Иконы Шереметевых, Артемия Волынского, Василия Головина, Юрия Кологривова с 12 июня с.г. будут представлены на выставке в музее Андрея Рублёва.
С эпохи Петра I русское искусство стало развиваться в тесной взаимосвязи с западноевропейским искусством. В стороне от этого процесса не осталась и иконопись. В XVIII столетии в ней при сохранении традиционных черт нашли своё отражение все главные европейские художественные стили того времени – барокко, рококо и классицизм. Их влияние на икону не было прямым, как в светских видах искусства, что определило ее художественную оригинальность. На выставке в Музее имени Андрея Рублёва будут представлены наиболее рафинированные образцы русской иконописи времени правления на русском престоле женщин – Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Икона «галантного века»
Произведения XVIII века из музейных и частных собраний
Экспозиция включает как крупноформатные образы, написанные для храмовых интерьеров, так и небольшие домашние, принадлежавшие высшей аристократии и сопровождавшие своих владельцев на протяжении всей их жизни. Среди них впервые экспонируемые иконы из дворцов графов Шереметевых в усадьбах Кусково и Останкино, а также принадлежавшие известным историческим личностям того времени – Артемию Волынскому, Василию Головину, Юрию Кологривову.


- Богоматерь Неувядаемый Цвет. Вторая четверть XVIII века. Москва. Дерево, темпера. 73,5 × 55 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи
- Девять мучеников Кизических, с избранными святыми. 1732 (?) год. Иван Федоров Рожнов, Москва. Дерево, темпера. 114,5 × 82 см. Собрание Московского государственного объединенного музея-заповедника
- Десять Критских мучеников и неизвестная мученица. Вторая половина XVIII века. Михаил Фунтусов (?). Дерево, темпера. 27,5 см × 20 см. Собрание Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково»
- Великомученица Екатерина. Последняя четверть XVIII века (между 1777 и 1796 годами). Москва. Дерево, масло. 37,2 × 29,4 см. Частное собрание
- Священномученик Харлампий, с житием. 1740-е годы (?). Иван Александров (Артемьев) Гусятников, Москва. Дерево, темпера. 89,2 × 69,2 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи
- Успение Богоматери. Середина – третья четверть XVIII века. Москва. Дерево, темпера. 44,1 × 35,7 см. Собрание Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково»
- Святитель Вукол Смирнский, с образом Сретения Господня. 1739 год. Егор Иванов Грек, Москва. Дерево, темпера. 32,3 × 27,6 см. Собрание Музея им. Андрея Рублёва
- Апостол Андрей Первозванный. 1752 год. Москва. Дерево, темпера. 31,1 × 26,2 см. Собрание Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково»

Наряду с памятниками традиционной темперной техники будут показаны и живописные иконы, созданные в новаторской для того времени масляной технике. Наибольший интерес среди них представляет происходящий из Архангельского собора Московского Кремля комплекс екатерининского времени из пяти икон с изображением святых покровителей императорской семьи.
В XVIII веке иконопись во многом перестала быть анонимной, поэтому значительную часть экспонатов составляют подписные произведения наиболее ярких мастеров XVIII века – Ивана Гусятникова, Ивана Поспелова, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского, Михаила Фунтусова, Федота Колокольникова, Алексея Антропова, Василия Колмогорова, Василия и Андрея Чалковых.

- Пророк Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1769 год. Василий Колмогоров, Великий Устюг. Дерево, темпера. 35 × 30 см. Частное собрание
- Воскресение Христово, с праздниками. 1760-е годы. Москва или Санкт-Петербург (?). Дерево, темпера. 61 × 52 см. Собрание Музея им. Андрея Рублёва
- Священномученик Александр. Последняя четверть XVIII века. Поволжье. Дерево, темпера. 34 × 29,5 см. Собрание Государственного исторического музея
Помимо Музея имени Андрея Рублёва в выставке принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей-заповедник «Коломенское – Измайлово», Музей-заповедник «Останкино и Кусково», Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», частные коллекционеры.
Кураторы
Кураторы выставки – главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Н.И. Комашко и заведующий сектором научно-методической работы Д.В. Денисов.
Отдел по связям с общественностью Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 9.06.2025
Редакция благодарит Дарью Шведову за постоянное любезное внимание и сотрудничество!
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва — музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.
До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.
Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
12 июня – 24 августа 2025 г.
Купить билеты в Музей Андрея Рублёва
_________________