Коллекция Шаховских

Судьба коллекции Шаховских-Глебовых-Стрешневых

in Музей 1731 views

Когда ав­то­ру ста­ло оче­вид­ным, что са­мые рас­ти­ра­жи­ро­ван­ные изоб­ра­же­ния Ша­хов­ских-Гле­бовых-Стреш­не­вых оказались фо­то­порт­ре­тами прос­то не­из­вестных людей из кру­га кня­жеской че­ты, его ув­лекла тема поиска и атрибуции их собственных порт­ретов. Не­которые находки и раз­мышления были опубликованы в статье «Мифы о княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой». Для всех поисков по этой теме стало необходимо погрузиться в историю и выяснить судьбу предметов, которые находились в Покровском-Стрешневе до революции и после, во время работы там Музея усадебного быта. Дореволюционные описи предметов, утверждённые Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, были весьма приблизительными и находились в каждой комнате усадьбы. Некоторые из них уцелели в неспокойные времена и сейчас хранятся в отделе письменных источников Го­су­дар­ст­вен­ного ис­тори­чес­кого музея[1].

Музей-усадьба Пок­ровское-Стрешнево. 1925 г. Государ­ственный исто­рический музей

Музей-усадьба Покровское-Стрешнево. 1925 г. Государственный исторический музей

Итак. В августе 1919 года в Покровском-Стрешневе был открыт Музей усадебного быта. Однако по документам РГАЛИ[2] удалось выяснить, что до его открытия некоторые картины и предметы декоративно-прикладного искусства из усадьбы были вывезены в хранилище бывшего Английского клуба (Тверская, д. 21), принадлежавшего Государственному музейному фонду. Госфонд был «перевалочным пунктом» между национализированными усадьбами и музеями, которые активно комплектовались после 1918 года. Среди поступивших предметов из Покровского-Стрешнева в хранилище Английского клуба 4 февраля 1919 года были картины и портреты (всего – 31)[3]. Часть из них была затем передана в разные провинциальные музеи, а именно: жанровая сцена «На льду» Моленара Класа оказалась в Тульском музее изобразительных искусств; «Павлин и куры» и «Куры и индейки» Фердинанда ван Кесселя – в Пермской художественной галерее; «Дама с цветами» Мельхиора Брассау – в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. А вот портреты С.Д. и Н.Д. Матюшкиных кисти К.И. Головачевского были отправлены в Третьяковскую галерею.

Моленар Клас. На льду. Дерево, масло. XVII в. Тульский музей изобразительных искусств

Моленар Клас. На льду. Дерево, масло. XVII в. Тульский музей изобразительных искусств

  • Фердинанд ван Кессель. Павлин и куры. Дерево, масло. XVII в. Пермская государственная художественная галерея
  • Фердинанд ван Кессель. Куры и индейки. Дерево, масло. XVII в. Пермская государственная художественная галерея
  • Мельхиор Брассау. Дама с цветами. Дерево, масло. 1730-е — 1750-е гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Усадьба Покровское-Стрешнево. Фрагмент интерьера картинной. 1907-1917 гг. РГИА

После ликвидации хранилища Английского клуба оставшиеся предметы передавались в Центральное хранилище Госфонда. Картины, определённые на тот момент как «не имеющие музейной ценности» (а их было большинство), передавались в специальную комиссию Госфонда для решения их дальнейшей судьбы. Чаще всего их направляли на продажу по стране или за границу. Установить их местонахождение теперь не представляется возможным. Другая судьба постигла картину неизвестного художника «Рыбаки на берегу моря», которая была передана в Полномочное представительство СССР в Берлине, что также не очень оптимистично. Не удалось на данный момент найти и три портрета, отданных на реставрацию в Третьяковскую галерею: Петра Ивановича Стрешнева, неизвестного в гусарском мундире, а также женский портрет французской школы. Порой вещи «путешествовали» по разным хранилищам или даже по музеям. Например, четыре портрета кисти неизвестного художника французской школы – «Флейтист», «Певец», «Дирижёр», «Паяц» – проследовали из Покровского в Английский клуб, потом обратно, затем в Исторический музей, после – в Музей изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина), но в итоге попали Мосгосторг для продажи.

