Скоро на экраны выходит новый российский фильм «Союз спасения». Поэтому журнал SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ связался с коллегами с Первого канала российского телевидения, которые любезно предоставили нам промо-материалы.
Как вы относитесь к отечественному кинематографу? Для широкого круга людей ответ может быть одним, для любителей униформологии и фалеристики — совершенно иным. Вы наверняка помните, что в своё время к нам обратились из редакции Большой Российской энциклопедии с просьбой написать статью «Фалеристика». Поэтому вопросы исторической достоверности для нас чрезвычайно важны.
Благодарим за сотрудничество продюсера фильма, генерального директора ЗАО «Дирекция Кино» Анатолия Максимова, заместителя генерального директора ЗАО «Дирекция Кино» Александра Добахова.
Отметим, что мы не ставили целью разбор сюжета и актёрской игры, ограничившись тем, что хорошо знаем и умеем. Пусть этими вопросами занимаются профессиональные кинокритики, а для нас интересны вопросы вспомогательных исторических дисциплин.
Хочется добавить, что наш друг, реконструктор Михаил Шмаевич, регулярно появляющийся в материалах журнала Коллекция, занимался вопросами обеспечения съёмок фильма лошадьми и обучением актёров верховой езде. Так что для нас этот материал вдвойне интересен, и мы с нетерпением ждём его появления в кинотеатрах.
Ну а награды на мундирах рассмотрит Сергей Головин — наш постоянный автор, фалерист-исследователь, специалист по атрибуции портретов XVIII – XIX веков.
«Свет! Камера! Мотор! Начали!».
Заместитель главного редактора журнала Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, кандидат искусствоведения Михаил Тренихин
В свете последних «исторических» лент, каждую новую картину ждёшь не столько с нетерпением, сколько со страхом: чего же ещё такого наворотят? Особенный интерес представляют собой фильмы, отражающие эпоху XIX – начала XX веков, не такую далекую от современности, как кажется на первый взгляд, но глубоко романтизированную.
Действительно, этот временной промежуток в значительной мере сложен с точки зрения воссоздания быта, обстановки, костюмов и прочих неотъемлемых атрибутов исторических картин.
Когда же речь заходит о первой половине XIX века, то первые две темы, которые сразу приходят в голову – это Наполеоновские войны, а точнее, Отечественная война 1812 года и Восстание декабристов.
Оба этих важных для России исторических процесса были широко освящены ещё в советском кинематографе. И если оскароносная экранизация режиссером Сергеем Бондарчуком великого романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стала настоящем мировым прорывом не только в историческом, но и в кино вообще, на много десятилетий заполнив нишу Отечественной войны, то тема декабристов наилучшим образом была отражена в художественном фильме 1975 года «Звезда пленительного счастья» режиссёра Владимира Мотыля.
Но несмотря на то, что фильм снимался в сохранившихся интерьерах, в том числе и Зимнего дворца, сценарий в значительной мере основывался на дневниках и воспоминаниях современников, а некоторые актеры играли свои роли в подлинных мундирах эпохи, от просмотра всё равно остаётся впечатление некоторой камерности, чрезвычайной идеалистичности.
И вот, спустя почти четыре с половиной десятилетия после картины Мотыля 26 декабря 2019 года должен выйти новый российский фильм «Союз спасения» режиссёра Андрея Кравчука.
Первые кадры, а также трейлер картины сразу продемонстрировали масштабность и, с позволения сказать, эпичность проекта, а также вызвали широкий интерес с точки зрения униформологии и фалеристики.
Однако критику недостатков и исторических ляпов логичнее отложить до момента выхода фильма в прокат, а вначале стоит оценить, что же хорошего может быть в этом фильме.
Надо отметить, что хорошее в нём действительно есть. И в первую очередь, это весьма серьезный подход к наградам, а особенно к мундирам.
Извечно слабая сторона современного российского исторического кино – «скалозубовщина» с её «мундирами выпушками, погончиками, петличками» на сей раз проработана чрезвычайно добротно. Что вовсе неудивительно, так как основными историческими консультантами фильма были выдающиеся специалисты современности по униформологии Олег Геннадьевич Леонов и Сергей Алексеевич Попов.
