Наследники мушкетёров

Наследники мушкетёров

in Атрибуция/История/Фотографии 5528 views

Из­­ве­­ст­­ные нам с да­­лё­­ко­­го дет­­ст­­ва фран­­цуз­­ские муш­кетё­ры Дю­ма здесь не при­­чём. Речь пой­­дёт об од­ном из пе­хот­ных пол­ков Рус­ской Им­­пе­ра­тор­ской ар­­мии на­ча­ла ХХ века, а имен­но о 6-м пе­хотном Либавском.

Ста­­рин­­ный сни­­мок 6-го пе­­хот­­но­­го прин­­ца Фрид­­ри­ха-Лео­­поль­­да Прус­ско­го Ли­бав­ско­го пол­ка

Общество офицеров в этом полку прекрасное,
солдаты отменно хороши.
Ф.Н. Глинка. Письма русского офицера. 1812

Датой ос­нования полка счи­тается 16 ав­густа 1806 года (стар­шин­ство с 16 мая 1803 года), когда из трёх рот Кекс­гольм­ского и трёх рот Пет­ровского муш­кетёрских пол­ков был сфор­­мирован Либавский муш­ке­тёр­ский полк. В 1811 года часть получила наи­ме­но­вание Либавский пехотный полк, с октября 1822-го – пе­хот­ный прин­ца Карла Прус­­ского полк, с марта 1857 г. – Ли­бав­ский пе­­хотный принца Карла Прусского полк, с марта 1864 г. – 6-й пехотный Ли­бавский принца Карла Прус­­ского полк, с января 1883 г. – 6-й пе­хотный Ли­бав­ский полк, с мая 1883 г. – 6-й пехотный Либавский полк Принца Фрид­риха-Кар­ла Прус­ского, с июня 1885 г. – 6-й пе­хотный Ли­бавский прин­ца Фридриха-Лео­польда Прус­ского полк и с 1 августа 1914 г. – 6-й пе­хотный Ли­бавский полк.

В собрании Музея техники Вадима За­до­рож­но­го хра­нятся два оди­наковых груп­повых снимка 6-го пехотного Ли­бавского. Один из них экс­­по­ни­руется в му­зейной экспозиции “Первая мировая. Забытая война”. Снимок всег­да вызывает огромный интерес у посетителей музея. Не­которое время фо­то­гра­фия была без ат­ри­бу­ции, и мы полагали, что на ней запечатлён Лейб-гвардии Кекс­гольмский, снятый до войны. Тогда на погонах нижних чинов и офи­церов рас­смот­рели шиф­ровку, похожую на кекс­гольм­скую (F1 — импе­ратора ав­ст­рий­­ского Франца I), но при вни­ма­тель­ном изучении скана музей­ного снимка оказалось, что это шиф­ровка ли­бавцев (FL — принца Фрид­­риха-Лео­­польда Прусского)!

  • Фрагмент фотографии Лейб-гвардии Кексгольмского полка и погон рядового с шифровкой шефа полка — Императора Австрийского Франца I (с им­пе­ра­тор­ской короной и F.1)
  • Фрагмент фотографии 6-го пехотного Либавского полка и погон рядового с шифровкой шефа полка — принца Фридриха-Леопольда Прусского (с короной и буквами FL)
Фотография 6-го пехотного Либавского полка в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного и автор данной публикации. Июнь 2024 г.
Фотография 6-го пехотного Либавского полка в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного и автор данной публикации. Июнь 2024 г.

Неслучайна также и связь 6-го пехотного Либавского с Лейб-гвардии Кексгольмским полком. Три мушке­тёрские роты последнего вошли в состав формируемого Либавского полка. Кексгольмский и Либавский полки до Первой мировой войны входили в состав Варшавского военного округа. 

При изучении темы групповых фотографий воинских частей, на которых запечатлены более тысячи человек, оказалось, что она уже привлекала внимание наших историков. Также в российских музеях и частных коллекциях нашлись подобные огромные снимки. Давайте вспомним об этих материалах и рассмотрим несколько подобных фотографий. В ходе подробного изучения данной темы были сделаны некоторые открытия.

