Известные нам с далёкого детства французские мушкетёры Дюма здесь не причём. Речь пойдёт об одном из пехотных полков Русской Императорской армии начала ХХ века, а именно о 6-м пехотном Либавском.
Старинный снимок 6-го пехотного принца Фридриха-Леопольда Прусского Либавского полка
Общество офицеров в этом полку прекрасное, солдаты отменно хороши. Ф.Н. Глинка. Письма русского офицера. 1812
Датой основания полка считается 16 августа 1806 года (старшинство с 16 мая 1803 года), когда из трёх рот Кексгольмского и трёх рот Петровского мушкетёрских полков был сформирован Либавский мушкетёрский полк. В 1811 года часть получила наименование Либавский пехотный полк, с октября 1822-го – пехотный принца Карла Прусского полк, с марта 1857 г. – Либавский пехотный принца Карла Прусского полк, с марта 1864 г. – 6-й пехотный Либавский принца Карла Прусского полк, с января 1883 г. – 6-й пехотный Либавский полк, с мая 1883 г. – 6-й пехотный Либавский полк Принца Фридриха-Карла Прусского, с июня 1885 г. – 6-й пехотный Либавский принца Фридриха-Леопольда Прусского полк и с 1 августа 1914 г. – 6-й пехотный Либавский полк.
В собрании Музея техники Вадима Задорожного хранятся два одинаковых групповых снимка 6-го пехотного Либавского. Один из них экспонируется в музейной экспозиции “Первая мировая. Забытая война”. Снимок всегда вызывает огромный интерес у посетителей музея. Некоторое время фотография была без атрибуции, и мы полагали, что на ней запечатлён Лейб-гвардии Кексгольмский, снятый до войны. Тогда на погонах нижних чинов и офицеров рассмотрели шифровку, похожую на кексгольмскую (F1 — императора австрийского Франца I), но при внимательном изучении скана музейного снимка оказалось, что это шифровка либавцев (FL — принца Фридриха-Леопольда Прусского)!
- Фрагмент фотографии Лейб-гвардии Кексгольмского полка и погон рядового с шифровкой шефа полка — Императора Австрийского Франца I (с императорской короной и F.1)
- Фрагмент фотографии 6-го пехотного Либавского полка и погон рядового с шифровкой шефа полка — принца Фридриха-Леопольда Прусского (с короной и буквами FL)

Неслучайна также и связь 6-го пехотного Либавского с Лейб-гвардии Кексгольмским полком. Три мушкетёрские роты последнего вошли в состав формируемого Либавского полка. Кексгольмский и Либавский полки до Первой мировой войны входили в состав Варшавского военного округа.
При изучении темы групповых фотографий воинских частей, на которых запечатлены более тысячи человек, оказалось, что она уже привлекала внимание наших историков. Также в российских музеях и частных коллекциях нашлись подобные огромные снимки. Давайте вспомним об этих материалах и рассмотрим несколько подобных фотографий. В ходе подробного изучения данной темы были сделаны некоторые открытия.
Фотография Лейб-гвардии Кексгольмского полка
Снимок Лейб-гвардии Кексгольмского полка, пожалуй, самый известный из всех, его подробно описали доктор исторических наук А.В. Ганин и кандидат исторических наук Ф.А. Гущин[1]. Они опознали почти всех офицеров кексгольмцев (27 из 33)[2] и опубликовали обширную информацию о полке. Они также привели количество человек на снимке — более 1250[3]. Автор данной публикации уточняет, что на снимке 1222 офицера и нижних чина, размещённых на специальных лесах в 24 ряда и 25-й расположился сидя и лёжа на земле. Местом съёмки стала Варшава или её окрестности.