С другой стороны, не менее актуальной, и ещё более близкой для читателей является именно тема наград. XIX век в России – не только эпоха мундира, но и время, когда по всей Европе безгранично свирепствовала «орденская лихорадка».
Антон Павлович Чехов в своей неизменно сатирическо-искрометной манере в небольшом рассказе «Орден», вложил в уста главного героя коллежского регистратора Льва Николаича Пустякова слова, очень точно описывающее роль орденов в том обществе: «…он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице»[1].
Редакции журнала удалось получить несколько фотографий со съёмок фильма «Союз спасения» в очень хорошем качестве, а потому было принято решение разобрать наиболее интересные фотографии актёров в образе главных действующих лиц.
Начать, пожалуй, стоит с чрезвычайно удачной реконструкции образа Императора Александра I (12.12.1777 – 19.11.1825), роль которого в киноленте исполнил Заслуженный артист России Виталий Кищенко.
Иконография Александра Павловича весьма обширна, но стоит предполагать, что в качестве возможного прототипа для фильма было выбрано одно из лучших полотен кисти Джорджа Доу или Франца Крюгера или же любой другой из известных на сегодняшний день его поздних портретов.
- Портрет Императора Александра I (посмертный). Художник Карл Густав Хьялмар Мёрнер, холст, масло 76,5 х 64,5 см. 1837 год. Рейксмузеум, Национальный музей (Амстердам)
Вполне удачно смелое решение дополнить образ «Властителя слабого и лукавого», облачённого в общегенеральский мундир (о причине выбора которого речь пойдет несколько позже) реконструкцией наградной колодки, дошедшей до наших дней в неизменном виде, и украшающей коллекцию Артиллерийского музея (он же ВИМАИВиВС).
В колодке, как и положено, уверенно атрибутируются: крест ордена Святого Георгия IV степени, серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, крест австрийского Военного ордена Марии Терезии Рыцарской степени, крест прусского ордена Железного Креста II класса, крест шведского Военного ордена Меча в степени Рыцарь, взамен степени Рыцарь Большого креста, австрийский крест «В память войны 1813 – 1814 годов» и прусская бронзовая медаль «В память войны 1813 – 1814 годов».
Рядом с колодкой расположена кованая звезда ордена Святого Андрея Первозванного, соединённая с лентой британского Благороднейшего ордена Подвязки и миниатюрной заколкой в виде меча, являющийся непременным атрибутом знаков шведского Военного ордена Меча в степени Рыцаря Большого креста – именно так эти награды носил русский Император [2].
Если закрыть глаза на то, что миниатюрная заколка ошибочно перевернута острием вниз, то реконструкцию наград можно назвать действительно блестящей. К месту пришёлся и Рыцарский крест ордена Меча, хотя верхние мечи все же можно было закрыть отрезом орденской ленты, а опытный глаз сразу же замечает небольшие подушечки двустороннего скотча, которым соединены ордена и медали в колодке «Благословенного» Монарха.
Не менее удачным можно назвать и воссозданный комплект наград генерала от инфантерии графа Михаила Андреевича Милорадовича (01.10.1771 – 14.12.1825), роль которого в фильме исполнил Народный артист России Александр Домогаров. Надо отметить, что актёру уже доводилось играть эту роль в кинофильме «Граф Монтенегро» 2006 года.
К созданию образа генерал-губернатора Санкт-Петербурга подошли с необычайным старанием. Во-первых, хочется отметить: на мундире Милорадовича вышитые звёзды. Не кованые, последней четверти XIX – начала XX веков, не периода Временного правительства и даже не современные примитивные металлические копии. Конечно, этим звёздам тоже далеко до оригиналов, но это уже, скорее, к их производителю, а не к создателям фильма. В последний раз что-то подобное автору доводилось встречать лишь в фильме 2003 года «Бедный, бедный Павел» российского режиссёра Виталия Мельникова.
Во-вторых, (о небывалое!) вышитых орденских звёзд, как и должно быть – три, и они прикреплены в правильном порядке. Тут сразу чувствуется «дыхание» специалиста. Обычно, в тех фильмах, в которых пренебрегают советами исторических консультантов, приходится довольствоваться либо только наличием, либо только правильным порядком наград.