Фотография Лейб-гвардии Кексгольмского полка

Снимок Лейб-гвардии Кексгольмского полка, пожалуй, самый известный из всех,  его подробно описали доктор исторических наук А.В. Ганин и кандидат исторических наук Ф.А. Гущин[1]. Они опознали почти всех офицеров кексгольмцев (27 из 33)[2] и опубли­ко­ва­ли обширную инфор­ма­цию о пол­ке. Они также при­вели количество че­ловек на сним­ке — более 1250[3]. Автор данной публи­ка­ции уточ­няет, что на сним­ке 1222 офи­цера и ниж­них чи­на, раз­мещён­ных на спе­циальных лесах в 24 ряда и 25-й расположился сидя и лёжа на земле. Мес­том съёмки стала Варшава или её окрестности.

Групповая фотография Лейб-гвардии Кексгольмского полка. Полковой праздник святых апостолов Петра и Павла, 29 июня 1908 г. Союз фотохудожников России
Групповая фотография Лейб-гвардии Кексгольмского полка. Полковой праздник святых апостолов Петра и Павла, 29 июня 1908 г. Союз фотохудожников России

Помимо публикаций Ганина и Гущина, свою леп­ту внёс и ре­жиссёр Бо­­рис Лиз­нев — он снял про кекс­гольм­цев 22-ми­нут­ный пре­крас­­ный до­ку­мен­тальный фильм «Полк, смирно!»[4].

Дмитрий Клочков, историк, началь­ник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» первым определил датировку съёмки кекс­гольмцев и либавцев. Оригиналы этого самого известного из групповых полковых снимков хранятся во многих местах: РОСФОТО (ранее — в Союзе художников России), Боль­ше­игнатов­ском музее, Сафо­новском истори­ко-крае­ведческом музее и частных коллекциях.

Фото, видео и публикации о снимке Кекс­гольм­ского полка давно зави­русились на просторах интернета, зачастую с ошибочными аннотациями, но благодаря выше­указан­ным авто­рам-пер­вопроходцам групповой снимок был отлично изучен и стал достоянием нашей истории.

Фотография 6-го пехотного принца Фридриха-Леопольда Прусского Либавского полка

Вернёмся к нашей музейной фотографии Либавского полка. У нас в музее хранятся два отпечатка оригинала, третий в Пензенском государственном краеведческом музее и четвёртый — в Доме семейных традиций «Кристиан». Последний выкупил его основатель Михаил Шевелев много лет назад на аукционе «Авито», причём продавец был из Пензы и говорил, что нашёл снимок на чердаке. Фото было наклеено на картон и пострадало от времени. Его отреставрировали, но, к сожалению, были утрачены края справа и слева по несколько сантиметров. Несколько экземпляров автор видел в продаже и частных коллекциях.

Первым атрибуцию снимка либавцев, экспонирующегося в Пензенском государственном краеведческом музее, сделал доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета С.В. Белоусов[5]. Фотография хранится в фонде участника Первой мировой войны, офицера 177-го пехотного Изборского полка Василия Георгиевича Рассказова. Долгое время считалось, что на снимке Изборский полк в 1914 году (Рассказов отмечен двумя галочками), пока правильную атрибуцию не сделал С.В. Белоусов.

Фотография 6-го пехотного Либавского принца Фридриха-Леопольда Прусского полка. Полевой лагерь под Брест-Литовском. Варшавский военный округ. 8 июня 1909 г. Из собрания Музея техники Вадима Задорожного
Фотография 6-го пехотного Либавского принца Фридриха-Леопольда Прусского полка. Полевой лагерь под Брест-Литовском. Варшавский военный округ. 8 июня 1909 г. Из собрания Музея техники Вадима Задорожного

На му­зейной груп­повой фо­то­гра­фии Ли­бав­ского полка автором данной публи­кации под­считано 1116 нижних чинов и офицеров. В кад­ре присутствуют также двое де­тей (вероятно, сыновья офи­церов полка, среди них гим­на­зист) и даже собака. Офи­церов Ли­бавского полка — 36. В центре сним­ка ге­не­рал-майор И.В. Колпиков, ко­мандир 1-й бри­гады 2-й пе­хотной ди­ви­зии, куда входил 6-й Ли­бавский. Слева от него — ко­мандир полка пол­ков­ник Е.Ф. Пестич. Оба офи­цера ра­нее были ат­ри­бу­ти­рованы С.В. Белоусовым.

