В 2024 году минуло сто лет со дня смерти княгини Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой (1840–1924), урождённой фон Бреверн, последней владелицы усадьбы на Большой Никитской улице в Москве, где сейчас располагается театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. В 1884–1886 годах княгиня значительно перестроила родовое имение, заказывая проекты лучшим архитекторам своего времени – А.И. Резанову, К.В. Терскому, А.С. Каминскому, В.О. Шервуду, А.П. Попову, Ф.Н. Кольбе. Строгая хозяйка питала страсть к соединению архитектурных стилей и пыталась компилировать проекты разных зодчих. Любопытно, что, подписывая чертежи, её супруг, князь Михаил Валентинович Шаховской-Глебов-Стрешнев (1836–1892), утверждал их с формулировкой «Одобрено Ея Сиятельством…».
Помимо особняка на Большой Никитской – «Никитского дома» – супруги Шаховские владели подмосковной усадьбой Покровское-Стрешнево, которая в наше время находится уже в черте города. В 1880-х годах в Покровском-Стрешневе появился театральный корпус, а в городском владении были построены Белоколонный зал для балов и концертов и, наконец, полноценный театр «Парадиз» в неорусском стиле.

С конца XIX столетия владение на Большой Никитской служило одновременно и театром, и доходным домом. Арендаторами у княгини были антрепренёр Георг Парадиз со своей труппой, Частная опера С.И. Мамонтова, Правление Музея изящных искусств[1], Частная опера С.И. Зимина, антрепренёр К.Н. Незлобин, контора Императорского театрального бюро и другие организации и частные лица. Да и сама княгиня любила театрализованные представления – в юности принимала участие в любительских спектаклях в России и во Франции.
Не имея своих детей и пережив мужа, родовое имение в Москве княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева была намерена подарить императору Николаю II. В двух распоряжениях своей Главной конторе, которая находилась в Никитском доме, она писала: «Что касается вопросов о праве передачи родовых имений – для меня безразлично, это дело Ведомства. Главное для меня – чтобы было обеспечено моё пожизненное владение»[2]. Однако Революция судьбой здания распорядилась иначе…
После Революции в доме на Большой Никитской располагались и Камерный театр А.Я. Таирова, и Ассоциация революционной кинематографии, и Союз работников искусств, и Центральный дом работников искусств, и наконец, с 1937 года – Дом культуры медицинских работников, директором которого с 1974 года был Александр Семёнович Бертман. В конце 1980-х он обратился за помощью в изучении истории здания к искусствоведу и реставратору Наталье Сахановне Датиевой. Тогда было трудно предположить, что невероятный труд, проделанный Н.С. Датиевой всего лишь за пару месяцев, пригодится во время борьбы за здание. В 1990 году в Никитском доме был создан театр «Геликон-опера», выросший из оперной студии «ДК Медработников», под руководством уже Дмитрия Александровича Бертмана. Именно он захотел вернуть зданию его былую театральную славу. Свой дом «Геликон» отвоёвывал на протяжении девяти лет, поскольку на старинную усадьбу в центре Москвы претендовало много других организаций. Реконструкция с приспособлением длилась с 2006 по 2015 годы, в результате чего первый внутренний двор городской усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых стал атриумом, а на месте второго внутреннего двора появился современный театральный зал на 500 мест. Почему же театру особенно пригодилось исследование Н.С. Датиевой? В нём впервые был сделан акцент на творческой и, в частности, театральной жизни в стенах здания, как в дореволюционный, так и в советский период. Правда, на начальном этапе серьёзного изучения владения княжеской семьи Шаховских-Глебовых-Стрешневых произошёл казус, превратившийся в историческую несправедливость…
Самое известное изображение
До революции все помещения в усадьбе на Большой Никитской княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева сдавала в аренду, изредка останавливаясь в одной из квартир[3]. Все личные вещи и богатая коллекция предметов искусства князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых хранились в загородной усадьбе Покровское-Стрешнево. Частично сохранились дореволюционные описи имущества, составленные распорядителями усадьбы с подписью самой княгини, на что автор в дальнейшем будет не раз ссылаться в своих исследованиях. В августе 1919 года в бывшем княжеском имении был открыт Музей дворянского быта, который просуществовал восемь лет. После ликвидации музея в 1927 году архив усадьбы и значительная часть предметов поступили в Государственный исторический музей[4].