В качестве основы для реконструкции, разумеется, был выбран портрет кисти Джорджа Доу, исполненный для Военной галереи Зимнего дворца в 1819 – 1821 годах. Это не удивительно, ведь работу выдающегося английского художника дозволительно без преувеличения назвать лучшим иконографическим изображением М.А. Милорадовича.
- Портрет генерала от инфантерии графа Михаила Андреевича Милорадовича. Художник Джордж Доу, холст, масло, 70 х 62,5 см. Военная галерея Зимнего дворца. Государственный Эрмитаж, фрагмент (слева)
- Фотография Александра Домогарова в роли генерала от инфантерии графа Михаила Андреевича Милорадовича со съемок фильма «Союз спасения». 2018 фрагмент
На мундир графа Милорадовича, немного искажая смысл цитаты Александра Сергеевича Пушкина, «Толпою тесною художник поместил» помимо трёх звёзд орденов Святого Андрея Первозванного (1813, алмазы – 1821), Святого Георгия II класса (1812) и Святого Владимира I степени (1812), звезду в виде белого восьмиконечного Мальтийского креста ордена Святого Иоанна Иерусалимского (1799) и прусский Знак Отличия Железного Креста, о котором речь ещё пойдёт несколько позже. Кроме того, в наградной колодке генерала, между серебряной и бронзовой медалями «В память Отечественной Войны 1812 года» на Андреевской и Владимирской лентах, соответственно располагались два креста прусского ордена Красного Орла (1814) и сардинского Святых Маврикия и Лазаря (1799). Милорадович был пожалован обоими этими орденами старших степеней, но в повседневной жизни предпочитал носить маленькие кресты, лишь обозначая сам факт награждения[3].
К кинообразу, помимо запечатлённого на портрете наградного набора, был также добавлен «забытый» графом при позировании иностранному живописцу крест ордена Святого Георгия II класса.
Как можно заметить, и в фильме, и на портрете изображены далеко не все награды отважного полководца.
Адъютант графа Милорадовича – Александр Павлович Башуцкий (1803 – 1876), спустя многие годы, вспоминая о событиях 14 декабря 1825 года, так описывает внешний вид генерала в то роковое утро:
«Я застал его довольно весёлым, в полной парадной форме, как мы все, и в Андреевской ленте. Высокая грудь его была буквально покрыта двумя дюжинами всех наших и главнейших европейских звезд и крестов…»[4].
До наших дней в коллекции Государственного Эрмитажа сохранился подлинный общегенеральский мундир Милорадовича с шитыми орденскими звездами, в котором доблестный генерал, прошедший сквозь горнила более полусотни важнейших сражений конца XVIII – начала XIX веков, в день восстания на Сенатской площади, получил свои первые ранения: пулей, выпущенной из пистолета Петра Каховского и штыком от князя Евгения Оболенского.
- Мундир общегенеральский, в котором граф М. А. Милорадович был на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Сукно, стамед, шёлк, металлическая нить, блёстки, медь, вышивка, золочение, длина спинки: 93 см. 1815 – 1825 года. Государственный Эрмитаж. Инвентарный № ЭРТ-10695
Граф Михаил Андреевич Милорадович, помимо всех уже перечисленных наград, был пожалован орденами: российскими Святого Александра Невского (1799) и Святой Анны I степени с алмазами (1799), прусским Чёрного Орла (1814), австрийскими Военным Марии Терезии Командорского класса (1814) и Леопольда I степени (1813), баварским Максимилиана Иосифа в степени Рыцаря Большого креста (1814) и баденским Верности I степени (1814)[5].
Конечно, если разместить все эти награды на мундире, получилось бы чрезвычайно исторично, но не вполне узнаваемо.
Единственная мелочь, которой не хватает для полной реалистичности – это вензель Императора Александра I на эполетах, дарованный Милорадовичу в 1813 году за занятие Варшавы.
Будущий начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и друг графа Милорадовича – генерал-адъютант Александр Христофорович Бенкендорф (23.06.1782 – 11.09.1844), роль которого в фильме исполнил Народный артист России Александр Лазарев-младший, в 1825 году занимал довольно высокую и почётную должность командира 1-й гвардейской кирасирской дивизии. Именно Кавалергарды и Конная гвардия, составляющие первую бригаду этой дивизии предпримут безуспешные попытки атаковать восставших на Сенатской площади[6].
Если сравнить награды Александра Христофоровича, с оригинальным портретом кисти Джорджа Доу, написанным английским художником с натуры в 1822 году, то хорошо заметна проработка деталей: от гладких пуговиц, до наконечников на аксельбанте. А изящность и точность исполнения генерал-адъютантского мундира, особенно – воротникового шитья, вызывает неподдельное восхищение.
- Портрет генерал-адъютанта Александра Христофоровича Бенкендорфа. Художник Джордж Доу, холст, масло, 70 х 62,5 см. 1822 год. Военная галерея Зимнего дворца. Государственный Эрмитаж
Помимо таких весьма добротно исполненных элементов, как вышитые звёзды орденов Святой Анны I степени и Святого Владимира II степени, а также шейных крестов все того же ордена Святого Владимира II степени и ордена Святого Георгия III класса, полностью воссоздана и наградная колодка Бенкендорфа. Первой в ней располагается серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте.
В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова (ныне его авторство оспаривается рядом литературных критиков) «Прощай, немытая Россия», помимо ставшей нарицательной фразы «мундиры голубые», упоминается о «всевидящем глазе». И, хотя, «всевидящий глаз», а точнее «Всевидящее око» на медали 1812 года обозначало совершенно иное – Божий промысел, благодаря которому и удалось окончить кампанию в пользу России[7], символично будет заметить всю ироничность наличия этой скромной, но чрезвычайно почётной награды у человека, чьё имя впоследствии станет олицетворением негласного надзора за подданными Империи.
Далее на колодке Бенкендорфа следует ордена: прусский Красного Орла, российский Святого Иоанна Иерусалимского в степени почётный кавалер, шведский Военный Меча и вновь прусский «Pour le Mérite». Конечно же, прусский орден «Pour le Mérite», традиционно носился на шее, а орден Красного Орла у Александра Христофоровича был не младшей, III степени, носимой в петлице, а как раз наоборот, I степени, представлявший собой большой крест, звезду и ленту через плечо. Но будущий самый известный обладатель «голубого мундира» позволял себе некоторые вольности по отношению к европейским наградам. Более подробно этот вопрос уже разбирался в авторском цикле ранее опубликованных статей, посвящённых наградным колодкам Военной галереи Зимнего дворца[8].
Мысленно переходя на сторону заговорщиков, следует обратить взор на наиболее удачные реконструкции образов декабристов. В первую очередь, привлекает внимание персона руководителя Южного тайного общества Павла Ивановича Пестеля (24.06.1793 – 13.07.1826), роль которого в фильме исполнил российский актёр Павел Прилучный.
Поскольку до наших дней дошло крайне мало оригинальных изображений Пестеля, не удивительно, что для воссоздания образа было выбрано единственное из известных поздних подлинных его изображений – миниатюрный портрет из собрания А.В. Руденцова, в своё время атрибутированный Александром Владимировичем Кибовским[9] и отображающей предводителя Южного общества в мундире Вятского пехотного полка, командиром которого тот являлся с 25 ноября 1821 года.
Именно тёмно-зелёный с красным суконным воротником мундир этого полка со штаб-офицерскими эполетами с белым суконным полем и золотыми цифрами «18.», обозначающими номер дивизии, в которую входил Вятский полк, был воссоздан для образа главного заговорщика «Юга».
Любопытно отметить важную тенденцию, наметившуюся в отечественном историческом кино в последнее время: всё чаще, мундир представляет собой не просто некий собирательный или фантазийный образ униформы N-ского полка в неопределённый исторический период, а отражает все особенности конкретной части в конкретные годы.
В данном случае, Вятскому пехотному полку, действительно, с января 1820 года полагались погоны и эполеты с белым полем и золотой, для офицеров, шифровкой с номером дивизии, так как полк состоял вторым по счёту в 18-ой пехотной дивизии[10].
Не будем подробно пересказывать биографию одной из самых известных фигур, как среди деятелей Декабристского движения, так и в целом отечественной истории XIX века. Лишь освежим в памяти некоторые важные вехи его жизни.
Павел Иванович был сыном тайного советника Ивана Борисовича Пестеля (1765 – 1843), прослывшего чрезвычайным взяточником. Служебный путь Пестеля можно назвать довольно удачным: будучи выпущенным из Пажеского корпуса в 1811 году прапорщиком в Лейб-гвардии Литовский полк, а в 1813 году переведённый поручиком в Кавалергардский полк, молодой офицер успел отличиться в целом ряде сражений в кампаниях 1812 – 1814 годов. Уже в мирное время произведённый в 1819 году в чин ротмистра, П.И. Пестель был сразу же переведён подполковником сначала в Мариупольский гусарский, а позже в Смоленский драгунский полк. А спустя менее чем два года был пожалован в полковники[11].
Конечно, карьеру Пестеля нельзя назвать сверх молниеносной, многие особо удачливые и храбрые офицеры за время Отечественной Войны и Заграничных походов успевали буквально взлететь по лестнице Табели о Рангах, но и полковничий чин в 28 лет никак нельзя назвать запоздалым.
Кроме того, не был обделён Павел Иванович и наградами: помимо вполне солидного, даже для гвардейского поручика набора, состоящего из российских орденов Святого Владимира IV степени с бантом (1813), Святой Анны II степени (1814), серебряной медали «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, а также золотой шпаги с надписью: «За храбрость» (1812), кавалергард Пестель был пожалован тремя иностранными орденами: прусским Pour le Mérite (1814), австрийским Леопольда III степени (1813) и баденским орденом Военных заслуг Карла Фридриха III класса или иначе Рыцарской степени (1813)[12].
За подвиги на поле боя обер-офицеру в чинах от прапорщика до штабс-капитана в большинстве случаев приходилось довольствоваться, в основном, орденами Святой Анны III и II степеней, а также орденом Святого Владимира IV степени с бантом и золотым оружием «За храбрость». Капитаны, особенно в Гвардии, уже спокойно могли рассчитывать на алмазные знаки к ордену Святой Анны II степени, а штаб-офицеры в чинах от майора и до полковника – на орден Святого Владимира III степени. Орден Святого Георгия IV степени, формально, являлся универсальной наградой и мог вручаться вне зависимости от чина, но исследование Кавалерских списков позволяет утверждать, что в большинстве случаев обер-офицеры ими не жаловались.
И всё равно, простой армейский поручик, отличившись в нескольких сражениях, буквально за несколько дней, мог собрать такой наградной комплект, который в мирной жизни пришлось бы выслуживать годами, а то и десятилетиями.
Несмотря на то, что на представленной фотографии среди наград баденский орденский крест отсутствует, на других фотографиях со съёмок фильма, выложенных в Интернет, фрагментарно видна лента этого ордена, что несколько добавляет интриги.
Баденской награды не помешает коснуться чуть более подробно. Учреждённый в 1807 году, Великим герцогом Баденским Карлом Фридрихом, орден Военных заслуг, в отличии от его, скажем, прусского аналога, вручавшегося российским офицерам в невероятных количествах, можно назвать очень редким, а оттого – весьма ценным. Достаточно сказать, что, по разным данным, всего российским офицерам за отличия в Заграничных походах было выдано только около четырёх десятков знаков младшего III класса. В кавалерском списке этого ордена, размещенного в баденском аналоге российского Адрес-календаря за 1834 год, таковых насчитывалось в живых только тридцать человек, очевидно, что фамилии Пестеля в них уже не было[13].
В статье «Русские и иностранные ордена и медали в 1812 – 1815 гг.», опубликованной в VII томе «Российского Архива», Александр Михайлович Горшман утверждает, будто бы в период Наполеоновских войн баденским Военным орденом Карла Фридриха было награждено довольно много российских генералов[14]. Но, ввиду общей редкости ордена, всё же более правильно говорить о том, что эту награду имело незначительное число российских офицеров и генералов.
Награждение иностранными орденами Союзнических государств было, зачастую, хаотично, но и здесь даже армейским обер- и штаб-офицерам, не состоящим в адъютантах или при штабе, иногда удавалось собрать весьма внушительный набор.