Командир 6-го пехотного Либавского полка полковник Е.Ф. Пестич (слева). На его груди: знак Лейб-гвардии Семеновского полка (Высочайше утверждён 11 июля 1908 г.), орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени. У командира 1-й бригады 2-й пехотной дивизии генерал-майора И.В. Колпикова, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени, а на груди — орден Св. Георгия 4-й степени за русско-турецкую войну 1877-1878 гг.
Командир 6-го пехотного Либавского полка полковник Е.Ф. Пестич (слева). На его груди: знак Лейб-гвардии Семеновского полка (Высочайше утверждён 11 июля 1908 г.), орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени. У командира 1-й бригады 2-й пехотной дивизии генерал-майора И.В. Колпикова, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени, а на груди — орден Св. Георгия 4-й степени за русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

Командир 6-го пехотного Либавского полка полковник Е.Ф. Пестич (слева). На его груди: знак Лейб-гвардии Семёновского полка (Высочайше утверждён 11 июля 1908 г.), орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени. У командира 1-й бригады 2-й пехотной дивизии генерал-майора И.В. Колпикова, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени, а на груди — орден Св. Георгия 4-й степени за русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

Согласно Общему списку чинам Русской Императорской армии, составленном 1 января 1909 года в полку числился 61 офицер, на 1 января 1910 года та же цифра, причём на смену 8 убывшим офицерам пришли новые. Будущим исследователям, вероятно, удастся опознать офицеров-либавцев среди трёх десятков неизвестных. Например, историк Владимир Глазков заметил, что у одного из капитанов в первом ряду на шашке виден призовой знак за стрельбу и знак об окончании Офицерской стрелковой школы. У поручика на ножнах шашки такой же призовой знак. Вероятно, в центре стоит адъютант полка и судя по изученным послужным спискам это может быть поручик Нил Игнатьевич Куприченков (с декабря 1906 года полковой адъютант).

Капитан 6-го пехотного Либавского полка. На правой груди знак для окончивших Офицерскую стрелковую школу в Ораниенбауме, а на ножнах шашки — вензелевый знак за отличную стрельбу из винтовки и револьвера. Справа можно разглядеть такой же знак у поручика. Атрибуция В.В. Глазкова
Капитан 6-го пехотного Либавского полка. На правой груди знак для окончивших Офицерскую стрелковую школу в Ораниенбауме, а на ножнах шашки — вензелевый знак за отличную стрельбу из винтовки и револьвера. Справа можно разглядеть такой же знак у поручика. Атрибуция В.В. Глазкова

Также на фото запечатлены 1080 нижних чинов: 5 подпрапорщиков, 80 унтер-офицеров и 995 ефрейторов и рядовых. Причем на правом краю снимка видны только плечи двух солдат… Лишь благодаря присланному скану из Пензенского музея, удалось разглядеть рядовых на правой стороне фото.

Благодаря фотографии из Пензенского ГКМ (слева) можно увидеть троих рядовых, чьи лица были отрезаны на снимке из Музея техники
Благодаря фотографии из Пензенского ГКМ (слева) можно увидеть троих рядовых, чьи лица были отрезаны на снимке из Музея техники

Четвёртым и пока последним из опознанных на фото либавцем остаётся подпрапорщик В.Г. Рассказов.

Подпрапорщик 6-го Либавского полка В.Г. Рассказов [фрагмент из группового фото] и слева он уже подпрапорщик 177-го пехотного Изборского полка. На его груди знак 6-го пехотного Либавского полка. Поперёк погона три нашивки взводного унтер-офицера, чью должность занимал в 177-м полку Рассказов. Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея. Нагрудный знак 6-го пехотного Либавского принца Фридриха-Леопольда Прусского полка. Российская Империя. Утверждён 8 июля 1911 г. На групповом фото ни у кого нет полкового знака, так как оно было сделано за два года до учреждения такового.
Подпрапорщик 6-го Либавского полка В.Г. Рассказов [фрагмент из группового фото] и слева он уже подпрапорщик 177-го пехотного Изборского полка. На его груди знак 6-го пехотного Либавского полка. Поперёк погона три нашивки взводного унтер-офицера, чью должность занимал в 177-м полку Рассказов. Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея. Нагрудный знак 6-го пехотного Либавского принца Фридриха-Леопольда Прусского полка. Российская Империя. Утверждён 8 июля 1911 г. На групповом фото ни у кого нет полкового знака, так как оно было сделано за два года до учреждения такового.