В их числе, вероятно, был альбом князя Михаила Валентиновича Шаховского-Глебова-Стрешнева, в котором хранились дарственные и памятные фотографии дружественного круга супружеской четы, вероятно, в период губернаторства князя в Тамбове. Альбом был заинвентаризирован лишь в 1957 году и утратил связь с поступлением 1927 года. Два (якобы парных) снимка из этого альбома Государственный исторический музей ошибочно представил Н.С. Датиевой как портреты последних владельцев здания на Большой Никитской.
В качестве парных фотографий были представлены портрет «князя М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева», созданный в ателье С.Л. Левицкого в Санкт-Петербурге[5], и портрет «княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой», снятый в знаменитом ателье Надара в Париже[6]. Однако на обороте фотографий нет никаких записей и отметок в пользу того, что снимки сделаны в одно время, в одном месте, и на них изображены супруги. Фотографии были исполнены не только в разных ателье, но даже в разных странах! Хотя бы по этой причине не стоило рассматривать их как парные, несмотря на то, что альбом принадлежал князю, а мужской и женский портреты были размещены на одном развороте. Далеко не редкостью были случаи, когда за известных лиц выдавались люди из их окружения.
- Левицкий С.Л. (фотограф). Портрет неизвестного. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. ГИМ
- Надар (Г.Ф. Турнашон, фотограф). Портрет неизвестной. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. ГИМ
В Отделе письменных источников Государственного исторического музея, среди документов обширного архива князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, словно затерялась небольшая фотография. На её обороте хорошо знакомым по разным документам почерком княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой было написано: «La draperie ne doit pour être plus longue que je ne l’ai indiqué sur la figure nur le trail an crugon»[7]. Похожая фотография княгини, датированная 1872 годом, хранится и в Эстонском государственном архиве[8].

Ещё два фотографических портрета последней хозяйки Никитского дома удалось обнаружить в фондах Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве: один работы парижского фотоателье Э. Туртена, второй – Cissier. Альбом с фотографиями попал в музей в 1926 году, а ранее принадлежал М.С. Сухотину[9]. На оборотах этих двух визит-портретов была подпись «Шаховская-Глебова-Стрешнева», сделанная, вероятно, самим владельцем альбома.
- Туртен Э. (фотограф). Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. Государственный музей Л. Н. Толстого
- Туртен Э. (фотограф). Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. Государственный музей Л. Н. Толстого
Возникал закономерный вопрос: почему на самой известной фотографии княгини из Государственного исторического музея, с которой был сделан портрет (художник – Анатолий Нежный), экспонирующийся «Геликон-опере», и которая стала тиражироваться практически повсеместно, Евгения Фёдоровна совершенно не похожа на остальные свои изображения?[10]
- Альберт Й. (фотограф). Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Картон, альбуминовый отпечаток. 1872 год. Эстонский государственный архив
- Надар (Г.Ф. Турнашон, фотограф). Портрет неизвестной. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. ГИМ
Окончательно разобраться, как выглядела знаменитая княгиня, сотрудники Государственного исторического музея смогли лишь недавно. В декабре 2022 года в блоге музея была опубликована статья А.Н. Черненковой и Л.Н. Соколовой «О портретах княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой», где вполне аргументировано доказано, что женский портрет, исполненный в ателье Надара, ошибочно считался изображением княгини. Её несомненный подписной портрет, аналогичный портрету ателье Э. Туртена из Музея Л.Н. Толстого, авторы статьи нашли в фамильной книге рода Бревернов «Die Familie von Brevern. Eine genealogische Bilddokumentation» (1996). В дальнейшем, благодаря личной помощи А. Н. Черненковой, хранителя фонда фотографии XIX – начала XX века, в дальнейшем удалось атрибутировать целый ряд изображений княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, ранее не публиковавшихся.