Наконец, ещё одним очень интересным с исторической точки зрения, можно назвать образ князя Сергея Петровича Трубецкого (29.08.1790 – 22.11.1860), роль которого в фильме исполнил Заслуженный артист России Максим Матвеев.
К сожалению, подлинных иконографических изображений князя Трубецкого, на которых он был бы запечатлён в военном мундире на данный момент не известно, потому, вероятнее всего, реконструкция униформы и наград проводилась по документальным данным.
Немного непривычно видеть одного из будущих председателей «Северного общества» в мундире Лейб-гвардии Семёновского полка.
Однако именно в этом полку начинал свою службу Сергей Петрович, пройдя в рядах славных Семёновцев кампании 1812 и 1813 годов, вплоть до битвы при Лейпциге, в которой был ранен ядром в ногу[15].
По наличествующему Знаку Отличия Железного Креста, вручённого Лейб-гвардейцам 25 апреля 1816 года можно предположить, что запечатлённый на фотографии эпизод фильма повествует о периоде службы князя с этой даты. А по горжету с серебряным полем и ободком, и вызолоченным орлом, напрашивается вывод, что князь Трубецкой предстаёт ещё в чине поручика. 26 августа 1816 года он был произведён в следующий чин штабс-капитана, и, соответственно, на его горжете должен был появиться ещё и позолоченный ободок.
На другой фотографии образ князя Сергея Петровича воссоздан уже в промежуток с 12 мая 1817 года – даты введения в полку мундиров с красными суконными лацканами с белой выпушкой[16] и до 14 мая 1819 года, когда Трубецкой был назначен старшим адъютантом Главного штаба Его Императорского Величества.
Возвращаясь к Кульмскому кресту, отметим, что выбранный при реконструкции способ ношения этой награды с наложением горизонтального луча на край лацкана, хотя и не встречается на большинстве известных иконографических изображениях её кавалеров, но вполне допустим.
В советской киноленте о таком прошлом в угоду эпохе постарались забыть (ещё были живы очень многие ветераны Великой Отечественной войны, которые могли бы неверно воспринять значение этой награды). Но времена меняются, и в новом фильме историческая справедливость была восстановлена.
Тема учреждённого прусским Королем Фридрихом Вильгельмом III в честь храбрости русской Лейб-гвардии, проявленной в битве под Кульмом в 1813 году, Знака Отличия Железного Креста (он же Кульмский крест) уже достаточно подробно рассматривалась на страницах журнала[17].
На всякий случай, непременно необходимо упомянуть, что Кульмский крест и Железный Крест образца 1939 года – это совершенно разные награды, хотя и имеющие единое происхождение.
На обоих рассматриваемых фотографиях образа князя Трубецкого из фильма, помимо Знака Отличия Железного Креста, присутствуют и другие боевые награды: орден Святого Владимира IV степени с бантом (1813) и серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте в импровизированной колодке, а также прусский орден Pour le Mérite на шее.
Кроме того, князь имел орден Святой Анны III (позже – IV) степени за сражение при Бауцине в 1813 году, носившийся на шпаге и II степени, полученный уже за гражданские заслуги в 1823 году[18].
После восстания солдат Лейб-гвардии Семёновского полка, произошедшего в октябре 1820 года, позже получившего название «Семёновская история»[19], и последовавшего за ним временного расформирования этого полка, капитан князь Трубецкой, наравне с другими офицерами, исполнявшими обязанности адъютантов, но продолжавшими числится в полку, Высочайшим приказом от 24 января 1821 года был переведён в Лейб-гвардии Преображенский полк[20]. На этом служба князя Сергея Петровича Трубецкого в Семёновцах завершилась.
Вероятно, если бы не их принадлежность к Петровской бригаде, славное прошлое второго по значимости из пехотных полков было бы забыто, а само имя полка было бы навечно вымарано из списка русской Гвардии.
Император Александр Павлович, любивший свой подшефный полк, отныне перестал носить мундир с синим (васильковым) воротником с красной выпушкой, вышитым великолепным узором в виде золотых колосьев. Возможно, именно оттого до наших дней дошёл один из его подлинных мундиров в такой хорошей сохранности.