Во время существования Музея дворянского быта в Покровском с 1919 по 1927 годы были и «разовые» выдачи. Так в 1924 году из усадьбы в Музей изящных искусств «переехала» картина Ф. Буше «Ферма» и «Портрет И.И. Глебова» кисти И.Д. Лигоцкого, который попал в Третьяковскую галерею после выставки «У истоков русской живописи» в 1925 году. 16 мая 1927 года было принято решение о ликвидации музея-усадьбы «Покровское-Стрешнево» с 1 октября 1927 года.[4] После этого в течение 1927 года на коллекцию Покровского могли претендовать другие музеи…

Франсуа Буше. Ферма. Холст, масло. 1752 г. ГМИИ им. Пушкина

Франсуа Буше. Ферма. Холст, масло. 1752 г. ГМИИ им. Пушкина

Музей изящных искусств в декабре отобрал для своего фонда 35 французских гравюр и 15 картин. Из них в 1929 году 13 картин были сданы в Мосгосторг, в нынешнем ГМИИ им. Пушкина осталось полотно Якоба Виллемса де Вета-старшего «Идолослужение царя Соломона», а «Битва» Питера Снайерса в 1938 году была передана Краснодарскому художественному музею, где и находится по сей день. Подробности решения по ликвидации музейной экспозиции «Покровского-Стрешнева», распределение экспонатов по разным музеям, а также инвентарную книгу Музея усадебного быта, автору этой статьи, к сожалению, до сих пор найти не удалось. Вполне возможно, что распределение происходило весьма бессистемно и не фиксировалось в одном документе.

Якоб Виллемс де Вет-старший. Идолослужение царя Соломона. Дерево, масло. 1640-е гг. ГМИИ им. Пушкина

Якоб Виллемс де Вет-старший. Идолослужение царя Соломона. Дерево, масло. 1640-е гг. ГМИИ им. Пушкина

Питер Снайерс. Битва. Холст, масло. XVII в. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Питер Снайерс. Битва. Холст, масло. XVII в. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Более четырёхсот предметов из Покровского после прекращения работы музея-усадьбы попали в Государственный исторический музей. Это и мебель, и декоративно-прикладное искусство, оружие, изобразительные материалы, а также дореволюционный архив усадьбы. В дальнейшем некоторые портреты из Исторического музея были переданы в другие музеи или организации. Например, портрет П.Ф. Глебова-Стрешнева – в Бородинский музей-заповедник, а оттуда – в Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, портрет императрицы Александры Фёдоровны – в ГМЗ «Петергоф». Сейчас в Историческом музее хранится около 70 портретов и 2 картины из коллекции Покровского-Стрешнева. Среди них большая часть произведений неизвестных художников XVIII-XIX веков, однако встречаются и произведения Ф.С. Рокотова, И.П. Аргунова, И.Б. Франкарта, Ф. Кюнеля, К.К. Гампельна, А.И. Иванова-Голубого. С атрибуциями художников и изображенных моделей нюансов также было немало…[5]

Предметы из кабинета князя М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева в собрании ГИМ и на фотографическом изображении кабинета князя в усадьбе Покровское-Стрешнево. 1907-1917 гг. РГИА

Большой проблемой в поиске предметов из Покровского-Стрешнева в Историческом музее стало «обезличивание» фотографий и репродукций. Многие из них не были своевременно записаны в книгу поступлений, поэтому утратили связь с коллекцией. Фотографии вынимали из рам, большая часть не подписанных изображений надолго остались неизвестными. Даже альбомы с фотографиями (из 9 поступивших найдено лишь 3) попали в графу «из прежних поступлений до 1957 года». Судя по всему, некоторые альбомы были расформированы, а фотографии из них хаотично распределялись по папкам хранения. Но порой, словно неслучайно, находятся «знакомые» лица, заметные на снимках интерьеров усадьбы, которых тоже сохранилось крайне мало: в РГИА, в Музее архитектуры им. Щусева и в Государственном историческом музее. Последние находки и помощь хранителей, старших научных сотрудников Исторического музея –  Е.А. Лукьянова и А.Н. Черненковой дают надежду на дальнейшие открытия…

Антон Иванович Иванов-Голубой. Река Волга у города Плес. Холст, масло. 1841 г. Государственный исторический музей

Антон Иванович Иванов-Голубой. Река Волга у города Плес. Холст, масло. 1841 г. Государственный исторический музей