- Туртен Э. (фотограф). Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. (Атрибуция В. Ступака). ГИМ
- Туртен Э. (фотограф). Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Картон, альбуминовый отпечаток. 1870-е гг. (Атрибуция В. Ступака). ГИМ
Указанная статья вдохновила автора на пристальное изучение иконографии знаменитой княжеской семьи, а также уникального собрания князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, поступившего в Государственный исторический музей из усадьбы Покровское-Стрешнево. Так, в фондах был обнаружен портсигар из резной кости[11]. На лицевой стороне портсигара вырезан герб с атрибутами семей Шаховских (медведь с секирой) и Стрешневых (подкова с крестом). Настоящий сюрприз ждал внутри… На внутренней части левой створки наклеен резной профиль княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, а под ним дарственная надпись: «Pour baby darling 22 Septembre 1869». Вероятно, портсигар стал подарком князю М.В. Шаховскому-Глебову-Стрешневу от супруги в день его рождения. Барельефный портрет княгини был выполнен по снимку работы ателье Оттилии Виганд в Висбадене. Это ещё одно косвенное доказательство атрибуции, сделанной А.Н. Черненковой и Л.Н. Соколовой.
Портсигар с гербом и барельефом. Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Резная кость. 1869 год. (Атрибуция В. Ступака). ГИМ
Овальный портрет работы О. Виганд вмонтирован в бронзовую рамку[12] в виде герба для четырёх фотографий – князя М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева, его супруги Евгении Фёдоровны, князя Ромуальда Константиновича Гедройца (1842–1899), а также его жены, княгини Варвары Фёдоровны Гедройц (около 1842–?[13]), урождённой Бреверн. В.Ф. Гедройц приходилась младшей сестрой княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой и владела имением Знаменское-Раёк. Упоминание о «металлической рамке с 4 семейными фотографиями» встречается в описи 1915 года среди вещей «Розовой спальни» усадьбы Покровское-Стрешнево[14].
- Вианелли Дж. (фотограф). Портрет М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева. Картон, альбуминовый отпечаток. (Атрибуция А. Черненковой). Конец 1860-х гг. ГИМ
- Рамка на четыре фотографии (М.В. и Е.Ф. Шаховские-Глебовы-Стрешневы и Р.К. и В.Ф. Гедройц). 1870-е гг. ГИМ
- Виганд О. (фотограф). Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Картон, альбуминовый отпечаток. (Атрибуция А. Черненковой). Конец 1860-х гг. ГИМ
Ранее в статье Л. Андреевой «Камергер-сирота. Расследование» о князе Р.К. Гедройце публиковались визит-портреты «мадемуазель Бреверн» работы А.А.Э. Дисдери из Музея Орсе в Париже с предположением, что на них изображена Варвара фон Бреверн, в замужестве княгиня Гедройц[15]. Однако после получения хороших копий фотографий[16] стало очевидным, что на них представлена всё-таки старшая сестра – Евгения фон Бреверн, в замужестве княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева.

Ещё одно изображение знаменитой княгини было обнаружено в фондах Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени: фотография девушки в рост, в пелерине с прорезными рукавами и муфтой, лицо полускрыто вуалью с лентами. На обороте подпись – «Бревернъ» и овальный штамп «PHOTOGRAPHIE DE A. BERGNER À MOSCOU», который позволяет отнести фотографию к работам московского ателье К.А. Бергнера и датировать 1858–1863 годами[17]. Снимок находится в альбоме, изготовленном в мастерской племянника В.А. Тропинина – Р.П. Бараша[18]. Аналогичное фото хранится в Государственном музее А.С. Пушкина – пересъёмка, вероятно, из того же альбома, ранее принадлежавшего баронессе Фредерикс[19]. Атрибуционный нюанс заключается в том, что на паспарту фотографии имеется подпись «Марiя Тютчевъ», вероятно, владельческая ошибка, получившая распространение и после пересъёмки. Однако при визуальном сравнении становится очевидным, что на фото именно Евгения Фёдоровна фон Бреверн, а не Мария Фёдоровна Тютчева.

