof- und Staats-handbuch. 1828. Wit allergnädigsten Privilegium. Stuttgart: Ben Joh. Friedr. Steintopf. 1828. – Seite 10. / Königlich Württembergisches Hof- und Staats-handbuch. 1831. Wit allergnädigsten Privilegium. Stuttgart: Ben Joh. Friedr. Steintopf. 1831. – Seite 10.

[10] Галлерея гравированных портретов генералов, офицеров, и проч. которые мужеством своим, воинскими дарованиями, или любовию к Отечеству споспешествовали успехам российскаго оружия в течении войны начавшейся 1812 года. 3-me Cahier. – St.-Pétersbourg: De l’imprimerie de Pluchart et compagnie, 1813 – [1821]. – [68] с.

[11] Königlich Württembergisches Hof- und Staats-handbuch. 1815. Wit allergnädigsten Privilegium. Stuttgart: Ben Joh. Friedr. Steintopf. 1815. – Seite 11.

[12] Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года. Военная галерея Зимнего дворца: альбом – справочник. М.: Русские витязи. 2013. – С. 805.

[13] Месяцеслов с росписью чиновных особ или Общий Штат Российской Империи на лето от Рождества Христова 1818. Санкт-Петербург: При Императорской Академии Наук. Часть первая. – С. 108.

[14] Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах: Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с высочайшего соизволения и посвященная его Императорскому высочеству государю императору: жизнеописания / соч. генерал-лейтенанта А. И. Михайловского-Данилевского. – С.-Петербург: издание И. Песоцкого, 1845-1849. – Т. V. – [Н. И. Селявинъ].

[15] Военная галерея 1812 года. <…> С. 219-220.

[16] Список кавалерам Императорских Российских орденов всех наименований на лето от Рождество Христова 1827. – Санкт-Петербург: при Императорской академии наук. 1828. – Часть I – С. 26.

[17] Месяцеслов с росписью чиновных особ или Общий Штат Российской Империи на лето от Рождества Христова 1818. Санкт-Петербург: При Императорской Академии Наук. Часть первая. – С. 108.

[18] Aristide Michel Perrot. Op. cit. <…> P. 65., Pl. XV, № 5, 6.

[19] The Book of Orders of Knighthood and Decorations of Honour of all Nations. <…> P. 54-55., Plate 12. Bavaria. Table II. № 12, 13, 14.

[20] Спасский И. Г. Указ. соч. С. 75.

[21] The Book of Orders of Knighthood and Decorations of Honour of all Nations. <…> P. 359-360., Plate 99. Wurtemberg. Table II. № 5, 6.

[22] Спасский И. Г. Указ. соч. С. 73., табл. XIX, 3.

[23] Европейские ордена в России: конец XVII-начало XX века. Из собраний музеев Московского Кремля и Государственного исторического музея. / Л. М. Гаврилова, С. С. Левин – М.: Арт-Родник. 2007. – С. 103-104.

[24] Aristide Michel Perrot. Op. cit. <…> P. 254., Pl. XXXVI, № 5, 6.

[25] The Book of Orders of Knighthood and Decorations of Honour of all Nations. <…> P. 359-360., Plate 98. Wurtemberg. Table I. № 1, 2.

[26] Op. cit.

[27] A Concise account of the several foreign Orders of Knighthood and other marks of honourable distinction, especially such as have been conferred upon British subjects / Nicholas Carlisle. London: Printed by W. Nicol, 60, Pall-Mall. MDCCCXXXIX. – P. 481-483.

[28] Спасский И. Г. Указ. соч. С. 73., табл. XIX, 4.

[29] Европейские ордена в России <…> С. 105.

 

С уважением Сергей Головин

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы