При подготовке статьи «Наследники мушкетёров» ко мне обратился сотрудник Музея техники Вадима Задорожного и постоянный автор журнала «Коллекция» Марат Хайрулин с просьбой помочь в атрибуции людей большой групповой фотографии личного состава Лейб-гвардии 3-й Артиллерийской бригады. Среди воинских чинов, запечатлённых на фотографии особый интерес вызвал старый воин с тремя Знаками отличия Военного Ордена. Конечно, имя такого героя можно было определить, ведь известна воинская часть в какой он служил, и он имел уникальный комплект наград. И, действительно, было установлено, что на фотографии был запечатлён подпрапорщик на должности фельдфебеля Василий Соломатин.


Для начала коротко расскажем, как удалось узнать, кто на фото. На груди героя разлечимы: три Знака отличия Военного Ордена, Знак отличия ордена Святой Анны и ещё какая-то медаль. Остальных наград не видно из-за фуражки офицера. Благодаря хорошо видным погонам знаем его звание — подпрапорщик на должности фельдфебеля. Судя по возрасту и зная историю Лейб-гвардии 3-й Артиллерийской бригады свои кресты наш герой скорее всего получил за подвиги в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов. Этой информации достаточного для поиска. Для начала нужно было посмотреть опубликованные полковые истории Лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады. В книге Григоровича «Перечень историй и памяток войсковых частей»[1] указано, что существует пять полковых историй Лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады, — из них две в рукописях, и ознакомится с ними не представляется возможности. С остальными подробно ознакомился: «Краткая памятка 2-й батареи Лейб-Гвардии 3-й артиллерийской бригады»[2], «Памятка ко дню 100-летняго юбилея (1807—1907 гг.) 3-й батареи Л.-Гв. 3-й Артиллерийской бригады»[3] и «6-я батарея Л.-Гв. 3-й Артиллерийской бригады. 1870—1903 гг.»[4]. В последней и были найдены сведения об искомом герое и даже его фотоизображения.
Василий Соломатин также упоминается в «Дневник 6-й грен. батареи 3-й гв. и грен. артил. бригады за войну 1877—78 гг. на Балканском полуострове»[5].
Эти книги дали возможность рассказать подробнее историю Василия Соломатина.
Где и когда родился наш герой пока не известно.
Василий Соломатин начал военную службу в 1868 году, можно сказать в последнем рекрутском наборе, так как с 1869 году в ходе военной реформы была введена всеобщая воинская повинность. В армии он был направлен служить артиллерию.
В 1870 году при формировании новой воинской части 4-й гренадерской скорострельной батареи (будущая 6-я батарея) Лейб-гвардии 3-й Артиллерийской бригады канонир Соломатин был зачислен в её списки. В этой батарее пройдёт почти вся его жизнь.

29 июля 1870 года командиром Лейб-гвардии 3-й Артиллерийской бригады генерал-майором Овандером получено предписание Варшавского окружного артиллерийского управления о командировании на курсы при лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригаде двух офицеров — капитана Лемана и подпоручика Шрейдера, 6 фейерверкеров и 15 нижних чинов. 30 июля капитан Леман с командой отправился в Петербург на курсы для обучения действиям при картечницах команд, прибывающих от скорострельных батарей. Команда пробыла там до половины октября, а два канонира Соломатин и Харченко оставлены для изучения выделки бумажных пуль к холостым патронам.
В 1874 году Василий Соломатин назначен на очень ответственную должность — он стал фельдфебелем батареи. В этой должности он и пробудет всю остальную службу.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Соломатин являл пример мужества и храбрости в бою, за что и был награждён тремя Знаками отличия Военного ордена.

Вот несколько эпизодов мужества и храбрости Василия Соломатина, которые обнаружены в полковой летописи.
В холодную, бурную ночь 16 декабря 1877 года, когда первое орудие спустилось в долину Чурьяка, с не спустившимися с гор остался фельдфебель Соломатин. Полковник Леман офицерам разрешил отправиться на ночь в селение Чурьяк, а сам пошёл к орудиям на гору, но сбился с пути. Было уже поздно, когда фельдфебель Соломатин, с трудом разложив костер, поместился около огня с тремя фейерверкерами и кипятил воду для чая. Вьюга, сильно бушевавшая, и темнота не давали возможность видеть что-нибудь даже в нескольких шагах. Вдруг где-то вдали послышался заглушаемый порывами ветра крик: «Соломатин»!
«Ребята, а ведь это голос командира», сказал фельдфебель, прислушиваясь. И когда крик послышался снова, он, проваливаясь по пояс в снег, пошёл искать кричавшего. Долго бродил он в разных направлениях, подавая голос и прислушиваясь. Наконец удалось ему напасть на верное направление, где он и нашёл полковника Лемана, почти занесённого снегом и едва двигавшегося от усталости. Довёл его до своего костра, где полковник напился чаю и отогрелся.
3 января 1878 года в бою при Ада-Кьой, когда дивизион находился на первой позиции, турецкая артиллерия пристрелялась по нашим орудиям и её снаряды в большом числе падали недалеко сзади правил орудий, осыпая осколками то место, где стояли передки. Испугавшись одного из таких выстрелов, лошади 1-го орудия шарахнулись, угрожая произвести сумятицу. В это время фельдфебель Соломатин бросился удерживать лошадей, что и удалось ему сделать, несмотря на то, что в это самое время граната, упавши между ним и лошадьми, осыпала его землёю.
1 марта 1878 года нижним чинам бригады раздали Георгиевске кресты за переход через Балканы и последующее действия. Всего знаков отличия Военного Ордена 4-й степени за эти дела бригада получила 78, из них 6-я батарея 19 — большую часть. Представленные к награде нижние чины были построены у артиллерийского парка на берегу моря рядом с большим каменным мостом, где им Георгиевске кресты вручил начальник пехотной дивизии. Среди награждённых был фельдфебель Соломатин.
13 июня 1882 года фельдфебель 6-й батареи Василий Соломатин был назначен пенсионером для получения ежегодного пособия в размере 20 рублей из пенсии ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА по Знаку отличия военного ордена Святого Георгия 2-й степени.
6 декабря 1900 года батарея участвовала в параде по случаю празднования дня Тезоименитства ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Шефа бригады. После молебна, вызвав перед фронтом батарей фельдфебеля 6-й батареи Соломатина, командир бригады благодарил его за 30-летнюю усердную и полезную службу и передал ему от офицеров бригады золотые часы с цепочкой. После же парада командир батареи передал Соломатину ещё золотой жетон от командира и офицеров и ящик с серебром от батареи.