Из описи предметов усадьбы Покровское-Стрешнево за 1915 год следует, что в доме на тот момент находились четыре портрета княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, два из которых сейчас хранятся в фондах Исторического музея[20]. Однако, согласно акту передачи вещей из Покровского-Стрешнева в ГИМ от 23 декабря 1927 года, в списке значится третий графический портрет «Е.Ф. Бреверн» с инвентарным номером музея-усадьбы «175». Был ли ошибочно просчитан один и тот же предмет дважды, или же действительно в собрании был третий портрет, записанный в инвентарную книгу позже и утративший связь с основной коллекцией, пока что остаётся невыясненным. Не найдены до сих пор и описи «художественного инвентаря» усадьбы в бытность её музеем. Также, два других портрета княгини могли быть среди картин, переданных 18 мая 1928 года из Покровского-Стрешнева в Государственный музейный фонд[21]. В инвентарной книге ГМФ записано несколько женских портретов XIX века, признанных в дальнейшем предметами немузейного значения и выданных, видимо, на продажу[22].
- Romain Caza. Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Бумага, акварель. 1860-е гг. ГИМ
- Неизвестный художник. Портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Бумага, пастель. 1860-е гг. ГИМ
Недавно были обнаружены репродукции с живописного портрета княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, написанного известным французским салонным художником Ш.Ф. Жалабером[23]. На портрете изображена молодая женщина в рост в розовом платье[24] с кружевным фартуком и лентами, с тростью и корзиной цветов в руках. Холст был вставлен в резную раму с рокайльными элементами, увенчанную княжеской короной. Подобный погрудный портрет молодой дамы в розовом платье продавался на аукционе Tiberius в Вене в марте 2022 года[25]. Скорее всего, это была копия или авторское повторение Ш.Ф. Жалабера. С большой вероятностью можно предположить, что оба портрета находились всё-таки за границей, а не в усадьбе Покровское-Стрешнево, так как переданные в Госфонд женские портреты XIX века имели другие размеры.
- Репродукция портрета Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой кисти Ш.Ф. Жалабера. Журнал «Die Woche» за июль 1913 года
- Неизвестный художник. Портрет неизвестной (Предположительно, Шаховской-Глебовой-Стрешневой). Холст, масло. Вторая половина XIX в. Аукционный дом Тибериус
Некоторые факты из биографии
Княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева действительно была одной из богатейших женщин Российской империи. Вместе с супругом, Михаилом Валентиновичем, с 1885 года она владела роскошной виллой Сан-Донато во Флоренции, ранее принадлежавшей князьям Демидовым. Для многочисленных путешествий княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева в 1899 году заказала на Русско-Балтийском заводе в Риге специальный вагон-салон, приспособленный для поездок как по российским, так и по европейским железным дорогам (в зависимости от ширины железнодорожной колеи)[26]. Вагон был меблирован, с обустроенными отделениями для первого и второго класса, с роялем и даже гимнастическим велосипедом. В 1905 году княгиня купила у герцога Деказа паровую яхту «Велледа» и вскоре переименовала её в «Сан-Донато». На яхте княгиня не только путешествовала, но и устраивала праздники и торжественные приёмы. В 1911 году она приобрела в Париже автомобиль-лимузин мощностью 40 лошадиных сил, на двери которого приказала нанести княжеский герб и перевезти его в Россию[27].
Её жизнь и баснословные богатства до сих пор кружат голову впечатлительным людям, которые склонны к фантазиям и домыслам. Не только самые популярные портреты княжеской семьи оказались мифом, но и целый ряд других фактов можно поставить под сомнение. Дружба с выдающимся модельером Н.П. Ламановой[28], передача павильона Елизаветино недалеко от Покровского ей в дар[29], заключение пожилой княгини на два года в Таганскую тюрьму, завещание в пользу Фонда помощи детям эмигрантов… Все эти факты, в данный момент не имеющие никакой доказательной базы и ссылок на документальные источники, пока что также можно считать мифами.