Таким предстали пять воссозданных в фильме «Союз спасения» образов героев-ветеранов Наполеоновских войн, сражавшихся в трудные дни «Грозы 12-го года» в одном строю, но вставшие спустя десяток лет на разные стороны кровавой политической игры.
Итак, разобранные реконструкции можно назвать образцовыми для Отечественного исторического кино современности.
На других фотографиях, со съёмок фильма, наградные наборы выглядят также достаточно солидно, вполне в духе эпохи.
Конечно, в масштабных кинокартинах, где количество сложнейших, с технической и исторической точек зрения, костюмов исчисляется сотнями, а то и тысячами, процент достоверности, по сравнению с небольшими проектами, непременно проседает. Но это именно тот уровень, к которому нужно стремиться.
В целом, предварительные впечатления о фалеристической и униформологической части будущей киноленты, пока что, самые положительные. Отрадно, что после такого огромного числа современных фильмов и сериалов, в которых художники по костюмам не в состоянии правильно развесить уже готовые награды или подогнать мундир по фигуре таким образом, чтобы он хотя бы немного отличался от мешка из-под картошки, кажется, наконец-то появилось что-то действительно достойное.
Безусловным плюсом можно назвать отказ создателей фильма от театрального подхода, когда награды и мундиры лишь обозначаются, но совершенно не прорабатываются.
Количество наград, их правильный порядок расположения, работа при составлении образов тех или иных персонажей не только с иконографическими и документальными источниками, но и с современной справочной литературой, конечно же подкупает.
Ещё один позитивный момент заключается в том, что при собирании наградных наборов не были проигнорированы иностранные ордена и прочие знаки отличия.
В положительном ключе стоит выделить отсутствие в фильме, по крайней мере, на первый взгляд, подлинных мундиров и наград. Эта вынужденная мера, к которой прибегали в советское время, разумеется, не от хорошей жизни, всё же весьма негуманна в вопросе сохранности исторических предметов, а уж о негативном отношении музейных работников к подобным действиям вовсе не приходится говорить.
Отдельного упоминания заслуживает колоссальный прогрессивный путь, который прошли отечественные униформология и фалеристика в последние три десятка лет. Можно с гордостью заявить, что именно за это время первая историческая дисциплина достигла поистине выдающихся результатов. Вторая же, хотя и несколько уступает в темпах развития, однако же всё равно несомненно развивается.
Именно благодаря изученности и немалому интересу, как со стороны исследователей, так и со стороны обывателей, эпоха первой трети XIX века становится невероятно сложна и ответственна для съёмок исторического кино. На сегодняшний день в реконструкции униформы этого временного промежутка, пожалуй, был достигнут разумный паритет, между возможностями современной промышленности (многие технологии с тех пор утеряны или не используются) и достоверностью выделки отдельных элементов.
Дальнейшее совершенствование реконструкции теперь уже в большей степени зависят от тех предметов, которые можно приобрести в специализированных магазинах или заказать в частной мастерской и от таланта художников по костюмам, нежели от пробелов в знаниях об исторической эпохе, который все более успешно преодолеваются отечественными исследователями.
И даже периодически мелькающие лишние, четвёртые по счёту, витки на эполетах почти незаметны… Впрочем, пока умолчим о мелких недостатках.
Остаётся надеяться, что весь фильм снят на не менее высоком уровне, а его сюжет отнюдь не разочарует.
Сергей Головин
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Чехов А. П. Полное собрание сочинений в тридцати томах. / А. П. Чехов; Под ред. Н.Ф. Бельчакова. М.: Наука. – Т. II. 1983. – С. 302.
[2] Ильина Т. Н. По Высочайшей воле наградами августейших особ… (Основание орденской коллекции Артиллерийского музея) // Сборник исследований и материалов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. СПб., 2006. – Вып. VIII. – С. 369-393.; Головин С. Н. Реконструкция колодки 1812 года: практика и рассуждения. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 06.12.2017. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=9079.
[3] Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 г. Военная галерея Зимнего дворца. М.: «Русские Витязи». 2013. – С. 430-431.; Головин С. Н. Прусские ордена в колодках на портретах Военной Галереи. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 11.07.2018. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=13193.