Большинство военных на снимке глядят на нас сквозь столетие серьёзно и сосредоточенно. Двое замечены с улыбками. Часть рядовых положили руки на плечи своих товарищей. Кто-то приложил руку к груди, кто-то отдаёт честь.

Шестеро служащих 6-го полка позировали без головного убора, что являлось грубым нарушением дисциплины. Ещё один дерзкий, в восьмом ряду на правой стороне, замечен с папироской в зубах. Музыкант в нижнем ряду держит в левой руке карточку с женским портретом.

  • Фрагмент группового снимка 6-го пехотного Либавского, где видны шесть человек без головных уборов
  • Фрагмент группового снимка с рядовым 6-го пехотного Либавского с папиросой. Есть мнение, что на снимке не папироса, а пятно. Такая версия тоже имеет право на существование
Музыкант 6-го пехотного Либавского с фотографией (открыткой) женщины в руке
Музыкант 6-го пехотного Либавского с фотографией (открыткой) женщины в руке

Итак, известен полк и примерная дата съёмки. Местом съёмки Белоусов определил как г. Бела (Бяла-Подляска Седлецкой губернии), по всем источникам место дислокации 6-го Либавского в то время. Но не всё оказалось так просто! Сомнения в правильной атрибуции места съёмки появились при изучении других групповых фотографий. Об этом речь пойдёт ниже.

Фотография дивизиона 38-й артиллерийской бригады

Копия снимка неизвестной артиллерийской части, привезённая из Парижа основателем нашего музея В.Н. Задорожным, была показана начальнику военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» Д.А. Клочкову. Фотография была им атрибутирована как дивизион 38-й артиллерийской бригады. Она вошла в сборник прекрасной выставки в Ратной палате «Артиллерия России в Великой войне».

По расписанию на момент съёмки бригада дислоцировалась в Михайловском штабе (близ г. Пружаны Гродненской губернии). Поэтому у Клочкова, как и у Белоусова не было сомнений по поводу места съёмки. При сравнении фотографий Либавского полка и 38-й бригады оказалось, что обе воинские части были сняты в одном и том же месте! Построенный помост, берёза слева — явные доказательства одной локации. Но! 6-й пехотный базировался в Беле Седлецкой губернии и входил в состав 14-го армейского корпуса, а 38-я бригада близ Пружан Гродненской губернии и находилась в составе 19-го корпуса.

Сомнения помог развеять замдиректора РГВИА М.С. Нешкин, показав книгу «Расписание сухопутных войск на 1 июня 1909 года». У обеих частей была одинаковая запись: «С 20 мая по 15 августа в специальном и лагерном сборе при Брест-Литовске».

Один из дивизионов 38-й артиллерийской бригады. Лето 1909 г. Лагерь под Брест-Литовском. Музей техники Вадима Задорожного
Один из дивизионов 38-й артиллерийской бригады. Лето 1909 г. Лагерь под Брест-Литовском. Музей техники Вадима Задорожного

Фотография 150-го пехотного Таманского полка

В период написания материала нашлась ещё одна подобная фотография! Она экспонируется в Городецком историко-художественном музейном комплексе в «Доме графини Паниной». Описание фотографии в музее отсутствует, но доподлинно известно, что это 150-й пехотный Таманский полк. На момент съёмки полк стоял в г. Кобрин Гродненской губернии и входил в состав 38-й пехотной дивизии 19-го армейского корпуса.

На снимке размером 44,7х95 см поместились 1119 офицеров и нижних чинов, а также ребёнок и две собаки. Среди них 41 офицер и 1078 подпрапорщиков, унтер-офицеров, ефрейторов и рядовых.

150-й пехотный Таманский полк. Лето 1909 г. Лагерь под Брест-Литовском. Городецкий историко-художественный музейный комплекс
150-й пехотный Таманский полк. Лето 1909 г. Лагерь под Брест-Литовском. Городецкий историко-художественный музейный комплекс

При изучении вновь обнаруженной фотографии 150-го Таманского оказалось, что место съёмки то же самое, что у Либавского полка и у 38-й артбригады! То есть лагерь под Брест-Литовском. Да и собака на снимках Либавского и Таманского полков одна и та же!