Миф о тюрьме
К сожалению, в поступившем в Государственный исторический музей архиве Покровского-Стрешнева нет документов после 1917 года. Известно, что после Революции и национализации дворянских имений бывшая княгиня Е.Ф. Шаховская жила в Никитском доме. В Государственном архиве РФ хранится примечательное письмо из собрания документов Наркомпроса, адресованное подотделу столичной охраны – «прошение» гражданки Е.Ф. Шаховской, проживавшей в доме 19 по Большой Никитской: «Покорнейше прошу разрешить выдать мне из главного Покровского дома ящик, содержащий мои сочинения, а именно «Le comte de Fersen» и книги «Deutche Revue», содержащие мою статью. 2 мая 1919 года»[30].
Е.Ф. Шаховская фигурирует ещё в одном любопытном деле 1919 года из Государственного архива РФ[31]. Папка с документами представляет собой следственное дело Александра Михайловича Талакина, проживавшего по адресу Большая Никитская, д. 19, кв. 11. Очевидно, это сын бывшего распорядителя Никитского дома и доверенного лица княгини – Михаила Павловича Талакина[32]. В деле содержатся протокол допроса А.М. Талакина, ордер на обыск и задержание «Талакина М.П., сына красноармейца, кн. Шаховскую, ея прислугу», протоколы обыска. Из содержания документов следует, что в квартирах 11 (М.П. и А.М. Талакиных) и 10 (Е.Ф. Шаховской) был произведен обыск, у Е.Ф. Шаховской «отобраны 5 пачек» и все «подозреваемые» были задержаны. В заключении Прокуратуры г. Москвы от 31 октября 2003 года указано, что Е.Ф. Шаховская была арестована 19 октября 1919 года Московской чрезвычайной комиссией по политическим мотивам, а 29 октября 1919 года из-под стражи освобождена, дело А.М. Талакина было прекращено 9 февраля 1922 года. Ни протоколов допроса Е.Ф. Шаховской, ни обвинений с приговором дело не имеет, о тюремном заключении речь не идёт. Вероятно, эти документы и стали поводом для очередных мифов об аресте бывшей княгини.
Завещание княгини
Сведения о последних годах жизни княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой практически отсутствуют, однако некоторые данные удалось найти. В зарубежной прессе неоднократно публиковались заметки и статьи о судебных делах по поводу завещания и дальних родственников княгини, которые боролись за многомилионное наследство. В журнале международного права «Journal du droit international»[33] от 1 января 1929 года содержится статья, открывшая новые факты о княгине и подробно изложившая обстоятельства судебного дела:
«Евгения де Бреверн, вдова князя Шаховского-Глебова-Стрешнева, княгиня Сан-Донато, умерла в Париже, по адресу бульвар де Курсель, дом 80, 12 ноября 1924 года, русская по происхождению, получила итальянское гражданство королевским указом от 12 июля 1923 года. Долгое время фактически проживавшая во Флоренции, где владела значительным имуществом. В соответствии с итальянским законодательством, истица (Ольга де Бреверн) является единственным лицом, имеющим право претендовать на наследство княгини, как это следует из «сертификата обычая»[34], выданного в Париже 25 февраля 1925 года господином Суделли, юридическим советником посольства Италии; также она отрицает подлинность и юридическую ценность завещания княгини, полученного 14 марта 1914 года нотариусом в Петрограде и внесённого в нотариальный реестр. Завещание, в котором указывается большое число наследников и душеприказчиков, в частности Базиль Роберт Лесли[35], инженер, проживавший в Москве и Париже, должно считаться фальсифицированным, поскольку ни одна из требуемых российским законодательством процедур не была выполнена; кроме того, в то время, когда оно было якобы составлено, княгиня Сан-Донато находилась во Флоренции и, следовательно, не могла изложить свои последние намерения нотариусу в Петрограде, чтобы составить завещание…»[36].
Далее в статье детально разбираются все обстоятельства дела, по итогу которого суд всё-таки отклонил иск Ольги де Бреверн и признал её требования неприемлемыми: «Завещание Шаховской-Глебовой-Стрешневой, составленное в Петрограде 14 марта 1914 года, заверенное Константином Петровичем Сергеевым, заместителем нотариуса в Петрограде Романа Мерца, действительно принадлежит княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой и что оно должно быть приведено в полную и окончательную силу».