7 декабря 1902 года согласно приказу по Военному Ведомству 1901 года за №437, фельдфебелю Соломатину как участнику освободительной войны и находящемуся на сверхсрочной службе ВЫСОЧАЙШЕ пожаловано 100 рублей, которые ему были переданы командиром бригады перед строем чинов бригады.

5 января 1903 года батарея праздновала 25-летие памятных для 6-й батареи боёв под Филипополем 3 и 5 января 1878 года. Фельдфебелю Соломатину, как участнику славного боя, передана от батареи на память серебряная чарка.
Подпрапорщик на должности фельдфебеля Василий Соломатин присутствует среди офицеров и нижних чинов Лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады на групповой фотографии, которая была сделана в 1909 году. Это говорит о том, что его служба в русской императорской армии превысила 40 лет.
Также известно, что в полковом музее хранились фотография нижних чинов 6-й батареи Лейб-гвардии 3-й Артиллерийской бригады награждённых Знаками отличия Военного ордена (на которой присутствовал и Василий Соломатин) и портрет фельдфебеля Соломатина, помещённый в память 30-летней его службы в батарее.

За свою долгую службу Василий Соломатин получил следующие награды:
- Знак отличия Военного Ордена 2-й степени №966. Пожалован 25 июля 1878 года.
- Знак отличия Военного Ордена 3-й степени № 3934. Пожалован 3 июня 1878 года.
- Знак отличия Военного Ордена 4-й степени №68823 «за переход через Балканы и последующие дела до заключения мира». Награждён 28 февраля (по другим данным 1 марта) 1878 года в присутствии начальника 3-й гвардейской пехотной дивизии, когда были розданы нижним чинам Лейб-гвардии 3-й Артиллерийской бригады.
- Знак отличия ордена Святой Анны без банта (Аннинская медаль) №1404. «Всемилостивейше пожалован за 10-летнюю сверхсрочную службу» в 1895 г.
- Серебряная медаль «За усердие» на Анненской ленте.
- Светло-бронзовая медаль на Андреевско-георгиевской ленте «В память русско-турецкой войны 1877—1878».
- Румынский крест «За переход через Дунай».
- Кроме того, на фотографиях у него две большие шейные медали «За усердие». За свою 40-летнюю службу он должен был получить высшую степень — большую золотую медаль «За усердие» для ношения на шее на Андреевской ленте.
Заканчивая наше небольшое исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург) за помощь в поиске документов.
Каркотко Андрей Юрьевич Магистр политических наук, историк Изображения предоставлены автором
[1] Григорович А. Перечень историй и памяток войсковых частей. Гвардейский корпус, гренадерские, пехотные и стрелковые части, драгунские, уланские, гусарские и казачьи полки. Часть I. С.-Петербург, Первая Женская Тип. Т-ва «Печ. Станка». Изд. 2-е, дополненное 1913. 95 с.
[2] Краткая памятка 2-ой батареи Лейб-Гвардии 3-й артиллерийской бригады. / Сост. поручик В. Кусонский. Варшава. 1911 г. 24 стр.
[3] Памятка ко дню 100-летняго юбилея (1807—1907 г.г.) 3-й батареи Л.-Гв. 3-й Артиллерийской бригады. Селиверстов В. Варшава. 1907 г. 39 стр.
[4] 6-я Батарея Лейб-гвардии 3 артиллерийской бригады: Ист. очерк. 1870—1903 г.г. Варшава, тип. АО С. Оргельбранда С-ей, 1903 г. 192 стр.
[5] Дневник 6-й грен. батареи 3-й гв. и грен. артил. бригады за войну 1877—78 г.г. на Балканском полуострове. / Сборник материалов по Русско-Турецкой войне 1877-78 гг. Выпуск 60. Дневники и описания военных действий частей 3-й гв. п х. дивизии, 3-й гв. и грен. артил. бригады и гв. стрел. бригады.
Награды Российской империи
__________________