Передвижники в Третьяковке

in Новости музеев 1701 views

Центральный выставочный проект Третья­ков­ской га­лереи 2024 года по­свя­щён твор­­чес­кой дея­­тель­нос­ти ху­­дож­­ни­ков — чле­нов и экспонентов То­ва­ри­ще­ст­ва пе­­ре­движ­­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок, ко­торых мы се­годня на­зываем пе­редвиж­ни­ка­ми. Ве­дущие мас­тера вто­рой по­ловины XIX века — В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Су­ри­ков, А.И. Куинд­жи, А.К. Сав­расов, И.И. Шиш­кин, В.Д. По­ленов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.М. Пря­ниш­ников, Н.А. Ярошенко и другие — составили яд­ро То­ва­ри­ще­ст­ва и вош­ли в ис­торию рус­ского ис­кус­ства. Без них судь­ба оте­че­ст­вен­ной живописи была бы иной. Се­годня пе­ре­движ­ничество ста­ло цент­ральным сис­те­мо­обра­зую­щим яв­лением рус­ской культуры того времени.

Репин И.Е. 1844-1930. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло. 101x77. В раме: 126x103x9,5. ГТГ
Репин И.Е. 1844-1930. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло. 101×77. В раме: 126x103x9,5. ГТГ
Члены и экспоненты ТПХВ. Фотография Г. Деньера. Начало XX века
Члены и экспоненты ТПХВ. Фотография Г. Деньера. Начало XX века

Выбор проекта для от­крытия новых про­странств Третья­ковской га­лереи на Ка­да­шёв­ской на­бе­реж­ной не­слу­чаен. Творческий подъём пе­ре­движ­ников в 1870–1890-е годы сча­ст­ливо сов­пал с перио­дом зре­лости кол­лек­ции Павла Михайловича Третья­кова. Их про­из­ве­де­ния ста­ли стерж­нем со­бра­ния ос­но­ва­теля Третья­ковской галереи. Пред­ставляя посе­тителям но­вые му­зей­ные про­ст­ран­ства, Га­лерея вспоминает о своих истоках.

  • Ге Н.Н. 1831-1894. Пётр I до­пра­шивает царевича Алексея Пет­ровича в Петергофе. 1871. Холст, мас­ло. 134,8×172,7. В све­ту: 134х172. ГТГ
  • Крамской И.Н. 1837-1887. Неиз­вестная. 1883. Холст, масло. 76,1×102,3. В раме: 121,5×146. В свету: 74,5х99. ГТГ
Суриков В.И. 1848-1916. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 223x383,5. ГТГ
Суриков В.И. 1848-1916. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 223×383,5. ГТГ
  • Ге Н.Н. 1831-1894. «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890. Холст, масло. 233 х 171. ГТГ
  • Перов В.Г. 1833-1882. Портрет Ф.М. Достоевского (1821-1881). 1872. Холст, масло. 99,6×81. В раме: 132,5×112,5. ГТГ
  • Саврасов А.К. 1830-1897. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. 62×48,5. ГТГ
  • Перов В.Г. 1833-1882. Охотники на привале. 1871. Холст, масло. 119×183. ГТГ
  • Шишкин И.И. 1832-1898. Рожь. 1878. Холст, масло. 107,5×188. В ра­ме: 151,5×233,5. ГТГ
  • Крамской И.Н. 1837-1887. Христос в пустыне. 1872. Холст, масло. 184×214. В раме: 227×258,5. В све­ту: 180х210. ГТГ
  • Левитан И.И. 1860-1900. Над веч­ным покоем. 1894. Холст, мас­ло. 152×207,5. В раме: 192×252,5. ГТГ
Репин И.Е. 1844-1930. Не ждали. 1884–1888. Холст, масло. 160,5x167,5. В раме: 215,5x222,5x11,5. ГТГ
Репин И.Е. 1844-1930. Не ждали. 1884–1888.
Холст, масло. 160,5×167,5. В раме: 215,5×222,5×11,5. ГТГ
Репин И.Е. 1844-1930. Крестный ход в Курской губернии. 1881–1883. Холст, масло. 178x285,5. В раме: 252x359x17. ГТГ
Репин И.Е. 1844-1930. Крестный ход в Курской губернии. 1881–1883. Холст, масло. 178×285,5. В раме: 252x359x17. ГТГ

Выставка станет первым за по­следние 50 лет мас­штаб­ным проек­том, по­свя­щён­ным на­сле­дию пере­движ­ников. Её цель — ак­туа­ли­за­ция ис­кус­ства рус­ского реа­лизма, ос­вобож­дение от штампов в его восприятии.