Помимо публикаций Ганина и Гущина, свою лепту внёс и режиссёр Борис Лизнев — он снял про кексгольмцев 22-минутный прекрасный документальный фильм «Полк, смирно!»[4].
Дмитрий Клочков, историк, начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» первым определил датировку съёмки кексгольмцев и либавцев. Оригиналы этого самого известного из групповых полковых снимков хранятся во многих местах: РОСФОТО (ранее — в Союзе художников России), Большеигнатовском музее, Сафоновском историко-краеведческом музее и частных коллекциях.
Фото, видео и публикации о снимке Кексгольмского полка давно завирусились на просторах интернета, зачастую с ошибочными аннотациями, но благодаря вышеуказанным авторам-первопроходцам групповой снимок был отлично изучен и стал достоянием нашей истории.
Фотография 6-го пехотного принца Фридриха-Леопольда Прусского Либавского полка
Вернёмся к нашей музейной фотографии Либавского полка. У нас в музее хранятся два отпечатка оригинала, третий в Пензенском государственном краеведческом музее и четвёртый — в Доме семейных традиций «Кристиан». Последний выкупил его основатель Михаил Шевелев много лет назад на аукционе «Авито», причём продавец был из Пензы и говорил, что нашёл снимок на чердаке. Фото было наклеено на картон и пострадало от времени. Его отреставрировали, но, к сожалению, были утрачены края справа и слева по несколько сантиметров. Несколько экземпляров автор видел в продаже и частных коллекциях.
Первым атрибуцию снимка либавцев, экспонирующегося в Пензенском государственном краеведческом музее, сделал доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета С.В. Белоусов[5]. Фотография хранится в фонде участника Первой мировой войны, офицера 177-го пехотного Изборского полка Василия Георгиевича Рассказова. Долгое время считалось, что на снимке Изборский полк в 1914 году (Рассказов отмечен двумя галочками), пока правильную атрибуцию не сделал С.В. Белоусов.

На музейной групповой фотографии Либавского полка автором данной публикации подсчитано 1116 нижних чинов и офицеров. В кадре присутствуют также двое детей (вероятно, сыновья офицеров полка, среди них гимназист) и даже собака. Офицеров Либавского полка — 36. В центре снимка генерал-майор И.В. Колпиков, командир 1-й бригады 2-й пехотной дивизии, куда входил 6-й Либавский. Слева от него — командир полка полковник Е.Ф. Пестич. Оба офицера ранее были атрибутированы С.В. Белоусовым.

Командир 6-го пехотного Либавского полка полковник Е.Ф. Пестич (слева). На его груди: знак Лейб-гвардии Семёновского полка (Высочайше утверждён 11 июля 1908 г.), орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени. У командира 1-й бригады 2-й пехотной дивизии генерал-майора И.В. Колпикова, на шее — орден Св. Владимира 3-й степени, а на груди — орден Св. Георгия 4-й степени за русско-турецкую войну 1877-1878 гг.
Согласно Общему списку чинам Русской Императорской армии, составленном 1 января 1909 года в полку числился 61 офицер, на 1 января 1910 года та же цифра, причём на смену 8 убывшим офицерам пришли новые. Будущим исследователям, вероятно, удастся опознать офицеров-либавцев среди трёх десятков неизвестных. Например, историк Владимир Глазков заметил, что у одного из капитанов в первом ряду на шашке виден призовой знак за стрельбу и знак об окончании Офицерской стрелковой школы. У поручика на ножнах шашки такой же призовой знак. Вероятно, в центре стоит адъютант полка и судя по изученным послужным спискам это может быть поручик Нил Игнатьевич Куприченков (с декабря 1906 года полковой адъютант).

Также на фото запечатлены 1080 нижних чинов: 5 подпрапорщиков, 80 унтер-офицеров и 995 ефрейторов и рядовых. Причем на правом краю снимка видны только плечи двух солдат… Лишь благодаря присланному скану из Пензенского музея, удалось разглядеть рядовых на правой стороне фото.

Четвёртым и пока последним из опознанных на фото либавцем остаётся подпрапорщик В.Г. Рассказов.
![Подпрапорщик 6-го Либавского полка В.Г. Рассказов [фрагмент из группового фото] и слева он уже подпрапорщик 177-го пехотного Изборского полка. На его груди знак 6-го пехотного Либавского полка. Поперёк погона три нашивки взводного унтер-офицера, чью должность занимал в 177-м полку Рассказов. Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея. Нагрудный знак 6-го пехотного Либавского принца Фридриха-Леопольда Прусского полка. Российская Империя. Утверждён 8 июля 1911 г. На групповом фото ни у кого нет полкового знака, так как оно было сделано за два года до учреждения такового.](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2025/09/herederos_de_los_mosqueteros-09.jpg)
Большинство военных на снимке глядят на нас сквозь столетие серьёзно и сосредоточенно. Двое замечены с улыбками. Часть рядовых положили руки на плечи своих товарищей. Кто-то приложил руку к груди, кто-то отдаёт честь.
Шестеро служащих 6-го полка позировали без головного убора, что являлось грубым нарушением дисциплины. Ещё один дерзкий, в восьмом ряду на правой стороне, замечен с папироской в зубах. Музыкант в нижнем ряду держит в левой руке карточку с женским портретом.
- Фрагмент группового снимка 6-го пехотного Либавского, где видны шесть человек без головных уборов
- Фрагмент группового снимка с рядовым 6-го пехотного Либавского с папиросой. Есть мнение, что на снимке не папироса, а пятно. Такая версия тоже имеет право на существование