[4] Башуцкий А. П. Убийство графа Милорадовича (рассказ его адъютанта) // Исторический Вестник. Историко-литературный журнал. – Т. CXI. СПб.: Тип. А. С. Суворина. 1908. – С. 136.
[5] Военная галерея 1812 года: Издано по повелению Государя Императора / [Под ред. и с предисл. Вел. кн. Николая Михайловича; При участии А. А. Голомбиевского]. С.-Петербург: Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1912. – С. 153-154.; Подмазо А. А. Указ соч. С. 787.
[6] Междуцарствие 1825 года и восстание декабристов в переписке и мемуарах членов царской семьи / Подгот. к печати Б. Е. Сыроечковский. М.; Л.: Гос. изд-во (Тип. Печатный двор). 1926. – С. 27.
[7] Бартошевич В. В. В борении с Наполеоном. Нумизматические очерки. Киев: Пектораль-Купола. 2001. – С. 9-10.
[8] Военная галерея 1812 года <…> С. 21-23.; Подмазо А. А. Указ. соч. С. 116-117, 750.; Головин С. Н. Прусские ордена в колодках на портретах Военной Галереи. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 11.07.2018. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=13193.; Головин С. Н. Орден Святого Иоанна Иерусалимского в колодках на портретах Военной галереи. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 10.06.2018. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=12221.; Головин С.Н. Шведские ордена в колодках на портретах Военной галереи. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 03.03.2019. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=16089.
[9] Материалы по русской иконографии. / Комитет по русской иконографии. [Сост. С. А. Подстаницкий] – Выпуск III. М.: Русские Витязи. 2013. – С. 36, 60-63.; Кибовский А.В. 500 неизвестных. М.: Русские Витязи. 2019. – С. 314, № 334.
[10] Попов С.А. Армейская и гарнизонная пехота Александра Первого. Полковые униформы. М.: Фонд «Русские витязи». 2010. – С. 58-59.
[11] Восстание декабристов: материалы. / Центрархив; под общ. ред. и с предисл. М.Н. Покровского. М., Л.: Гос. издательство. – Т. IV. Дела Верховного Уголовного Суда и Следственной Комиссии, касающиеся государственных преступников: Следств. дела о преступниках, принадлежащих к Южному тайному о-ву / К печати приготовил Б.Е. Сыроечковский. 1927. – С. 6-7.
[12] Там же.
[13] Hof- und Staats-Handbuch des Grossherzogthums Baden. Karlsruhe: Druck und Verlag der Hofbuchhandlung von G. Braun. 1834. P. 37, 45-46.
[14] Горшман А.М. Русские и иностранные ордена и медали в 1812–1815 гг. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв. Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Российский Архив. 1996. – [Т.] VII. – С. 274–287.
[15] Восстание декабристов: материалы / Центрархив; под общ. ред. и с предисл. М.Н. Покровского. М., Л.: Гос. издательство. – Т. I. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии, касающиеся государственных преступников: Следственные дела о преступниках, принадлежащих к Северному тайному обществу. 1925. – С. 4-5.
[16] Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, составленное по Высочайшему повелению. / Висковатов А. В. Санкт-Петербург: Печатано в Военной типографии. 1841 – 1862. – Часть четырнадцатая. 1858. – С. 35., Рис. № 1920-1924.
[17] Головин С.Н. Кульмский крест на портретах Военной галереи. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 04.02.2018. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=10239.
[18] Восстание декабристов <…> Т. I. – С. 4-5.
[19] Карцов П.П. Событие в лейб-гвардии Семеновском полку в 1820 г. // Русская Старина. Ежемесячное историческое издание. Т. XXXVII. – СПб.: Тип. В. С. Балашёва. 1883. – С. 685 – 702.; Т. XXXVIII. – СПб.: Тип. В. С. Балашёва. 1883. – С. 61 – 94.
[20] Высочайший Приказ от 24 января 1821 года. // Высочайшие приказы [о чинах военных] генварской [сентябрьской] трети 1821 года. [Санкт-Петербург]: [Типография Главного штаба Е. И. В.]. [1822]. – С. 37.
Золотые кресты на портретах Военной галереи
__________________