Однако самая печальная судьба была у предметов, оставшихся в усадьбе к маю 1928 года, уже после вывоза большей части экспонатов в Исторический музей. 45 картин были переданы также в Центральное хранилище Госфонда, затем 44 из них – в госфондовую комиссию[6], а один портрет неизвестного, выполненный в XVIII веке художником русской школы, – в ГИМ, где был не обнаружен при очередной сверке и вовсе утерян. При поступлении в Госфонд большая часть изображённых на портретах записывались уже как «неизвестные», с примерными датировками. Среди таких вещей, например, упоминается портрет молодой женщины с красным платком на шее работы русского художника первой половины XIX века, указан размер 35 х 30 см. Исходя из таких данных, можно предположить, что это портрет Натальи Петровны Бреверн (урождённой Глебовой-Стрешневой), который стоял на небольшом мольберте, на этажерке с полками в кабинете князя М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева[7]. После смерти князя в 1892 году Евгения Фёдоровна распорядилась сохранить обстановку в его кабинете без изменений – такой, какой она была в последний день жизни Михаила Валентиновича. Опознавать некоторые вещи помогла фотография кабинета князя из РГИА.[8] Из описи имущества усадьбы 1915 года также удалось узнать, что там хранились четыре портрета самой княгини Евгении Фёдоровны Шаховской. Два портрета попали в Исторический музей (ранее публиковались в статье «Мифы о княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой). Например, овальный портрет, нарисованный пастелью, тоже стоял на мольберте в кабинете Михаила Валентиновича, что подтверждается дореволюционной фотографией. Рядом нетрудно заметить и портрет Ф.И. Глебова, который также сейчас хранится в ГИМ. Аналогичный портрет, поступивший из Историко-бытового отдела ГРМ, находится сейчас в собрании Государственного Эрмитажа[9].

Фотография портрета Н.П. Бреверн (?) в кабинете князя М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева. Местонахождение портрета неизвестно

Фотография портрета Н.П. Бреверн (?) в кабинете князя М.В. Шаховского-Глебова-Стрешнева. Местонахождение портрета неизвестно

Приятным открытием стало то, что в инвентарной книге Центрального хранилища Госфонда[10] отметка о передаче в «Госфондовую комиссию» не всегда означала дальнейшую продажу картин. Комиссия могла принять решение и о дальнейшей передаче в музеи. Такой прецедент случился и с двумя картинами Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Среди актов выдачи из Центрального хранилища в 1928 году[11] был обнаружен «Список предметов, выделенных из списков провинциальных музеев, задержанных Антиквариатом для передачи в Музей изящных искусств». В списке были указаны две картины из собрания Покровского-Стрешнева, которые автор уже и не надеялся найти: «Город на берегу моря, горы» неизвестного художника итальянской школы и «Пейзаж. Сельский праздник» неизвестного художника фламандской школы. Картины действительно поступили в Музей изящных искусств в 1929 году со склада Госфонда, а далее в 1931 году «Город на берегу моря» был передан в Белорусский государственный музей в Минске, а «Пейзаж. Сельский праздник» – в 1937 году в Пермскую художественную галерею. Последнюю картину, к счастью, удалось заметить в интерьерах усадьбы – на фотографии библиотеки, где были распахнуты двери анфилады и впереди открылся вид на картинный зал.

  • Неизвестный художник фламандской школы. Пейзаж (Сельский праздник). Холст, масло. XVII в. Пермская государственная художественная галерея
  • Музей-усадьба Покровское-Стрешнево. Вид из библиотеки на картинную. 1919-1927 гг. ГИМ

Судьба наследия Шаховских-Глебовых-Стрешневых очень сложная и запутанная. Хочется верить, что со временем станет возможным выставочный проект, в котором удастся вновь воссоединить в одном пространстве оставшиеся в разных музеях предметы из коллекции Шаховских-Глебовых-Стрешневых. А организовать такую выставку можно было бы, например, в театре «Геликон-опера», где к истории предыдущих владельцев здания относятся с особенным вниманием и любовью!

Владислав Ступак,
старший администратор отдела выставочных проектов
музыкального театра "Геликон-опера",
куратор выставок

Владислав Ступак
Владислав Ступак

Владислав Ступак, куратор выставок театра «Геликон-опера».

В 2022 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, в данный момент студент Российской академии музыки имени Гнесиных (специальность — дирижирование академическим хором).

С 2019 года работает в театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с 2022 года — старший администратор отдела выставочных проектов музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана.

 


 

[1] ОПИ ГИМ. Ф. 47, ЕД. 196

[2] РГАЛИ. Ф. 686, ОП. 1, ЕД. 149, Л. 20, 21.

[3] РГАЛИ Ф. 686, ОП. 1, ЕД. 152

[4] ГАРФ Ф. А-2306, ОП. 69, Д. 1425, Л. 15

[5] См.: Селинова Т.А. Портретная галерея Глебовых-Стрешневых в с. Покровское // Памятники культуры. Новые открытия. 1996. – М., 1998.

[6] РГАЛИ, Ф. 686, ОП.1, ЕД. 35, Л. 103.

[7] ОПИ ГИМ. Ф. 47, ЕД. 196, Л. 14

[8] РГИА, Ф. 788, ЕД. 2074, Л. 7

[9] ЭРЖ-292.

[10] РГАЛИ Ф. 686, ЕД. 76-79

[11] РГАЛИ Ф. 686, ЕД. 73, Л. 197

 

Мифы о княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой

Театральный мир И.Ф. Стравинского

 

 

Рекомендуем

Перейти К началу страницы