Итак, известен полк и примерная дата съёмки. Местом съёмки Белоусов определил как г. Бела (Бяла-Подляска Седлецкой губернии), по всем источникам место дислокации 6-го Либавского в то время. Но не всё оказалось так просто! Сомнения в правильной атрибуции места съёмки появились при изучении других групповых фотографий. Об этом речь пойдёт ниже.
Фотография дивизиона 38-й артиллерийской бригады
Копия снимка неизвестной артиллерийской части, привезённая из Парижа основателем нашего музея В.Н. Задорожным, была показана начальнику военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» Д.А. Клочкову. Фотография была им атрибутирована как дивизион 38-й артиллерийской бригады. Она вошла в сборник прекрасной выставки в Ратной палате «Артиллерия России в Великой войне».
По расписанию на момент съёмки бригада дислоцировалась в Михайловском штабе (близ г. Пружаны Гродненской губернии). Поэтому у Клочкова, как и у Белоусова не было сомнений по поводу места съёмки. При сравнении фотографий Либавского полка и 38-й бригады оказалось, что обе воинские части были сняты в одном и том же месте! Построенный помост, берёза слева — явные доказательства одной локации. Но! 6-й пехотный базировался в Беле Седлецкой губернии и входил в состав 14-го армейского корпуса, а 38-я бригада близ Пружан Гродненской губернии и находилась в составе 19-го корпуса.
Сомнения помог развеять замдиректора РГВИА М.С. Нешкин, показав книгу «Расписание сухопутных войск на 1 июня 1909 года». У обеих частей была одинаковая запись: «С 20 мая по 15 августа в специальном и лагерном сборе при Брест-Литовске».

Фотография 150-го пехотного Таманского полка
В период написания материала нашлась ещё одна подобная фотография! Она экспонируется в Городецком историко-художественном музейном комплексе в «Доме графини Паниной». Описание фотографии в музее отсутствует, но доподлинно известно, что это 150-й пехотный Таманский полк. На момент съёмки полк стоял в г. Кобрин Гродненской губернии и входил в состав 38-й пехотной дивизии 19-го армейского корпуса.
На снимке размером 44,7х95 см поместились 1119 офицеров и нижних чинов, а также ребёнок и две собаки. Среди них 41 офицер и 1078 подпрапорщиков, унтер-офицеров, ефрейторов и рядовых.

При изучении вновь обнаруженной фотографии 150-го Таманского оказалось, что место съёмки то же самое, что у Либавского полка и у 38-й артбригады! То есть лагерь под Брест-Литовском. Да и собака на снимках Либавского и Таманского полков одна и та же!

Андрей Каркотко, военный историк из Беларуси, помог в атрибуции снимка. Среди 41 офицера были опознаны семь человек: командир полка полковник Диль Эдуард Иванович, подполковники Тебиев Иосиф Георгиевич и Гунцадзе Давид Константинович, штабс-капитан Терешкевич Виталий Александрович, капитаны Макаров Алексей Иванович, Матвеев Григорий Алексеевич и Мошеров Алексей Ильич. Но это уже повод для отдельной публикации и подробном рассказе о 150-м Таманском полке.
Итак, в начале работы над данной публикацией автору было известно о существовании 4 групповых фотографий: Лейб-гвардии Кексгольмского, 6-го Либавского и 150-го Таманского полков, а также 38-й артбригады. Заместитель директора Городецкого музейного комплекса Тамара Фролова рассказала о существовании ещё одного, уже пятого подобного снимка! О нём расскажем ниже.
Фотография Лейб-гвардии 3-го артиллерийского дивизиона
В коллекции Мордовского краеведческого музея имени И.Д. Воронина хранится фотография размером 44,5×96 см, атрибутированная как «групповое фото Виндавского пехотного полка» периода 1907—1910 гг.
У автора данной публикации возникли вопросы по правильности атрибуции.
180-й пехотный Виндавский полк в то время дислоцировался в Митаве и состоял в 45-й пехотной дивизии, но место съёмки данной части в точности совпадало со снимком Лейб-гвардии Кексгольмского полка.
На фоне неизвестного строения запечатлены 1118 человек. Правильная атрибуция снимка — 3-я Лейб-гвардии артиллерийская бригада, что подтвердили историки Глазков и Клочков. Часть была сфотографирована в Варшаве на фоне того же строения, где ранее позировали Лейб-гвардии Волынский, Кексгольмский и Санкт-Петербургский полки. Более подробная атрибуция данного и других снимков будет в следующих публикациях.