Ещё одно упоминание о судебном деле по поводу имущества княгини в Италии удалось обнаружить среди документов музея-усадьбы «Покровское-Стрешнево» за март 1927 года[37]. В управление музеями-усадьбами поступило заявление и копия доверенности на известного московского адвоката, члена Коллегии защитников, Альфонса Эрнестовича Вормса, который представлял интересы племянника М.В. Шаховского – Валентина Александровича Шаховского. «В связи с ведением судебного дела по защите наследственных прав доверителя на имущество, находящееся в Италии», Вормсу необходимо было представить в суд документы из архива Покровского-Стрешнева, среди которых: письмо секретаря княгини Е.Ф. Шаховской гр. Слизеня от 18/5 апреля 1914 года, квитанцию о сдаче княгиней Е.Ф. Шаховской своего заграничного паспорта в канцелярию бывшего Генерал-губернатора, некоторые заверенные выписи из «Входящего журнала» с письмами от секретаря княгини Е.Ф. Шаховской Эрнста де Фежа из Сан-Донато и Мюнхена за март 1914 года. Можно предположить, что эти документы также были необходимы, чтобы в суде оспорить завещание княгини, доказав его фальсификацию, и тогда наследником виллы Сан-Донато мог бы стать Валентин Александрович. Со слов потомков последнего, после Революции он действительно остался жить в Москве, работал переводчиком и умер в том же 1927 году[38].
Главным наследником Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой по завещанию от 14 марта 1914 года оказался Базиль Лесли, который смог вступить во владение заграничным наследством княгини лишь спустя девять лет после её кончины – в 1933 году[39].

Княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева была похоронена на кладбище Ботиньоль в Париже. В биографии одной из богатейших женщин Российской империи и истории её владений до сих пор остаётся очень много интересных и невыясненных вопросов. Например, почему неизвестны изображения княгини после 1880-х годов, куда делись её дневники, некоторые картины и портреты из усадьбы Покровское-Стрешнево, вещи из Сан-Донато, и наконец, где искать портрет кисти Ш.Ф. Жалабера? Всё это даёт импульс для дальнейших поисков и исследований…
Владислав Ступак, старший администратор отдела выставочных проектов музыкального театра "Геликон-Опера", куратор выставок
[1] См.: ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 276.
[2] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 322. Л. 164, 208.
[3] См.: Квартирные и квитанционные книги по московскому дому княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой за 1896-1916 гг. (ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 265–280).
[4] Предметы усадьбы ещё до открытия музея попадали в хранилище Английского клуба ГМФ, после ликвидации музея – в Музей изящных искусств, Государственный исторический музей, Центральное хранилище ГМФ. Судьба вещей из «Покровского-Стрешнева» требует более детального разбора и изучения в отдельной статье.
[5] Левицкий С.Л. Портрет неизвестного. 1870-е гг. Инв. ГИМ 95171/4425 И VI 7460/2.
[6] Надар (Турнашон Г.Ф.). Портрет неизвестной. 1870-е гг. Инв. ГИМ 95171/4426 И VI 7460/3.
[7] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 603. Л. 13. Пер. с фр.: «Драпировка не должна быть длиннее, чем я указала на рисунке по линии в круге».
[8] См.: Rahvusarhiv. Fond nimi «Perekond Ungern-Sternberg». Liedandmed «EAA.1423.1.194.67».
[9] Известно, что графы Толстые были знакомы и общались с семьёй князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых. См.: Потапенко А.В. Последняя подмосковная (Покровское-Стрешнево: неизвестные страницы). М., 2022.
[10] Иконография князя М.Ф. Шаховского-Глебова-Стрешнева требует более подробного разбора в отдельной статье.
[11] Инв. ГИМ 62057 Кость-2007. По имеющимся на предмете номерам удалось установить, что он был вывезен из усадьбы 04.02.1919 г. в хранилище Английского клуба ГМФ, 02.11.1922 г. передан в Центральное хранилище ГМФ, затем возвращен в музей-усадьбу, а после её ликвидации передан в ГИМ 23.12.1927 г.
[12] Инв. ГИМ 62232/1-5 И VI 6201/1-5. Поступила в ГИМ из музея-усадьбы «Покровское-Стрешнево» 23.12.1927 г. как «рамка бронзовая на 4 фотографии, увенчана короной». В данный момент корона утеряна.