Собака (снизу) на снимке 6-го пехотного Либавского в момент съемки дернула головой и получился смазанный кадр. Солдат 150-го пехотного Таманского полка гладит ту же собачку
Собака (снизу) на снимке 6-го пехотного Либавского в момент съемки дёрнула головой и получился смазанный кадр. Солдат 150-го пехотного Таманского полка гладит ту же собачку

Андрей Каркотко, военный историк из Беларуси, помог в атрибуции снимка. Среди 41 офицера были опознаны семь человек: командир полка пол­ковник Диль Эдуард Иванович, под­пол­ков­ники Тебиев Иосиф Геор­гиевич и Гунцадзе Давид Константинович, штабс-капитан Те­реш­ке­вич Виталий Алек­санд­рович, капитаны Макаров Алексей Иванович, Матвеев Григорий Алексеевич и Мошеров Алексей Ильич. Но это уже повод для отдельной публикации и подробном рассказе о 150-м Таманском полке.

Итак, в начале работы над данной публикацией автору было известно о существовании 4 груп­повых фо­то­графий: Лейб-гвар­дии Кекс­гольм­ского, 6-го Ли­бав­ского и 150-го Та­ман­ского полков, а также 38-й арт­бри­гады. Заместитель ди­ректора Го­родецкого му­зейного комплекса Тамара Фролова рассказала о су­ще­ст­во­ва­нии ещё одного, уже пятого подобного снимка! О нём расскажем ниже.

Фотография Лейб-гвардии 3-го артиллерийского дивизиона

В кол­лекции Мор­дов­ского крае­вед­чес­ко­го му­зея име­ни И.Д. Во­ро­ни­на хранится фотография размером 44,5×96 см, ат­ри­бу­ти­ро­ван­ная как «груп­повое фото Вин­давского пехот­ного полка» периода 1907—1910 гг.

У автора данной публикации возникли вопросы по правильности атрибуции.

180-й пехотный Вин­давский полк в то время дис­ло­ци­ро­вал­ся в Митаве и состоял в 45-й пехотной дивизии, но место съёмки данной части в точности совпадало со снимком Лейб-гвардии Кекс­гольм­ского полка.

На фоне неизвестного строения запечатлены 1118 человек. Правильная ат­рибуция снимка — 3-я Лейб-гвардии ар­тил­лерийская бригада, что подтвердили историки Глазков и Клочков. Часть была сфо­то­гра­фирована в Вар­шаве на фоне того же строения, где ранее позировали Лейб-гвардии Волынский, Кексгольмский и Санкт-Петербургский полки. Более подробная атрибуция данного и других снимков будет в следующих публикациях.

3-я Лейб-гвардии артиллерийская бригада. Варшава. 1909 год. Мордовский крае­ведческий музей имени И.Д. Воронина
3-я Лейб-гвардии артиллерийская бригада. Варшава. 1909 год. Мордовский краеведческий музей имени И.Д. Воронина

Кто же является автором уникальных групповых снимков и как они были сделаны?

В своей публикации Ганин с Пущиным сообщают: «Чтобы создать такой снимок, соорудили специальные леса — больше 20 рядов, каждый из которых вмещал по 50 человек. Одна расстановка всех участников съёмки по росту заняла несколько часов. Снимали гигантским объективом — 2,4 м в длину и 1,4 м в ширину. Автор уникального снимка неизвестен».

В 2017 году в сети появилась заметка А. Озерова «Самый большой фотоаппарат в мире»[6]. Автор сообщал: В конце XIX ве­ка в Чикаго был создан са­мый со­вре­мен­ный и ком­фор­та­бель­ный поезд тех вре­мён. Но по не­из­вестным обстоя­тель­ствам, «супер новинка» не была отправлена на все­мир­ную вы­став­ку в Париж. Тог­да со­зда­тели поез­да ре­шили сфо­тогра­фи­ровать своё де­тище в полную длину и отправить снимок на всеобщее обозрение. Для этого было принято решение о создании большого фо­то­аппарата. И вот, инженер Джордж Р. Лоуренс в 1900 году создаёт такой фото­аппарат. Камера была таких размеров, что фотограф мог расположиться там, как в собственных апартаментах. Для фотосессии фотографу требовалось не менее 15 помощников. Для того, чтобы камера могла двигаться, потребовалось 120 кг раствора клея и каучука. В фотоаппарате использовались фотопластины длиной — 2,44 м и высотой — 1,6 м. Фотопластины закреплялись в задней части камеры. Вес только одной кассеты составлял 226 кг, а самого фотоаппарата — 507 кг! Для того, чтобы транспортировать сей агрегат, запрягали грузовой фургон с лошадьми. А для загрузки в фургон требовалось 15 человек. Но это стоило того, фотоаппарат позволял делать фотографии размером 2,4х1,4 метра.