Кто же является автором уникальных групповых снимков и как они были сделаны?
В своей публикации Ганин с Пущиным сообщают: «Чтобы создать такой снимок, соорудили специальные леса — больше 20 рядов, каждый из которых вмещал по 50 человек. Одна расстановка всех участников съёмки по росту заняла несколько часов. Снимали гигантским объективом — 2,4 м в длину и 1,4 м в ширину. Автор уникального снимка неизвестен».
В 2017 году в сети появилась заметка А. Озерова «Самый большой фотоаппарат в мире»[6]. Автор сообщал: В конце XIX века в Чикаго был создан самый современный и комфортабельный поезд тех времён. Но по неизвестным обстоятельствам, «супер новинка» не была отправлена на всемирную выставку в Париж. Тогда создатели поезда решили сфотографировать своё детище в полную длину и отправить снимок на всеобщее обозрение. Для этого было принято решение о создании большого фотоаппарата. И вот, инженер Джордж Р. Лоуренс в 1900 году создаёт такой фотоаппарат. Камера была таких размеров, что фотограф мог расположиться там, как в собственных апартаментах. Для фотосессии фотографу требовалось не менее 15 помощников. Для того, чтобы камера могла двигаться, потребовалось 120 кг раствора клея и каучука. В фотоаппарате использовались фотопластины длиной — 2,44 м и высотой — 1,6 м. Фотопластины закреплялись в задней части камеры. Вес только одной кассеты составлял 226 кг, а самого фотоаппарата — 507 кг! Для того, чтобы транспортировать сей агрегат, запрягали грузовой фургон с лошадьми. А для загрузки в фургон требовалось 15 человек. Но это стоило того, фотоаппарат позволял делать фотографии размером 2,4х1,4 метра.
Более никаких сведений ни о большом фотоаппарате, ни о фотографе пока не найдено. Авторы вышеприведённых публикаций предполагают, что фотограф был шпионом… В газетах того времени также не найдены упоминания по фотографу. Попытки поиска в РГВИА дополнительной информации о групповых съёмках также не увенчались успехом: в фондах армейских корпусов, полков и бригад отсутствуют дела за период 1908—1909 гг.
Данная публикация будет первой в журнале «Коллекция», раскрывающая тему полковых фотографий. Автором обнаружены ещё два десятка подобных снимков других частей. Одну из них реставрирует талантливый известный реставратор Анна Асеева, её работа войдёт в документальный фильм, в съёмках которого принимает участие и автор публикации, а также фотограф Алексей Серебряков (он расскажет как создавались подобные огромные снимки).
Благодарности
Автор благодарит за помощь в работе над материалом: С.В. Белоусова, А.В. Ганина, В.В. Глазкова, А.Н. Занкину, А.Ю. Каркотко, Д.А. Клочкова, М.С. Нешкина, Е.В. Тарасову, Т.В. Фролову и М.А. Шевелева
А также архивы и музеи:
- Российский государственный военно-исторический архив, г. Москва.
- Пензенский государственный краеведческий музей.
- Городецкий историко-художественный музейный комплекс.
- Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И.Д. Воронина.
- Кобринский военно-исторический музей им. А.В. Суворова.
Марат Абдулхадирович Хайрулин Заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея техники Вадима Задорожного
Источники
[1] Ганин А.В., Гущин Ф.А. Идентификация офицеров с общей фотографии Лейб-гвардии Кексгольмского полка // Офицерские собрания Российской императорской гвардии. Каталог выставки. СПб., 2022. С. 242–249.
[2] Ганин А., Гущин Ф. Служили два товарища… // Родина. 2019. № 9. С. 53.
[3] Ганин А. “Все еще живы…” : На удивительном снимке Лейб-гвардии Кексгольмского полка “Родина” идентифицировала девятерых офицеров // Родина. 2018. № 11. С. 4–8.
[4] Лизнев Б. Полк, смирно! История одной фотографии // Киновидеостудия “Юность”. 2006.
[5] Белоусов С.В. Уникальная фотография 6-го пехотного Либавского полка в собрании Пензенского государственного краеведческого музея: вопросы атрибуции // Центр и периферия. 2022. №1. С. 54—59.
[6] https://web.archive.org/web/20180204114142/http://samogoo.net/samyiy-bolshoy-fotoapparat-v-mire.html
__________________























