Центральный выставочный проект Третьяковской галереи 2024 года посвящён творческой деятельности художников — членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок, которых мы сегодня называем передвижниками. Ведущие мастера второй половины XIX века — В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.И. Куинджи, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.М. Прянишников, Н.А. Ярошенко и другие — составили ядро Товарищества и вошли в историю русского искусства. Без них судьба отечественной живописи была бы иной. Сегодня передвижничество стало центральным системообразующим явлением русской культуры того времени.
Выбор проекта для открытия новых пространств Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной неслучаен. Творческий подъём передвижников в 1870–1890-е годы счастливо совпал с периодом зрелости коллекции Павла Михайловича Третьякова. Их произведения стали стержнем собрания основателя Третьяковской галереи. Представляя посетителям новые музейные пространства, Галерея вспоминает о своих истоках.
- Ге Н.Н. 1831-1894. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Холст, масло. 134,8×172,7. В свету: 134х172. ГТГ
- Крамской И.Н. 1837-1887. Неизвестная. 1883. Холст, масло. 76,1×102,3. В раме: 121,5×146. В свету: 74,5х99. ГТГ
- Ге Н.Н. 1831-1894. «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890. Холст, масло. 233 х 171. ГТГ
- Перов В.Г. 1833-1882. Портрет Ф.М. Достоевского (1821-1881). 1872. Холст, масло. 99,6×81. В раме: 132,5×112,5. ГТГ
- Саврасов А.К. 1830-1897. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. 62×48,5. ГТГ
- Перов В.Г. 1833-1882. Охотники на привале. 1871. Холст, масло. 119×183. ГТГ
- Шишкин И.И. 1832-1898. Рожь. 1878. Холст, масло. 107,5×188. В раме: 151,5×233,5. ГТГ
- Крамской И.Н. 1837-1887. Христос в пустыне. 1872. Холст, масло. 184×214. В раме: 227×258,5. В свету: 180х210. ГТГ
- Левитан И.И. 1860-1900. Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. 152×207,5. В раме: 192×252,5. ГТГ
Выставка станет первым за последние 50 лет масштабным проектом, посвящённым наследию передвижников. Её цель — актуализация искусства русского реализма, освобождение от штампов в его восприятии.
В состав выставки войдут как известнейшие произведения русского искусства, так и малознакомые картины передвижников. Собранные вместе, эти работы раскроют круг проблем, волновавших художников и общество, обозначат особенности их творческого метода и наметят пройденный путь в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Критические высказывания современников расскажут о сложностях восприятия, а хроника деятельности Товарищества и архивные документы воссоздадут историю в фактах и покажут многогранность деятельности Товарищества как независимого просветительского объединения художников.
В дополнение к основной экспозиции Третьяковская галерея представит мультимедийный спецпроект, в рамках которого расскажет о деятельности Товарищества на протяжении 53-летней истории (1870–1923), покажет географию маршрутов передвижных выставок и познакомит с ключевыми именами коллекционеров произведений передвижников, результатом собирательской практики которых стали коллекции крупных художественных музеев страны.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 30.09.2024
29 октября 2024 г.
Сегодня выставка «Передвижники» открылась в новом здании на Кадашёвской набережной в Москве. Здание свёжевыстроенное, сверхсовременное. Выставка — хорошая. И очень нужная. Причина вот в чём. Передвижники давно стали базовыми художниками в нашей культуре. Знакомство с их работами стало непременным, как знание «Азбуки». Так что выставка важна, в первую очередь, новым поколениям. Не имеем ни малейшего представления как их туда привести. Вернее, как туда их загнать, ведь столько лет на культуру просто плевали, да и что скрывать — изменения в лучшую сторону не самые заметные.
Так что, найдите время, возьмите детей (детей вплоть до 40-летних) и идите в Третьяковку. Нужно работать на будущее. Третьяковка старается это делать, может быть и не осознанно.
Ах, да! Освещение показалось недостаточным. Наверное, можно сказать о воздействии света на картины и т.п. Но в других музея светлее.
Нужны скамейки для возрастных и уставших посетителей. Имеющаяся в конце зала не вмещает всех желающих.
Фотографии ГТГ 29.10.2024
- Иван Крамской. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1885. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Выставки: 14-я ТПХВ 1886-1887 (СПб)
- Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича. 1891. ГТГ.
- Николай Ярошенко. Курсистка. 1883. Холст, масло. Калужский изобразительный музей искусств. Выставки: 11-я ТПХВ 1883-1884 (Санкт-Петербург, Москва). Моделью послужила А.К. Дитерихс (1859-1927), общественная деятельница и писательница, ставшая в 1886 году супругой издателя и публициста В.Г. Черткова, друга Л.Н. Толстого.
Благодарим пиар-службу Государственной Третьяковской галереи за постоянное внимание и приглашения! Спасибо, мальчишки и девчонки!
И всех поздравляем с новой выставкой и новым зданием ГТГ!
Алексей Сидельников Главный редактор
Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,
Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж
30 октября 2024 — 6 апреля 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________