[13] Точные даты жизни княгини Варвары Фёдоровны Гедройц на данный момент остаются неизвестны.
[14] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 196. Л. 15.
[15] Андреева Л. Камергер-сирота. Расследование // Журнал Sammlung/Коллекция. Публикация от 28.08.2022 г.
[16] Выражаю благодарность за неоценимую помощь в получении изображений из Музея Орсе в Париже Ольге Вячеславовне Монмарт-Лебедевой и Светлане Евгеньевне Антоновой.
[17] См.: Попов А.П. Российские фотографы (1839–1930). Словарь-справочник. Т. 1 (А–М). Коломна, 2013. С. 127–128.
[18] Инв. МТ КП-34/16 НФ-48/16. Альбом поступил в Музей В.А. Тропинина из дворца-музея «Останкино», в который, в свою очередь, поступил через закупочную комиссию в 1973 г. Выражаю благодарность директору Музея В.А. Тропинина Анне Сергеевне Поповой за помощь в переатрибуции фотографии.
[19] Инв. ГМП КП-21950/71.
[20] Выражаю благодарность старшему научному сотруднику Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгению Александровичу Лукьянову за возможность ознакомиться с указанными портретами.
[21] РГАЛИ. Ф. 686. Д. 35. Л. 103.
[22] РГАЛИ. Ф. 686. Д. 79. Л. 2–5.
[23] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 641. Л. 253, 255, 256 (вырезки из журнала «Die Woche», июль 1913 г.).
[24] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 641. Л. 59 (вырезка из статьи A. de Pontmartin с описанием портрета).
[25] Tiberius Auktion Kunst & Antiquitäten, 29 Marsch 2022, lot 300 (Portrait d’une dame, 19ème siècle. Huile sur toile. 64,5 × 61,0 cm, avec cadre 79,0 × 80,0 cm). За находку выражаю благодарность Анне Васильевне Кудиной.
[26] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 526. Л. 61.
[27] ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 607. Л. 220, 244.
[28] Муж Н.П. Ламановой, А.П. Каютов, действительно жил в Покровском и был арендатором дачи «Гришино» (См.: ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 340), а также был председателем Общества школьных вакационных колоний, учреждённого княгиней Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой.
[29] «Елизаветино» сдавалось в аренду и во всех арендных книгах значится как собственность княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. См.: Арендные книги по имениям княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой за 1898–1916 гг. (ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 327–340).
[30] ГА РФ. Ф. 2306. Д. 101. Л. 3.
[31] ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 56167 (П-58234).
[32] До революции М.П. Талакин занимал квартиры 10 и 11 в Никитском доме бесплатно на правах распорядителя (См.: ОПИ ГИМ. Ф. 47. Д. 276, 278, 280).
[33] Journal du droit international. 01.01.1929. P. 134–137.
[34] Официального документа иностранного юриста, нотариуса или консульского органа о существовании, содержании и толковании иностранного закона.
[35] В другой статье, «Миллионы баронессы» в газете «Le cri du jour» (18.11.1933. С. 14–15), в качестве наследника-ответчика упоминается Дэвид Лесли.
[36] Выражаю благодарность Анне Владимировне Аксаковой за перевод статьи с французского.
[37] ОПИ ГИМ. Ф. 54. Д. 646. Л. 197, 198, 200, 201.
[38] Выражаю благодарность директору Шаховского районного историко-краеведческого музея Татьяне Алексеевне Яйцовой за предоставленную информацию.
[39] Aux écoutes. 25.11.1933. P. 15.

Владислав Ступак, куратор выставок театра «Геликон-опера».
В 2022 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, в данный момент студент Российской академии музыки имени Гнесиных (специальность — дирижирование академическим хором).
С 2019 года работает в театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с 2022 года — старший администратор отдела выставочных проектов музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана.
Московский музыкальный театр
«Геликон-опера»
под руководством Дмитрия Бертмана
125009, Москва, Россия. Большая Никитская ул., 19/16 стр. 1
Купить билеты в Геликон-оперу
__________________
