Более никаких сведений ни о большом фотоаппарате, ни о фотографе пока не найдено. Авторы вышеприведённых публикаций предполагают, что фотограф был шпионом… В газетах того времени также не найдены упоминания по фотографу. Попытки поиска в РГВИА дополнительной информации о групповых съёмках также не увенчались успехом: в фондах армейских корпусов, полков и бригад отсутствуют дела за период 1908—1909 гг.

Данная публикация будет первой в журнале «Коллекция», раскрывающая тему полковых фотографий. Автором обнаружены ещё два десятка подобных снимков других частей. Одну из них реставрирует талантливый известный реставратор Анна Асеева, её работа войдёт в документальный фильм, в съёмках которого принимает участие и автор публикации, а также фотограф Алексей Серебряков (он расскажет как создавались подобные огромные снимки).

Благодарности

Автор благодарит за помощь в работе над материалом: С.В. Белоусова, А.В. Ганина, В.В. Глазкова, А.Н. Занкину, А.Ю. Каркотко, Д.А. Клочкова, М.С. Нешкина, Е.В. Тарасову, Т.В. Фролову и М.А. Шевелева

А также архивы и музеи:

  • Российский го­су­дар­ст­вен­ный воен­но-ис­то­ри­чес­кий архив, г. Москва.
  • Пензенский го­су­дар­ст­вен­ный крае­вед­чес­кий музей.
  • Городецкий ис­то­ри­ко-ху­до­же­ст­вен­ный му­зей­ный комп­лекс.
  • Мордовский рес­пуб­ли­кан­ский объе­ди­нён­ный крае­вед­чес­кий музей имени И.Д. Воронина.
  • Кобринский воен­но-ис­то­ри­чес­кий му­зей им. А.В. Суворова. 
Марат Абдулхадирович Хайрулин
Заместитель директора по научно-исследовательской работе
Музея техники Вадима Задорожного

Источники

[1] Ганин А.В., Гущин Ф.А. Идентификация офицеров с общей фотографии Лейб-гвардии Кексгольмского полка // Офицерские собрания Российской императорской гвардии. Каталог выставки. СПб., 2022. С. 242–249.

[2] Ганин А., Гущин Ф. Служили два товарища… // Родина. 2019. № 9. С. 53.

[3] Ганин А. “Все еще живы…” : На удивительном снимке Лейб-гвардии Кексгольмского полка “Родина” идентифицировала девятерых офицеров // Родина. 2018. № 11. С. 4–8.

[4] Лизнев Б. Полк, смирно! История одной фотографии // Киновидеостудия “Юность”. 2006.

[5] Белоусов С.В. Уникальная фотография 6-го пехотного Либавского полка в собрании Пензенского государственного краеведческого музея: вопросы атрибуции // Центр и периферия. 2022. №1. С. 54—59.

[6] https://web.ar­chi­ve.org­/­web­/­2018­02­04­114­142­/­http://sa­mo­goo.net/sa­myiy-bol­shoy-fo­to­ap­pa­rat-v-mi­re.html

Более 40 лет в строю. Фельдфебель Василий Соломатин

__________________

 Обсудить статью >>>

Рекомендуем

Атрибуция портретов: зачем?

Атрибуция портретов: зачем?

На­ши чи­та­те­ли ре­гу­ляр­но имеют воз­мож­ность зна­ко­миться бук­валь­но с де­тек­тив­ны­ми ис­то­рия­ми, рас­кры­ваю­щи­ми имена
Неожиданное знакомство. Два портрета И.Ф. Хруцкого в частной коллекции (Германия)

Сын казака, казак…

Вашему внима­нию иссле­дова­ние С.Н. Голо­ви­на двух порт­ре­тов, кото­рые най­дены за­ве­дую­щей отде­лом за­ру­беж­ного
Перейти К началу страницы