В состав выставки войдут как из­ве­ст­нейшие произ­ведения рус­ского ис­кусства, так и ма­ло­зна­комые картины пере­движ­ников. Собранные вместе, эти работы раскроют круг проблем, вол­новавших художников и об­ще­ство, обозначат особенности их твор­ческого ме­тода и на­метят прой­ден­ный путь в ис­кус­стве по­след­ней тре­ти XIX – начала XX века. Кри­тические вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­ни­ков рас­ска­жут о слож­ностях вос­приятия, а хро­ни­ка дея­тельности Товарищества и ар­хивные до­кументы воссоздадут историю в фактах и по­кажут мно­го­гран­ность дея­тель­ности Това­ри­ще­ст­ва как неза­висимого просве­ти­тель­ского объе­динения художников.

В дополнение к основной экспозиции Третья­ковская га­лерея пред­ставит муль­ти­ме­дийный спец­проект, в рам­ках ко­то­рого расскажет о дея­тельности То­варищества на про­тяжении 53-лет­ней ис­тории (1870–1923), по­кажет географию марш­ру­тов пе­ред­вижных выста­вок и по­знако­мит с клю­­чевыми име­нами кол­лек­ционе­ров произ­ведений пе­ре­­движ­ни­ков, ре­зультатом со­би­ра­тель­ской прак­тики которых стали коллекции крупных ху­дожествен­ных музеев страны.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
30.09.2024

29 октября 2024 г.

Сегодня выставка «Передвижники» открылась в новом здании на Кадашёвской набережной в Москве. Здание свёжевыстроенное, сверх­со­вре­менное. Выставка — хорошая. И очень нужная. Причина вот в чём. Передвижники давно стали базовыми художниками в нашей культуре. Знакомство с их работами стало непременным, как знание «Азбуки». Так что выставка важна, в первую очередь, новым поколениям. Не имеем ни малейшего представления как их туда привести. Вернее, как туда их загнать, ведь столько лет на культуру просто плевали, да и что скрывать — изменения в лучшую сторону не самые заметные.

Так что, найдите время, возьмите детей (детей вплоть до 40-летних) и идите в Третьяковку. Нужно работать на будущее. Третьяковка старается это делать, может быть и не осознанно.

Ах, да! Освещение показалось недостаточным. Наверное, можно сказать о воздействии света на картины и т.п. Но в других музея светлее.

Нужны скамейки для возрастных и уставших посетителей. Имеющаяся в конце зала не вмещает всех желающих.

Фотографии ГТГ 29.10.2024

Передвижники

Иван Крамской. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1883. Холст, масло. ГРМ
Иван Крамской. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1883. Холст, масло. ГРМ
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883. Холст, масло. Калужский изобразительный музей искусств. Выставки: 11-я ТПХВ 1883-1884 (Санкт-Петербург, Москва). Моделью послужила А.К. Дитерихс (1859-1927), общественная деятельница и писательница, ставшая в 1886 году супругой издателя и публициста В.Г. Черткова, друга Л.Н. Толстого.
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883. Холст, масло. Калужский изобразительный музей искусств
  • Николай Ярошенко. Курсистка. 1883. Холст, масло. Калужский изобразительный музей ис­кусств. Выставки: 11-я ТПХВ 1883-1884 (Санкт-Петер­бург, Мос­ква). Мо­делью послужила А.К. Ди­терихс (1859-1927), обще­ст­венная дея­тель­ница и писатель­ни­ца, ставшая в 1886 году супру­гой издателя и публициста В.Г. Черткова, друга Л.Н. Толстого.

Передвижники

Благодарим пиар-службу Государ­ст­венной Третьяковской галереи за пос­тоянное внимание и пригла­ше­ния! Спасибо, мальчишки и девчонки!

И всех поздравляем с новой выставкой и новым зданием ГТГ!

Алексей Сидельников
Главный редактор

Третьяковская галерея

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,

Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж

30 октября 2024 — 6 апреля 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Рама для картины

Адепты красного. Малявин & Архипов

Медный змий и Покорение Сибири в Третьяковке!

__________________

В Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Перейти К началу страницы